Гимнастика от кашля. Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, который нужно проводить для профилактики и лечения респираторных заболеваний. Не все знают, насколько эффективны , поэтому часто прибегают лишь к медикаментозной терапии. Как правильно делать гимнастику, и что при этом происходит в организме?

Основной симптом и жалоба пациентов при респираторных заболеваниях – надоедливый кашель. На самом деле, кашель – не патология, а защитная реакция организма на скопление мокроты и воспалительный процесс в дыхательных путях. Он бывает двух видов:

  1. Сухой . Возникает из-за того, что слизистая бронхов раздражена и отечна. Такой тип кашля появляется в начале заболевания и также может быть вызван раздражением и першением в горле. Его еще называют непродуктивным – откашливание не приносит облегчения и происходит без выведения мокроты.
  2. Мокрый . В процессе кашля дыхательные пути очищаются, а больной замечает отделение мокроты, которая может быть разного цвета и консистенции. Именно таким способом организм выводит излишек бронхиального секрета и погибшие микроорганизмы. Препятствовать такому кашлю или подавлять его лекарственными препаратами нельзя , иначе застой мокроты приведет к осложнениям заболевания.

Необходимость дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика при кашле проводится два раза в день. Упражнения значительно облегчают выведение мокроты, уменьшают воспалительный процесс и тренируют дыхательную мускулатуру. Сочетание правильного дыхания и физической нагрузки улучшает кровообращение и помогает организму бороться с инфекцией .

Особенно полезна , которая имеет густую консистенцию и трудно выводится. Благодаря правильным упражнениям, прилипшая слизь хорошо отделяется от стенок бронхов. Очищение дыхательных путей – одна из главных задач в терапии респираторных заболеваний.

Упражнения для малышей:

  1. Ребенок делает глубокий вдох через нос, сильно надувает щеки, а затем медленно выдыхает через немного приоткрытый рот.
  2. Имитация звуков животных и транспорта . Малышам полезно говорить «Пых-пых», «Ту-ту» и другие подобные выражение, где выдох делается с усилием.
  3. Ребенок должен взять мяч и прижать его к груди. На выходе мяч бросается взрослому, а малыш говорит «ух-х-х».
  4. Ноги становятся вместе, руки поднимаются вверх. Ребенок делает потягивание вверх, приподнимаясь на носочках. При движении вверх делается вдох. На выдохе руки нужно опустить вниз, а ногу поставить на полную ступню.

Упражнения для взрослых :

  1. 2 минуты нужно шагать на месте и при этом высоко поднимать колени. Поднимая правую ногу, руки также поднимаются вверх, а ртом делается глубокий вдох. При подъеме второй ноги, нужно делать выдох.
  2. Вдох делают лежа, втягивая живот и напрягая мышцы пресса. На выдохе живот выпячивают.
  3. В положении стоя делается резкий вдох носом, при этом туловище чуть наклоняется вперед, а руки свисают вниз. На выдохе тело выравнивается. Нужно повторить упражнение 8 раз и сделать 12 подходов.

Движения и дыхание нужно выполнять так, как написано в методике. Существуют авторские методики, эффективность которых признается многими врачами. Например, предполагает резкий и короткий вдох, а затем расслабленный продолжительный выдох.

Занятия должны проводиться при нормальной температуре тела.

При помощи определенных несложных дыхательных упражнений можно оздоровить ребенка, улучшить его настроение и самочувствие. Регулярное проведение дыхательной гимнастики оказывает положительное действие на здоровье малыша и избавляет его от многих проблем, в том числе от простудных заболеваний и кашля .

Такие упражнения особенно показаны ослабленным детям, у которых часто бывают бронхиты, трахеиты и другие инфекционные болезни дыхательной системы, а также в период восстановления после пневмонии и при бронхиальной астме. Безусловно, дыхательной гимнастикой нельзя заменить основное лечение, однако она станет замечательным дополнительным средством, которое укрепляет защитную функцию организма и улучшает работу органов дыхания.

Дети намного чаще взрослых страдают от кашля. Это обусловлено более развитым кашлевым центром. Помочь исправить ситуацию может регулярное укрепление дыхательных путей, которое лучше начинать с раннего возраста. Для этих целей можно использовать обычные игрушки или придумывать простые игры. Например, подуть на одуванчик или перышко, также можно купить малышу свисток или дудочку. Многие дети любят дуть через трубочку в стакан, наполненный жидкостью, при этом вода пузырится. Эта игра неплохо развивает дыхательный аппарат, кроме того, положительно влияет на развитие речевого центра. Более взрослым деткам можно предложить надуть воздушный шарик. Здесь главное: не переусердствовать, ведь дыхательные упражнения сильно утомляют человека, могут даже вызывать головокружение и другие симптомы плохого самочувствия. Поэтому через 5-10 минут следует сделать перерыв.

Если ребенку больше двух лет, то при появлении кашля можно выполнить с ним специальный комплекс дыхательной гимнастики от кашля. Упражнения, входящие в него, способствуют формированию правильного ритмичного дыхания, а также развивают мышцы дыхательной системы, речевого аппарата, что улучшает произнесение звуков. Кроме того, при этом работают мышцы рук, спины, позвоночника. Выполнять дыхательную гимнастику желательно рано утром до еды или же вечером, через пару часов после ужина. Перед началом упражнений стоит хорошо проветрить помещение.

Упражнение №1. Пузыри

Ребенок должен глубоко вдохнуть через нос, после чего, сильно надувая щеки – «пузырики», производит медленный выдох через прикрытый рот. Повторяется это упражнение несколько раз.

Упражнение №2. Насос

Руки ребенка нужно поставить на пояс, затем производятся легкие приседания. Дыхание выдерживается так, чтобы вдох приходился на приседание, а выдох – на выпрямление. Постепенно упражнения усложняются более глубокими приседаниями, а соответственно более продолжительными вдохом и выдохом. Повторяется примерно 4 раза.

Упражнение №3. Разговоры

Малышу задают простые вопросы, на которые он отвечает различными звуками. Например, «Как пыхтит ежик?» - «Пых-пых-пых». «Как гудит паровоз?» - «Ту -ту». Можно также потянуть любые гласные звуки.

Упражнение №4. Самолет

Читается стихотворение, а в это время ребенок выполняет определенные движения:

Отправляется в полет (производится задержка дыхания)

Жу-жу-жу (поворот направо)

Жу-жу-жу (выдох)

Постою и отдохну (руки опускаются вдоль тела, спина выпрямляется)

Я налево полечу (голову нужно поднять и сделать глубокий вдох)

Жу-жу-жу (поворот налево)

Жу-жу-жу (выдохнуть)

Постою и отдохну (руки вниз, спина прямо).

Можно повторить упражнение несколько раз.

Упражнение №5. Мишка и мышка

Так же, как в предыдущем, при чтении стихотворения малыш выполняет определенную последовательность действий и поддерживает ритм дыхания.

У мишки дом большой (нужно выпрямиться и хорошо потянуться вверх, встав на носочки, в этот момент производится вдох)

У мышки маленький (нужно присесть на корточки, обхватив колени руками и опустив голову, хорошо выдохнуть со звуком «ш-ш-ш»)

Мышка к мишке в гости идет (ребенок поднимается на носочки)

Он же к ней никак не попадет.

Упражнение проводится 4 раза.

Упражнение №6. Ветер

Я сильный ветер, я лечу

Лечу туда, куда хочу (ноги поставить на ширине плеч, руки опущены по бокам, производиться вдох носом)

Могу налево я подуть (голову нужно повернуть влево, губы сжать трубочкой и потихоньку подуть)

Могу подуть направо (голова поворачивается прямо, производиться вдох, а затем голова вправо и выдох через губы, сжатые трубочкой)

Могу и вверх (те же действия только подуть прямо)

И в облака (подбородок прижимается к груди, выдох через рот)

И тучи разогнать пока (руками производятся круговые движения)

Повторяется с начала до конца несколько раз.

Упражнение №7. Курочка

Руки свободно висят по бокам, голова опущена. Нужно встать и наклониться, при этом хлопают по коленям и приговаривают: «Та-та-та». Производиться выдох. Затем, выпрямляясь и поднимая руки вверх, делается вдох. Упражнение проводится 5 раз.

Упражнение №8. Пчела

Ребенок должен сесть прямо, руки скрещены на груди, голова опущена.

Пчела сказала: «Жу-жу-жу» (при этом производится выдох со звуком «ж-ж-ж», руки разводятся в стороны, плечи выпрямляются)

Полечу, зажужжу, детям меда принесу (ребенок встает, обходит вокруг стульчика и садится на место).

Нужно следить, чтобы дыхание было глубокое, а вдох производился носом. Повторяется 5 раз.

Упражнение №9. Покос

Малыш встает прямо, ноги немного расставлены, руки опущены вниз. При звуках «зу-зу» ребенок размахивает руками. Дыхание выравнивается в следующем ритме: руки вправо – вдохнуть, руки влево – выдохнуть.

Зу-зу, зу-зу,

Покосили мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

Влево я взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе очень быстро

Покосили мы траву.

Кроме вышеперечисленных, существует еще много различных дыхательных упражнений в игровой форме. Из них можно составлять комплекс, чередуя и проводя по-разному.

Кипящая каша

Ребенок садится, одну руку кладут на грудь, вторую – на живот. Вдох – живот втягивается, выдох – выпячивается. При выдохе произносится громкий звук «ф-ф-ф».

Трубач

В положении сидя, руки нужно сложить трубочкой и поднять вверх. Производится медленный выдох со звуком «пф-ф».

Марш

Ребенок встает прямо с гимнастической палочкой в руках и начинает ходить, стараясь при этом высоко поднимать колени. Ритм дыхания выдерживают в следующем ритме: 2 шага – производится вдох, 7-8 шагов – выдох. Длительность около 1,5 – 2 минут.

Часики

Ноги немного расставлены, руки – вдоль тела, спина прямая. Производятся махи вперед-назад прямыми руками, приговаривая «тик-так, тик-так». Упражнение повторяется около 10 раз.

Летающие мячи

Ребенок встает прямо, в руки берет мяч и прижимает его к груди. На выдохе производится бросок мяча вперед со звуком «ух-х-х».

Турник

Ноги вместе, гимнастическая палка держится обеими руками перед грудью, затем ее нужно поднять вверх, потянувшись всем телом и встав на носки. Палка вверх – вдох, вниз за голову – выдох. На выдохе произносится звук «ф-ф-ф».

Петушок

Ноги на ширине плечи, руки вначале опускаются вдоль тела, затем поднимаются в стороны, хлопается по бедрам, и на выдохе произносится «ку-ка-ре-ку».

Регулировщик

Ноги расставлены, одна рука – вверх, а вторая отводится в сторону, спина выпрямлена. Вдыхая через нос, положение рук меняется, на момент выдоха говорится: «р-р-р». Повторять упражнение нужно по 8 раз для каждой стороны.

Паровоз

Руки нужно согнуть в локтях и, ходя по комнате, проводить ими попеременные махи. Можно добавить звуки «чух-чух-чух». Длительность упражнения около полминуты.

Семафор

Спина выпрямлена, на вдох руки поднимаются в стороны, на выдох – медленно опускаются.

Насос

Ребенок стоит прямо, ноги сомкнуты, руки висят вдоль тела. Производятся наклоны в стороны, при которых руки перемещаются по телу. При выдохе произносится «с-с-с».

Качающийся маятник

Ноги расставлены на ширину плеч, в руках зажата гимнастическая палка, которая должна быть опущена за голову. Ребенок наклоняется поочередно в обе стороны, при самом наклоне – выдох.

Гуси-лебеди

Ребенок медленно ходит, поднимая и опуская руки в стороны. При этом выдерживается дыхание: руки вверх – вдох, вниз – выдох. Продолжительность упражнения около 2-3 минут.

Лыжи

Проводят движения аналогичные ходьбе на лыжах на протяжении 2 минут.

Расту большим

Ноги ставятся вместе, руки поднимаются вверх. Нужно потянуться, поднимаясь на носки, и при этом глубоко вдохнуть, затем руки опускаются вниз, ноги встают на полную ступню – проводится выдох. Повторить около 5 раз.

Проводить дыхательные упражнения для дошкольников можно два раза в день. Лучше всего для такой гимнастики подходят прогулки на свежем воздухе.

Комплексы лечебной физкультуры нужно проводить на протяжении примерно 3 месяцев. Курсы дыхательной гимнастики чаще всего назначаются детям-дошкольникам, страдающим частыми респираторными заболеваниями, хроническими гайморитами, ринитами, ларингитами или трахеитами. Лечебные упражнения помогают более быстрому избавлению малыша от болезней и короткому восстановительному периоду. Кроме того, дыхательная гимнастика является отличной мерой профилактики повторных заражений инфекционными заболеваниями и предупреждения обострений при наличии хронического течения патологий органов дыхательной системы.

Упражнения нужно проводить два раза в день, исключая 1-1,5 часа после еды и 2 часа до сна. Общая длительность гимнастики составляет около 10-15 минут. Перед тем, как приступить непосредственно к выполнению упражнений комнату, в которой они будут проходить, следует хорошо проветрить, а лучше также провести в ней влажную уборку. На все время занятий форточку оставляют открытой.

Начинают комплекс с ходьбы по комнате, сочетающейся с движениями руками. На вдохе они поднимаются в стороны, на выдохе опускаются в исходное положение по бокам тела. Дышать при этом следует носом, рот должен быть полностью закрыт. Шаги постепенно ускоряются и переходят в медленный бег, при котором вдох-выдох проводят на 3 счета.

Упражнения, каждое проводится несколько раз:

  1. Ребенок стоит, расставив ноги. При вдохе через нос руки поднимаются вверх, затем, при выдохе через рот, тело наклоняется вперед как можно ниже.
  2. Ребенок стоит, ноги вместе. Руки поднимаются вверх, производится вдох, поднимается на носочки и хорошо потягивается, затем вместе с выдохом руки опускаются и малыш встает на полную стопу.
  3. Ребенок сидит, положив руки на пояс. Выпрямляя ноги, нужно попробовать достать вытянутыми руками тыльную сторону стопы.
  4. Сидя на стуле, прижавшись спиной к его спинке, поднять руки вверх и скрестить над головой, затем медленно опустить в исходное положение.
  5. Лежа на спине и вытянув руки вдоль тела, согнуть в коленях и поднять ноги, подтянув их к груди, после чего вернуться в начальное положение.
  6. Лечь на живот, руки на поясе. Приподнимается верхняя часть груди, плечи и голова, все тело вытягивается, а потом опускается в исходное положение.
  7. Сидя на стуле, опустить руки вдоль тела. Делая глубокий вдох, выпрямляют спину, при медленном, плавном выдохе плечи опускаются.
  8. В положении сидя производят дыхание сначала через одну ноздрю, затем через другую, а затем через две одновременно. При этом нужно следить, чтобы рот был закрыт.

Заканчивают гимнастику ходьбой, сопровождающейся хлопаньем в ладоши. Дыхание поддерживается произвольное через нос.

Из-за изнурительного кашля человек не может полноценно отдохнуть. Мучительные приступы мешают спать, заниматься повседневными делами и выполнять служебные обязанности. Общее недомогание, которое обычно сопровождается катаральными явлениями (хроническим насморком), дает толчок развитию более серьезных заболеваний. Для устранения сильного кашля пациенту прописывают медикаменты, характеризующиеся противокашлевым, антигистаминным и антибактериальным действиями. Хороший эффект дает дыхательная гимнастика от кашля.

Данная методика представляет собой комплекс упражнений, посредством которых можно быстро и эффективно устранить все негативные проявления. Эту специальную гимнастику причисляют к методам ЛФК. Эта аббревиатура расшифровывается как «лечебная физическая культура». Благодаря указанной терапии, можно вывести мокроту, скопившуюся в бронхах. К дополнительным преимуществам относят купирование воспалительного процесса, укрепление иммунной системы и активизацию защитного механизма.

От работы дыхательной системы зависит функциональность жизненно важных органов. С помощью гимнастики восстанавливают энергетический баланс, ускоряют регенерацию поврежденных тканей. Во время проведения данной терапии организм отдыхает. Дыхательные упражнения не имеют возрастных ограничений. Курс лечебной физкультуры прописывают детям и взрослым. Желаемый результат будет достигнут, если пациент будет выполнять все рекомендации лечащего врача. Гимнастические упражнения следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении. Чем легче проходят тренировки, тем больше коэффициент эффективности.

Каждое заболевание протекает по своему сценарию. Чтобы подобрать все необходимые терапевтические процедуры, доктор направляет больного на диагностическое обследование. От кашля трудно избавиться, если неизвестна точная причина его появления.

Показания

Дыхательную гимнастику прописывают, если в анамнезе пациента присутствуют следующие недуги:

  • дерматит;
  • невроз;
  • аллергическая реакция;
  • гинекологические болезни;
  • экзема;
  • энурез, фимоз;
  • сахарный диабет;
  • язвенная болезнь;
  • бронхит, воспаление легких.

Весомым поводом для назначения ЛФК становятся патологии опорно-двигательного аппарата, простуда, миокардит, атеросклероз. Процедуру можно проводить в домашних условиях или во время прогулки. Последний вариант более предпочтителен.

Изнурительный кашель бывает мокрым или сухим. Этот клинический симптом является защитным рефлексом. Он возникает, если в дыхательных путях появились частицы, препятствующие дыханию. Чаще всего это мокрота. Сухой кашель считается непродуктивным. При его появлении откашливания не происходит. Мокрота не выделяется, в результате этого самочувствие больного существенно ухудшается.

При влажном кашле происходит очищение бронхов. Вместе с мокротой из дыхательной системы выводится излишнее количество бронхиального секрета и болезнетворные микроорганизмы, которые побеждены иммунной системы. При отсутствии эффективной терапии избавления от мокроты не происходит, развиваются осложнения.

Противопоказания

Несмотря на имеющиеся преимущества, гимнастику назначают не всем. От данной методики придется отказаться беременным женщинам и кормящим матерям. В перечне противопоказаний присутствует:


  • гипертония;
  • инфаркт;
  • тяжелая близорукость;
  • глаукома;
  • интоксикация организма;
  • онкология;
  • болевой синдром;
  • тромбоз;
  • эмболия;
  • повышенная температура тела.

ЛФК не проводят, если больной страдает от психических нарушений, кровотечений, необратимых патологических изменений. Поводом для беспокойства становится повышение такого показателя, как скорость оседания красных кровяных телец.

Польза дыхательной гимнастики

Сеансы терапии осуществляют несколько раз в сутки. Благодаря разработанным упражнениям, развивается дыхательная мускулатура, останавливается развитие воспалительных патологий, улучшается кровообращение. Благодаря совмещению физической нагрузки и правильного дыхания, организм быстрее справляется с инфекционным заражением. Дыхательные упражнения позволяют изменить консистенцию мокроты.

Положительное воздействие распространяется на метаболический обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. Дыхательную гимнастику часто прописывают гиперактивным малышам. После курса этой терапии дети становятся более спокойными. Лечебную физкультуру в педиатрии проводят в игровой форме.

Примеры упражнений

Комплекс занятий для детей отличается от упражнений, назначаемых взрослым пациентам. В любом случае при их проведении необходимо соблюдать следующие правила:


  • Появление легкого кашля не является поводом для отказа от специальной гимнастики.
  • Если период откашливания продолжается слишком долго, терапию придется прекратить.
  • Тренировку нужно проводить в прогретом помещении. Сквозняки усугубят состояние больного.
  • Перед гимнастикой необходимо провести влажную уборку.
  • Обязательной частью лечебной терапии является зарядка.
  • Чтобы усилить положительный эффект от процесса, его совмещают с массажем.
  • При наличии мокрого или сухого кашля пациент должен дополнительно посещать сеансы физиотерапии.
  • Чтобы разнообразить занятия, разрешено использовать ароматические масла или морскую соль.

Дыхательная гимнастика не должна вызывать неприятных ощущений. От настроения пациента зависит очень многое. Обязательным условием для проведения терапии является нормальная температура тела. Методика может разниться. Наиболее популярной является лечебная гимнастика, разработанная Стрельниковой.

Для взрослых

Гимнастику проводят, находясь в лежачем положении. Перед началом сеанса необходимо подготовиться. Больной убирает подушку и принимает горизонтальное положение. После этого он руководствуется следующим алгоритмом:

  • Руку кладут на область диафрагмы. Потом делают 20–30 подходов: вдох и одновременно нажатие на живот, выдох – наполнение брюшины воздухом.
  • Пациент на вдохе ложится, на выдохе принимает сидячее положение. Количество сеансов определяет лечащий врач.
  • Человек, лежа на постели, при втягивании воздуха говорит «У», а при выдыхании «А». В дальнейшем используют и другие звуки.

Заниматься гимнастикой можно, приняв вертикальное положение. Больной марширует на протяжении 2 минут. При этом руки и колени поднимают как можно выше (правая рука - левая нога, и наоборот).

Для детей

Дыхательная гимнастика для детей помогает избавиться от кашля и других неприятных симптомов. Одно упражнение повторяют не больше 15 раз.

Ребенок встает с постели и разводит руки в стороны. При вдохе делают наклон вперед, он заканчивается тем, что пальцы касаются лопаток. Выдох сопровождается ослаблением захвата. На последнем этапе малыш принимает исходное положение.
Пациент, вдыхая, сцепляет руки в замке. На выдохе он делает резкие движения влево и вправо. Потом замирает и повторяет указанный комплекс движений заново (не более 10 раз).
Дети имитируют звуки, издаваемые транспортом и животными.

Маленькие дети не всегда готовы выполнять просьбы взрослого. При этом взрослый показывает пример. Сначала мяч прижимают к груди (вдох), потом резко бросает его тренеру или родителю (выдох). Для равномерного исполнения бросок ознаменовывается словом, его выбирает малыш. Дыхательная гимнастика для грудничка ограничивается специальным массажем.

Длительность одного сеанса определяет доктор. Он учитывает выявленный диагноз, состояние и характер ребенка.

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики очень полезно при лечении кашля любой этиологии. Методика способствует быстрому выздоровлению, поскольку помогает очистить воздухоносные пути от мокроты в максимально короткие сроки.

Кроме того, гимнастика укрепляет не только дыхательную, но и сердечно-сосудистую систему, усиливает защитные свойства организма.

Важно отметить, что упражнения необходимо выполнять регулярно и под контролем медицинского персонала (либо после соответствующего обучения).

Только в подобных случаях можно рассчитывать на выраженный эффект от их использования.

Упражнения для дыхания при кашле способствуют усилению легочной вентиляции, насыщению тканей кислородом и другими полезными веществами.

Мокрота выводится намного быстрее, что сокращает срок приема лекарственных средств.

Ускоренная эвакуация секрета способствует элиминации патогенной микрофлоры. Это препятствует застою в органах дыхания и возникновению осложнений.

Дыхательная гимнастика укрепляет мышцы грудной клетки и голосовые связки. У пациентов детского возраста улучшается четкость речи. Также упражнения усиливают репаративные процессы слизистой оболочки органов дыхания.

Регулярная гимнастика улучшает ток крови и лимфы в сосудах, что также обеспечивает вывод патогенных микроорганизмов, насыщает органы кислородом и питательными веществами . По этой причине дыхательные упражнения представляют пользу не только для воздухоносных путей, но и для органов пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, при нарушениях обмена веществ, остеоартрозах и остеоартритах.

Противопоказания к выполнению

Данный вид лечебной физкультуры не рекомендуется в период беременности и грудного вскармливания .

Также не следует прибегать к этой методике в случае наличия следующих патологий:

  1. Артериальная гипертензия.
  2. Заболевания органа зрения (близорукость, катаракта, глаукома).
  3. Высокая температура тела, любые интоксикации.
  4. Онкологические процессы.
  5. Психические патологии.
  6. Тромбоэмболии.
  7. Различные кровотечения.

Не следует выполнять гимнастику в тех ситуациях, когда зафиксировано нахождение инородного тела в непосредственной близости с крупными артериями или венами, также нервными стволами.

Какие упражнения делать при кашле у взрослых и детей

При выполнении любого упражнения может возникнуть кашель легкой степени, что не представляет опасности. Помещение, в котором находится пациент, должно регулярно проветриваться и убираться, но при этом во время самой гимнастики окна должны быть закрыты.

Для взрослых пациентов

Методика подходит для пациентов как с сухим, так и с влажным кашлем. Дыхательная гимнастика при кашле у взрослых выглядит следующим образом:

Предварительно пациенты проходят обучение под контролем медицинского персонала, чтобы затем выполнять все правильно в домашних условиях.

Для детей

Родителями важно знать, какие упражнения делать ребенку при кашле. Взрослые должны контролировать маленьких пациентов, помогать в правильном выполнении. Комплекс упражнений для детей:

После этого ребенку следует бегать вокруг комнаты, взмахивая руками как крыльями. Темп постепенно замедляется, больной переходит на ходьбу.

Родителям важно знать, что физические упражнения при кашле у детей осуществляются за 1 час после или 2 часа до приема пищи . Если в процессе появляется кашель, необходимо прочистить воздухоносные пути и только после этого продолжить процедуру.

Поделиться