Легкая атлетика низкий старт эстафетный бег. Эстафетный бег

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

На тему: "Эстафетный бег"

Выполнила: студентка группы С-14-2

Шлычкова Д.М.

Днепропетровск 2016

Содержание

  • Понятие эстафетного бега
  • Правила эстафетного бега
  • Литература

Понятие эстафетного бега

Эстафетный бег - это один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один атлет, а команда бегунов. От слаженности и подготовки команды зависит конечный результат соревнований. Основная задача бегунов, как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных добежит и пронесет палочку от старта до финиша состязания. Иногда используют вместо палочки эстафетную ленту.

Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в начале 19 века. Он был включен в программу 4-х Олимпийских игр.

Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят как в Олимпийских играх, так и в школах, спортивных учреждениях, на уличных дорогах и беговых дорожках стадионов .

Виды эстафетного бега :

§ Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;

§ Официальная эстафета для мужчин - 4 на 1500 м;

§ Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;

§ "Шведская эстафета" - 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;

§ Любительские, школьные эстафеты - дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу беговых дорожек. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Есть эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке. В школах обычно проводят встречные эстафеты.

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне - от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Расстояние между бегущими во время передачи эстафеты равняется длине вытянутых рук принимающего и передающего палочку. Палочка может передаваться или снизу вверх или сверху вниз. Участник, принимающий эстафету, стартует с низкого или высокого старта. Скорость, синхронность шагов, степень разгона, ритмичность бега, слаженность передачи палочки участниками, все это залог победы команды.

Правила эстафетного бега

Все спортсмены занимают свои стартовые позиции - команда "На старт!". Команда "Внимание!" - готовятся к старту, прекратив всякие движения в ожидании последнего сигнала - "Марш!" - участники стартовали! Вообще команда "внимание" дается только в спринте.

В ходе бега участникам запрещено препятствовать друг другу, хотя контакты все же бывают, иногда часто. При передаче эстафеты запрещено помогать одному бегуну другому, например, подталкивать его в спину для ускорения. Бегун, передавший эстафету и закончивший свой этап, не должен препятствовать остальным участникам эстафеты.

Передача эстафетной палочки происходит в движении обоих участников, в специально предназначенной 20-ти метровой зоне.

При беге на дистанции от 100 до 400 метров, спортсмены бегут каждый по своей дорожке, при дистанциях от 600 до 800 метров, каждый также начинает на своей дорожке, через 200 метров выходят на одну общую.1 000 метров и более начинают старт общей группой у линии, обозначающей старт. В ситуации, когда участников много, проводят несколько этапов, чтобы создать более комфортные условия для бега.

Выиграл тот, кто первый пересек линию финишной черты. Пересечением линии финишной черты считается перенесение туловище через черту.

Эстафетный бег не засчитывается в случаях когда:

· эстафетная палочка утеряна;

· один из участников не пробежал свой путь

Эстафетный бег (4x100 м, 4x200 м) проводится по отдельным дорожкам, а в остальных эстафетах - по общей дорожке. Первый этап или часть его можно пробегать по отдельным дорожкам.

Наряду с эстафетным бегом на беговой дорожке стадиона проводятся эстафетные соревнования на улицах города с этапами разной длины. Как правило, эти соревнования проводятся для смешанных команд, в которые входят мужчины и женщины, а иногда и участники различных возрастных групп. Легкоатлеты участвуют в соревнованиях, в которых часть этапов преодолевают велосипедисты, мотоциклисты, гребцы на разных судах, пловцы и др.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются :

1. показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

2. надежность передачи эстафетной палочки;

согласованность действий партнеров команды;

3. целостность единого коллектива.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции

На 1-м этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафету в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис.46).

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного бега на 100 и 200 м. Сложность техники эстафетного бега заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть более высокой скорости.

Существует два способа передачи эстафетной палочки (рис.47).

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4x100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4x100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на 2, 3 и 4-м этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для решения этой задачи бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта (рис.48).

Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он левую ногу ставит вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую руку отводит вверх-назад. В этом положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна. Бегун 1-го этапа приближается с максимальной скоростью к зоне передачи. Когда до зоны разбега ему остается 9-11 м, бегун 2-го этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость, чтобы за 2-3 м до конца зоны догоняющий его бегун мог передать ему эстафету. Расстояние между бегунами во время передачи (1-1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее (рис.49).

Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету.

Скорость бегуна на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуна с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. У спринтеров-мужчин высокой квалификации это расстояние преодолевается за 2,0 с и меньше, у женщин - за 2,2 с и меньше. Следовательно, стартующему бегуну необходимо почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать самую высокую скорость. Лучше всего, если скорость бегунов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приблизится к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал "хоп". По этому сигналу принимающий эстафету, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов 2-го и 4-го этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и движением снизу вперед и слегка вверх точно вкладывает эстафету в кисть принимающего. Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу "хоп", а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точности передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В момент, когда бегун, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость (рис.50).

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4-5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется, причем это расстояние можно определить следующим образом (В. Кривозубов, 1984): вначале определяется место передачи эстафеты (S = 25 м), затем определяется время пробегания 25 м в стартовом разгоне принимающего эстафету из положения низкий старт с опорой на одну руку (например, t1 = 3,35 с) и последних 25 м передающего эстафету при беге на 75-100 м (t2 = 2,25 с). Далее определяем разницу во времени пробегания 25 м передающим и принимающим - t (3,25-2,25=1,00 с), рассчитываем среднюю скорость бега передающего (25 м: 2,25 с=11,11 м/с) и расстояние, которое он пробегает за время t (11,11x1,00 с=11,11 с). Это расстояние и является оптимальной величиной "форы" между принимающим и передающим без учета реакции на движущийся объект (в среднем запаздывающая реакция принимающего эстафету равна 0,2с). Полная величина "форы" должна включать также длину отрезка, пробегаемого передающим, из-за времени запаздывающей реакции принимающего.

К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, которое позволяет ему вбегать в зону передачи почти всегда в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в этом, следует пробежать весь этап и зону 2-3 раза. Если шаги не совпадают, то стартующему в зону нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4x200 м, 4x400 м, 800+400+200+100 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого сделать соответствующие расчеты. Естественно, что чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньшим должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

Задачи, средства и методы обучения

Задача 1 . Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства:

1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега.

2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.

3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами.

4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Задача 2 . Научить технике передачи эстафетной палочки.

Средства:

1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.

2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.

3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом.

4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер).

6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.

Задача 3 . Научить старту бегуна, принимающего эстафету.

Средства:

1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.

3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).

4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки.

5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней - на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Задача 4 . Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства:

1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).

2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Методические указания. Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2-3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте, т.е. в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов 1-го и 2-го и 3-го и 4-го этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим, наконец все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.

При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий - второго по силам бегуна и т.д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в беге со старта, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать также тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, следует распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции - это в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого - постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка эстафетной команды включается как органическая часть в спринтерскую тренировку. Это не должно намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, по ходу тренировочного занятия бегуны должны пробегать несколько раз 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4x100 м. Бег с ускорениями, с ходу, прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты и т.д.

Совершенствование в эстафетной технике при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.

Перед соревнованием в конце разминки следует провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре - встречном, попутном.

В процессе тренировки и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений.

эстафетный бег короткая дистанция легкоатлетический

Литература

1. .Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробьев, А.В. Левченко избранные главы из учебника "Легкая атлетика"

2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с. Подробнее.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "бег на короткие дистанции". Упражнения анаэробной мощности. Анализ техники спринтерского бега. Биомеханика двойного бегового шага. Виды эстафетного бега. Угловое перемещение тела спортсмена. Физиологическая характеристика спринтерского бега.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений. Техника бега. Определение и краткая характеристика. Анализ техники бега. Техники бега на различных спринтерских дистанциях. Обучение технике бега на короткие дистанции.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    История развития спортивного бега на короткие дистанции. Определение и характеристика этого вида спорта. Анализ техники спринтерского бега. Динамика ее совершенствования с ростом квалификации спортсмена. Практические задачи, средства и методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Техника выполнения спортивных упражнений. Последовательность выполнения низкого старта. Бег по дистанции. Работа мышц ног во время бега с высокой скоростью. Физиологические основы бега на короткие дистанции. Усилие бегуна на последних метрах дистанции.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2009

    Методика обучения и совершенствования техники бега (на короткие дистанции, эстафетного, по повороту), финиширования, стартового разгона, вертикальных и горизонтальных препятствий. Освоение правильного держания мяча и хлестообразного рывка метающей руки.

    методичка , добавлен 20.01.2010

    Бег на короткие дистанции в Древней Греции и Олимпийские игры современности. Основы техники бега по дистанции. Методика обучения технике бега на средние дистанции. Характерные ошибки и способы их устранения. Организация и правила проведения соревнований.

    реферат , добавлен 14.05.2012

    Методы тренировки в беге на средние дистанции. Ступени обучения технике ходьбы и бега: дозированная, оздоровительная ходьба, бег трусцой и легкий упругий бег (футинг). Техника бега: опорная и маховая ноги. Результаты испытания методов тренировки на себе.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    История барьерного бега. Особенности барьерного бега и достижения выдающихся спортсменов. Характеристики барьерного бега. Тактические и технические характеристики барьерного бега на дистанции 400 м. Биомеханика барьерного бега.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2006

    Техника бега на короткие дистанции. Структура бега на различных спринтерских дистанциях. Задачи, средства и методы подготовки юных спортсменов. Общие основы тренировки. Разработка учебно–тренировочного процесса по подготовке юных бегунов–спринтеров ДЮСШ.

    дипломная работа , добавлен 01.11.2015

    Барьерный бег как один из видов легкой атлетики, история возникновения и развития. Особенности техники этого вида бега, отличия для мужчин и женщин. Этапы прохождения дистанции. Методика обучения техники барьерного бега. Правила организации соревнований.

3. Центральная линия зоны первой передачи в эстафете 4 х 400 м (или второй зоны передачи в эстафете 4 х 200 м) должна соответствовать линии старта в беге на 800 м.

11. Контрольные отметки. Если вся эстафета или ее первый этап проводится по отдельным дорожкам, спортсмен может сделать одну контрольную отметку на своей дорожке, используя самоклеящуюся ленту размером не более 5 см х 40 см, которую нельзя будет перепутать по цвету с другими постоянными разметками. Никакая другая контрольная отметка не может быть использована.

12. Эстафетная палочка представляет собой цельную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Длина палочки должна быть в диапазоне 28 - 30 см. Ее вес должен быть не менее 50 г, а длина окружности - 12 - 13 см. Она должна быть выкрашена в такой цвет, чтобы ее легко можно было увидеть во время соревнования.

13. На протяжении всего соревнования эстафетную палочку нужно держать в руке. Спортсменам не разрешается носить перчатки или наносить на руки вещество, позволяющее обеспечить лучший захват эстафетной палочки.

Если она упала, то поднять ее должен тот спортсмен, который уронил палочку. Он может сойти с дорожки, чтобы поднять ее, при условии, что при этом не сокращает дистанцию. Если эта процедура выполнена правильно и при этом спортсмену другой команды не нанесено ущерба, падение эстафетной палочки не приводит к дисквалификации.

14. Во всех видах эстафет палочку нужно передавать только в специальной зоне. Передача палочки начинается только с того момента, когда принимающий бегун впервые до нее дотрагивается, и завершается, когда она оказывается в руке только у принимающего бегуна. В отношении зоны передачи решающим является только положение палочки, а не положение тел спортсменов. Передача палочки вне зоны приведет к дисквалификации.

15. Спортсмены перед получением и/или после передачи палочки должны оставаться на своих дорожках или в зонах до того, пока дорожка не освободится, чтобы не помешать другим участникам. Правила 163.3 и 163.4 не применяются к этим спортсменам. Если какой-то спортсмен умышленно мешает члену другой команды, заняв чужую дорожку на финишном участке своего этапа, его команда будет дисквалифицирована.

16. Оказание помощи путем подталкивания или других подобных методов ведет к дисквалификации.

17. Любые четыре спортсмена из числа заявленных на соревнование (на эстафету или на любой другой вид) могут входить в состав эстафетной команды в любом круге соревнований. Однако если эстафетная команда стартовала в соревновании, разрешается заменять только двух спортсменов. Если команда не выполняет это правило, она должна быть дисквалифицирована.

18. Состав команды и порядок бега в эстафете должен быть официально объявлен не позднее чем за один час до опубликованного времени первого вызова на первый забег в каждом круге соревнования. Дальнейшие изменения могут быть сделаны только по медицинским показаниям (заверенным медицинским сотрудником, назначенным Оргкомитетом) только до последнего вызова на определенный забег, в котором участвует команда. Если команда не выполняет это правило, она должна быть дисквалифицирована.

Эстафетный бег — это всегда напряженная атмосфера на трибунах. Волнение, которое охватывает болельщиков и спортсменов в заключительный день соревнований, нельзя передать словами. Если спринтерский забег заканчивается примерно за 10-20 секунд и отличается напряженностью, то эстафеты – это спринт, помноженный на 4. Познакомиться со всеми тонкостями эстафетного бега, конечно же, стоит

Впервые соревнования по эстафетному бегу начали проводиться в XIX веке. В 1908 году эстафета была официально включена в программу Олимпийских игр. Только в тот год проводилась эстафета не такая, которую мы привыкли видеть на нынешних соревнованиях по легкой атлетике, а так называемая шведская эстафета. Ее суть заключается в том, что каждый этап атлет бежит свою дистанцию. Например, на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году проводилась эстафета 200-200-400-800 м. Уже на следующей Олимпиаде в 1912 году в программе появились привычные современному обывателю эстафеты 4х100 м и 4х400 м.

Сегодня ни одни соревнования по легкой атлетике, даже регионального уровня, не обходятся без эстафетного бега. Он позволяет поставить жирную точку в противоборстве разных команд, а заодно и удовлетворить жажду зрелищ болельщиков. Следует отметить, что эстафеты пользуются большой популярность не только в легкой атлетике, но и в других циклических видах спорта. Причем, как показывает практика именно на эстафеты собирается большое количество болельщиков как на стадионах, так и за экранами телевизоров, не зависимо от вида спорта.

В чем популярность эстафетного бега

В первую очередь эстафетный бег – это интересно. Различные игровые эстафетки проводят в школе для маленьких детей, а также эстафеты используются как тренировочный прием и для подготовки взрослых спортсменов. Эстафета порождает большую жажду победы и желание выкладываться, поскольку спортсмен ощущает ответственность не только за себя, но и за свой результат. Помимо этого, с помощью тренировочных эстафет можно психологически подготовить к одиночным забегам атлетов.

Самой популярной является эстафета 4х100 метров. Не меньше зрителей собирает и 4х400 метров, но темпы стометровки все же делают спринтерскую эстафету много зрелищнее. Многие любят спринты именно за этот бешеный ритм и накал страстей. В эстафетах все это повторяется аж 4 раза подряд. Каждый последующий атлет пытается наверстать упущенное или, наоборот, создать больший гандикап для своего товарища.

Особенности эстафетного бега

В первую очередь это единственная командная дисциплина легкой атлетики. Залог победы тут только слаженная и отточенная работа всех участников эстафетной команды. Тренироваться эстафетная команда должна вместе и оттачивать момент передачи эстафеты.

Отсюда вытекает и еще одна особенность – это бег с эстафетной палочкой. Момент передачи в легкоатлетических эстафетах, в отличие от других видов спорта – это передача эстафетной палочки. Ее нельзя бросать своему товарищу и крайне нежелательно ее ронять, поскольку поднимать придется ее только тому, кто выпустил ее из рук последний.

Бег с эстафетной палочкой требует ряд небольших поправок в технике бега. Во-первых, старт второго и последующих этапов производится уже без колодок. С одной стороны, это сказывается на скорости и мощности разгона. С другой стороны, эстафетчикам разрешено начинать разгон примерно за 10 метров до передачи палочки. Вся сложность заключается как раз в том, что бегуну очень важно поймать момент, когда начинать разгон и принимать эстафету. Если начать его слишком рано, то придется сбавлять скорость в конце зоны передачи, если слишком поздно, то не получится набрать достаточную скорость для успешного прохождения этапа.

Существует одно сильное различие в дисциплинах 4х100 и 4х400 метров, и оно заключается не в длине дистанции. Дело в том, что участники эстафеты 4х100 м всю дистанцию должны пройти только по своей дорожке. В то время как на эстафете 4х400 м по отдельной дорожке бегут только первый этап, а последующие стремятся занять место на первой дорожке.

Дистанции в эстафетном беге

Несмотря на то, что эстафеты очень зрелищны, на официальных крупных соревнованиях проводят всего 2 эстафетные дисциплины – это 4х100 и 4х400 м. Международная федерация легкой атлетики регистрирует рекорды и в других дисциплинах, таких как 4х200 м, 4х800 м и 4х1500 м, но соревнования на этих дистанциях не проводится. То ли из-за чрезмерной перегруженности атлетов, то ли из-за большого количества видов на соревнованиях.

Вообще, дистанции в эстафетном беге бывает самые разные. Все зависит только от воображения организаторов. Следует отметить, что речь не идет об официальных крупных соревнованиях, где воображение организаторов строго ограничено регламентом. Очень интересно посмотреть на эстафету 4х60 или 4х110 метров с барьерами. Рекорды на этих дисциплинах уже не регистрируется Федерацией, но скучными они от этого не становятся.

Не самым зрелищным, но довольно интересным является экиден. Экиден представляет собой эстафету на классической марафонской дистанции. Другими словами, пробегает не 1 человек, а 6, причем длина отрезков чередуется между каждым этапом. Соответственно и мировой рекорд на экидене, который, кстати, тоже официально зарегистрирован IAAF (международная ассоциация легкоатлетических федераций), быстрее, чем рекорд классического марафона примерно на 6 минут.

Последнее время все чаще проводятся эстафеты и в кроссовых дисциплинах. Вот именно здесь все зависит только от организаторов. На различных любительских или неофициальных соревнованиях можно встретить любые эстафеты, включая шведские, которые были описаны много.

Поскольку эстафетный бег очень зрелищный и привлекает много зрителей, то часто начинают проводить различные коммерческие старты. На них может и не быть точного регламента по формированию команды, зато могут быть весьма ценные призы. Например, на одном из таких стартов в 2015 году в Новосибирске за победу на первом этапе давали новенький автомобиль.

Этапы эстафетного бега классически делятся на 3 различных:

— стартовый;

— основной;

— финишный.

Сильнейших атлетов принято ставить на первый и последний этап. Например, ямаец Усейн Болт в основном бегает последним – финишный этап.

Правила эстафетного бега

Что касается общих правил, то они не сильно отличаются от правил гладкого спринта. Основное внимание акцентируется на моменте передачи и тут есть ряд нехитрых правил. В первую очередь палочка должна быть передана в специальном коридоре, длинна которого для эстафеты 4х100 метров составляет 20 метров. В самом начале коридора атлет может начать разгон, но выбежать из него он должен уже с палочкой в руках. Одной из частых ошибок на соревнованиях является передача эстафеты вне коридора.

Следующее правило касается как момента передачи, так и движения по ходу дистанции. Запрещено мешать другим атлетам – участникам эстафеты. В свою очередь, если был нарушен процесс передачи палочки соперников в ходе падения или нечайно, то команда не понесет ответственности.

Еще в начале ХХ века одна команда решила пойти на хитрость и обработала ладони клейким веществом. Благодаря этому, передача эстафетной палочки не составила труда. Сегодня же, категорически запрещается чем-либо обрабатывать руки, надевать на них перчатки, а также другими нечестными способами облегчать момент передачи эстафеты. Ведь это не просто бег, а бег с эстафетной палочкой, мастерство передачи которой можно отточить только на многочисленных и систематических тренировках.

Потеря палочки – еще одно грубое нарушение, но в отличие от других его можно исправить. Сделать это можно подобрав палочку, причем делать это должен тот, кто ее уронил. Скорее всего, это будет грозить 100% проигрышем, но в спорте бывает всякое.

Техника эстафетного бега

Техника прохождения дистанции ничем не отличается от техники гладкого бега на соответствующую дистанцию. Если в барьерном беге атлет должен по ходу преодолевать еще и препятствия, то в эстафетном беге ничего такого нет, и он должен лишь мчаться вперед навстречу к победе. Старт первого этапа на эстафете (речь идет о классических 4х100 и 4х400 метрах) производится с низкого старта. Последние стартуют после передачи эстафеты с разгона.

Основная особенность техники эстафетного бега, как и правил, заключается в моменте передачи палочки. Эстафетный бег – один из тех видов бега, в котором залогом победы является не только физическая подготовка. Именно поэтому на тренировках уделяется очень много внимания моменту передачи палочки. Существует несколько различных способов и техник передачи палочки.

Эстафетный бег на 100 и 400 метров имеет собственную технику передачи палочки, которая эффективна только на определенной дистанции. Участник, стартующий на первой стометровке, удерживает палочку в правой руке. Приближаясь к зоне передачи, он должен прижаться к левому краю беговой дорожки и передать палочку в левую руку товарищу по команде, который в свою очередь начинает движение по правой бровке этой же дорожки. Этот участник в момент передачи палочки третьему этапу прижимается к правому краю дорожки и передает палочку в правую руку третьему этапу и так далее.

Некоторые участники перекладывают палочку в правую руку, чтобы было легче ее передавать и двигаться с ней по дистанции. Этот способ лучше подходит для эстафеты 4х400 м и более, так как на нем теряются драгоценные доли секунд.

Эстафетный бег – это еще и умение вовремя начать разгон и в нужный момент забрать палочку из рук своего товарища по команде. Следующий этап должен начинать разгон примерно за 10 метров до приближения предыдущего этапа. За время, пока он его догоняет, следующий этап должен набрать максимальную скорость. Если старт будет проводиться из положения близкого к положению низкого старта, то расстояния в 2 метров хватит для набора этой скорости. Палочка должна передаваться на одинаковой скорости. Эта тонкость, которой может похвастаться только эстафетный бег, вырабатывается на многочисленных тренировках. Эстафетные команды с опытом зачастую более успешные, чем новые.

Заключение

Эстафетный бег – одна из самых зрелищных беговых дисциплин. Ее любят как взрослые, так и дети. Когда хотя бы вкратце знакомишься с ней, то понимаешь, что техника эстафетного бега, очень специфична и сложна. Она требует развития не только индивидуальных качеств атлета, но и командную согласованность. Только совокупность всех этих элементов позволит команде подняться на вершину пьедестала.

Текущая страница: 2 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Глава III
Техника эстафетного бега

Эстафетный бег 4 × 100 м, как правило, вызывает наибольший интерес у зрителей. Он проводится по отдельным дорожкам стадиона от начала до окончания дистанции. Командный характер этого вида соревнований, ответственность каждого спринтера за исход спортивной борьбы, необходимость с точностью до сотой доли секунды рассчитать свои движения на большой скорости бега и согласовать их с движениями партнера в ограниченной зоне передачи – всё это делает бег на эту дистанцию одним из наиболее эмоционально насыщенных, захватывающих зрелищ. В эстафете 4 × 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от слаженности действий спортсменов, обеспечивающей эффективную и надежную передачу эстафетной палочки на предельно высокой скорости бега.

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – всё это необходимо учитывать при подготовке команды для эстафетного бега. А важнейшими факторами её результативности является не только уровень индивидуальных результатов спортсменов на дистанции 100 м, но и их способность надёжно и быстро передавать эстафетную палочку, поскольку на каждом этапе эстафеты при передаче и приёме палочки можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Значимость такого выигрыша во времени хорошо иллюстрируют результаты восьми мужских команд в финальном забеге эстафетного бега 4 × 100 м на XII Чемпионате мира 2007 г. (г. Осака, Япония) – временной диапазон команд, занявших с 1-го по 5-е место составил всего 0,25 с. Это позволяет понять, насколько согласованы действия каждого участника эстафетной команды в процессе передачи эстафетной палочки.

Известно много примеров, когда команды, составленные из спринтеров, имеющих весьма высокие личные результаты в беге на 100 м, уступали квартетам с более низкими индивидуальными достижениями. Это объясняется тем, что конечный результат в эстафетном беге 4 × 100 м зависит не только от скоростных возможностей отдельных бегунов, но и правильного взаимодействия их при передаче и приёме эстафетной палочки в установленной правилами «зоне».

Так, история спринтерского бега знает много случаев, когда отсутствие гармонии сводило на нет преимущество «быстрых ног», и когда отлично настроенный коллектив побеждал команду, составленную из выдающихся спринтеров. В первом случае вспомним команды США (мужчины и женщины), которые состояли из отличных спринтеров, но часто на крупнейших соревнованиях были дисквалифицированы; во-втором – мужскую сборную СССР, не имевшую в своём составе столь быстрых спортсменов, но неоднократно становившейся призёром и победителем Олимпийских игр.


Рис. 6. Положение спортсменки на первом этапе эстафетного бега


Поскольку в последние годы плотность результатов на крупнейших соревнованиях возросла, решающим моментом в эстафете становится совершенная техника передачи палочки на максимально возможной скорости. При этом сама передача происходит как можно ближе к окончанию «зоны передачи» («коридора»), а спортсмен, принимающий эстафетную палочку, покидает эту зону с более высокой скоростью.

С целью анализа техники эстафетного бега, раскроем составные части и элементы этой дисциплины лёгкой атлетики.

На первом этапе спортсмен начинает бег из положения низкого старта с использованием стартовых колодок. Действия бегуна на первом этапе аналогичны действиям спортсмена, начинающего бег по повороту. Стартовые колодки устанавливаются ближе к внешнему краю дорожки с тем, чтобы начать бег по прямому отрезку дистанции, что позволяет спринтеру более быстро набрать максимальную скорость бега. Другой особенностью старта в эстафетном беге является то, что он выполняется бегуном с эстафетной палочкой в руке (рис. 6).

В специальной литературе авторы предлагают несколько вариантов держания эстафетной палочки на старте. Положение, когда стартующий держит её средним, безымянным пальцами и мизинцем, а опорой служат большой и указательный пальцы, получил наиболее широкое распространение среди отечественных спортсменов (рис. 7 б).


Рис. 7. Варианты держания эстафетной палочки при низком старте на первом этапе (J. Kolpher,1975)


Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (37) (рис. 7 а-д).

1-й вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта (см. рис. 7, а).

2-й вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта (см. рис. 7, б).

3-й вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчёркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается (см. рис. 7, в).


Рис. 8. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (с опорой на руку)


4-й вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте (см. рис. 7, г).

5-й вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте (см. рис. 7 б), не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену (см. рис. 7, д).

Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой её конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.


Рис. 9. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (без опоры на руку)


По выстрелу стартёра спортсмен, бегущий на первом этапе, начинает бег, придерживаясь ближе к внутреннему краю дорожки. Спортсмены последующих этапов также принимают стартовое положение для более быстрого начала бега.

При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым – ближе к наружной линии своей дорожки (рис. 8 и 9). Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.

Анализируя стартовое положение бегунов на 2-м и 4-м этапах , большинство специалистов (6, 10, 29, 43) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая (см. рис. 8), либо левая нога может находиться впереди (см. рис. 9).

Голова спортсмена повёрнута в сторону внутренней части дорожки, т. е. влево, что даёт возможность более чётко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнёра левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.

В момент пересечения передающим проекции контрольной отметки принимающий максимально быстро стартует, а затем поворачивает голову по направлению бега. До получения палочки бегущие на 2 и 4-м этапах спортсмены придерживаются внешней стороны дорожки.

На третьем этапе происходит вторая передача эстафетной палочки. Анализ соревновательной деятельности показывает, что на этом этапе наиболее распространено следующее положение бегуна, принимающего эстафету (табл. 2). Спортсмен становится в положение, близкое к низкому старту; на внутренней стороне дорожки с опорой или без опоры на руку (рис. 10, 11). Некоторые спортсмены, стартующие на 3 м этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой (рис. 12). Также встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку (рис. 13). При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки.


Рис. 10. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (с опорой на руку)


Рис. 11. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (без опоры)


Рис. 12. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (с опорой на руку)


Рис. 13. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (без опоры на руку)


Таблица 2

Стартовое положение участников команд в эстафетном беге 4 × 100 м на третьем этапе (XII Чемпионат мира, г. Осака, Япония, 2007 г.; финальным забег)

(цит. по О. М. Мирзоеву, В. М. Маслакову, Е. П. Врублевскому, 18)


Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остаётся для стартового разбега участникам 3-го этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнёр по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на 2 и 4-м этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.

В настоящее время в практике эстафетного бега 4 X100 м существует два наиболее распространённых способа передачи эстафетной палочки без перекладывания – передача «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передаётся бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает её во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передаётся бегунами на этапах в следующей последовательности:

– из правой руки в левую руку (на 2-м этапе);

– из левой руки в правую руку (на 3-м этапе);

– из правой руки в левую руку (на 4-м этапе).

Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.

Неоднократно различными специалистами (29, 31, 41, 43) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу-вверх» и передачу «сверху-вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т. д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху-вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу-вверх».


Рис. 14. Передача эстафетной палочки способом «снизу-вверх»


Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу-вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу-вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху-вниз» как более быстрому. В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.

1. Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчётом, чтобы он мог взять её близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата её, в последующем, остальными спринтерами команды (рис. 14).

Преимущество . Легко обучить начинающих. Более естественно под «природу» бега, так как движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.

Недостатки . Приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остаётся меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к её потере.

Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперёд по кисти (29). Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.


Рис. 15. Передача эстафетной палочки способом «сверху-вниз»


2. Передача «сверху-вниз» . Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает её свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз» (рис. 15).

Преимущество . Максимально большое расстояние между бегунами, и положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче!).

Недостатки . В движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.

В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами (30, 31). Выявлено, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972–1988 гг. при передачах «снизу-вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху-вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху-вниз». Причём мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины – в первой.

Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 5–8 см) – «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал (29) явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счёте, сказываются на его длине и частоте шагов.

Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с 1-го этапа на 2-й и с 3-го этапа на 4-й делается движением «снизу-вверх», а передача со 2-го этапа на 3-й – движением «сверху вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.

Приём эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причём этот сигнал подаётся на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперёд вложить палочку партнёру, который уже готов её принять.

Отмечается (22), что американские тренеры много экспериментировали со звуковыми сигналами при передаче эстафеты и выяснили, что лучше выкрикивать имя бегуна, принимающего эстафетную палочку. Бегун предыдущего этапа подаёт таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передаёт палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит свое имя, он чуть наклоняется вперёд (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь её повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена и ладонь раскрыта для принятия палочки. При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).

Для высококвалифицированных спортсменов вполне возможно осуществить передачу и без звукового сигнала. Условием такой передачи является строгое соответствие скоростей принимающего и передающего в «зоне передачи». Это позволит «выбросить» руку на заранее установленной отметке и осуществить передачу за один беговой цикл. Такой способ передачи является совершенным и предъявляет к спортсменам требование высокой слаженности при взаимодействии, которое можно достичь, если скорости принимающего и передающего будут равными. Это является исключительно важным обстоятельством, определяющим высокое техническое мастерство и надежность передачи. В свою очередь, оптимальное соотношение скоростей бегунов в «зоне передачи» может быть достигнуто путём точно рассчитанного расстояния до контрольной отметки – величины «форы», которая является ключевым моментов техники эстафетного бега.

Таким образом, в результате длительной совместной тренировки устанавливается определённое расстояние от передающего до принимающего в тот момент, когда последний начинает бег. Величина этого, индивидуального для пары бегунов, расстояния определяет момент и то место последующего их сближения на котором можно передать эстафету в то время, когда скорости бега спортсменов сравняются. Как считает большинство специалистов, это достигается тогда, когда передача эстафетной палочки осуществляется за три-четыре метра до окончания «зоны передачи» и занимает не более двух шагов, что даёт возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость. Более точные данные приводит H. Kraaуenhof (38), который анализируя процесс передачи эстафетной палочки на соревнованиях приходит к выводу, что наиболее оптимальное место для её передачи, с учётом сочетания скоростей спортсменов, на 17-м метре «зоны передачи».

Это же подтверждает соревновательная практика: наилучшее время «прохождения» палочки «зоны передачи» наблюдается у сильнейших эстафетных команд мира (как мужских, так и женских) тогда, когда передача осуществляется на второй половине «зоны передачи» (табл. 3).


Таблица 3

Время пробегания «зоны передачи» (с) и место передачи в ней эстафетной палочки

(III Чемпионат мира по лёгкой атлетике, 1991 г., г. Токио, Япония) (цит. по Y. Sugira, H. Numazawa, M. Ae, 42)


Примечание к табл. 3:

I – первая половина «зоны передачи» (0-10 м);

II – вторая половина «зоны передачи» (10–20 м).


Это тот идеальный случай, который требует предельной согласованности действий всех участников команда:. При этом важное значение имеет правильное определение стартующим момента для начала бега.

Таким образом, чтобы начать бег с расчётом принять палочку на 16–18 м «зоны передачи» на такой же скорости, как и у передающего её бегуна, нужно, прежде всего, правильно установить контрольную отметку («гандикап», «фору») – ту линию, момент пересечения которой бегуном, передающим эстафету, является сигналом начала бега для принимающего.

Оптимально выбранная «фора» позволяет сэкономить 0,10-0,12 с за счёт вытянутых рук при передаче, что даёт на трех передачах достаточно значительную величину от 0,30 до 0,39 с – диапазон, в котором команды могут быть распределены с первого по 6–7 места.

Методика определения величины форы начинается с установления места передачи эстафетной палочки, которая, как уже отмечалось, должна происходить на 26-27-м метре начала бега принимающего палочку спортсмена (с учётом 10 м «зоны разбега»). Поэтому между контрольной отметкой и началом «зоны разгона» зависит от скорости и скоростной выносливости передающего палочку бегуна, а также способности к ускорению принимающего эстафету.

Для бегунов, пробегающих дистанцию 100 м в диапазоне 11,0-13,0 с разработаны величины «гандикапов» (табл. 4), где в зависимости от скорости бега спринтеров – передающего (бег 35 м с ходу на заключительных метрах (дистанции) и принимающего (бег на 25 м со старта) определены необходимые «гандикапы» для передачи эстафетной палочки на 15-м метре «зоны передачи».

К примеру, спортсмен, передающий эстафету, имеет время на 35 м ходу – 3,8 с, а принимающий – время на 25 м с низкого старта 4,0 с. На пересечении соответствующих значений столбца и строки находим длину «гандикапа», равную 12,8 м.


Таблица 4

Величина «гандикапов» (м) в эстафетном беге 4 × 100 м

(цит. по А. Кудинову, 8)


Использование оптимальной «форы» позволяет высококвалифицированным спортсменам пробегать «зону передачи» лучше, чем за 1,80 с у мужчин и 2,05 с у женщин, а при беге с ходу преодолевать свой 100-метровой отрезок, примерно, на секунду быстрее, чем со старта.

На наш взгляд, интересные данные представлены в таблице 5, где отражено время пробегания спортсменами своих этапов. Для сравнения напомним, что в 1976 г. на Олимпийских играх в г. Монреале (Канада) советские спортсмены, завоевав бронзовые медали (38,78 с), пробежали свои этапы следующим образом (24):

– 1-й этап: А. Аксинин – 10,75 с;

– 2-й этап: Н. Колесников – 9,32 с;

– 3-й этап: Ю. Силовс – 9,57 с;

– 4-й этап: В. Борзов – 9,14 с.

Через десять лет (1986 г.) на Чемпионате Европы в г. Штутгарте (ФРГ), когда наша команда стала победительницей (38,42 с), её участники показали на своих этапах такое время:

– 1-й этап: А. Евгеньев – 10,43 с;

– 2-й этап: В. Брызгин – 9,36 с;

– 3-й этап: В. Муравьёв – 9,47 с;

– 4-й этап: В. Крылов – 9,16 с.

При этом время нахождения палочки в «зоне передачи» составило, соответственно, 1,84 с; 1,94 с и 1,89 с (23).

Таким образом, на быстрое пробегание как всей дистанции 4 × 100 м, так и её отдельных этапов влияют не только индивидуальные скоростные возможности, но и ряд других факторов. Среди них, важное значение имеет то, как произведён расчёт расстояния от начала «зоны разбега» до контрольной отметки, которая приблизительно может составлять для мужчин – 8-10 м; для женщин и юношей – 6,50-7,50 м; для девушек – 67 м. Для высококвалифицированных спортсменов более точно «гандикап» можно рассчитать следующим образом.

При расчёте величины форы учитывается время пробегания принимающим 25 м со старта, время пробегания передающим последних 25 м этапа и время реакции на движущийся объект.

1. Определяем время пробегания спортсменом, передающим эстафетную палочку, последних 25 метров своего этапа: 105 м для первого этапа и 125 – для второго и третьего. Например, оно равно 2,56 с.

2. Определяем, за какое время пробежит 25 м с исходного положения (низкий старт с опорой на одну руку и поворотом головы в сторону передающего) тот спортсмен, который на этом этапе будет принимать эстафету (например, время равно 3,48 с).


Таблица 5

Время пробегания этапов участниками эстафетного бега 4 × 100 м (с)

(III Чемпионат мира по лёгкой атлетике, г. Токио, Япония, 1991 г.) (цит. по Y Sugira, H. Numazawa, M. Ae, 42)


3. Находим разницу времени пробегания одним и другим спортсменом.

3,48с-2,56с = 0,92с

4. Рассчитываем среднюю скорость пробегания завершающих 25 метров этапа первым спортсменом:

25 м:2,56с = 9,77 м/с

5. Находим предварительную длину «форы»:

9,77 м/с × 0,92с = 8,99м

6. Рассчитываем «гандикап», необходимый, из-за затрат времени принимающего эстафетную палочку, на реакцию движущегося объекта (передающего эстафетную палочку). Так как запаздывающая реакция на движущийся объект, в среднем, равна 0,20 с, то эту величину умножаем на заключительную скорость спортсмена, передающего палочку:

0,20 с × 9,77 м/с = 1,95 м

7. Определяем окончательную длину «гандикапа»:

8,99 м+1,95 м=10,94м

Использование приведённой выше методики расчёта «форы» позволяет быстрее достигать успешного взаимодействия квалифицированных бегунов в «зоне передачи» и существенно повысить результативность эстафетных команд. Однако, для эффективного использования методики необходимо учитывать и соблюдать основные положения:

– при расчёте величины «форы» обязательно учитывать время реакции на движущийся объект;

– величина «форы», установленная в условиях тренировки, при использовании отрезков длиной 50–60 м не может являться адекватной соревновательной, а лишь позволяет совершенствовать тренировочные взаимодействия спортсменов в «зоне передачи» эстафетной палочки (передача на запланированном месте, реализация скорости бега принимающего и передающего в «зоне передачи», использование расстояния между спортсменами в момент передачи эстафеты, быстрота самой передачи и т. п.);

– расчёт величины «форы» для соревновательных условий следует проверить отдельно для первого (105–107 м), второго и третьего этапов (125–127 м) с использованием результатов, полученных при максимальных скоростях бега спортсменов.

Как показывает практический опыт и приведённые выше расчёты, лишь при использовании длины соревновательных эстафетных дистанций, можно получить значение истинной «форы», максимально приближённой к реальным соревновательным условиям.

Определив оптимальное расстояние до контрольной отметки, необходимо точно измерить его стопами (рулеткой). В соревнованиях и тренировках при расчёте «форы» желательно промерять её два раза – от места старта и обратно. Это исключает возможность ошибки, стоимость которой в эстафете очень велика.

Результаты анкетного опроса, проведенного В. В. Кривозубовым (7), свидетельствуют о разногласии мнений тренеров по величине «форы». На вопрос: «Одинаковой ли должна быть «фора» для передачи эстафеты на тренировочных занятиях и в соревнованиях»? большая часть респондентов (52 %) ответила, что «фора» должна бы быть одинаковой как на тренировках, так и на соревнованиях. 25 % опрошенных уменьшают «фору» на соревнованиях, а 23 % – склонна её увеличить для спортсменов на соревнованиях. При этом подавляющее большинство (86 % опрошенных) считает необходимым в процессе подготовки использовать для разгона передающего 50–60 метров.

Возникает правомерный вопрос: «Может ли быть одинаковой «фора», если в тренировочных занятиях передача эстафетной палочки совершенствуется на отрезках 70–80 м (разгон передающего, плюс «зона передачи»), в то время как на соревнованиях спортсменам необходимо пробегать 115–125 м (в зависимости от этапов)»? Кроме того, при относительно стабильной скорости принимающего в стартовом разгоне, нельзя не учитывать существенное снижение скорости бега передающего на последних 25 м более длинных соревновательных этапов. Особенно при этом возрастает опасность выхода из «зоны передачи» на втором и третьем этапах (длиной до 130 м), где снижение скорости передающего эстафетную палочку на последних метрах больше, чем на коротком первом этапе (110 м).

В этой связи, спортсмен, принимающий эстафетную палочку, чтобы не убежать от передающего, вынужден замедлять свой бег в стартовом разгоне, что крайне неэффективно и ведёт к ухудшению общего результата. Из этого следует, что величина «форы», рассчитываемая с короткого (50–60 м) отрезка для тренировки, всегда будет отличаться от соревновательной.

Анализ стартовых положений, используемых принимающим, проведенный специалистами Чехословакии (31), показал, что число вариантов одноопорного (полунизкого) стартового положения и высокого старта примерно одинаковое, т. е. стартовое положение не определяет эффективность набора скорости в «зоне разгона». Однако по показателям группы финалистов II Чемпионата мира в г. Риме (Италия, 1987 г.) имеются явные различия. Так, финалисты мужских эстафетных команд предпочитают безопорные положения и считают их более естественным для плавного набора скорости, а вот среди женских команд отмечается предрасположенность к низкому одноопорному (табл. 6 и 7).


Таблица 6

Средние расстояния «форы» при передаче эстафетной палочки у участников II Чемпионата мира


Таблица 7

Варианты стартовых положений принимающего палочку в эстафетном беге 4 × 100 м (II Чемпионат мира)

(цит. по Е. Dostal E., Р. Moravec, 31)


При обоих вариантах передачи выбор начального стартового положения связан с задачей достижения скорости и сам по себе регламентируется «форой». Так, если «фора» укорочена и необходим быстрый набор оптимальной скорости, больше подходит вариант одноопорного низкого старта, выход из которого в беговой ритм шагов требует активных движений (4–6 шагов). Если же разгон более монотонен и плавен, целесообразно использовать высокий старт, при котором контроль на приближающегося партнёра начинается с первых метров разгона, и нормальный беговой ритм может достигаться на 2–3 шагах.

Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках – 40–50 м и даже 60–70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно, первую очередь, быть учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учётом «зон разбега» (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем – 130, на четвёртом – 120 метров. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т. д.).

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь «чувство пространства», чтобы при приёме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), и «чувство времени», чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в «зоне передачи», а при приёме – стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к месту следующей передачи эстафетной палочки.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Страница 27 из 29


Техника эстафетного бега

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

– эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4х400 м – это класс-сические виды;

эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эста-феты, например: 800 + 400 + 200 + 100 м (или в обратном порядке);

эстафеты, проводимые вне стадиона, например, на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

надежность передачи эстафетной палочки;

согласованность действий партнеров команды;

целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4?100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м,
на II –130 м, на III – 130 м, на IV – 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 ? 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с пере-кладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим бегуном контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80–1,90 с у мужчин и 2,05–2,15 с у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15–16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1–0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 ? 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 34).

Рис. 34. Держание эстафетной палочки при низком старте

Для того, чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу–вверх и сверху–вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу–вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).


Рис. 35. Передача эстафетной палочки снизу

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху–вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).


Рис. 36. Передача эстафетной палочки сверху

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу (рис. 37).


Рис. 37. Бег в зоне передачи эстафеты

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).


Рис. 38. Положение бегунов, принимающих эстафету на старте

Очень важный элемент техники в момент передачи – бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки – как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется сумме длин отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.


Рис. 39. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты



Оглавление
Основы легкой атлетики как вида спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта
Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры
Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

Поделиться