Спортивно – тактическая подготовка спортсмена. Спортивно-тактическая подготовка Что такое тактическая подготовка в спорте

Тактическая сторона спортивной тренировки связана со способностями вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приёмами и способами их выполнения), её видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревнования с «противником». Её главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей для победы. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта; приёмов судейства и положений о соревнованиях; тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений сроить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировках и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения – это форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний.

Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных или коллективных действий.

Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

В процессе тактической подготовки решаются следующие задачи:

1) создание целостного представления о поединке;

2) формирование индивидуального стиля спортивной борьбы;

3) решительное и своевременное воплощение принятых решений, благодаря рациональным приёмам и действиям с учётом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного противника.

Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовленных соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

2) в упражнениях практически моделируются отдельные тактические ситуации и приёмы спортивной борьбы;

3) в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

К числу относительно общих методических приёмов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

б) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны «противника»;

в) подходы, связанные с ограничением числа попыток, представленных для достижения соревновательной цели;

г) подходы, связанные с расширением используемых тактических вариантов.

Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов:

Правила соревнований;

Положение о соревнованиях;

Условия внешней среды, сопутствующие спортивным соревнованиям.

Психологическая подготовка спортсменов

Психологическая подготовка – это система психолого–педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенности в своих силах, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Состояние психической готовности – это уравновешенная, относительно устойчивая система личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развёрстывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условии соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая психическая подготовка решается двумя путями:

1) обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способах саморегуляции эмоциональных состояний, уровня концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

2) обучение приёмам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определённого эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности её достижения. На этом этапе психическая подготовка включает психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированную оптимизацию «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д.

По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на: 1) мобилизующие; 2) корригирующие (поправляющие); 3) релаксирующие (расслабляющие).

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

2) преимущественно психологические (внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые и комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психологической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3) средства воздействия на эмоциональную сферу;

4) средства воздействия на волевую сферу;

5) средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства делятся на: 1) предупреждающие; 2)предсоревновательные; 3) соревновательные; 4) постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса – тренера, психолога, врача, массажиста и т.п.).

В системе психологической подготовки следует выделять следующие направления:

Формирование мотивации занятий спортом;

Волевая подготовка;

Идеомоторная тренировка;

Совершенствование реагирования;

Совершенствование специальных умений;

Регулирование психической напряжённости;

Совершенствование толерантности к стрессу;

Управление стартовым состоянием.

Психическая подготовка осуществляется на всём протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Физическая подготовка

Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные возможности для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития физических качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. С их помощью развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в итоге достигается суммарный эффект ОФП. Особенно важно через общую физическую подготовку укрепить слабые места в организме, повысить функциональные возможности систем и органов.

Упражнения ОФП по их направленности и эффекту можно несколько условно разделить на две группы – косвенного и прямого влияния.

Упражнения косвенного влияния призваны повысить работоспособность органов и систем организма, обеспечить слаженность их функций. Обычно такие упражнения косвенно способствуют повышению тренированности (например, кроссы для непрофильных специализаций, силовые упражнения для шахматистов и т.д.).

Общеразвивающие упражнения прямого действия непосредственно направлены на повышение физической подготовленности в избранном виде спорта. С их помощью укрепляют органы и системы, повышают функциональные возможности, развивают двигательные качества применительно к требованиям построения общего фундамента для избранного вида спорта. Физические упражнения прямого действия должны быть схожи по координации и характеру с движениями и действиями (или частями их), имеющимися в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течении всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения. Чем ближе эти упражнения по характеристике к соревновательным, тем синхроннее они действуют на спортивный результат

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в-третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в-четвёртых – равномерным развитием различных физических качеств.

Систематические занятия физическими упражнениями с целью достижения индивидуального максимального результата в этих упражнениях связаны с понятием «спорт» и «спортивная тренировка».

Многие студенты занимаются определенным видом спорта и достигают высоких результатов. Высокий спортивный результат - эго всегда огромный труд, наличие сильной воли у человека, разумная организация образа жизни.

Кроме того, спортсмен должен хорошо представлять все те сложные процессы, которые возникают в организме под влиянием тренировочных нагрузок и других факторов окружающей действительности. Основными формами подготовки служат: тренировочный урок (тренировка), соревнования, дополнительные занятия (зарядка, самостоятельная тренировка, восстановительные мероприятия и др.).

  • ? физической подготовки;
  • ? технической подготовки;
  • ? тактической подготовки;
  • ? психологической подготовки;
  • ? теоретической (интегральной) подготовки.

Каждый раздел имеет свои задачи, используются определенные средства, методы, которые определяются видом спорта, уровнем подготовленности спортсмена, возрастом, календарем спортивных соревнований, условиями. В то же время содержание спортивной тренировки (разделов) имеет и ряд общих положений, справедливых для всех видов спорта и любого контингента. Кратко рассмотрим эти положения.

Техническая подготовка

Главной задачей технической подготовки является овладение двигательными умениями и навыками в избранной специализации, доведение их до высокой степени стабильности и рациональной вариативности. Что такое техника выполнения того или иного упражнения? Это самый рациональный способ достижения наилучшего результата. Техническое выполнение упражнения - это самое экономное, эстетичное и результативное движение.

В технике любого двигательного действия можно выделить: основу техники, главное звено (или звенья) в основе и детали техники. Например, прыжок в длину с разбега способом «ножницы». Техника данного прыжка состоит из разбега, отталкивания, фазы полета и приземления - это основа техники. Главное звено - отталкивание, детали техники - это индивидуальные особенности выполнения основы. Один спортсмен вырабатывает свой ритм разбега, другой имеет отличие в фазе полета и т.и.

В технической подготовке также различают общую техническую подготовку - овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, обобщающими двигательный арсенал, способствующий развитию координации, и специальную техническую подготовку - все двигательные действия, составляющие избранный вид спорта, овладение этими навыками, совершенствование их с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Чем сложнее по координации вид спорта, тем больший удельный вес приобретает техническая подготовка на всех этапах тренировочного процесса.

Тактическая подготовка

В содержание спортивной тренировки входит такой раздел, как тактика (способ ведения спортивной борьбы). В тактической подготовке различают теоретическую и практическую части. Изучая способы достижения побед или причины поражения не только своих выступлений, но и ведущих спортсменов, своих соперников, мы вырабатываем так называемое «тактическое мышление». Высокий уровень тактического мышления позволяет спортсмену своевременно учесть два вида факторов:

  • ? условия конкретных состязаний;
  • ? сильные и слабые стороны своего соперника и свои собственные.

На основе полученных теоретических выводов разрабатывается

тактический план на конкретное соревнование. Таким образом, в тактической подготовке условно можно выделить общую тактическую подготовку (чаще всего теоретическую) и специальную тактическую подготовку - план выступления на каждое конкретное соревнование и даже в одном соревновании, план борьбы с конкретным соперником.

  • 1) совершенствование в распределении сил в ходе соревнований (равномерное, неравномерное, стартовое ускорение, финишное ускорение и т.д.);
  • 2) совершенствование в гибком использовании технических приемов: иметь в запасе неожиданный для соперника прием, «коронный» элемент или номер;
  • 3) совершенствование во взаимодействиях с партнерами но команде (игровые виды спорта), наигрывание определенных для конкретных игроков технических приемов, связок, комбинаций, неожиданная замена игроков и т.д.;
  • 4) совершенствование в целесообразных переключениях, чаще всего связанное с умением навязывать сопернику свою тактику, неожиданно переходя от защитных действий к нападению или активной обороне.

По характеру тактическая борьба бывает направлена, как указано выше, на организацию защиты, нападения или активной обороны. Различают также индивидуальную, групповую и командную тактическую борьбу.

Роль тактической подготовки в различных видах спорта неодинакова. Ведущую роль тактическая подготовка имеет в игровых, командных соревнованиях. Чем теснее контакт с соперником, тем сложнее и важнее тактическая подготовка, и ей подчинены все остальные разделы подготовки.

Психологическая подготовка

При прочих равных условиях в современном спорте выигрывает тот, кто сильнее характером, умеет настраиваться на борьбу, не поддается горечи неудач или, наоборот, способен не заболеть «звездной болезнью». Все эти особенности связаны с психологической подготовкой спортсмена.

Для успешного выступления в соревнованиях необходимо уметь достигать оптимального боевого состояния. Оно складывается из трех компонентов:

  • 1) физического состояния (физическая подготовленность), что в основном достигается разминкой;
  • 2) эмоционального состояния (психологическая готовность к соревнованиям, достижение готовности выйти на старт, начать приемы и т.д.);
  • 3) мысленного (результат идеомоторной тренировки).

Для достижения оптимального боевого состояния (ОБС) рекомендуются три формулы настройки (но А.В. Алексееву):

  • 1. «Любые трудности, помехи меня мобилизуют».
  • 2. «Уметь прибавлять в конце - финишировать». (При максимальных усилиях используется примерно 70% физических резервов и лишь 5% психических.)
  • 3. «Соревнования для меня праздник».

Умение предельно мобилизоваться и предельно расслабиться (саморегуляция) - залог успешного выступления в любых состязаниях.

Психологическая подготовка тесно связана с интеллектуальной (теоретической) подготовкой. О взаимосвязи физического и умственного состояния упоминалось выше. Следует лишь особо подчеркнуть огромное значение самовоспитания в подготовке спортсмена.

Самовоспитание - это деятельность объекта, направленная на совершенствование своей личности в трех сферах: интеллектуальной, эмоциональной и физической.

Один из путей самовоспитания - это оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (самооценка).

Самооценка - регулятор поведения личности, она связана с уровнем притязаний, г.е. степенью трудностей целей, которые ставит перед собой личность. Расхождение между притязанием и реальными возможностями человека ведет к неадекватности поведения, отсюда эмоциональные срывы, появление повышенной тревожности и неуверенности.

Кроме самооценки используются такие приемы, как самообяза- тельство, самоотчет, самоконтроль, осмысление собственной деятельности и поведения.

Самовоспитание и самообразование - необходимые компоненты творческой личности. Высокий спортивный результат - это всегда поиск, всегда творчество, всегда упорный, многолетний труд.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключается оздоровительное значение общей физической подготовки?
  • 2. Почему общая физическая подготовка является базовой для занятий спортом?
  • 3. Какие виды подготовки включает процесс спортивной тренировки?
  • 4. Раскройте понятие самооценки как регулятора поведения физкультурника и спортсмена.
  • Вопрос 2 Характеристика структуры обучения двигательным действиям
  • Билет №4
  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.

    Спортивная тактика как предмет изучения исовершенствования. Спортивная тактика в ее совершенном виде - это искусство ведения спортивной борьбы. Вообще же понятие «спортивная тактика» охватывает все более или менее целесообразные способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные определённому замыслу и плану достижения соревновательной цели. Смысл тактики спортсмена (команды) заключается в использова­нии таких способов ведения состязания, какие позволяли бы с наи­большей эффективностью реализовать свои возможности (физиче­ские, психические, технические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника.

    Исходным в спортивной тактике является общий тактический за­мысел - принцип ведения состязания, вырабатываемый, как правило, до со­стязания в качестве основной линии организации действий, взаимодействий (в командных состязаниях) и преодоления противодействия соперников на пути к достижению соревновательной цели. Общий тактический замысел, например, у бегуна-стайера может состоять в стремлении обеспечить равномерную рас­кладку сил на дистанции, наиболее благоприятную для достижения рекордного результата, либо в установке на использование спуртов и других приемов борьбы на дистанции, которые хотя и не гарантируют рекордного результата, но могут способствовать победе над соперниками в силу того, что ставят их в затрудни­тельное положение; тактический замысел в спортивных играх часто исходит из стремления навязать противостоящей команде невыгодную для нее манеру веде­ния игры и т. д. Замысел конкретизируется в тактическом плане, пред­ставляющем собой перечень последовательных задач и предполагаемых способов их решения. Тактический замысел и план - это своего рода исходная модели тактики спортсмена (команды) в предстоящем состязании. От них - если они выработаны с учетом реальных возможностей спортсмена (команды), отражают особенности условий состязания (в том числе возможности соперников) и опира­ются на верный прогноз вероятного исхода борьбы - в первую очередь зависит целесообразность спортивной тактики.

    Тактический замысел и план, как бы тщательно они ни разрабатывались, неизбежно корректируются по ходу состязания применительно к фактически складывающимся соревновательным ситуациям. Поэтому практические элементы спортивной тактики нужно рассматривать не только как способы реализации заранее намеченной тактической линии, но и как способы решения тактических задач, которые возникают непосредственно в процессе состязания.

    Практическими элементами спортивной тактики в большинстве случаев являются:

    во-первых, целесообразные способы сочетания и преобразования (вариации) соревновательных действий, обусловленные логикой состязания (например, ком­бинирование и варьирование защитных, контратакующих и атакующих действий в единоборствах и спортивных играх в зависимости от действий противника);

    во-вторых, способы рационального распределения сил по ходу соревнова­тельных упражнений и при их воспроизведении в процессе состязания;

    в-третьих, приемы психологического воздействия иа соперника и маскировки намерений (например, демонстрация уверенности и общей готовности к состяза­нию еще до начала его, в разминке, либо, напротив, маскировка своих возмож­ностей вплоть до решающего момента, имитационные и мимические приемы во время поединка, создающие у соперника обманчивое представление о намечае­мых действиях).

    Большинство тактических задач в состязании решается посредством техники соревновательных действий. Это значит, что основные элементы спортивной так­тики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с це­лесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной сорев­новательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спор­тивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее эле­ментов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке - в форме целесообразных способов веде­ния состязания (техника атакующих н защитных действий, к примеру, в поедин­ке боксера входит в качестве технической основы в тактику атаки и обороны, но тактика и в данном случае не сводится к технике, а представляет собой форму, целесообразно объединяющую отдельные технические приемы). В этом единство и различие тактической и технической подготовки.

    Особенности тактики в различных видах спорта обу­словлены в первую очередь спецификой контактов между участниками состязания соотношения факторов, определяющих спортивные достижения сложной н разнообразной тактикой характеризуются спортивные и единоборства. Не случайно их называют тактическими видами спорта. Специфическая черта тактики видах спорта - непосредственный контакт соперников, выражающийся в их физических воздействиях друг на друга (бокс, борьба, хоккей с шайбой, и др.) или в воздействиях, опосредствованных спортивным оружием или предметом (фехтование, игры с мячом н др.).

    Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые формируются в результа­те обучения интеллектуальным операциям и двигательным дейст­виям, составляющим основу спортивной тактики. Это, в частности, умения и навыки выработки тактических замыслов, планов, пере­работки информации, оценки соревновательных ситуаций и принятия решений, а также двигательные умения и навыки, необ­ходимые для успешного решения тактических задач в процессе состязаний. Тактическое мастерство спортсмена опирается как на умения, так и на навыки, но способы ведения состязания в целом, по-видимому, никогда не превращаются в навык (стабильную автоматизированную форму поведения). Иначе говоря, тактиче­ские навыки формируются применительно к отдельным операциям (приемам) и их комбинациям, в целом же они объединяются не по типу жестких стереотипных связей, а по типу гибких вариа­тивных соединений, характерных для сложных двигательных умений.

    В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять, и перерабатывать информацию, существен­ную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а глав­ное- кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху. Не вызывает сомнений, что эти качества нужны в любом виде спорта, хотя их «вклад» в спортивные достижения, очевидно, в разных видах спорта неодинаков. Как уже подчер­кивалось, особенно велика роль оперативного тактического мыш­ления в спортивных играх и единоборствах, где оно зачастую является решающим фактором победы. Причем не только «при прочих равных условиях». Факты показывают, например, что фех­товальщик, обладающий высокоразвитой способностью предвидеть действия соперника, оказывается победителем и в том случае, когда уступает конкурентам в развитии элементарных психомотор­ных способностей - быстроты простой двигательной реакции и др. (В. С. Келлер).

    Тактическая подготовленность - это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

    Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от степени владения им средствами, формами и видами тактики вида спорта.

    Средствами тактики являются все тактические приемы и способы их выполнения.

    По форме тактика бывает:

    Индивидуальной (выполнение тактических приемов одним спортсменом);

    Тактика отдельных групп спортсменов (групповая тактика);

    Командная тактика (выполняемая всеми спортсменами одной команды).

    Виды тактики:

    Наступательная (захват инициативы у соперника);

    Оборонительная (отдав инициативу сопернику решаются частные тактические задачи);

    Контраатакующая (используются ошибки соперника для захвата инициативы в наиболее важный момент спортивной борьбы).

    В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации возникающей в соревнованиях, тактика по своему содержанию может быть:

    Алгоритмическая тактика (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации);

    Вероятностная тактика (предполагает преднамеренно-экспромтное действие в котором планируется лишь определенное начало);

    Эвристическая тактика (строиться на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации, заранее не готовиться).

    Выбор тактики зависит от следующих факторов:

    1. От специфики вида спорта.

    2. Индивидуальных особенностей спортсмена.

    3. От уровня и значимости соревнования.

    4. Возможностей соперников.

    5. Воздействия внешних условий.

    6. Непредвиденных ситуаций.

    Большое значение имеет качество тактической подготовки. Для ее совершенствования необходимо:

    а) обладать достаточным уровнем знаний о тактике соревновательной борьбы и объемом освоенных спортсменом умений и навыков;

    б) наличие способности предвидения (прогнозирования) возможных вариантов тактической борьбы на соревнованиях.

    в) психологическая устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

    г) оперативная коррекция тактики в ходе соревнований;

    д) достаточная мотивация (заинтересованность) спортсмена и его волевые возможности при достижении цели;

    е) правильный анализ результатов соревнования для дальнейшего совершенствования тактической подготовленности.

    Совершенствование тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:

    1. Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта.



    2. Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы.

    3. Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

    4. Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования.

    5. Улучшить уровень мотивации (заинтерисованности) спортсмена в достижении спортивного результата.

    6. Формирование способности проводить анадиз результатов соревнования.

    Для решения 1 задачи “Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта, необходимы следующие действия:

    Анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов;

    Изучение научной литературы и информационных материалов о соревновательной деятельности;

    Расширение знаний о правилах соревнований, тактических действиях соперников и условий проведения главных соревнований.

    При решениий 2 задачи “Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы, необходимо использовать 4 группы средств тактической подготовки:

    Тренировка без противника, применяется для овладения основными технико-тактическими действиями;

    Тренировка с условным противником, предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (манекенов, моделей противника с заранее разработанной программой действий, тренажерные устройства);

    Тренировка с партнером по команде, создает более приблеженные к соревнованию условия;

    Тренировка с неизвестным противником, позволяет совершенствовать тактику в условиях информационного и временного дефицита.

    Решение 3 и 4 задач, “Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач”, и “Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования”, применяются следующие методические приемы:

    Создание облегченных условий выполнения технико-тактических действий (лидирование и информация о качестве выполняемых действий (данные о скорости, темпе, развиваемых усилиях и т.д.);

    Создание усложненных условий выполнения технико-тактических действий;

    Создание контрастных условий с резким изменением ситуации при выполнении технико-тактических действий;

    Реализация изучаемых технико-тактических действий в соревновательной обстановке.

    Решение 5 задачи “Улучшить уровень мотивации (заинтересованности) спортсмена в достижении спортивного результата”, предполагает:

    Выявление индивидуальных особенностей психики спортсмена;

    Определение важных для спортсмена мотивов занятия спортом;

    Создание точной “установки” на результат;

    Добиться сохранения высокого уровня мотивации на соревновании.

    Решение 6 задачи “Формирование способности проводить анализ результатов соревнования”, требует следующих подходов:

    Собрать необходимый объем информации о прошедших соревнованиях.

    Оценить действия спортсмена и его соперников;

    Разработать новые технико-тактические действия с учетом проведенного анализа полученной информации.

    Тактическая деятельность футболистов - это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнером и противником. И здесь большое значение имеет умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально использовать арсенал действий, которыми владеют спортсмены, для достижения победы над соперником. Следовательно, в тактическую подготовку необходимо включать овладение футболистами основным арсеналом тактических действий, который позволил бы максимально использовать в игре техническую оснащенность, специальные качества и способности, теоретические знания и т.д.

    Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.

    Понятие “тактическая подготовка” шире понятия “обучение тактике”. Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники.

    Иными словами, под тактической подготовкой понимается совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности и развитие специальных способностей, `определяющих эффективность решения этих задач. Данное определение позволяет рассматривать тактическую подготовку в двух аспектах: и как процесс обучения и совершенствования (т.е. приобретение знаний, умений и навыков), и как процесс развития качеств, которые в комплексе определяют специальные тактические способности.

    Целесообразно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий футболиста в игре.

    Во-первых, это высокий уровень развития специальных качеств в сфере интеллекта, перцепции и психомоторики (объема и переключения внимания, объема поля зрения, быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, быстроты выбора решения, тактического мышления, перемещения и т.п.), обеспечивающих ориентировку в сложных условиях игровых ситуаций и осуществление выбора решения данной ситуации.

    Во-вторых, это высокая степень надежности выполнения технических приемов в сложных игровых условиях.

    И, наконец, в-третьих, надо отметить единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

    Следовательно, тактическую подготовку нельзя сводить только к обучению тактическим действиям. Основу успешных действий футболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции, мышление и т.д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий футболистов индивидуально, в группах и командой в условиях единоборства с противником, что позволяет наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе тренировочных занятий. Таким образом, тактическую подготовку как педагогический процесс можно условно разделить на несколько этапов.

    Первый этап тактической подготовки должен быть направлен на развитие у занимающихся определенных качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий.

    Известно, что тактика команды, прежде всего, складывается из разумных индивидуальных действий отдельных футболистов. В этой связи целесообразно считать, что индивидуализация тактической подготовки - не только одно из средств спортивного совершенствования, но и, по существу, первый этап обучения тактике. Только после этого тренер должен переходить к обучению групповой и командной тактике. Иными словами, в процессе становления тактического мастерства футболиста для совершенствования групповой и командной тактики тренеру необходимо воспитывать и развивать комплекс психических качеств каждого отдельного игрока с целью последовательного решения задач тактической подготовки. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции, ориентировки и быстроты ответных действий, сообразительности наблюдательности, переключения с одних действий на другие. Наиболее благоприятные возможности для развития этих ценных качеств - в детском возрасте (8-11 лет).

    Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обучение следует строить так, чтобы в игровых упражнениях и играх проявлялось единство техники и тактики. достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его “соединяют” с качествами и способностями, обусловливающими успех тактических действий. Во-вторых, на этапе изучения приема в сложных условиях применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Такой подход к делу помогает развить тактические способности и технические качества спортсмена, поскольку при этом изучение и совершенствование технических элементов становятся теснее связанными с тактикой. Отдельные технические приемы дополняют тактические варианты, их отдельные этапы, создавая основу для целостного процесса тактической подготовки.

    Это обстоятельство важно также и потому, что в подобных случаях процесс технической и тактической подготовки будет протекать монолитно, целенаправленно, в целостном виде и часы, выделенные в учебно-тренировочном процессе для технической подготовки, будут служить также делу тактической подготовленности спортсменов.

    В тех случаях, когда процесс технической подготовки протекает исключительно по принципу “техника для техники”, даже достаточно технически подготовленные игроки из состава команды не могут подчас выполнить в игре простых тактических взаимодействий.

    Чтобы сделать процесс технической подготовки эффективным, необходимо пояснить игрокам роль технических элементов в применении тактических действий. Тренировку в технике надо по возможности вести по разновидностям встречающихся в практике тактических вариантов, чтобы тренирующиеся сумели неоднократно попробовать применять определенные технические элементы, давая им тактическое содержание. Это повысит практические результаты тренировочного процесса.

    В данном случае важно руководствоваться тем, что основную роль должны играть не простота, сложность упражнения, или его общеизвестность. Решение технической задачи осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие тех психических качеств, которые являются компонентами тактических способностей. При таком направлении тренировки спортсмен должен не только обращать внимание на выполнение задания с большим техническим мастерством, но уметь синтезировать эти технические элементы в единое целое и применять их рационально.

    Иными словами, обстановка, в которой происходит изучение и совершенствование технических элементов, должна создавать такие условия для мышления спортсмена, чтобы оно шло по двум направлениям:

    • а) совершенствование технических элементов;
    • б) выбор технических элементов, необходимых для конкретной тактической ситуации.

    При этом мышление спортсмена в процессе применения того или иного технического элемента развивается и, таким образом, дает ему возможность претворить в действительность технический элемент не механически, а творчески. Это обстоятельство развивает у занимающихся также умение ориентироваться в тактической ситуации.

    В процессе обучения и тренировки технические элементы постепенно усложняют, создавая тем самым условия для развития гибкости мышления. Например, во время тренировки технического элемента добавляют одного, двух активных противников, которые, прикладывая усилия для срыва действий игрока, выполняющего элемент, создают для него сложную ситуацию. В данном случае игрок, выполняющий технический элемент, кроме механических действий должен проявить в создавшейся ситуации и большую находчивость, которая становится качеством лишь в процессе постоянной тренировки. Создание таких условий с первых дней тренировки, при постепенном переходе от простого к сложному, позволяет использовать период длительного обучения техническим элементам также для целенаправленного развития тех психических качеств, которые способствуют успешной тактической деятельности спортсмена.

    Данный этап тактической подготовки юных футболистов характерен для учебно-тренировочных групп 1, 2, 3-го годов обучения (11-14 лет).

    Третий этап тактической подготовки наиболее характерен для старших учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Его цель - изучение собственных тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.

    В развитии тактической грамотности футболистов кроме указанных выше средств и методов одно из важных мест занимают вопросы изучения тактических элементов и комбинаций. Как бы хорошо ни использовались вспомогательные средства повышения тактической зрелости игроков и команды, практические занятия остаются все же основным средством для достижения высоких тактических результатов. Выработка тактической подготовленности, начиная с первых занятий не должна, однако, искажать процесс тактического мышления. Наоборот, тактические взаимодействия должны вытекать одно из другого, чтобы, постепенно укрепляя одно другое, создать цельную канву в тактическом мышлении спортсменов.

    Изучение тактических действий и вариантов должно происходить в двух направлениях:

    • а) индивидуальная тактическая подготовленность;
    • б) групповая и командная тактическая подготовленность.

    На основе индивидуальной тактической подготовленности создаются прочные и твердые групповые и командные взаимодействия; из навыков тактической подготовленности отдельных игроков создаются как защитные, так и наступательные командные взаимодействия. Иначе говоря, сама по себе тактика означает одновременные взаимодействия нескольких игроков, которые направлены на успешное решение той или иной задачи. Когда решается задача индивидуально-тактической подготовленности, то речь должна идти больше о тактическом развитии индивидуума, той личности (игрока), которая сумеет в нужное время использовать свои индивидуальные тактические знания и умения и гармонически взаимодействовать с коллективом.

    В процессе обучения и тренировки тактической подготовленности совершенствуются как защитные, так и наступательные варианты. Большое внимание должно быть уделено воспитанию умения быстро переключаться от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему защиты, от одних тактических действий к другим. Тренер должен обучать игроков тем или иным тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. При этом не надо, конечно, стремиться лишь к механическому усвоению тактических действий и их вариантов. Это может задержать проявление творческой мысли игроков и команды. Тактическая подготовка сама по себе творческий процесс. Имея необходимое тактическое мышление, игрок должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям

    Как бы успешно ни использовались многочисленные средства для развития тактического мышления и психологических качеств, тем не менее, основным из них является тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение им надо начинать по мере овладения основными техническими приемами. В этом случае у игроков будут закрепляться необходимые качества в такой мере, чтобы они имели возможность в процессе игры сделать свои действия целеустремленными, вытекающими из общих интересов своей команды. Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям, не развивает в себе тактического мышления, то в дальнейшем у него часто возникают большие трудности. Даже имея достаточную техническую подготовленность, он не может проявить себя в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях. Развитие творческой мысли во время изучения групповых и командных взаимодействий важно еще и потому, что оно способствует правильному восприятию в процессе игры действий противника. Это, в свою очередь, дает возможность перестроить без срыва и особых усилий план ведения игры своей команды.

    Развитию тактической грамотности способствует также обмен опытом с лучшими командами с помощью совместных тренировок. Очень полезны для Юношеских команд совместные тренировки с взрослыми футболистами. На таких тренировках юноши получают возможность не только ознакомиться в действительности с различными тактическими приемами, но и видеть их, воспринимать и применять на практике.

    Не менее важно организовать просмотры игр лучших отечественных и зарубежных команд. Здесь наблюдающие могут видеть индивидуальные, групповые и командные тактические взаимодействия, а также ознакомиться со всеми тактическими вариантами, которые применяются в ходе игр. Чтобы сделать эти просмотры более целенаправленными, нужно зафиксировать в той или иной форме (запись на специальные карты, видеозапись и пр.) всю игру, вовлекая в это дело учащихся. Затем надо проанализировать тактические взаимодействия наблюдаемых команд в связи с обстановкой, созданной противником. При этом акцент должен ставиться не только на результатах игр, но и на технических действиях и физических возможностях спортсменов.

    Таким образом, тактическая подготовка по своему характеру является одним из сложных этапов спортивной тренировки, который требует серьезного, повседневного и творческого труда.

    Поделиться