Можно ли христианину заниматься профессиональным спортом. Грешновато

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды. Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте. Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни. Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Есть поговорка "в здоровом теле здоровый дух".

Тренируй тело, береги душу!

В самом низу статья про спорт с христианской точки зрения.

На этой страницы мы будем размещать новости и события связанные с Православием и спортом.

Христианские авторы I-IV веков о спорте

Как христианин должен относиться к спорту? Где провести грань между физическим здоровьем и спортом как способом зарабатывания денег? Как относились к спортивным соревнованиям античности святые отцы первых веков христианства?

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело не богоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, с

порт первых веков христианства и спорт современный — вещи всё-таки разные.

В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными γ νοι , что буквально переводится соревнования . Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об ихначале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis — зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis . В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего «хлеба и зрелищ», эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение γ νοι и spectaculis , разумеется, противоречило основам христианской веры. Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на «совете нечестивых» сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»…

Убийство — смертный грех. Участие в убийстве — грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не

должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: «<…> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства».

Осуждая языческую сущность γ νοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного.Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание γ νοι и spectaculis . Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов — победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду — венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие — главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание «быть великим» здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины — к допингу…

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Пономарев Филипп

Богослов.Ru

На фото: Артем Чернышев занимается на турнике около Никольского храма п. Добринка.

Фотограф Дмитрий Адоньев.

Тренируй тело, береги душу!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Могут ли православные заниматься спортом? Кто ж сегодня усомнится... А борьбой? А самбо? И если могут, то каким должно быть - и в чем выражаться - участие Церкви в этой сфере жизнедеятельности человека? Приглашаем к разговору...

Спортсмены и Русская церковь займутся разработкой идеологии самбо
Москва. 18 марта. ИНТЕРФАКС - Деятели спорта совместно с Московским патриархатом займутся разработкой идеологии самбо как национальной системы самозащиты.
"Наша задача - совместно с Русской православной церковью работать и выработать общую идеологию самбо", - заявил заслуженный тренер России Анатолий Хлопецкий в четверг на пресс-конференции в Москве.
В свою очередь священник Георгий Рощин, зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что Русская православная церковь поддерживает спорт по той причине, что в спорте имеет место "напряжение воли людей, которые хотят достигнуть каких-то результатов".
"Так же и в духовной жизни", - считает священник.
Как рассказали участники пресс-конференции, боевое искусство самбо было создано Василием Ощепковым по благословению его духовного наставника святителя Японского Николая. В 1937 году В.Ощепков был расстрелян как враг народа, а его имя забыто на долгие годы.
В свою очередь Геннадий Швец, начальник Отдела общественных связей и пресс-службы Олимпийского комитета России, отметил, что "самбо имеет полное право на то, чтобы российские власти и спортивная общественность активно продвигали эту борьбу в олимпийскую программу".
С целью популяризации самбо в России и в мире создан проект "Ощепков", который предусматривает создание широкой сети молодежных и духовно-спортивных клубов.

См. также:

Спорт и Церковь — казалось бы, нет более далеких друг от друга явлений. Церковь — это дух, духовное, а спорт — физическая сила, ловкость, скорость. Спорт так и называют — физическая культура. Но разве истинный спортсмен не может быть верующим человеком? Разве Церковь не может поддерживать его дух?

Крестное знамение вратаря
Кто из любителей спорта не знает имени заслуженного мастера спорта, трехкратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, величайшего хоккейного вратаря Владислава Третьяка? Но мало кто знает о том, что Владислав — глубоко верующий человек. Вот что рассказывает сам великий спортсмен.
— Я с детства с глубоким уважением относится к Русской Православной Церкви, но по-настоящему вера пришла ко мне в конце 1970-х годов во время посещения Троице-Сергиевой лавры. А на душу благотворно повлияли беседы с наместником лавры архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископом Тульским и Белевским. Имел счастье быть лично знаком со Святейшим Патриархом Пименом.
Мне особенно близок образ основателя лавры, великого духовного подвижника и собирателя земли Русской преподобного Сергия Радонежского, к которому я часто обращаюсь в молитвах. Выходя на лед, я всегда старался перекреститься, вернее, тайно, символическим движением руки во вратарской перчатке изображал крестное знамение, насколько это было возможно перед телекамерами и под взглядом наших партийных
вождей, постоянно посещавших матчи.
Спорт требует от людей определенного мужества и самоотверженности, побуждает рисковать. Выходя на ледовую площадку, никогда не знаешь, вернешься с игры героем или неудачником, невредимым или с тяжелой травмой. Молитва всегда укрепляла дух русских воинов перед сражениями. Молит-ва укрепляет и дух спортсмена перед ответственными состязаниями.
Убежден, что без массового детского и юношеского спорта, равно как и без православных традиций, мы не сможем воспитать в стране полноценное, физически и духовно здоровое поколение. «В здоровом теле — здоровый дух»! Как верна эта простая и мудрая пословица! Но кто, кроме Церкви, поможет нам сейчас возродить нравственность? Я хорошо знаком с социально-благотворительными инициативами нашей Церкви — и по мере сил участвую в некоторых проектах, например помогаю детскому приюту.
Но ведь и спорт воспитывает в душах самые лучшие качества!
Взаимодействие физкультурных и спортивных организаций и клубов с Русской Православной Церковью обязательно принесет свои добрые плоды. Нам очень приятно, что Святейший Патриарх недавно обратился с приветствием к участникам Всероссийского движения юных хоккеистов «Золотая шайба». В нем выражается уверенность, что соревнования станут для них «серьезным испытанием характера, помогут приобрести необходимые душевные качества: мужество, смелость, целеустрем-ленность». И очень правильно, что в Церкви образован Отдел по делам молодежи, который будет курировать это взаимодействие.

Олимпиада без идолов
Впервые в истории российского спорта духовник у олимпийской национальной сборной страны появился в 2004 году перед Олимпиадой в Греции 2004 года. Сборную России на Олимпийских играх окормлял протоиерей Николай Соколов — настоятель московского храма Святителя Николая в Звонорях, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института.
С просьбой о назначении духовника для российской олимпийской команды к Патриарху Алексию II обратился председатель Национального олимпийского комитета России Л. Тягачев. Эта просьба возникла не на пустом месте. До Олимпиады-2004 духовным окормлением российских спортсменов активно занимался другой московский священник — протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храмов Живоначальной Троицы на Воробьевых горах и святого Георгия Победоносца на Поклонной горе. Именно о. Сергий впервые отслужил в 1996 году напутственный молебен на Поклонной горе для российской команды, отправлявшейся на Олимпиаду в Атланту. Кстати, и перед Олимпиадой в Афинах о. Сергий отслужил молебен для спортсменов, вручив олимпийцам серебряные крестики и иконки святого Георгия Победоносца. Вместе со сборной в Афины отправилась и большая храмовая икона св. Георгия.
Отец Николай Соколов происходит из известного московского священнического рода. Он старший сын близкого к патриарху Пимену протоиерея Владимира Соколова. Его младший брат Сергий был епископом Новосибирским и Бердским и похоронен в Ново-
сибирской области.
Супруга тогдашнего духовника олимпийской сборной Наталья Николаевна — дочь знаменитого духовного писателя Николая Пестова, который помог найти дорогу к храму многим российским интеллигентам ХХ века. Сам о. Николай закончил Московскую консерваторию, духовно опекает Третьяковскую галерею, так что его влияние на спортсменов в Афинах было не только духовным, но и культурным.
Здесь следует сразу «объясниться» с теми недоброжелателями Русской Православной Церкви, которые утверждают, будто РПЦ сегодня «закрывает глаза» на канонические правила, якобы запрещавшие спорт.
В установлениях вселенских соборов есть неодобрение всякого рода «ристалищ», к которым относились и древние олимпийские игры, но такого рода мнение
Церкви было вызвано вовсе не негативным отношением к спортивным соревнованиям вообще. Вспомним, что Олимпийские игры в Греции посвящались языческим богам. Языческим богам посвящались и различные соревнования в Римской империи. На такого рода «ристалища» Церковь действительно накладывала запрет.
Что касается отношения к нынешней физической культуре и спорту, то в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается, что сегодня «светская культура способна быть носительницей благовестия». В значительной степени это относится к физической культуре и спорту.
На зимней Олимпиаде в Турине, а затем Олимпиаде-2008 в Пекине сборную России снова окормлял отец Николай Соколов. Сам он говорит, что его увлечение спортом лучше бы назвать «физкультурой» — выше первого юношеского разряда по стрельбе он никогда не поднимался. Занимался также туристической греблей, но после окончания Московской консерватории по классу скрипки и альта серьезные занятия спортом пришлось оставить.
В первый же день пребывания в Олимпийской деревне в Пекине
о. Николай освятил оба корпуса и помещения, в которых жила российская делегация. Был создан молельный центр, где были свои комнаты для христиан, мусульман, иудеев и буддистов. «Надо заметить, что команда у нас многонациональная и в ней представлены все четыре мировые религии, — рассказывал о. Николай. — Несмотря на это обстоятельство, все спортсмены с радостью воспринимают присутствие священника, ведь душа и Бог для всех едины. А я, в свою очередь, стараюсь абсолютно всем участникам Олимпийских игр дать надежду на медаль. Каждый день ко мне приходит три — четыре спортсмена. А если кто-то не может прийти сам из-за участия в соревнованиях, их друзья и товарищи приносят записки с именами людей, за которых мне надо помолиться».
На сами соревнования о. Николай в Пекине так и не выбрался. И нисколько на это не обиделся. «Я ведь здесь нахожусь не для собственного удовольствия, а на службе», — говорил священник.

Помолиться за сборную России
Всем памятно прекрасное прошлогоднее выступление сборной России на чемпионате Европы по футболу. Но не многим известно, что футбольные болельщики не только выплескивали свой восторг на улицах, но и приходили со своими спортивными чаяниями в храмы.
Так, настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского о. Владимир Зайцев заявил, что успешное выступление российской сборной на «Евро-2008» — это благое дело. «Большая часть наших прихожан молится за успех российских футболистов. И сами священники, как я, например, проводят службы», — отметил о. Владимир. Он сказал, что в ночь на очень важный матч будет смотреть трансляцию вместе с другими священниками. «Если наши выиграют, то утром проведем благодарственный молебен. Хотя, по-хорошему, его надо провести после завершения чемпионата, но даже те успехи российских футболистов, которые есть на сегодняшний момент, достойны благодарности», — говорил в те дни о. Владимир.
В те же дни референт епископа Барнаульского и Алтайского Максима С. Гончаров сообщил, что специальных молебнов за победу России на «Евро-2008» в барнаульских храмах не служат, но подают записки с именами игроков сборной России. «Естественно, священнослужители молятся за здравие тех, кто указан в записках, то есть за нашу команду», — сказал Сергей Гончаров. Неравнодушны были в те дни к футболу и в Южно-Сахалинской и Курильской епархиях. «Накануне полуфинальной встречи, вечером, в Воскресенском кафедральном соборе отслужат молебен за победу российских футболистов», — сказал руководитель миссионерского отдела о. Виктор.

Настоятель новосибирского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин тогда отметил, что не видит ничего плохого в том, что Церковь своим авторитетом освятит победы сборной России по футболу. «Надо сказать, что многие священники сами занимаются спортом. И я никак не могу понять, почему спортсмены, которые являются нашими прихожанами и нашими духовными чадами, посещающими храм, не могут получить благословение Церкви и благословение Божие на тот труд, который они на себя взвалили? Ведь они все-таки защищают честь Отечества, которое в последние годы, даже десятилетия, находилось в поругании. Они отстаивают честь Родины, пусть даже в такой форме. Тем более мы видим, какова реакция общества на их победы: поднимается национальный дух, и в народе появляется гордость за свою Родину. Я считаю, что это замечательно», — сказал новосибирский священник.
Что касается замечаний о том, что возможные в будущем поражения наших спортсменов могут ввести народ в уныние и депрессию, то, по словам о. Александра, «нет ничего плохого в том, что мы будем молиться за наших спортсменов, проиграют они или победят… Я не думаю, что если наши спортсмены начнут проигрывать, то народ впадет в общее депрессивное состояние. В связи с этим мне хотелось бы напомнить один эпизод из отечественной истории. Все, наверное, помнят, что через два года после победы на Куликовом поле Тох-тамыш взял Москву, спалил ее, но все равно это не поколебало веру русского народа в свои силы. И все потому, что народ, одержавший победу на Куликовом поле, понял, что он с Божией помощью может твердо стоять на своих ногах», — отметил о. Александр Новопашин.

Самбо по благословению святителя


Верная своему социальному служению, Русская Православная Церковь прежде всего поддерживает массовый, детский спорт. Так, в августе 2008 года заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «власти и бизнес должны консолидировать усилия для того, чтобы сделать спорт в России массовым».
«Конечно, нашему спорту есть куда развиваться, — сказал о. Всеволод. — Для этого нужно вернуть ему массовость. Надо думать о том, чтобы государство, местные власти и бизнес поддерживали талантливую и спортивную молодежь».
По словам отца Всеволода, Русская Православная Церковь «очень поддерживает Параолимпийские игры (игры инвалидов — «ЧС»), контактирует со сборной России и руководителем параолимпийского движения, известным правозащитником Владимиром Лукиным. «Дай Бог им успеха, ведь им требуются особые усилия и воля для достижения цели», — сказал священник.
Русская Православная Церковь особенно поддерживает те виды спорта, которые связаны с национальными традициями. Показателен круглый стол «Православное сознание и боевые искусства», состоявшийся в Московской духовной академии. Его итоги вице-президент Национального олимпийского комитета России, президент Международной и Российской федерации самбо М. Тихомиров определил такими словами: «В то время, когда в России насаждаются чуждые нашему духу восточные единоборства, особое значение приобретает возрождение национальной традиции боевых искусств. И в этом нас поддерживает Русская Православная Церковь».

По словам Михаила Тихомирова, Российская федерация самбо находится в тесном взаимодействии с Отделом внешних церковных связей, многолетним председателем которого являлся митрополит, а ныне — патриарх Кирилл. Владыка оказывал разнообразную помощь Федерации и даже принял участие в подготовке к изданию книги «И вечный бой», в которой рассказывается об истории самбо.
Стало доброй традицией участие представителей Отдела внешних церковных связей в церемониях открытия российских чемпионатов по самбо и других соревнований в боевых искусствах. «Самбо создано как синтез духа и тела по благословению святителя Николая (Касаткина), архиепископа Японского в начале ХХ века, — рассказывает М. Тихомиров. — Святитель благословил своего послушника собрать все лучшее из восточных единоборств, чтобы создать новое боевое искусство для служения Отечеству и Богу».

В здоровом теле — здоровый дух


Первый чемпионат Новосибирской области по пауэрлифтингу без экипировки проходил в течение двух дней в зале спортивного комплекса Новосибирского государственного аграрного университета. В качестве почетного гостя на турнире присутствовал благочинный Северо-Восточного округа Новосибирской епархии, настоятель собора Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.
Сила всегда ценилась на Руси, напоминает заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области Игорь Беляев. На физически сильных людей наши предки смотрели не просто как на силачей, ради забавы готовых, удивляя народ, гнуть подковы, завязывать в узел кочергу, одной рукой переворачивать телеги и бороться с медведем, но прежде всего как на русских богатырей, защитников «Веры, Царя и Отечества». «Именно поэтому мы пригласили на наши соревнования православного священника — протоиерея Александра Новопашина, который и сам занимается пауэрлифтингом», — сообщил Игорь Беляев.

— Вам, конечно же, хорошо известно, — обратился священник-миссионер к участникам турнира и зрителям, — что наша олимпийская сборная перед соревнованиями обязательно получает благословение Святейшего Патриарха. То же самое происходит не только в России, но и в других православ-ных странах, например в Греции, где организаторы спортивных турниров испрашивают благословение священноначалия. Вот и я нахожусь сегодня здесь по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского.
Отец Александр подчеркнул, что Православная Церковь положительно относится к гармоничному физическому развитию людей. Священник сказал, что и сам он всю жизнь занимался силовыми видами спорта, а в последнее время тренирует насельников мужской православной общины по реабилитации наркозависимых, организованной им по благословению правящего архиерея при Александро-Невском соборе. Батюшка отметил, что спортивная нагрузка, несомненно, помогает в процессе реабилитации — физически тренированный человек имеет не только хороший мышечный тонус, но и эмоциональный, что отвлекает его от дурных мыслей и помыслов.
— Физическая культура, спорт уводят молодежь от пороков, которыми наполнено наше современное общество, — сказал священник. — По этой причине Православная Церковь не может не приветствовать людей, которые отвергают порок и собственным примером вдохновляют молодых людей следовать по их пути. Но материальное не должно заслонять духовного, цель и достижения не должно ставить во главу угла. «Не сотвори себе кумира» — вторая заповедь Божия. Если человек забывает о душе, то в его духовной жизни происходит мощный перекос,— сказал священник.
— В Священном Писании Господь говорит нам, чтобы мы прежде всего искали Царствие Небесное, а все остальное приложится. В человеке должен быть здоровый духовный стержень, который не надломится, не прогнется, а здоровье духовное мы можем найти только в истинной вере в Бога, в Православии, — сказал отец Александр.
На вопрос, как сами спортсмены относятся к тому, что на турнире присутствует православный священник, спортсмен-многоборец Геннадий Бардин ответил: «Святое дело! Славяне должны объединяться в Православной вере и идти по богоугодному пути. Ведь это не секта какая-то, это наше родное Православие. Верующие люди становятся чище, глупостей меньше делают, и духовные силы прибавляются. А это помогает и в спорте, где нужно уметь терпеть. А без духовных сил откуда взяться настоящему терпению?»
Геннадий Бардин уверен, что благословение батюшки обязательно укрепит спортивный дух участников соревнований, поможет им достойно вести нелегкую борьбу. Юрий Шумских из наукограда Кольцово — дедушка и тренер 11-летнего Александра — самого юного участника турнира, но уже имеющего за плечами второй взрослый разряд по тяжелой атлетике, уверен, что присутствие на турнире священника Александра Новопашина заставит людей по-иному взглянуть на спорт.
«Иногда говорят, что спорт и православная вера взаимоисключают друг друга, но я категорически с этим не согласен, — заявил послушник собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского, мастер спорта по пауэрлифтингу Борис Левитан (правнук великого диктора Юрия Борисовича Левитана).
По словам спортсмена, напротив, эти вещи не нужно разделять. «Но я, конечно же, соглашаюсь со святоотеческим мнением, что нельзя переходить ту грань, за которой спорт уже становится самоцелью, когда используются любые средства ради высоких спортивных результатов. И это касается не только спорта. Как православный христианин, с этим я не могу смириться», сказал Борис Левитан.
Вера в Бога нужна всем, подчеркивает Борис Левитан. Она укрепляет духовно и, безусловно, помогает в работе. «Во время соревнований между подходами помолишься Господу и чувствуешь, как исчезает нервозность, приходит успокоение, появляется внутренняя уверенность, сосредоточение», — признается спортсмен.
Борис Левитан сказал, что знает многих спортсменов, которые носят свой нательный крестик не как украшение. По его словам, в спорте много людей верующих, но невоцерковленных. И то, что настоятель православного храма пришел к спортсменам, чтобы духовно их поддержать, наверняка сослужит хорошую службу — ведь своим приходом батюшка показывает спортсменам дорогу к храму.
По окончании турнира отец Александр обратился к спортсменам со словами назидания. «Нам всем хорошо известна фраза: «В здоровом теле — здоровый дух», — сказал батюшка. — Но мало кто знает, что в советское время «по идеологическим соображениям» эти слова, принадлежащие древнеримскому политическому деятелю и философу Цицерону, были вырваны из контекста. Философ говорил: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Мы живем в православном обществе, и сегодня эти слова могут и должны звучать следующим образом: «Молите Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он укреплял вашу духовную жизнь, дабы вам не свернуть с правого пути и, что еще хуже, не увлечь кого-то за собой».
«В какую сторону направит свою силу сильный человек, зависит от его духовного состояния, — подчеркнул о. Александр. — Без твердого духовного стержня даже физически сильный человек может быстро деградировать, стать порочным. Поэтому хочется пожелать всем здесь присутствующим прежде всего не забывать молиться, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух. И тогда будет благо и для вас, и для ваших семей, и для всего общества в целом. Желаю дальнейших побед, в том числе и на духовной ниве. Помоги, Господи!»
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Граффити: арт-коллектив bs.as.stncl. www.bsasstencil.org

Нет, церковь, конечно же, не предаёт анафеме спортсменов или просто тех, кто занимается силовыми тренировками для того, чтобы стать сильнее и красивее. Но совсем не одобряет чрезмерно увлекающихся: о духе надо думать, не о теле.

Церковные СМИ о фитнесе и бодибилдинге

Итак, для начала следует проникнуться слогом официальных церковных СМИ, когда они пишут о фитнесе и бодибилинге. Вот, к примеру, отрывок из статьи «Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!» опубликованной в ежедневном интерент-СМИ «Православие и мир»:

“В здоровом теле - здоровый дух!” Казалось бы, нет ничего абсурднее, чем эта древняя поговорка. Попробуйте, произнесите её, глядя в полные злобой глаза молодцев скинхедовской группировки, качающих бицепсы в тренажёрном зале. Или на соревнованиях по бодибилдингу, среди надутых (в прямом и переносном смысле), часто с помощью допинга, манекенов (МАНЕКЕНОВ?!! – примечание Зожника). Или в палате для суицидных больных… Много ли здоровья духовного вы обнаружите в пустых лицах “бимбо” - “профессиональных” обитательниц фитнес-залов, у которых в жизни ничего не болело, кроме горла и стиснутой тесной туфелькой ноги?”

Дальнейшие рассуждение автора о душе и теле статьи заканчиваются призывом: “Здоровье - слишком хрупкий идол, не стоит его создавать, а уж тем более ему поклоняться. Надо просто жить, не растрачивая этот талант, данный Богом, впустую, но и не зарывать его в землю, стараясь таким образом сохранить”.

Вот ещё одна цитата из статьи о христианском посте “Семь недель без наркоза”, опубликованном в одобренном Синодальным информационным отделом РПЦ журнале “Фома”:

“Есть такой странный вид спорта - бодибилдинг. Само название говорит о том, что главной целью в нём является строительство собственного тела, увеличение объёма мускулатуры. Ежедневно по несколько часов культурист мучает себя на тренажёрах, методично таскает железо, выполняет силовые упражнения, поглядывая в зеркало - есть ли результаты? Стало ли его тело более мускулистым, чем несколько дней назад? Культурист не стремится быть “самым-самым”. При равном весе штангист сильнее его, а уж отправить в нокаут стокилограммового качка может и квалифицированный боксер-средневес. Но это его не смущает, у него другая задача - он растет, он увеличивает мышечную массу.

Для строительства тела ему нужен строительный материал, и культурист соблюдает определенный режим питания: ест мясо, жуёт молочные смеси для детского питания, пьёт протеиновые коктейли, одним словом - составляет свой рацион из продуктов, богатых животным белком. То есть как раз из тех, от которых христианин в пост отказывается. Такое различное отношение к одной и той же еде, очевидно, предполагает и различие поставленных целей. Культурист усиленно питается для того, чтобы нарастить мускулы и насладиться сознанием собственного превосходства над менее “раскаченными” согражданами. Христианин, напротив, ограничивает себя в пище и ослабляет своё тело для того, чтобы увидеть в своей душе грехи и недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние”.

Тело или дух

В своих речах и текстах рупоры православия всё время повторяют разными словами вывод: увлечение развития тела мешает развитию духа. И выражение “в здоровом теле - здоровый дух” у них в зачёт не идет. В уже упомянутой статье в “Православие и мир” эта фраза разобрана и проанализирована. Исходный текст на латыни “Orandum est ut sit mens sana in сorpore sano”, автор статьи переводит точнее: “Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был ещё и здоровый ум” или в более современном варианте: “Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!”

Вывод, на взгляд Зожника, довольно несовременный, ведь к бодибилдингу, о котором так грубо отзывается церковь, в статьях приравнивается вообще любой профессиональный спорт. То есть как бы можно, но, как пишут в популярном твиттер-акаунте, “грешновато”.

Ответ одного из представителей православия на интернет-форуме:

Или другой ответ – священника Константина:

В то время как конкурент РПЦ в нише “христианство” - Католическая церковь - активно осваивает молодежь, официально одобряя брейк-дэнс, к примеру, православие активно это новое поколение теряет.

Для полноты картины дополним тему другими высказываниями православных священнослужителей о фитнесе и бодибилдинге на форумах в интернете:

“Ну, а если мужа не устраивает толщина жены. Может ли та поприседать со штангой для похудения?”

Наконец, ещё пару слов о профессиональном спорте от мастера спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратного чемпиона России, обладателя Кубка мира, настоятеля храма Святого пророка Илии священника Сергия Поперечного.

Поделиться