Игровые упражнения и их использование в подготовке футболистов. Козловский В.И

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач. Поэтому ученые и специалисты считают, что решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика (А. Вайтерс, 1968; А. Чанади, 1981; Ваксес Леонард. 1983; Г. М. Гаджиев, 1984; Л. Качани, 1984; Г. Д. Качалин, 1986; А. В. Петухов, 1990; А. П. Золотарев, 1993; Р. Хюсси, 1997 и др.),

Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский (1989) писал по этому поводу: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике. Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились отменных достижений в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются - когда успешно, когда нет - тайны психологической настройки, волевой закалки, а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину» (с. 149).

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность обучения юных футболистов тактике футбола. В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений совершенствования спортивного мастерства юных футболистов должно выступать обучение групповым тактическим действиям.

В каждом игровом действии футболиста условно выделяются две взаимосвязанные стороны: внешняя – способ решения двигательной задачи с определенной двигательной структурой (техника) и внутренняя – психические процессы, связанные с выбором способа разрешения игровой ситуации (тактика).

Передача мяча как групповое тактическое действие является главным тактическим элементом игры в футбол. Необходимыми условиями согласования действий игроков при осуществлении передач является адекватность понимания сложившейся игровой ситуации.

В соревновательной деятельности в футболе наблюдается определенная повторяемость игровых ситуаций, обладающих общими для них признаками. Поэтому необходимым условием формирования у спортсменов способности распознавания и оценивания игровых ситуаций является их классификация с выделением их существенных опознавательных признаков. С учетом этих признаков определяются наиболее эффективные варианты игровых действий.

Игровые ситуации определяются нами как целостные, системно организованные образования, которые:

1) обладают элементным составом (мяч, игроки обеих команд);

2) составляющие ее содержание элементы расположены на футбольном поле и находятся в постоянном движении;

3) расположение и перемещение элементов игровой ситуации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

4) системообразующим фактором, определяющим расположение и перемещение элементов игровой ситуации, выступают цели нападения и защиты.

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

Индивидуальными технико-тактическими действиями являются технические приемы, выполняемые игроком для улучшения игровой ситуации в нападении и в защите. Индивидуальными технико-тактическими действиями с мячом являются удар (по воротам, в направлении партнера), ведение, обводка, отбор, перехват, выбор позиции, действиями без мяча – открывание и закрывание.

Групповое тактическое действие представляет собой целостное системно-организованное действие, включающее в свое содержание в качестве своих элементов согласованные индивидуальные технико-тактические действия группы игроков, направленное на улучшение игровой ситуации.

Групповым тактическим действием в нападении, выполняемым с мячом, является передача мяча, включающая в свое содержание согласованные индивидуальные технико-тактические действия двух игроков: удар по мячу в направлении партнера и открывание (выбор позиции) для приема мяча. Групповым тактическим действием без мяча в нападении является групповой маневр, включающий согласованные перемещения группы игроков

Передача мяча будет успешной, если входящие в его содержание индивидуальные технико-тактические действия (удар по мячу и открывание) будут согласованными по времени, пространству, скорости, и скрытными (неожиданными) для соперников.

При осуществлении передачи мяча роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча: его перемещение выступает для игрока, владеющего мячом в качестве признака согласования, показывающего когда, куда и с какой силой следует выполнить удар по мячу, чтобы он дошел до адресата. Другим признаком согласования выступают действия игрока с мячом, информирующие его партнера о готовности к удару по мячу в определенном направлении.

Тактическая комбинация представляет собой последовательность согласованных между собой групповых тактических действий (передач мяча и группового маневра), направленную на улучшение игровой ситуации.

Выделяются подготовительные и атакующие тактические комбинации. Системообразующим фактором, объединяющим групповые тактические действия в атакующую тактическую комбинацию, выступают ее цель: создание численного преимущества в зоне мяча. Существенная роль в этих комбинациях принадлежит передаче мяча на ход, которая характеризуется соблюдением трех условий: футболист, которому направлен мяч, находится в движении; в момент приема мяча перед ним имеется свободное пространство; после приема мяча движение выполняется в направлении ворот.

Игровая ситуация «2 на 2» рассматривается нами как исходная «клеточка», из которой рождаются все варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд. В соответствии с этим исходной «клеточкой» тактики футбола является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся. Изменение данной игровой ситуации осуществляется через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков.

Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 на 2» является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 на 1». Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 на 2» являются:

1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:

А) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;

Б) защитник располагается ближе к центру поля.

2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны также два варианта:

А) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2;

Б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции:; ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.

С учетом качественного своеобразия элементов игровой ситуации «2 на 2» в момент передачи мяча выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им тактических комбинаций, создающих численное преимущество в зоне мяча.

1 ситуация – нет диагональной страховки; комбинация «передача на ход за спину чужому защитнику»;

2 ситуация – оба защитника располагаются ближе к центру, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

3 ситуация - оба защитника располагаются ближе к бровке, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

4 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к центру; комбинация – «передача – прием мяча с уходом во фланг»;

5 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача – прием мяча с уходом в центр»;

6 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача на ход вдоль бровки за спину своему защитнику»;

7 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «скрещивание» с уходом игрока, владеющего мячом в центр, в зону, освобождаемую партнером.

Ориентация на знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типичных игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов тактических комбинаций, направленных на создание численного преимущества, позволяет футболистам быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им тактических комбинаций.

Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются в доли секунды.

Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.

Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.

Нами для развития тактических способностей юных футболистов разработан комплекс игровых упражнений, распределенных на 4 группы с учетом тактической сложности решаемых в процессе их выполнения игровых задач:

1) упражнения для овладения передачей мяча как групповым тактическим действием через совершенствование и согласование входящих в его содержание индивидуальных технико-тактических действий – удара по мячу и открывания;

2) упражнения для совершенствования передачи мяча в рамках выделенных нами типовых тактических комбинаций;

3) игровые упражнения «2 на 1» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами типичных тактических комбинаций;

4) игровые упражнения «2 на 2» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами типичных тактических комбинаций.

Для развития тактических способностей в рамках этих игровых упражнений нами на основе современных систем визуализации различных светодинамических образов с использованием вычислительной техники создан интерактивный тренажерный комплекс.

На сервере формируют компьютерные модели игрового поля, виртуальных игроков на поле, виртуального мяча и передает их видеоизображение в компьютер тренера. Тренер путем ввода команд управления задает первоначальное положение виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.

Игроки заданного состава команд устанавливают соединение своего компьютера с сервером и осуществляют на сервере авторизацию. При положительном результате авторизации всех игроков нападающей и защищающейся команд сервер передает в компьютеры игроков видеоизображение первоначального положения виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле и разрешает перемещение виртуальных игроков по игровому полю и их действия с виртуальным мячом.

В ходе игры игроки перемещают свои виртуальные образы по игровому полю путем ввода команд управления перемещениями и воздействуют на виртуальный мяч. Все перемещения виртуальных игроков и их действия с виртуальным мячом с компьютеров игроков передают на сервер, который обрабатывает поступающую видеоинформацию, и посылает игрокам и тренеру обновленное видеоизображение о положении виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.

Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный мяч в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды.

Игрок команды, владеющий виртуальным мячом, перемещает свой виртуальный образ с виртуальным мячом в свободную зону или посылает виртуальный мяч игроку своей команды.

Игроки защищающейся команды перемещают свои виртуальные образы по игровому полю, стремясь овладеть виртуальным мячом или препятствовать попаданию виртуального мяча в зону поражения или в защищаемые ворота.

Данный комплекс позволяет оптическим способом моделировать различные варианты игровых ситуаций «2 на 2» и создавать многовариантные тактические задания. Компьютерная программа данного комплекса может задавать 7 возможных вариантов действий пары защищающихся футболистов. Пара атакующих игроков тренируется в распознавании моделируемых игровых ситуаций и принятии адекватных их содержанию групповых тактических решений.

В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению. Это обеспечивается через формирование ориентировочной основы третьего типа (по П. Я. Гальперину), в котором на первый план выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации, выделению в ее содержании общих и частных элементов и определению адекватных способов тактических действий. Это обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.

Поэтому формирование знаний обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий и тактических комбинаций с применением интерактивного тренажерного комплекса осуществляется с применением:
методов проблемного обучения: футболисты с помощью наводящих проблемных вопросов тренера открывают и усваивают знания о существенных признаках типовых игровых ситуаций и адекватных им тактических комбинациях;
приема графического моделирования типовых игровых ситуаций и действий футболистов при розыгрыше соответствующих их содержанию тактических комбинаций;
вербализации (проговаривания вначале в громкой, а затем во внутренней речи) в виде слов (лаконичных терминов) существенных признаков воспринимаемых игровых ситуаций и осуществляемых групповых тактических действий и тактических комбинаций.

Распознавание игровых ситуаций и выбор адекватных их содержанию групповых тактических действий и комбинаций не является для футболистов сложной умственной задачей. Трудности возникают при решении этих задач в условиях игровой деятельности, когда игровые ситуации изменяются очень быстро. Поэтому формирование и успешное функционирование ориентировочной основы больше зависит от развития тактических способностей, относящихся к фазе восприятия игровой ситуации и умственного решения тактической задачи.

Развитие этих способностей осуществляется через выполнение разработанных нами упражнений с постепенным повышением требований к быстроте и точности восприятия игровых ситуаций, выбора и принятия решения. Для этого применяются два методических приемов: 1) постепенно повышение скорости перемещения атакующих игроков и защитников, приводящее к повышению скорости развития игровой ситуации в целом; 2) регулирование сопротивления защитников со стороны тренера с постепенным повышением количества альтернативных решений тактической задачи.

С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации (скорость перемещения игроков и мяча), так и степень активности защитников. По мере развития тактических способностей, связанных с распознаванием игровых ситуаций и выбором соответствующих решений, осуществляется постепенный переход от группы простых упражнений к упражнениям игрового характера.

Применение интерактивного тренажерного комплекса способствует:
вооружению юных футболистов знаниями о типичных игровых ситуациях и способах решения задачи создания численного преимущества (групповых тактических действиях и тактических комбинациях);
развитию тактических способностей, проявляющихся в быстроте и точности восприятия и распознавания игровых ситуаций, быстроте и точности выбора способа решения тактической задачи из арсенала разученных тактических комбинаций;
к повышению согласованности индивидуальных тактических действий на основе одинакового видения и понимания воспринимаемых игровых ситуаций и способов решения обусловленных их содержанием групповых тактических задач.

Цель игры в обороне состоит в том, чтобы лишить соперника преимущества в своей зоне и возможности выполнять удары в ворота. Для этого юным футболистам необходимо научиться обеспечивать плотную опеку противника, нарушить его атаки и как можно быстрее вернуть себе контроль над мячом. Как и для нападения, тактические задачи обороны решаются с помощью командных, групповых и индивидуальных действий.

  1. Командные действия.
    Организовываются с помощью определенных тактических систем игры. Применяются персональная, зонная и комбинированная системы защиты. Эти способы различаются по площади, на которой ведется борьба с противником, и от активности защищающихся.
  • Персональная защита.
    Каждый игрок защищающейся команды опекает определенного игрока соперника и контролирует его действия независимо от того, играет он с мячом или нет. В современном детском футболе такая защита часто применяется против технически сильных футболистов.
    Плюсы: высокая личная ответственность и активная борьба против каждого нападающего, рациональное использование сил команды.
    Минусы: вероятность освобождения опасной зоны для развития и завершения атаки, опасность индивидуального обыгрывания при превосходстве нападающего над защитником.
  • Зонная защита.
    Команда на тренировках в футбольной школе отрабатывает деление половины поля на определенные зоны, каждую из которых должен занимать защитник. Здесь уже все внимание игрока сосредоточивается не на определенном сопернике, а на мяче.
    Эта система может успешно применяться против команд, атакующих медленно, и в том случае, если у противника отсутствуют быстрые игроки, обладающие высоким индивидуальным мастерством обводки и завершающего удара. При зонной защите применяются расстановки: 1 + 3 + 2 + 4; 1 + 3 + 3 + 3; 4 + 2 + 4; 4 + 3 + 3; 4 + 4 + 2.
    Плюсы: хорошие условия для взаимодействий и создания численного преимущества на главном направлении атаки противника; быстрый переход от защиты к атаке.
    Минусы: возможность численного превосходства соперника в отдельных зонах, наличие уязвимых участков для завершения атаки, возможность свободного получения мяча соперником и продвижения его с мячом, недостаточная эффективность при быстром прорыве противника, отсутствие персональной ответственности за действия сильнейших игроков соперника.
  • Комбинированная защита.
    Самый распространенный способ защиты в детском футболе. Это использование и персональной, и зонной защиты: одни игроки команды персонально отвечают за определенных противников, а другие действуют в отведенных зонах. Различают несколько вариантов комбинированной защиты:
  1. Три защитника опекают трех нападающих, четвертый - «свободный» защитник играет в зоне сзади своих партнеров, обеспечивая их подстраховку. Такая игра в защите лишает нападающих свободного игрового пространства и создания преимущества с помощью длинных передач с флангов или из центра поля в зону штрафной площади.
  2. Два центральных защитника, располагаясь в линию, действуют в отведенных для них зонах, а два крайних осуществляют персональную опеку крайних нападающих. При такой системе левый центральный защитник обеспечивает подстраховку левого крайнего и правого центрального защитников и наоборот.
  3. При игре в средней зоне противнику предоставляется свобода действий и отдается игровое пространство. По мере приближения к штрафной площади все игроки защищающейся команды переключаются с зонного способа на персональную плотную опеку атакующих.
  4. Защитники и полузащитники «держат» персонально ближайших к мячу нападающих, а дальние от мяча игроки охраняют соответствующие зоны.
    Плюсы: сочетание плотной опеки сильнейших игроков соперника и создание численного перевеса на главном направлении атаки.
    Минусы: требуется более сложная тактика нападения.
  1. Групповые тактические действия.
    В игре может быть и так, что защитникам приходится действовать против численно превосходящего соперника. Это происходит, когда противник, отобрав мяч, быстро начал контратаку, а защитники не сумели вернуться на свои позиции. В этом случае игрока, владеющего мячом, атакует один из ближайших к нему защитников, остальные занимают такую позицию, чтобы можно было перехватить передачу или затруднить прием мяча. А при равенстве игроков защитники взаимодействуют, постоянно подстраховывая, переключаясь на выходящего к воротам игрока и согласованно отбирая мяч.
    К групповым тактическим действиям относятся: подстраховка, переключение и групповой отбор мяча:
  • Подстраховка.
    Обеспечивает ее задний центральный защитник. В других линиях эту роль обычно выполняет ближайший партнер. Юным игрокам не стоит забывать, что страховать нужно не только партнеров, но и наиболее опасную зону.
  • Переключение.
    Суть его состоит в передаче опекаемого игрока партнеру. Применяют его, когда противник освобождается от своего опекуна.
  • Групповой отбор мяча.
    Этот прием используют при встречных перемещениях нападающих, для создания искусственного положения «вне игры», а также при зонной защите.
    Групповые действия зависят от тактической системы игры команды и от тактики игры соперника.
  1. Индивидуальные тактические действия.
    Успех индивидуальных действий ребенка зависит от его умения опекать соперника. Это умение основывается на рациональном выборе места и способа противодействия нападающему (финты, способ перехвата, выбивание и отбор мяча). Чтобы выбрать правильную позицию, защитнику нужно на тренировках в спортивной секции научиться внимательно, следить за действиями соперника, партнеров и за мячом.
  • Действия против игрока с мячом.
    Защитник должен расположиться между подопечным и своими воротами, пытаясь оттеснить его к боковой линии и лишить возможности двигаться под углом к воротам. В этой зоне защитнику нужно играть вплотную с соперником, чтобы не дать ему выполнить удар по воротам.
  • Действия против игрока, не владеющего мячом.
    Защитник стремится лишить его игрового пространства, затруднить выбор места и получение мяча. Чем ближе противник находится к воротам и мячу, тем внимательнее и плотнее надо «держать» его. Когда же подопечный располагается далеко от ворот и мяч находится на большом расстоянии от него, защитнику нужно играть на перехват любой передачи.

Тактические обязанности игроков защиты.

  1. Крайние защитники.
    Основная задача - прерывание атаки крайних нападающих, страховка партнеров и активное участие в атаке. Если перемещается крайний нападающий в центр, то защитник чаще всего передвигается вслед за ним, чтобы помешать ему свободно действовать.
    Он также обязан помогать своим партнерам. Например, при атаке соперника другим флангом правый защитник не держит вплотную своего игрока, а смещается к зоне правого центрального защитника. Заняв позицию в стороне и несколько сзади правого центрального защитника, он обеспечивает ему помощь при передаче мяча в центр и в борьбе в опасной зоне перед воротами. При угловом ударе с его фланга крайний защитник занимает место в ближнем углу ворот, страхуя вратаря.
    Крайние защитники выполняют не только оборонительные функции. Они являются также организаторами атак своей команды и их участниками. Отобрав мяч у противника или получив его от партнера, защитник обязан точно передать его полузащитнику, крайнему нападающему своего фланга или центральному нападающему.
  2. Центральные защитники.
    Основные фигуры в организации обороны. Они прикрывают подступы к воротам на главном направлении атаки.
    Один из центральных защитников должен стремиться своими действиями подавлять активность центрального нападающего не только перед воротами, но и в некоторых случаях на половине соперника. Для этого необходимо, чтобы при перемещении центрального нападающего передний центральный защитник не оставался в своей зоне, а передвигался вместе с ним.
    В современном детском футболе центральный защитник является организатором и участником атаки. Выгодная позиция в центре связывает его со всеми партнерами, а правильное использование точных передач создает возможности для развития атаки.

5 главных упражнений для футболиста. Советы испанского тренера

Как научиться лучше играть в футбол за полтора часа. Рассказываем об особенностях испанской системы тренировок.

Это завершающая страница в серии материалов с советами испанского тренера по развитию молодых футболистов. Тренер УЕФА Pro Жорди Гратакос, который сейчас руководит московской школой «Барселоны», рассказал «Чемпионату» о типичных для испанской футбольной системы методах работы с детьми и подростками. Первые две части интервью касались советов и предостережений в области психологии, теперь перейдём к практике.


Как развить талант футболиста. 10 советов испанского тренера

Профессиональный футбольный тренер рассказывает, как помочь молодому игроку прогрессировать.


10 ошибок в работе с молодыми футболистами. Советы испанского тренера

Испанский тренер рассказывает, что нельзя говорить начинающим футболистам, чтобы не испортить им карьеру.

Мы уже знаем, что длительность тренировки не должна превышать полутора часов и в день должна быть всего одна тренировка. Также мы знаем, что все упражнения, включая разогрев, должны совершаться с мячом. Привычка к мячу должна вырабатываться с детства, а задача футбольного тренера – воспитать футболиста, а не атлета. Что делать после разминки? Есть пять базовых упражнений, которые нужно выполнять в определённом порядке. Длительность каждого – примерно 18 минут.

1. Квадрат

Ключевое упражнение, которое известно всем. На ограниченном пространстве несколько игроков контролируют мяч, один или двое его отбирают. Стандартные варианты: четверо против одного или двоих, пятеро против двоих. Тот, кто отобрал мяч, меняется с тем, у кого отобрал. Это важное упражнение для тех, кто владеет мячом. Игра в квадрат развивает сразу несколько навыков. Среди них: игра в пас, скорость мышления, техника, периферийное зрение, концентрация. Это не моделирование реальности, футбольного матча, упражнение служит для развития комплекса навыков. Начинать играть в квадрат можно с шести лет.

2. Владение мячом

Это упражнение требует большего пространства. Игроки делятся на команды. Базовый вариант: прямоугольный участок, примерно 20х30 метров. Играют три команды по шесть человек. Они разбиваются по полю вперемешку. Назовём наши команды «А», «Б» и «В». Суть упражнения в следующем: две команды, например «А» и «В», владеют мячом, «Б» его отбирает. Итого, у нас 12 игроков, которые владеют мячом, шестеро его отбирают. Когда «Б» отберёт мяч у «А», команды меняются, теперь «А» отбирает у «Б» и «В». Должна сохраняться постоянная пропорция 12 на 6, чтобы было численное большинство и возможность для многих вариантов игры в пас.

Разница по сравнению с предыдущим упражнением – появляется командная работа. Раньше каждый играл за себя, теперь нужно работать в команде. Это развивает командное мышление. Упражнение, как и предыдущее, состоит из трёх заходов по 5-6 минут каждый. Между заходами – минутная пауза. Начинать можно с шести лет.

3. Позиционная игра

По-испански это упражнение называется «игра во владение». Оно похоже на предыдущее, но игроки действуют по своим позициям. Их может быть шесть или, оптимально, семь. Центральные защитники, латерали, шестой и восьмой номера (центральные полузащитники) и «десятка». У них отбирают мяч пять игроков. После отбора команды не меняются игроками, ведь цель упражнения – наработать связи между футболистами, которые владеют мячом.


В этом упражнении важно, чтобы мяч постоянно менял направление, а игроки открывались под пас. Как хорошо восьмой номер взаимодействует с пятым, шестым, вторым и десятым? Отбирающие мяч постоянно перекрывают линии паса, нужно двигаться и открываться, предлагать себя для паса. Должно быть как можно больше треугольников, потому что, играя в треугольнике, ты отдаёшь пасы вперёд или по диагонали, а не поперёк поля.

Важный навык, которые развивается при позиционной игре, – умение использовать свободное пространство, чтобы открыться и получить пас. Распространённая ошибка – идти к игроку с мячом, приближаться к мячу. Это неправильно, чем ты ближе к игроку с мячом, тем проще отрезать тебя, перекрыть линию паса. Приближаясь к нему, ты создаёшь ему проблему. Нужно отдаляться от игрока с мячом, оставаясь на линии паса, тогда ему будет проще передать тебе мяч.

Критерии, по которым определяется, качественно ли игроки выполняют упражнение, следующие: скорость передвижения мяча, частота изменения вектора движения мяча, использования пространства, интенсивность игры в пас.

Если полевых игроков в составе команды меньше 24, можно играть не семеро на пятеро, а семеро на четверо, тогда это упражнение могут выполнять сразу две группы, каждая на своей половине поля. 22 полевых игрока – минимум для взрослой команды, и заняты будут все полевые игроки одновременно. Это упражнение можно использовать для команды старше 10 лет.

4. Игра в урезанных составах

Игра с двумя командами. Двое на двое или трое на трое. У каждой команды за спиной маленькие ворота, так что это упражнение на результат в виде забитых голов. Одновременно с командами на поле действует свободный игрок. Он играет всегда за ту команду, которая владеет мячом. Если с мячом «жёлтые» – он за «жёлтых». Если мяч перехватили «красные» – он за «красных». Свободных игроков может быть и двое, если играют трое на трое.

Как и все предыдущие упражнения, это развивает комплекс навыков. Скорость мышления, периферийное зрение, скорость работы с мячом, игра в пас. Но это также помогает развивать навыки игры один в один, улучшает дриблинг и ведение мяча.

5. Футбол

Упражнение, которым нужно заканчивать тренировку. «Футбол» - это игра семь на семь или восемь на восемь со свободными игроками. Свободные игроки необходимы в этом упражнении, это добавляет игре интенсивности, а мяч должен двигаться очень быстро. Можно увеличить количество, чтобы задействовать всю команду, пусть будет девять на девять и трое свободных. «Матч» длится два тайма по девять минут.

При выполнении этого упражнения важно помнить: это не футбол. В футбольном матче важен результат. В упражнении важны навыки, которые выбирает сам тренер, поэтому правила должны отличаться от футбольных. Например, вводятся свободные игроки, которые добавляют скорости.

Другой пример. Играешь составами 11 на 11, и, чтобы перевести мяч в атаку, сначала защитники должны дать друг другу не меньше 10 пасов. Если мы хотим владеть мячом, хотим, чтобы это было нашим стилем, мы должны уметь это делать. Пасы в защите не представляют угрозы сопернику? Да, но мы должны показать свой стиль – мы не будем давать необдуманные пасы и терять мяч, мы его сохраним. Нам нравится владеть мячом, пусть попробуют его отнять.

Или ещё один пример. Свободные игроки выходят на поле с бровки. И, играя в пас, они должны пересечь всё поле, с фланга на фланг. Только после этого можно играть в атаку. Это тоже развивает контроль мяча, мышление, командную игру – вообще все качества, необходимые футболисту.

Если кто-то ошибается, упражнение нужно остановить. Не критиковать за ошибку, а объяснить, как надо. Например, показать, где нужно находиться, чтобы использовать свободное пространство и открыться для паса. Ключевой фигурой в организации игры является треугольник. Чем больше треугольников, тем проще перемещать мяч в атаку.

Необходимо следить, чтобы в каждом упражнении сохранялась максимальная интенсивность. Если упражнение выполняется медленно, от него не будет пользы. Всё должно выполняться быстро. Только так можно научить игроков постоянной концентрации и «включённости» в происходящее на поле.

В конце интервью речь зашла о принципах игры в обороне. В частности, о том, что перечисленные упражнения помогают развить только один оборонительный навык: отбор мяча сразу после потери. Возникает естественный вопрос: как насчёт позиционной игры в защите? Никак. Жорди объяснил, что эти упражнения помогают развить навыки чтения игры и борьбы за мяч. Всё остальное – вторично. «Игрок, который потерял мяч, ближе всего к сопернику. В этот момент он главный защитник, какое бы место на поле ни занимал. Его задача вернуть мяч, а остальные ему помогают. Если ты атакуешь, то, потеряв мяч, отнимаешь его и снова продолжаешь атаковать». Это концепция, которая принесла испанскому футболу множество трофеев в последние 10 лет и которой до сих пор придерживается большинство испанских клубов. Хотя в последние годы некоторые тренеры нашли контраргументы против этой модели игры.


Конец великой идеи. Что значит поражение Гвардиолы от «Монако»

Тактика, которая приносила трофеи почти 10 лет, больше не работает. Готов ли меняться Гвардиола?

    Несмотря на устоявшееся мнение, защитнику не обязательно быть рослым. Даже при росте чуть более 170 см можно быть успешным игроком обороны и нейтрализовать высоких нападающих. Все дело в мощи; общая выносливость, корпус, спина и ноги. Общая выносливость и мощная спина помогут оттереть соперника и не потерять равновесие, а в сочетании с мощным корпусом вы сможете закрыть мяч от высокого оппонента, сдерживать противника, прочно стоять на ногах, вступать в отбор и т.д. Мощные ноги – залог быстроты бега и прыгучести, особенно при невысоком росте. Даже будучи на 20 см ниже некоторых форвардов, вы сможете выигрывать борьбу за верховые мячи благодаря возможности оттеснить оппонента и совершить высокий прыжок.

    Для развития общей мощи и выносливости хорошо подходят такие упражнения, как плавание. Также не помешают комплексные тренировки в тренажерном зале с дополнительным упором на ноги (для прыжков). Не забывайте тренировать прыгучесть; на сервисе YouTube можно найти обучающие видео, которые спустя годы тренировок помогут вам выпрыгивать на 20 см выше.

    Выбор позиции крайне важен для игроков обороны, в особенности для центральных защитников. В этом пункте мы сосредоточимся на игроках этой зоны. Практически всегда выбор позиции происходит инстинктивно, этому практически невозможно научиться, но все же есть несколько советов. Являясь последней линией защиты, вам придется следить за всем вокруг, начиная от нападающих соперника, которых упустили ваши товарищи по обороне, до подключившихся в атаку полузащитников. Обычно проблемы решаются путем общения игроков обороны, но иногда для этого не остается времени или это просто невозможно. Задача центрального защитника – сдерживать все атаки на ворота, поэтому вы не можете сосредоточиться только на одном оппоненте. Если вам противостоит два игрока соперника, то необходимо следить за обоими, пока вы не вступите в единоборство с одним из них, как в случае, когда игрок с мячом будет намереваться нанести удар по воротам. В таком случае следует попытаться закрыть ворота собой, бросившись под удар. Это сложно объяснить, ведь все происходит почти инстинктивно, но для этого необходимо оказаться в правильном месте, чтобы вступить в борьбу с любым получившим мяч игроком и не дать ему нанести удар или выполнить обостряющую передачу. Нужно быть подвижным и быстрым, чтобы поспевать за нападающими, уметь резко менять направление движения и сдерживать игрока, пока не придет подмога. На самом деле все еще сложнее, но на словах этого не объяснить.

    Общение игроков – ключ к успешной игре в обороне. Защитники должны общаться с голкипером, полузащитниками и между собой; если защита пытается организовать искусственный офсайд, если игрок не соблюдает линию или не накрывает соперника, то ему нужно быстро и громко сообщить об этом. Если полузащитник не видит мяч или не возвращается в оборону, то ему следует сказать об этом. Если защитник оставляет мяч вратарю или отдает пас назад, то вратаря нужно предупредить. Защитники не могут себе позволить быть робкими; без энтузиазма и чувства соперничества вам не обойтись. Общаться значительно легче, когда защитники и другие игроки знакомы, знают манеру игры своих товарищей и обладают навыками командной игры.

    Для игрока обороны очень важно уметь читать игру; они находятся под наибольшим давлением. Форварды и полузащитники обычно не имеют прямых обязанностей по защите ворот, а перед вратарем всегда есть линия защиты. Игрокам обороны приходится жертвовать всем, включая даже здоровье и возможность продолжить игру. Например, если мяч взмыл высоко над штрафной площадкой, то защитник должен выиграть борьбу за него (желательно играть головой, чтобы не нарушить правила), даже если первой на мяче окажется голова или нога соперника. Если оппонент собрался нанести удар по воротам, то вам необходимо заблокировать траекторию полета мяча корпусом, ногами или даже лицом. Не подпускайте оппонентов с мячом к воротам. Это главнейшая задача защитника. Нельзя дать себя обыграть, проиграть борьбу за верховой мяч или дать нанести удар, даже если есть риск получения травмы. Защитники всегда должны бороться до последнего и никогда не сдаваться, как бы не складывалась ситуация вокруг.

Для эффективной игры необходим банк большого количества технических и тактических элементов двигательных действий с мячом и без него, элементов, организованных в группы структур в виде специальных технико-тактических упражнений. Эти упражнения выполняют тройную роль -- объединяют технические элементы в логическую схему владения телом и мячом, позволяют разграничить тактические структуры реализации двигательных действий, являются основным тренирующим средством,

В состав каждого упражнения входят факторы, которые усиливают или уменьшают эффект воздействия упражнений на организм футболистов. Это интенсивность выполнения упражнений, их длительность, режим чередования упражнений с отдыхом, количество повторений. Чтобы добиться наибольшего эффекта в достижении тренированности, необходимо, как уже отмечалось раньше, найти оптимальные соотношения указанных факторов для решения каждой конкретной задачи с целью улучшения процесса управления функциональной активностью систем организма, которые создают и наиболее благоприятные условия для организации, технико-тактической структуры игры.

Поскольку игровые упражнения для футболистов являются основным тренирующим средством, мы разделили их на группы с учетом " задач действия", которые составляют структуру игры. На наш взгляд, предлагаемый принцип разделения игровых упражнений по "задачам действия" дает возможность тренеру творчески подходить к их выбору и даже конструировать новые упражнения, более четко варьировать основными фрагментами игровой деятельности, создавать полное представление у футболистов в процессе установки на игру об их деятельности на поле, составлять алгоритмы тренировочной программы технико-тактической направленности.

Предлагаемый в качестве примера набор задач действия представляет основные, узловые элементы структуры игры:

1. Групповые и индивидуальные позиционные, диагональные перестройки при оборонительных действиях.

Условия задачи: игра в четверо ворот (двое ворот больших и двое малых), п х п игроков. Пространство между воротами разделено центральной линией поля. Команды располагаются по дийгонали больших ворот. Ввод мяча осуществляется только на половине поля соперника после предложения одного из "своих" футболистов. Команде, владеющей мячом, разрешается завершать атакующие действия после перехода в "чужую" зону всех партнеров. Отбор мяча разрешается при условии перехода обороняющей команды в зону владения мячом.

2. Коалиционные перемещения при создании глубины оборонительных действий.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболистов. После завершения атаки или ее срыва команда отходит на "свою" половину поля и перекрывает заранее известные зоны игрового пространства.

3. Коллективные действия при отборе мяча:

а) прессинг;

б) встречный отбор;

в) искусственное создание положения "вне игры";

г) комбинированные действия.

Условия задачи:

а) комбинированные действия при п п игроков в двое ворот.

При срыве атаки команды 1 три игрока мешают развитию атаки команды 11, остальные игроки возвращаются на свою половину поля. При переходе соперника (команда 11) в "чужую" зону поля вернувшиеся игроки вступают в борьбу за отбор мяча

б) игра в двое ворот п х п игроков. После срыва атаки команда, потерявшая мяч, располагается на половине поля соперника и атакует не менее чем двумя игроками футболиста, владеющего мячом. Одновременно с этим закрываются ближайшие соперники.

4. Создание численного преимущества на участке поля при потере мяча.

Условия задачи:

а) то же, что и в задаче 3, но с выходом защитников в зону, позволяющую оставить за "спиной" игроков передней линии соперника, с целью создания искусственного положения вне игры,

б) игра в "квадрате" п х п на одной половине поля с коллективным отбором мяча по сигналу.

5. Целевое использование " свободного" игрока при оборонительных действиях.

Условия задачи: игра п х п футболистов в одни ворота (каждый против каждого) со "свободным" игроком. Начало атаки от тренера:

а) подстраховка игроков при отборе мяча, создание численного преимущества

б) организация контратаки через "свободного" игрока с выводом мяча за центральную линию.

6. Индивидуальные и коллективные перемещения с целью занятия выгодных позиций для выполнения игровых действий на опережение при отборе мяча.

Условия задачи: игра п х п на одной половине поля (каждый против каждого) в двое больших ворот и одни малые. Опережение соперника при отборе мяча различными техническими приемами.

7. Переход к обороне после срыва атакующих действий в зависимости от наличия игрового пространства или его отсутствия.

Условия задачи:

а) игра защиты против нападения п х п игроков в одни ворота на 1/2 поля. Мяч вводится в игру вратарем по сигналу тренера. Команда, отбирающая мяч, закрывает ближайших соперников и не менее чем двумя футболистами пытается отобрать мяч. После отбора организует атакующие действия с использованием фланговых продолжений, ударов по воротам со средних и дальних дистанций, стенок, нацеленных передач и т.д.;

б) игра п х п с тремя зонами. После срыва атаки двое-трое футболистов передней линии вступают в борьбу за мяч, мешая развитию контратаки. Остальные футболисты быстро возвращаются на свою половину поля, перекрывая зоны развития контратаки;

в) использование "встречного отбора" на своей половине поля; г) комбинирование вариантов "а" и "б"

8. Маневр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим.

Условия задачи: игра п х п в двое ворот с тремя зонами. Маневры после отбора мяча с занятием свободных зон за счет подключения в двойках, тройках и четверках через центральную зону. После завершения или срыва атаки -- взаимозаменяемость.

9. "Предложения" в атакующих действиях при отсутствии оперативного пространства.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболистов. После отбора мяча, как в задачах 2 и 3, коллективный маневр с использованием ширины поля, созданием численного преимущества на отдельных участках, фланговыми нацеленными передачами, игрой в опережение, ударами со средних, и дальних позиций.

10. Групповые и индивидуальные перемещения в атакующих действиях при наличии оперативного пространства.

Условия задачи: игра в двое ворот 3 х 3 + 3 х х 3 +3 х 3 с тремя зонами. Мяч вводится в первую зону, затем во вторую. При переводе игры в третью зону три футболиста из первой зоны переходят в третью. После завершения или срыва атаки производится взаимозаменяемость игроков. При выполнении. подключений игроков из глубины возможно использование "преследования" их обороняющимися футболистами первой зоны.

11. Целевые перемещения для создания численного преимущества в зонах атакующих действий.

Условия задачи: игра в двое ворот со средней зоной, 3x2, 2x2, 2x3 игроков. Перевод мяча из первой зоны во вторую с созданием численного преимущества в средней зоне за счет подключения одного из игроков первой зоны. При переводе мяча в третью зону подключаются два игрока средней зоны. При завершении или срыве атаки производится взаимозаменяемость в "парах".

12. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованным маневром футболистов.

Условия задачи: игра в "квадрате" п х п игроков в одно касание (5 х 5, 6 х 6) с двумя нейтральными и выполнением определенных задач.

1) Нейтральный с нейтральным не играет.

2) Исключена "обратная" передача. „

3) Мяч не стоит на месте.

4) После передачи мяча "предложение" (в адрес) игрока в направлении передачи.

13. Целенаправленное расширение зон действия с задачей взаимозаменяемости в коллективных атакующих или оборонительных действиях.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п + п х п игроков с подключением по флангу одного из футболистов обороны с обязательным соблюдением ширины поля, фланговым продолжением, созданием численного преимущества на фланге, нацеленной передачей и игрой в опережение при завершении атаки. "

14. Коллективные перемещения с целью поиска кратчайших атакующих продолжений в сочетании с длинными и средними передачами мяча.

Условия задачи: возможно использование условия задачи 13, но с добавлением средней зоны (в которой игра не разрешается) и с применением длинных";и средних передач через эту зону и с фланговым продолжением, ударами со средних и дальних дистанций.

15. Динамическое занятие выгодных позиций с последующим "опережением" соперника при завершении атакующих действий после "нацеленных" передач:

а) с фланга;

б) через центр;

в) по диагонали;

г) через."стенку".

Условия задачи: игра в двое ворот п х п игроков с атакующими действиями и передачей мяча через центр, после "стенки", фланговыми продолжениями и игрой в опережение.

16. Коллективный скоростной маневр с целью занятия выгодных позиций для атаки через центр.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п игроков. При подготовке атаки -- скоростной отход в глубину своей обороны с одновременным быстрым перемещением группы игроков из глубины обороны на переднюю, атакующую, линию соперника с целью завершения атаки. Второй вариант этого упражнения применяется и в том случае, если соперник создает искусственное положение вне игры (задача 20).

17. Скоростное перемещение группы атакующих игроков с последующим созданием нескольких адресов (в том числе и отвлекающих) с последующей игрой в стенку ("обратную стенку", "двойную стенку", выход игрока на свободное место, освобождение после коллективного маневра и т.д.).

Условия задачи: упражнение выполняется без сопротивления п игроками. Держание мяча на половине поля в одно-два касания с соблюдением ширины пространства, взятием противоположных ворот по сигналу, обязательным использованием при завершении атаки игры в "стенку", "обратную стенку", выход на свободное место и т.д., в том числе и после отвлекающих маневров.

18. Маневр группы атакуюйщх игроков, использующих отвлекающие действия на флангах с целью подготовки и реализации ударов со средних и дальних дистанций.

Условия задачи: игра п х п в одни ворота с двумя нейтральными, находящимися в глубине обороны атакующей команды. Мяч вводится от тренера после коллективного скоростного маневра с соблюдением ширины атаки. Нейтральные подключаются для создания численного преимущества при завершении атаки.*

19. Навесные передачи из различных точек в штрафную площадку и одновременный маневр группы футболистов с целью завершить удары по воротам головой или создать условия для завершения атаки другими атакующими футболистами.

Упражнение выполняется без сопротивления в двойках, тройках, четверках, с движением от одних к другим, сменой при передачах. После навесной фланговой передачи остальные игроки по всей ширине штрафной площадки завершают атаку ударом по воротам.

Это упражнение можно выполнять с сопротивлением п х п игроков.

20. Коллективный " скоростной выход" группы атакующих игроков в направлении своих ворот при попытке соперника создать искусственное положение вне игры с одновременным "предложением" в свободное пространство одного или нескольких игроков из глубины обороны с целью завершения атаки.

Условия задачи: игра n х n в одни ворота в центре поля. Удары в створ ворот осуществляются из-за пределов центрального круга по сигналу из любой точки.

Разделение упражнений по предлагаемому принципу дает возможность более точно угадывать их влияние на изменение состояния систем организма. При этом должны быть известны значения остальных управляющих факторов (интенсивности, продолжительности, количества повторений упражнений, режима чередования их с отдыхом).

Одной из основных задач спортивной тренировки является управление приспособительными реакциями систем организма, которые определяют специальную работоспособность. Поэтому создание оптимального функционального состояния организма, соответствующего высокому уровню спортивных результатов, достигается за счет выполнения специально организованных движений -- физических упражнений. Разнообразие применяемых упражнений не может быть беспредельным, так как в процессе занятия необходимо обеспечить наличие положительно взаимодействующих связей, определяющих образование основных двигательных навыков. Кроме того, если организм будет регулярно подвергаться влиянию многообразных и равных по силе воздействия программ (например, развития скорости, выносливости, силы, координации, тактических действий и пр.) произойдет равномерное приспособление к ним. Это приспособление может не обеспечить наивысших уровней адаптации ни к одному из тренируемых качеств, несмотря на то, что комплексная тренировка приводит к наиболее разносторонней адаптации организма. Если же сила воздействия одной из программ увеличиться, то организм будет стремиться приспособиться к ее величине за счет "исключения" или "подавления" других программ. В этом случае тренировка с воздействием на более одностороннюю адаптацию может обеспечить и более высокий уровень тренируемого качества.

Процесс выполнения спортивных двигательных действий представляет весьма сложную картину взаимосвязи тренировочных воздействий и ответных реакций. Каждое упражнение вызывает определенные сдвиги, что приводит к целому ряду характерных физиологических и биохимических состояний. При выборе оптимальных методик тренирующих воздействий важно учитывать особенности реакций организма на одноразовое и многократное выполнение "физических упражнений. В частности, известно, что в зависимости от того, на фоне какого состояния будет повторяться последующее упражнение или занятие в целом, зависит не только изменение работоспособности в процессе деятельности, но и ее качественные показатели, а также развитие функциональных возможностей. Причем некоторые условия повторного выполнения упражнений могут приводить не к повышению, а к снижению последних.

Практика показывает, что при недостаточном учете перечисленных закономерностей, а также отсутствии алгоритмов выполнения как серий упражнений, так и многократного повторения занятий могут возникать причины, способные вызвать различные и часто не поддающиеся анализу реакции систем организма. Это, естественно, снижает эффективность тренировочных воздействий, а сам процесс тренировки становится малоуправляемым.

Игра без мяча (уход от противника);

Контроль мяча (удерживание мяча с помощью передач);

Перевод игры длинным пасом (с целью смены флангов атаки).

Игра без мяча

Упражнение 1.

Игра на двое ворот; в каждой команде 3 игрока, из них 2 в поле (2:2) и один разыгрывающий на боковой линии.

Основная задача: уход от противника с помощью обманных движений (когда мяч передается на свободное место).

1. удары наносятся по любым воротам после вбрасывания мяча;

2. вратарь возвращает мяч разыгрывающему, команда которого владела мячом (била по воротам);

3. разыгрывающий обрабатывает мяч и затем вбрасывает его в поле открывающемуся партнеру;

4. при отборе мяч передается своему разыгрывающему (или одному из вратарей), которые продолжают игру;

5. в поле две пары 1:1.

Упражнение 2

Организационная форма та же, что в упражнении 1.

Основная задача та же, что в упражнении 1; дополнение: обучение некоторым действиям игроков средней линии.

как в упражнении 1; дополнительно: разыгрывающий не вбрасывает мяч, а передает его ногой (верхом или низом) на свободное место на ход своему партнеру;

разыгрывающий имеет право держать мяч и вести его до паса вдоль боковой линии, не подвергаясь атакам противника, по воротам он не бьет;

пас до ухода партнера от противника приравнивается к потере мяча и смене ролей.

Упражнение 3.

Организационная форма та же, что в упражнении 1; кроме того: оба разыгрывающих играют друг против друга на боковой линии, мешая приему мяча.

Основная задача: та же, что в упражнениях 1 и 2. Игра без мяча также и для разыгрывающих.

разыгрывающий команды, владеющий мячом, должен сам уходить от противника при вбрасывании мяча вратарем.

Разъяснения

Такие игры могут проводиться как турниры нескольких команд, состоящих из трех игроков (в дальнейшем число игроков в каждой команде можно увеличивать). Вбрасывание из-за боковой линии снижает темп игры; это нужно, чтобы пары могли снова разобраться для нового ухода от противника. Атака на любые ворота облегчает игру без мяча и маневры по уходу от противника, который вынуждается к постоянной опеке. Небольшое число игроков в поле создает условия для выполнения тактических заданий и более интенсивной их отработки. В такой же игре на большем по размерам поле у вратарей под рукой должно быть как можно больше запасных мячей.

Облегченные условия:

В упражнении 3 разыгрывающего после приема мяча нельзя атаковать.

После овладения мячом разыгрывающий может вбросить его.

В упражнении 2 разыгрывающий после приема мяча должен сделать два отжимания (чтобы “успокоились” игроки).

Для ускорения завершения атак и во избежание ненужных “проволочек” можно ввести дополнительное правило: после двух передач обязателен удар по воротам или пас разыгрывающему.

Дополнительное правило при слишком свободной опеке: минус один гол. Например, в случае, если противнику позволяют спокойно обработать мяч.

Необходимо обращать внимание на: преждевременный спурт, когда мяч не готов к передаче -- надо во время маневров постоянно следить за игроком с мячом; обманные движения при игре без мяча -- не бежать на место, неудобное для паса или для удара по воротам (имитировать передвижение на “неудобное” место); сыгранность с партнером при игре без мяча -- постоянно следить за его действиями и быть готовым к правильному ответному действию.

Держание мяча

Упражнение 4.

Ограниченная площадка с нейтральными полями (3х3м) в четырех углах; 2 команды по 6 человек.

Основная задача: держание мяча, подготовка атаки с использованием пространства, точные длинные передачи, обзор поля и игра без мяча, создание условий для игры “в стенку”, дриблинг для “сохранения” мяча.

держать мяч в своей команде;

игра от двух нейтральных полей одной стороны к противоположным нейтральным полям и обратно (= 1 гол);

в нейтральное поле могут входить только игроки команды, владеющей мячом;

занимать можно любое нейтральное поле.

Упражнение 5.

Основная задача: подготовка и осуществление верхового паса на свободное место (на выход).

те же, что в упражнении 4; предварительные передачи разрешены только низом.

Упражнение 6.

Организационная форма та же, что в упражнении 4.

Основная задача: подготовка прорыва с помощью дриблинга и перевода игры; борьба с искусственными положениями вне игры.

те же, что в упражнении 4;

с правилом “вне игры”.

Разъяснения

При слишком плотной зонной обороне дополнительное правило: 10 передач = 1 гол. При слишком поспешных передачах дополнительное правило: 15 сек. владения мячом вне нейтрального поля = 1 гол. Неопытные игроки спешат быстро отдать пас, отсюда еще одно дополнительное правило: перед тем, как отдать пас, игрок обязан продвинуться с мячом на некоторое расстояние (прием и ведение мяча), в противном случае засчитывается потеря мяча.

Облегченные условия:

В упражнении 6 дополнительное правило: 10 передач = 1 гол (облегчение прорыва).

Необходимо обращать внимание на: распределение игроков по площадке, перевод игры, создание численного перевеса сменой флангов, выбор момента для верхового паса на выход, помощь партнеру в приближении к игроку, владеющему мячом, дриблинг в сторону от противника с держанием мяча, избегание единоборств, смену ритма от спокойного держания мяча до прорыва к дальнему нейтральному полю, использование для надежности пасов назад (начинающие часто этого не делают).

Перевод игры -- смена флангов атаки

Упражнение 7.

Игра на двое ворот; две команды по три игрока; два нейтральных игрока на боковых линиях в поле.

Основная задача: смена ритма с помощью удержания мяча и перевода игры для внезапной атаки, быстрое завершение атаки.

по воротам разрешается бить только после резкой смены направления атаки и паса назад или в сторону;

нейтральный играет только с командой, владеющей мячом;

один нейтральный действует как разыгрывающий в районе средней линии (1+3:3); другой, например, как атакующий крайний защитник на боковой линии, начиная от лицевой. Его рывок на большое расстояние требует длинного паса. Ведение мяча и пас назад или в сторону к воротам своим трем партнерам, трое противников защищаются;

голы забиваются прямым ударом или добиванием отскочившего мяча;

нейтральный, играющий по схеме 1+3:3, атаковать не должен, он и не может переводить игру на сторону соперника;

вратарь возвращает мяч разыгрывающему нейтральному, который продолжает игру на удержание мяча по схеме 1+3:3;

отбирать мяч у противника обороняющаяся команда может только в поле. После отбора мяча пас адресуется вратарю или нейтральному разыгрывающему.

Упражнение 8.

Организационная форма, как в упражнении 7.

Основная задача: сознательное завлечение обороняющихся соперников на одну из сторон площадки для высвобождения другой стороны с целью внезапной атаки.

те же, что в упражнении 7; однако разыгрывающего нейтрального при схеме 1+3:3 можно атаковать (4:3); дополнительно: 15 сек. владения мячом -- 1 гол.;

нейтральный может переводить игру на сторону соперника;

после гола один нейтральный (атакующий защитник) играет за другую команду как четвертый игрок (4:3), а другой нейтральный подготавливает с лицевой линии перевод игры для атаки на другие ворота. Смена заданий у нейтральных.

Упражнение 9.

Организационная форма, как в упражнении 7; оба нейтральных играют на одной линии друг против друга.

Основная задача: держание мяча при схеме 3:3, изыскивание возможностей для смены флангов, подготовка к чему идет без мяча.

команда играет на двое ворот;

каждая команда усиливается одним нейтральным, которые действуют друг против друга на одной боковой линии (на фланге), образуя схему 3:3+1:1;

нейтральный команды, владеющей мячом, должен освобождаться от противника и просить пас. Завершение атаки, как в упражнении 7.

Разъяснения

Игровое пространство на фланге при схеме 3:3 может быть обозначено ограничительной линией. При слишком пассивной обороне действует правило 15 сек. Возможна смена заданий у нейтральных, как в упражнении 8 и 7. Если игроки перед воротами слишком медлят, вводится правило: каждый третий пас после смены фланга атаки направляется вратарю или разыгрывающему нейтральному; это означает быстрое завершение атаки перед воротами передачей мяча на ударную позицию, пасов в сторону или назад.

Облегченные условия:

Упражнение 9: при схеме 3:3 играет лишний нейтральный (1+3:3) с тем, чтобы легче контролировать мяч и давать пас на другой фланг.

Компоненты трудности: размеры игрового пространства на фланге, расстояние между воротами, численное превосходство при владении мячом, игровые возможности нейтральных. У вратарей должны быть под рукой несколько мячей для сохранения темпа игры.

Общеизвестно, что система подготовки футболистов должна строиться с использованием передового опыта команд-фаворитов. В этом плане не является исключением и тактическая сторона тренировочного процесса.

На современном этапе развития футбола выделяют следующие основные закономерности ведения игры, которые присущи ведущим сборным командам мирового класса:

1) Использование атакующего принципа ведения матча. В нападении, в основном, играют три форварда, активно действуя как в центре, так и на флангах.

2) Основополагающей в действиях команд является средняя линия, игроки которой успевают действовать и в обороне, и в атаке * .

3) В обороне, как правило, используется комбинированный метод; при этом защитники -- и крайние, и центральные -- при благоприятной ситуации подключаются в атаку, в частности, при розыгрыше “стандартных положений”.

4) Уверенные действия вратарей, хорошо играющих и на линии ворот, и на выходах, быстро, точно и далеко вбрасывающих мяч в поле руками.

5) В состав каждой команды входит несколько индивидуально сильных футболистов, определяющих стиль игры этих коллективов.

В заключение отметим, что рост профессионального мастерства футбольной команды во многом определяется умением тренера использовать приведенные выше средства физической и технико-тактической подготовки в необходимых пропорциях и в нужное время, исходя из задач макро-, мезо-, микроциклов тренировки, а также индивидуальных особенностей спортсменов.

Поделиться