Массаж 7 месячному ребенку для укрепления мышц. Ползание на четвереньках

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Все новорожденные детки приходят в этот мир с согнутыми ручками и ножками и плотно сжатыми кулачками. Движения конечностей младенца беспорядочные. Это явление совершенно нормальное и носит название «физиологический тонус». Задача родителей состоит в том, чтобы этот тонус устранить и помочь своему кроху постичь науку осознанных движений. В этом вам поможет массаж.

Виды массажа

В зависимости от преследуемой цели массаж подразделяется на следующие виды:

  • лечебный;
  • профилактический;
  • лечебно-профилактический.

Лечебный массаж должен проводиться специалистом. Назначать его могут при следующих выявленных у малыша заболеваниях:

  • гипертонус или гипотонус;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • врожденный вывих сустава;
  • приобретенная или врожденная косолапость;
  • пупочная грыжа;
  • заболевания ЦНС;
  • плоскостопие;
  • деформация ног (Х- или О-образная).

Для каждого заболевания применяются свои особенные приемы массажа, которые, как правило, различаются между собой.

Профилактический массаж рекомендован всем новорожденным, если нет противопоказаний. Сеансы такого массажа способны улучшить кровообращение и аппетит, нормализовать обмен веществ, привести в норму дыхание. У детишек с повышенной возбудимостью стабилизируется поведение и нормализуется сон. Оказывается, массаж способен снизить содержание в организме гормона кортизола. Кортизол – гормон стресса, при его повышенном содержании уничтожается иммунная защита организма. Следовательно, под воздействием массажа улучшается и иммунитет ребенка.

Поскольку профилактический массаж проводится в большинстве случаев самими родителями, его сеансы являются дополнительным способом контакта малыша с мамой или папой. Несомненно, это улучшит и психологическое состояние крохи.

Лечебно-профилактический массаж , как и лечебный, назначается врачом и проводится специалистами. Он подразумевает массирование всего тела с уделением особого внимания проблемным зонам. Этот вид массажа способен нормализовать крообращение, улучшить работу сердечно-сосудистой системы, исправить дефективное состояние костей и мышц, устранить кишечные колики. Рекомендован он также при заболеваниях органов дыхания, мочеполовой и пищеварительной систем. Лечебно-профилактический массаж оказывает благотворное влияние на двигательные способности малыша. Ребенок быстрее научится переворачиваться, садиться и ползать.

Польза / плюсы массажа

На нашей коже присутствует множество рецепторов, которые при раздражении посылают сигналы мозгу. Именно так стимулируется работа и развитие всей нервной системы человека, и массаж здесь занимает лидирующие позиции. Ведь именно на сеансе массажа раздражается больше всего нервных рецепторов.

При массировании тела улучшается кровообращение, а это положительно влияет на состояние любого внутреннего органа. Именно поэтому сеансы профилактического массажа рекомендуются всем деткам первого года жизни.

Грудным детишкам массаж заменяет гимнастику. Кроме того, у новорожденных еще недостаточно развиты слуховые и зрительные способности, весь мир ощущается через прикосновения. Поэтому именно массаж развивает эмоциональное состояние младенца и способность восприятия мира вокруг.

Педиатры считают массаж надежным средством для профилактики различных заболеваний, поскольку от него зависит слаженная работа всех органов.

Мы уже упоминали о благотворном влиянии массажных процедур на иммунитет новорожденного. Так вот, в результате этого влияния ребенок будет реже «подхватывать» различные инфекции и простудные заболевания.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сеансы массажа полезны для системы пищеварения, устраняя у детишек кишечные колики и запоры. Благотворно они действуют и на опорно-двигательный аппарат, помогая сформировать правильную осанку и при необходимости восстановить физическую форму.

В каких случаях нужен массаж

Массаж новорожденным обычно назначают при следующих заболеваниях:

  • гипотрофия;
  • вальгусная и плоско вальгусная деформация стоп;
  • тремор различных частей тела;
  • поражения ЦНС;
  • пупочная грыжа;
  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • косолапость, плоскостопие, деформация ног;
  • сколиоз;
  • деформация грудной клетки.

Курс массажа также может быть назначен в составе терапии бронхиальной астмы, пневмонии, переломов конечностей и т. д. Показан он также при повышенном тонусе конечностей и запорах.

Однако если у малыша не было выявлено специальных показаний для массажа, им можно и нужно заниматься самостоятельно в домашних условиях. Естественно, соблюдая необходимые условия, и, предварительно посоветовавшись с педиатром.

Противопоказания

  • Любой вид массажа не принесет никакой пользы, если у малыша повышенная температура тела. Противопоказан он при различных повреждениях или заболеваниях кожи (особенно гнойничкового характера), повышенной ломкости костей, заболеваниях кровеносной системы, ОРВИ.
  • Желательно отказаться от массажных процедур в разгар острой стадии любого заболевания.
  • При наличии пупочной грыжи массаж должен проводиться под чутким наблюдением врача, поскольку в этом случае нужно исключить возможность защемления грыжи.
  • У детишек с пороком сердца сеансы массажа должны контролироваться детским кардиологом.
  • Не рекомендуется проводить массаж и при повышенной нервозности малыша, поскольку такое состояние вызывает повышенный тонус мышц.

В любом случае курс массажа должен назначать врач, «самодеятельность» недопустима.

Основные правила

Начинать делать массаж можно не ранее, чем крохе «стукнет» 20 дней от роду. У детишек в возрасте до 3 месяцев нельзя массировать область родничка и под коленями, локтевой сгиб, подмышки, внутреннюю часть бедер. Противопоказаны также надавливающие и ударные движения, похлопывания, так вы только вызовете излишнее раздражение рецепторов и повышенную нервную возбудимость младенца.

  1. Температура в комнате должна быть в пределах от 18 до 23 градусов. Самое важное – температурный режим в помещении. Не забывайте, что малыш некоторое время будет полностью раздет и может замерзнуть. Не нужно успокаивать себя тем, что в процессе массажа тело разогревается. Эта аксиома применима к взрослому человеку. Для крохи массирующие движения больше поглаживающие, чем силовые, а потому и разогревающий эффект практически нулевой. О том, что малыш замерз, вам может рассказать начавшаяся икота и температура носика крохи. Читаем статьи об , и полезно ознакомиться со статьей о процедуре закаливания, а именно .
  2. Для проведения массажа следует подготовить пеленальный столик или любую ровную поверхность. Покрыть тонким одеялом, клеенкой или пеленкой. Поверхность должна быть достаточно широкой, чтобы вы могли беспрепятственно переворачивать малыша.
  3. Место для проведения массажа желательно оборудовать заранее всем необходимым. Предусмотрите, что может пригодиться, и обеспечьте нахождение этих средств в доступной близости. Вы не должны отвлекаться и покидать кроху, даже мобильный телефон положите рядом. Желательно также подстелить впитывающую многоразовую пеленку, ведь малыш еще не может контролировать процесс мочеиспускания.
  4. Особое внимание стоит уделить и своим рукам. Длинные ногти нежелательны не только при массаже, они лишние и . Красота рук и хороший маникюр возможны и при коротких ногтях, так что остригите их на то время, пока кроха находится в нежном возрасте. Также рекомендуется снять с рук все украшения. Лишняя возможность травматизма вам совершенно ни к чему.
  5. Сумейте правильно выбрать время для проведения процедуры. Вы ведь приблизительно можете вычислить, когда ребенок просит есть и спать. Массаж лучше проводить спустя полтора-два часа после кормления. Даже при небольшом дискомфорте со стороны малыша процесс не даст положительных результатов.
  6. Во время массажа не молчите, разговаривайте с ребенком. Полезны будут любые детские песенки и потешки. Такие одновременные занятия не только настраивают малыша на позитив, но и развивают его слуховые и разговорные способности.
  7. Постепенное усложнение упражнений и увеличение времени проведения массажных процедур.
  8. Направление массажных движений: строго снизу вверх, от периферии к центру.
  9. Движения должны быть осторожными и не доставлять малышу дискомфорт.
  10. Продолжительность одного сеанса 15-20 минут.

Пошаговая техника

Сразу напомним, что никаких силовых движений при выполнении массажа новорожденному быть не должно. Только легкие поглаживающие движения.

  • Начинаем всегда с ручек крохи. Массируем каждый пальчик в отдельности, разжимаем кулачки и уделяем внимание ладошкам. Плавно переходим к массажу запястья и постепенно поднимаемся выше. Подмышки не трогаем.
  • Плавно переходим к ножкам. Сначала массируем стопу, не забывая уделять внимание каждому пальчику. Далее выполняем легкие массирующие движения по направлению от стопы к паху. Аккуратнее с коленями, никакого воздействия на суставы быть не должно. Область под коленями вообще не трогаем.

Важно! Во время проведения процедуры массажа ручки и ножки новорожденного должны находиться в полусогнутом состоянии!

  • Постепенно переходим к животику и поглаживаем его от пупка по часовой стрелке. Далее смыкаем руки на средней линии животика и начинаем делать скользящие движения: одна рука движется вверх, а вторая вниз. При этом стараемся избегать воздействия на половые органы.
  • Грудь малыша начинаем массировать по направлению от грудины к плечикам, потом – от грудины к бокам. Грудные железы обойдите стороной.
  • Переворачиваем кроху на живот и осторожно массируем шею. В те моменты, когда малыш пытается поднять или повернуть голову, все движения рекомендуется прекратить.
  • Далее начинаем массаж спинки. Направлений движения тут два – от поясницы к плечам, затем от позвоночника к бокам. Сам позвоночник не массажируем. Попку поглаживаем в направлении от боковой поверхности бедер к области копчика.
  • Выкладываем кроху на левый бок и осторожно проводим рукой по околопозвоночным линиям в направлении от крестца к голове. При этом ребенок должен слегка выгибаться вперед. Делаем не более трех движений и повторяем то же самое в положении на правом боку.
  • Укладываем ребенка в исходное положение и массируем головку, избегая область родничка (наверное, не стоит объяснять, почему) . Не забываем и про ушки. Им тоже уделяем немного времени и ласки.

Заканчиваем массаж поглаживающими движениями по всему телу.

Массаж для детей от 1 до 3 месяцев в картинках

Освоить все эти «премудрости» не так сложно, как кажется вначале. Надеемся, с нашей помощью вы станете для своего крохи профессиональным массажистом.

Упражнения для месячного ребенка подбираются с учетом его общего состояния, а также индивидуальных особенностей.

Основные приемы массажа по В. И. Васичкину

  • Поглаживание – манипуляция, при которой массажист, не сдвигая кожу в складки, скользит по коже ребенка с различной степенью надавливания;
  • Растирание – прием, при котором рука массажиста производит сдвигание, растяжение подлежащих тканей;
  • Разминание – прием, при котором массирующая рука выполняет три этапа: фиксация, сдавливание или сжатие, раскатывание. Данный прием используется в детском массаже редко, предпочтительно специалистом.
  • Вибрация – манипуляция, при которой массажист передает ребенку различные колебательные движения. В месячном возрасте это обычно — похлопывание.

Комплекс


Пальчиками поглаживаем личико крохи от середины лобика к вискам, а затем и к щечкам. Если после всего процесса малыш лежит расслабленный и спокойный, то переверните его на животик и гладьте спинку длинными движениями, плавно, от головки до стоп. Если вы заметили, что малыш ерзает, ему что то не нравиться и он не расслабляется, не продолжайте делать массаж, лучше остановиться. Возможно малыша что то беспокоит.

Массаж для ребенка в первый месяц— это необходимое средство регуляции работы мышц сгибателей и разгибателей, деятельности нервной системы и общего гармоничного развития новорожденного малыша.


Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Второе полугодие жизни – это переломный этап не только для крохи, но и для его родителей: перед нами уже не котенок, полностью зависящий от воли матери или отца. Постепенно проявляется личность, настойчиво добивающаяся исполнения своих желаний. Он требует взять его на руки, напоить, покачать, поиграть и ни в коем случае не отворачиваться от него спиной и тем более – оставлять в одиночестве. А еще он любуется своим отражением в зеркале!

Психическое развитие ребенка

Если родители постоянно произносили названия окружающих ребенка предметов, то в 7 месяцев на вопрос «Где..?» он находит их взглядом. Кроха уже различает мать и папу, знает имена братьев и сестер. Результатом систематических тренировок становятся первые сознательно произнесенные слоги-повторения на фоне лепета.

Малышу уже мало простых погремушек. Любознательность требует открывающихся звенящих коробочек, кукол, резиновых игрушек-пищалок.

Если ребенка поят из чашки, то он, как правило, пьет аккуратно.

Познавательное развитие ребенка

С каждым днем 7-месячный малыш испытывает все меньше страхов перед окружающим миром и стремится его познавать. Он уже не плачет при появлении чужого взрослого, а внимательно его рассматривает, осмеливаясь с ним взаимодействовать (гулить в ответ на речь, улыбнуться, взять предложенную игрушку). Это возраст, когда младенца можно познакомить без слез с музыкальными игрушками или шумной бытовой техникой.

Погремушками кроха не только размахивает, но и стучит. При этом игрушки он берет сразу в обе руки и манипулирует с ними. За падающим предметом следит взглядом. Если во время движений ребенок наталкивается на жесткую игрушку, он самостоятельно с нее скатывается, не дожидаясь в плаче помощи родителей. А первые печальные опыты падения с высоты закрепляются пониманием опасности: малютка уже избегает края дивана или поручней кроватки и манежа.

Моторное развитие ребенка

Малыш уже предпочитает играть сидя, балансируя ручками и телом, широко разведя ножки, что позволяет ему все реже «заваливаться» на бок. Удерживаемый за подмышки взрослым, он стоит на разогнутых ногах, опираясь на всю стопу. Если родители уделяли внимание развитию навыка ползания, именно на седьмом месяце они увидят плоды своего труда: кроха пробует ползать не только по-пластунски, но и высоко поднимая попку и вставая на колени.

Ребенок может перевернуться на живот или на спину, любым способом пытаясь дотянуться до интересующей его вещи. При этом он учится использовать для помощи себе поручни, веревки или кольца.

Как делать массаж и гимнастику 7-месячному ребенку

Изменение комплекса гимнастических упражнений и массажа в возрасте 7 месяцев связано с его потребностью в свободе движений, в их разнообразии и точности. Благодаря ежедневным занятиям, кроха становится все более независимым, уверенным и одновременно осторожным. Зарядкой заниматься надо ежедневно, через час после любого приема пищи. Приводим рекомендуемую последовательность упражнений:

  • сидящему и держащемуся за кольца малышу перекрещивают руки на груди, а затем разводят их в стороны, выполняют круговые движения руками;
  • лежащему на спине крохе попеременно и вместе сгибают и разгибают ножки, имитируя шаги или езду на велосипеде;
  • массаж животика по часовой стрелке;
  • поворот тела со спины на животик через правый бок;
  • массаж мышц спины: разминание, поглаживание, похлопывание;
  • развести в стороны ручки малыша и в таком положении помочь ему сесть;
  • круговые движения разведенными в стороны руками;
  • в положении лежа – поднимать выпрямленные ноги;
  • руки взрослого – под поясницей лежащего ребенка – приподнимать его над опорой;
  • поворот тела со спины на животик через левый бочок;
  • лежащего на животе кроху приподнимать над поверхностью за выпрямленные над головой ручки;
  • стимулировать ползание на животе;
  • массаж грудной клетки: похлопывание, разминание и вибрация.

Выполнять весь комплекс лучше сразу, повторяя упражнения от 2 до 5 раз, но не доводя малыша до выраженного утомления. Помните: получающий удовольствие от занятий ребенок будет самостоятельно повторять его фрагменты в игре.

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его потянуть за руки, он будет делать попытки встать на ноги.
К этому времени он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.
Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы занятия гимнастикой были для ребенка радостью, а упражнения выполнялись с удовольствием.
Техника проведения массажа и гимнастики
Сведение рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.
Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.
Поочередное и одновременное сгибание ног
И. п.: лежа на спине.
массаж для детей от 6 до 9 месяцев
]
Рисунок 34.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 34). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.
Переворот со спины на живот
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем, перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.
Ползание
И. п.: лежа на животе.

Рисунок 35.Массаж спины и ягодиц
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.
Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды - разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 35). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.
В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Массаж живота ребенка

Рисунок 36.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.
Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ребенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 36). Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Поднимание выпрямленных ног
И. п.: лежа на спине.

Рисунок 37.Поднимание выпрямленных ног
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.
Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 37).
Переворот со спины на живот
Подробное описание данного упражнения приведено выше.
Приподнимание туловища из положения лежа на животе
И. п.: лёжа на животе.

Переворот со спины на живот
Рисунок 38.
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 38).
Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.
Приседание с поддержкой за согнутые руки
Исходное положение: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Круговые вращения руками
Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 39).Приседание с поддержкой за согнутые руки массаж грудного ребенка

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев.

Перед этим Вам будет полезно прочесть , « », а также , автор периодически ссылается на них.

IV комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 6-9 месяцев
План занятий

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

2. Упражнения для ног:

Одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;

Сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).

4. Массаж спины и ягодичной области:

Поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

Растирание: по всей поверхности 2-3 раза;

Поглаживание - каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;

Разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;

Стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.

5. Ползание на четвереньках.

6. Массаж живота:

Поглаживание - все приемы по 2-3 раза;

Растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;

Пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

Пощипывание вокруг пупка;

Поглаживание - все приемы по 2-3 раза.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

8. Круговые движения руками, 4-6 раз.

9. Массаж стоп.

10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

12. Массаж груди:

Поглаживание, 2-3 раза;

Поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

15. «Тачка».

Практика детского массажа и гимнастики для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев Ирины Красиковой
1. Скрещивание рук на груди

Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 2), вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки. Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет.

2. Упражнения для ног

Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6 раз (см. III комплекс № 5). Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим образом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (рис. 66). Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.

3. Поворот со спины на живот

После 6 месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребенку легким поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.

4. Массаж спины

Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему плану (см. III комплекс № 7):

Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;

Растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;

Поглаживание, 2-3 раза;

Разминание мышц спины;

Разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6 движений); —

Поглаживание 2-3 раза;

Поколачивание или пощипывание ягодичной области.

5. Ползание на четвереньках

Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет - помогите ему, поставив малыша на четвереньки и, заинтересовав его игрушкой, побуждайте ползти.

Ползание - упражнение пассивно-активное, это прекрасная тренировка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса. После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать по полу.

6. Массаж живота

Выполните по знакомому плану (III комплекс № 9):

Поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота по 2-3 раза каждый прием;

Растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мышцам живота по 2-3 раза;

Пощипывание вокруг пупка;

Поглаживание - все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника

Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс № 10).

После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну руку (рис. 68).

Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите ребенка за правую ручку и со словами: «сядь-сядь» и т. п. побуждайте ребенка сесть, опираясь на локоть.

В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок. Это упражнение - активная тренировка мышц брюшного пресса.

Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его на правый бок.

8. Круговые движения руками

Усложните это знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 15), вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки. Движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, т. к. это сложное по координации упражнение. Повторите 4-6 раз.

9. Массаж стоп (см. II комплекс № 11)
10. Поднимание выпрямленных ног

И. п.: ребенок лежит на спине.

Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их (рис. 69). Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 70). Упражнение повторите 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки

И. п.: ребенок лежит на животе.

Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти), далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш поднимает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот (рис. 71). Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях (рис. 72, 73).

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя. Приподнимание туловища - движение активное, интенсивно работают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает повреждение в плечевых суставах.

12. Массаж груди

Выполняется по следующему плану (см. II комплекс № 14):

Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза;

Поглаживание по межреберьям, 2-3 раза;

Вибрационный массаж, 2-3 раза;

Поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки

И. п.: ребенок лежит на спине.

Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы ладони ребенка были обращены к нему. Разведите руки всего лишь на ширину плеч, затем просьбой: «сядь», и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка сесть (рис. 74). И так 1-2 раза.

Если малыш способен на такое напряжение, то он поднимает голову и туловище и подтягивается, сгибая руки. Если же руки ребенка остаются выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным. В дальнейшем можно вкладывать в кисти ребенка кольца.

14. «Бокс» Это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс) после 8 месяцев можно делать в положении сидя.

15. «Тачка» (ходьба на руках)

В конце занятия приподнимите ребенка горизонтально над столом так, чтобы он опирался на выпрямленные руки, ноги удобнее захватить «вилочкой», другой рукой можно поддерживать под животом. В этом положении ребенок поднимает голову и идет на руках вперед (рис. 75).

Мы рассмотрели комплекс упражнений детского массажа и гимнастики в 6 -9 месяц ев по методике Ирины Красиковой .

Здоровья Вам и Вашим деткам

Поделиться