Методика преподавания легкой атлетики. Методика обучения лёгкой атлетике

Однажды перед родителями встаёт выбор: отдавать ли ребёнка в спорт, а если ответ положительный – то в какой вид спорта. Предположим, или хоккей – они обеспечат вашему сыну стабильный (иногда огромный) заработок – но счастливчиков будут единицы, а тех, кто не осядет в клубе второй лиги, кто получит травму и навсегда завяжет с профессиональным спортом – большинство. Если же вы думаете о том, чтобы ваш ребёнок вырос здоровым и всесторонне развитым и притом мог бы со временем зарабатывать неплохие деньги (и разъезжать по международным соревнованиям), то его путь – путь в лёгкую атлетику. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что лёгкой атлетикой можно заниматься для себя, развивая и совершенствуя тело (при этом можно не меньше времени уделять образованию), можно заниматься профессионально (это опять же не отразится на учёбе – и при возможных «эксцессах» в будущем вы будете иметь план Б). Словом, плюсы явно перевешивают в пользу именно этого вида спорта.

Общие сведения о подходах к легкоатлетическим тренировкам

Официально лёгкая атлетика включает в себя 5 видов спорта: в повседневности мы говорим о лёгкой атлетике как о совокупности бега и прыжков в длину, исключая многоборье и толкательные виды. Кроме того, в последнее десятилетие в отдельных регионах России пик популярности переживает спортивная ходьба.
Для детей школьного возраста лёгкая атлетика – это, прежде всего, . По-разному готовят для соревнований на открытых стадионах и в манежах. МирСоветов рекомендует начинать с вывоза ребёнка на некоммерческие соревнования плюс соревнования со статусом «несоревновательных» вроде «Кросса наций», «Всероссийского дня бега»… Причём закладывать с детства нужно как физический, так и тактический фундамент. Ваш ребёнок должен чётко понять, что ему ближе – убегать или догонять, отсиживаться за спинами соперников всю дистанцию и выкладываться только на финише или весь забег вести борьбу за место в лидирующей группе и вести пелотон за собой. Впрочем, это уже обязанность тренера – научить ребёнка грамотно раскладывать силы по дистанции, разглядеть в нём финишёра или тактика, уверенно распределяющего силы по дистанции. Уже с 5-6-ти лет ваше чадо должно понять, что такое бег и выбрать специализацию – короткие или длинные дистанции. Спринт требует совершенно иного подхода к тренировочному процессу, чем, например, бег на 400 метров или отработка длинных дистанций. Кроме того, очень важно подобрать тренера, именно «вашего» тренера, идеально подходящего вашему чаду, частая смена тренеров – очень болезненное явление для юного спортсмена, когда ему за короткие промежутки времени приходится менять подход к тренировкам. Последствия: травмы, перекос в сторону тактики или физики, потеря уверенности и психологические провалы на соревнованиях, потеря мышечной массы, продолжительная растренированность, полная утрата формы…
Необходимо различать интервальный подход к тренировке и неинтервальный. При интервальном подходе можно одинаково тренировать как спринтерские (короткие), так и стайерские (длинные) дистанции. Суть интервальной тренировки в том, чтобы от длинных отрезков постепенно перейти к коротким (всё это за одну тренировку): например, полчаса выкладываться на 4 км, двадцать минут бежать ещё 2 км, десять минут уделить неспешному бегу на 1 км, потом разложить эти десять минут на два отрезка по 500 м, далее освоить подобным образом 200 и 100 м. Тренировка идеальна как физически, так и тактически, неинтервальный подход развивает у спортсмена только выносливость. Тот физический фундамент, который вы закладываете за одну тренировку методом интервалов, вы сможете наработать за 4-5 тренировок на «выносливость». Следуя методу интервальной тренировки, делайте скидку на одну вещь: ни в коем случае не надо выкладываться на каком-то из участков дистанции, метод интервалов – для бега «вашим» ровным темпом, тут ритм бега и дистанция работают на вас, а не вы на них, как это происходит в случае с тренировками на износ. В промежутках между интервалами никто, естественно, не даст пройтись вам пешком или отдохнуть в тени: вы продолжаете бег, только в замедленном темпе.
Некоторые тренеры слишком большое внимание уделяют частоте пульса. Вам только следует запомнить, что при подобных интервальных тренировках частота ударов не должна превышать три в секунду. Работая в манеже, вы можете с успехом тренировать интервальную дистанцию 200 м (учитывая, что длина трека в манеже именно такая), можно делать до 40 повторений за тренировку, перемежая активные участки с пассивным бегом. Учтите то, что зимой в крытом стадионе можно успешно тренировать именно спринтерские дистанции: интервальные тренировки пойдут на 100 и 200 м. Те, кто только начинает заниматься подобными отработками или достаточно юные спортсмены могут делать пассивные перерывы вплоть до одной минуты (для хорошо тренированного спортсмена пассивный отрезок – полминуты и менее). Если отрабатываете дистанцию вдвое короче, т.е. 100 м, добавляйте к указанным результатам порядка четверти минуты.
Некоторые тренеры придерживаются метода контрастной тренировки, когда ещё совсем юного спортсмена начинают готовить в изначально контрастных условиях. Если вы начинаете формировать физический фундамент зимой – будьте уверены, что вы легко расправитесь с соперниками на соревнованиях летом. Т.е. в течение весны и лета физическую форму спортсмену не придётся набирать, а только поддерживать и корректировать этапы тренировок. Контрастные условия – это кроссы зимой, добавление лыжных тренировок, а с приходом весны – и катание на лыжероллерах. Но не стоит переусердствовать – иначе переутомлённый спортсмен будет всё активное время года сбиваться на провалы формы. Идеальное количество зимних тренировочных дней в неделю – 4, летних – 5, при подходе к соревнованиям спортсменам даётся лишь день отдыха в неделю. При этом в день может проводиться до 4-х тренировок – с учётом 1-2-х в щадящем режиме. Стоит учесть и тот факт, что спринтер может, конечно, делать небольшой акцент на кроссах, но только не в зимний период.
Остановимся и на вопросе о времени незадолго до тренировки. , безусловно, очень важна, но только в том случае, ели вы предварительно разогрели тело ненавязчивым бегом в течение 15-20 минут. Обратим внимание и на тот факт, что любые статические упражнения до легкоатлетической тренировки – риск травмы, делайте как можно больше упражнений в динамике, разгоняйте кровь, подходите к занятию с горящими щеками.
МирСоветов настоятельно советует родителям, которые видят своё чадо в большом спорте, сразу отдавать его на попечение тренера, лучше всего – личного. Впрочем, до личного он дорастёт, став профессионалом, но иметь наставника в юном возрасте необходимо – составлять тренировочный план и умело сглаживать периоды спада формы может только человек со специальным образованием.

Профессиональный и любительский подход к легкоатлетическим тренировкам

Вы должны с самого начала знать – отдавать ребёнка в профессиональный или сугубо любительский спорт. Деньги и медали или просто медали плюс отличное физическое состояние до самой старости в обоих случаях. Родители должны сделать чёткий выбор: профессиональный подход требует гораздо больше времени, уделённого спорту. Кроме того, в профессионального спортсмена придётся вложить куда больше денег, учитывая затраты на форму, правильное питание, поездки на большее количество соревнований.
Обратите внимание и на тот факт, что профессионал тратит намного больше времени на подводящие к соревнованиям тренировки. К особо ответственным стартам следует подходить, имея полуторамесячный багаж непрерывных тренировок. Причём если вы тренируете определённую, «свою» дистанцию, в подводящий период акцент делается только на ней (тогда тренировка включает разминочный бег: 1-1,5 часа, плюс бег на свою дистанцию с учётом своего максимального времени, плюс бег с максимальной скоростью на предельную дистанцию, т.е. сколько сможете, плюс разминочный бег после тренировки – 20-30 минут).
У профессионалов существует и особая сбалансированная тренировка: бег на пределе сил (максимальные отрезки ускорения в интервальном беге), темповый восстанавливающий бег плюс упражнения на развитие мышц, накачивание пресса, т.е. комплекс силовых упражнений.
Для профессионала большое значение имеют контрастные тренировки: сюда может входить отказ на время тренировок от специальной формы, намеренное утяжеление обуви, частое использование шиповок на коротких дистанциях, бег по неподготовленной местности – добиваясь результата в таких условиях, спортсмен резко прибавит в идеальных условиях соревнований.
Делая упор на то, что профессионал должен иметь личного тренера, МирСоветов предупреждает, что спортсмен сам по себе в редких случаях может контролировать интервальную нагрузку: рост числа повторений на пределе сил и уменьшение продолжительности пауз – прерогатива тренера и его плана, а не юного спортсмена. Правильно распланировать тренировочный процесс, повторимся, может только квалифицированный специалист.
Для оттачивания легкоатлетических навыков и постоянного поддержания формы спортсменам в юном возрасте часто советуют делать упор на полиатлоне. Силовые упражнения (пресс + ), упражнения на координацию (стрельба из винтовки) плюс бег/лыжи – идеальное наполнение тренировочной и соревновательной жизни легкоатлета в течение всего года. В сельской местности, зачастую обделённой манежами и специальными условиями для тренировок, прибегают к полиатлону как к панацее. К тому же разнообразие в жизни спортсмена-легкоатлета – довольно редкая вещь, а тут оно налицо.
У профессионального спортсмена, учитывая 4-6 часов тренировок в день, должна присутствовать и особая силовая тренировка.
В качестве разминочных и интервальных кусков во время основной тренировки группы легкоатлетов используются как разгрузочные эстафетные занятия. Хотя легкоатлету совсем необязательно уметь работать в команде – всё-таки вид спорта-то не командный.

Рекомендации юным спортсменам и родителям, отдающим ребенка в легкую атлетику

Родители должны определиться, в какой из видов лёгкой атлетики отдать ребёнка, когда ему будет лет 5-6. В том случае, если начнётся брожение из вида в вид, всегда существует запасной вариант – легкоатлетическое многоборье. Имея достаточно навыков и солидный багаж тренировок, юный спортсмен точно не затеряется в этом виде. Если вы изначально делаете упор на спринт как самый популярный и зрелищный вид лёгкой атлетики, то тут МирСоветов предостерегает вас: если ваше чадо перестанет прогрессировать в этом виде годам к 11-ти и роста результатов не будет видно, пожалуй, стоит сменить дистанцию на стайерскую. Обращайте внимание на физические данные ребёнка: допустим, в 7-8 лет он неплохо бегает короткие дистанции, а к 12-ти у него усилился рост – комплекция уже явно не спринтерская – спешите переквалифицировать его в прыгуна, результатов он, скорее, добьётся там, чем в спринте.
Если ребёнок избирает путь стайера, то стоит предупредить: придётся выполнять громадный объём черновой работы. Чтобы адекватно себя чувствовать на дистанции 5000 м на международном уровне, нужно будет каждый день в течение 3-4 тренировок отрабатывать 30-40-километровый объём бега (это на подходе к 16-20 годам, в детском возрасте показатели в два и три раза меньше). Довольно распространёнными станут для вас даже в выходные дни пробежки по лесу или по парку на 12-15 км, во время которых вы имеете право опустошить полуторалитровую бутылку подсахаренной воды.
Неправильный подход состоит в том, чтобы как можно больше времени уделять разъездам по соревнованиям и как можно больше сил оставлять на коммерческих стартах. Юному спортсмену это совсем ни к чему: перепады формы в юном возрасте настолько часты, что даже избыток впечатлений от новых мест делу не поможет. Ваш ребёнок быстро превратится в пассивного «участника», а не призёра соревнований и его физический рост будет подорван. Поэтому лет до 16-ти важно делать акцент именно на тренировочной части, на наборе формы и отработке навыков. Став профессионалом, ваш ребёнок уже может посвятить себя коммерческим стартам, а до этого возраста стремиться надо к прогрессу, а не к пожиму плодов.
Обратите внимание и на тот момент, что стайеру не следует отрабатывать на тренировках только стайерские дистанции, ему будет полезно побегать и со спринтерами – большие объёмы неторопливого бега, больше похожего на ходьбу, растренировывают спортсмена и ведут к угасанию формы, после чего ни о каких пиках и результатах уже думать не придётся.
Спринтера определяет умение отлично стартовать, стайера – умение выдать впечатляющий финишный отрезок. Отдельные тренеры готовят своих спортсменов финишировать даже чуть дальше финишной отсечки.

Подробное описание подходов к тренировкам

Американская школа лёгкой атлетики считается ведущей в мире. Тренировочный процесс в Штатах обычно разделяется на три этапа (речь идёт о профессиональном подходе): во время внесоревновательного периода с сентября по начало зимы идёт отработка техники и закладка основных навыков для новичков. Тренирующиеся группы юных спортсменов с 5-6-ти лет начинают тренировать физические навыки, выкладываться на тренировке на сто процентов (тут следует только не переусердствовать и не отбить желание к тренировкам на всю жизнь), с 9-10 лет – тотальный упор на технику бега, которая должна была отрабатываться и нарабатываться с 5 до 9 лет, после 11-ти – совершенствование навыков, увеличение объёмов тренировок. Во время трех-четырехмесячного подготовительного периода спортсмен варьирует подход к тренировкам, но упор сделан жёсткий – выполнить громадный объём работы, чтобы к соревновательному периоду иметь солидную базу. Во время подготовительного периода можно прибегнуть к методике «лестничных» тренировок, подобно методу «лестницы» при подтягиваниях – от минимального значения к максимальному и назад к минимальному, включая разминочную и послетренировочную части.
После рождественских праздников обычно сокращается «лестничная» методика, которой проверяется спортсмен на прочность, наступает время отработки основной дистанции, для которой спортсмен и предназначен. У некоторых тренеров этот период касается только календарной зимы, у некоторых растягивается до середины весны. Причем соревновательность на тренировках допускать необязательно: спортсмен должен бороться исключительно с собой и со своим временем на дистанции. Заключительные месяцы тренировок и выход на пик формы происходят вплоть до середины лета. При интервальном подходе тут увеличивается время, затрачиваемое на отдых между отработанными отрезками. Нелишне будет заметить, что тренеру в этот период полезно вводить силовые упражнения: например, прыжки с положенным за плечи мячом, набитым песком. Вообще, следует загружать ноги и готовить их к скоростному драйву соревнований, к пределу износа. При этом положительными выглядят тренировки такого типа: в течение часа-двух группа легкоатлетов тренирует подъёмы и спуски в холмистой местности. Причём чем больше подъёмов – тем лучше для отработки техники спортсмена и выносливости, особенно если подъёмы проходят в скоростном темпе. На подобную часовую тренировку требуется выполнить не менее 12-ти парных подъёмов-спусков, всё это – в группе с постоянно меняющимся лидером.
Согласно ещё одному американскому подходу, закладывать фундамент нужно осенью при довольно плохих условиях тренировок, «лестничный» метод отработать зимой, а весной-летом взяться за основные дистанции. Причём подготовительный период может состоять из частых силовых тренировок плюс кроссов (независимо от спринтерской/стайерской направленности спортсмена).
Иногда легкоатлеты применяют принцип двухразовой тренировки: усиленное занятие утром, включающее многочасовой бег (с чередованием видов бега: гладкий, рысцой, с отрезками ускорений, постоянный на пределе сил, разминочный) плюс вечернее, включающее ходьбу с незначительными вставками ускорений плюс контрольный кросс. Если есть возможность, чередуйте дни, когда вы занимаетесь бегом на стадионе, с днями, когда вы это делаете в парковой местности или местности с большим количеством холмов, т.е. делайте акцент на отработку подъёмов. Интенсивные недельные тренировки с чётко расписанным графиком и под постоянным наблюдением личного тренера следует вести только с 16-18-ти лет, когда организм подходит к пику сбалансированности. До этого – частые тренировки в группе, накапливание мышечной массы, попытки выйти на предел результатов.
Даже если тренировки сменяют одна другую, идёт подготовка к важным стартам, используется недельный цикл занятости – даже при этом раз в 10-12 дней спортсменам требуется давать 1 день разгрузки и отдыха или в течение пары дней давать им облегченные задания.

Переход из юношеского спорта во взрослый

Ваш ребёнок, достигнув 15-18-ти лет, должен решить: будет ли он заниматься профессиональным спортом и дальше, свяжет ли с этим свою жизнь до 30-35-ти лет.
Для безболезненного перехода во взрослый спорт требуется каждый год успешно заниматься и соревноваться со спортсменами более возрастных категорий.
На соревнованиях следует делать акцент на своей основной дистанции, но не стоит уделять ей все внимание. Можно пробовать себя в как можно большем количестве стартов за одно соревнование. Только тогда спортсмен поймёт границы своих сил и возможностей, грамотно оценит свой потенциал.
Приступать к соревнованиям на взрослом уровне нужно в щадящем режиме: осторожно, чтобы исключить риск получения травмы, на которой может оборваться вся ваша последующая спортивная карьера.
МирСоветов обращает ваше внимание на то, что без квалифицированного личного тренера профессиональному спортсмену не обойтись. К тому же экипировка спортсмена должна быть лучшей – для участия в международных стартах, на которых легкоатлет может сделать себе имя.

Существуют следующие методы обучения: целостный, расчлененный, смешанный.

Целостный метод обучения подразумевает изучение всего действия целиком и применяется при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию каче­ственной техники движений.

Расчлененный метод обучения наиболее распространен и применяется на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных действий. Целостное действие подвергается анализу, разделяется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдельных деталей, составляется план-схема обучения их техники, подбираются методы и средства обучения. Следующий этап – изучение по необходимости группы деталей, т.е. формируются структурные связи между деталями техники. Завершающий этап – изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование.

Смешанный метод обучения включает в себя элементы целостного и расчлененного методов.

Наряду с общими методами обучения существуют и методы непосредственного обучения: словесный, наглядный, физического упражнения, непосредственной помощи.

Словесный метод имеет важное значение при изучении техни­ки движений. Преподаватель с помощью объяснений, рассказа помогает создать представление о движении, осознать движение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все средства, методы и приемы обучения. Главную роль в этом методе играет объяснение, после которого ученик пытается выполнить то или иное движение, затем, разобрав ошибки, опять пробует его выполнить. Основными средствами словесного метода являются: рассказ, объяснение, напоминание, разъяснение, указание, подсказка, анализ выполненного действия, анализ ошибок.

Наглядный метод - - наблюдая за показом, ученик может охватить взглядом целостную картину техники, получить представление о сложности или легкости выполнения движений. Зрительное восприятие демонстрируемой техники дает наиболее объективное отображение ее и сознании учеников, создает правильное двигательное представление, при условии образцового показа. Различают два вида наглядности : 1) непосредственная наглядность - достоверный образ движений - образцовый показ, применение рисунков, плакатов, кинограмм – плоскостная наглядность, макетов, моделей – объемная наглядность, кино- и видеозаписи - аппаратурная (техническая) наглядность; 2) слуховая наглядность – звуковое оформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений.

Метод непосредственной помощи применяется при обучении позам в различных условиях в медленном темпе. Этот метод, по сути, - исправление ошибок извне.

Средства тренировки и способы их применения (методы) органически взаимосвязаны, т.е. отделить их друг от друга невозможно и только для большего понимания сущности тренировочного процесса теоретически их рассматривают раздельно. Главный метод тренировки в легкой атлетике – метод упражнений, т.е. повторяющееся выполнение движений и действий в разных условиях (строгого регламентированного упражнения, игровой, соревновательный). Наиболее важной особенностью метода упражнения является повторность действий. Без повторения нет упражнения. Только при систематическом и многократном повторении движения вызывают определенные изменения в форме, строении, функциональных возможностях человека. Только благодаря повторению движений развиваются качества человека, формируются определенные черты его характера.

В зависимости от задач тренировки и подготовленности спортсменов в практической работе используются разные варианты метода упражнений: равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный.

Равномерный – это такой метод, при котором в течение длительного времени поддерживается относительно постоянная скорость. Метод применяется в основном для совершенствования выносливости и заключается в том, что длительное упражнение выполняется один раз с относительно одинаковой интенсивностью (длинная дистанция, кросс и пр.).

Повторный – метод выполнения упражнений, при котором действие выполняется неоднократно с заданной постоянной эффективностью через произвольные промежутки времени. Это наиболее универсальный метод, который применяется для решения самых разнообразных задач: обучения, совершенствования двигательных навыков и физических качеств, воспитания и пр. Метод имеет ряд разновидностей: максимальных усилий, непредельных усилий “до отказа”, “ударный метод”, статистических усилий и др.

Переменный метод тренировки характеризуется изменением интенсивности повторяющихся движений и действий (физических упражнений). В легкой атлетике он используется для развития двигательных качеств (силы, быстроты, общей и специальной выносливости, ловкости), тактических способностей, для исправления ошибок в технике выполнения движений, а также при организации активного отдыха.

Интервальный метод – это выполнение стандартных упражнений через строго дозированные промежутки неполного отдыха. Применяется для совершенствования специальной выносливости.

Круговой метод – последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типам: а) повторной работы, б) интервальной работы, в) по типу одинакового времени работы и отдыха (собственно круговой). Обычно упражнения объединяются в ”круг” по 4 и более заданий-упражнений (“станции”), которые повторяются от 2 раз и более. Применяется, как правило, для совершенствования физических качеств.

Игровой метод – метод при котором выполнение упражнений организовано в игровой форме (кто лучше).

Для соревновательного метода характерно выполнение физических упражнений (главным образом основных спортивных) с наибольшей интенсивностью. При этом легкоатлет соблюдает правила соревнований и стремится достичь высоких результатов. Соревновательный метод используется для повышения нагрузки, эмоциональности занятий, для проверки уровня тренированности, подведения итогов тренировочного процесса. Данный метод составляет специфическую особенность спорта.

В процессе занятий используются все методы тренировки. Их умелое применение и разнообразие делает тренировочный процесс разнообразным и эффективным.


Виды подготовки в легкой атлетике

В процессе занятий физическим воспитанием и спортом необходимо проводить работу с занимающимися легкой атлетикой в пределах сложившихся представлений подготовки в этом виде спорта: психологической подготовки, теоретической, физической, технической и тактической подготовок.

Психологическая подготовка . К морально значимым качествам, подлежащим воспитанию у занимающихся, следует отнести следующие категории: честность, дисциплинированность, трудолюбие, гражданское мужество, патриотизм, товарищество, взаимопомощь, уважение к старшим и пр. Эффективными методами морального воспитания являются: личный пример тренера-преподавателя, убеждение, целенаправленная постановка усложняющих задач, поощрение и наказание. Волевая и психологическая подготовка осуществляется с первых шагов на занятиях легкой атлетикой. Проявление воли многообразно и выражается в следующих характеристиках: целеустремленность и преодоление трудностей, самостоятельность и инициативность, настойчивость и смелость, выдержка и самообладание, самоотдача и «умение терпеть». Самое высшее выражение волевые качества находят в проявлении так называемых «бойцовских качеств», т.е. способности максимально сконцентрировать все физические и духовные усилия в момент ответственных соревнований, перетерпеть усталость, боль, сломить сопротивление противника и продемонстрировать максимальные возможности, необходимые для достижения победы. Отличительным признаком развития волевых качеств как раз и является достижение на соревнованиях более высоких результатов, чем на тренировках.

Теоретическая подготовка Теоретическая подготовка легкоатлета заключается в углублении знаний, связанных со спортивной специализацией, с осмыслением всех сторон своей подготовки.

Теоретическая подготовка предусматривает следующий круг знаний:

Знание целей и задач тренировочного процесса для данного спортсмена;

Знать основные положения построения тренировочного процесса;

Знать основы техники своего вида легкой атлетики;

Знать свои индивидуальные особенности;

Знать основы врачебного контроля;

Уметь вести учет тренировочной работы (дневники тренировок, анализ выполненной работы).

Теоретическая подготовка осуществляется с помощью бесед, проводимых во время тренировочных занятий, специальных лекций и докладов. Помимо того, спортсмены обязаны регулярно читать книги, газеты, журналы, просматривать специальные фильмы и т.д.

Физическая подготовка легкоатлетов

Физическая подготовка направлена на совершенствование физической подготовленности занимающихся, т.е. укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств спортсменов: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации. Физическая подготовка делится на общую и специальную. Задача общей физической подготовки для любого спортсмена независимо от вида специализации в легкой атлетике – создать фундамент функциональной подготовленности для совершенствования в избранной специализации, добиться высокой работоспособности организма при выполнении любой деятельности.

Техническая подготовка

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без овладения основами техники избранных видов легкой атлетики и непрерывного совершенствования в технике. Сложность движений в легкоатлетических видах не позволяет сразу обучать технике упражнений в целом. Как правило, при обучении технике легкоатлетических упражнений используются два метода обучения упражнению – по частям и в целом. Чтобы облегчить обучение, следует сложное упражнение по возможности упростить, выделить в нем главное движение, решающую фазу, основное звено в цепи движений, которому подчиняются все остальные. При этом нельзя упрощать легкоатлетические упражнения механически, так как все фазы органически связаны в единое целое.

Тактическая подготовка

Под спортивной тактикой понимается использование специальных приемов спортивной борьбы во время соревнований с целью добиться наилучших результатов или победы над относительно одинаково подготовленным соперником.Тактическая подготовка спортсмена – составная часть спортивной тренировки. Наиболее целесообразное осуществление тактических замыслов возможно лишь при хорошем владении техникой, высоком развитии качеств, при сильной воле, большой настойчивости и упорстве в достижении цели. Тактическая подготовка предусматривает последовательное вооружение, занимающихся следующими знаниями и умениями:

– изучение правил соревнований и возможностей данного вида легкой атлетики для тактической борьбы;

– изучение основных положений тактики в данном виде;

– изучение индивидуальных особенностей соперников;

– изучение мест предстоящих соревнований;

– выбор схемы тактических действий для конкретных соревнований;

– опробование схемы тактических действий на тренировки;

– реализация выбранного варианта тактики на соревнованиях;

– анализ результатов применения тактических на соревнованиях.

Источник:
Теория и методы обучения легкой атлетике .
Редактор : Г.В. Грецов Изд. : Академия, 2013 год.

Легкая атлетика: обучение

Глава 2. Этапы развития легкой атлетики

Глава 3. Техника упражнений по легкой атлетике

Глава 6. Прыжки (легкая атлетика)

Глава 7. Метания (легкая атлетика)

Глава 8. Развитие двигательных способностей средствами легкой атлетики

Глава 9. Легкоатлетические упражнения в программе общеобразовательных учреждений

9.1. Программный материал по легкой атлетике для 1-4 классов.

9.2. Программный материал по легкой атлетике для 5 - 9 классов.

9.3. Программный материал по легкой атлетике для 10-11 классов

10.1. Общая характеристика занятий

10.2. Малые формы занятий

10.3. Крупные формы занятий

10.4. Соревновательные формы занятий

Глава 11. Оздоровительная направленность легкоатлетических упражнений

11.4. Выбор мест и экипировка бегуна

Статьи написаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 03400.62 «Физическая культура». Дисциплина «Теория и методика обучения базовым видам спорта» входит в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы.

Говоря о том, что новые стандарты образования являются компетентностно-ориентированными, следует отметить, что в ФГОС ВПО требования к результатам обучения сформулированы в виде компетенций как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности при решении профессиональных задач. Таким образом, именно заявленные компетенции являются целеполагающим фактором при разработке содержания дисциплины (модуля), подборе образовательных технологий и видов контроля.

Изучение легкой атлетики как базового вида спорта направлено на овладение студентами компетенциями в области педагогической и рекреационной деятельности, а именно способностями: самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре; разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; использовать средства легкой атлетики для развития двигательных качеств и в оздоровительных целях в соответствии с состоянием занимающихся и их потребностями; организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства; осознанно использовать легкоатлетические упражнения как средство восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из всего многообразия легкоатлетических дисциплин, с учетом поставленных задач авторы данного учебника остановились на тех видах спорта, которые рекомендованы для освоения на ступенях общего образования. Это - составляющие естественные способы передвижений человека - бег и прыжки, а также броски и метания, поскольку они доступны для изучения и могут быть использованы для самостоятельных занятий различной направленности: тренировочной, оздоровительной, рекреационной, коррекционной.

Учебный курс в целом состоит из лекционной части, семинарских и практических занятий. Практические занятия предполагают освоение техники выполнения легкоатлетических упражнений; овладение методикой обучения и составления комплексов представлены легкоатлетические упражнения для развития скоростно-силовых качеств и выносливости, методикой использования оздоровительного бега.

В учебнике представлена классификация легкоатлетических упражнений, объяснены особенности техники и методика обучения выполнению отдельных их видов. В нем показаны методы развития кондиционных способностей, предложены варианты проведения занятий оздоровительным бегом. Особое внимание авторы уделяют биомеханическим основам техники бега, прыжков и метаний. По каждому виду спорта приведены правила проведения и судейства соревнований. Полезным для студентов будет материал о возможностях использования легкоатлетических упражнений в программах общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта как в рамках предмета «Физическая культура», так и при организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в целях развития личности обучающихся, формирования культуры здорового образа жизни.

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики легкой атлетики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лес-гафта (Санкт-Петербург) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «Бакалавр»).

    Обучение, как педагогический процесс. Методические принципы обучения.

    Типовая схема обучения видам легкой атлетики.

    Средства и методы обучения технике видов легкой атлетики. Способы и приемы обучения.

    Методика обучения отдельным видам легкой атлетики.

    Последовательность изучения легкоатлетических видов.

    Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений.

    Безопасность в процессе обучения и профилактика травматизма.

Литература : 1. Учебник «Легкая атлетика»

2. Учебник «ТиМФВ»

3. Попов В.Б. «555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов».

1. Обучение, как педагогический процесс. Методические принципы обучения.

Обучение – специально организованный педагогический процесс направленный на формирование и совершенствование необходимых знаний, умений и навыков и овладение ими.

Обучение это двусторонний процесс: учитель и ученик.

Суть процесса обучения – взаимодействие преподавателя и обучающегося с целью передачи знаний, умений и навыков преподавателем и приобретение их студентом с последующим совершенствованием.

Методические принципы обучения:

    Сознательности и активности;

    Систематичности;

    Постепенности;

    Доступности;

    Наглядности;

    Индивидуализации.

  1. Типовая схема обучения.

Процесс обучения имеет 3 этапа: 1) ознакомление с новым движением;

2) формирование двигательного умения; 3) формирование и совершенствование двигательного навыка.

Положительный и отрицательный перенос навыков в обучении .

В процессе обучения существуют как положительный, так и отрицательный перенос в технике движений, т. е. одни движе­ния могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить или даже блокировать изучение того или иного элемента.

Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т. е. они несут в себе положительный перенос, например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа, например, прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники движений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т. е. они несут в себе отрицательный перенос. В процессе обучения необходимо так подбирать средства, чтобы полностью устранить отрицательный перенос и как можно эффективнее использовать положительный перенос упражнений.

Типовая схема обучения :

I этап. Постановка задачи. Создать представление о современной технике вида легкой атлетики. Средства: Рассказ, объяснение, показ, выполнение пробных попыток, пробежек.

II этап. Основная задача: учить основам техники, деталям техники. Средства: подводящие упражнения, основные упражнения, О.Р.У.

III этап. Задача: совершенствование вида в целом или его частей. Средства: те-же, что и на 2 этапе; выполнение упражнений в усложненных условиях и в соревновательной обстановке.

    Средства и методы обучения технике видов легкой атлетики. Способы и приемы обучения.

Средство – основное содержание действия.

Метод – способ выполнения данного действия.

Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей

система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным спосо­бом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методический прием - это способ воздействия, кото­рый осуществим лишь в каких-то конкретных условиях при ре­шении лишь частных задач. Например, показ упражнения, стоя к ученикам в профиль.

Следовательно, если комплексом методов (например, объяс­нением, показом и практическим разучиванием) можно решить поставленную задачу (предположим, обучить прыжку), то си­стемы методических приемов выступают как конкретные спо­собы реализации методов в соответствии с конкретными усло­виями обучения (например, при показе прыжка придется ис­пользовать или показ в профиль, или анфас, а скорее всего­ оба методических приема). У каждого метода могут быть самые разнообразные методические приемы. Их так много, что они не поддаются строгому перечислению. Некоторые из них отмира­ют, видоизменяются, в творчестве учителя появляются новые. Часто различие в уровне преподавания объясняется именно раз­ным объемом методических приемов, которыми владеют учи­теля.

Основные средства обучения и тренировки : физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения делятся на группы:

    ОСНОВНЫЕ (для бегуна – бег, для прыгуна – прыжки, для метателя – метания);

    О.Р.У. (с предметами, без предметов, на снарядах, со снарядами, из других видов спорта);

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

    Имитационные

    Для видов (беговые, прыжковые, метательные)

    Для развития физических качеств

    На тренажерах и специальных устройствах

    Идеомоторные упражнения (мысленные).

Гигиенические факторы : питание, сон, распорядок дня и т.д., и естественные силы природы : солнце, воздух, вода – важные средства улучшения состояния ЦНС, укрепления здоровья и закаливания. Они повышают жизнедеятельность занимающихся, позволяют им больше и эффективнее тренироваться, достичь высоких спортивных успехов, быстрее восстановить свои силы после занятий.

Методы обучения:

    Метод упражнения:

Строго регламентируемого упражнения

Частично регламентируемого упражнения

Метод целостного упражнения

Метод расчлененного упражнения

2. Словесный метод:

Рассказ

Описание

Объяснение

Задание

Указание

Команда

Подсчет

3. Наглядный метод :

Непосредственный показ преподавателем или учеником;

Демонстрация плакатов, фотографий, ки­нограмм, рисунков мелом на до­ске, кино-, видео-фильмов, предметных пособий (шарнирных моделей), предметных и символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.);

Звуковая и световая демонстрация (сигнализация).

4. Игровой метод

5. Соревновательный метод

6. Метод непосредственной помощи : это практически, исправление ошибок извне (постороннее вмешательство преподавателя, тренера, партнера и различных устройств). Преподаватель может исправить позу ученика, по ходу его движения может помочь выполнить упражнение. Касание рукой определенных групп мышц позволяет усилить кинестатические ощущения, сконцентрировать внимание на этой группе мышц.

Для изучения более сложных технических элементов используются различные снаряды, тренажеры и устройства. Например, движениям в полете (прыжки в длину) можно обучать с помощью перекладины (в висе), брусьев (в упоре на руках), лонжи, подкидного мостика, увеличив время полета и т.д.

Способы и приемы обучения :

    Выполнение всех групп упражнений в облегченных условиях;

    Медленное выполнение движения;

    Использование внешних ориентиров;

    Исключение одного или нескольких анализаторов;

    Выполнение упражнений в усложненных условиях.

Ведущими факторами, определяющими спортивные результаты легкоатлетов, являются физическая и функциональная подготовленность, однако большое значение в спортивных достижениях имеет технико-тактическая подготовленность.

В спортивную школу по лёгкой атлетике часто приходят дети, физически хорошо развитые, функционально здоровые и в чём-то опережающие в своём развитии многих сверстников. Эти дети уже в первые месяцы занятий готовы к выполнению разрядных нормативов. Эти результаты они способны показать только на своих природных способностях. Но для дальнейшего роста спортивных результатов необходимо не форсировать их подготовку, а на общих основаниях дать им пройти полный курс начальной подготовки. И очень важно заложить основы правильной техники исполнения движений в разных видах лёгкой атлетики.

Бег является простым и естественным движением, поэтому дети осваивают это упражнение раньше, чем приходят в спортивную школу. Если же рассматривать бег, как одну из легкоатлетических дисциплин, то очень важно правильное выполнение этого несложного упражнения, которое требует определённой подготовки.

При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требования:

  • прямолинейность направления бега;
  • полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперёд маховой ноги;
  • быстрая и мягкая постановка ноги на грунт с передней части стопы;
  • свободная и энергичная работа рук;
  • прямое положение туловища и головы.

В период начальной подготовки следует руководствоваться только этими основными требованиями, а уже в конце этого периода, когда будет проявляться способность ребёнка к спринтерскому, барьерному бегу или бегу на средние и длинные дистанции, последует более детальная работа над техникой бега с учётом специфик вышеуказанных разновидностей бега.

Работа ног при беге.

Главным элементом в беге является момент отталкивания, т.к. от мощности усилия, угла отталкивания и частоты шагов зависит скорость бега. На начальном этапе работы с детьми важно добиться понимания, что отталкивание должно быть направлено только вперёд и строго согласовано с наклоном туловища. Научить детей определять толчковую и маховую ногу для наиболее эффективного отталкивания. Уделять большое внимание прямолинейному движению ног и правильной постановке ноги на дорожку - слегка согнутой в коленном суставе, что уменьшает тормозящее действие в момент постановки и способствует более равномерному и плавному бегу.

Работа рук при беге.

Движения рук при беге ритмично сочетаются с движениями ног. Руки, сохраняя равновесие, способствуют уменьшению или увеличению частоты шагов. Следует научить детей правильно сгибать руки в локтевых суставах, примерно под прямым углом, кисти должны быть свободно сжаты в кулак. Движения рук направлены вперёд-вверх к подбородку и назад несколько в сторону. При движении назад кисти рук не должны выходить за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем выше скорость, тем выше темп и шире движения рук.

На начальном этапе подготовки детям даётся понятие о видах стартового движения - высокий старт и низкий старт. В этом периоде необходимо, чтобы дети усвоили правильное положение ног у стартовой линии и положение рук относительно толчковой и маховой ноги. Команды, дающиеся на старте. Положение туловища до стартовой команды «внимание» и увеличение наклона туловища вперёд-вниз после этой команды. Учащиеся групп начальной подготовки в основном стартуют с высокого старта. На втором году обучения можно применять технику низкого старта без колодок и в конце второго года начать обучение наиболее способных детей, усвоивших основы техники низкого старта, применению стартовых колодок.

Финиш и остановка после бега.

Финишное ускорение, т.е. бег на последнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища вперёд. Надо научить детей после пересечения линии финиша резко не останавливаться, а перейти на медленный бег, а затем - на ходьбу. Часто дети совершают ошибку, начиная сбавлять темп бега за несколько метров до финишной черты и фактически останавливаясь на ней, значительно ухудшая эти свой результат. Это особенно характерно для младшего возраста, новичков. Поэтому работа над исправлением данной ошибки должна проводиться с самых первых занятий.

Кроме работы над техникой бега в начальном периоде занятий лёгкой атлетикой дети должны овладеть основами техники прыжков в длину, высоту, барьерного бега (применяя учебные барьеры малой высоты), а также метания мяча. На втором году занятий дети должны быть готовыми участвовать в соревнованиях по детскому троеборью или четырёхборью и после окончания этого периода занятий перейти на этап начальной спортивной специализации.

В группах СО учащиеся знакомятся с техникой прыжка в длину с места, овладевают подготовительными движениями при подготовке к толчку, прыгают в длину с места на технику и на результат. В этот же период происходит ознакомление с техникой прыжка в длину с разбега способами «согнув ноги» и «ножницы», обучение технике отталкивания, технике приземления, отталкиванию в сочетании с разбегом. Применяются прыжки в «шаге» с места с 1,3,5 шагов, прыжки в «шаге» с 5,7,9 шагов, но с применением этого упражнения нужно быть очень осторожными применять на втором году обучения, т.к. в более раннем периоде костно-мышечная и суставно-связочная система детей не сформирована и могут быть серьёзные травмы. Прыжки с небольшого разбега с акцентированным вниманием на группировку в полёте и выбрасыванием ног вперёд до положения сидя.

Если в школе имеются условия для качественного обучения прыжкам в высоту, то на начальном этапе происходит ознакомление с техникой прыжка способами «перешагивание» и «фосбери-флоп». Наиболее простой из них - способ «перешагивание». Обучение отталкиванию в сочетании с махом прямой ногой, обучение постановке ноги на толчок, обучение сочетанию отталкивания с разбегом, приземлению. Целесообразно применять в начале обучения не планку, а резиновый амортизатор, укреплённый на двух стойках, постепенно увеличивая высоту. В качестве специальных подготовительных упражнений применяются прыжки вверх, толкаясь двумя ногами без отягощения и с небольшим отягощением, различные виды впрыгиваний, перепрыгиваний, прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой с 1-5 шагов, доставая подвешенные на различной высоте предметы или ветки деревьев.

Из Рабочей программы для спортивно-оздоровительных групп Берёзовской ДЮСШ Олимп

Поделиться