Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук. Упражнения для развития мелкой моторики

Если вы - внимательные родители, сосредоточенно сканирующие информационное пространство на предмет эффективной методики обучения дошкольника, то, без сомнений, уже наслышаны о необходимости развивать у крохи мелкую моторику. Впрочем, о мелкой моторике сегодня наслышаны даже те, кто не особо вникает в «детские темы».

Развитие мелкой моторики: обоснованная необходимость или модный тренд?

Напомним, что благодаря активной тренировке мелких мышц пальцев и кистей рук развиваются:

  • артикуляционный аппарат и система распознавания звуков;
  • внимание и память;
  • интеллект;
  • воображение.

Для развития мелкой моторики предлагается масса готовых игр и игрушек. Может сложиться впечатление, что этому направлению воспитания ребятишек первых лет жизни посвящена целая индустрия.

Но ведь наши мамы и папы, как и их мамы и папы, и целые поколения мам и пап до них как-то растили своих отпрысков без шнуровок, бизибордов, сортёров и прочих рамок-вкладышей. Хватало обычных кубиков с пирамидкой, а у счастливчиков водилась дома незатейливая мозаика. Так, может, ни к чему все эти хитрости-премудрости и нашим детям? Авторитетно заявляем: «К чему!»

Нас, а тем более поколения до нас, растили совершенно в других условиях:

  • У нас были ботиночки на шнурках, с которыми мы лихо справлялись уже в младшей группе детского сада. Сегодня проблемы с элементарными шнурками испытывают даже 8-10-летние ребята.
  • У наших родителей, бабушек и дедушек не было компьютеров и смартфонов. Даже телевизоры буквально лет 25–30 назад были не в каждой семье. Часы досуга семьи проводили за рукоделием: мамы вязали и вышивали, папы стругали и паяли. Ну и мы, конечно, перенимали их увлечённость и тоже старались что-то творить своими руками.
  • У наших родителей не было такого количества электронных помощников - мультиварок, кухонных комбайнов, роботизированных пылесосов, автоматических стиральных машин и прочих прелестей современной цивилизации. Они (предшествующие нам поколения родителей) были вынуждены усердно работать по дому, а мы были вынуждены не менее усердно им помогать: перебирать крупу, вскапывать грядки, подметать и т.д.

Сейчас детей оберегают от домашней работы как можно дольше. Одежда у них на липучках и молниях. Развлекаются они за просмотром мультфильмов или за компьютерными играми. Где работа пальчиками? В естественной среде современного ребёнка ей практически нет места. Поэтому важно сознательно внедрять в распорядок дня крохи упражнения на развитие мелкой моторики. Какие упражнения подходят для этой цели? «Эврика» знает!

Простые и эффективные упражнения на развитие мелкой моторики

Упражнение 1: Массаж рук

Уже новорождённому крохе можно и нужно разминать ручки. Мните и поглаживайте ладошки, нежно пощипывайте кожу, потягивайте суставчики и делайте ими вращательные движения. Все манипуляции должны быть лёгкими, без излишнего усердия. Можно приговаривать потешки. Самая популярная, конечно, - «сорока-ворона». Но она далеко не единственная. Вы можете придумывать простые стишки самостоятельно или использовать готовые. Например:

  1. Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрём,

Отдохнём совсем немножко,

А потом опять начнём.

2. Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 2: Пальчиковая гимнастика

Цель занятия - тренировать пальчики, разрабатывать кисти рук, учить координировать действия. Упражнения могут быть какими угодно. Самые первые и самые простые, доступные уже малышам 5-6 месяцев, - это «ладушки». Приговаривая забавный стишок, играйте вместе с малышом: пальчики по возможности прямые, прижаты друг к другу. Ладошки бьют друг о друга в такт словам потешки:

Ладушки-ладушки!

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку,

Что пили? Бражку!

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Пусть малыш постукивает кулачками по разным поверхностям, сгибает и разгибает пальчики, растопыривает их и тянется ладошками вверх, «бегает» пальчиками по столу, совершает ручками круговые движения.

Ближе к трём годам можно подарить ребёнку пальчиковый театр, который придаст такой гимнастике новый смысл.

Упражнение 3: Работа с бумагой

Складывание фигурок из бумаги без ножниц и клея (оригами), а также создание картинок при помощи клея и вырезанных бумажных элементов (аппликации) - отличный способ развивать мелкую моторику в любом возрасте от трёх лет и старше. В раннем же детстве навыков, необходимых для этих творческих занятий, пока не достаёт. Поэтому можно предложить крохе просто рвать бумагу.

Разрыванием можно заниматься уже в 7-8 месяцев. Главное - объяснить, что рвать можно только те бумажки, которые дают родители.

Чтобы придать этому занятию смысл, вы можете самостоятельно создать из обрывков какие-то поделки:

  • простую открытку;
  • ёлочную игрушку;
  • панно.

С ребёнком постарше - от года и более - бумагу ещё можно перелистывать. Для этого хорошо подойдут детские книжки или глянцевые журналы. Следите, чтобы малыш аккуратно захватывал странички пальчиками, перелистывая их одна за другой. Это, казалось бы, очень простое упражнение вызывает у малышей массу затруднений.

Упражнение 4: «Золушка»

Помните, в сказке «Золушка» злая мачеха заставила главную героиню перебирать чечевицу и горох (в зависимости от версии сказки, перевода и экранизации крупы могут варьироваться, но сейчас не об этом). Вы, конечно, своего ребёнка любите. И, в отличие от зловредной новой жены Золушкиного папы, именно из любви предложите крохе повторить подвиг вынужденно трудолюбивой девочки.

Перебирать можно разные предметы:

  • разноцветные бусы: красные - налево, синие - направо;
  • разноразмерные пуговицы: крупные - в баночку, мелкие - в коробочку;
  • разнофактурные прищепки: деревянные - на стол, пластмассовые - под стол…

Фантазируйте и наслаждайтесь творческим подходом к раннему развитию.

Упражнение 5: Прятки

Поиграйте с малышом в прятки. Только прятаться будете не вы и не ребёнок. Прятать надо любой мелкий предмет - горошинку, бусинку, маленький шарик и т.п.

Для этого игрового упражнения приготовьте несколько баночек с закручивающимися крышками. Баночки могут быть разного размера, разного цвета, из разных материалов. Малышу надо аккуратно взять пальчиками горошинку (или альтернативный предмет), поместить её в баночку и баночку закрыть крышкой. Поверьте, ребёнка в возрасте от 10 месяцев и старше такое занятие может увлечь очень надолго.

Сначала ручки будут непослушными: горошинка то и дело норовит выскочить и укатиться, а вредные крышки ну никак не хотят завинчиваться. Но наберитесь терпения и поощряйте кроху пробовать снова и снова.

  • Пусть он прячет маленькие конфетки от куклы Вари - если Варенька конфетку найдёт, то съест её, и у неё заболят зубки. Надо Варю спасти, спрятать конфетку.
  • Можно прятать семечку от мистера Дождика (нарисовать грозовую тучку и дождик на белом листе). Если мистер Дождик семечку найдёт, он её промочит, и семечка не сможет вырасти.
  • Богач Апельсин ищет малышку Фасолинку, чтобы заставить её батрачить, а мы Фасолинку спасём. Спрячем её в домик и закроем домик крышечкой.

Придумывайте интересные сюжеты с любимыми игрушками ребёнка и знакомыми ему сказочными героями. Так упражнение станет более увлекательным, а значит, эффективность его ощутимо возрастёт.

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики должны быть органично вплетены в канву каждого дня жизни ребёнка. Новорождённому вы самостоятельно разминаете ручки и ножки. По мере взросления ребёнок всё активнее прорабатывает мелкие мышцы самостоятельно.
  2. Вы можете использовать не все предложенные упражнения. Вы можете менять условия игр на развитие мелкой моторики. Вы можете делать несколько упражнений ежедневно или посвящать всё время занятия только одному упражнению. Главное, чтобы пальчики и ручки ребёнка работали, тренировались, а сам малыш при этом воспринимал происходящее как интересную игру.
  3. Комбинируйте разные направления раннего развития. Работая над мелкой моторикой, вы тренируете память и внимание: малышу надо повторять за вами движения, складывать бумажки по образцу или вспоминать сказку, героев которой вы использовали для игры на развитие мелкой моторики.
  4. Во время массажа и гимнастики обязательно разговаривайте с крошкой, даже если крошке всего несколько дней отроду. Очень важно, чтобы с рождения маленького человека окружала правильная речь. Говорите мягким, ласковым, эмоциональным голосом, но не коверкайте слова, не имитируйте несуществующий «детский язык». Во время массажа улыбайтесь ребёнку и «корчите рожи», пойте и рассказывайте стишки. Чем активнее вы будете взаимодействовать с несмышлёнышем, тем скорее заметите, какой он на самом деле смышлёный и сообразительный.

Счастливого вам родительства, друзья!

На чтение 14 мин.

Ученые-исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики детских пальцев обеспечивает достаточный уровень памяти, внимания и подготавливает руку к письму.

Мелкая моторика рук связана с развитием левых височных и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок касается некоего предмета, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга и способствуют развитию высших психических функций.

Для развития межполушарной взаимодействия можно выполнять упражнения с участием мышц рук.

Что необходимо для развития моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогут детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму;
  • развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что устранит возможность появления неврозов.

Период от 2-х до 3-х лет

Период от 2-х до 3-х лет – чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка, в частности, в интеллектуальном и познавательном развитии.

Как известно, органом мышления, органом всей умственной деятельности человека является мозг. В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, их оформление, когда быстро растут нервные волокна – проводящие пути, которые связывают мозг с органами чувств и с мышцами, во время сокращения которых происходят различные движения, прирост массы мозга имеет большое значение.

Наиболее интенсивное увеличение мозга в раннем и младшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что именно в это время дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много знаний и умений приобретает ребенок в течение первых трех лет своей жизни!

Он учится смотреть и слушать, разговаривать, схватывать предметы и действовать с ними, стоять, ходить, бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице. А еще ребенок овладевает многочисленными навыками – пользоваться ложкой, кисточкой, карандашом и многими другими предметами.

Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях и объектах природы, свойства различных предметов и продуктов труда людей. Малыш познает пространство и время, овладевает речью, учится общаться со взрослыми и сверстниками, усваивает основные правила поведения.

Условия и организация детской деятельности

Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.

Дети совершенствуют двигательную координацию и зрение, учатся концентрировать внимание во многом именно благодаря игрушкам: малыши самостоятельно выбирают себе игрушки для игры, осуществляют с ними различные действия, в том числе по просьбе взрослого.

Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей.

В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.

Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.

В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Игры в детском саду и дома

В детском дошкольном учреждении дети, как правило, имеют место и время для игры. О эти необходимые для умственного развития малыша в речи следует позаботиться и родителям ребенка, дома. Полезно, когда папа или мама поощряют игру ребенка, рассказывают и показывают ему, как именно можно играть той или иной игрушкой.

Игра – своеобразная школа жизни и путь к развитию детского творчества, самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков и тому подобное.

Слушая стихи и сказки, ребенок узнает много нового и интересного про окружающий мир, деревья и цветы, людей и зверушек, фантастических героев, их удивительные приключения и проч.

Естественно, что 2-3-летние малыши не сразу могут понять то, о чем рассказал им взрослый. Поэтому дети часто требуют многократного повторения одних и тех же сказок, рассказов, потешек, песенок, стихов.

Такое повторение играет важную роль: оно дает возможность ребенку вдуматься в сюжет услышанного. Если малышу предлагать все новые и новые книги, он с детства привыкает к поверхностному ознакомлению с ними.

Главное заключается в том, чтобы ребенок научился понимать прослушанное. Для этого важно задавать вопросы: о чем (или ком) рассказывается в стишке или сказочке?

Иногда после чтения взрослому полезно спросить малыша: про кого мы читали сегодня?», «Что он делал?», «Что с ним случилось?», «Чем закончилась сказка?» такие вопросы заставляют ребенка задуматься над прочитанным.

Аналогичная работа может проводиться и по картинкам, когда дети рассматривают иллюстрации в книгах или отдельные картинки с определенным сюжетом. Ребенка младшего дошкольного возраста целесообразно спросить: «Что это?», «Что здесь нарисовано?».

Важным средством не только познания окружающего мира, но и общение детей между собой является усвоение речи. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только понимание им речи взрослого (пассивная речь), но и его собственную, активную разговорную речь.

Для этого у взрослого существует много возможностей. Обязательно нужно следить за чистотой детской речи, правильным употреблением малышом слов и построением предложений.

Средства для развития моторики

Не менее важно беспокоиться о развитии мелкой моторики, которая совершенствуется в разнообразных занятиях – рисовании, раскрашивании, лепке и тому подобное.

Рука для ребенка является органом не только труда, но и познания. Родители часто останавливают малыша, запрещая ему прикасаться ненужных, по их мнению, вещей. И совершенно зря!

Ведь этим они задерживают его умственное развитие, так как многое ребенок еще не может понять лишь на основе собственного суждения. Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и проявляется в работе с новыми и незнакомыми ребенку предметами. Установлено, что только на основе практического действия постепенно формируется действие интеллектуальное.

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит и совершенствуется в разнообразных играх и занятиях, творческих и учебных. Малыш с необходимой помощью взрослых учится наблюдать и получает множество ярких впечатлений об окружающем мире, постепенно приобретая умения практически действовать и осмысливать то, что видит и слышит благодаря овладению речью.

Если при этом ребенок еще и усваивает основные правила поведения, коммуникативные навыки, умение обращения с вещами, можно сказать, что она с пользой проходит через этот период своей жизни.

Как моторика связана с речью?

Одним из показателем готовности ребенка к школьному обучению считается уровень развития мелкой моторики, ведь уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук.

Как выявили отечественные ученые, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие моторной стороны речи, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме.

К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем в речевом развитии.

Проблемы моторики

Многие родители понимают необходимость развития малыша от рождения и с большим интересом занимаются с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они всегда должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.

Каждому из нас приходилось встречать детей четырех - пяти лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.

Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив полнометражный мультфильм или поставив игру на часик, чтобы ребенок не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел.

Лишь некоторые родители признают тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока их ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застегнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное.

Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки - свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто из родителей задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество вещания.

Влияние мелкой моторики на способность ребенка учиться

Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов, логопедов свидетельствуют, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук и, к сожалению, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития.

Специалисты установили, что у большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, нескоординированные. Таким детям сложно переключиться с выполнения одного движения на другой.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой у ребенка родители узнают лишь в период подготовки ребенка к школе или уже в школьном возрасте, когда ребенок во время учебы начинает отставать от сверстников, не успевает по программе.

При этом нагрузка на ребенка значительно возрастает, ведь, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать ручку в непослушных пальцах. Но такие проблемы можно предупредить, если вовремя выявить отставание в развитии координации движений и мелкой моторики у ребенка. При правильно спланированной коррекционной работе можно исправить ситуацию еще в дошкольном возрасте.

Мелкая моторика как фактор устранения речевых нарушений

Стоит помнить, что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и способствует предотвращению и устранению возможных речевых нарушений.

Кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем «умнее» руки, тем умнее малыш. Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речи.

Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования М.Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи.

Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.

Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.

Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года - три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.

Эффективные условия для развития моторики у детей дошкольного возраста

Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для развития моторики кистей ребенка важно тренировать обе руки. Важно в играх так же развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения для развития моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с низшими структурами.

Одновременно у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется усидчивость, игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры из подручных материалов

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

Игра «Шнуровки»

Можно купить уже готовую «шнуровку», а можно ее изготовить самому. Уверена, что ребенок еще с большим удовольствием будет играть, если основу папа или мама сделают самостоятельно, специально для него. Будет нужен кусок линолеума, фанеры, пластика и т. п. с проделанными отверстиями и шнурок.

Игра «Застежки»

Застегивание пуговиц, кнопок, липучек, змейки. Нужна ткань, пуговицы и нитки.


Выкладывание, перебирание косточек

Нужно: тарелочка, косточки, желательно разные (например, из абрикоса, персиков, вишен). Но если ребенок еще маленький лучше брать крупные косточки.


Создание ожерелья из пуговиц, частиц соломинки, крупных бусинок

Для развития моторики посредством создания ожерелья понадобятся: шнурок, пуговицы с крупными отверстиями, несколько разноцветных соломинок для коктейля (разрезать на кусочки по 1-3 см длиной), бусины, ножницы.



Игры с прищепками

Потребуются прищепки и картон.


Откручивание и закручивание крышек

Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.


Скручивание лент


Игра «Волшебный мешочек»

Угадывание на ощупь предметов. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.


Перекатывание карандаша

Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирует организм в целом.


Обводка трафаретов

Для развития моторики в этой игре потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.


Аппликации из круп

Для развития моторики посредством аппликации понадобятся: картон, пластилин, клей, крупы, семечки, макаронные изделия и тому подобное.


Пересыпание косточек, каштанов, круп, фасоли, ракушек, монет и т. п. с одной емкости в другую.

Нужно: две и более мисочки (можно одну пластиковую, а другую металлическую, тогда еще и развиваем слух), «сыпучие». Для усложнения можно соединить все «сыпучие» и попросить ребенка разложить их в разные емкости.

Рисование на песке или манке

Нужно: плоская тарелка или поднос, манка или песок.


Рисование пальчиками

Нужно: бумага, можно заготовку для раскраски, пальчиковые краски, вода, влажные салфетки.


Лепка из соленого теста

Нужно: соленое тесто (можно разноцветное), скалка, разные формочки для выдавливания.


Каждый из этих приемов для развития моторики также направлен на всестороннее развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Приятных вам игр и общения!

Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество - важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку - погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно - два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи - , основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок - солнышко, пальчики - лучики:

Солнышко - солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки - ладушки,
Где были? - У бабушки!
‒ Что ели? - Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни - тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны "Мальчик - пальчик", "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка...".

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики - неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию - развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки - сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня - место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу - от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание - разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети - штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

Каждая современная мамочка понимает значение развития мелкой моторики рук для своего крохи. Но не все знают, как правильно развивать навыки мелкой моторики у своих детей, какие упражнения для этого необходимо выполнять и какие подручные средства задействовать. Перед тем, как поговорить об упражнениях и занятиях, стимулирующих моторику у детей, давайте разберемся с самой сутью данного понятия и инструментами ее влияния на развитие малыша.

Главное в статье

Мелкая моторика ребенка до 3 лет

Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Другими словами – это усовершенствованное понятие «ловкости». Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма, как мышечной, так и нервной.

Мелкая моторика ребенка до 3-х лет состоит из большого количества самых разных действий: сначала малыш учится захватывать игрушку, немного позже – уже умеет ощупывать ее составные части, а в 2-3 года приобретает первые навыки рисования, старательно удерживая карандаш или ручку.

Новорожденный малыш сначала рассматривает свои ручонки, а потом, посредством первых своих игрушек, учится управлять своими движениями. Первые «захваты» предметов выполняются при помощи всей ладошки, а уже к полугоду он может взять игрушку лишь двумя пальчиками.

Родители должны своевременно учить ребенка верно держать ложку, карандаш или кисть для рисования: все это – необходимые, базовые упражнения для совершенствования его мелкой моторики.

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с центральной нервной системой ребенка. Ее влияние на зрение, слух, память, скорость реакции, восприятие, развитие речи – очень велико.

В головном мозге ребенка центры, отвечающие за моторику и речь «соседствуют» друг с другом. Стимулируя моторику подушечек пальцев рук, мы активизируем речевой центр.

Стремясь развить мелкую моторику у детей, родители применяют множество разнообразных способов. Мы же остановимся на самых интересных и оригинальных.

Крупы для мелкой моторики

Для развития мелкой моторики у детей уже давно применяют различные крупы. Больше всего подходят не слишком мелкие: гречка, рис, перловка, овсянка, а также семечки. Самым маленьким исследователям дают поиграть с фасолью, горохом, кукурузой, разными сортами макарон (рожки, вермишель, ракушки).

В глубокую миску насыпают крупу и дают ее ребенку. Малыш будет прикасаться к такому «материалу» для игры, просыпать крупу сквозь пальчики, стремиться взять отдельную крупинку и подробнее рассмотреть ее. Это не только простимулирует развитие его моторики, но и усовершенствует тактильные ощущения.

Важно: во время занятий не оставляйте малыша одного, во избежание несчастного случая: кроха может проглотить крупинку или подавиться ею.

Если вы все же опасаетесь давать ребенку играться крупами в чистом виде, предлагаем вам взять несколько полотняных мешочков и, заполнив их разными видами круп, дать ребенку ощупать их. Этот прием тоже является прекрасным упражнением для развития ловкости пальчиков.

Когда ребенок достигнет 2-3 лет, с ним можно будет проводить более сложные и интересные занятия, с участием различных круп, например:

  • мама рисует на листе бумаге какое-либо изображение (лучше, чтобы это было забавное животное: кошечка, собачка, мишка, чтобы малыш заинтересовался);
  • ребенку предлагается покрыть рисунок тонким слоем клея, используя кисточку;
  • далее необходимо «раскрасить» рисунок, используя крупы. Например, на ушки наносим гречневую крупу, на брюшко – ячневую, лапки покрываем пшеном.

Со временем крупы приклеятся к изображению, а такой шедевр маленького художника можно обрамить рамкой и любоваться на него долгое время.


Рисование для мелкой моторики

Рисование – не только прекрасный способ разнообразить досуг ребенка, но и отличный метод улучшения его мелкой моторики. Для начала, важно обучить малыша правильно держать ручку, карандаш и кисточку для акварели. Запаситесь терпением: далеко не у каждого ребенка это получается с первого раза. Зато, когда детка уже уверенно держит «орудие» в своих пальчиках, можно приступить к несложным упражнениям.


Рисовать можно не только карандашами, красками или руками: задействуйте для художеств и другие «орудия», такие как ватные палочки или поролоновые губки.

Соединение предметов для моторики

Разборка и собирание воедино различных предметов – отличный тренинг для мелкой моторики ребенка. Предлагаем вам несколько интересных упражнений, которые надолго увлекут даже самого непоседливого малыша:


Сегодня очень популярными являются игрушки-лабиринты для малышей, в которых «перекатываются» по закрученной проволочке различные по форме и цвету деревянные детали. Тактильный контакт с натуральным деревом сам по себе очень полезен для малыша, а соединение мелких деталей в таком лабиринте станет отличной тренировкой для его пальчиков.

Упражнения для мелкой моторики рук у ребенка

Элементарные и простые упражнениялучший способ развить мелкую моторику крохи. Самым маленьким карапузам можно делать массаж ладошек, гладить, слегка надавливать и массировать подушечки каждого пальчика.

Затем, когда малыш уже с интересом наблюдает за вашими действиями, водите по его ладошке, приговаривая разные потешки и присказки, например, известную всем с младенчества «Сорока-ворона». Играйте с малышом в «Ладушки» – так ваше чадо научится хлопать в ладоши, сгибать и распрямлять пальчики.

Когда ребенку исполнится 6-7 месяцев, можно позволить ему играть с бумагой. Дайте ему несколько листов цветной бумаги, лучше, чтобы она была мягкой. Он начнет рассматривать ее, а затем станет рвать на маленькие кусочки: в его возрасте – это крайне полезное и увлекательное занятие, которое заставит его визжать от восторга.

Деткам постарше в качестве упражнения для моторики можно предложить лепку из пластилина или соленого теста, а также упомянутую выше шнуровку.

Использовать для улучшения моторики можно самые разные, отличающиеся по фактуре и размерам предметы

А самыми элементарными пальчиковыми упражнениями являются следующие:

  • пальчики сжимаются в кулачок, далее ребенок вращает кистью влево, потом вправо. Повторить упражнение 5 раз;
  • пальцы с силой сжимаются в кулачок и плавно разжимаются;
  • выпрямить пальчики, а затем сгибать и выпрямлять первые 2 фаланги; повторить 5-7 раз;
  • игра «веер»: разведенные прямые пальчики, начиная с мизинца, сгибаются веерообразным движением. Когда все пальцы собраны в кулачок, провести упражнение, начиная с большого пальца.

Пальчиковые игры для моторики рук

Пальчиковые игры необходимы не только ребенку: они являются хорошим подспорьем для мамочки, которая его воспитывает. Ведь это не только отменная методика развития моторики малыша, но и прекрасный способ отвлечь его и развеселить: каждая такая игра обычно сопровождается веселым стишком или детской потешкой.

Детки, которые регулярно и с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, быстрее своих сверстников начинают говорить, постигают азы письма, имеют хорошую память и двигательную координацию. Они более собраны и устойчивы к стрессу. Пальчиковые игры необходимы ребенку как можно чаще: лучше всего проводить их каждый день.

Очень важно словесно развлекать ребенка в процессе такой игры. Огромный арсенал пальчиковых игр, заданий и тренингов с забавными, веселыми присказками представлен . Выбирайте игру по своему вкусу, развлекайтесь и развивайтесь!

Пальчиковое развитие для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста главными атрибутами и помощниками пальчикового развития являются занятия по изготовлению поделок, которые помимо моторики развивают еще и воображение, творческие навыки, умение и желание мастерить.

Купите ребенку детские безопасные ножницы, разноцветные картон и бумагу. Необходимо научить его вырезать, пользоваться клеем, создавать яркие аппликации и мастерить поделки.

Соберите сухие, разноцветные листья на улице и создайте из них яркое осеннее панно.

Эти занятия необходимы не только для пальчикового развития, они также разовьют творческое мышление ребенка, усидчивость и внимательность. Навыки, полученные в процессе таких игр, обязательно пригодятся в детском саду и школе.

Музыкальные игры для моторики рук

Если вы ожидаете от своего ребенка музыкальных достижений, знакомьте его с разнообразными музыкальными инструментами уже с младенчества. Нажатие кнопок и клавиш отлично развивает моторику детских пальчиков, а сопровождающий их звук помогает маленькому человечку понимать связь между его действиями и воспроизводимой музыкой.

Для таких занятий хорошо подойдут детские пианино, бубны, барабаны, гармони, маракасы, ксилофоны и балалайки. В процессе музыкальных игр развивается не только мелкая моторика и активизируется работа пальцев в целом, но совершенствуется и зрительно-двигательная координация, сенсорика и мыслительная сфера, регулируются усилия пальцев и кистей рук ребенка.

Нарушения мелкой моторики

В раннем детском возрасте нарушение развития моторных функций особенно заметно, и тянет за собой ощутимые последствия. Ведь речевое развитие малыша напрямую связано с его моторными навыками и зависит от степени развития движений кистей и пальцев. О нарушениях мелкой моторики можно говорить, когда ребенок:

  • скован, имеет плохую координацию;
  • нерасторопен и неуклюж;
  • часто роняет предметы;
  • редко участвует в подвижных играх, ему сложно подавать и ловить мяч;
  • в возрасте 3-4 лет не может правильно держать карандаш и провести ровную линию;
  • заметна несогласованность действий рук ребенка.

Статистические данные: около 5% всех деток-дошколят страдают нарушениями мелкой моторики и двигательной координации, подавляющее большинство из них – мальчики.

Однако сам диагноз «двигательное нарушение» должен поставить врач, а если вы заподозрили у своего малыша некоторое отставание в развитии моторики, проводите с ним профилактические меры: выполняйте массаж пальчиков и гимнастику для мелкой моторики рук.

Гимнастика для мелкой моторики рук

С некоторыми приемами гимнастики для совершенствования моторики рук ребенка предлагаем познакомиться из видео.

Регулярное выполнение разнообразных упражнений, представленных в нашей статье, обязательно даст ощутимые результаты, не только в плане улучшения навыков мелкой моторики: оно также поможет вашему малышу освоить правильную речь.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

Поделиться