Обучение плаванию в летнем оздоровительном лагере. Организация работы по плаванию в детских оздоровительных лагерях

Особенно велико оздоровляющее укрепляющее воздействие на детский организм оказывает плавание. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет», способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям .

Планировать занятия следует на теплые дни, так как при более высокой температуре воды и воздуха юные пловцы могут находиться в воде продолжительное время и быстрее осваивают технику плавания. К занятиям допускаются дети только по разрешению врача.

Продолжительность пребывания в воде на первых занятиях не должна превышать 5--10 мин. В дальнейшем по мере прогревания воды в водоеме и закаливания организма длительность «водной» части урока постепенно увеличивается.

В летних лагерях купание, обучение детей плаванию, а так же совершенствование техники рекомендуется проводить ежедневно, с 10 до 12 и с 17 до 19 .

В лагере обязательно проводится проверка плавательной подготовленности детей. При этом в воду входят (no пояс или по грудь)не более двух человек одновременно, которые плывут вдоль берега. По результатам проверки комплектуют учебные группы в зависимости от возраста и подготовленности ребят.

В первую группу зачисляются дети, не умеющие плавать (10 чел.) и умеющие держаться на поверхности воды (не более 15 чел.). В группе последовательно изучаются подготовительные упражнения для освоения с водой и спортивные способы кроль на груди и на спине.

Вторая группа объединяет детей, сумевших проплыть от 10 до 25 м любым способом. Они изучают спортивные способы кроль на груди и на спине.

На первом занятии инструктор должен рассказать о целях, задачах и порядке проведения занятий, о гигиене пловца и правилах закаливания, а также о мерах предупреждения травм и несчастных случаев на воде До начала занятий в водоеме составляется график движения отрядов на занятия и обратно, а также расписание занятий на суше и в воде которое вывешивается на доске объявлений лагеря.

Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой ypoк Он делится условно на три части: подготовительную,; основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная -- в воде .

Подготовительная часть урока (продолжительностью 5--10 мин) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями.

Основная часть урока (30--45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду

Заключительная часть урока (5--10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия. После выхода из воды дети должны тщательно вытереться полотенцем. Таким образом, при обучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаются следующие основные задачи:

Укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

Всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

Ознакомление с правилами безопасности на воде.

По сравнению с игровыми (футбол, баскетбол и т.д.), лагерей для спортивного плавания не так много. Оно и понятно. Не каждый спортивный лагерь с бассейном подходит для групповых тренировок пловцов.

Для детских групп по синхронному плаванию бывает проще подобрать лагерь, так как у этого водного вида спорта меньше требований к параметрам бассейна. Но даже для детей - пловцов по спортивному плаванию нужно обеспечить соответствие международным стандартам.

Туроператорская компания СНП (год рождения 1994), владелец сайта, на котором вы сейчас находитесь, специализируется в том числе на организации сборов в детских спортивных лагерях для пловцов по спортивному плаванию. А также по водному поло.

Вы можете обратиться к нам - мы постараемся вам помочь:

Мы предлагаем детские спортивные лагеря по плаванию в России (Крым, Анапа, Подмосковье) и за рубежом (Болгария, Греция, Италия и др.). Представляем их по пригодности именно для спортивного плавания, так как в этом случае они подходят и для других видов водного спорта.

БОЛГАРИЯ

ЛАГЕРЬ Регион, Курорт БАССЕЙН Примечание
КАМЧИЯ Камчия крытый 50х21, 8 дорожек, глубина от 2,45м до 5,15м
ИНДИГО ДРУЗЬЯ Китен 25х12,5, 5 дорожек, глубина 1,40м - 1,90м
РОСИЦА БАЛКАНИКА Китен крытый 25х12,5, 5 дорожек, глубина 1,80м - 2,20м
МОРСКИЕ ДЮНЫ Шкорпиловцы 2 бассейна (25х12 м, глубина 1.2-1.8 м), 5 дорожек спортивное и синхронное плавание, водное поло
MACON RESIDENCE Святой Влас 25х12,5, 5 дорожек, глубина 1,70м - 2,20м спортивное и синхронное плавание, водное поло
TEEN PALACE Солнечный берег 2 бассейна (50х25; 24х12м) спортивное и синхронное плавание
STAR CLUB Солнечный берег 50х25м (в 1 км от лагеря); 24х12м (в 50 м от лагеря) спортивное и синхронное плавание
АКВАЛАЙФ Кранево 2 бассейна (50х20 м, глубина 2.0-2.2 м), 8 дорожек спортивное и синхронное плавание, водное поло
РОСИЦА ОБЗОР Обзор 25х12, 5 дорожек, глубина 1,30 - 1,90 м спортивное и синхронное плавание

РОССИЯ

ЛАГЕРЬ Регион, Курорт БАССЕЙН Примечание
ПРОМЕТЕЙ Крым, Евпатория крытый 25х14, 6 дорожек, глубина от 1,3м до 4,5м спортивное и синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду
ЭВОЛЮЦИЯ Крым, Евпатория крытый 25х14, 6 дорожек, глубина от 1,45м до 4,4м открытый 50х25, 8 дорожек, глубина от 1,55м до 2,35м открытый 50х21, 8 дорожек, глубина от 1,55м до 1,85м спортивное и синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду
ИЛОНА Сочи, Лоо открытый 25х12м, 4 дорожки, глубина 1,2м спортивное и синхронное плавание
ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ Анапа, Витязево открытый 25х16, 6 дорожек открытый 25х12, 4 дорожек спортивное и синхронное плавание
ВИТА Анапа, Витязево крытый 25х12, 6 дорожек, глубина от 0,8м до 1,6м открытый 25х16, 6 дорожек, глубина от 1,6м до 2,0м спортивное и синхронное плавание
СКО СМЕНА Анапа, Сукко открытый 25х12, 5 дорожек спортивное и синхронное плавание

ГРЕЦИЯ, ИТАЛИЯ, ЧЕРНОГОРИЯ

ЛАГЕРЬ Регион, Курорт БАССЕЙН Примечание
ОЛИМПИЯ Греция, Катерини открытый 25х15, 3 дорожки, глубина от 1,2м до 3,4м спортивное и синхронное плавание
ИНДИГО ЛИТО Греция, Литохоро открытый 25х15, 4 дорожки, глубина от 1,2м до 3,9м спортивное и синхронное плавание
CITTA DEL MARE Италия, Сицилия открытый 50х25, 8 дорожек, глубина от 1,3м до 1,6м спортивное и синхронное плавание, водное поло
ATHENA RESORT Италия, Сицилия 50х30 м, 8 дорожек, глубина 1.4-2.2 м спортивное и синхронное плавание
TORRE ARTALE Италия, Сицилия открытый 50х25, 8 дорожек, глубина от 1,4м до 3,2м спортивное и синхронное плавание (трибуны)
ИНСТИТУТ ИГАЛО Черногория, Герцег Нови открытый 33х25, 12 дорожек спортивное и синхронное плавание, водное поло

Большинство лагерей для пловцов оснащены бассейном для спортивного плавания длиной 25 метров. В зависимости от ширины они разделяются на 5-6 дорожек. Следует выделить спортивные лагеря с бассейнами 50 метровой длины («Эволюция» в Крыму, ДОЛ «Радуга» в Болгарии и Citta del Mare в Италии - подробности ниже).

Спортивный лагерь с бассейном предоставляет для детских групп возможность занятий не только плаванием или иным водным спортом. Есть спортзалы и открытые площадки, теннис, тренажеры и др. Лечебная база позволяет обеспечить юным пловцам уход за мышцами и опорно-двигательным аппаратом, различные виды массажа и другие процедуры.

Детские спортивные лагеря по плаванию в Болгарии

Имеют всю необходимую инфраструктуру для отдыха и спорта, русскую и болгарскую анимационные программы.

Находится в 25 км. к югу от Варны в природном заповеднике «Камчия». Современный детский комплекс возведен при участии мэрии Москвы. Корпус с четырехместными просторными номерами в 50 м. от пляжа. Крытый 50х21, 8 дорожек бассейн для спортивного плавания, синхронистов, водного поло и прыжков в воду .

Лагерь с бассейном для спортивного плавания, водного поло и синхронистов 25х12,5 на 5 дорожек

Детские спортивные лагеря по плаванию в Крыму

В России большей популярностью пользуется всё, что ближе к морю и в основном на летний период. Поэтому, в Крыму предлагаем два спортивных лагеря по плаванию для детей в Евпатории. Относительно недорогой «Прометей» и крупный спорткомплекс «Эволюция».

Непосредственно на берегу теплого залива с широким своим песчаным пляжем. Размещение по 2-5 чел. с удобствами.
Крытый круглогодичный бассейн с морской водой 25х14 метров, 6 дорожек для плавания . Чаша глубиной 4,5 м. позволяет принимать детские группы по прыжкам в воду.

Суперэкология морского залива и лечебного озера Крыма - Мойнаки. Современное размещение. Мощная разнообразная спортивная инфраструктура. Крупный водноспортивный комплекс оборудован тремя бассейнами для пловцов - один 25-метровый крытый и два 50х25 с электронной системой хронометража заплывов .

Кроме России, как уже было отмечено, хороший пятидесятиметровый бассейн есть еще в лагере спортивного плавания в Италии :

Этот отлично оборудованный для пловцов лагерь организован на территории крупного рекреационного комплекса с очень развитой спортивной базой. Комфортные, просторные номера с отличным видом на море. Несколько бассейнов, водные горки и главный Олимпийский бассейн для спортивного плавания на 8 дорожек 50х25 метров .

Базируется на территории 4-звездочного отеля Torre Artale в 65 км. от Палермо. Комфортабельное размещение европейского уровня.
Лагерь с бассейном на 8 дорожек олимпийских параметров: 50x25 м, глубины от 1,4 до 3,2 м . И другая современная спортивная инфраструктура.Два новых, современных бассейна для спортивного плавания (25х12), крытый и открытый , обеспечивают тренировки детей пловцов в любое время года.

Крупное объединение из четырех детских лагерей с хорошей спортивной базой. 3-5 местное размещение с удобствами в номере.
25-метровым бассейном на пять дорожек .

В живописном месте в курортном поселке Лоо, в субтропическом парке (2 га). 3-4 местное размещение с удобствами в номере.
Для детских групп пловцов в стоимость входит пользование 25-метровым бассейном, четыре дорожки .

Главная > Программа

Плавание в летнем оздоровительном лагере

Содержание:ВведениеЗадачиПрограмма обучения плаванию:а) задачиб) содержание программного обученияв) этапы4. Основной учебный материала) общеразвивающие и специальные упражненияб) упражнения для освоения с водойв) игры на водег) упражнения для изучения техники плавания (Кроль на груди и спине)5. Методы обучения плавания6. Подготовка к занятиям7. Урок плавания8. Подготовка актива9. Организация праздника на воде10. ЗаключениеВВЕДЕНИЕПлавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мии.Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха - из-за давления воды на грудную клетку, выдоха - из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.ЗАДАЧИРассмотреть методику обучению плаванию в летнем оздоровительном лагере и ее особенностиПоказать положительное влияние плавания на ребенка на его психическое и физическое развитиеРассмотреть особенности организации летнего праздника на воде в лагереПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯЗАДАЧИ.ОБУЧЕНИЯ.При обучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаются следующие основные задачи:- укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;- ознакомление с правилами безопасности на водеСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯСодержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий.Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени - из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и.одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.).Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Так, за одну смену в летнем оздоровительном лагере (21 день) можно научить не умеющих плавать ребят держаться на поверхности воды и проплывать небольшое расстояние. За смену в 45 дней можно научиться плавать каким-либо спортивным способом и выполнить нормативные требования по плаванию.Условия для занятий - естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия - также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий.Таким образом, содержание программы - учебный материал и методические указания - должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. He умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Если группа большая, инструктор делит ее на 3 подгруппы (в зависимости от плавательной подготовленности), используя помощь актива. При проведении занятий инструктор ориентируется на основную часть группы - со средней подготовленностью, а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильной подгруппам.При комплектовании учебных групп нёобходимо |учитывать возрастные особенности занимающихся.При обучении плаванию занимающихся комплектуют по возрастному принципу: -младший школьный возраст (7-10 лет);средний школьный возраст (11 -14 лет);При формировании учебных групп из детей одного, возраста. обязательно учитывается уровень их плавательной подготовленности. В этом случае новички подразделяются следующим образом:1. Не умеющие держаться на поверхности воды;2. Плохо плавающие (до 10 - 12м);3. Хорошо плавающие «по-своему»;4. Владеющие техникой спортивных способов плавания.Задачи, стоящие перед курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способа плавания, неодинаково.Выбор способа. плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания.В связи с этим в программах по плаванию для общеобразовательных школ и летних оздоровительных лагерей предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.ЭТАЛЫ ОБУЧЕНИЯВесь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом. 2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений).Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику пяавания, также упражнения для освоения с водой.3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца).Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:- ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;- изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;- изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);- изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией.Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.4. Закрепление и совершенствование техники плавания.На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛПри обучении плаванию в летних оздоровительных лагерях применяются общеразвивающие и специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие - на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнениядля освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИ4ЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯЕсли говорить о подьзе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании.В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног - наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются.В комплекс включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, - например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями.Например, комплекс общеразвивающих и специальных упражнений на суше во время обучения кролю на спине и груди так как эти способы предусмотрены в программе по обучению плаванию в летних оздоровительных лагерях.Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5-6 уроках по обучению кролю на груди и на спине).1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.2. И. п. - сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.3. И. п. - сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом - как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.4. И. п. - стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5-6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным (рис. 23, а).5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.6. «Мельница». И. п. - стоя, "одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.7. Й. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед («мельница»). Выполнять в течение 1 мин (рис. 23,6).8. Упражнение 7 выполняется с закрепленными резиновыми амортизаторами (приучает преодолевать сопротивление воды на суше).9. Упражнение с резиновыми амортизаторами для кроля на спине (рис. 23, в).

Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).1. Проделать упражнение 4 комплекса -1 в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем (рис. 24, а).3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягать мышцы руки и плеча.4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.5. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.6. Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено, другая - в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать 15-20 раз каждой рукой (рис. 24,6).7. .Движения руками. кролем в сочетании с, дыханием. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая - назад. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом (рис. 24, в).8. «Стартовый прыжок» И.п. - стоя, ноги на ширине стопы. По команде «На старт» согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде «Марш!» сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлиться на носки и встать в положение смирно. Повторить 5-6 раз (рис, 24, г)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ С ВОДОЙЭти упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основа хорошей техники - правильное положение тела в воде и правильное дыхание (с выдохом в воду).Упражнения для освоения с водой выполняются в течение первых 5-6 занятий в группах для не умеющих плавать и плавающих «по-своему». Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания.Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражнения на скольжение и выдох в воду.Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды.Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды.1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.2. Ходьба с поворотами и изменением направленияВсплывание и лежание на поверхности воды Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.1. «Поплавок». И. п. - стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10-15с, затем вернуться в и. п.2. «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно (рис. 26, а).3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно (рис. 26,6).4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.5. Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь. Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз (рис. 26, в).Выдохи в водуУмение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.2. И. п. - стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии - 10-15 раз, на последующих занятиях- 20-30 раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду - выдох.4. Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10- 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.

СкольженияСкольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца - равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.1. Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.2. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).3. Скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудьИГРЫ НА ВОДЕОбучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания.На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные.Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у ребят стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию.Игры с сюжетом - основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПЛАВАНИЕ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

(МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДНОГО ПРАЗДНИКА)

  1. Введение
  2. Задачи
  3. Программа обучения плаванию:

а) задачи

4. Основной учебный материал

а) общеразвивающие и специальные упражнения

б) упражнения для освоения с водой

в) игры на воде

г) упражнения для изучения техники плавания (Кроль на груди и спине)

5. Методы обучения плавания

6. Подготовка к занятиям

7. Урок плавания

8. Подготовка актива

9. Организация праздника на воде

10. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мии.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха - из-за давления воды на грудную клетку, выдоха - из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

  1. Рассмотреть методику обучению плаванию в летнем оздоровительном лагере и ее особенности
  2. Показать положительное влияние плавания на ребенка на его психическое и физическое развитие
  3. Рассмотреть особенности организации летнего праздника на воде в лагере

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ.ОБУЧЕНИЯ.

При обучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаются следующие основные задачи:

Укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

Всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

Ознакомление с правилами безопасности на воде

Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени - из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и.одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.).

Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Так, за одну смену в летнем оздоровительном лагере (21 день) можно научить не умеющих плавать ребят держаться на поверхности воды и проплывать небольшое расстояние. За смену в 45 дней можно научиться плавать каким-либо спортивным способом и выполнить нормативные требования по плаванию.

Условия для занятий - естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия - также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий.

Таким образом, содержание программы - учебный материал и методические указания - должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. He умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Если группа большая, инструктор делит ее на 3 подгруппы (в зависимости от плавательной подготовленности), используя помощь актива. При проведении занятий инструктор ориентируется на основную часть группы - со средней подготовленностью, а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильной подгруппам.

При комплектовании учебных групп нёобходимо |учитывать возрастные особенности занимающихся.

При обучении плаванию занимающихся комплектуют по возрастному принципу: -

младший школьный возраст (7-10 лет);

средний школьный возраст (11 -14 лет);

При формировании учебных групп из детей одного, возраста. обязательно учитывается уровень их плавательной подготовленности. В этом случае новички подразделяются следующим образом:

1. Не умеющие держаться на поверхности воды;

2. Плохо плавающие (до 10 - 12м);

3. Хорошо плавающие «по-своему»;

4. Владеющие техникой спортивных способов плавания.

Задачи, стоящие перед курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способа плавания, неодинаково.

Выбор способа. плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания.

В связи с этим в программах по плаванию для общеобразовательных школ и летних оздоровительных лагерей предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.

ЭТАЛЫ ОБУЧЕНИЯ

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)

Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом. 2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений).

Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику пяавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца).

Летние оздоровительные лагеря - прекрасное место отдыха для детей и подростков. Расположенные, как правило, в живописных местах, на берегах или вблизи водоемов, они оснащены различны­ми спортивными сооружениями, в том числе купальнями, места­ми для купания и занятий плаванием, наливными, стационарны­ми и сборными бассейнами (см. главу 8, раздел 8.1).

Физкультурно-оздоровительная работа с отдыхающими в оздо­ровительном лагере организуется на основе их добровольного уча­стия в различных спортивных секциях. Однако, обучение плава­нию, утренняя гимнастика и закаливающие процедуры являются обязательными видами занятий, предусмотренными режимом Дня.

Процесс обучения плаванию регламентируется программами, рассчитанными на 15 и 10 занятий (соответственно для умеющих и не умеющих плавать).

Основными задачами занятий плаванием в летнем оздорови­тельном лагере являются:

Укрепление здоровья, закаливание, повышение уровня физи­ческой подготовленности;

Обучение жизненно важному навыку плавания и формирова­ние интереса к систематическим занятиям плаванием;

Подготовка инструкторов-общественников и спортивных су­дей по плаванию из числа отдыхающих детей.

Основной формой занятий по плаванию является групповой урок продолжительностью 45 мин. В зависимости от погодных ус­ловий (особенно от температуры воды) основная часть урока, про­водимая в воде, может быть различной по продолжительности - от 10 (при относительно низкой температуре) до 30 мин. При сокра­щении времени основной части урока увеличивается продолжи­тельность подготовительной части - повышается объем имитаци­онных и специальных упражнений и количество повторений об-щеразвивающих упражнений.

Занятия на открытых водоемах проводятся при минимальной температуре воды: для старших групп - +18°С, для младших - +20°С. Температура воздуха должна быть выше температуры воды на4-5°С.

Практика показала, что в средней полосе нашей страны, при условии теплой погоды и температуре воды 20-24°С, за одну сме­ну удается провести 12-16 занятий.


Обучение детей плаванию и купание лучше всего проводить ежедневно с 10 до 13 часов и с 17 до 19 часов.

В зависимости от распорядка дня и графика проведения обще­лагерных мероприятий инструктор по плаванию составляет рас­писание занятий и утверждает его в администрации лагеря.

Учебные группы комплектуются по возрасту и уровню плава­тельной подготовленности; мальчики и девочки могут заниматься в одной группе. Численность группы - не более 15 человек.

Обучение плаванию проводит штатный инструктор, которому помогают воспитатель отряда и помощники из числа ребят, хоро­шо умеющих плавать.

Инструктор по плаванию составляет график прохождения учебного материала с учетом конкретных условий лагеря, количе­ства, возраста и уровня подготовленности детей и подростков, климатических условий, места для занятий (наличие наливного бассейна и т.д.).

Обучение не умеющих плавать включает: выполнение упражне­ний для освоения с водной средой; изучение техники спортивных способов плавания - кроль на груди и на спине; освоение стартов; участие в соревнованиях; игры и развлечения на воде (табл. И).

Предлагаемое поурочное распределение учебного материала ни в коем случае не должно быть догмой для инструктора по плава­нию в его практической работе. Приведенные ниже примерные уроки являются канвой для конкретного планирования. Исходя из имеющихся возможностей и личного опыта, инструктор может за­менять одни упражнения другими, упрощать или усложнять их.

Инструктору следует тщательно подготовиться к проведению первого занятия, задача которого - определение уровня плава­тельной подготовленности детей и подростков. Занимающихся желательно разделить на пары (для контроля друг за другом) и вы­полнять задания на мелком месте бассейна или вдоль берега в от­крытом водоеме.

Занятия в воде рекомендуется проводить в игровой и соревно­вательной форме - они должны доставлять детям радость и удо­вольствие. Это позволит занимающимся овладеть простейшими видами соревнований и правилами их проведения, а грамотная и объективная оценка их достижений является стимулом для даль­нейшего улучшения результатов и формирования интереса к заня­тиям плаванием.

Наряду с выполнением упражнений в местах, отведенных для плавания, проводятся и теоретические занятия, на которых реша­ются задачи.


Поделиться