Эстафетный бег: техника, виды и нормативы. Бег эстафетный: виды, правила, дистанции Правила эстафеты с палочкой

Техника эстафетного бега

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

    эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4x400 м это классические виды;

    эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

    эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка - все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

    показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

    надежность передачи эстафетной палочки;

    согласованность действий партнеров команды;

    целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II - 130 м, на III - 130 м, на IV - 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.
Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80-1,90 с у мужчин и 2,05 - 2,15 с у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15 - 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м . На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии. Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки : снизу - вверх и сверху-вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу-вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу. При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой.

Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна. Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Список использованной литературы:

    Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

07 марта 2017 Просмотров: 2661

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «МАНЕЖ»

методическая разработка на тему:

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА»

Методическую разработку разработал
тренер-преподаватель по легкой атлетике
СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж»
ОДИНОКОВА АННА ОЛЕГОВНА

Санкт-Петербург
2017 год


Введение

Методика обучения технике эстафетного бега

Расчет расстояния до контрольной отметки

Примерный план обучения технике эстафетного бега

Список литературы


Введение

Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики и имеет много разновидностей. Успех в эстафете зависит от многих причин, но одна из главных - умение передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости в ограниченной зоне передачи.

Эстафета – программа соревнований в отдельных видах спорта, где спортсмен выступает только на своем этапе и вручает эстафету в зоне передачи представителю своей команды.

Техника бега по дистанции в эстафетах ничем не отличается от обычного бега по прямой и виражу. Обучение технике эстафетного бега целесообразно начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции, отработано умение выполнять высокий и низкий старт на повороте.

Обучение технике эстафетного бега проводится в определенной последовательности, согласно поставленным задачам.



Методика обучения технике эстафетного бега

Задача 1. Ознакомить с техникой эстафетного бега.

Создание представления о технике передачи эстафеты начинается с рассказа о видах эстафетного бега, объяснения и показа техники передачи эстафетной палочки способами «снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем необходимо объяснить основные правила проведения эстафетного бега и значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для достижения высокого результата.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки. Обучение передачи эстафетной палочки проводится в парах - вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. С этой целью занимающихся строят в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1-2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку (рис. 1).

Рис. 1. Передача эстафетной палочки в шеренгах на месте

Затем обучающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями. Когда отрабатывается передача левой рукой в правую (а такое упражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4 ? 100 м), занимающиеся передающей шеренги смещаются на полшага в правую сторону.

После усвоения занимающимися этих движений передача палочки производится, имитируя работу руками в беге: принимающий по команде преподавателя отводит руку с хорошей фиксацией кисти для приема палочки, а передающий с паузой, после готовности принимающего, вкладывает по команде в нее эстафетную палочку (рис. 2).

Рис. 2. Передача эстафетной палочки в беге

В начале выполнения всех упражнений команду подает преподаватель, позже - передающий эстафетную палочку. На этом этапе обучения необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в момент передачи эстафеты, контролировали положение руки и ход передачи, не бежали с отведенной назад рукой, а передающие палочку чтобы не торопились, выдерживали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой до команды или одновременно с ней.

При появлении этих ошибок следует указать на них и разъяснить, как правильно выполнить какой-либо элемент техники передачи.

Задача 3. Научить технике старта на этапах эстафетного бега.

Для овладения техникой старта необходимо научить занимающихся принимать старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот (рис. 3).

Рис. 3. Стартовые положения принимающего эстафету бегуна

Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх - назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.

Необходимо следить за тем, чтобы принимающий бежал по внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и по внутренней - на 3-м этапе.

При обучении низкому старту с эстафетной палочкой целесообразно повторить технику старта на повороте, а затем приступить к освоению двигательного действия.

Стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем - с одной стороны, указательным и средним пальцами - с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.

Когда занимающиеся освоят технику старта на этапах и бег по заданным дорожкам, тогда можно переходить к обучению старта с наблюдением за партнером и пользованием контрольной отметкой.

Для каждой пары занимающихся контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий к концу дистанции, а также способности принимающего быстро стартовать. Это расстояние соответствует 8-11м и подбирается путем многократных пробежек.

Для выявления величины форы можно использовать таблицу 4 (по Л.С. Хоменкову), в которой учтены результаты спортсменов на 26 м со старта и на 25 м с ходу. Примерный план обучения технике эстафетного бега показан в таблице 5.


Таблица 4
Расчет расстояния до контрольной отметки (по Л. С. Хоменкову)

Время принимающего бегуна на стартовых 26 м (с)

Время передающего бегуна на последних 25 м (с)


Таблица 5
Примерный план обучения технике эстафетного бега

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с особенностями бега каждого занимающегося и создать правильное представление о технике бега на короткие дистанции

1. Повторные пробегания отрезков с невысокой и средней скоростью
(60–100 м)

2. Объяснение особенностей техники бега, ее демонстрация

Выявить индивидуальную манеру бега по дистанции и зафиксировать повторяющиеся недостатки. Просмотр кинокольцовок, кино-грамм, видео-фильмов, фотографий, рисунков

В пробных бегах ученик может продемонстрировать несвойственную ему манеру бега

Желание пробежать лучше. Недостаточное количество пробежек

Определить тот момент, когда обучаемый демонстрирует свою манеру бега

2. Обучить технике бега по прямой дистанции

1. Объяснение и показ техники бега по прямой

Показывает преподаватель или наиболее подготовленный ученик

Излишняя напряженность, скованность, отсутствие свободы движений

Неправильное представление о технике бега Стремление бежать с максимальной скоростью

Снизить скорость бега.

Дать установку на естественный, быстрый бег

2. Повторные пробежки отрезков
40–80 м с невысокой скоростью

Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося

Чрезмерный наклон туловища

Наклон головы вперед

Поднять выше голову и смотреть вперед на
10-15м

3. Бег c ускорением

40-60 м

Следить за свободой движений. Ногу ставить на дорожку с передней части стопы

Наклон туловища назад

Недостаточно активное отталкивание от грунта. Высоко поднята или откинута голова. Стопы ног развернуты

Опустить ниже голову. Смотреть вперед, а не вверх

4. Бег с высоким подниманием коленей, семенящий бег, бег с забрасыванием голени назад, бег прыжковыми шагами на отрезках 30-40 м

Бедро поднимать до горизонтального положения. Туловище не отклонять назад.

Отталкиваться под острым углом (вперед)

Большие боковые и вертикальные колебания

Отталкивание направлено не вперед, а вверх

Бег по линии беговой дорожки.

Акцент на движение бедра вперед

5. Имитация движения руками на месте (как во время бега)

Движения выполнять свободно по большой амплитуде

Напряженность в работе рук

Пальцы сильно сжаты в кулак

Контролировать положение кистей рук

3. Обучить технике бега по повороту

1. Объяснение и показ особенностей техники бега по повороту

Обратить внимание занимающихся на отличие бега по повороту от бега по прямой, на наклон туловища

Вместо наклона всего туловища обучающиеся наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице

Непонимание сущности бега по виражу

Указать на конкретную ошибку

2. Имитация движения руками на месте, как при беге по повороту

Левая рука движется вперед-назад, ее локоть прижимается к туловищу, а правая рука движется больше поперек туловища с отведенным вправо локтем

Неправильная работа рук (как при беге по прямой)

Неправильное представление о работе рук на повороте

Имитация движения руками на месте

3. Бег по повороту беговой дорожки
(50-60 м) с различной скоростью, затем бег по кругу различного радиуса (20–10 м)

Выполнять на дорожках с большим радиусом поворотов (5-8-я дорожки)

На повороте бегун выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо

Недостаточно отводится вправо локоть правой руки

Увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо

4. Бег с ускорением по прямой с выходом в поворот

Следить за плавным входом в поворот

На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку

Недостаточный наклон туловища вперед - влево

Увеличить наклон туловища влево, усилить задний толчок правой ноги

5. Бег с ускорением по повороту с выходом на прямую

Перейти на свободный бег после выхода на прямую

Нога на дорожку ставится с пятки, слабо развиты мышцы, принимающие участие в отталкивании

4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона

1. Рассказ об основных вариантах низкого старта и расстановке колодок

При обычном варианте низкого старта переднюю колодку устанавливать на расстоянии - 1,5 стопы от стартовой линии, а заднюю - на длину голени от передней колодки

Недостаточный упор подошвы стопы в заднюю колодку

Колодки касается только носок

Переставить колено

Изменитъ угол наклона колодки

2. Самостоятельная установка стартовых колодок занимающимися

Опорная площадка передней колодки должна иметь угол наклона 40-50°, а задняя -
60-80°. Расстояние между осями колодок
18-20 см

Широкая расстановка рук и сгибание в локтевых суставах

Неправильное представление о технике старта

Руки выпрямить, вытянуть вперед параллельно друг другу

3. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!»

Голову держать прямо по отношению к туловищу. По команде «Внимание!» плавно поднять таз несколько выше уровня плеч, слегка выпрямить ноги, рационально распределить вес тела на ноги и руки

Слишком большой прогиб спины

Голова закинута назад

Голову опустить вниз, взгляд направить на
1 м вперед

4. Самостоятельное выполнение занимающимися команд «На старт!», затем «Внимание!», и провести начало бега без сигнала

Следить, чтобы занимающиеся выбегали, а не выпрыгивали со старта

Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии

Бегун сидит, излишне отклонив туловище назад

Отработать правильное положение перед зеркалом

5. Начало бега по сигналу, подаваемому через разные промежутки времени после команды «Внимание!»

Не допускать фальстартов. Плавно выпрямлять туловище

Таз поднят очень высоко, ноги почти выпрямлены

Неправильное представление о технике низкого старта

Опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом

6. Показ и объяснение установки стартовых колодок на вираже

Стартовые колодки располагаются у наружного края дорожки

Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед

Центр тяжести тела подан далеко вперед

Таз приподнять, плечи отвести назад до проекции

7. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и выбегание с низкого старта на повороте самостоятельно и по команде

Стартовые ускорения совершать с выходом к бровке по прямой, с последующим наклоном туловища к центру поворота

Обе руки отводятся одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона

Сильный толчок руками от дорожки Резкий подъем головы вверх, боязнь упасть

Выполнять короткие и быстрые движения руками. Выбегание со старта с ограничением подъема тела рейкой, которую держит преподаватель

1. Объяснение значения и показ техники финиширования

Ознакомить с основными способами финиширования грудью и плечом

Прыжок на финишный створ

Неправильное представление о технике финиширования

Пробегать на полной скорости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сохраняя наклон туловища

2. Наклон туловища вперед с отведением рук назад в ходьбе при медленном и быстром беге

Преждевременный наклон туловища

Выхлестывание голени вперед, отклонение туловища назад

Преждевременное окончание бега

То же

3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в ходьбе при медленном и быстром беге

На последнем шаге, выполняя наклон, повернуть туловище вправо или влево

Подбор ноги для броска

Раннее финиширование

То же

4. Финиширование на максимальной скорости любым способом

Активно пробегать финишный створ

Чрезмерный наклон туловища и падение

Потеря равновесия

То же

6. Обучить технике бега с учетом индивидуальных особенностей занимающихся

1. Использование всех специальных упражнений, указанных выше для исправления индивидуальных ошибок

Творчески подходить к их применению в соответствии с физической подготовленностью, следить за сохранением частоты и длины беговых шагов и свободы движений

Излишняя напряженность, закрепощенность

Скорость пробегания неадекватна технике выполнения движений

Снизить скорость пробегания отрезков

По мере освоения движений и правильного их исполнения следует постепенно увеличить скорость бега до максимального.

Задача 4. Научить технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Основным средством для решения этой задачи будет многократное пробегание в зоне, передавая эстафету с постепенно увеличивающейся скоростью.

Расстояние до контрольной отметки уточняется в процессе этих пробежек, передача выполняется как на прямой, так и на входе и выходе с виража. Эстафета передается во второй половине зоны передачи на максимальной скорости с соблюдением правил соревнований.

В других видах эстафетного бега передача эстафетной палочки легче, так как скорость бега участников ниже. Принимающий эстафету должен соизмерять скорость своего бега со скоростью партнера на последних 10 м дистанции, от этого зависит начало принятия эстафетной палочки. Если скорость передающего низкая и продолжает снижаться, то целесообразно принимать эстафету в начале зоны передачи, а если передающим сохраняется оптимальная скорость бега, то прием производится во второй половине зоны передачи.

Задача 5. Обучение технике эстафетного бега в целом и ее совершенствование.

Слаженность при передаче эстафетной палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высокого результата эстафетной команды.

При отличной технике передачи эстафетной палочки конечный результат может быть на 2,5-3 с выше, чем сумма лучших результатов всех участников команды в беге на 100 м. При составлении команды для эстафетного бега 4 ? 100 м необходимо учитывать следующие особенности: на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по 110 м, а на втором и третьем этапах бегуны пробегают по 120 м.

Поэтому на первый этап следует ставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту.

На втором этапе должен стоять бегун с высоким уровнем специальной выносливости и хорошей техникой приема и передачи эстафетной палочки.

Участник третьего этапа, помимо названных качеств, должен хорошо бежать по повороту.

На четвертый этап желательно поставить бегуна быстрого, эмоционального и имеющего лучший результат в беге на 100 м с ходу.

При совершенствовании техники эстафетного бега важно частое пробегание всей дистанции эстафеты с максимальной интенсивностью, так как только при этом целостном действии достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.


Список литературы

1. Аракелян Е.Е., Манжуев С.Х., Бражник И.И. Использование тренажера "облегчающая подвеска" в системе подготовки спринтеров высокой квалификации: Метод.реком. для слушат. высш. шк. тренеров. - М.: ГЦОЛИФК, 1989, 19 с.

2. Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности. - К.: Вища школа, 1986, 23 с.

3. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: Автореф. дис...канд.

4. Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1989, 671 с.

5. Панин Л.Е. Биомеханические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, - 1983, 233 с.

6. Селуянов В.Н. с. соавт. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1996, 105 с.

7. Селуянов В.Н., Тураев В.Т. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую в спринтерском беге. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 43-45.

8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб.пос. для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: ФиС, 1987, 128 с.

Понятие эстафетного бега. Эстафетный бег – это один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один атлет, а команда бегунов. От слаженности и подготовки команды зависит конечный результат соревнований. Основная задача бегунов, как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных добежит и пронесет палочку от старта до финиша состязания. Иногда используют вместо палочки эстафетную ленту.

Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в начале 19 века. Он был включен в программу 4-х Олимпийских игр. Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят как в Олимпийских играх, так и в школах, спортивных учреждениях, на уличных дорогах и беговых дорожках стадионов.

Виды эстафетного бега :

  • Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;
  • Официальная эстафета для мужчин – 4 на 1500 м;
  • Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;
  • «Шведская эстафета» — 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;
  • Любительские, школьные эстафеты – дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу беговых дорожек. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Есть эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке. В школах обычно проводят встречные эстафеты.

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Эстафетный бег — неотъемлемая часть легкоатлетических соревнований. Он улучшает не только физическое воспитание, но и развивает дисциплинированность и умение работать сообща.

Слово «эстафета» с французского языка переводится «курьер, посыльный» и означает объединение командных видов спорта, где участники по цепочке, проходя определенные этапы, передают друг другу эстафетную палочку. Задача команды заключается в первенстве прихода на финиш.

Основой этого вида бега, является правильная передача палочки , без препятствования прохождения дистанции соперникам. Ее подача осуществляется в пределах коридора, определенной прямой, имеющей ограничения в ширине и длине. Категорически запрещается использование каких-либо приспособлений или веществ, способствующих залипанию палочки к руке.

Техника обучения

Техника обучения этому виду спорта ничем не отличается от бега по прямой или по кругу .

Старт бегуна

Старт – это начальная точка дистанции, с которой спортсмен начинает движение. Отличие обычного бега на дистанции от эстафеты, заключается только лишь наличием специальной палочки в руке. Старт бывает двух видов: низкий и высокий.

Низкий старт применяют для того, чтобы набрать наиболее максимальную скорость. Это позиция была заимствована у кенгуру, так как при команде «на старт» или выстреле, спортсмен, сжимая тело как пружину, резко бросается вперед. При этом он опирается на специальный инвентарь – стартовые колодки, которые устанавливаются в самом начале дистанции и используются для упора ноги в момент отталкивания.

Старт разделяется на три последовательных действия :


Отличие низкого старта от высокого состоит в различительных особенностях позиции:

  1. При команде «на старт» одна нога носком ставится к линии старта, а другая отводится назад в положение «на носок», руки при этом опускаются.
  2. Команда «внимание» означает такие манипуляции: тело наклоняется вперед, одну руку выводят вперед, другую – назад. Ноги при этом слегка сгибают.
  3. По команде «марш» начинают бежать.

Эстафетная палочка представляет собой металлический или деревянный цилиндр, длиной 30 см и диаметром 4 см. Передается палочка только из рук в руки, не разрешается ее бросать. При случайном обронении палочки, подбирает ее передающий. Если палочка пронесена без нарушений от старта до финиша, то дистанция считается пройденной.

Зона передачи

Для передачи эстафетной палочки установлена зона передачи в 20 м. То есть она разделена на 10 м от начала одного этапа, и на 10 м до последующего. Спортсмен, принимающий палочку, имеет право разбежаться за 10 м до этой зоны, что позволяет развить наиболее высокие результаты скорости.

Наиболее частой ошибкой в прохождении эстафеты является отклонение от рамок коридора, то есть обозначение дистанции, имеющее ограничение в ширине (4 м) и в длине (100 м).

Прием палочки и финиширование


В приемах передачи эстафетной палочки, как правило, используют два способа: «сверху» и «снизу».

Но передача «сверху-вниз» является более рискованной из-за возможности утери инвентаря. Существует и передача из левой руки в правую. Что имеет ряд преимуществ.

Поскольку в момент подачи скорость получающего гораздо ниже скорости передающего, получающий разбегается за 10 м до точки соприкосновения , что позволяет соблюдать обще командный темп. Этот способ наиболее распространен среди спринтеров. Также используется метод с перекладыванием палочки, то есть заменой левой руки на правую, и способ без перекладывания, который наиболее часто используется.

Финиширование в эстафете ничем не отличается от бега на короткие дистанции. Скорость в конце дистанции довольно сложно сохранить, она обычно снижается на 4-7%. Различают несколько видов:

  • обычным пробеганием;
  • рывком груди вперед;
  • финиширование боком.

При обычном пробегании финиша учитывается время преодоления ноги финишного створа , то есть воображаемой вертикальной стены. Также в некоторых ситуациях спортсмен преодолевает финиш посредством выпячивания груди, что позволяет раньше коснуться финишной ленты.

Еще одним видов окончания бега является прорывание ленточки касанием плеча. Такой метод используется в основном при находжении соперников на одном уровне, что позволяет раньше одержать победу.

Тактика

Тактика во время эстафетного бега заключается в том, что самых сильных спортсменов ставят в начале и в конце забега , так как бегущие в середине эстафеты, устают и постепенно их скорость снижается.

Также здесь учитываются некоторые нюансы, например, какой спринтер лучше проходит стартовый и финишный участки дистанции, а какой показывает максимальный результат на виражах и при передаче эстафеты.

Внимание: Чтобы улучшить показатели бега на дистанции, важно уметь правильно разминаться, дышать.

Различаются три вида тактики бега :

  1. быстрый финиш;
  2. «рваный» бег или фартлек;
  3. лидирование.

Спринтеры, умеющие ускоряться перед финишем, в забеге имеют одну задачу – не отстать от группы лидеров.

Смысл «рваного» бега состоит в том, чтобы соперник просто «выдохся» и начал отставать от группы. Бег, заключается в ускорении с попеременным отдыхом и резким увеличением скорости перед финишем .

При тактике лидирования спортсмен сразу занимает позицию впереди группы. Обычно для этой тактики выбирают членов команды, не обладающих выносливостью, но умеющих развивать высокую скорость.

Полезное видео

Эстафета 4×400 м Девушки

Улучшение

Методика улучшения техники эстафетного бега заключается только в тренировке скорости. Накануне соревнований проводят занятия по бегу по всей дистанции. При разделении этапов важна грамотность в распределении спортсменов.

Так, например, в начале забега ставятся спринтеры, обладающие быстрым стартом, а также не снижающие скорость на поворотах и виражах, в середине – бегуны, умеющие хорошо передавать эстафету и обладающие выносливостью, и в завершении, соответственно, ставится спортсмен, обладающий техникой быстрого финиша. Освоенные техники, в купе с тренировками могут принести отличные результаты для всей команды .

Эстафетный бег считается одним из самых зрелищных . Данный вид состязаний призван объединить команду и поднять ее спортивный дух, при этом сильно увеличивая уровень адреналина бегунов. Именно так можно описать бег с эстафетной палочкой.

Каким бывает эстафетный бег

Каждый, кому хотя бы однажды удавалось пробежать эстафету, например, на физкультурных занятиях в школе или даже на важных соревнованиях, будет помнить о пережитых эмоциях всю жизнь. Однако эмоциональная составляющая в подобных забегах может и навредить, поэтому методику эстафетного бега, а также его технику, нужно знать всем. Различают следующие виды эстафетного бега:

  1. Традиционный . К такой разновидности эстафеты относятся дистанции 4×100 метров и 4×400 метров. Их можно встретить на любых официальных соревновательных турнирах. Кроме того, на любительских соревнованиях или просто небольших забегах, например, в школе, дистанцию могут значительно укорачивать, при этом устанавливая абсолютно разные расстояния.
  2. Шведский . Еще одним методом, который, как правило, проводят на стадионных дорожках, является шведский вид эстафеты. Смысл такой эстафеты в том, что нужно проходить дистанции с различным расстоянием. Наиболее часто это расстояние уменьшается.
  3. Уличный . Сегодня все чаще проводятся так называемые уличные эстафеты. Как правило, их проводят, приурочивая к каким-либо важным датам или именам, праздникам. Какими будут этапы или их расстояние должны учитывать сами организаторы, согласно их задумке и, конечно, расчета протяженности самих улиц города.

Как правильно бегать эстафету

Весь акцент внимания сосредоточен непосредственно на самой эстафетной палочке.

На соревнованиях по эстафетному бегу, атлету нужно передать ее спортсмену из своей команды, который будет бежать следующий этап забега. При потере палочки передающим, ему нужно обязательно поднять ее при этом не выходя за пределы дорожки.

Зона передачи палочки на эстафете равняется 20 метрам. Ее ограничивают специальные белые линии, которые проходят с поперечной стороны дорожек. Бегун, который принимает палочку, имеет право начинать разгоняться через десять метров после этой зоны. Во время эстафеты 4×100, которая равняется одному кругу на стадионе, спортсменам нужно бежать исключительно в рамках своих дорожек.

При дистанции в 4×400 легкоатлетам необходимо бежать только первый круг, а затем на втором этапе эстафетного бега. При этом переходить на другие дорожки нельзя. При выявлении подобного нарушения команду могут полностью дисквалифицировать.

Кроме того, передавая палочку, бегуны не могут оказывать любую помощь или поддержку другим спортсменам своей команды. Атлет, который закончил бег на своем этапе , обязан не сходить со своей дорожки, пока другие не будут свободны.

Передача эстафетной палочки осуществляется путем принятия ее из рук одного спортсмена в руки другого. Важно, что командой, закончившей свою дистанцию, будет считаться та, которой удалось пронести эстафетную палочку от самого начала забега, и до его финиша, при этом исключив любые нарушения правил данного соревнования.

Правила техники эстафеты

Изучение техники эстафетного бега должно начинаться с самых элементарных правил, таких как правильная передача палочки , другому эстафетному бегуну. Среди вариантов этого ключевого действия существуют различные примеры: если спортсмен перекладывает палочку в руку, в которой ему более удобно, или если палочка останется в той руке, которой она была принята изначально. Последний вариант наиболее распространен при эстафетах , где спортсмены развивают достаточно , и лишние манипуляции руками могут повлиять на снижение темпа и привести к поражению всей команды.

Передача палочки

Для того чтобы осуществление передачи не выходило за рамки определенной дорожки, спортсмену нужно рассчитывать с предельной точностью те отметки, на которых проходил старт забега. Для тренировки этих навыков потребуется несколько интенсивных занятий . Наличие контрольной метки играет роль ориентира для второго бегуна, когда он видит, как к ней приближается первый.

Когда спортсмены достигнут середины, им необходимо находиться на расстоянии вытянутой руки для осуществления передачи. Когда будет озвучен голосовой сигнал передающим, тот, кто принимает палочку, должен отставить ладонь назад, чтобы она смотрела в пол, а большой палец должен прилегать к бедру. Так передающий самостоятельно переложит палочку в руку своего напарника.

Преодоление коридора должно осуществляться с одинаковым уровнем скорости обоих спортсменов, в противном случае, кто-то будет обгонять другого, что затруднит передачу эстафетной палочки. Также принимающий спортсмен может убежать от напарника, оказавшись за ограничительной чертой.

Качества спортсменов

При этом за тренером остается важный аспект – выбор хороших членов команды. Для того чтобы быть уверенным в победе своей команды нужно учесть определенные качества, которыми должны обладать участники команды.

Поделиться