Особенности методики и специфика лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе с использованием персонального тренинга в домашних условиях. Упражнения для нормализации повышенного мышечного тонуса

ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3-4 года) - 15 мин, со средней (4-5 лет) - 20 мин, со старшей (5-6 лет) - 25 мин, с подготовительной (6-7 лет) - 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.

B дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.

Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицинских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1-4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. B первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.

  • 1. Тренировка удержания головы. B положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка - поворотов и присаживания. B положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия.
  • 2. Тренировка поворотов туловища. Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. B положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координаций. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия.
  • 3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале следует тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, для тренировки поворотов, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках надо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями.
  • 4. Тренировка сидения. Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята.
  • 5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. B позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия.
  • 6. Тренировка ходьбы. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно.

Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:

  • - нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
  • - формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
  • - коррекция сенсорных расстройств;
  • - коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
  • - тренировка мышечно-суставного чувства;
  • - профилактика и коррекция контрактур;
  • - активизация психических процессов и познавательной деятельности.
  • - нормализация дыхательной функции

Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, помогает восстановлению речи. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. B связи с этим для детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выполнения упражнений, т.е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя - преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя - преобладает верхне-грудное дыхание. B занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоречевую гимнастики и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.

Коррекция осанки

При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергий и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и кифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса и разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике коррекции сколиоза.

Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.

П.Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в суставах - азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной патологией работа суставов верхних и нижних конечностей начинается с самых простых движений, с облегченных исходных положений в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр.). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабатывать все возможные движения в каждом суставе. При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаблением и маховыми движениями. Можно также использовать различные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллельные брусья для нижних конечностей).

Особенное внимание следует обратить на разработку ограниченных движений - разгибание и отведение в плечевом суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазобедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу.

Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук

Основная функция руки - манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, дифференцированную работу. Манипулятивная функция важна для самообслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца. Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. B занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для тренировки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму.

Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). B связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лангеты, шины, тутора, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства могут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лангеты, шины, аппараты). Их используют 3-4 раза в день, длительность пребывания в специальных укладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспомогательные средства способствуют торможению патологической тонической активности, нормализации реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с различными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной деятельности

B психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи.

Таким образом, ЛФК - важнейшая часть общей системы адаптивной физической культуры. Основными средствами являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и динамики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогрупповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК закрепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эффективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействие невролога, врача ЛФК, логопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей.

Нормализация дыхания

Умение правильно дышать при различной физической нагрузке обеспечивает повышение работоспособности организма, улучшает обмен веществ, укрепляет здоровье и способствует восстановлению речи у больных детей. У детей, страдающих церебральными параличами, обычно дыхание бывает слабое, поверхностное. Они плохо сочетают движения с дыханием, а многие страдают нарушениями речи, тесно связанными с отсутствием правильной постановки дыхания. Поэтому обучение больного правильному дыханию является весьма существенным не только с точки зрения улучшения его общего состояния, но и для разрешения специальных лечебных задач. Так, у ребенка, обученного глубокому ритмичному дыханию, происходит расслабление спастичных мышц и в первую очередь мышц туловища, что способствует обучению его движениям и правильной речи. При обучении ребенка дыханию важно правильно выбрать исходное положение, так как в зависимости от положения тела меняются условия для дыхания. В положении лежа на спине несколько затруднен выдох и его нужно делать с некоторым усилием, сокращая мышцы брюшного пресса. В положении лежа на животе преобладает подвижность нижних ребер, При лежании на боку дыхательные движения с опорной стороны ограничены и свободны на противоположной, при этом выдох производится более свободно, чем вдох. В положении стоя жизненная емкость легких достигает максимальных величин. В положении сидя с расслабленными мышцами живота преобладает нижнее грудное дыхание, а брюшное затруднено. При сидении с выпрямленным туловищем преобладает верхнее грудное дыхание и т. д. Способ дыхания тесно связан с осанкой, так же как и осанка влияет на способ дыхания. Поэтому обучение нормальному дыханию надо сочетать с обучением правильному расположению всех частей тела в разнообразных исходных положениях. Прежде чем подбирать специальные упражнения, надо проверить, как ребенок дышит и как он умеет управлять своим дыханием. В более легких случаях, когда не отмечается особых отклонений при дыхании, больной сможет после показа свободно выделить основные типы дыхания. Но даже в самых легких случаях он не умеет, как правило, сочетать движения с дыханием. На это надо обратить особое внимание, сделав основной задачу тренировки сознательно управляемого дыхания при различных движениях. В работе М. Мачек, И. Штефановой и Б. Швецаровой (1964) даны весьма ценные упражнения, которые нами были с успехом проверены на практике. Так, они рекомендуют упражнения под счет, с разной скоростью и длительностью вдоха и выдоха, производимые плавно, быстро, в различных сочетаниях. Например: 1) вдох быстрый, резкий на 1--2 счета; выдох медленный на 4 счета; 2) вдох медленный на 4 счета, выдох быстрый на 1--2 счета; 3) вдох спокойный на 2--4 счета; выдох тоже; 4) вдох с остановками 2--3 раза; выдох спокойный, медленный, без остановок и т. д. Эти упражнения рекомендуется проводить в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, руки вдоль туловища или на опоре. В дальнейшем рекомендуется давать упражнения с соответствующими дыханию движениями рук; на сочетание вдоха и выдоха с определенными движениями, выполняемыми быстро, медленно, резко, плавно; с перемещениями каких-либо предметов -- с броском мяча и т. п., а также в сочетании с ритмичными движениями рук и ног -- при ходьбе на месте и пр. Например: 1) вдох -- лежа на спине, руки в стороны на 3 счета; выдох -- опускание рук на 4 счета; 2) вдох -- сидя, согнув руки в локтях, поставив концы пальцев к плечам, на 2 счета; выдох -- опустить руки вниз на 2 счета; 3) вдох и выдох при ритмичных движениях (как ходьба или ее имитация). Дается задание делать вдох и выдох на определенное число счетов. При более тяжелых нарушениях координации движений, при отсутствии полного дыхания и неумении выделять отдельные типы дыхания прибегают к таким приемам. 1. Задание дается не на выполнение вдоха и выдоха, а на какое-то конкретное действие, которое не может быть выполнено без активного вдоха или выдоха. Например: надувание шарика, резиновой игрушки, «игра» на флейте, дудке, губной гармошке и т. д. 2. Больной не научился еще выделять отдельные типы дыхания, хотя произвольно выполняет вдох и выдох. В этих случаях рекомендуется оказать сопротивление на соответствующих участках грудной клетки. Сила давления изменяется вместе с дыхательными движениями. В начале вдоха и в конце выдоха нажим усиливается, а в конечной фазе вдоха и в начале выдоха -- ослабевает. При выделении верхнегрудного дыхания стимуляция в виде сопротивления может быть оказана под ключицами или на грудине. Для нижнегрудного дыхания сопротивление применяется к нижним ребрам с боков или с края реберной дуги, ближе к середине. При односторонней спастичности мышц туловища и плечевого пояса можно давать упражнения в дыхании с сопротивлением в исходном положении больного лежа на противоположном («здоровом») боку.

Является только симптомом болезни, а не самой болезнью. Лечение должно быть направлено против основного заболевания, однако необходимо проводить и симптоматическое лечение.

Ведущую роль при этом играет - комплекс массажа и лечебной гимнастики, способствующих восстановлению движении, а также предупреждающих появление деформаций и контрактур.

Укладывание руки (рис. 1) и ног (рис. 2) при центральном параличе для предупреждения контрактур.

Комплекс состоит из следующих элементов: 1) укладывание парализованной конечности в правильное положение; 2) массаж; 3) пассивные движения; 4) активные движения. При центральном параличе конечностям следует придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур (рис. 1 и 2). С начала второй недели начинают массаж. Мышцы, в которых повышен , слегка поглаживают, остальные мышцы массируют обычными приемами в зависимости от состояния больного. Наряду с этим проводится гимнастика, включающая пассивные и активные упражнения (рис. 3-17). Пассивные движения следует начинать возможно раньше, лучше в конце первой недели (в зависимости от состояния больного). Вначале они могут быть ограничены несколькими минутами. Их нужно производить в медленном темпе, но в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей (чрезмерное сгибание, приведение или разгибание).


Рис. 3-17. Лечебная гимнастика при центральных параличах: рис. 3 - пассивные движения ; рис 4 - пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону; рис. 5 и 6 - разгибание руки в с отведением выпрямленной руки в сторону; рис. 7 - разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи; рис. 8 - супинация и пронация ; рис. 9 - вращение бедра в ; рис. 10 - приведение и отведение бедра; рис. 11 - сгибание при разогнутом бедре лежа на боку; рис. 12 - пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе; рис. 13 - пассивные движения в ; рис. 14 - удержание пораженной кисти в приданном ей положении; рис. 15 - удержание пораженной стопы в приданном ей положении; рис. 16 - облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении); рис. 17 - облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока.

При появлении произвольных движений следует объяснить больному необходимость активного и частого их повторения. Выбор активных упражнений в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц. Со 2-3-й недели (у пожилых и слабых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1-2 часа в день. К концу 3-4-й недели можно проводить большую часть дня в удобном кресле. При обучении ходьбе больного следует прежде всего научить наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу кнаружи. При ходьбе высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни туловищу и конечностям тоже придают положение, препятствующее в дальнейшем развитию контрактур. Возможно раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер; паретичные мышцы массируют всеми приемами, а антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают пассивные движения. При появлении движений добавляются активные упражнения. Полезна гимнастика в ванне, бассейне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют внутрь по 0,01-0,015 г 3 раза в день или подкожно по 1 мл 0,05% раствора ежедневно, дибазол по 0,015 г 3 раза в день, внутримышечные инъекции - 5% раствор по 1 мл ежедневно. При параличах с повышением мышц - мелликтин по 0,02 г 3 раза в день до еды.

Только своевременно выявленный детский церебральный паралич и незамедлительно начатое лечение дают ребенку шанс на хотя бы частичное выздоровление и социальную адаптацию. Для определения детского церебрального паралича у грудничков существует ряд тестов, некоторые из них родители могут провести самостоятельно. Ну а при подтверждении диагноза стоит запастись мужеством и терпением: лечение будет длительным, требующим полной самоотдачи со стороны взрослых.

Детский церебральный паралич: классификация болезни

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одна из самых тяжелых форм двигательных церебральных (мозговых) нарушений у детей, возникающая от разных причин (их насчитывают до 400, а значит, настоящая причина не известна) во время беременности и в родах. ДЦП - это, в первую очередь, нарушенный мышечный тонус и неправильная координация движений, и это инвалидность. К сожалению, заболевание это становится все более распространенным. Встречается у детей от 3 месяцев и до 3 лет (не леченые дети с этой патологией дольше 3 лет живут очень редко). Однако если та или иная форма детского церебрального паралича (ДЦП) выявлена своевременно, и лечение начато без промедления, то у ребенка появляется возможность социальной адаптации в будущем (иметь работу и семью). Хорошая новость состоит в том, что данное заболевание не прогрессирует, а по мере роста ребенка симптомы болезни могут уменьшаться.

В какой форме протекает детский церебральный паралич, должен определить врач-невропатолог.

При классификации детского церебрального паралича в течении болезни по данным разных специалистов различают от 3 до 4 периодов:

острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

  • синдрома нарушения мозгового кровообращения - имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;
  • синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) - родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть ;
  • судорожного синдрома - судороги бывают по нескольку раз в день;
  • синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов - хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;
  • диэнцефального синдрома - отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

восстановительный период:

  • ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) - начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения;
  • поздний восстановительный период - длится до 1-2 лет;

период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, - начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5 ч в день, в 3-7 лет - до 6 ч.

На фото детского церебрального паралича показано, как протекает заболевание на разных периодах:

Определение детского церебрального паралича: симптомы у новорожденных младенцев

Задача родителей и детского врача - как можно раньше выявить симптомы детского церебрального паралича у новорожденных, для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Для проверки мышечного тонуса и симметрии тела ребенка с 2 месяцев: положите его на ровную и плотную поверхность на живот и приподнимите правой рукой обе ножки примерно на 15-20°. Крепко удерживая вытянутые ножки, левой рукой поглаживайте спинку от копчика до шеи вдоль позвоночника с легким нажимом (чтобы малыш слегка прогнулся). Если ваша левая рука не чувствует сопротивления, а линия движения вдоль позвоночника ровная (прямая), то мышечный тонус ребенка нормальный. При нарушении мышечного тонуса и асимметрии тела ваша рука на своем пути резко изменит направление; тело ребенка в этот момент прогнется в сторону (а не вниз); при этом вы отчетливо почувствуете напряжение мышц под рукой; ножки малыша будут согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

В этом же возрасте у ребенка можно заметить такие признаки детского церебрального паралича, как запрокидывание головки, напряжение в области затылка. При поддержке под мышки он опирается не на полную стопу, а на кончики пальцев («на цыпочки»).

У здоровых детей врожденные рефлексы начинают исчезать с 3 месяцев. Если хватательный, поисковый рефлексы, рефлекс автоматической походки после 4 месяцев не исчезают, а даже усиливаются, то высока вероятность наличия повышенного мышечного тонуса. В положении на животе такой ребенок сгибает руки, ноги и приподнимает таз.

Новорожденный ребенок в норме совершает ритмичные автоматические движения. Если же малыш лежит без движений, ручки сжаты в кулачки, приведены к туловищу, большой палец зажат внутрь, а ножки перекрещены, это очень похоже на спастический парез верхних и нижних конечностей.

Если же движения совершаются, но при этом ребенок вялый, «распластанный», ладошка разогнута, кисть свисает, а ножки находятся в позе «лягушки», то можно заподозрить вялый парез конечностей.

Как еще можно заподозрить неладное? Если на протяжении 1-3 месяцев у малыша преобладают отрицательные эмоции (частый плач), отсутствует «гуление», то следует обратить на это внимание педиатра.

Тестирование детей на выявление ДЦП

Тестирование детей с ДЦП должен делать только врач, но об основных принципах таких тестов полезно знать и родителям.

Тесты для детей на выявление ДЦП в положении на спине:

  • врач располагает свою руку под головой ребенка и делает попытку ее согнуть. В норме голова сгибается легко, а при ДЦП голова давит на руку;
  • врач берет малыша за кисти и тянет на себя. В норме ребенок сгибает голову и пытается сесть.

Как видно на фото, у детей с ДЦП голова отбрасывается назад:

  • руки ребенка поднимают вверх параллельно голове (отводят в стороны, перекрещивают). При ДЦП малыш сопротивляется этим движениям;
  • врач разгибает ножки ребенка, захватывает их под коленями и сгибает по направлению к животу. При болезни детский церебральный паралич определяется сопротивление этому движению.

Тесты в положении на животе:

  • врач захватывает кисть ребенка и пытается расположить руки по обе стороны головы (выводит руки из-под грудной клетки). При ДЦП ощущается сопротивление.
  • Для диагностики детского церебрального паралича врач кладет руку под подбородок малыша и пытается поднять ему голову. У детей, больных детским церебральным параличом, подбородок давит на руку врача. В норме к 5 месяцам малыш самостоятельно поднимает голову в положении на животе, опираясь при этом на руки.

Тесты для детей на выявление признаков детского церебрального паралича (ДЦП)

Позвоночник взрослого человека напоминает пружину, имеющую несколько изгибов (лордозов) - шейный и поясничный. Именно они и позволяют сохранять вертикальное положение тела. Новорожденный этих изгибов не имеет, т. е. его позвоночник практически прямой. Шейный изгиб (лордоз) появляется в 2,5 месяца, что и позволяет ребенку удерживать голову в вертикальном положении. При спастической форме детского церебрального паралича у младенцев шея как бы вставлена в плечи («короткая шея»), и при этом формирование шейного лордоза опаздывает.

При ДЦП (повышенный тонус мышц спины) новорожденный может держать голову из положения на животе раньше, чем в 2 месяца. Чтобы понять это, нужно положить ребенка на спинку и попытаться поднять его за руки (проба 2) - голова будет свисать.

Поясничный лордоз должен быть сформирован в 6 месяцев, после этого малыш и начинает сидеть самостоятельно. Если поясничный изгиб недостаточный, то туловище имеет наклон вперед, что нарушает равновесие (опору на ноги). Избыточный поясничный изгиб (гиперлордоз) приводит к тугоподвижности (контрактуре) тазобедренных суставов (одного или обоих), из-за чего походка сильно меняется: появляются колебательные движения при ходьбе (из стороны в сторону или вперед-назад).

Тесты для определения правильного поясничного лордоза

1. Исходное положение - лежа на спине. Подтянуть колено ребенка к груди. Если другая нога в это время поднимается так, что ее невозможно прижать вниз, это свидетельство того, что мышцы-сгибатели бедра укорочены.

2. Исходное положение - лежа на животе. Привести пятку ребенка к ягодице. При укорочении прямой мышцы бедра это сделать не удается.

Лечение детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП)

При постановке диагноза детский церебральный паралич лечение проводится комплексное, направленное на обучение движению, восстановление нарушенных функций, что достигается неутомимым (подвижническим!) трудом родителей. По статистике, значительное улучшение отмечается у 25% больных, а некоторое смягчение дефектов - у 50%. Ещё 25% детей не имеют никакой положительной динамики.

Сложность лечения детского церебрального паралича у младенцев состоит в том, что лекарственные препараты могут ускорять процесс «созревания» нервных волокон, нормализовать мышечный тонус, но никак не влияют на мышечные и суставные контрактуры, не позволяющие приобретать ребенку опыт нормальных поз и движений. Ежедневная лечебная физкультура и массаж способны помочь малышу развиваться нормально. В любом случае примирение с инвалидностью не является решением этой проблемы. Начало занятий лечебной физкультурой в любом возрасте дает положительные изменения: улучшается эмоциональное состояние ребенка, уменьшаются (или исчезают) мышечные контрактуры.

В начальной стадии ДЦП лечение детей положением (укладкой) проводят после расслабляющего массажа и расслабляющих упражнений.

Для того чтобы придать телу физиологически правильное (симметричное) положение, используют специальные валики с песком, шинки с мягкой внутренней прокладкой. В таких укладках ребенок может находиться в течение 2 часов, затем следует отдых 1-2 часа, и шинки накладывают снова.

В старшем возрасте используют положение с максимальным сближением точек прикрепления мышц.

Поза лежа на спине: под голову подложить валик (подушку), чтобы голова была практически опущена на грудь. Руки согнуть в локтях или скрестить на груди. Следует согнуть тазобедренные и коленные суставы (под колени подложить валик), угол сгибания подбирается индивидуально. Стопы поставить на опору, бедра свободно развести.

Зарядка для детей, больных детским церебральным параличом

Во время реабилитации детского церебрального паралича главными целями ЛФК являются:

  • нормализация мышечного тонуса, чтобы ребенок мог совершать произвольные движения;
  • обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом; закрепление чувства позы, тренировка вестибулярного аппарата. При этом следует помнить, что любое интенсивное (неосторожное) воздействие может привести к повышению мышечного тонуса (боль повышает тонус мышц). Начинать ЛФК следует сразу, как только стихнут симптомы повышенного внутричерепного давления и прекратятся судороги.

Занятия с детьми с ДЦП для нормализации повышенного мышечного тонуса.

Упражнение 1. Предназначено для выявления и устранения асимметрии туловища, повышенного тонуса мышц спины, затылка (формирует шейный изгиб и выявляет нарушения в тазобедренных суставах).

Такая зарядка для детей с ДЦП выполняется не ранее 2-месячного возраста (во время формирования шейного лордоза). Если есть указания на травму в шейном отделе позвоночника, то упражнение выполняется только после процедуры лечебного массажа.

Исходное положение - лежа на спине. Инструктор приводит ребенка в сгибательное положение («поза эмбриона»): руки скрещивают на груди, согнутые в коленях ножки приводят к животу и сгибают голову к груди. Колени малыша должны быть согнуты и максимально приближены к голове по срединной линии тела (при дисплазии тазобедренных суставов и симптоме «короткой шеи» это сделать не удается, и ребенок выполняет легкий вариант упражнения). Несколько секунд удерживают малыша в этом положении, производя покачивающие движения.

Поза в положении сгибания является естественной для здорового ребенка и не вызывает трудностей при ее выполнении. Если у ребенка имеется повышенный тонус (ригидность) мышц спины и затылка, то он будет плакать. Ни в коем случае не следует сгибать ребенка с применением большой силы!

При дисплазии тазобедренного сустава малыш «выскользнет» из рук инструктора, стараясь освободиться и сделать наклон в другом направлении.

Это упражнение для детей с ДЦП помогает уже через 14 дней 5-8-месячным детям с повышенным тонусом мышц шеи и спины, не умеющим держать голову, переворачиваться и садиться.

Упражнение 2. Предназначено для определения и устранения повышенного тонуса мышц бедер, формирования поясничного изгиба позвоночника. Оно показано детям, которые при выполнении автоматической походки опираются не на всю ступню, а на пальчики. Выполняется не ранее, чем в 6-месячном возрасте (в начале формирования поясничного лордоза), после консультации врача-ортопеда. Упражнение способствует внутреннему вращению бедра, а потому, прежде чем его выполнять, нужно убедиться, что у ребенка нет (если есть - устранить) дисплазии или подвывиха тазобедренного сустава.

Исходное положение для этого упражнения из комплекса ЛФК для детей с ДЦП - ребенок сидит между пяток на согнутых в коленях ногах, ступни находятся на ширине плеч, развернуты вверх. Инструктор наклоняет малыша назад так, чтобы голова, плечи, спина касались поверхности стола. Правая рука инструктора тянет вниз голову и плечи, а левая - фиксирует колени. Ребенок с нормальным мышечным тонусом легко и с удовольствием остается в этой позе.

При напряженных мышцах бедер ребенок постарается освободиться из положения, причиняющего неприятные ощущения, как можно скорее, и резко выпрямит ноги. В таком случае следует сделать разогревающий массаж нижних конечностей и повторить упражнение, стараясь преодолевать сопротивление мышц. Как только малыш без сопротивления начнет выполнять это упражнения ЛФК для детей с ДЦП, он сможет вставать на всю ступню (нормализуется тонус мышц бедер), а потом и садиться самостоятельно (упражнение формирует поясничный лордоз).

Как заниматься с детьми, больными ДЦП

Заниматься с детьми с ДЦП нужно ежедневно, только так можно достичь прогресса.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП, помогающий развивать двигательные навыки.

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на пятках. Встать перед ребенком, положить его руки себе на плечи и, фиксируя его в области таза, стимулировать вставание на колени.

Упражнение 2. Исходное положение - стоя на коленях. Поддерживая ребенка под мышки, передвигать его из стороны в сторону, чтобы он научился самостоятельно переносить массу тела на одну ногу, другую ногу отрывал от опоры и разводил руки.

Упражнение 3. Исходное положение ребенка - сидя на корточках. Встать сзади малыша, надавливая на колени. Продвигать туловище ребенка вперед, разгибая его колени.

Упражнение 4. Исходное положение ребенка - сидя на стуле. Встать лицом к ребенку, своими ногами фиксировать его ноги к полу, взять за руки. Во время выполнения этого физического упражнения для детей с ДЦП нужно потягивать ребенка за руки вперед и вверх, побуждая самостоятельно встать.

Упражнение 5. Исходное положение ребенка - стоя, одна нога впереди другой. Попеременно толкать малыша то в область спины, то в область груди так, чтобы научить его сохранять равновесие.

Упражнение 6. Исходное положение - стоя. Занимаясь гимнастикой для детей с ДЦП, нужно взять малыша за руку, тянуть и толкать в разных направлениях, побуждая сделать шаг.

Упражнение 7. Исходное положение - лежа на спине. Надавливать стопами на твердую опору (упражнение улучшает опороспособность).

Суставная гимнастика для детей с ДЦП и видео физических упражнений

Суставная гимнастика для детей с ДЦП – важный этап физической реабилитации.

Комплекс ЛФК детям с ДЦП для развития суставов.

Упражнение 1. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Одну ногу ребенка удерживать в положении разгибания, другую постепенно сгибать в тазобедренном и коленном суставах. Бедро, по возможности, привести к животу, после чего медленно произвести его отведение.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на боку. Медленно отводить бедро при согнутом колене.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на животе на краю стола так, чтобы ноги свешивались вниз. Постепенно разгибать конечности.

Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. Согнуть колено, затем максимально разогнуть его.

Упражнение 5. Исходное положение ребенка - лежа на животе, под грудь подложен валик. Приподнять малыша за вытянутые руки, легкими рывками производя пружинящие разгибательные движения верхней части туловища.

Упражнение 6. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Сгибать руку ребенка так, чтобы его лицо было повернуто в сторону сгибаемой руки. После этого провести сгибание руки при положении головы в противоположную сторону.

Посмотрите видео гимнастики для детей с ДЦП, направленной на тренировку суставов:

Физическая реабилитация детей с ДЦП: занятия ЛФК

В ЛФК для детей с ДЦП также входят упражнения для мышц живота и упражнения на растяжку.

Реабилитация детей с детским церебральным параличом: упражнения для мышц живота.

Упражнение 1. Исходное положение - ребенок сидит на коленях у матери. Прижать спинку ребенка к своей груди и провести наклон вместе с ним (для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно). Фиксировать ножки и таз малыша, чтобы подъем он осуществил самостоятельно. Если подъем вызывает затруднения, то мать должна помочь ему подняться.

Упражнение 2. Исходное положение ребенка - лежа на спине, руки прижаты к туловищу. При помощи махового движения ноги он должен сделать попытку повернуться со спины на живот и обратно без помощи рук.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине. Делать вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП: упражнения на растяжку.

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на полу. Ноги вытянуть вперед так, чтобы тело располагалось под прямым углом. Вытянуть руки перед собой (параллельно опоре), сделать вдох. На выдохе согнуть тело вперед так, чтобы ладони коснулись пальцев ног. Наклонять туловище малыша все больше и больше до тех пор, пока лоб не коснется ног. Упражнение устраняет тугоподвижность мышц спины, делая позвоночник гибким, улучшая кровообращение и функцию спинномозговых нервов.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, руки вдоль туловища. Опираясь на ладони, медленно поднимать грудную клетку вверх (тело от талии до ступней должно соприкасаться с опорой). Голова при этом запрокинута назад, ноги и ступни вместе. Дыхание медленное и глубокое. На протяжении всего позвоночника повышается тонус мышц, связок, улучшается функция нервных стволов и кровеносных сосудов.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе. Поднять прямые ноги ребенка над головой, колени не сгибать, руки лежат на полу. Постараться коснуться кончиками пальцев пола над головой. Медленно вернуться в исходное положение. Упражнение полезно не только для позвоночника, спинного мозга, всех спинномозговых нервов, но также и для мышц рук и ног.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя на полу. Согнуть правую ногу так, чтобы пяткой коснуться противоположного бедра. Левую стопу расположить на полу с правой стороны правого колена, перевести правую руку вокруг левого колена и удерживать ею стопу левой ноги. Левую руку завести за спину к правой стороне талии как можно дальше, повернуть голову влево и наклонить так, чтобы подбородком коснуться левого плеча, при этом правое колено не должно отрываться от пола. Упражнение корректирует дефекты спины на всем ее протяжении. Малыши могут выполнять упражнение с помощью взрослых, которые помогают удерживать им принятую позу.

Адаптивная лечебная физкультура для детей с ДЦП

Немаловажное место при занятиях ЛФК для детей с ДЦП отводится упражнениям для верхних и нижних конечностей, туловища и шеи.

Упражнения для расслабления мышц верхних конечностей.

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова расположена строго по средней линии, рука и нога на одной стороне фиксированы мешочками с песком. Свободная рука согнута в локте, предплечье фиксирует инструктор (мать). Инструктор (мать) удерживает руку ребенка до ослабления повышенного тонуса (гипертонуса) мышц, после чего производит потряхивание кисти ребенка в чередовании с пассивными движениями в лучезапястном суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).

При помощи точечного массажа, проводимого параллельно, можно стимулировать активные сгибания и разгибания кисти.

В заключение упражнения производятся потряхивание и укладка предплечья и кисти в среднее положение с фиксацией шинками или валиками с песком.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, голова в срединном положении, руки отведены в стороны, предплечья спущены с кушетки, под туловище подложена подушка, ноги и таз зафиксированы. Инструктор (мать) удерживает плечо ребенка до исчезновения (ослабления) непроизвольных движений, затем раскачивает и потряхивает предплечье, проводит пассивные сгибания и разгибания в локтевом суставе. Стимулирует массажными приемами активные движения в локтевом суставе ребенка, снова раскачивает предплечье и в заключение фиксирует руку в срединном положении.

Упражнения лечебной физкультуры детям с ДЦП для нижних конечностей.

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова в срединном положении, руки фиксированы, ноги согнуть так, чтобы они касались живота. Инструктор (мать), удерживая голени в верхней трети передней поверхности, производит отведения в тазобедренных суставах. Затем, фиксируя одну ногу, проводит круговые движения с разгибанием ноги (для каждой ноги).

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе. Инструктор (мать) одной рукой фиксирует таз ребенка, другой - поддерживает ногу за нижнюю треть бедра. Таз фиксируется с помощью мешочков с песком. Инструктор (мать) одной рукой поддерживает ногу за нижнюю треть бедра, другой рукой проводит стимулирующий массаж для сокращения большой ягодичной мышцы. По окончании упражнения нога ребенка должна «упасть» на мягкую опору.

Во время адаптивной физкультуры для детей с ДЦП на следующем этапе инструктор производит пассивные разгибания в тазобедренном суставе, после чего ребенок удерживает ногу самостоятельно на определенный счет. Затем осуществляется свободное падение ноги на мягкую опору.

Упражнения для мышц туловища и шеи.

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова в срединном положении. Инструктор (мать), придерживая туловище ребенка с двух сторон, проводит легкое покачивание тела с бока на бок, обращая внимание на то, чтобы ребенок не оказывал сопротивления.

Затем инструктор (мать), удерживая голову ребенка, свободно покачивает ее, чередуя покачивания с поворотами головы (без сопротивления).

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на правом (левом) боку, правая (левая) рука находится под головой, левая (правая) - вдоль туловища. Инструктор (мать) мягко толкает ребенка, чтобы он упал на спину или живот. Малыш должен удерживать исходное положение при толчках, расслабляя мышцы и падая только по сигналу инструктора.

Упражнение 3. Исходное положение - сидя в кресле, руки на подлокотниках, голова опущена на грудь. Инструктор (мать) проводит пассивные наклоны, повороты головы, сгибание-разгибание (без сопротивления со стороны ребенка). Ребенок должен фиксировать голову при проведении пассивных движений, затем активно расслаблять мышцы так, чтобы голова «падала» на грудь.

Дыхательная гимнастика для детей с ДЦП

Дыхательная гимнастика для детей с ДЦП также входит в комплекс реабилитационных упражнений.

Упражнения для коррекции дыхания.

Исходное положение при выполнении любого упражнения - лежа на спине, с постепенным переходом к положению сидя и стоя.

Упражнение 1. Ребенку надо показать, как делать глубокий вдох и глубокий выдох через нос и рот, после чего предложить ему выдохнуть на тонкую бумагу (перышко, флажок), свою ладонь. Во время дыхательной физкультуры для детей с ДЦП можно надувать игрушки и пускать мыльные пузыри.

Упражнение 2. Для улучшения дыхательных функций надо научить ребенка на выдохе произносить звуки с разной громкостью, свистеть в свисток, играть на губной гармошке, петь.

Упражнение 3. Проводить вдох на счет «раз, два, три», при этом поднимая руки вверх, и выдох на счет «четыре, пять, шесть», опуская руки вниз. Делать выдох в воду, опуская голову в ванну с водой.

Развивающие занятия для детей с ДЦП: игры и упражнения

Во время развивающих занятий для детей с ДЦП необходимо выполнять мимические упражнения. Проблема распознавания (идентификации) чувств является актуальной не только для детей с ДЦП. Иначе говоря, это совсем даже и не «детская» проблема - не всякий взрослый может ответить на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» Не говоря уж о том, что умение отреагировать на те или иные отрицательные эмоции в безопасной для себя и окружающих форме является залогом не только душевного спокойствия, но и физического здоровья.

Научить ребенка проводить имитацию различных эмоциональных состояний с тем, чтобы различать их впоследствии в обыденной жизни, и при помощи мимических мышц осуществлять разрядку этих эмоций - задача психогимнастики.

Игры и мимические упражнения для детей с ДЦП, направленные на тренировку эмоций.

Интерес, внимание: показать ребенку, как принюхивается собака, как подслушивает лисичка, как командир изучает карту. Попросить его повторить этюды.

Удивление: сделать круглые глаза.

Радость, удовольствие: попросить ребенка показать, как ведет себя котенок, когда его гладят; попросить улыбнуться; представить, что прилетел Карлсон (пришел Дед Мороз) и принес вкусные конфеты (игрушки).

Страдание: показать ребенку, как болит живот; как плачет грудной ребенок; как бывает холодно на морозе.

Отвращение: попросить ребенка представить себе, что он пьет соленую газированную воду.

Гнев: попросить ребенка показать, как сердится бабушка (мама, папа, дедушка).

Страх: попросить ребенка представить, как лисенок потерял свой дом.

Вина и стыд: попросить ребенка вспомнить, как он потерял любимую мамину (бабушкину, дедушкину, папину) вещь; попросить прощения.

Выполнив данные упражнения для малышей с детским церебральным параличом, нужно попросить ребенка несколько раз повторить этюды.

Статья прочитана 11 512 раз(a).

ДЦП является патологией, которая заключается в параличе центральной нервной системы, возникшей по причине поражения нескольких или же одного отдела головного мозга человека. Заболевание может начать формироваться еще в период нахождения плода в утробе матери, сразу после родов или в течение непродолжительно времени после этого. Для того чтобы предотвратить продолжение развития патологии применяют различные методики и терапии, среди которых игры для детей с ДЦП представляют весьма действенный способ.

Что такое ЛФК

ЛФК – лечебная физкультура, которая направлена на восстановления функций организма человека. Специальные упражнения для детей с ДЦП способствуют торможению паралича центральной нервной системы. Комплекс упражнений лечебной физкультуры позволит постепенно вернуть детям контроль над своими движениями, значительно улучшить координацию, а также частоту движений конечностями.

Основные задачи и цели ЛФК программы направлены на обучение больного ребенка с ДЦП обычным бытовым умениям, которые облегчат им жизнь. Также комплекс упражнений позволит познать больным детям несложную трудовую деятельность, и проводить самообслуживание без посторонней помощи (нянек, родителей и других).
В результате комплекса ЛФК постепенно вырабатываются новые навыки, движения становятся более точными и правильными.

Родители должны знать, что курс ЛФК должен быть назначен сразу после обнаружения патологии у ребенка. При постепенном усложнении физической деятельности следует немедленно начинать терапию, чтобы избежать перехода в более тяжелую форму. ЛФК также назначается для детей, у которых не наблюдается физических отклонений, но есть предпосылки к этому или предрасположенность (например, наследственность).
Методика восстановления физической деятельности детей-инвалидов основывается на нескольких принципах:

  • у больных отсутствуют длительные перерывы между выполнением специальных упражнений;
  • терапия проходит регулярно и систематически;
  • необходимо постепенное наращивание физической нагрузки для укрепления мышечных тканей и сухожилий;
  • индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;
  • учитывается возраст ребенка при назначении курса ЛФК, психологическое состояние больного и стадия протекания патологии.

Очень важна для детей коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на компенсирование всех нарушенных функций организма. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют проводить ЛФК с самых ранних лет. Важно помнить, что чем раньше начнется профилактика, тем лучше это для молодого организма. В раннем возрасте дети более податливы для корректирования опорно-двигательной системы.

Виды упражнений

Так как подвижный комплекс ЛФК для ребенка с ДЦП должен быть подобран индивидуально, то в зависимости от проявления патологии, врачи могут назначать разные виды лечебных упражнений. Для терапии заболевания занятия могут быть направлены на стимулирование опорно-двигательного аппарата в виде специальной гимнастики или купания в бассейне.

Инвалидам назначают упражнения для растяжки связок, для расслабления мышечных тканей и суставов. Занятия с детьми будут проходить в сидячем положении и лежа. Также следует сказать, что больные ДЦП более охотно проходят курс терапии, если она будет в форме сюжетно-ролевой игры или же с игрушками.

Занятия для стимулирования двигательного аппарата направлены на развитие и укрепление двигательной способности ребенка с ДЦП. Первым делом ребенок должен сесть на пяточки, чтобы стопа полностью стояла на полу. Затем мама или папа должны встать перед ним, положите его ручки на плечи, зафиксировав больного в области таза. После этого нужно начать постепенно его наклонять, чтобы он вставал на коленки.

Когда пациент становится на колени, его нужно поддерживать в области подмышек, чтобы перемещать его в разные стороны. Через некоторое время нужно ослаблять поддержку, чтобы ребенок постепенно привыкал переносить самостоятельно центр массы своего тела с одной ноги на другую. При смещении центра тяжести на левую ножку, правую следует отрывать от пола. Со временем необходимо начинать разводить руки в стороны, тренируясь держать равновесие.

Затем можно посадить малыша на стул, став перед ним лицом. Своими ногами нужно зафиксировать ножки больного у пола, взяв его за руки. Затем нужно тянуть их на себя и вверх. Это упражнение позволит научиться вставать без посторонней помощи. Еще одно упражнение из комплекса ЛФК должно помочь ребенку с нарушенным опорно-двигательным аппаратом правильно держать равновесие. Для этого нужно становиться так, чтобы его одна стопа была впереди другой, но на одной линии. Нужно попеременно подталкивать малыша в спину и грудь, чтобы он чувствовал, как распределяется масса его тела в таком положении.

Также для этого можно поставить перед собой, и, взяв за руку, толкать и тянуть в разные стороны, чтобы больной самостоятельно делал шаг. Это позволит ему самостоятельно находить точку опоры. Для развития опороспособности нужно лечь на спину, а затем надавливать на прочную поверхность своими стопами. Такие занятия очень эффективны, если их проводить регулярно, не нарушая график.

Видео «Упражнения для позвоночника»

Для растяжки

Для улучшения растяжки конечностей и повышения гибкости нужно регулярно проводить особые упражнения. Пациент должен сесть на пол, вытянуть ровно перед собою ножки так, чтобы его тело было расположено под углом в 90 градусов. Далее ребенок должен начать вытягивать перед собою руки, делая вдох. При вдохе он должен сгибать тело, стараясь достать ладонями до кончиков пальцев ног. Если изначально это сделать не удается, то нужно постепенно увеличивать нагрузку, наклоняя больного к ногам.

Со временем нагрузку можно увеличить, чтобы он доставал лбом до ног. Также малыш может лечь на живот, положить руки вдоль своего тела. Больной должен приподнимать грудную клетку, опираясь ладонями в пол. Важно, чтобы его голова была запрокинута максимально назад, медленно вдыхая воздух. В исходном положении (на спине), нужно соединить вместе ноги. Следует приподнимать вытянутые ножки над головой, удерживая тело в лежачем положении. Колени нельзя сгибать, а руки следует держать на полу. В идеале нужно доставать кончиками пальцев ног до пола за головой.

Еще одно упражнения позволит улучшить растяжку. Для этого следует сесть на пол, согнуть правую ногу, чтобы пятка ноги доставала до внутренней стороны левого бедра. Левая стопа должна доставать до правого колена. Правую руку нужно перевести вокруг левой коленки, удерживая левую стопу. Далее нужно левую ручку завести за спину с противоположной стороны у талии, а голову повернуть налево, наклонив так, чтобы достать подбородком до левого плеча. Важно, чтобы правое колено при этом не отрывалось от пола.

Такая развивающая гимнастика нацелена на корректирование дефектов в области спины и позвоночника. Также данная методика позволяет укрепить спинной мозг и нервные окончания, мышечные ткани ног и рук.

Для расслабления

Чтобы расслабить верхние конечности, необходимо положить больного на спину, а затем закрепить ногу и руку с одной стороны при помощи груза (например, мешочки с песком). Свободную руку следует сгибать в локте, а родители будут фиксировать предплечье. Так нужно удерживать пациента пока мышцы не расслабятся. Можно встряхнуть кисти, сгибать и вращать их.

Чтобы расслабить нижние конечности нужно зафиксировать руки, а ноги довести до живота. Кто-то из родителей будет удерживать голенище, перемещая в стороны тазобедренный сустав. Далее, фиксируя одну ногу, производится круговое движение другой конечности, постепенно ее разгибая. Такая гимнастика снимает напряжение с мышц, давай возможность ослабить тонус. Это очень важно, так как при патологии они могут непроизвольно сокращаться или быть в напряжении.

Для суставов

Занятия ЛФК для укрепления суставов очень важно для выздоровления ребенка с ДЦП. Большая часть упражнений из комплекса проводится в положении лежа. Когда пациент ляжет на спину, его одну ножку нужно держать разогнув, а вторую начинать медленно сгибать в коленном суставе. Если в раннем возрасте у него есть хорошая гибкость в теле, то при возможности, сгибая ногу, нужно довести бедро до живота, а затем отвести.

Далее больной должен лечь на бок, и постепенно поднимать бедро вверх. Колени и ноги при этом должны находиться в согнутом положении. Нельзя перенапрягать связки.
Следующее упражнение – ребенок ложится на живот (лучше всего на твердый стол), чтобы его стопы свисали за столешницей. Затем родители должны помогать медленно разгибать и сгибать его конечности.

Лежа на спине, нужно сгибать поочередно колени и максимально их разгибать.
Когда ребенок будет лежать на животе, под его грудную клетку нужно положить специальный валик. Нужно будет приподнимать его на вытянутые руки, производя пружинящие движения постепенными мягкими рывками. Такие занятия позволять укрепить суставы верхней части туловища.

Ребенок может лечь на спину. Затем его руку нужно сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в соответствующую сторону. Далее процедура повторяется, поворачивая голову в другую сторону.

Среди более подвижных упражнений лечебной гимнастики есть такие, которые проводятся в бассейне или же с использованием сюжетно-ролевых игр. При использовании различных игрушек во время проведения лечебной физкультуры или сюжетно-ролевых игр дети более охотно проводят гимнастику. Игрушки позволяют создать интерес вокруг данного действия, не ощущая дискомфорта. Сюжетно-ролевые игры с различными игрушками тесно переплетены с основной мозговой деятельностью ребенка. Важен сам процесс в этом.

Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью называть эффективным способом терапии, так как улучшает фантазию детей, проявляет воображение. Сюжетно-ролевые игры хорошо развивают память, позволяют мыслить в смоделированной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей являются вдохновляющим фактором. Использование игрушек в сюжетных играх позволит стимулировать мозг, повышая его активность. В сюжетные игры лучше всего включать жизненные ситуации в упрощенной форме, чтобы детям было легко воспринимать информацию.

Даже без сюжетных игр отдельные игрушки, которые дороги ребенку, могут оказать весьма сильное действие. Игрушки обычно вызывают ряд эмоций, которые переживает больной ребенок. А это также воздействует на работу его мозга. Таким образом игрушки могут оказывать положительное воздействие на психику, даже без использования из в сюжетной-ролевой игре.

Упражнения в бассейне хорошо подходят для тех, кто может ходить сам, но отклонения наблюдаются. При такой терапии больной научится плавать в бассейне, а также укрепить свое здоровье. Занятия в бассейне должны проводиться специализированным инструктором, который знает методики лечения ДЦП и коррекции опорно-двигательной системы у маленьких детей.

Вода помогает расслабить тело, приводит мышцы в тонус, и заряжает энергией. Такая терапия носит название гидрокинезотерапии. Очень часто у детей с явно выраженным признаком ДЦП возникает проблема с эмоциональным состоянием. Для этого также существуют отдельные психогимнастические упражнения, которые должен помогать осуществлять взрослый человек.

Видео «Комплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП»

Данное видео-руководство поможет вам составить программу реабилитации для детей, страдающих ДЦП. Наглядные и простые в исполнении упражнения помогут вам вылечить ребенка.




Помочь нормально жить может ЛФК при ДЦП, ведь детский церебральный паралич — это самое тяжелое нарушение двигательной функции, которое может возникнуть по разнообразным причинам, которых насчитывают примерно четыреста. При ДЦП нарушается тонус мышц и координация. ДЦП делает людей инвалидами.

ДЦП встречается у деток, которым меньше трех лет. Статистические данные очень печальные: в основном дети не доживают до более старшего возраста. Но все же если вовремя начать принимать какие-то меры по лечению паралича, то ребенок будет иметь шанс на хорошее будущее.

Необходимо на протяжении многих лет. Само лечение направлено на восстановление функций двигательного аппарата, запоминание элементарных движений. Это очень-очень тяжелый труд мамы и папы, а также и самого ребенка.

Одними лекарственными препаратами невозможно вылечить эту болезнь. Необходимо постоянно заниматься лечебной физкультурой, которая позволит малышу научиться правильно двигаться. Лечебная физкультура при ДЦП дает положительный результат в любом случае. Родители детей, страдающих детским церебральным параличом, должны определиться с возрастом, с которого необходимо проводить различные упражнения при ДЦП. Ответ очень прост: с рождения, но под тщательным присмотром врача.

Влияние ЛФК на здоровье детей

Лечебная физкультура имеет положительное влияние на человеческий организм. Она дает стимул тканям и мышцам в теле укрепиться. В организме происходит регулирование обменных процессов. Деятельность мозга и сердечно-сосудистой системы намного улучшается.

Но стоит помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.

Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.

Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры

Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата. Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.

При этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:

  • для растяжки мышц;
  • чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
  • для развития чувствительности нервной системы;
  • для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
  • чтобы все органы имели хорошую выносливость;
  • чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
  • чтобы научить ребенка правильно ходить;
  • чтобы органы чувств были развиты;
  • для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.

Упражнения, которые необходимо проводить, для того чтобы развивать навыки двигаться

Существует наиболее распространенная форма ДЦП — атоническая. Она проявляется тем, что у ребенка сильно нарушена координация и наблюдается низкий тонус мышц. При этой форме паралича особое внимание необходимо уделить тем занятиям, которые способны укрепить мышцы, в особенности мышцы туловища. Ведь именно мышечный корсет — основной стержень двигательной системы человека в целом.

Эффективными в данном случае являются элементарные упражнения, например, поднимать и опускать туловище из исходного положения лежа на спине. Также можно совершать эти движения, лежа на животе. Можно делать разнообразные наклоны из сидячего положения. С этого же положения можно пытаться делать круговые повороты туловища. В этот комплекс можно включить и упражнения, которые будут укреплять руки и ноги.

Необходимо понимать, что ДЦП затрагивает также и функциональность головного мозга ребенка.

Лечебная физкультура должна помочь мозгу научиться отвечать за те движения, которые напрямую зависят от его работы: движения рук и ног, ползание на четвереньках, приседание, бег, ходьба. Развитие участков мозга, отвечающих за эти движения, достигается посредством регулярного, многоразового повторения одних и тех же действий.

В результате этого возникает эффект «прочувствования», после которого можно выполнять ряд конкретных упражнений:

  1. Исходное положение: ребенок сидит на пятках. Необходимо стать перед малышом, взять его руки и положить их на плечи себе. Зафиксировав ребенка в тазовой области, начать ставить его на колени.
  2. Исходное положение: ребенок стоит на коленях. Необходимо поддерживать малыша под мышками. Переносить массу его тела с одной ноги на другую, поочередно отрывая их от пола.
  3. Исходное положение: ребенок сидит на стульчике. Брать малыша за руки, а ноги его зафиксировать на полу. Пробуждайте в ребенке желание встать, потягивая его за руки вверх и вперед.
  4. Исходное положение: ребенок стоит с выставленной вперед одной ногой. Очень легко подталкивать малыша в спину и грудную клетку, чтобы вырабатывался навык равновесия.
  5. Исходное положение: ребенок стоит. Брать его за руки и толкать в разные стороны, чтобы он мог сделать шаг самостоятельно.
  6. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Опороспособность малыша улучшается, если ребенок надавливает своими стопами на какую-нибудь твердую поверхность.

Упражнения, которые применяют для разработки суставов

  1. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Одну ногу необходимо удерживать в разогнутом положении, а вторую — сгибать. Желательно, чтобы бедро доставало до живота.
  2. Ребенок лежит на боку. Согнуть ногу ребенка в колене и аккуратно отводить бедро.
  3. Ребенок лежит на животе на какой-либо поверхности так, что его ноги свисают вниз. Очень медленно конечности необходимо разогнуть.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно сгибать и разгибать колени малыша.

Дополнительные упражнения

Упражнения, которые тренируют мышцы живота:

  1. Исходное положение: посадить ребенка к себе на колени. Прижать его спинку к себе. Производить вместе с малышом наклоны, а подниматься он должен самостоятельно.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на спине с прижатыми к телу руками. Малыш должен попытаться перевернуться со спины на живот, при этом не задействовать руки.
  3. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Необходимо делать глубокий вдох, а на выдохе малыш должен втянуть в себя живот.

Комплекс упражнений на растяжку:

  1. Ребенок сидит на полу. Ноги вытянуть вперед, спина ровная. Руки вытянуть вперед параллельно ногам. Малыш должен сделать глубокий вдох, а на выдохе согнуться и прикоснуться пальцами рук к пальцам ног.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми руками. Делая упор на ладони, малыш должен приподнять верхнюю часть тела над полом.

Что касается упражнений на развитие мелкой моторики, то здесь просто необходимо выполнять повороты кисти руки ребенка в разные стороны.

Упражнения с мячом:

  1. Необходимо поставить ребенка спиной к мячу. Ножки должны опереться на игрушку. Посадить ребенка в центре мяча и откатить немножко назад. Это упражнение хорошо развивает равновесие.
  2. Положить ребенка животом на мяч, который подходит малышу по размеру. Руки должны быть протянуты вперед. Держите ребенка за бедра, а мяч немножко толкайте вперед.
  3. Если положить малыша на мячик и легко покачивать его взад-вперед, то отлично снижается тонус мышц.

Упражнения на развитие ходьбы:

  1. Возьмите ребенка за бедра, стойте позади него. Понемногу поворачивайте малыша за бедра в разные стороны, чтобы спровоцировать его сделать самостоятельный шаг.
  2. Помогайте ребенку совершать приседания — 50 в день.

Прекрасным помощником является специальное приспособление, под названием вертикализатор. Он может фиксировать малыша в стоячем положении. Он просто незаменим при тренировках или же при подготовке ребенка к самостоятельному выполнению основных функций. Вертикализатор фиксирует туловище ребенка, а при необходимости его стопы и колени.

Поделиться