Шупта Ирина Юрьевна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 1»
г. Нефтеюганск
С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук - ручной и речевой моторики. Восточные специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Современные исследования подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих на мелкую и артикуляционную моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями речи.
Дети, с которыми я провожу коррекционные занятия, имеют неуверенную координацию движений пальцев рук, у них в тонусе мышцы артикуляционного аппарата. Отмечаются: моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела), неточные движения при выполнении артикуляционной гимнастики («язык неслушается»).
Вот поэтому в своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Этому способствуют игры в сухом бассейне (рис, фасоль, кукурузная крупа), игры с пробками, мягкие пазлы и конструкторы, доски Сегена, шнуровки, игры с ковролиновым конструктором, пальчиковый театр, работа с шаблонами и трафаретами, графические задания в тетради, выкладывание узоров из счетных палочек, выкладывание узоров из шерстяных ниток, нанизыванию бусин и макарон, рисование по песку. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.Играя пальчиками в различные игры, выполняя разные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Существует множество интересных игр и упражнений для развития мелкой моторики, для того чтобы кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, но они со временем надоедают детям и тут на помощь приходят не совсем обычные и привычные средства.
Презентация: http://yadi.sk/d/3dS3U-cDLkL7 D (посмотреть/скачать)
В своей работе использую нетрадиционные приемы массажа и самомассажа пальцев рук и мышц лица. Формирование движений происходит при участии речи. Лучше всего в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Все пособия собраны в красочный сундучок – «Волшебный сундучок логопеда для массажа».
Описание пособия
- · Самомассаж ладоней бытовыми щетками, расческами для волос, ипликатором Кузнецова, массажными колесиками Ляпко.
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
- · Упражнения с мячами для тренировки кисти рук. Слайд 4
Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной)формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее!
- · Прищепочный массаж .
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит!
В. Цвынтарный
- · Массаж ладоней бигудями-липучками.
Прокатывание бигудей-ежиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.
- Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными попрыгунчиками, грецкими орехами (каштанами) .
«Фокусник» - упражнение с мячом-попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов. Движения выполняются по тексту.
За рукой и под рукой,
Из-под кисти на покой.
Над рукою он кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу.
Сзади спрячу, потрясу.
Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу – смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник какой!
«Мяч – ежик» - упражнение с мячом с шипами. Движения по тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь – последний трюк:
Мяч летает между рук!
(мяч между ладоней)
(смена рук)
(соответственно)
(смена рук)
(сжимаем мяч)
(смена рук)
(соответственно)
(смена рук)
(перебрасывание мяча
из руки в руку)
Птичка
Птичка веток набрала. (2 раза)
Крепко гнездышко свила,
И снесла яичко
Умница-синичка.
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно,
Так у птиц заведено.
Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Колючий ёжик
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес,
Где ты живёшь!
Шарик между ладошками вперед, назад.
Шарик между ладошками круговые движения по ладони.
Движения по пальцам правой руки, затем левой.
Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.
«Китайские шары» - упражнение проводится с парой каучуковых мячиков (грецких орехов или каштанов). Ребенок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-ой строчки – смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
Катать два каштана (ореха) между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех
- Массаж лица с помощью мелких мячиков-ежиков.
Массаж используется в логопедической работе с детьми у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Основные цели массажа:
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.
Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!
Этапы массажа:
- поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
- разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
- вибрация – похлопывание щеткой
Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).
- · Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.
Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Массаж проводится при помощи массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.
Массаж Су-джок шариками - с помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и проговаривая при этом такие слова:
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
На спине иголки
Очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал,
А колючки тоже
На ежа похожи.
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки
Прокатывать "ежика" по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задержаться на подушечке каждого пальчика.
Массаж пальцев эластичным кольцом - дети поочередно одевают массажные кольца на каждый пальчик и одновременно проговаривают слова пальчиковой гимнастики:
Мальчик-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Этот мальчик встал у стенки,
У него дрожат коленки.
Под счет дети надевают массажное колечко на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Литература:
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
Массаж большого пальца – повышает активность мозга;
Массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
Массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
Работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
Вертеть в руках;
Щелкать по ним пальцами;
«стрелять»;
Направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами:
Катать два ореха между ладонями;
Один орех прокатывать между пальцами;
Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами:
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
Удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
5. Массаж при ринолалии
Массаж при ринолалии является эффективным методом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика после хирургического вмешательства остаются послеоперационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является массаж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).
Массаж верхней губы после уранопластики
Проводится в послеоперационный период после снятия швов;
Является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;
Способствует развитию артикуляционной функции губы.
Массаж включает:
продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) – 10 с;
поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) – 10 с;
прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) – 20-30 с;
круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) – 10 с;
растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлениях от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) –10-20 с;
поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно) – 10-20 с;
продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно) – 20-30 с;
разминание сдавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны) – 20-30 с;
разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 10-20 с;
щипцеобразное разминание (указательными и большими пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 20 с;
вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) –10-20 с;
вибрация прерывистая («пальцевой душ» – указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях) –10-20 с;
вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) –10-20 с;
разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой – на коже над рубцом; производятся разминающие движения между подушечками пальцев) –10-20 с;
массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины – с помощью плотного эластичного предмета по диаметру меньшего, чем носовой ход – кончик предмета смазывается вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону – 10-20 с;
массаж кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание) – 10-20 с.
Массаж неба после уранопластики
Является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации;
Следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов;
Сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию;
Первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (так как там заживление идет за счет вторичного натяжения);
Массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. после операции;
Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований;
Продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день;
Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) –10-20 с;
поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) – 10-20 с;
кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;
прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 с;
круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;
спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) – 10-20 с;
продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;,
разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с;
разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с;
разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием – без давления на ткани – твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху –10-20 с;
разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески) – 10 с;
разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) – 10 с;
прерывистая вибрация (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) – 10 с;
вибрация пунктированием (ударная) (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) – 5 с;
непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба и далее по его ходу) – 5 с;
разминание-надавливание в области крыло-целюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движения по рубцам) – 10-30 с.
Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
Массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;
Используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»;
Поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы;
Поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице;
Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин;
Приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании;
Массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.
Самомассаж верхней губы:
Языком в преддверии полости рта;
Полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами;
Пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев;
Щипки 1 и 2 пальцами.
Грецкий орех
Начинать развитие мелких мышц кистей рук и пальцев у малышей нужно практически с пеленок.Ведь это оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мышления, своевременное речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания. И от того насколько задействованы у ребенка кисти и пальчики зависит как скоро он научится говорить, застегивать пуговички, рисовать, писать и многое другое.
Развитие моторики рук позволяет эффективно влиять на будущее развитие письменной и устной речи ребенка. Так, в раннем возрасте малышам рекомендован массаж кистей и пальчиков. К 4 месяцам можно добавлять простейшие пальчиковые игры, а для полугодовалых деток существуют специальные игрушки и упражнения, применяемые для развития мелкой моторики рук.Хотелось бы отметить высокую эффективность упражнений с грецким орехом.
Примеры упражнений с грецким орехом
Для начала дайте малышу несколько грецких орехов. Пусть он познакомится с ними, потрогает, поиграет. Желательно делать массаж с помощью грецких орехов. Суть массажа заключается в:
-катании двух орехов между ладонями;
-одновременном удерживании между растопыренными пальцами рук более 2 орехов;
-катании одного ореха между пальцами;
-фиксировании одновременно нескольких орехов между пальцами обеих рук.
Затем предложите выполнить малышу ряд упражнений с грецким орехом:
1.«Здороваемся с орешком». Ребенок должен сначала крепко сжимать в кулачке грецкий орех, а затем разжимать. Повторять данное упражнения каждой рукой не менее 3раз.
2.«Побежал орешек по дорожке». Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно - вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой.
3. «Катаем машинку». В качестве машинки будет грецкий орех. Сначала нужно прижать орех ладонью к ковру и прокатить его 10 раз вперед-назад. Затем рука меняется и упражнение повторяется. Орешек будет хорошо кататься, если выполнять упражнение на ковре или застеленном полотенцем столе.
4.Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки.
5.Орешек решил побыть птичкой. Значит нужно сделать для нее гнездышко. Нужно сложить пальчики одной руки и положить на них орех, стараясь удерживать в этом положении орех несколько минут. Затем это же упражнение нужно выполнить другой рукой.
Что дают малышу упражнения с грецким орехом?
На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, передающие большое количество сигналов в мозговой центр, что оказывает существенное влияние на общее развитие ребенка. Именно поэтому так важно развивать моторику мелких мышц кистей и пальцев с самого раннего возраста. А помочь в этом могут упражнения с грецким орехом.
АнапаМама.ру
Обычно педагоги и заботливые мамы для развития
Мелкой моторики малышей используют пальчиковые игры.
А проводите ли Вы массажные игры,
да еще и с грецким орехом, да еще и в "сухом бассейне"?
Мы проводим. 😉
С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти руки ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие малыша, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.
Массаж "Орешек" в сочетании с упражнениями в "сухом бассейне" описан в развивающем пособии "Для самых-самых маленьких" (Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е. Н.).Издательский дом "Карапуз", 2003 г.
В пособии представлены три игры, рассчитанные на возраст 2-4 года. Написаны они в виде сказок, дети любят их слушать и повторять за воспитателем и Орешком упражнения. Во время игр можно также рассматривать вместе иллюстрации. Описание игр я приведу полностью. Познакомьтесь, а потом можно будет и своими словами рассказывать, придумывать новые истории.😉
Возможно, прочитав эти сказки, Вы придумаете какие-то свои варианты игр, буду рада дополнениям.
Игра 1.
Жил на высоком дереве среди листьев грецкий Орешек. Однажды подул сильный ветер. Сделай губы трубочкой и тоже дуй, как ветер.
Оторвался Орешек и упал с веточки на дорожку. Лежал-лежал, да скучно ему стало, он и покатился. Покажи, как покатился, подтолкни его пальчиками.
Катится Орешек, катится, а на встречу ему Вова и Варя идут. Обрадовались:
Какой большой, красивый Орешек, коричневый, шершавый.
И Орешек увидел детей, обрадовался:
Возьмите меня с собой, - просит Орешек. - Мне одному скучно, поиграть очень хочется.
Подружились дети с Орешком и стали играть с ним в прятки.
Вова положил Орешек на ладошку и сжал кулачок крепко-крепко. Где орешек? Нет Орешка! Спрятался в кулачке. Где Орешек? Вот Орешек! Разжал Вова кулачок.
Игра Орешку понравилась и он попросил Вову, а потом Варю еще поиграть с ним в прятки. Поиграй и ты с Орешком в прятки (3-5 раз). Прячь его сначала в одном кулачке, а потом в другом. Вспомните игру "В какой руке" и немного поиграйте с малышом.
Пошли ребята на детскую площадку. А там горка большая-пребольшая. Стали дети кататься с горки. И Орешку тоже покататься хочется. Сделали ребята для него ребята горочку. Вот такую. Рука прижата к поверхности стола, пальцы вместе. Орех положить на кончики пальцев.
Накрыть его другой ладонью и катить от кончиков пальцев до запястья и обратно.
При необходимости придерживайте руку ребенка, находящуюся сверху орешка.
И стал Орешек кататься с ладошки, а дети приговаривают:
Вверх и вниз, вверх и вниз ты по горочке катись!
Вверх и вниз, вверх и вниз ты по пальчикам катись!
Упражнение выполняется по 10 раз одной и другой рукой.
Нагулялись ребята, наигрались с Орешком. Пора всем отдохнуть. Построили дети для Орешка домик. И положили Орешек спать в домик, на самое донышко. Спрятать орех на дно емкости, глубже погружая руки в наполнитель.
Игра 2.
Наступило утро. Проснулись дети и побежали будить свой Орешек. Ну-ка, пальчики, орех скорей найдите!
Ловкие пальчики Вовы и Вари нашли Орешек. И ты найди свой Орешек.
Ищем в "сухом бассейне" орех. Нашел? Молодец!
Побежали ребята с Орешком во двор. Кто первый? Быстро покатился Орешек. Догоняй! Попросите ребенка прокатить орех, скатывая его с тыльной стороны кисти правой руки, а затем левой.
А на дворе новая карусель. Как хорошо на ней покататься.
Покатай Орешек на карусели.
Одна рука лежит ладонью вверх. На ней - орешек. Другая ладонь очень крепко прижимает орешек сверху. Ребенок катает орешек по кругу между ладонями в течение 10 сек. Затем позиция рук меняется.
Долго катались ребята на карусели. Ручки у них замерзли. И Орешек решил погреть им руки. Орех прокатывают между ладонями от запястья к кончикам пальцев и обратно. Покажи, как Орешек грел руки детям. Согрелись руки у ребят. Сжали они кулачки. Крепкие у них стали кулачки, сильные.
Сожми и ты свои кулачки. А теперь подуй на правый кулачок и разожми его. Подуй на левый кулачок и тоже разожми его. Урони ручки вниз. Ручки устали, отдыхают. И Орешек устал. Спрячь его в домик, поглубже, на самое донышко.
Спрятать орешек в "сухой бассейн", как в предыдущей игре.
Игра 3.
Проснулись дети утром. Достали Орешек из домика. Достали с самого донышка. Руки погружаются в наполнитель сухого бассейна и достают орех. И стали играть. Показали Вова и Варя Орешку свои машинки. Катают дети машинки по ковру, как по дороге. Это очень Орешку понравилось. Решил он также с ладошками поиграть.
Забрался под ладошку, словно сел в машинку, и стала ладошка его по ковру катать: вперед-назад, вперед-назад. Прижать сильно орех ладошкой к ковру и прокатывать вперед-назад, затем ладошку поменять.
Сильно ладошка Орех прижимает,
Словно машинку Орешек катает.
А ребята новую игру придумали: волчок крутят. И эта игра Орешку приглянулась. Стал он на ладошках, как волчок, крутиться. Весело Орешку. И детям весело.
(Кончики пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладошки другой руки, затем поменять).
А потом ребята гулять пошли, и Орешек с ними. Красиво вокруг, деревья высокие. А на ветках в гнездышках птички сидят. Захотелось Орешку тоже в гнездышке посидеть, и попросил он Вову и Варю сделать для него гнездышко.
Сложил Вова пальчики вместе. Вот так. Сложить пальцы одной руки в щепоть и положить на кончики пальцев орех, удерживая его. И получилось у Орешка гнездышко. Сидит Орешек в гнездышке, радуется. Уютно ему и сверху все видно. А тут и Варя пальчики сложила. И Варино гнездышко Орешку понравилось.
И стал он перелетать из одного гнездышка в другое, как настоящая птичка. Переложить орех на кончики пальцев другой руки.
Поиграли ребята с Орешком, а вечером снова спать уложили в домик, на самое донышко, чтобы тепло и хорошо было Орешку. Спи, Орешек, до утра. Спокойной ночи.
Материал подготовлен по развивающему пособию
"Для самых-самых маленьких".
А рис не обязательно красить, можно и белый использовать. Ольга Федораева напомнила мне об этом, когда написала в комментарии, что будет красить рис, в черновиках еще с зимы "висит" сообщение о зимней сенсорной коробке.
Пожалуй, опубликую его... Почему нет?
Грецкий орех: развиваем мелкую моторику рук Начинать развитие мелких мышц кистей рук и пальцев у малышей нужно практически с пеленок.Ведь это оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мышления, своевременное речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания. И от того насколько задействованы у ребенка кисти и пальчики зависит как скоро он научится говорить, застегивать пуговички, рисовать, писать и многое другое. Развитие моторики рук позволяет эффективно влиять на будущее развитие письменной и устной речи ребенка. Так, в раннем возрасте малышам рекомендован массаж кистей и пальчиков. К 4 месяцам можно добавлять простейшие пальчиковые игры, а для полугодовалых деток существуют специальные игрушки и упражнения, применяемые для развития мелкой моторики рук.Хотелось бы отметить высокую эффективность упражнений с грецким орехом. Примеры упражнений с грецким орехом Для начала дайте малышу несколько грецких орехов. Пусть он познакомится с ними, потрогает, поиграет. Желательно делать массаж с помощью грецких орехов. Суть массажа заключается в: -катании двух орехов между ладонями; -одновременном удерживании между растопыренными пальцами рук более 2 орехов; -катании одного ореха между пальцами; -фиксировании одновременно нескольких орехов между пальцами обеих рук. Затем предложите выполнить малышу ряд упражнений с грецким орехом: 1.«Здороваемся с орешком». Ребенок должен сначала крепко сжимать в кулачке грецкий орех, а затем разжимать. Повторять данное упражнения каждой рукой не менее 3раз. 2.«Побежал орешек по дорожке». Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой. 3. «Катаем машинку». В качестве машинки будет грецкий орех. Сначала нужно прижать орех ладонью к ковру и прокатить его 10 раз вперед-назад. Затем рука меняется и упражнение повторяется. Орешек будет хорошо кататься, если выполнять упражнение на ковре или застеленном полотенцем столе. 4.Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки. 5.Орешек решил побыть птичкой. Значит нужно сделать для нее гнездышко. Нужно сложить пальчики одной руки и положить на них орех, стараясь удерживать в этом положении орех несколько минут. Затем это же упражнение нужно выполнить другой рукой. Что дают малышу упражнения с грецким орехом? На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, передающие большое количество сигналов в мозговой центр, что оказывает существенное влияние на общее развитие ребенка. Именно поэтому так важно развивать моторику мелких мышц кистей и пальцев с самого раннего возраста. А помочь в этом могут упражнения с грецким орехом.