Упражнения для активизации мозговой деятельности для детей. Гимнастика для ума: стимулируем мозговую активность

Гимнастика для ума

Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов – это кинезиология

Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.

Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить об оригинальном способе оздоровления детей.

Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объёме способны справиться с этой задачей.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Задуть свечу ” Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

Качание головой ” Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

Дыхание носом ” Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая – мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

1. «Глазки» Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазками по кругу по 2-3 секунды. 6 раз

2. «Глазки» Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

Массировать Верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 1 мин

3. «Глазки» Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазками и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону) .

4. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать.

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-3 секунды.

5. «Глазки» Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

6. «Глазки» Быстро - быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай.

Быстро моргать в течение 1-2 ин.

7. «Глазки» Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.

Телесные упражнения

Упражнение «Ухо – нос» Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Упражнение «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Рисуем пальцами на спинках друг друга солнышко с лучиками.

Теплыми лучами

Всю ее согрело

Из лесов далеких

Ветерок летит.

Из малышки-тучки

Дождик моросит.

Небо потемнело, (Изображаем частый сильный дождь.)

Тучка подросла,

Из широкой лейки

Землю полила.

Ах, какой хороший (По спинке струится ручеек.)

Выдался денек!

Вот журчит веселый

Чистый ручеек.

Снова светит солнце, (Солнышко расправило свои лучики. Прикладываем к спинке раскрытые ладошки .)

Спинку греет нам,

Ласково смеется

Людям и цветам.

“Яблоки в саду” Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда “рвет” яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

Кинезиологические упражнения для расслабления:

“Кулачки” Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз).

“Лед и огонь” Ведущий командует: “Огонь!”, дети активно выполняют различные движения. Во время команды “Лед!”, ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

Кинезиологи ческая сказка «Два котенка»

(способ организации детей – сидя за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» ).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны ) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны ).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» ) и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами ).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции ).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой! »).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка» ).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем» ). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость ).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка») .

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций ).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба »). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Аргументация возможности применения.

Что может быть важнее собственного здоровья? Наверное, только здоровье наших детей. Наши дети – это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира.

А теперь представьте себе, с какими трудностями столкнётся будущий школьник с «тусклыми мозгами», так как учёба в школе требует в первую очередь концентрации внимания, хорошей краткосрочной памяти и правильной речи.

Но это касается не только школьников, но и взрослых. Что мы можем дать ребёнку, если у нас самих «затуманенное мышление». Мы не сможем иметь здоровых, счастливых, уравновешенных детей, если сами не достигнем сбалансированности, если сами находимся в хронической смене полярности.

Вывод: регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Гимнастика для мозга давно уже является очень частным запросом в рунете, и это определенно радует. Для улучшения мозговой деятельности полноценного питания мало, мозг, как и тело, нужно тренировать каждый день путем несложных, но эффективных упражнений. Нейробика, или аэробика (тренировка) нейронов призвана при помощи специальных упражнений освежить, улучшить их деятельность.

Нейробика для мозга представляет собой выполнение непривычных действий, как бы растягивая мозг , делая его шире для сбора информации, а главное, запоминания многочисленных полезных вещей. Учеными рекомендуется подтянуть более слабые места . Это вроде повседневного, но непривычного для нас ритуала, равно как и , освоить новый, не знакомый ранее . При проблемах с речью приступите к изучению незнакомых, например, иностранных слов. При проблемах с памятью начните больше читать, стараясь запоминать отдельную интересную и важную информацию.

Не стоит насильно заставлять себя заниматься. Решение должно быть осознанным, с желанием развиваться, измениться, открыть и освоить для себя новое, полезное и безумно интересное.

Доказано, что ставя перед собой новые неизвестные для мозга задачи, человек начинает лучше соображать, улучшается память, мышление, снимается стресс , напряжение, думается легче, а поставленные задачи решаются быстрее и успешнее.

У людей, выросших в тепличных условиях мегаполиса, мозг способен засыпать , то есть при отсутствии физических нагрузок на него мышцы мозга постепенно атрофируются, человек ленится думать, пропадает желание учиться, познавать новое и интересное.

Мышцы можно тренировать в спортзале, а вот для тренировки мозга поможет гимнастика для ума, упражнения которой и рассмотрим подробнее в данной статье.

Упражнения помогут снять усталость, стресс, перенапряжение, направить энергетику мозга, его потенциал в новое русло. Выполнять нужно ежедневно, легко и непринужденно, эффект не заставит себя долго ждать.

Зевайте чаще . Зевота является естественной реакцией человека при недостаточном поступлении кислорода в мозг. Ничего не делая, сидя на стуле и постоянно зевая, вы наполняете кислородом клетки мозга. Делайте это правильно:

упритесь ладонями в подбородок, в момент зевка пальцами массажируйте точки соединения верхней и нижней челюстей. Повторите 3-6 раз.

Нейробика для ума заключается не только в конкретных упражнениях, но и изменении вашей жизни в мелочах. Это позволит стать вашему мозгу более пластичным и подвижным. Выходите из зоны комфорта , обыденности. Не делайте из жизни просто привычку, лишенную чувств и эмоций, добавьте красок, новых ощущений в привычные процессы, разбудите свое тело и свой ум.

Вот некоторые советы, они помогут вам на первых порах, дальше придумывайте сами, не бойтесь что-то менять , изменения придадут вам больше энергии, радости, новых ощущений. Представьте, что это просто игра:

— при ходьбе выгибайте спину вперед, делайте так 3- 4 раза в день;
— откажитесь на неделю от просмотра телевизора, пользования интернетом и соцсетями (это касается только вашего личного времени, разумеется);
— старайтесь больше двигаться, не пользуйтесь лифтом, поднимитесь на 10 этаж самостоятельно;

Выбирайте по дороге на работу разные маршруты;
– встретьте рассвет на природе, например, в деревне;
– организуйте обед в ресторане, в непривычной для вас обстановке;
– не смотрите на себя в зеркало в течение 7 дней;
– прогуляйтесь, не планируя при этом куда — либо зайти по пути;
— сходите в театр, туда, где ни разу не были;

— устройте день молчания;
— съешьте незнакомое и необычное для вас блюда, или фрукт, оцените новый вкус;
–постоянно размышляйте, придумывайте новые идеи, найдите в себе потребность узнать что — то новое, интересное, неопознанное.

Гимнастика для улучшения работы мозга

Теперь хочу представить вам гимнастику для мозга, которая прошла множество испытаний и доказано очень положительно влияет на работу мозга. Гимнастика для мозга заключается в исполнении несложных упражнений, каждое из которых рекомендуется делать в течение 1 минуты .

1.Имитация детского ползания шаг крест — накрест, или кросс роллы. Движения помогут синхронизировать, улучшить работу обоих полушарий в результате чего:
снижается вес за счет поглощения мозгом большого количества энергии;
– человек заряжается энергией, повышается тонус, работоспособность, жизненные силы. Наклоняясь, делая движения крестом, косые, прямые мышцы спины расслабляются, живот подтягивается.

2. Марш . Встаньте в исходное положение, поставив ноги на ширину плеч. Подносим плечо к бедру, слегка поворачивая голову, подставляя при этом руки и ноги. Не нужно стискивать зубы, поджимать губы, рот. Движения должны быть максимально свободными, синхронными, иначе становятся зажатыми все мышцы тела.
Упражнение можно делать в любом положении: сидя, стоя и даже лежа.
— просто маршируйте, не напрягаясь, слушайте свое тело. При подведении плеча к бедру вы почувствуете включение в работу косых мышц живота, при этом скорость движений как у детей, так и у взрослых может быть любой;
– маршируя, начинает включаться мозг, регулярные занятия поспособствуют подтягиванию мышц живота, фигуры в целом, изменения способа жизни, появятся новые силы, повысится здоровый аппетит.
Мозг податлив на повторы , что и нужно делать, закреплять пройденный материал, а значит, проводить упражнения регулярно, но недолго, минуты в день будет достаточно.

Начинайте маршировать, если :
— чувствуете себя уставшим, сонным, вялым;
— есть необходимость срочно настроиться на работу;
— хотите оживиться, набраться бодрости.

3. Кнопки мозга .
Положите одну руку на пупок. Двумя пальцами другой руки коснитесь ключицы, найдете там 2 ямочки. Если нашли, то нащупали мощную нейро – лимфатическую зону мозга. Помассируйте эти ямочки, после чего руки можно поменять.

Зону показано массажировать при стрессах, а также:
–для расслабления всех ключичных мышц;
— улучшения дыхания;
– зрения, поскольку зона периферии для глазного яблока становится шире;
– выравнивания кровяного, внутричерепного давления;
— улучшения кровообращения коры головного мозга.

Упражнение Кнопки мозга рекомендуется :
— при вождении автомобиля, если не виден вам обзор сбоку;
– ухудшении зрения, появления некой пелены перед глазами;
— усталости, трудностях в делах;
–трудном и долгом настрое на рабочий лад.

3. Колпак, чтобы думать .
А). Возьмитесь сверху за уши большими и указательными пальцами.
Б). Помассируйте свои ушки, можно слегка растянуть, вывернуть их наизнанку.
Не трогайте ушную раковину, задействуйте только точки на кромке уха, массируя их сверху вниз.
В). Поверните голову до упора в левую сторону. Возьмитесь руками за уши, массируя их, голову при этом отверните назад, насколько это возможно.
Г). Поверните голову в правую сторону.
Д). Повторите действия с самого начала.
Массаж ушей поможет:
– сделать ваш ум более ясным, соберет мысли в единое целое;
— улучшит работу многих органов, их систем;
— активизирует работу мозга;
— растянет позвоночник.

4. Сова .
А). Правую руку положите на середину левого плеча.
Б). Отверните голову влево.
В). Со словом “УХ” на выдохе сжимайте пальцы, мните ими плечо.
Г). Расширьте глаза, как у совы.
Д). Поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону, как и сова, сидя на ветке.
Е). Поменяйте положение, взявшись за правое плечо левой рукой.
Ж). Повторите упражнение с самого начала. Массируя плечо и ухать при этом поможет вам:
– растянуть не только позвоночник, но и задействовать все мышцы;
— успокоиться, расслабиться;
— улучшить дыхание;
–снять волнение, стресс;
— улучшить отток лимфы;
— снять напряжение;
–расслабить плечевой пояс.

Если хотите избавиться от стресса, наладить дыхание, или просто начать спокойно разговаривать – проделывайте данное упражнение регулярно, вскоре увидите положительный результат.

5. Ленивые восьмерки .
А). Встаньте в исходное положение, расставив ноги на ширину плеч.

Б). Согните слегка колени, направьте их в сторону большого пальца ноги.
В). Расслабьтесь.
Г). Вытяните вперед правую руку с поднятым большим пальцем.
Д). Зафиксируйте на большом пальце свой взгляд.
Е). Представьте перед собой круг, нарисуйте в нем знак бесконечности, или восьмерку по горизонтали, но ленивую, то есть округленную, при этом левая рука должна без напряжения свисать вниз, вдоль тела. Рисуйте же правой рукой свободно и непринужденно.
Ж). Поменяйте руки, нарисуйте мысленно то же самое левой рукой, начните слева и вверх.
З). Далее задействуйте обе руки и рисуйте сразу двумя, начиная слева и вверх.

При рисовании восьмерок:
– начинают лучше работать все внутренние органы;
— снимается нагрузка с шейного отдела позвоночника;
— включаются в работу мышцы пупка, крестца;
–также все 8 пар глазных мышц, колени отдыхают, связь между руками и глазами становится сильнее.

Восьмерки полезны для :
— улучшения координации движений;
– повышения эластичности мышц глаз, улучшения оттока крови к ним;
— восстановления всего организма в целом.

6. Крюки Деннисона , помогающие при решении проблем.
1. Сплетите ноги.
2. Вытяните руки вперед.
3. Переплетите пальцами, складывая ладошки, прижмите руки к груди, завернув их как-бы спиралькой.
4. Поднимите язык вверх к небу.
5. Поднимите вверх глаза. (Голову не поднимаем)
6. Делайте упражнение, сидя, или стоя.
7. Расставьте ноги на ширине плеч.
8. Опустите руки вниз, сцепите их в форме лодочки внизу живота, большие пальцы соединить.
9. Опустите вниз глаза, язык поднесите к небу, напряжение будет уходить моментально.

Приняв позу Крюки, вы сможете быстро успокоиться:
— снимите стресс;
— соберете свое тело в единое целое;
– сможете мыслить свободно, не напрягаясь.

Проделывайте упражнение Крюки регулярно , если:
— вам нужно решить сложную ситуацию, проблему;
– нужно успокоиться, снят стресс;
— взвесить, принять важное решение;
— собраться с мыслями о том, чем стоит заняться именно в данный момент времени.

Если следовать всем вышеописанным упражнениям, выполнять их регулярно и правильно, то нейробика для мозга поможет:

– взглянуть на мир новыми глазами, оценить его многообразие;
– почувствовать вкус жизни;
– открыть мир заново, сделать свое творческое мышление более обширным, глубоким, длинным;
– забыть про вредные привычки;
– оздоровить и укрепить свой организм, повернуться к миру лицом, довериться ему, открыв свое сердце;
–принять жизнь такой, какая она есть — бесценная.

Гимнастика для мозга также полезна, как занятия спортом, умственными играми в шашки, шахматы. Не отворачивайтесь от жизни, не старайтесь спрятать голову в песок, от проблем все равно не убежите. Научитесь их решать обдуманно правильно. Оценив ситуацию грамотно и взвешенно, вы сможете найти выход из любой сложной и запутанной житейской ситуации, голова станет ясной, ум – живым и энергичным.

Вы перестанете бояться, нервничать, напрягаться по мелочам и портить себе настроение. Также упражнения помогут в борьбе с лишними килограммами, расслабить мышцы всего тела, сделать их более подвижными, эластичными. Улучшится работа сердца, наладится отток крови к мозгу. Вы увидите, как думать, решать любые задачи вам станет легче и проще, прислушайтесь к своему телу, подчините его себе, сделайте более послушным, красивым.

От ваших прикосновений оно обязательно откликнется вам. Движения, гимнастика для ума будут обучать мозг, а значит, и заснуть ему не удастся. Включайте все клетки головного мозга в работу, результат будет очевиден, находить пути решения сложных проблем, быстрее соображать и думать, справляться со стрессом, вам будет гораздо легче и приятнее. Когда мозг в тонусе, жизнь обретает новые краски!

P.S . Вашему вниманию замечательное видео о связи головы и тела и о том, как, самое главное, эту связь восстановить, ибо в наш сумасшедший век связь эта напрочь отсутствует. И за примером далеко ходить не надо, достаточно просто заглянуть в зеркало) Приятного просмотра и ясного ума!

Тренировка ума Вуджек Том

Гимнастика ума (I). Образное мышление

Мысленные манипуляции

Посмотрите на ладонь вашей левой руки.

Тщательно изучите ее.

Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже.

Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете.

Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме, создайте четкий мысленный образ ладони.

Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с картиной, которую вы нарисовали в воображении.

Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.

Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь.

Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами.

Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь.

Повторите весь цикл не менее шести раз.

С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.

Мир воображения

Душа никогда не мыслит без представлений.

Аристотель, философ

Воображение играет важную роль в интеллектуальной жизни большинства людей. Химики пользуются воображением для того, чтобы представить себе молекулярные связи. Модельеры мысленно прикидывают, как будет сидеть платье. Физики-теоретики создают абстрактный мир элементарных частиц. Бизнесмены мысленно прикидывают, как изменятся цены на рынке. Гроссмейстеры в уме разрабатывают стратегию игры. Грузчики рисуют мысленную картину подъема рояля на десятый этаж дома.

Что такое мысленный образ? Мысленный образ - это внутренняя имитация (от латинского “imitari”, что означает подражать), это воспроизведение всех свойств объекта в сознании. В своем воображении вы можете слышать звуки, ощущать запах, вкус, а также видеть предметы, которые в данный момент физически отсутствуют. Вы можете представить себе розу, и для этого вам совершенно не требуется держать ее в руках.

Кроме физических объектов, в мысленных образах могут воплощаться также и абстрактные идеи, например, вы можете создать в своем воображении образ свободы, власти или красоты.

Как вы справились с упражнением по составлению мысленного образа ладони? Скажите, образ был ясным и устойчивым или расплывчатым и нестабильным? Изображение было трехмерным, как в действительности, или же плоским, как на телевизионном экране?

Возможно, ни одно из качеств мышления не варьирует у людей так сильно, как воображение. В то время как одни люди, по их словам, могут видеть четкую трехмерную картину, другие вообще не способны создать в уме какой-либо образ. Одни люди мыслят почти исключительно образами, другие утверждают, что “мысленный взор” - это лишь метафора, служащая для украшения речи.

Не имеет значения, насколько хорошо работает ваше образное мышление, в любом случае попытка напрячь мускулы воображения - это эффективный способ повысить творческие способности, развить многогранность мышления и добавить непосредственности вашим чувствам.

Говоря о воображении, психологи обычно употребляют два понятия: “наглядность” и “управляемость”. Наглядность - это показатель того, насколько ярким, четким и живым является мысленный образ, а управляемость характеризует его устойчивость и адекватность. Наглядность и управляемость взаимосвязаны. Увеличение наглядности делает образы более красочными, реалистичными и объемными. Достижение управляемости означает, что образы становятся устойчивыми и точными. Однако давайте посмотрим на каждое из этих двух качеств более пристально.

Наши неоплаченные долги игре воображения неисчислимы.

Карл Юнг, психолог

Наглядность и управляемость

Николай Тесла, изобретатель флюоресцентной лампы, генератора переменного тока и высоковольтной передачи, имел экстраординарную способность рисовать в своем воображении наглядные картины. Для него в порядке вещей было создать в уме трехмерный образ сложной машины. К тому же этот зрительный образ был подробен до мельчайших деталей - как на чертеже. Еще более удивительно то, что Тесла мысленно проверял работоспособность каждой изобретенной им машины, запуская ее в своем воображении и полностью контролируя работу всех составных частей в течение нескольких недель.

Вероятно, Тесла обладал способностью к созданию эйдетических образов. Его мысленные картины были столь же яркими и четкими, как те, что он видел воочию. Эйдетик - человек, обладающий поистине фотографической памятью - может, например, просмотреть страницу газеты в течение нескольких секунд, затем закрыть ее и восстановить в голове строчку за строчкой. У таких людей четкие и точные мысленные образы сохраняются очень надолго.

Примерно столетие назад психолог Фрэнсис Гальтон придумал тест для проверки способности к созданию мысленных образов. Анализируя результаты, он обнаружил, во-первых, что истинные эйдетики встречаются чрезвычайно редко и, во-вторых, что повысить “качество” воображения весьма и весьма непросто. Ниже мы приводим образец теста психолога Фрэнсиса Гальтона.

Мысленный образ праздничного ужина.

За минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на которым вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились. Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.

А теперь ответьте на следующие вопросы:

Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?

Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?

Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?

Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?

Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?

Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?

Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека - и все это в одно и то же время?

Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?

Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?

Ну, как дела? Как вы справились с упражнением? Возможно, как и большинство людей, вы обнаружите, что какие-то детали созданного вами образа вы видели очень четко, а какие-то - более туманно. Допустим, вы смогли представить лица людей, но не смогли восстановить рисунок на чашках. Или же смогли воссоздать только запах пищи, но не вкус. Или ясно слышали звуки, раздававшиеся в тот вечер, но вам оказалось не под силу припомнить форму вилок и ложек. Возможно, все, что вам удалось воспроизвести, - это лишь идея праздничного ужина, и на самом деле вы не смогли увидеть ни одного образа.

Точность мысленной картины лишь в малой степени определяется нашей способностью создавать наглядные образы. Представьте долларовую купюру или входную дверь в ваш дом, или телефонную трубку, или приборную панель вашего автомобиля - вещи, которые вы видите каждый день, - и вы обнаружите неясности в созданных вами образах. Точность мысленного образа в основном зависит не от того, насколько часто вы соприкасались с каким-то предметом, а от того, насколько детально изучили его. Если вы никогда тщательно не рассматривали долларовую купюру, вы, вероятно, не сможете подробно воссоздать ее образ. Если вы редко протираете приборную панель, вы вряд ли будете иметь четкое представление о том, как она выглядит.

Чтобы добавить жизни воображаемым картинам, вы должны параллельно подключить вербальное мышление, а также задействовать мышцы анализа зрительных изображений. К примеру, вы захотели создать мысленный образ фигуры, изображенной внизу. Что вы будете делать? Скорее всего вы начнете с того, что спросите себя, что же в действительности вы видите, не так ли? Потратьте немного времени и хорошенько рассмотрите очертания рисунка. Темный он или светлый? Какие ощущения вызывает у вас этот рисунок? Или никаких? Какие ассоциации возникают при взгляде на него? Напоминает ли вам что-либо этот образ? Может быть, автомобильную шину? Или цифру нуль? Или Зэн - символ вечности? Затем обратите внимание на детали, отличительные особенности изображения. Заметьте, как края линий образуют миниатюрные фигурки различных размеров. Как расположены в пространстве эти фигурки? Каким образом они соединяются вместе, образуя большую фигуру? Посмотрите на белое пространство, окружающее изображение, ощутите, что это пространство само по себе имеет форму. Продолжайте изучать рисунок с разных точек зрения, пока не получите целостное представление об объекте.

Чем внимательнее вы смотрите, чем больше видите деталей, тем легче вам будет воспроизвести образ.

Когда вы захотите сформировать четкий образ данного объекта, восстановите в памяти все ключевые моменты, собранные в процессе анализа, а именно ощущение пропорций и взаимное расположение составляющих фигур. Пусть образ возникнет прямо у вас перед глазами. Если у вас нет привычки тренировать свое воображение, сначала вам будет непросто, но дайте себе время - и образы будут становиться ярче и устойчивее.

Какие предметы можно использовать, чтобы попрактиковаться в создании мысленных образов? Лица людей, одежду, машины, здания, узоры на стенах, ручки, карандаши, обои, обложки книг - да что угодно, все, что вызывает ваш интерес. Кроме привычки уделять больше внимания окружающему вас миру, подобная регулярная тренировка позволит вам глубже оценивать происходящее вокруг вас и обострит ощущение реальности.

Когда вы читаете роман, выберите момент, чтобы мысленно представить происходящее. Обрисуйте обстановку, характеры персонажей, их действия. Выберите себе определенное место наблюдения, и пусть сюжет разворачивается прямо перед вами. Точно так же, когда будете читать статью в газете, представляйте себе то, о чем говорится в статье. Если вы читаете текст заявления какого-нибудь политического лидера, представьте, как он стоит перед микрофоном и произносит слова. Если вы читаете о землетрясении, вообразите, что бы вы чувствовали, оказавшись там сами. Проверьте себя - и вы поразитесь, как много можете вспомнить из прочитанного.

Если вы начнете практиковаться таким образом, то, возможно, вскоре обнаружите, что иногда образы проявляются в вашем сознании постепенно, как при решении головоломок, шаг за шагом. Однако в другом случае они возникают сразу же, спонтанно, живые и красочные, давая вам некоторое представление о том, какие яркие и четкие картины видят перед своим мысленным взором эйдетики. Более чем что-либо другое, тренировка формирования точных мысленных образов учит вас действительно “видеть”.

СОВЕТ.

Если у вас есть свободное время - проведите его, создавая мысленные образы.

Достаточно блеска ваших глаз

Следующий набор упражнений разработан для повышения наглядности и управляемости создаваемых вами мысленных образов.

Реальный предмет

Представьте каждый из перечисленных ниже предметов. Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.

лицо человека

друг детства

бегущая собака

ваша спальня

летящий орел

журчащий ручей

капля росы

перистые облака

клавиатура компьютера

снежная вершина

зубная щетка

ваша любимая пара обуви

Не очень реальный предмет

Какая разница между образами предметов, которые вы видели, и образами предметов, которые вы никогда не видели? Нарисуйте в уме следующие картины:

единорог

шоколадная река

шестирукий бог

третья мировая война

говорящий жираф

тридцатиногий муравей

хор ангелов

четырехмерная сфера

пятилистный клевер

Разрежьте на квадранты и прорисуйте

Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть периферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение, чтобы увидеть как можно больше. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно разбейте обозреваемое пространство на четыре части. Выберите квадрант и проанализируйте каждую деталь в этом квадранте, потом мысленно воссоздайте его. Повторите это с каждым квадрантом.

Пять мысленных картин

Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги...).

Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной...

Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы “А” (артишок, амфора...).

Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.

Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка...).

Представьте пять предметов больше автобуса (голубой кит, поезд...).

Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви...).

Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, мороженое, прогулка по лесу...).

Зрительный след

Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время. Постарайтесь соединить зрительную память с вашим мысленным представлением. Например, посмотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной в памяти. Когда образ потускнеет, откройте глаза, посмотрите на ручку, снова закройте глаза и снова посмотрите на ее образ в вашей памяти. Повторите это несколько раз в удобном для вас темпе, пока у вас хотя бы на секунду не вырисуется четкая картина. После этого постарайтесь уже сознательно воспроизвести мысленный образ ручки.

Периферическое мысленное зрение

Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно перемещать ее в пространстве - так, чтобы она вначале была слева от вас, затем за вами, затем справа от вас и наконец опять перед вами. Одновременно с передвижением ручки воображайте, что вы используете периферическое зрение, чтобы следить за ней.

Мысленные портреты

Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и глаза? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нарисуйте портреты людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска; на последнем дне рождения.

В глазах наблюдателя

Мысленно нарисуйте бабочку, совершенную во всех деталях - с золотистыми узорами крылышек, с длинными, мохнатыми усиками, с нежными пятнышками. Но вообразите себе ее не прекрасной, а безобразной.

Геометрические тела

Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из нижеперечисленных трехмерных тел. Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно изучите пространственное взаиморасположение плоских граней. Мысленно манипулируйте телами, рассматривая их со всех сторон, в том числе и изнутри. Постарайтесь получить ощущение объемности тела.

тетраэдр

пирамида

додэкаэдр

икосаэдр

Чувства, ничего кроме чувств

Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?

Мысленное присутствие

Создайте образ “присутствия” вашей матери, не видя ее в действительности. Подобным же образом представьте, что вы находитесь в горах, не имея при этом перед собой даже изображения горы.

Гигантское тело

Мысленно нарисуйте громадное человеческое тело. Представьте себе, как вы летаете вокруг этого тела и разглядываете его с разных сторон и с разных расстояний. Вообразите, что тело настолько большое, что вы можете проникнуть в ноздри, рот и другие отверстия и исследовать тело изнутри. Сделайте тело настолько огромным, чтобы можно было пролететь над клеточным ландшафтом и даже рассмотреть компоненты отдельных клеток.

Безумие цвета

Представьте себе голубой цвет. Если хотите, можете начать с мысленного образа какого-то конкретного объекта, например голубого автомобиля. Затем увеличьте автомобиль до таких размеров, чтобы он полностью заполнил ваше мысленное пространство. Окунитесь в цвет. Насколько ярким вы можете сделать его? Попробуйте вообразить другие цвета: пурпурный, желтый, красный, оранжевый и зеленый. Попытайтесь представить переход одного цвета в другой: красный в синий с промежуточными оттенками. Вообразите следующую картину: красный цвет - над вами, голубой - слева, зеленый - справа.

Телевизионный мастер

Выберите какой-нибудь определенный объект - например ватрушку с черникой, и постарайтесь мысленно создать ее четкий образ. Вообразите, что можете регулировать качество внутреннего изображения - так же, как, вращая ручки, вы настраиваете телевизор.

Сначала сформируйте устойчивый образ ватрушки и увеличьте резкость. Можете ли вы различить крошки? Можете ли вы разглядеть оттенок ягод? Можете ли вы определить цвет теста? Затем поверните регулятор резкости так, чтобы изображение получилось расплывчатым и неясным. Затем снова поверните ручку в обратном направлении, чтобы изображение стало четким - насколько это возможно. Сколько деталей вы можете рассмотреть в крошках ватрушки? Является ли возникающий образ объемным? Далее вновь поверните регулятор резкости в противоположную сторону и сделайте изображение опять расплывчатым. Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока эта смена не станет для вас технически элементарно выполнимой. Таким же образом постарайтесь отрегулировать и другие переключатели.

Образы идей

Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный образ чего-то очень красивого или способны создать абстрактный образ Красоты, не представляя себе ничего конкретного, частного? Связываете ли вы с вашей идеей Красоты звуки, запахи, вкусовые ощущения? Насколько велика или мала эта идея? Приведем еще несколько абстрактных понятий, образ которых вам предлагается создать: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

Слуховые образы

Воображаемая музыка

Воспроизведите в уме следующие музыкальные отрывки. Постарайтесь услышать мелодию, оркестровку, слова:

Классическая музыка: “Лунная соната”.

Рок-музыка: “Тутти-фрутти”, “Мы - чемпионы”.

Поп-музыка: “Дорога из желтых кирпичей”.

Звуковое оформление фильма: “Генералы песчаных карьеров”, “Мужчина и женщина”.

Образные звуки

Создайте образы следующих звуков:

Пять звуков, звучащих в природе (дождь, ветер, водопад...).

Пять звуков, звучащих в автомобиле (закрывающаяся дверь, откидывание сиденья, включение зажигания....).

Пять звуков, производимых зверями (лай собаки, хрюканье свиньи, рычание льва...).

Пять звуков, производимых насекомыми (жужжание мухи, писк комара, стрекотание сверчка...).

Пять механических звуков (кондиционер, турбина...).

Пять звуков, производимых людьми (пение, сопение, икота, кашель...).

Абстрактные звуки

Можете ли вы представить следующие звуки: яркие, чистые, приглушенные, отвратительные, радостные, золотые, гладкие, горько-сладкие, неприятные, пустые, резкие, отдаленные?

Мысленная запись

Хлопните в ладоши и внимательно прислушайтесь к звуку. Через некоторое время воссоздайте звук в уме. Проделайте это несколько раз, пока не сможете воспроизвести хлопок в уме по вашему желанию. Затем измените качество звука, мысленно поменяв место звучания. Представьте звук приходящим к вам сверху, слева, сзади. Вообразите себе звук громче, затем нежнее. Представьте его в маленьком объеме, например в стенном шкафу, затем в огромном помещении, например в гимнастическом зале. Проделайте то же самое с другими звуками, например с голосами.

Осязательные образы

Внутренние ощущения

Удобно устройтесь в вашем любимом кресле и представьте, что вы моете руки. Детально проиграйте каждое движение, каждый нюанс этого процесса, каждое характерное действие. Ощутите мыльную пену, постарайтесь услышать шум текущей из крана воды, увидеть крохотные пузырьки, почувствовать запах мыла. Теперь действительно помойте руки и сравните этот процесс с вашим мысленным представлением.

Еще внутренние ощущения

Так же подробно, как делали в предыдущем задании, представьте себе, что вы принимаете душ, одеваетесь, застилаете постель, идете утром на работу, беседуете с другом, едете на автобусе или в метро, делаете ежедневные покупки, готовите обед, моете посуду, укладываетесь спать.

Образы чувств

Представьте себе все ощущения, связанные со следующими видами деятельности:

С пятью видами спорта (теннис, баскетбол...).

С пятью действиями, связанными с музыкой (запись на магнитофон, игра на гитаре...).

С пятью домашними делами (приготовление завтрака, уборка кровати...).

С пятью производственными делами (печатание мемуаров, присутствие на собрании коллегии...).

С пятью занятиями на кухне (мытье сковороды, чистка картофеля...).

Образы тактильных ощущений

Представьте себе на ощупь следующие предметы:

Пять текстильных материалов (полиэстер, шелк, хлопок...).

Пять строительных материалов (бетон, древесина, кафель...).

Пять деталей машины (руль, обивка, покрышка...).

Мысленно представьте себе отчетливый вкус следующих блюд:

Пяти мясных (свинина, телятина, цыпленок...).

Пяти любимых блюд (украинский борщ, рулет с маком...).

Попытайтесь почувствовать вкус отдельно, не воссоздавая целиком процесс поглощения пищи.

Многовкусие

Вообразите каждый из основных видов вкусовых ощущений, которые может почувствовать ваше нёбо: сладкий, кислый, горький, соленый. Соедините эти вкусовые ощущения вместе. Как вы представляете кисло-сладкий вкус? Горько-соленый? Кисло-сладко-горький?

Представьте вкус следующих оригинальных сочетаний блюд:

Рассол с мороженым.

Спагетти с вареным картофелем.

Селедка с сахаром.

Капустный салат с манной кашей.

Пиво с шоколадом.

Молоко с апельсиновым соком.

Сформируйте мысленные образы запаха следующих предметов:

Пяти мясных блюд (свинина, телятина, цыпленок...).

Пяти овощей (картофель, брюссельская капуста...).

Пяти фруктов (банан, апельсин, киви...).

Пяти сыров (чеддер, голландский...).

Пяти ваших любимых блюд (украинский борщ, рулет с маком...).

Пяти цветов (роза, одуванчик...).

Пяти запахов, связанных с машинами (бензин, масло...).

Пяти запахов, связанных с ландшафтами (океан, сосновый бор...).

Пяти запахов, связанных с различной погодой (сырость, дождь...).

Попытайтесь представить запах отдельно, не создавая мысленного образа предмета.

Работа воображения

Воображение важнее знания.

Альберт Эйнштейн, физик

У олимпийского десятиборца Брюса Дженнера в течение четырех лет в комнате была укреплена перекладина, напоминающая планку для прыжков. Как только он садился на диван, он сразу же кидал взгляд на перекладину и мысленно перепрыгивал через нее. Игрок в гольф Джек Николс, прежде чем сделать удар, мысленно прокручивал его перед глазами, как в кино. В своем воображении он не только видел то место, куда хотел закинуть мяч, но и траекторию полета.

В большинстве случаев развитие способности управлять собственным воображением способствует и повышению творческих способностей. Картины, которые мы рисуем перед своим мысленным взором, благодатно влияют на наш интеллект, на наше настроение, на наше тело - короче, на все наше существо.

Одной из причин великой силы нашего воображения является то, что существует прочная связь между создаваемыми нами мысленными образами и эмоциями. Рисуя себе эмоционально окрашенную картину - мать, сидящую в кресле, теплого, свернувшегося клубком щенка, привлекательную особу противоположного пола, - мы испытываем те же чувства, как если бы объект нашего воображения действительно находился перед нами. В результате мысленные образы, которые мы создаем в уме в течение всего дня - образы работы и дома, друзей и членов семьи, радости и разочарований, воспоминаний и ожиданий - тесно связаны с нашим воззрением на жизнь. Фактически мысленные образы являются сердцевиной нашего жизненного опыта: они помогают создавать наш собственный внутренний мир.

Чтобы убедиться в силе воздействия мысленных образов, попробуйте выполнить следующие упражнения:

Эмоциональная гибкость

Присядьте на несколько мгновений, расслабьтесь и представьте себе стул, который не порождает у вас никаких ассоциаций.

Когда вы сформируете устойчивый образ, вообразите себе стул в забавной ситуации.

Представьте этот стул участвующим в невероятно смешной сцене из какой-нибудь комедии.

Позвольте вашему разуму заняться чем-нибудь эксцентричным.

Вы одни, и вам нет необходимости ограничивать свое воображение.

Продолжайте это занятие, пока не почувствуете себя обновленным, просветленным и радостным.

Теперь поместите тот же объект в трагическую ситуацию.

Пусть он окажется в центре душераздирающих событий.

Будьте готовы расстроиться.

После того как вы почувствуете себя совершенно подавленным, вернитесь к первому сценарию и снова представляйте смешную ситуацию, пока не развеселитесь.

Попеременно меняйте сценарии.

Отметьте связь между создаваемыми вами мысленными образами и вашими чувствами.

Мысленное кино

Мы таковы, какими себя воображаем.

Курт Воннегут, писатель

Известно, что через сознание большинства из нас проходит непрерывный поток зрительных картин, звуков и ощущений. Этот поток образов создает серию мысленных фильмов: триллеров, комедий, боевиков, мелодрам, периодически прерываемых коммерческой информацией и рекламными роликами. Поскольку существует тесная связь между мысленными картинами и чувствами, негативные образы оказывают пагубное воздействие на наше настроение и отвлекают внимание. Однако путем целенаправленной работы воображения можно изменить эти образы, меняя при этом и собственные чувства.

Ниже описаны несколько приемов, позволяющих воплотить в жизнь искусство визуализации (создания зрительных образов).

Целенаправленное представление

Создайте мысленный образ самого себя - делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочется. Вы можете вообразить себя обутым в новую пару обуви, или работающим на новой работе, или обедающим в любимом ресторане. В этом мысленном представлении важны три момента: во-первых, не упускайте подробности, подключая все ваши ощущения; во-вторых, представьте себя наслаждающимся желанным ходом событий; и, в-третьих, вообразите сцену происходящей в определенный день. Побуждая вас сосредоточиваться на цели, мысленный образ повышает мотивацию, создает дополнительные стимулы. Начинайте с небольших, легко достижимых целей, затем переходите к более значительным, более общим.

Мысленные сценарии

Если вам предстоит выступить перед публикой, к примеру принять участие в презентации, или прочесть лекцию, или дать интервью, набросайте для себя ряд мысленных сценариев. Начните с самого безупречного варианта. Вообразите, что вы находитесь в отличной форме и все идет так, как надо. Затем представьте посредственный сценарий, когда события развиваются близко к желаемому, но не совсем. Затем вообразите худший из возможных вариантов - вы потерпели полный провал. Обыгрывая все эти сценарии, вы подготавливаете себя к возможной неудаче, к возникновению определенных проблем. После того как вы рассмотрите все варианты, сконцентрируйте внимание на идеальном. Предоставьте себе возможность исполнить роль ну просто изумительно.

Расслабление, управление стрессом

Потратьте некоторое время на то, чтобы вызвать приятные воспоминания. Полностью, как только можете, расслабьтесь и позвольте воображаемым картинам свободно проплывать перед вашим мысленным взором. Осторожно соприкасайтесь с наиболее сокровенными воспоминаниями: о зеленых долинах, близких друзьях, раннем детстве, о вашей милой старой комнате, первой любви и о том, как вы шли в школу солнечным утром; с воспоминанием о том, как вы однажды проснулись обновленным и с надеждой посмотрели в будущее.

Внутренний массаж

Вообразите себе черную доску. Затем представьте, как в левом верхнем углу доски медленно, по одной, появляются буквы вашего имени. Затем постарайтесь увидеть буквы слова “расслабься”, также появляющиеся по одной, но уже в правом верхнем углу. Сделайте незначительную паузу и вновь посмотрите на эти слова. Затем пронаблюдайте, как они проявляются уже строчкой ниже.

Затихание эмоций

Свами Даянанда Сарисвата, индийский учитель, предлагает один интересный прием. Для того чтобы преодолеть внутреннее напряжение и волнение, связанные с неприятной ситуацией, он советует сосредоточиться на положительном. Например, если вы рассержены на своего начальника, вообразите его делающим то, что вам нравится. Припомните случай, когда он совершил что-то, что вы одобрили. Продолжайте отыскивать положительные моменты в его поведении. Затем, когда вы перестанете на него злиться и подумаете, что, может быть, он не так уж и плох, восстановите в памяти ситуацию, которая вызвала ваш гнев, но уже в свете позитивного отношения. Будьте готовы принимать начальника таким, каков он есть. Вы можете не одобрять всех его поступков, но не чувствуйте себя обязанным переделать его, изменить образ его мыслей. Проделывайте подобную работу и при ссорах с вашими домочадцами.

Полезные советы

Воображение впрыскивает свежесть, энергию и жизнь в то, что в противном случае было бы суровым миром абстракции. Привыкайте исследовать те прекрасные пейзажи и чудесные картины, которые находятся внутри вашего разума.

СОВЕТ 1.

Учите ваше воображение быть более отзывчивым. Старайтесь создавать устойчивые образы того, что вы слышите, видите, осязаете, пробуете на вкус и ощущаете.

СОВЕТ 2.

Содействуйте тому, чтобы ваши чувства становились более живыми. Поощряйте ваш разум даже в ничем не примечательных, казалось бы, образах видеть нечто колоритное, эксцентричное и неожиданное. Делайте ваш внутренний мир настолько наполненным, насколько хотите.

СОВЕТ 3.

Уделите внимание потоку повседневных образов, проходящих через ваше сознание. Определите, какая именно картина расстраивает вас, а какая вдохновляет. Познайте вашу власть в управлении собственным мысленным кино. Продемонстрируйте себе, что в любой момент можете изменить его сюжет, если захотите.

Тот, кто обладает воображением без эрудиции, имеет крылья, но не имеет ног.

Жозеф Жубер, эссеист

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

9. ОБРАЗНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ Образное и эмоциональное мышление - неотделимые части разума. Они играют огромную роль в процессе мышления и тесно связаны друг с другом. Первое всегда присутствует в процессе мышления, второе помогает образному достигать моментов

Из книги Лечение самогипнозом [Нетрадиционная методика для бойцов спецназа] автора Уфимцев Вадим

Упражнение Образное дыхание против боли 1. Сядьте в позу для самогипноза.2. Закройте глаза и отпустите на свободу внимание, дожидаясь легкой расслабленности психики.3. По возможности расслабьте все тело.4. На 3–5 минут сконцентрируйтесь на своем естественном дыхании,

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

Упражнение Образное размазывание болевых ощущений 1. Сядьте или лягте в позу для самогипноза.2. На несколько минут отпустите на свободу внимание, позволив ему гулять там, где захочется.3. По возможности расслабьте все тело.4. На 3–5 минут сконцентрируйтесь на своем

Из книги Тренировка ума автора Вуджек Том

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ Это сила! Вот уж да, так да! Неужели ты можешь думать, что твое умение запомнить близко к тексту страницу книги сравнится с твоим же естественным умением зрительно запомнить обстановку комнаты, события дня или содержание фильма?!Использование образного

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Гимнастика ума (II). Вербальное мышление Cловесное упражнениеПредставьте себе, что вы персонаж романа. Представьте, что все, что происходит вокруг вас сейчас, - это сцена из очередной главы. Попробуйте за несколько минут с помощью слов описать то, что происходит. Музыка

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Образное выражение потребности Наши потребности осознаются в образах, отражающих объекты и ситуации, в которых в прошлом опыте данная потребность удовлетворялась. Особое значение приобретают образы, отражающие действия удовлетворения потребности.Поведение тоже

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Гимнастика для мозга В августе 1994 года я получил экземпляр журнала «Лайф» с изображением человеческого мозга на обложке7. В статье говорилось, что умственные упражнения могут предотвращать наступление умственного упадка, ассоциируемого со старением. Журнал «Лайф» не

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

Образное изображение рук Руки из одной геометрической формы, проходящей по горизонтали через все телоРуки из одной формы, пересекающей тело насквозь, говорят о том, что связывающая по рукам реальность сковывает человека и не позволяет действовать по своему усмотрению.

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама автора Морено Джозеф Дж.

2. Зрительно-образное воспоминание. Я просил испытуемых получить в своем сознании какой-нибудь образ. На это давалось 2 минуты. После этого я просил их написать (во избежание всяких воздействий, возможных при устном вопросе), какой образ они представили и насколько он был

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7 Музыка и образное представление в психодраме Вы анализируете человеческие сны, а я пытаюсь дать людям храбрость увидеть их снова. Я.Л. Морено Зигмунду Фрейду «Направленное образное представление под музыку» (GIM, Guided Imagery and Music) является сейчас широко

Из книги автора

Импровизационная музыка, сопровождающая образное представление Еще одна область, которую стоит исследовать, – это использование живой импровизационной музыки при сопровождении образного представления. Из группы выбираются музыканты, они используют ударные

Из книги автора

Образное представление под музыку в психодраматическом разогреве Опыт образного представления, описанный участниками группы, обычно бывает живым и драматичным. Кажется, что такой опыт настоятельно требует вовлечения в действие и, соответственно, является отличным

Оказывается, есть весьма необычные способы заставить трудиться серые клеточки мозга как в молодости, и даже лучше.

Чего можно добиться при помощи этой гимнастики?
-Улучшить концентрацию, внимание и память.
-Вернуть изобретательность.
-Научиться говорить более убедительно.
-Развить чувство равновесия и координацию движений.
-Более творчески подходить к работе.
-Повторяем трижды
Упражнение 1 - помогает говорить убедительно. (Например, когда надо выступить на заседании). Улучшает равновесие.
Закройте глаза, широко зевните. При этом кончиками пальцев начните массаж напряженных зон на верхней и нижней челюсти. Постарайтесь потянуть зевок глубоко и звучно. Повторите 3–6 раз. Упражнение 2 - способствует творческому изложению мыслей письменно и устно. Оно активизирует области мозга, отвечающие за речь, креативные способности и общение. Также улучшает координацию.
Поставьте руки на спинку стула для опоры. Отставьте одну ногу назад. Корпусом подайтесь вперед, слегка сгибая впереди стоящую ногу. Полностью перенесите на нее вес тела, отрывая пятку сзади стоящей ноги от пола. Теперь плавно «качнитесь» назад, перемещая весь вес на заднюю ногу. Ее пятка опускается, а носок передней ноги приподнимается. Повторите 3–6 раз, затем смените ноги.
Упражнение 3 - позволяет эффективнее использовать логическое мышление, решать математические задачи или организовывать работу коллектива. Кроме того, оно укрепляет брюшной пресс.
Лежа на полу, согните колени и поставьте ступни на пол. Руки под головой, сплетите пальцы. Не разжимая рук, поднимите и одновременно поверните корпус, слегка опираясь одним локтем на пол. Направляйте тело по диагонали: левый локоть к правому колену, затем правый локоть к левому колену. Повторяйте попеременно по 3–6 раз в каждую сторону.
Упражнение 4 - помогает выступать со сцены, участвовать в соревнованиях, сдавать экзамены. Повышает точность движений.
Найдите впадинки на лбу над глазами, почти на половине расстояния от бровей до корней волос. Слегка надавливайте их кончиками пальцев обеих рук в течение 30–60 секунд. Повторить 3–4 раза.
Упражнение 5 - улучшает координацию в пространстве. Например, если приходится готовить еду на чужой кухне или провести несколько дней в гостях, где вам все непривычно и вещи в незнакомых местах. Также улучшит равновесие и координацию тела.
Возьмите лист бумаги двумя руками и помашите им. Сделайте это также стоя, задействуя не только кисти, но и локти и плечи.
Упражнение 6 - позволяет собраться с мыслями, повышает концентрацию, внимание и улучшает память.
Возьмите себя левой рукой за правое плечо, прощупайте и разомните мышцы. Поверните в эту же сторону голову, взгляните через правое плечо. Сделайте глубокий вдох, отводя плечи назад. Медленно, не опуская и не поднимая подбородок, поверните голову к левому плечу. Если можете, взгляните через него. Верните голову в середину, опустите подбородок на грудь, глубоко выдохните и расслабьтесь всем телом. Теперь проделайте все это в другую сторону (правой рукой за левое плечо…). По 3 раза в каждую сторону.

Раньше считалось, что мозг активно развивается только у детей и нервные клетки не восстанавливаются, но это далеко не так. Наш мозг сохраняет удивительную способность учиться и развиваться на протяжении всей жизни.



Как оказалось, наша способность к обучению, росту и другие неврологические функции, тесно связаны с числом связующих каналов, которые строятся между нервными клетками в различных частях нашего мозга (так называемая «нейропроводимость»), и динамичная, непрерывная реконструкция этих «путей нервной связи", как раз развивают наш мозг.

В сущности, здоровый мозг сохраняет мощный потенциал для нейропроводимости и нейропластичности на протяжении всей нашей жизни, в то время, как снижение умственных способностей и слабоумие связаны с прогрессирующей потерей этих двух явлений.

Есть 2 природных явления, которые могут поддерживать активность мозга и усиливать процессы взаимодействия связующих каналов - это движение и сон. Но есть еще специальные формы упражнений мозга, которые также могут помочь длительное время сохранять продуктивность вашего мозга, так называемая гимнастика для мозга -Нейробика.

Нейробика - гимнастика для мозга



Нейробика - это упражнения, которые используют комбинации ваших физических органов (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух) и эмоциональных чувств, чтобы создать «не обычный» опыт и запустить закономерные связи (также известные как «ассоциации „) между нервными клетками в разных частях вашего мозга.

Эти “ассоциации» (например. Имя и лицо, запах и пища, и так далее) являются строительными блоками памяти и основой нашего обучения и стимулирования этого процесса. Эти упражнения помогают нам вырастить более мощный, прочный и эффективный мозг, который имеет большую устойчивость к когнитивному снижению и другим эффектам, связанным со старением.

Более полно научная основа нейробики объясняется , а мы рассмотрим основные принципы нейробики

Основные принципы упражнений нейробики



1. Упражнения нейробики вызывают в клетках мозга потребность производить свои собственные естественные питательные вещества

Эти упражнения стимулируют паттерны нейронной активности между нервными клетками в различных областях головного мозга, и при этом стимулируют нервные клетки производить натуральные питательные вещества головного мозга (так называемые нейтрофины), которые значительно увеличивают размер и сложность соединений нервных клеток, и делают окружающие клетки сильнее и более устойчивы к воздействию старения.

По сути это упражнения, в результате которых мозг оплодотворяет сам себя, разве это не здорово!

2. Упражнения по нейробике ассоциируют между собой различные части мозга

Неожиданные жизненные события создают прочные связи между различными частями мозга, особенно если новый опыт сопровождается эмоциями.

Например, скажем, кто-то дает вам розу. Ваши визуальная система распознает, что это роза, и если это все, что было, то со временем это событие вытрется из памяти.

Но если этот запах розы сопровождался мягким освещением от свечей и прекрасной музыкой, и в это время вы неожиданно укололи палец одним из ее шипов. Вуаля, вы только что активировали гораздо больший диапазон чувств (в том числе эмоциональный) и создали намного более сильные ассоциации, а это значит, что они более глубоко имплантированы в нервной системе и вашей памяти, которая будет с любовью вспоминать это событие долгие годы.

3. Наше обоняние является единственным проводником, который имеет прямые подключения к эмоциональному центру нашего мозга

В настоящее время запах играет уменьшенную роль в нашей повседневной жизни, но ассоциации, основанные на запахах быстро формируются и сохраняться в течение очень долгого времени. Помните свои первые любимые духи? Или когды вы впервые понюхали живую елку? Ассоциации на основе запаха могут быть очень мощными и вызвать изобилие воспоминаний из-за того, что они прямо ссылаются на эмоциональные центры мозга.

4. Мозг любит новинки

Мозг запускается сильнее, когда он подверженн новизне (и, предпочтительно, многосторонней), в то время как знакомые функции могут вызывать омертвение мозга.

Чтобы проиллюстрировать это, распишитесь нормальной доминирующей рукой. Вы можете сделать это автоматически, это не слишком сложно, и относительно немного нервной активности.

А теперь попытайтесь подписаться не доминирующей рукой. Очевидно, что это немного сложнее, и если вы будете подключены к машине, она обнаружит активность мозга. Выполнение этой задачи покажет гораздо более высокую нервную активность, чем если бы вы использовали свою доминирующую руку. И вы, наверное, догадываетесь, что будет творится в вашем мозге, если бы вы стояли в банке пытаясь обналичить чек, используя не доминирующую руку, в то время как на вас настороженно смотрит менеджер банка.

Суть в том, ваш мозг получает гораздо лучшую тренировку, когда он подверженн новому, неожиданному чувственному опыту, и гораздо меньше активируется в обычной обстановке.

7 упражнений по нейробике



Эти упражнения помогают сохранить ваш мозг более быстрым и гибким, и повысить его способность принимать любой психический вызов, в том числе и работу памяти, выполнение задач и творческое решение проблем.

Есть много простых способов разнообразить вашу повседневную работу, чтобы стимулировать ваш мозг.

1. Чистите зубы не доминирующей рукой (включая открытие и накладывание зубной пасты).
Это упражнение может запустить импульсы на противоположной стороне мозга, которую вы обычно не используете, в результате быстрого расширения связей в частях мозга, контролирующей эти движения.

2. Прочитайте книгу вслух с вашим партнером, чередуя роли читателя и слушателя.
Чтение вслух и слушание чтения используют разные нейронные цепи, чем когда мы читаем молча, и наш мозг гораздо более активно подключается у процессу. Это также может улучшить ваши взаимоотношения!

3. Тихая и шумная трапеза
Попробуйте во время еды выключить телевизор, музыку и другие развлечения и просто сядьте и поговорите друг с другом. Это здорово - оставаться на связи друг с другом, и этот социальный опыт очень мощный «строитель вашего мозга».

Затем смешайте его. Сделайте один прием пищи в неделю таким, что все отвлекающие факторы по-прежнему выключены, и вы едите молча, никакого общения. Уделите безраздельное внимание вкусу и текстуре пищи в спокойной атмосфере, и, уже после поделитесь своими мыслями, как только прием пищи будет окончен. Да, и не всегда сидите в тех же креслах во время еды!

4. Используйте другой маршрут
Будь то ваш путь на работу, или вы гуляете с собакой, или там, где вы идете на пробежку, измените его так, чтобы получить разные виды, перспективы и декорации, это будет стимулировать ваш мозг.

5. Делайте ваши выходные разнообразными
Если вы редко ездите на велосипеде, попробуйте исследовать ваши окрестности с велосипедом. Измените сценарий вашего досуга, сходите в места, в которые обычно не ходите или давно хотели пойти. Все дело в том, чтобы использовать воображение, чтобы стимулировать мозг все новым и новым способом.

6. Играйте в игры
Игры являются большими стимуляторами чувств. Это может быть детская игра, типа шарады или, может быть более взрослые игры, к примеру, попытаться определить набор вин по запаху и вкусу. В любом случае, сделайте это весело - это хорошо для мозга.

7. Занимайтесь любовью, иначе
Секс может быть большой аэробной тренировкой, но это также хорошая гимнастика для мозга. Введение в состояние трепета может быть очень интересным. Возможно, это лепестки роз на кровати, чувственный массаж, некоторые прекрасные ароматные масла, или занятся любовью под звездами. Надеюсь, вы сможете придумать множество других великих идей для любовной близости, и помните - это хорошо для вашего мозга!

Поделиться