Что такое спортивная подготовка. Структура и этапы спортивной подготовки

Специальная физическая подготовка

Общая физическая подготовка

Структура физической подготовки

ПОДГОТОВКЕ (ОФП и СФП)

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ЛЕКЦИЯ 5

ПЛАН:

1. Структура физической подготовки

2. Общая физическая подготовка

3. Специальная физическая подготовка

3.1. Спортивная подготовка

3.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека.

Подготовка (процесс) формирует подготовленность :

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических способностей.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.

Задачи ОФП :

1) Укрепление здоровья.

2) Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития.

3) Создание основы (базы) для специальной физической подготовки.

Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности (трудовой или спортивной).

СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.

Видами СФП являются спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (тренировка) – это целенаправленный учебный процесс подготовки спортсмена для достижения конкретных спортивных результатов.

В настоящее время принято различать спорт высших достижений и массовый спорт:

Цель спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Цель массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, способствовать активному отдыху.

Структура спортивной подготовки идентична в спорте высших достижений и в массовом спорте.

Компоненты спортивной подготовки :

· Техническая подготовка – процесс освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта.



В структуру технической подготовки входят базовые и дополнительные движения:

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу данного вида спорта

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, которые не нарушают рациональности, характерны и необходимы для конкретного спортсмена.

· Физическая подготовка как часть спортивной подготовки, в свою очередь, также делится на общую физическую подготовку спортсмена и специальную физическую подготовку.

В данном случае ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Пример:

в процессе общей физической подготовки гимнастов идёт работа над развитием всех способностей, но больше внимания уделяется развитию координации и гибкости, меньше – развитию общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, значительное место отводится упражнениям на развитие общей выносливости, меньше – гибкости и координации.

Средствами ОФП спортсмена являются упражнения из своего и других видов спорта.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП :

1) Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта.

2) Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта.

3) Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности.

Пример:

У пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартных нагрузках в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг/мин, а при плавании с соревновательной скоростью – 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.

4) Формирование телосложения спортсменов с учётом требований конкретной спортивной дисциплины.

Пример:

Показатели телосложения (рост, вес, конституция) у легкоатлетов, специализирующихся в беге на разные дистанции (пр., короткие, длинные), как правило, значительно отличаются между собой.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке зависит от решаемых задач, возраста спортсмена, его квалификации и индивидуальных особенностей, а также от вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и т.п.

Рационально организованная физическая подготовка позволяет спортсмену достигнуть такого уровня подготовленности (развития физических способностей), который необходим для соревновательного успеха в конкретном виде спорта.

· Тактическая подготовка – процесс овладения спортивной тактикой и формирования тактического мастерства в избранном виде спорта.

Тактика – это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают:

Индивидуальную тактику;

Групповую тактику;

Командную тактику.

Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязать сопернику свою тактику во время соревнования.

Пример:

При беге на средние дистанции бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким быстрым финишным рывком добиться победы .

· Психологическая подготовка – процесс формирования таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий спортом вообще. Этот вид психологической подготовки называют ещё морально-волевой подготовкой. Сюда относят развитие:

Целеустремленности (способности четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи);

Решительности и смелости (разумного риска в сочетании с обдуманностью решений);

Настойчивости (стремле­ния достичь намеченной цели);

Самообладания и выдержки (способности управлять своими мыслями и поступками в условиях эмоционального возбуждения);

Инициативности;

Самостоятельности.

Специальная психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта.

Пример:

А) для занимающихся спортиграми необходимыми психологическими качествами являются: коммуникабельность, способность к сотрудничеству, эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутьё);

Б) для занимающихся гимнастикой – артистичность, сенсорно-моторные качества, самообладание;

В) для занимающихся единоборствами – смелость, способность к принятию решений, психическая выносливость, эвристические способности, сенсорно-моторные качества.

В спорте высших достижений выделяют также психологическую подготовку, направленную, главным образом, на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.

В спорте едва ли не главную роль играет организованность и дисциплина. Поэтому процесс спортивной подготовки - это совокупность многих факторов, которые и есть твердой основой для развития любого спортсмена. Именно развитие, в спортивном плане, и есть самоцель подготовки спортсменов.

Спортивная подготовка или тренировка

Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.

Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.

Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.

Цель спортивной подготовки

Как и любая целенаправленная деятельность, подготовка спортсмена имеет определенную цель, а именно - получение максимального уровня физической, тактической, технической и психологической подготовленности, в рамках определенного вида спорта для достижения высоких результатов в соревнованиях.

Задачи спортивной подготовки

Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:

  • высокий уровень теоретических и практических компетентностей в рамках определенного вида спорта;
  • высокий уровень физиологической подготовки и устойчивости основных систем организма, которые переносят основную нагрузку в данном виде спорта;
  • достижение высокого уровня тактико-технической компетенции в выбранном виде спорта;
  • развитие психологической подготовленности, на необходимом для осуществления спортивной деятельности уровне, в выбранном виде спорта;
  • осуществление интегральной подготовки, которая включает комплексное взаимодействие основных видов подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.

Средства

Спортивная подготовка - это процесс, который реализуется определенными средствами. Эти средства характеризуют данный процесс как целенаправленную физическую деятельность. К ним относятся физические упражнения разных типов. Классифицируются они относительно необходимого спортивного усовершенствования, а именно: направленные на подготовку к соревнованиям, на общую подготовку спортсменов и специально-подготовительные.

Соревновательные упражнения включают условия схожие с условиями спортивных соревнований, и имеют довольно высокие требования к уровню подготовленности спортсмена. Это делает данный вид упражнений не таким эффективным как специально-подготовительные, поскольку второй вид учитывает особенности определенного вида спорта, и не направлен на достижение высоких результатов во время проведения тренировки.

Эти упражнения отличаются своей вариативностью и возможностью развивать различные стороны физической подготовки путем использования их разными способами. Например, для легкоатлета специально-подготовительные упражнения будут имитировать бег как основную техническую единицу вида спорта, но в то же время будут варьироваться для более успешного достижения целей спортивной подготовки. К ним будут относиться: бег с препятствиями, с ускорениями по отрезкам дистанций и т.д.

Свою нишу в спортивной подготовке занимают и обще-подготовительные упражнения, которые способствуют усовершенствованию общей физической формы. В то время, когда специальные упражнения направлены на развития тех спортивных навыков, которые присущи данному виду спорта, общие - способствуют росту желанных результатов на фоне укрепления общей спортивной подготовки.

Методы спортивной подготовки

Также спортивная подготовка - это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:

  • Получение знаний.
  • Выработка двигательных умений и навыков.
  • Развитие общих двигательных способностей.

К первой группе относятся:

  • Устные: объяснения, рассказы, беседы, описания.
  • С помощью печатных ресурсов: работа с учебниками, пособиями, карточками.
  • С помощью наглядности: непосредственная наглядность (когда демонстрация происходит с активным участием одного из подчиненных), опосредованная наглядность (видео записи, рисунки, схемы и др.) и активные методы (с объяснениями на примере самого участника).

Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.

В третью группу входят:

  • метод повторов;
  • метод интервалов;
  • метод круговых повторений;
  • игра;
  • метод переменостей;
  • метод равномерности;
  • метод соревнований.

Условия спортивной подготовки

Как и любая другая деятельность, спортивная подготовка имеет перечень своих, необходимых для успешного достижения поставленной цели, условий. К ним относятся:

  • соответствующие природные условия;
  • простейшие сооружения на местности;
  • спортивные сооружения на открытом воздухе;
  • закрытые спортивные сооружения;
  • спортивные центры и базы.

Этапы подготовки спортсменов

Согласно общепринятым стандартам спортивной подготовки определены ее основные этапы, которые направлены на многолетнюю деятельность. Основные этапы:

  • начальный или спортивно-оздоровительный;
  • начальная спортивная подготовка;
  • учебно-тренировочный;
  • совершенствования спортивного мастерства;
  • этап высшего спортивного мастерства.

Виды спортивной подготовки

Подготовка спортсмена - это комплексный педагогический процесс, который включает в себя множество факторов, которые в целостности способствуют достижению цели. Поэтому разделяют 6 видов спортивной подготовки:

  • Физическая подготовка. Процесс развития физических качеств и функциональных возможностей организма, с целью осуществления возможности достижения высоких спортивных результатов.

  • Техническая подготовка. Этот вид подготовки подразумевает овладение определенными техническими навыками двигательной деятельности, которые присущи отдельным видам спорта.
  • Тактическая подготовка. Это процесс овладения рациональными тактическими приемами для ведения эффективной соревновательной деятельности. При этом специальные технические приемы - неотъемлемая часть данной подготовки.
  • Психологическая подготовка. Спортивная деятельность напрямую связана с психологическим давлением. Поэтому подготовка спортсмена должна предусматривать развитие стрессоустойчивости, его моральных и волевых качеств.
  • Интегральная подготовка. Недавно стали выделять еще один комплексный вид подготовки спортсменов. Этот процесс направлен на развития способностей к вариативной, но целостной реализации всех выше перечисленных видов подготовки к соревновательной деятельности.

Следует также отметить, что спортивная подготовка - это целенаправленный педагогический процесс, который должен быть грамотно и методически верно организован с точки зрения чередования и объединения всех видов.

Программа

Программа спортивной подготовки - это часть и основа длительного процесса подготовки к соревновательной деятельности в любом виде спорта. Она предусматривает:

  • ключевые понятия и компоненты всех видов подготовки спортсмена, учитывая особенности конкретного вида спорта;
  • методический, теоретический и практический для руководствующих процессом подготовки спортсменов;
  • особенности и нюансы контроля и мониторинга уровня развития спортсменов.

Стандарты подготовки спортсменов

Все вышеуказанные части, компоненты и термины, связанные со спецификой отдельных видов спорта, регулируется на государственном уровне. А точнее, это федеральные стандарты спортивной подготовки, которые являются совокупностью минимальных требований к уровню спортивной подготовленности как в олимпийских, так и в неолимпийских видах спорта. Эти требования должны быть соблюдены всеми организациями, которые осуществляют спортивную подготовку спортсменов согласно соответствующим законам РФ.

Спортивная деятельность - это воспитание духа и характера, которое должно быть правильно организованным и проконтролированным.

Увлекающихся спортом можно условно разделить на две группы. В первую входят так называемые любители, для которых важна их общая физическая подготовка, а не исключительные результаты. Вторую составляют профессионалы - люди, нацеленные на высокие достижения в выбранном ими виде спорта. Нередко атлеты мигрируют из одной группы в другую в силу собственных индивидуальных особенностей.

Единый, за редким исключением

В РФ федеральный стандарт спортивной подготовки распространяется на все виды спорта, вписанные во Всероссийский реестр. Время от времени в него вносятся небольшие изменения, но основной костяк документа - №412 ФЗ - был утвержден в 2011 году. В реестр вошли виды, подконтрольные общероссийским спортивным федерациям. К ним применяются все перечисленные в документе требования. Исключение составили национальные виды спорта, специализированная военная подготовка, пожарно-прикладное обучение и тому подобное. На их развитие федеральный стандарт не влияет.

Спортивная подготовка - это целый комплекс методов, навыков, средств, условий, знаний, опыта, направленный на планомерное укрепление человеческого тела. Немаловажное влияние она оказывает и на развитие и укрепление силы духа атлета. Можно смело утверждать, что спорт - это культура всестороннего воспитания личности. В Федеральном стандарте нашли отражение все этапы подготовки граждан страны с учетом их возраста, пола, особенностей выбранных дисциплин и всех сопутствующих этому виду деятельности нюансов. Иными словами, в нем собраны все действующие на территории страны нормативы по любительскому и профессиональному спорту.

От здорового духа - к здоровому телу

Формировать правильное отношение к следует начинать с младенческого возраста. Эта инициатива - всецело выбор родителей ребенка. От того, насколько им удастся увлечь свое чадо здоровым образом жизни, зависит не только его спортивный результат в будущем, но и общее физическое состояние. Многие родители это понимают и на атлетическое развитие ребенка не жалеют ни средств, ни времени. Своего рода спортивная подготовка - это образ жизни, направленный на формирование красивого телосложения, крепкого, сильного организма, скоростных и силовых его качеств.

Важно помнить, что высокие результаты в физическом развитии не приходят сами собой по истечении времени и не всегда зависят от количества тренировок. Достичь исключительных достижений можно лишь тяжелым, целенаправленным трудом из года в год, регулярно используя все известные методы тренировок в выбранном виде спорта. Подобное усердие присуще не каждому. Потому, выбирая спорт главным делом своей жизни, во избежание разочарований лучше изначально проанализировать собственную силу духа, индивидуальные особенности организма, психологическую адаптацию к возможным неудачам. Соответствующие выводы необходимо сделать и родителям, приобщающих своих детей к увлечению физической культурой. Стать олимпийским чемпионом способен не каждый, а иметь крепкое стройное тело - запросто.

Упор на силу

Основная масса атлетов-любителей среди мужчин в первую очередь делает ставку на свою силовую подготовку. Она является основой для развития других физических качеств: выносливости, скорости, ловкости. Расхожее выражение «потаскать железо» - из категории приоритетов именно мужчин, нацеленных на спортивную подготовку. Спорт в этом случае для них - способ наращивания мышечной массы в тренажерных залах, а стало быть, силы во всем теле.

Правильная диета, регулярный режим занятий, ведение здорового образа жизни способны ускорить достижения поставленных задач. А те, в свою очередь, автоматически работают на укрепление силы воли для увлечения физической культурой на постоянной основе. Профессиональная же подготовка спортсменов - сложный, многофункциональный процесс. Но и в этом случае основной упор в период тренировок направлен на повышение силовой выносливости атлетов.

Ориентир на красоту

Женская часть населения планеты преследует совсем иные цели, истязая свой организм на беговых дорожках или тренажерах-велосипедах. Стройная фигура, подтянутые формы, отсутствие лишних килограммов на боках - вся программа спортивной подготовки прекрасной половины человечества строится на этих трех китах. Индустрия физической культуры развивается довольно динамично, изобретая все новые и новые для достижения девушками и женщинами перечисленных выше качеств.

Но какими бы ни были цели, общее оздоровление населения - лучшее, что может дать увлечение спортом. Тем более что возрастной диапазон занимающихся в тренажерных залах, на стадионах или в фитнес-центрах постоянно расширяется. Регулярно бегающих в определенное время суток в лесопарковых зонах, набережных, дворовых площадках совсем юных атлетов рядом с пожилыми спортсменами сегодня можно наблюдать в любом населенном пункте. Довольно часто увлечение любительской легкой атлетикой приобретает массовый характер.

Материально-техническая база

К сожалению, в наше время специализированная спортивная подготовка - это роскошь. Занятия в тренажерных залах и секциях с квалифицированным тренером, посещение физкультурно-оздоровительных комплексов стоят немалых денег. Если рассматривать спорт лишь как залог отличной фигуры и общего физического состояния, то здесь все проще - можно обустроить тренажерный уголок и дома. Больших финансовых вложений он не потребует, зато позволит работающим людям иметь все необходимое под рукой для укрепления тела и заниматься в максимально удобное для этого время. Кроме того, набор снарядов каждый может выбрать, ориентируясь на возможности собственного кошелька. Еще один плюс домашнего тренажерного зала - трата разовая, а экономия на фитнес-центрах - постоянная.

Однако если собственная площадь не позволяет обустройства приличного спортивного уголка, всегда можно найти выход: турник, гантели, скакалка, шведская стенка, брусья, скамья для жима и тому подобный инвентарь много места не занимают. Кроме того, практически в любой квартире есть балкон или лоджия, а в собственном доме - веранда или мансарда. Это идеальные места для выполнения физических упражнений с отличной циркуляцией свежего воздуха даже в холодное время года. Конечно, с занятиями в оборудованных новейшими тренажерами залах их не сравнить, но отсутствие финансовых возможностей не может служить оправданием отказа от спортивной подготовки тех, кто к ней испытывает тягу или необходимость.

Каждому - своя сборная

Если спорт - дело всей жизни, для этого в каждом населенном пункте существуют всевозможные секции. В них процесс подготовки атлетов ведется по специализированным программам под руководством опытных наставников. В центрах спортивной подготовки созданы все материально-технические условия, используются централизованные методы тренировок, организована система психологического развития спортсменов. Занятия в группе рождают здоровый дух соперничества, стимулируют к достижению более высоких результатов и установлению собственных рекордов.

У каждого вида спорта свои особенности. Тренировочный процесс характеризуется отличимыми друг от друга существенными признаками в техническом оснащении, тактических подходах, психологической настройке. Даже физическая подготовка организма спортсмена направлена на развитие разных качеств. У легкоатлета должен отлично функционировать опорно-двигательный аппарат, у шахматиста - нервная, а у пловца - дыхательная системы. И так по каждому виду спорта. Однако отличных результатов добиваются всесторонне развитые атлеты.

Повышение функциональных возможностей

Исключительная общая физическая подготовка в начале спортивной карьеры может способствовать более раннему переходу к усиленным тренировкам по соответствующей специализации. Но если недостаточно развиты определенные группы мышц, мало заметна подвижность тех или иных суставов, а работоспособность дыхательной и сердечно-сосудистой систем не выдерживает длительных занятий, атлет может перейти на индивидуальный режим спортивной подготовки. Это позволит более быстрыми темпами достичь необходимых результатов.

Те же самые процессы крайне важны и для поддержания общей физической подготовки спортсменов-любителей. Бег на максимально возможные дистанции, плавание, прыжки, ходьба на лыжах способны в короткие сроки улучшить работу дыхательной системы. Отжимание и подтягивание - нарастить мышечную массу. Для планомерного развития своей анаэробной производительности или скоростно-силовых способностей важно подобрать наиболее эффективный способ тренировок с учетом особенностей собственного тела. Помочь компетентным советом в выборе определенной системы поможет опытный инструктор.

Рост мастерства - рост нагрузок

Начальная физическая подготовка отличается общей оздоровительной направленностью, и большинство спортсменов-любителей останавливается на этой точке своего развития. Виды спортивной подготовки, которые они выбирают для этого: бег, плавание, легкая или тяжелая атлетика - особой роли не играют, так как в этом случае занятия не выходят за рамки увлечения. Профессионалы ориентированы на высокие результаты, и подход к собственному развитию здесь иной.

С увеличением уровня физической подготовки растет ее сложность, присущая выбранной спортивной направленности, и так до использования максимальных возможностей собственного организма. Мировые и олимпийские рекорды - отсюда. Настоящие атлеты всегда нацелены на самый высокий результат. Их отличает умение концентрироваться на поставленных задачах, подчинять единой цели весь свой образ жизни. Подобный уровень развития - не столько спорт, сколько всесторонняя культура развития личности.

Вред фанатизма

Зачастую запредельное использование возможностей собственного организма может привести к трагическим последствиям - искалеченному телу, надломленной душе. и спортивная подготовка, ориентированная на высокий профессионализм, - значения не имеет. Фанатическое стремление добиться победы во что бы то ни стало не служит оправданием истязания самого себя. В погоне за молниеносными результатами многие доводят собственный организм до изнеможения и останавливаются лишь с госпитализацией в медицинские учреждения. Подобные «подвиги» нередко заканчиваются летальным исходом.

У настоящих профессионалов отработана персональная система подготовки, годами устоявшийся режим, разграничение возможностей в соответствии с временем суток и много других факторов, не позволяющих гробить собственное тело. Перетренированность в основном присуща любителям. Потому этой категории населения на начальной стадии приобщения к спорту важно доверить разработку собственной программы занятий опытному инструктору.

У любительского и свои цели и задачи. У первых - укрепить собственное здоровье, улучшить общее физическое состояние. У вторых - достижение максимальных результатов в соревнованиях мирового масштаба. Принципы, средства и методы подготовки что в массовом, что в профессиональном спорте мало чем отличаются друг от друга.

Как уже упоминалось, действующие в стране стандарты спортивной подготовки прописаны в федеральном законе. Распространяются они на любителей и профессионалов, на все учреждения и организации, начиная с дошкольных заведений и заканчивая министерствами. Но у каждого вида спорта свои требования к его освоению, имеющие особенные, отличимые от других признаки, выраженные в техническом оснащении, теоретической, тактической и психологической подготовке. И, естественно, у атлетов разных специализаций свои схемы и методы тренировок. Соединение вместе всех видов подготовки создает эффективный комплекс воспитания.

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Термин «спортивная тренировка» в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсменов». Вместе с тем, их необходимо различать. Подготовка спортсмена - понятие более широкое.

Спортивная подготовка - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает физическую, техническую, тактическую, психическую стороны подготовки спортсмена.

Спортивная тренировка - это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка - нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность - главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы как: соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В тренировочной, и особенно в соревновательной деятельности, ни одна сторона из сторон спортивной подготовки не проявляется изолировано. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

Техническая подготовка - обучение технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает соответствующие двигательные умения и навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

Психическая подготовка . Основным содержанием психической подготовки является воспитание волевых способностей: целеустремленности, решительности и смелости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, самостоятельности и инициативности. Психическая подготовка осуществляется в процессе тренировок с постепенно возрастающими трудностями и в соревновательных условиях.

Физическая подготовка . Как уже указывалось выше, физическая подготовка разделяется на общую и специальную физическую подготовку. Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсмена - уровню развития отдельных физических качеств, функциональных возможностей и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методики физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации. Соотношение ОФП и СФП в тренировочном процессе зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса. В процессе многолетней тренировки с ростом мастерства спортсмена, увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП. Эффективность тренировочного процесса можно определять по качеству таких понятий как: тренированность, подготовленность, спортивная форма.

Тренированность спортсмена характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, формирующаяся в результате систематических физических упражнений и способствующая повышению работоспособности.

Тренированность подразделяется на общую и специальную.

Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности организма.

Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта.

Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена и выражается:

В повышении уровня функциональных возможностей его организма,

Специфической и общей работоспособности,

В достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Подготовленность - это комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовок спортсмена.

Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовки спортсмена (технической, физической, тактической, психической). Спортивная форма связана с проявлением комплексного восприятия соревновательной деятельности в избранном виде спорта: «чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча» и т. д.

6.3. Средства спортивной подготовки

Основными специфическими средствами спортивной подготовки являются физические упражнения - соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством соревновательной борьбы в избранном виде спорта и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта. Например, в тяжелой атлетике - отдельные упражнения двоеборья штангиста (рывок, толчок); в спортивном плавании - плавание определенных дистанций спортивными стилями (кроль на груди, баттерфляй, брасс, кроль на спине). Понятие «соревновательное упражнение» тождественно виду спорта.

Специально подготовительные упражнения - это упражнения, имеющие сходство с соревновательными упражнениями по структуре движения, ритмическим, временным и другим характеристикам. Например, для легкоатлета-бегуна это будет бег отрезков избранной дистанции; для игровиков - игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить упражнения, приближенные по форме к соревновательному действию: у лыжников гонщиков - упражнения на лыжероллерах; у гимнастов - упражнения на батуте и т. д.

В зависимости от направленности тренировочных занятий, специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (для освоения формы, техники движений) и развивающие (для развития силы, выносливости, гибкости и других физических качеств) упражнения. К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые максимально соответствует по координационной структуре характеру выполнения соревновательного упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. С этой целью могут использоваться самые разнообразные общефизические упражнения, упражнения из смежных видов спорта.

Кроме тренировочных упражнений в спортивной тренировке широко используются естественно-оздоровительные средства: водные и воздушные процедуры, тренировочные занятия в различных погодных условиях, в условиях среднегорья и высокогорья. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т. е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена.

6.4. Организация и структура отдельного тренировочного занятия

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного и неурочного характера). Отдельное тренировочное занятие имеет типичные части: подготовительную (получившую в спортивной практике название «разминки»), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего, в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха. Тем не менее, структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия или разминка. Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения занятий, и оно вполне объяснимо. Физиологической предпосылкой, способствующей совершенствованию мышечной деятельности во время занятий физическими упражнениями, должна быть определенная степень возбудимости ЦНС, соматической и вегетативной нервных систем. Это состояние организма может быть достигнуто в первую очередь подготовительными, разминочными упражнениями.

Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для качественного обеспечения двигательной деятельности.

Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-хими­ческих процессов обмена веществ, а именно в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции.

В процессе разминки работоспособность повыша­ется постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, выражающуюся в изменении частоты и глубины дыхания, что, в свою очередь, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.

Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т. е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм. Помимо этого во время разминки достигается оптимальный уровень возбудимости именно тех центральных и периферических систем и звеньев двигательного аппарата, которые необходимы для выполнения предстоящего упражнения.

Возникает закономерный вопрос: как правильно построить вводную часть тренировочного занятия или предстартовую разминку к соревнованиям?

Большинство исследований по вопросам разминки и практический опыт тренеров говорят о том, что разминка должна состоять из двух взаимосвязанных частей - общей и специальной.

Задача первой части разминки - повысить функциональные возможности организма в целом на более высокий уровень работоспособности. При этом происходит своего рода «разогревание» организма. Поэтому она может быть почти схожей во всех видах спорта и состоять из ходьбы, медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений. Оптимальное время циклической части разминки 10–15 мин. Гимнастические движения должны быть составлены в виде комплекса последовательно выполняемых упражнений разной направленности.

Физиологически обоснованной является последовательность всевозможных движений, начиная с верхних частей тела и заканчивая нижними:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.

2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.

3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.

4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.

Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным ее увеличением. После такого, либо подобного комплекса, можно приступать к специальной части разминки.

Специальная часть разминки должна быть тесно связана со специализацией избранного вида спорта. Ее задача сводится к установлению наиболее оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью ЦНС. Здесь происходит основная «настройка» организма на предстоящую работу. Упражнения, используемые в специальной части разминки, по своему содержанию должны быть максимально приближены к основным тренировочным или соревновательным.

Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач по обучению техники двигательных действий и воспитанию физических и личностных качеств.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности строятся на основе использования разнообразных физических упражнений - общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность , отличаются не высокой моторной (двигательной) плотностью занятий. Содержанием таких занятий является отработка основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.

В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. В этих целях используют малоинтенсивный бег, ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами.

6.5. Физические нагрузки и их дозирование

Основным фактором, определяющим степень воздействия мышечной деятельности на физическое развитие, является нагрузка физических упражнений.

физических упражнений (физическая нагрузка) - это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей. Два разных по уровню физической подготовленности студента, выполняя одинаковую мышечную работу, получат разную по величине нагрузку. То есть, нагрузка - это не сама работа, а ее следствие. Действием нагрузки является ответная реакция организма на выполненную работу. Одним из основных показателей соответствия нагрузки уровню подготовленности организма являются внешние признаки утомления (табл. 1).

Таблица 1

Внешние признаки утомления

Признаки Степень утомления
легкая значительная очень большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушения координации движений, дрожание конечностей - тремор
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение заданий
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т. д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки - не эффективны, чрезмерные - наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не изменяется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием занятий физическими упражнениями.

По своему характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные; по величине - умеренные, средние, высокие или предельные нагрузки; по направленности - способствующие совершенствованию отдельных физических качеств (скоростных, силовых, координационных и др.).

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (амплитуда движений, количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.). Физиологические параметры харак­теризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивно­сти их воздействия на организм связаны со следующими факторами, ко­торые необходимы учитывать:

количество повторений упражнения: чем большее число раз по­вторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

амплитуда движений: с увеличением амплитуды нагрузка на ор­ганизм возрастает;

исходное положение: положение, из которого выполняется уп­ражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ним от­носятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выпол­нении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимна­стических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменения положения центра тя­жести тела по отношению к опоре;

темп выполнения упражнений: темп может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых - медленный темп;

продолжительность и характер пауз отдыха между упражнения­ми . Более продолжительный отдых способствует более полному восста­новлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражне­ния разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий на продолжительном периоде времени.

Совокупность физических параметров нагрузки, их комбинации определяют в целом интенсивность и объем тренировочной нагрузки.

Наиболее информативным и широко используемым показателем интенсивности физических нагрузок является частота сердечных сокращений. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними - чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений.

Относительная рабочая частота сердечных сокращений (%ЧСС max) - это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧСС max можно рассчитать по формуле:

ЧСС max = 220 – возраст человека (лет)

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используются два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений - это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений - это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом могут быть пороговая - 75 % и пиковая- 95 % от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки.

Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются по частоте сердечных сокращений (рис. 6.1).

ПАНО

Зона 2
ПАНО

Первая зона - ЧСС 100–130 уд/мин, зона умеренной интенсивности нагрузок, характеризуется аэробным процессом энергетических превращений (без кислородного долга). Работа в этой зоне интенсивности считается легкой и может выполняться долго. Тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных студентов; начинающих заниматься; у лиц со слабым здоровьем, особенно имеющим сердечно-сосудистые и дыхательные заболевания. Спортсменами может применяться в целях разминки, для восстановления или активного отдыха.

Вторая зона - ЧСС 130–150 уд/мин, зона средней интенсивности нагрузок, характеризующаяся также аэробным процессом энергообеспечения мышечной деятельности. Она стимулирует восстановительные процессы, улучшает обменные процессы, совершенствует аэробные способности, развивает общую выносливость. Как тренировочная зона наиболее типична для начинающих спортсменов. Работа в этой зоне может выполняться от одного до нескольких часов (длительный кроссовый бег, длительное непрерывное плавание, марафонские дистанции и др.).

Третья зона - ЧСС 150–170 уд/мин, зона большой интенсивности - смешанная, аэробно-анаробная. В этой зоне включаются анаэробные (бескислородные) механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 уд/мин - это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако, у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130–140 ударов в минуту, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160–170 ударов в минуту. Тренировочная работа в этой зоне может проходить в зависимости от подготовленности от 10–15 минут до часа и более (в практике спорта высших достижений). Она содействует развитию и совершенствованию специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей.

Четвертая зона - 170–200 уд/мин, зона высокой или предельной интенсивности нагрузок, анаэробно-аэробная. В четвертой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В связи с высокой интенсивностью нагрузки продолжительность ее короткая (от 3–5 до 30 мин).

В целом продолжительность занятий в той или иной зоне интенсивности нагрузок зависит от уровня подготовленности.

Контрольные вопросы

1. Понятия общей и специальной физической подготовки.

2. Отличия понятий спортивная подготовка и спортивная тренировка.

3. Стороны подготовки спортсмена.

4. Средства спортивной подготовки.

5. Структура отдельного тренировочного занятия.

6. Роль разминки в тренировочном процессе.

7. Понятие «физическая нагрузка», эффект ее воздействия на организм.

8. Внешние признаки утомления.

9. Виды и параметры физических нагрузок.

10. Интенсивность физических нагрузок.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием "физическая подготовка" пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения - от младенческого до пожилого возраста.

Задачами ОФП являются: 1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоничное физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности; 2) развитие всех основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости; 3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности - трудовой, военной, бытовой и т.д.

ОФП - основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированная на укрепление их здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта - специальная физическая подготовка, в профессиональной деятельности - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Спортивная подготовка

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Термин "спортивная тренировка" в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином "подготовка спортсменов". Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена - понятие более широкое.

Спортивная подготовка - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает техническую, тактическую, психическую и физическую подготовку спортсмена.

Спортивная тренировка - это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность - главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы, как соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В тренировочной, и особенно в соревновательной, деятельности ни один из видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

Техническая подготовка - обучение технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает соответствующие двигательные умения и навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

Физическая подготовка . Как уже указывалось выше, физическая подготовка разделяется на общую и специальную физическую подготовку. Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсмена - уровню развития отдельных физических качеств, функциональных возможностей и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта и у спортсменов различного возраста и квалификации. Соотношение ОФП и СФП в тренировочном процессе зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса. В процессе многолетней тренировки с ростом мастерства спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и, соответственно, уменьшается объем средств ОФП. Эффективность тренировочного процесса можно определять по качеству таких понятий, как тренированность, подготовленность, спортивная форма.

Тренированность спортсмена характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, формирующаяся в результате систематических физических упражнений и способствующая повышению работоспособности.

Тренированность подразделяется на общую и специальную.

Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности организма.

Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта.

Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена и выражается в:

  • - повышении уровня функциональных возможностей его организма;
  • - специфической и общей работоспособности;
  • - достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Подготовленность - это комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовок спортсмена.

Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовки спортсмена (технической, физической, тактической, психической). Спортивная форма связана с проявлением комплексного восприятия соревновательной деятельности в избранном виде спорта: "чувство воды", "чувство льда", "чувство мяча" и т.д.

Поделиться