Позиции в баскетболе и их значения. Что такое пик-н-ролл, и как против него защищаться? Тактика командного нападения

В зависимости от технического арсенала, физического состоянии и роста каждый игрок занимает четко определенную позицию на площадке. При игре уровня новичок следует выделять две основные позиции, исходя из местонахождения игрока на площадке – задняя или передняя линия. В современном любительском баскетболе таких позиций пять. Тогда как в профессиональном баскетболе можно выделить десять позиций. Предлагаем ознакомиться с базовым описанием амплуа игроков в баскетболе. Если же после прочтения останутся вопросы, то приходи на тренировку и тренер определит твою позицию на игровой площадке.

Первый номер или разыгрывающий защитник

Ярким примером в NBA является Стефен Карри. В России – Денис Захаров. Средний рост профессионального игрока 183-195 сантиметров. Вес 75-90 килограмм. Разыгрывающий защитник (англ. Point guard) или плеймейкер (англ. Play maker) является мозгом команды. Он с легкостью обращается с мячом. Глядя на игру образцового первого номера, кажется, что баскетбольный мяч является продолжением его руки. Все движения плавные и подконтрольные, но в любой момент плавность хода сменяется резким рывком. Какую комбинацию начать, в какую сторону пойти и как построить атаку – это задача первого номера. Данный игрок не только должен видеть коллег по команде, но и просчитывать ситуацию на площадке. При защитных действиях игрок подстраховывает команду от быстрого отрыва команды соперника. Еще не так давно основная роль разыгрывающего заключалась в выводе мяча из своей зоны и передаче его в атаку. Но это время прошло. В современном профессиональном баскетболе приоритет отдается универсальным игрокам, сочетающим в себе качества которые позволяют игроку играть на смежных позициях. Так выделяется позиция комбогард (англ. Combo Guard). Исходя из названия можно определить, что игрок сочетает в себе комбинацию качеств необходимым для защиты и нападения. Так игрок выполняет функции разыгрывающего и атакующего защитника. В старой трактовке баскетбола, комбогарды рассматривались как игроки, не умевшие полноценно реализовать себя на игровой площадке. С течением времени это отношение к игрокам изменилось и сейчас можно встретить известных и успешных представителей комбогардов.

Второй номер или атакующий защитник

Ярким примером в NBA является Коби Брайант. В России – Сергей Бабков. Средний рост профессионального игрока 190-200 сантиметров. Вес 85-100 килограмм. Атакующий защитник (англ. Shooting guard) является в большинстве случаев главным снайпером команды. Его специализация – это точный бросок с любой дистанции, в том числе трехочковый и штрафной. Именно второй номер во многом ответственен за результативность команды. Помимо точного броска, игрок данного амплуа обладает хорошим дриблингом. Он с легкостью прорывает защиту соперника и входит в «краску». Атлетические качества игрока позволяют ему совершать броски в прыжке после скоростного дриблинга. В защите игрок опекает самых опасных снайперов команды соперника и является основным перехватчиком мячей. Молниеносный отрыв - это именно то качество, которым обладает второй номер. Универсальный второй игрок, который может играть на смежных позициях, называется свингмен (англ. Swingman). Данное амплуа подразумевает под собой совмещение позиций второго и третьего номеров. Атлетизм и скорость спортсмена позволяют ему результативно играть как против крупных игроков, используя скорость, так и против менее атлетичных соперников. Данная позиция одна из самых универсальных, ведь ее представитель одинаково хорошо может провести как атаку, так и защиту.

Третий номер или легкий форвард

Ярким примером в NBA является Леброн Джеймс. В России – Андрей Кириленко. Средний рост профессионального игрока 195-210 сантиметров. Вес 95-110 килограмм. Легкий форвард (англ. Small Forward) игрок с основной функцией по набору очков для команды. Несмотря на свою принадлежность к игрокам периметра, легкий форвард является хорошим помощником большим игрокам при подборе мяча, как под кольцом соперника, так и под своим. И это успешно получается у игроков данного амплуа, ведь они обладают более высоким ростом, нежели первый и второй номера. Рост, подвижность и хорошая координация позволяют блокировать броски соперника и обыгрывать их. В связи с высоким ростом многие представители данного амплуа набирают вес и переходят в представители тяжелых форвардов.В современном баскетболе присутствует понятие пойнтфорвард (англ. Point Forward). Игрок сочетает в себе позиции первого и третьего номеров. Имея в арсенале такого игрока, команда может рассчитывать на сочетание разыгрывающих и атакующих качеств в одном лице. Великолепное видение площадки и точные пасы вкупе с ростом игрока, позволяют ему обыгрывать менее рослых игроков в команде соперника и проходить для атаки под кольцо.

Четвертый номер или мощный форвард

Ярким примером в NBA является Дирк Новицки. В России – Виктор Хряпа. Средний рост профессионального игрока 200-215 сантиметров. Вес 105-115 килограмм. Конечно позиция тяжелого форварда (англ. Power Forward) подразумевает под собой не только высоту, но и мощь. В борьбе за подбор, что является основной задачей данного амплуа, приходится противостоять крупным игрокам. Работая большей частью под кольцом, игроки вступают в тесный контакт, где каждый завоеванный сантиметр площадки дается не так легко. В 3-х секундной зоне контакт достигает своего апогея, ведь именно в этой зоне судьи фиксируют фолы только при явных нарушениях. Если в эту зону заходит игрок первого или второго номера, то демонстративное падение, как жест грубой игры с большой вероятностью не будет замечен судьей. Накал борьбы под кольцом и правильное положение тела делают необходимым для игрока иметь отличную физическую подготовку вкупе с выносливостью. Как и любой игрок на площадке мощный форвард должен уверенно контролировать мяч. Конечно в техническом арсенале игрока не встретить того многообразия в дриблинге, но тем не менее он должен при необходимости выводить мяч из своей зоны, находясь под командным прессингом. В этом плане позиция игрока с течением времени достаточно сильно видоизменялась. Раньше основной задачей четвертого номера было умение работать в защите. Атака оставалась в приоритете для игроков других амплуа. Смежной позицией сочетающей в себе умения третьего и четвертого номеров является позиция комбофорварда (англ. Comboforward).

Пятый номер или центровой в баскетболе

Ярким примером в NBA является Шакил О’Нил. В России – Алексей Саврасенко. Средний рост профессионального игрока 210-220 сантиметров. Вес 110-125 килограмм. Центровой (англ. Center) – это игрок, задача которого играть под кольцом и бороться за подбор. Рост и габариты пятого номера отлично позволяют ему справляться с этой задачей. Всем известно, что хорошая и плотная защита в своей зоне это залог успеха на игровой площадке. Именно центровой не дает шанса продолжить атаку после неудачного броска нападающей стороны. Во многом из-за своих габаритов многие центровые игроки плохо реализуют штрафные броски. Но современный баскетбол предъявляет к игрокам этой позиции все новые требования. С каждым годом все меньше игроков на поле выше 220 сантиметров. Приоритет отдается менее массивным и более подвижным игрокам, которые так же обладают отличным броском из под кольца и могут результативно пробить штрафные на последних минутах матча. Именно пятые номера являются лидерами команды по количеству подборов под щитом и количеству блок-шотов. Игрок, обладающий скоростью четвертого номера и силой пятого, называется центрфорвард. Этот игрок борется как за подбор, так и уверенно атакует на границе трехсекундной зоны лицом или спиной к кольцу. В отличии от типичных центровых, скорость центрфорварда позволяет ему поддержать быстрый отрыв.

По игровым амплуа в современом баскетболе различают следующие позиции - атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрофорвард. Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют “плеймейкер”. Название этого слова происходит от английского слова “playmaker”, что в переводе значит - тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он ведет игру всей команды. Он должен прекрасно видеть игровую площадку, обладать филигранным дриблингом и должен уметь выдать хороший пас. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, но также принимают участие в игре и нередко завершают атаку дальними бросками. Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. В команде центрфорварды обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом.

Центровые игроки в настоящее время превратились в особую касту. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др.

Особенно в настоящее время ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях. Большое значение приобретает понятие, как ”командный игрок“. Легендарный центровой игрок Билл Рассел прославился своей приверженностью к командной игре, что позволило ему 11 раз победить в чемпионате НБА вместе со своим клубом ”Бостон селтикс“. Его постоянный соперник из команды ”Филадельфия уорриорз“, который по классу игры не уступал Расселу, но отдавал предпочтение персональной игре, но не игре на команду, и в результате только один раз смог стать чемпионом НБА.

Стандартной схемой расстановки считается схема 2-1-2. Но на протяжении игры тренер в любой момент может изменить привычную тактическую расстановку. К примеру, может выставить на игровую площадку одновременно двух-трех центровых. Ведь в конечном результате успех команды определяется правильно выбранной тактикой, а не только индивидуальным мастерством полевых игроков. Так классическим примером может служить финальная игра олимпийского турнира 1972 года. Главный тренер сборной СССР, Владимир Кондрашин понимая, что его игроки уступают баскетболистам сборной США, построил игру от обороны, навязал сопернику непривычную ему игру, что в конечном принесло победу сборной СССР.

В игре баскетбол различают два типа защиты – зонная и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего” игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг – один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку.

Особое место во время игры занимает борьба под щитом. Одна из баскетбольных заповедей гласит – ”Кто выигрывает щит – выигрывает матч “, и следовательно, одним из основных показателей игры баскетболиста является показатель по числу подборов и блок-шотов.

Индивидуальное мастерство большинства профессиональных игроков состоит из множества компонентов. Дриблинг даже без визуального контроля мяча позволяет игроку моментально оценивать изменение игровой ситуации на площадке. Различные финты, которые дают возможность ввести в заблуждение соперника – обманные движения мячом, ногами, руками, поворотом головы и тела, взглядом и др. Игра в пас. По-особому ценится так называемый скрытый пас, когда осуществляется передача мяча, не глядя на игрока, которому он адресуется. Еще один хитрый прием из богатого арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины. Игрок держит мяч за спиной, а потом в один момент перебрасывает его через голову партнеру. Броски в баскетболе выполняются в движении и с места. Таких бросков существует множество – бросок “крюком”, когда рука игрока стоящего боком к корзине противника, движется по дуге, бросок в прыжке, бросок в корзину сверху и др. Также в баскетболе очень важно, наряду с техникой владения мячом, правильно уметь играть без мяча.

Техника игры в баскетбол формировалась на протяжении десятилетий. К примеру, в конце 19 века игроки выполняли пас друг другу только от груди и только двумя руками. Бросок тоже выполняли от груди двумя руками или “из-под себя”. Бросок мяча одной рукой впервые начали применять только в 30-х годах, и произвел подлинный переворот в игре.

До введения ограничений на атаку (по времени), баскетбол был довольно медленной игрой. Чему служат и “микроскопические” результаты сыгранных матчей, очень часто результаты игры не выходили за пределы 15-20 очков с каждой стороны. Для начала и середины прошлого века баскетболу был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды в основном определялся индивидуальным мастерством ведущих игроков. Обычно это были самые рослые игроки. На протяжении длительного времени баскетбол как игра считался исключительно спортом высокорослых игроков. Среди бывших и нынешних звезд баскетбола их было немало. Так в Советском Союзе баскетболисты некоторых команд имели невероятный рост – выступавший за куйбышевский ”Строитель“ Александр Симоненко – 239 см, а игрок алма-атинского ”Буревестника“ Увайс Ахтаев – 238 см. Но с течением времени большое влияние на игру начали оказывать игроки небольшого роста, которых баскетболисты шутливо называют “малышами”. Они отличаются большой подвижностью, выносливостью и обладают прекрасной реакцией. Знаменитый баскетболист Боб Коузи недостаток баскетбольного роста компенсировал филигранной игровой техникой. За его пас и мастерский дриблинг ему дали прозвище ”Гудини баскетбольной площадки” и ”Юрким волшебником“. Майкл Джордан , которого считают самым лучшим баскетболистом всех времен, как для баскетбола был совсем не очень высокого роста, его рост составлял 198 см. Тем не менее, он сражался на равных с более высокими противниками, и за свои фантастические “полеты” над игровой площадкой получил прозвище “Их Воздушество”.

Раньше, когда еще не было принято ”правило 3-х секунд“, игра очень часто строилась по простой тактической схеме – самый высокий игрок команды, которая атакует, располагался непосредственно возле кольца соперника и, когда он получал передачу от своих напарников и почти во всех случаях без проблем отправлял мяч в корзину. Со временем, когда было введено ”правило 3-х секунд“ заставило в корне изменить отношение баскетболистов к игре. Баскетболисты стали искать новые варианты развития атаки, и появилась возможность активно использовать дальние и средние броски. А когда со временем было введено 24-х секундное ограничение на атаку, а также запрет на возврат мяча в свою зону защиты то значительно вырос темп игры, игра в пас приобрела очень большое значение, а техника и снайперские способности игроков стали цениться не меньше чем их рост.

При игре в баскетбол как тактический прием используется даже нарушение правил игры. Вот к примеру, в конце игры, команда которая проигрывает, начинает умышленно нарушать правила игры – но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Такой прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать победный счет.

10 тезисов, которые помогут лучше понять, что происходит.

1. Номинальный форвард Леброн Джеймс водит мяч, номинальный разыгрывающий Стефен Карри бегает без мяча и пуляет, а номинальный центровой Никола Йокич раздает передачи. Как понять, в чем различия между амплуа и кто за что отвечает?

Баскетбольные амплуа давно растворились и являются скорее элементом традиции.

Лучше всего оценивать игрока с точки зрения так называемой «тройной угрозы».

Вообще «тройной угрозой» называется позиция, в которой игрок одновременно угрожает защитнику проходом, передачей и броском. Но в данном случае вы должны просто оценить, насколько тот или иной исполнитель хорош во всех трех компонентах – может ли он проходить своего опекуна на ведении, насколько умело он играет в пас и как хорошо он бросает на той или иной дистанции.

Из этой оценки уже выводятся условные амплуа, которые гораздо лучше описывают современный баскетбол:

– если игрок способен за счет скорости или дриблинга обыгрывать своего оппонента и идти под щит, то его можно описать как «плеймейкера/организатора»;

– узкопрофильные атлетичные игроки, специализирующиеся на защите и дальних бросках, попадают в категорию «3&D»;

– «большие», добывающие очки из усов, описываются как «игроки «поста» и являются в сегодняшней лиге вымирающим видом;

– «большие», вписывавшиеся в эпоху и бросающие из-за дуги, называются «растягивающими четвертыми/пятыми номерами»;

– остальных «больших» можно описать просто как «тело». Благодаря росту и атлетизму они приносят помощь в защите, некоторые из них получают заслуженный статус «рим-протектора» – игрока, защищающего трехсекундную зону и мешающего забить своими неординарными габаритами. Но в нападении они ограничены и способны лишь закидывать мяч из-под кольца.

Звездные игроки обязаны полностью попадать под определение «тройной угрозы» – безотносительно роста и габаритов, большинство из них в той или иной мере способно и бросать, и проходить, и играть в пас. Их можно назвать созидателями, и от их разносторонности отталкивается игра всей команды.

В финальной серии роли всех более или менее четко обрисованы.

«Кливленд» играет за счет двух основных созидателей – Леброна Джеймса и Кайри Ирвинга. Остальные лишь помогают им. 3&D специалисты (Джей Ар Смит, Имэн Шамперт), снайпер Кайл Корвер, растягивающие «большие» Кевин Лав и Ченнинг Фрай создают для лидеров пространство в атаке и играют от их проходов и последующих скидок, а «тело» Тристан Томпсон является важнейшей частью защиты и стремится собрать столько подборов, сколько в его силах.

«Голден Стэйт» обладает большим числом созидателей и именно поэтому воспринимается как фаворит. «Смертельная пятерка» «Уорриорс» составлена из пяти игроков, которые умеют на площадке все: Стеф Карри, Клэй Томпсон, Кевин Дюрэнт, Андре Игудала и Дрэймонд Грин могут и проходить, и бросать с дистанции, и любят играть в пас. Не всегда у них получается быть идеальными во всех областях: Карри проседает в защите, Игудала реализовал лишь 3 трехочковых из 27 попыток в этом плей-офф, у Клэя Томпсона и Дрэймонда Грина могут возникнуть сложности с реализацией дальних бросков.

Но это лишь «игра процентов», которая дает «шанс панчера» «Кливленду». На длинной дистанции трех последних сезонов разносторонность игроков «Голден Стэйт» вынесла их принципиально на иной уровень по сравнению с остальной лигой. Все эти игроки неэгоистичны, все очень хорошо чувствуют друг друга, а предложенная Стивом Керром модель нападения предполагает, что в течение 24 секунд они ищут оптимальную ситуацию для броска, а не просто бросок для лидера.

2. Что такое «изоляции», и почему говорят, что «изоляции» будут решающим фактором финала?

«Изоляция» – это розыгрыш, восходящий к классике баскетбола, игре один в один.

Цель атаки в баскетболе сводится к неравноценному размену (это называется «мисмэтч»). Когда хорошо известны уязвимые игроки защиты (например, у «Голден Стэйт» – это Карри, а у «Кливленда» – Кевин Лав, Кайл Корвер и Ченнинг Фрай), то нападение старается вывести своих лучших исполнителей один на один с заведомыми жертвами.

В 80-х-90-х игра один в один была квинтэссенцией баскетбола: тогда были запрещены зонные защиты. В случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание. Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на так называемую «слабую сторону» (площадка делится вертикально на сторону, где есть мяч и где нет мяча) и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

С разрешением зонной защиты и более свободным перемещением игроков обороны по зоне изменилась и суть «изоляции». Теперь созидателя оставляют один на один благодаря тому, что вместе с ним на площадке находятся снайперы, располагающиеся на дуге. Защитники боятся отойти от своего опекуна, так как это может привести к мгновенной скидке под трехочковый бросок, а потому возможности для подстраховки или помощи защитнику, оставшемуся один на один, минимальны.

Современный баскетбол к «изоляциям» относится пренебрежительно: считается, что по сравнению со всеми остальными вариациями нападения этот наименее эффективный. «Изоляции» слишком предсказуемы и требуют от игрока с мячом слишком высокого индивидуального мастерства.

Но есть два нюанса.

Во-первых, действующий чемпион – это команда, обожающая «изоляции» и в каком-то смысле переосмыслившая их. «Кливленд» чаще всех в лиге прибегает к этому элементу (в плей-офф у них порядка 12% от всех атак – именно чистые «изоляции»). И Леброн Джеймс, и Кайри Ирвинг – благодаря универсальной готовности и способности находить путь к кольцу при противодействии совершенно любого соперника – приучили к тому, что игра один на один может быть эффективной даже в век статистической аналитики.

Во-вторых, на последних минутах, в решающие моменты игры в условиях максимального психологического давления, усталости и риска невынужденной ошибки «изоляции» представляются менее опасным вариантом атаки, чем сложный розыгрыш мяча. Именно поэтому в такие моменты ситуацию решают лидеры за счет индивидуальных качеств. Что опять же в матчах с «Голден Стэйт» не раз показывал Кайри Ирвинг, принесший «Кэвз» победу в прошлой финальной серии дальним броском. (И Стеф Карри с Кевином Дюрэнтом, обрекшие «Уорриорс» промахами на последних секундах).

3. От чего зависит темп игры, и разве не каждая команда заинтересована в том, чтобы набирать очки в быстрых атаках?

Понятно, что все команды заинтересованы в том, чтобы набирать как можно больше «легких очков» – очков в быстрых прорывах или в быстрых атаках, когда защита еще не успевает вернуться на свою половину и правильно расставиться.

Проблема в том, что некоторые команды особенно заточены на такую игру и гораздо талантливее смотрятся в ней. И поэтому играть с ними «на встречных курсах» изначально гибельная затея.

Идеальным примером подобного расхождения стала пара плей-офф этого года «Хьюстон» – «Сан-Антонио», в которой борьба за результат в основном свелась к борьбе за темп. Когда «Рокетс» удавалось постоянно бежать и разбирать оборону «Сперс» легкими наскоками, «Сан-Антонио» уступал, когда же «Хьюстон» затягивали в медленный позиционный баскетбол с длительными розыгрышами и неспешным переходом с одной половины на другую, то «Сан-Антонио» возвращался. «Рокетс» играли усеченной ротацией и в какой-то момент просто задохнулись от того, что их возили под 24 секунды и при этом нужно было бежать.

В финальной серии не столь однозначное противостояние.

Действительно «Голден Стэй» – лучшая команда лиги по очкам в быстром нападении (21,2 очка в сезоне, 20,2 очка в плей-офф), тогда как «Кливленд» бежит вовсе не так охотно, хотя, конечно, более умело, чем «Сперс».

И поэтому одна из важнейшей задачи «Кэвз» в этой серии – ограничить быстрый баскетбол «Уорриорс» за счет быстрого восстановления позиции и возвращения в защиту. «Кливленд» ужасно смотрелся в этом компоненте по ходу всего сезона, но в плей-офф значительно прибавил и давал соперникам забивать лишь 10,2 очка в среднем.

В прошлом сезоне у «Кэвз» получилось нейтрализовать эту сильную сторону «Голден Стэйт»: в компоненте быстрых атак они смотрелись предпочтительнее (1,01 очка за владение против 0,9 очка за владение). Но в этом сезоне пока могли о подобном лишь мечтать: по итогам двух матчей счет по быстрым атакам 53:16 в пользу «Уорриорс».

При этом совсем уж списывать «Кэвз» не стоит. Они бегут реже и могут в финальной серии экономить силы, но при этом в этом плей-офф их быстрые атаки так же по качеству гораздо эффективнее, чем у соперника.

4. Что такое пик-н-ролл, и как против него защищаться?

Русское слово «двойка» описывает два основных баскетбольных взаимодействия: пик-н-ролл и пик-н-поп, которые составляют чуть ли не половину всех розыгрышей.

Если по классике, то пик-н-ролл – это взаимодействие между игроком с мячом и «большим», при котором «большой игрок» ставит заслон, после чего начинает двигаться к кольцу, где получивший свободу благодаря этому заслону маленький отдает ему передачу.

Пик-н-поп – это то же самое, только в данном случае «большой» не движется к кольцу, а отскакивает на периметр, откуда может совершить дальний бросок.

Формально в «двойках» принимают участие два игрока, но фактически задействована практически вся команда. Важной частью современных пик-н-роллов являются снайперы, которые облегчают процесс взаимодействия партнеров: если их опекун попробует сместиться под щит и страховать «большого», то игрок с мячом отдаст передачу не на «большого», а на свободного снайпера.

Но это классика. В современном баскетболе «двойкой» может быть просто взаимодействие между двумя игроками, которое вынуждает соперника совершать заведомо проигрышный размен. Например, одна из главных комбинаций в «Кливленде» представляет собой пик-н-ролл 1-3 или наоборот 3-1, то есть «двойку» между первым и третьим номерами, Кайри Ирвингом и Леброном Джеймсом. Никто из них не бежит к кольцу, но это все равно называется пик-н-роллом.

«Голден Стэйт», напротив, используют пик-н-ролл скорее как дополнительный элемент. Когда мяч в начале атаки оказывается у Карри, он просит заслон от любого «большого», но это взаимодействие лишь провоцирует сумятицу в защите, которую «Уорриорс» усугубляют дальнейшими действиями. В прошлом сезоне самой опасной «двойкой» в лиге было взаимодействие между Карри и Дрэймондом Грином. В этом они перестали злоупотреблять этим элементом, но в финале могут показать все лучшие наработки пик-н-ролла 1-4 (Карри – Грин) и пик-н-ролла 1-3 (Карри – Дюрэнт).

Существует множество подтипов, вариаций и индивидуальных дополнений к защите против пик-н-роллов, но, если совсем строго типизировать, то можно выделить шесть основных:

8. Что такое «зонная защита» и нарушение правила трех секунд в защите?

В 2001-м НБА пошла на радикальный шаг и отказалась от запрета на зону. Это объяснялось тем, что баскетбол один в один не казался особенно привлекательным, тогда как большее использование зонной защиты и смешанной защиты заставляло команды больше двигать мяч, задействовать всех игроков (и тем самым делать баскетбол более эстетичным).

Лига убрала запрет на зонную защиту и оставила лишь единственную поправку, сохраняющую понятие «нелегальная защита»: по современным правилам игрок обороняющейся команды не может оставаться в трехсекундной больше трех секунд. Каждые 2,9 секунды он должен выходить из «краски», в противном случае соперник получает право на технический фол и штрафной. Это сделано для того, чтобы центровые («рим-протекторы») двигались, а не оставались под кольцом все время.

Из практически разрешенного в полностью разрешенное состояние зонную защиту перевел Том Тибодо. Будучи помощником тренера и руководителем защиты «Бостона» в сезоне-2007/08, он придумал новую оборонительную тактику, уничтожившую любые исключения. «Большой» (сначала Кевин Гарнетт, а затем в «Чикаго» Жоаким Ноа) каждые 2,9 секунды делал шаг из «краски», затем входил туда вновь, – и таким образом на сильной стороне, на стороне мяча, у «Бостона» оказывался дополнительный страхующий игрок. На слабой стороне против трех игроков оставались два защитника, но смысл такой обороны состоит в том, что защищающиеся игроки должны успевать перестраиваться быстрее, чем двигается мяч.

Эта стратегия доказывала свою эффективность против главных звезд лиги. «Бостон» всегда останавливал Леброна Джеймса до его переезда в «Майами». Затем «зона» «Далласа» остановила Леброна Джеймса в финале 2011 года. То же самое с определенными нюансами против Джеймса делали в своих финалах и «Сан-Антонио», и «Голден Стэйт».

«Уорриорс» используют несколько классических правил при защите от Джеймса:

1) Желательнее видеть против Джеймса идеального защитника: Кевина Дюрэнта или Андре Игудалу – людей, которых он не сможет продавить за счет массы.

Остальные могут сдержать Леброна на какое-то время и попихаться с ним, но когда против Джеймса оказывается кто-то вроде Карри, остальные сконцентрированы на том, чтобы помешать лидеру «Кливленда» реализовать этот размен. Если же не получается, то его останавливают «не пробивным фолом».

2) Против Джеймса – помимо основного опекуна – практически всегда помогают еще два дополнительных. С одной стороны, это кто-нибудь с периметра, кто делает шаг назад и мешает Леброну набрать скорость, заставляет его взять мяч в две руки. С другой, страхующий – чаще всего Дрэймонд Грин, который успевает встретить Джеймса, даже если тому удается затолкать опекуна.

Нужно понимать, что в этом году «Уорриорс» может быть еще сложнее, чем в прошлом. Раньше у них был «рим-протектор», центровой, страхующий в «краске», в виде Эндрю Богута. Теперь их лучший страхующий – это Дрэймонд Грин, номинальный легкий форвард с ростом 201 см.

Это очень хорошо характеризует все те изменения, через которые проходит лига сейчас. Классические «большие», огромные, обладающие минимальной подвижностью, вымерли как класс. Теперь нужна защита не только под щитом, нужна защита на каждом метре зоны, подвижная, агрессивная, садящаяся в ноги и действующая на игроке атаки не просто габаритами, а скоростью, силой и способностью предугадать его действия.

9. Что происходит в тайм-аутах?

Тематика тайм-аутов складывается из трех компонентов.

Во-первых, мотивационная.

Жесткие выражения, «я твою маму …», «give me some nasty» – вот это все.

Это может показаться глупо, но да, взрослые миллионеры, играющие в игры, воспринимают эмоциональный порыв тренера. Если кого-то нужно взбодрить, наорать на Газоля, поговорить по душам с Кайри Ирвингом или Кевином Дюрэнтом, то паузы для этого идеально подходят. Именно эту часть показывают в ходе трансляции, как бы глуповато она ни выглядела со стороны.

Во-вторых, тактическая.

Баскетбол – это игра, построенная на постоянных перестроениях и приспособлении к сопернику.

Изменения могут касаться чего угодно: модификации тактики защиты при пик-н-роллах, перестроении нападения в сторону определенного игрока, включении «дабл-тимов», двойной опеки против игрока, у которого идет… И так далее.

В-третьих, импровизационная.

Тренеры тут же в тайм-ауте готовят комбинацию, которая идеально подходит к настоящему случаю и становится совершенным сюрпризом для соперника.

Вот так, например, мастер в данной области Брэд Стивенс выиграл единственный матч против «Кливленда» за счет неожиданных экспромтов в тайм-аутах.

10. Смотрю баскетбол: те, кто попадает, выигрывают, те, кто мажет, проигрывают. Из чего вообще складывается результат?

Грубо говоря, итоговый результат зависит от количества и качества владений.

Во-первых, важно количество – ключевой аспект этой финальной серии, если «Кэвз» хотят ее выиграть.

Количество определяется благодаря борьбе за отскоки, за спорные мячи и благодаря числу потерь.

Подборы и потери – это те аспекты игры, где у «Кливленда» может быть преимущество.

Нападение у «Уорриорс» более сложное и требует большего уровня взаимопонимания, концентрации и прочтения ситуаций. Оно эффектно смотрится, но в качестве негативной стороны включает большое количество ошибок. Например, одна из главных комбинаций «Голден Стэйт» – это пас из усов на врывающегося в «краску» игрока. Это очень действенно, но подразумевает значительный брак.

Под щитом у «Голден Стэйт» есть Дюрэнт, Грин и Пачулия, но иногда этого недостаточно. «Голден Стэйт» очень агрессивно защищается по всей зоне, и часто под кольцом оказывается уязвимый участок. Атлетичный, не боящийся боли и хорошо читающий отскоки Тристан Томпсон – один из самых опасных людей на чужом щите. Благодаря его усилиям «Кливленд» выиграл рождественский матч и рассчитывает увидеть то же преимущество и в финале. В обоих финалах «Уорриорс» очень сильно пострадали от прыжков Томпсона и так и не придумали, как его отогнать.

Остальное – уже качество.

Пик-н-ролл надежнее «изоляции», открытый бросок лучше броска с сопротивлением, мячи из-под кольца и трехочковые ценнее и эффективнее, чем длинные двухочковые. Здесь все зависит от качества исполнения, от фамилия исполнителя и от того, что позволяет делать защита.

11. Где все это смотреть?

Все матчи финальной серии можно увидеть в прямом эфире на каналах Viasat.

Если у вас нет Viasat, то можно обратиться к лучшему изобретению баскетбольной половины человечества – League Pass . Месячная подписка в июне обойдется в 2 тысячи рублей.

(Другие способы, видимо, озвучат в комментариях).

Тактика нападения в баскетболе — это организация действий отдельного игрока или команды в целом, направленная на атаку корзины противника.

В баскетболе множество комбинаций как индивидуальных, так и групповых.

Индивидуальные тактические действия в нападении

В баскетболе существует множество индивидуальных тактических действий.

Без мяча в борьбе с защитником

Полагать, что противник не будет обращать внимания на спортсменах без мяча, значит, серьёзно ошибаться.

Опытный защитник стремится не только не допустить игрока со снарядом до корзины, но и заблокировать соперника, которому могут дать пас .

В связи с этим нападающий должен уметь в любой момент освободиться от преследования. Этому способствуют несколько приёмов, в частности, рывок.

Рывок — самый простой приём из всех . Обычно рывку предшествуют отвлекающие манёвры, после которых нападающий делает резкое движение в любую сторону от защитника.

Важно! Успех рывка зависит от верно выбранного момента. Если нападающий делает рывок преждевременно, то его напарник может не успеть передать пас, а если запоздало, то мячик пролетит мимо игрока и вновь станет объектом борьбы.

Ещё одним способом освобождения может быть бег . Медленно передвигаясь по площадке вместе с защитником, можно резко замедлиться или, напротив, ускориться. Изменения скорости передвижения сложно предугадать и среагировать вовремя.

Кроме того, избавиться от преследования можно изменив направление. Нападающий выполняет его, сочетая два рывка . Сначала выполняется ложный рывок в сторону защитника, за которым следует реальный, направленный в сторону на 1—1,5 м.

С баскетбольным снарядом в борьбе с защитником

При борьбе нападающего с защитником активно используются отвлекающие манёвры.

К ним относят:

Нырок

Сначала нападающий изображает бросок мячика в корзину так правдоподобно, как может: выпрямляет ноги, вытягивает вверх руки.

После чего, если противник поверил этим манипуляциям, нападающий резко «ныряет» вместе с мячом вниз, под руки противника.

Поворот

Нападающий, поворачиваясь спиной к сопернику, делает ложную попытку совершить поворот вправо или влево . Если противник поверит в этот фокус, то, после того, как он сделает шаг в ложном направлении, нападающий поворачивается в другую сторону, резко меняя направление.

Поворот при броске в корзину

Поворот можно совершать и при броске в корзину. Нападающий под корзиной движется влево, делая вид, что собирается совершить бросок правой рукой .

Он замахивается, и когда защитник верит ему, резко поворачивается вправо и кидает снаряд левой рукой.

Отвлекающие действия при атаке корзины

К отвлекающим действиям можно причислить в первую очередь ложный бросок. Он будет наиболее эффективен в том случае, если защитник, догоняя нападающего, развивает большую скорость и приближается на расстояние, позволяющее помешать броску. Далее он резко останавливается и совершает ложный бросок. За счёт того, что соперник уже разогнался, он пробежит мимо, после чего представится идеальная возможность для броска.

Ложный бросок совершают и в том случае, когда игрок уже расположился под корзиной и имеет высокие шансы на удачный бросок. Спортсмен делает вид, что готовится к прыжку, соперник подпрыгивает, теряя возможность защитить кольцо на пару мгновений. Для нападающего это самое время совершить действительный бросок и выиграть очко.

Справка. Успех приёма зависит как от скорости игрока , так и от момента, в который он был совершён.

Ещё один отвлекающий манёвр — ложный шаг.

Это приём, при котором игрок идёт ложным шагом вправо и вперёд, а руки выставляет вниз вперёд. Защитник верит, преграждает путь нападающему.

Последний же разворачивается, делает большой шаг влево, наклоняет туловище вперёд и начинает вести мячик.

Вам также будет интересно:

Отвлекающие действия при ведении мяча

При встрече с защитником игрок, не сбавляя скорости, начинает наклонять туловище в разные стороны . Тем самым он путает противника, стремясь к тому, чтобы последний изменил направление. В нужный момент спортсмен делает большой шаг и наклоняет корпус, освобождаясь от преследования.

Групповые действия при игре в баскетбол

В баскетболе выделяют несколько типов групповых действий.

Заслоны

Суть заслона в том, чтобы игрок находился рядом с защитником, который следит за нападающим из другой команды с мячом. У игрока, расположившегося рядом с защитником, одна задача — не позволить ему преследовать игрока, который ведёт снаряд .

Фото 1. Выполнение заслона в баскетболе. Игрок одной команды пытается заслонить защитника, чтобы дать проход нападающему.

Преградить дорогу совсем он не может, но есть шанс, что времени, потраченного на обход союзника нападающего, будет достаточно для атаки кольца и получения очков.

Заслоны делятся на три типа: передний, задний и боковой. Если заслоняющий игрок находится сбоку или сзади соперника, то это боковой или задний заслон. Его цель — освободить партнёра с мячом или без него для прохода с ведением или выходом в нужном направлении.

Маневры нападающих против защиты при численном превосходстве над противником

Численное превосходство нападающих — преимущество, которым немедленно пользуются , так как, замешкавшись, можно его потерять из-за того, что подоспеют другие члены команды противника.

Двое нападающих против одного защитника

Игрок, ведущий мяч, движется вперёд, прямо на защитника.

Другой нападающий постепенно заходит в тыл к противнику, но держит при этом расстояние 3—4 м.

При приближении нападающего с мячом к защитнику, его напарник подходит ближе к щиту, но не заходит под него.

Когда расстояние между защитником и ведущим мяч сократится до пары метров, последний быстрым движением передаёт снаряд напарнику.

Важно! Если игрок, ведущий мяч, приблизится к защитнику более чем на метр , то у него появляется шанс вступить в борьбу.

Длинной передачи лучше избегать. Партнёр может не успеть расположиться недалеко от корзины, а у защитника повышаются шансы на перехват. Использовать этот тип передачи можно только в том случае, если он находится далеко от корзины, а напарник уже стоит под щитом.

Трое нападающих против двух защитников

Тактика остаётся той же, что и при двух против одного , однако, в этот раз в тылу находятся два нападающих.

Ведущий мяч игрок совершает передачу одному из напарников, в зависимости от того, с какой стороны атакует защитник. Если их двое, то нападающий со снарядом передвигается по боковой линии.

Его напарник продвигается по центру площадки, отстаёт и ждёт паса в тот момент, когда на ведущего пойдёт защитник. После получения мяча игрок либо ведёт снаряд самостоятельно, либо передаёт одному из партнёров для продолжения атаки.

Нападающие против равночисленного противника

Есть несколько групповых действий, применяемых нападающими в случае столкновения с равночисленным соперником:

  • Нападающие разбросаны по площадке на расстоянии 6—7 м друг от друга. В связи с тем, что нападающий без мяча направляется к щиту, один из защитников начинает нервничать и уделять ему внимание. Отвлёкшийся защитник может замешкаться и не успеть помочь напарнику.

Ведущий игрок может обыграть защитника, оставшись с ним один на один.

Внимание! Приём используют тогда, когда у нападающего есть преимущества (технические или тактические ).

  • Нападающие подходят друг к другу и располагаются на расстоянии пары метров . Защитники окружают их, после чего нападающие, используя определённую тактику, обходят их, с умом используя заслоны и другие отвлекающие манёвры.

Фото 2. Нападение в баскетболе: один игрок ведет мяч, рядом находится нападающий из той же команды, им пытаются препятствовать защитники из другой.

Схемы лёгких комбинаций

В баскетболе есть несколько довольно легких комбинаций.

Начало игры с центра и при спорном броске

Комбинации используют только тогда, когда существует значительное преимуществ о (в скорости, в росте, в прыжке).

Игрок Δ1 показывает игроку 2 условный знак, договариваясь, что отдаст мяч ему. Δ2 во время прыжка напарника совершает первый ложный рывок в сторону корзины противника и уводит туда защитника Ο2. Как только противник отвлекается на него, Δ2 меняет направление и возвращается к центру для получения снаряда. Δ3 , наоборот, уводит своего защитника сначала к центру, а потом совершает рывок под щит противника. Там он получает мячик от Δ2 .

Введение мяча из-за лицевой линии

Игроки, за исключением вводящего мяч в игру, располагаются затылком друг к другу. Соперники распределяются так, как указано на схеме 2 . Все нападающие, кроме Δ2 , убегают в стороны от защитников. Δ3 бежит в противоположную сторону от Ο3 , мимо Δ2 . Он не сдвинулся с места как раз для того, чтобы не дать Ο3 догнать Δ3.

Фото 3. Вариант игровой комбинации в баскетболе с введением мяча из-за лицевой линии площадки.

После введения снаряда с боковых линий

Игроки становятся на площадке. Игрок Δ2 ставит заслон защитнику Ο1 , игрок Δ3 получает мяч от Δ1. Δ1 , передаёт мяч Δ3 и пользуется заслоном. Далее он становится под щитом. Δ2 после заслона поворачивается и также идёт под щит. Нападающий Δ5 , благодаря заслону Δ4 , тоже идёт под щит.Δ3, владея мячом, решает, кому передать пас.

Вам также будет интересно:

Штрафной бросок

Ближе к корзине с одной стороны становится высокий игрок. После плохого броска Δ1 подпрыгивает и сбрасывает мяч в сторону от штрафного коридора. Последний или бросает снаряд в корзину, или передаёт его другому игроку.

Фото 4. Вариант игровой комбинации в баскетболе с использованием штрафного броска. Мяч разыгрывается из центра поля.

Тактика командного нападения

Командное нападение в баскетболе подразделяется на два типа: позиционное и стремительное. В приоритете у обеих систем — скоростное развитие атаки. Из-за быстрых перемещений и выполнений различных комбинаций, соперник теряется и не успевает сформировать достойную оборону. Команда защищается беспорядочно, из-за чего появляются ошибки, которыми и пользуется команда нападения.

Позиционное

Позиционное нападения включает в себя несколько типов.

Система нападения центром

Основную роль выполняет один игрок , находящийся как можно ближе к корзине. Нападение выполняется в три этапа: подготовку, начало и завершение.

При подготовке нападающие перемещаются в передовую зону. Центральный игрок расположен так, чтобы он мог взять пас в любой момент. Обычно это место у линии штрафного броска.

В начале атаки основная задача — передача мяча центровому. При завершении центровой игрок совершает бросок в корзину.

Система нападения двумя центрами

Во время этой системы нападения под корзиной располагаются два игрока , каждый из которых выполняет роль центрового.

Важно! Оба нападающих играют активно, применяют заслоны и меняются местами друг с другом.

Система нападения непрерывным заслоном

В этой системе, благодаря использованию заслона, постоянно освобождается один из игроков для того, чтобы выйти под щит. Основной игрок — любой, находящийся в зоне штрафного броска.

Система свободного нападения

Здесь отсутствует схемы для расстановки. При нападении этого типа применяют групповые комбинации из разных систем.

Команда, проводящая эту систему оперативно по ходу развития игры, использует совместные групповые действия, учитывая создавшееся в тот или иной момент расположение игроков, не снижая темпа игры, применяет ту или иную комбинацию.

Это позволяет разнообразить игру и создаёт неожиданности в игре, приводящие к успеху.

Справка. Для эффективного нападения игроки должны иметь представление о схемах комбинаций.

Быстрым прорывом

С помощью быстрого передвижения к щиту соперника как можно большего числа игроков нападающей команды создаётся численное превосходство.

Фото 5. Вариант схемы быстрого прорыва по боковой линии в баскетболе. Передвижения игроков обозначены стрелками.

Оцени статью:

Будь первым!

Средняя оценка: 0 из 5 .
Оценили: 0 читателей .

Нападение – базовая часть баскетбола, которая позволяет набирать очки и бороться за желанное первенство в матче. В официальной баскетбольной игре длительностью 40 минут каждая из команд совершает в среднем около 100 атак за матч. Существуют различные вариации нападения в баскетболе, однако, в этой статье мы сфокусируемся на основных понятиях и базовой классификации.

Существуют две основные тактики нападения в баскетболе: позиционная и быстрая. Их различие заключается в скорости проведения атаки. Стремительное нападение более характерно для НБА, где игра в большей степени базируется на индивидуальном мастерстве игроков, в то время как европейскому баскетболу более свойственно проведение длительных позиционных атак. Тем не менее, нельзя быть категоричным в этом делении, поскольку на протяжении игры, как в Европе, так и в США реализуется множество стремительных и позиционных атак.

Быстрый прорыв подразумевает под собой молниеносный перевод мяча на половину соперника и незамедлительную атаку с возможностью одной-двух быстрых передач. Команды выбирают такую технику нападения в разных случаях. Чаще всего это связано с отставанием от соперника по очкам и нехваткой времени. Кроме того, индивидуальное мастерство игроков и преимущество в скоростных качествах могут вынудить тренера применить тактику «бей-беги».

Позиционное нападение , наоборот, включает в себя спокойный перевод мяча на половину соперника, расстановку игроков, применение комбинаций или индивидуальные действия. По сути, позиционное нападение считается более грамотным, по-баскетбольному глубоким. Обратите внимание, что чем выше уровень игры команды, тем более «позиционным» является ее нападение. Однако, тренер команды может нарочно изменить схему. На протяжении игры большинство атак проходит именно в позиционной манере. Это связано с тем, что соперник успевает вернуться в защиту и чаще всего начинает плотную оборону со своей половины, а также тем, что физически провести матч в постоянном ритме быстрого нападения довольно сложно.

Позиционное нападение в баскетболе в чем-то сродни ведению войны. каждый игрок выполняет определенные, однако, тщательно скоординированные, действия. Пять игроков нападения распределяют свои функции следующим образом:

  • первый номер (защитник, разыгрывающий). Данный игрок занимает позицию вверху площадки, как правило, по центру возле середины поляны. Его задача – вывести мяч со своей половины при переходе из защиты, скомандовать определенную комбинацию, найти передачей партнера или выполнить бросок.
  • второй номер (атакующий защитник). Эта позиция также предусматривает игру вверху. Функции второго номера заключаются в развитии атаки, участии в комбинационных или индивидуальных атакующих действиях команды.
  • третий, четвертый номер (форварды). Форварды занимают позиции в углу площадки, с возможностью расположения в центре, под кольцом, при игре сдвоенным центром. Наиболее распространенный вариант – наличие «легкого» и «тяжелого» форвардов на площадке, где более массивный игрок помогает атаковать из центра, а более легкий акцентируется на бросках и проходах.
  • пятый номер (центровой). Центр, как правило, играет под кольцом, в районе трехсекундной зоны. Центровый обычно представляют из себя массивных и высоких игроков, которые за счет физических данных могут бороться за подбор в атаке, выполнять броски из-под кольца, отсекать защитников при заслонах.

Данная расстановка игроков является наиболее популярной и общепринятой. Тем не менее, существует масса вариаций в позициях в зависимости от стиля игроков, особенностей защиты и целей, преследуемых командой. К основным вариациям традиционной расстановки можно отнести «легкую» и «тяжелую» пятерки на площадке. В первом случае, команда выпускает вместо центрового и, возможно, «тяжелого» форварда более мобильных игроков. При таком подходе идет акцентирование на выполнение скоростных комбинаций, проходов под кольцо и дальних бросков. Обратная сторона медали заключается в игре «тяжелой» пятеркой. В частности, здесь используется преимущество в росте, массе и акцентированная игра под кольцом за счет «больших игроков». Разновидность «тяжелой» пятерки – игра сдвоенным центром (тяжелый форвард занимает позицию не на краю площадки, а под кольцом вместе с центровым).

Баскетбол является очень «умным» спортом. Существует масса комбинаций и стратегий ведения игры. В этой статье мы рассмотрели азы нападения в баскетболе. Коротко резюмируем написанное: атака в баскетболе является фундаментальным элементом. Существует два основных вида нападения в баскетболе: стремительное и позиционное. Стремительное – мгновенный переход от защиты к нападению, быстрая атака с минимальным количеством передач на скорости. Позиционное нападение – более медленное нападение, однако, с использованием комбинационных элементов. При позиционном нападении, игроки занимают свои позиции и выполняют возложенные на себя функции.

Продолжайте тренировку вместе с !

Поделиться