Хельмут марко биография. О вершителе судеб пилотов Red Bull

Автогонщик Хельмут Марко был довольно известен в 70-е годы... Он навсегда связал свою жизнь с автоспортом, оставаясь при деле даже в своем почтенном возрасте.

Биография: краткие сведения

Родился Хельмут Марко в военное время - в 1943 году, 27 апреля, в небольшом городке Граце. Отец Марко - властный человек, настаивал на получении высшего образования и был недоволен увлечением сына гонками.

В 1967 году Хельмут получил докторскую степень по праву. Этот день он запомнил только благодаря тому, что двумя днями ранее пришел к финишу вторым в Лангебарне на гонке Формулы-V.

Жизнь на трассе

В гонки Марко привел его друг детства - Сначала молодые люди занимались мотогонками, а затем перешли в соревнования на горной местности.

Йохан помогал Хельмуту во всем. Переговоры со спонсорами, знакомства с нужными людьми и подготовка к гонкам были неоценимы для Марко.

В 1970 году Риндт предложил другу стать пилотом команды, где он был совладельцем. И Хельмут сразу же завоевал третье место в гонке "24 часа Ле Ман". Через год австриец улучшил свой результат до победного финиша. При этом он установил рекорд максимальной пройденной дистанции, который был побит лишь спустя 40 лет.

В гонках спортивных автомобилей 2-литрового класса Марко сопутствовал успех. Сначала гонщик поднимается на третью ступень пьедестала на соревнованиях в Дайтоне, затем становится вторым в известной гонке Тарга Флорио. Далее снова третье место на 1000 км Нюрбургринга и второе в Цельтвеге на трассе той же протяженности.

"Формула-1"

Хельмут Марко дебютировал в "королевских гонках" на арендованном болиде "МакЛарен", хотя официально выступал за команду BRM.

Гонщик решил потренироваться за месяц до первого старта, с машиной ему помог друг Йохана Риндта - Бонье. На первом же тренировочном круге автомобиль заглох. То же самое повторилось и на следующий день. На свой первый официальный старт на Гран-при Австрии Марко выходил не совсем уверенным в своих силах.

Во многом неудачной карьере гонщика в первой "Формуле" способствовало руководство команды. В BRM на тот момент Марко был уже 5-м пилотом, да и взяли его в команду только из-за спонсорских вложений. Соответственно, и болид он получил самый худший, что не позволило ему раскрыться в полной мере.

В заключительной гонке сезона 1971 года Хельмут наконец пересел на хорошую машину. Но и тут ему не повезло - механики ошиблись с расчетами и незадолго до финиша у Марко кончился бензин.

Незадолго до Гран-при Франции австриец все-таки получил болид, технически сравнимый с авто лидера команды - Бельтуаза. При равных условиях Хельмут Марко показал лучшее время, а Бельтуаз разбил машину. Тогда руководство решило, что первым пилотом станет Марко.

Именно в тот момент, когда карьера гонщика начала набирать обороты, произошел несчастный случай, который поставил крест на дальнейших планах Марко в мире автоспорта.

На французском этапе "Формулы-1", где австрийский автогонщик получил самый лучший болид и команду механиков, обстоятельства сложились не в пользу талантливого пилота. В болиде Ронни Петерсона ложно сработала система пожаротушения и залила практически всю машину следующего позади Марко. Для лучшего обзора Хельмут стал приподниматься в кресле, тут из-под колес авто Петерсона вылетел камень. Он пробил шлем Марко и сильно повредил левый глаз.

Пилот сам выбрался из машины и потерял сознание. Карьера гонщика "Формулы-1" была окончена, практически так и не начавшись...

Все так же в автоспорте

Но стойкий Хельмут Марко не покинул автоспорт. Будучи человеком образованным и юридически подкованным, он сделал многое для развития автоспорта на своей родине.

Марко привел в гонки и Карла Вендлингера. Он являлся их менеджером на протяжении нескольких лет.

Затем австриец создал свою команду RSM Marko, которая побеждала в "Формуле-3000". В 1996 году Хельмут Марко в "Ред Булле" - во главе программы по подготовке молодежной команды.

С 2005 года он является бессменным главным консультантом основной гоночной команды "Ред Булл". Марко сделал многое для того, чтобы и австрийская команда успешно выступали в престижных гонках.

Примечательно и то, что Хельмут Марко положительно отзывается о российском гонщике Данииле Квяте. Он выступает за дочернюю команду "Ред Булла" - "Торо Россо", его партнером является Карлос Сайнс-младший.

Сильный духом австриец всегда довольно жестко защищает интересы своей команды. Именно поэтому он завоевал признание и уважение миллионов поклонников автоспорта.

Ближайший помощник Дитриха Матешица Хельмут Марко имеет репутацию одного из самых жёстких, но эффективных менеджеров в Формуле-1. Он не раз принимал решения, которые на первый взгляд были спорными, но затем гонщики, на которых Марко делал ставку, подтверждали его правоту. Так произошло и с Даниилом Квятом , чьё назначение в «Торо Россо» вызвало много споров в конце 2013-го, но сейчас, год спустя, уже никого не удивляет тот факт, что именно россиянин заменит Себастьяна Феттеля в «Ред Булл». В паддоке Гран-при России корреспондент «Чемпионата» поговорил с доктором Марко о Квяте, сезоне-2014, отставании «Рено» от «Мерседеса», ожиданиях от сезона-2015 и вакансии в «Торо Россо».

Доктор Марко, насколько важным для «Ред Булл» является российский Гран-при, особенно учитывая фактор Даниила Квята?
- Во-первых, должен сказать, что автодром производит впечатление. Мы путешествуем по всему миру, и всегда приятно приезжать в новые страны.

«Я очень хорошо знал Квята по его карьере в картинге, в младших Формулах. Уверен, что и в следующем году он проделает хорошую работу».

Теперь есть Квят, который будет в нашей топ-команде в следующем году. . В целом Россия - очень важный рынок. И трасса, и окружающие виды очень хорошие.

Когда вы подписали Даниила Квята в «Торо Россо» год назад, это решение вызвало немало критики, но он смог доказать, что вы сделали правильный выбор...
- Меня критиковали, когда я подписал Феттеля, потом то же самое было с Риккардо. Я уже привык к этому. Мы «Ред Булл», мы отважные, любим идти на риск. Хотя не думаю, что мы рисковали в этом случае. Я очень хорошо знал Квята по его карьере в картинге, в младших Формулах. Уверен, что и в следующем году он проделает хорошую работу.

- Вы были удивлены его уровнем выступлений в сезоне-2014?
- Нет, ведь именно потому мы его и подписали! Я наблюдал за его карьерой. В Формуле-3 он выигрывал поулы на мокрой трассе, был на полсекунды быстрее в GP3. Никаких сюрпризов.

- . Не было мысли отложить объявление до его домашней гонки в Сочи?
- Нет, зачем? Мы исходим из спортивных интересов и придерживаемся своих решений. Наоборот, так у россиян было больше времени, чтобы привыкнуть к этой мысли.

- «Ред Булл» проводит крайне тяжёлый сезон. До начала чемпионата ожидали таких сложностей?
- Нет, совсем нет. Мы испытываем проблемы из-за того, что двигателю не хватает мощности. Это стало большим шоком в начале года, но мы добились улучшения. Учитывая нашу ситуацию, думаю, нам удалось здорово отыграться, но мы по-прежнему проигрываем 50-60 лошадиных сил. Когда уступаешь столько в мощности, шансов побороться с «Мерседесом» практически нет.

У вас будут более близкие отношения с «Рено Спорт». Насколько вы уверены в том, что сможете конкурировать с двигателями «Мерседеса» уже со старта сезона-2015?
- Да, наше сотрудничество действительно будет более плотным, но пока надо подождать и посмотреть, какие изменения к следующему сезону будут дозволены регламентом ФИА. Мы уверены, что будем ближе.

«Мы привыкли к тому, что у «Мерседеса» двигатель лучше, но когда разница составляет всего 15-20 л.с., это можно пережить».

Насколько - мы пока не знаем. Мы привыкли к тому, что у «Мерседеса» двигатель лучше, но когда разница составляет всего 15-20 л.с., это можно пережить. Определённо, в следующем году разрыв будет меньше нынешнего.

- Какие в целом ожидания от сезона-2015?
- Мы определённо намерены побороться за победы, именно для этого мы в Формуле-1. Будем атаковать на максимуме, будем работать ближе с «Рено» и постараемся улучшать шасси. Мы надеемся в следующем сезоне снова быть первыми.

Даниэль Риккардо удивил многих своими выступлениями и победами в 2014-м. Стала ли для вас его форма в какой-то мере сюрпризом?
- Я был удивлён тем, как быстро Даниэль смог принести нам результат. Я полагал, ему понадобится время, прежде чем он привыкнет к «Ред Булл» и будет ехать так же быстро, как Себастьян. Тесты в этом плане не были показательными, потому что они прошли тяжело для всей команды, но уже с первой гонке он был на необходимом уровне. И я ожидаю того же от Даниила в следующем году.

- Теперь в «Торо Россо» образовалась вакансия. ?
- Мы рассмотрим этот вопрос очень внимательно. Мы никуда не спешим. Нам важно принять взвешенное решение. Думаю, в Абу-Даби смогу дать ответ на этот вопрос.

Учитывая, что в составе «Торо Россо» могут оказаться два новичка в 2015-м, какие перспективы у других гонщиков программы поддержки Red Bull Junior? Могут ли они рассчитывать на попадание в Формулу-1 в ближайшие годы?
- Это зависит от того, как они будут выступать.

«Будем атаковать на максимуме, будем работать ближе с «Рено» и постараемся улучшать шасси. Мы надеемся в следующем сезоне снова быть первыми».

Всё зависит от этого. Если они покажут что-то исключительное, то пойдут выше. Это не та система, где по прошествии какого-то времени ты гарантированно переходишь выше. Всё зависит от выступлений.

- Когда вы подписывали Макса Ферстаппена, ожидали такого обилия критических высказываний?
- Да, я привык к этому и уже не раз доказывал, что все критики неправы, и не понимаю, почему мне продолжают задавать глупые вопросы о нём.

- Заключительный вопрос: «Ред Булл» следит ещё за какими-нибудь российскими пилотами?
- В настоящий момент нет. Но если мы увидим очень конкурентоспособного пилота, то обязательно выйдем с ним на связь.

Хельмута Марко по праву считают одним из авторов чуда, которое в последние годы творит команда Red Bull Racing на трассах Формулы 1: она трижды выиграла Кубок Конструкторов, а Себастьян Феттель стал самым молодым в истории трехкратным чемпионом мира. Но всему есть свое объяснение: в начале 70-х Марко выступал в Ф1 и провел 10 гонок в составе BRM, однако потом из-за травмы левого глаза был вынужден отказаться от продолжения карьеры. Словом, с миром профессионального автоспорта он связан уже более сорока лет.

Вопрос: Почему вас называют «Доктором»?
Хельмут Марко: Еще по ходу гоночной карьеры я получил диплом доктора юриспруденции, что было несколько необычно. Думаю, прессе нравилось говорить, что «на старт выходит доктор Марко». Из гонщиков, выступавших тогда в Ле-Мане и в Формуле 1, мало кто мог похвастаться таким дипломом. Прозвище прижилось, им стали заменять мое имя. Все знают «Доктора», но к медицине это не имеет никакого отношения.

Вопрос: У вас репутация ценителя искусств, различных видов творчества, а не только профессионала, которому известны все секреты гоночного мастерства. Но при этом вас считают очень холодным и необщительным человеком. Вы не переживаете по этому поводу?
Хельмут Марко: Если вас влечет только к прекрасному, вы никогда не добьетесь успеха в Формуле 1.

Вопрос: Уже около десяти лет вы являетесь гоночным наставником Себастьяна Феттеля, и это вряд ли кто-то возьмется оспаривать. Вы познакомились с ним, когда он был еще мальчишкой. Ощущал ли он ту теплоту и заботу, которая так нужна молодому человеку в период становления?
Хельмут Марко : Разумеется, о нем хорошо заботились родители. Молодые люди, которым необходимы любовь и чувство защищенности, стараются подольше оставаться в своей зоне комфорта. Другим же хочется поскорее избавиться от опеки и идти своим путем. Но вам вовсе необязательно проявлять какие-то нежные чувства. Достаточно выявить в молодых людях их сильные стороны. Искусственная атмосфера уюта и комфорта не подходит миру Формулы 1.

Вопрос: Когда впервые Феттель заговорил с вами в менее формальной манере?
Хельмут Марко: Не знаю, честное слово. Когда-то мы перешли на такое общение, но все это было тихо и спокойно.

Вопрос: Как ваши отношения переросли в постоянное сотрудничество?
Хельмут Марко: Прежде всего, нас связывает открытое и честное деловое партнерство. Если у Себастьяна какие-то проблемы, он сразу обращается ко мне. Но если меня что-то тревожит, я иду к нему. Все делается в очень профессиональном ключе. И, разумеется, это сближает.

Вопрос: Вам нравится с ним беседовать?
Хельмут Марко: Конечно, но я не люблю об этом распространяться. Публика знает Феттеля-гонщика, но он хочет сохранить свое право на частную жизнь, это для него типично. И правильно делает, кстати.

Но при этом он предельно сосредоточен на своей работе, так что ему необходимо отдыхать, необходимо свободное время. Себастьяну приходится погружаться в себя, чтобы потом в квалификациях и гонках выдавать нечто такое, на что никто другой не способен.

Я отлично знаю, как Себастьян тренируется, и он умеет правильно распоряжаться своей свободой, чтобы добиваться самых высоких результатов.

австрийский автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1

Биография

Первоначально учился на юриста, получил степень доктора права. В 1960-х годах дебютировал в автогонках в «Формуле-Ви», в 1969 году участвовал в соревнованиях «Формулы-3». На следующий год перешёл в гонки спортивных автомобилей, где в первом же участии в гонке «24 часа Ле-Мана» финишировал третьим. В 1971 году выиграл «24 часа Ле-Мана», установив не побитый до сих пор рекорд максимальной пройденной дистанции в 5335 километров, победил в трёх гонках европейского чемпионата спортивных автомобилей в 2-литровом классе и принял участие в пяти Гран-при чемпионата мира «Формулы-1» (не стартовал в Гран-при Германии из-за закончившегося в квалификации топлива).

В 1972 году трижды завоёвывал призовые места на этапах чемпионата мира спортивных автомобилей и участвовал в мировом чемпионате «Формулы-1». На Гран-при Франции 1972 года он был травмирован, когда камень, вылетевший из-под колеса автомобиля шедшего впереди Ронни Петерсона , пробил ему забрало шлема и повредил глаз, из-за чего Марко был вынужден прекратить гоночную карьеру. Позже был менеджером гонщиков

Хельмут Марко – личность в паддоке знаменитая, именно он во многом способствовал появлению в Формуле 1 Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо, Макса Ферстаппена и Даниила Квята. В интервью официальному сайту Хельмут Марко вспомнил прошлое, рассказав малоизвестные факты о своей карьере…

Вопрос: Хельмут, вы были хорошими друзьями с Йохеном Риндтом : вместе росли, вместе учились водить машину, вдвоем ходили смотреть гонки. Это так?
Хельмут Марко : Так и было. Первая гонка, которую мы увидели, прошла на Нюрбургринге в 1961-м. Мы оба провалили экзамены в университете и вместо того, чтобы пойти домой и рассказать печальные новости, отправились на гонку.

Мы ехали всю ночь, припарковались в лесу и уснули в машине, а на следующее утро нас разбудил звук моторов Формулы 1. Йохен сразу воскликнул: «Это то, чем я хочу заниматься!» Мы сидели на траве, слушая звук машин, и уже через несколько кругов могли отличить Ferrari, Matra и машины с двигателем Cosworth. Мне тогда было 18 лет, а Йохену – 19.

Вопрос: Можно ли сказать, что если бы не Йохен, вы бы не увлеклись гонками? Или участие в гонках было предначертано судьбой?
Хельмут Марко : Йохен заразил меня любовью к гонкам. Нас обоих интересовал автоспорт, но нам не хватало уверенности в себе. Однако, когда Йохен отправился в Англию и там добился успеха, я подумал: «Если может он, могу и я! Почему нет?» Я и все австрийские гонщики должны быть благодарны ему, он проложил путь для остальных.

Вопрос: Если бы не гонки, то как бы сложилось ваше будущее? Работали бы адвокатом с девяти до пяти?
Хельмут Марко : С девяти до пяти – звучит ужасно. Но да, я бы продолжил карьеру юриста. Скорее всего, стал бы адвокатом по коммерческому праву. Я доволен тем, как сложилась моя жизнь, счастлив, что выжил, несмотря на травмы. [Хельмут Марко потерял левый глаз, когда во время Гран При Франции 1972 года камень пробил визор его шлема]

Тогда мы не понимали, насколько опасна Формула 1. У нас был своего рода самообман – мы говорили о невезении, если что-то случалось, но всё было наоборот – нам очень везло, если удавалось выжить.

Вопрос: Ваше восхождение по гоночной лестнице было почти столь же стремительным, как у Макса Ферстаппена. Прошло не так много гонок между первыми стартами в Формуле Vee и выступлениями в Ле-Мане за рулем Porsche 908…
Хельмут Марко : Честно говоря, я не помню. Я помню, что заработал деньги на первый год профессиональной карьеры. Я гонялся везде, куда мог попасть: кузовные гонки, прототипы, Формула 2 – везде, где только можно. Я помню о Формуле Vee то, что стартовал в Монако в 1967-м и выиграл гонку. Первую гонку в Формуле 1 я провел в 1971-м.

Вопрос: Вы с самого начала стремились попасть в Формулу 1?
Хельмут Марко : Да. В профессиональной гоночной карьере это была естественная цель. Особенно, когда я увидел реально высокий уровень в Формуле 1. Вы просто хотите стать одним из них.

Вопрос: Вы выиграли в Ле-Мане за рулем Porsche 917. Вам недостаточно было просто выступать в гонках?
Хельмут Марко : Я всегда стремился попасть в Формулу 1, но прекрасно помню, как Джеки Стюарт и многие другие выступали не только в Формуле 1, но и в спорткарах.
Правда в том, что Porsche 917 было сложно пилотировать. Вскоре я смогу вспомнить это, сев за руль перед Гран При Австрии, но я буду очень осторожен!

Недавно я видел в музее Porsche машину, на которой я победил. Я не мог поверить, что мы ехали на ней со скоростью 390 км/ч на прямых в Ле-Мане. Машина выглядит очень хрупкой, мне действительно повезло, что я пережил ту эпоху.

Вопрос: В отличие от Йохана. Как на вас повлияла его гибель?
Хельмут Марко : Когда мне сообщили о его гибели, я не мог поверить, ведь в те времена он уже не пилотировал так рискованно, как в начале карьеры. В Lotus построили быструю, но хрупкую машину, а Йохен хотел выигрывать гонки и титулы. На его похоронах я получил предложение занять место за рулем. Это показало мне, что такое на самом деле автогонки – жизнь продолжается.

В следующем году я попал в аварию на трассе Daytona Beach в профилированном повороте. На скорости 300 км/ч произошёл прокол, и в короткий миг между осознанием того, что я не смогу восстановить контроль над машиной, и ударом о стену в голове промелькнула мысль: «Боже, мне надо было прекратить заниматься гонками!» Просто невероятно, как за две или три секунды перед вами проносится вся жизнь. Вы вспоминаете даже некоторых девушек. Но самая неприятная мысль была о том, что это конец.

В момент удара о стену я сразу включил огнетушитель, поскольку знал, как легко загораются эти машины. Затем я открыл двери, чтобы не задохнуться – все произошло автоматически. Сработал инстинкт самосохранения.

Вопрос: Вы дебютировали в Формуле 1 в команде Jo Bonnier Racing, пилотируя McLaren на Гран При Германии 1971 года. Каково это было? Что помните о том опыте?
Хельмут Марко : Я не так много помню. Это было на «Северной петле» Нюрбургринга – не самое приятное место для дебюта в Формуле 1. Не помню, почему не вышел на старт – я участвовал только в тренировках. Полагаю, я вел переговоры с Surtees и BRM, и Сертиз думал, что я подписал контракт, а на самом деле возникли юридические препятствия.

Однако я помню, что спустя две недели во время австрийского этапа я понял, насколько тяжело пилотировать эти машины. Мне потребовалось некоторое время, чтобы выжать из машины максимум.

Вопрос: Вы провели домашний Гран При в BRM, произвели хорошее впечатление на Луи Стэнли, и он пригласил вас доехать сезон до конца…
Хельмут Марко : Да, в то время BRM была серьезной командой с богатой историей. Луи Стэнли, вероятно, был первым, кто получил настоящий спонсорский контракт: он привел Marlboro в Формулу 1. Гламур был всегда, но в BRM выставляли на старт гонки по четыре-пять машин, поэтому подготовлены они были по не самым высоким стандартам. Однако это был хороший опыт.

Мне потребовалось время, чтобы пройти всю иерархию команды, и когда я сел за руль правильной машины, то попал в аварию. Я очень хотел получить новое шасси – я сидел на 15 сантиметров выше, чем в своей машине, и едва мог пошевелить ногами, но я хотел это шасси. На моем старом шасси этого бы не произошло – камень не попал бы мне в шлем.

Вопрос: Вы думали о том, как на вас повлияла травма?
Хельмут Марко : Скажем так: травма глаза была очень болезненной. Им нужно было пришить глаз, поэтому любое моргание приносило ужасную боль. Кроме того, много ночей я не мог спать, поскольку был полон идей, ведь для меня гонки были единственной причиной жить. Но в одну из этих бессонных ночей я признался себе, что все кончено, и мне нужно искать другое занятие.

Это было похоже на падение в черную дыру, но когда я осознал, что есть жизнь и после гонок, что-то переключилось в моей голове, и следующие 30 лет я не садился за руль гоночных машин. Я знал, что больше не смогу выступать на конкурентоспособном уровне, и не хотел стать «джентльмен-драйвером». Сейчас я могу сказать, что действительно счастлив. Мне повезло, что я прожил тот период, потеряв только один глаз.

Вопрос: Учитывая современный уровень медицины, ваши травмы, вероятно, сегодня были бы излечимы…
Хельмут Марко : В первую очередь надо отметить, что после моей аварии был представлен новый визор – он стал более-менее непробиваемым, чтобы не допустить повторения подобных травм. Были сделаны и другие доработки – на мой взгляд, их оказалось слишком много, поскольку определенный риск должен быть всегда, а если вам это не нравится, вы всегда можете выбрать карьеру таксиста.

Вопрос: Что вы помните о своих напарниках?
Хельмут Марко : В первый год моим напарником был Йо Зифферт, погибший в Брэндс-Хэтч в 1971-м после поломки подвески. Несколько гонок спустя, в Бразилии, такая же поломка произошла на моей машине. Это наглядно демонстрирует, как в те годы относились к вопросам безопасности. Затем я гонялся вместе с Хоуденом Генли и шведским парнем, имя которого не помню [Рейне Виссель]. Иногда моим напарником был англичанин Питер Гетин – очень веселый парень. Из нас четвертых только мы с Хоуденом ещё живы.

Вопрос: Вы думали о том, чего могли добиться в Формуле 1, если бы не травма? Некоторые считали вас более талантливым, чем Ники Лауда. Что вы чувствовали, наблюдая за его успехом?
Хельмут Марко : У меня нет проблем с этим. Ники занял мое место в BRM. Он получил контракт с Ferrari, который изначально был моим, но я не завидую. У нас по-прежнему хорошие отношения.

Думал ли я когда-нибудь о том, что на его месте мог быть я? Нет, я не мечтатель. На самом деле я был с Ники в момент его первой встречи с Энцо Феррари. Визит получился впечатляющим: вы входите в темную комнату и видите сидящего Энцо в еще более темных очках. Это выглядело очень загадочно. (смеется)

Вопрос: Звучит так, что Ники шаг за шагом примерил всё, что вы планировали для себя?
Хельмут Марко : Именно так.

Вопрос: Молодые гонщики, с которыми вы работали, знали, чем вы занимались в прошлом?
Хельмут Марко : Не знаю. Я не спрашивал их.

Вопрос: Вы приводите примеры из своей карьеры в беседах с молодёжью?
Хельмут Марко : Времена изменились, сейчас мои рассказы о том, как я пилотировал старые машины, стали бы пустой тратой времени. Я говорю им только то, что они должны быть конкурентоспособны, полностью сосредоточены на работе и так далее. Именно это я пытаюсь передать им из своего опыта.

Хотя подождите: однажды мне позвонил Даниэль Риккардо, который пилотировал мою Alfa Romeo во время демонстрационных заездов Targa Florio. Он жаловался, что сцепление было тяжелым, а тормоза – тугими. Вероятно, там он получил представление о том, насколько тяжело было в старые дни. Я сказал ему: «Тебе платят в сотни раз больше, чем платили нам. Ладно, в десять раз больше, у тебя меньше работы, а машины безопаснее, так что получай удовольствие и будь благодарен!»

Вопрос: Значит, вы никогда не даете советов по пилотированию? Но вы передаете молодым гонщикам что-то из своего опыта?
Хельмут Марко : Я говорю им следующее: попробуй иначе планировать гоночный уик-энд, более эффективно. Не пытайся стать самым быстрым в пятницу – оставь что-нибудь на квалификацию. В Монако я советую попробовать иную траекторию. Простой опыт, который у вас есть, если вы провели 50 лет в автоспорте!

Вопрос: И это приводит нас к еще одному вопросу: какой лучший момент вы пережили за 50 лет в автоспорте?
Хельмут Марко : Вероятно, мне придется назвать три таких момента. Победа в Ле-Мане была особенной. Первый чемпионский титул вместе с Себастьяном Феттелем и Red Bull. И, поверите или нет, но прошлогодняя победа Макса Ферстаппена в Барселоне. Даже в команде меня называли сумасшедшим за то, что я посадил его за руль, а он взял и выиграл!

Поделиться