Что дают за 10 задание мозгового штурма. Т-игра "мозговой штурм"

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.
Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.
5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."

Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?" Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей
Сначала приведем "классические" вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела - задачи и их решения.

Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?
- Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
- Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
- Как не ссориться с мамой?
- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
- Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
- Чем можно рисовать на асфальте?
- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?
- Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
- Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет...)
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

Придумайте насекомое с необычными свойствами.
- Как сделать разноцветную льдинку?
- Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
- Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
- Как можно поприветствовать человека?
- Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?
- Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
- Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как украсить класс к Новому году?
- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
- Куда в комнате можно спрятать куклу?
- Куда я спрятал конфету?
- Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем полезен, а чем вреден комар?
Задачи:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?
Ответы:
1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.
2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

Урок – игра по биологии

«Мозговой штурм»

10 класс

Учитель биологии и химии

высшей категории

МОУ «Правохеттинская СОШ»

Лучинская Вера Максимовна

2014

Тема: Мозговой штурм (обобщение и систематизация знаний)

Цель :

    проверить биологические понятия и термины, характеризующие свойства живых организмов;

    воспитывать чувства коллективизма, ответственность за команду;

    развивать способность оперативно переключатся на изменения биологических фактов.

Оборудование: ученики делятся на две команды. Вопросы задания для конкурса.

Тип урока : урок –игра, обобщение и систематизация знаний.

Методы: словесные, частично-поисковый.

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся класса. Объясняет принцип игры. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе названия («Клетка», «Жизнь»).

    Контроль знаний через игру . Учитель читает вопросы первой команде, вторая слушает. Если команда не отвечает, вопрос переводится другой команде, она получает дополнительное очко.

Каждой команде зачитывается по 10 вопросов.

Шесть вопросов Читается командам. Какая команда ответит быстрее.

    Подведение итогов. Определяется команда победитель. В каждой команде отмечается ученик, который активно отвечал на вопросы.

Урок -викторина

    Живые организмы приобретают качественные особенности, отличающие их от (неживой природы).

    Важнейший признак живого организма способность (к размножению, способность к передаче генетической информации).

    Живой организм является (открытой) системой.

    Клетки живых организмов образованы различными (биополимерами).

    Пока организм жив, он воспринимает воздействия (окружающей среды).

    Для живых организмов характерна высокая степень (организации).

    На этом уровне изучаются органические и неорганические молекулы. Их строение и функции (молекулярный)

    Осуществляется сложное внутривидовое взаимоотношение (популяционно-видовой уровень)

    Азот, водород, кальций, сера, хлор относится к (макроэлементам).

    В передаче нервных импульсов участвует химический элемент (натрий).

    75% в клетке приходится на долю (кислорода).

    Хорошо растворимые вещества в воде называются (гидрофильные )

    Жиры по отношению к воде являются (гидрофобными).

    Раствор, содержащий смесь какой-либо слабой кислоты и ее растворимой соли называется (буферным раствором).

    рН в клетках примерно равно (7,0) .

    Направление в биологии которое исследует строение живых организмов при помощи современных физических и химических методов относится к (физико-химической биологии).

    Совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний относится к (научному методу) .

    Метод, который позволяет изучить то или иное явление жизни с помощью опыта называется (экспериментальным).

    Высшей формой эксперимента в биологическом исследовании применяют (моделирование).

    Процессы, которые обеспечивают синтез органических веществ в организме и процессы распада сложных органических веществ с выделением энергии характеризуют (обмен веществ и энергии).

    Свойство, благодаря которому сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма это (саморегуляция).

    Избирательная реакция любого организма на внешние и внутренние воздействия это (раздражимость).

    Посеяла бабка репку. Тянут потянут вытянут не могут (рост и развитие организма).

    Эвглена зеленая плывет на свет (фототаксис. Положительный раздражитель).

    Клетка амебы, клетка, гидры, клетка червей, клетки крови, клетки млекопитающих (единство структурной организации).

    На этом уровне изучаются взаимоотношения между организмами и окружающей средой. (экосистемный).

Один из методов создать «критическую массу» идей - это процесс «мозгового штурма», во время которого два или больше участников работают совместно, генерируя возможности для решения проблемы. Причем эта практика хороша не только как способ поиска решений проблем или генерации идей, но и в качестве упражнения по развитию творческих навыков и способностей к командной работе.

1. Первый шаг

На первом шаге важно четко понять ситуацию и сформулировать задачу. Плохо определенная проблема приводит к беспокойству и замешательству.

2. Идеи


У нас нет недостатка идей. У нас есть недостаток уверенности, в том, что они хорошие. Из-за этого мы часто не даем им «прорваться наружу». Зато ночью все просто «сходят с ума» - творческий поток бывает просто не остановить.

Упражнение: держите диктофон у своей кровати. Когда очнетесь ото сна, запишите его содержание. А также все мысли, которые пришли к вам после пробуждения. Иногда это бывает очень и очень полезно.

3. Время для штурма

Мозговой штурм - это процесс создания творческого потока, возглавляемый «вдохновителем» и командой из двух или более людей.

Упражнение: вы и ваш партнер или партнеры должны написать проблему на клочке бумаги и прикрепить его на стену. Теперь - за следующие 15 минут - каждый из вас по очереди предлагает свое решение. Делайте это быстро! Награждайте за самый полный и самый глупый ответ. После этих 15 минут, запишите ответы и обсудите их.

4. Тихо сам с собою

В эту игру вполне можно играть и одному, хотя в команде намного веселее и продуктивнее.

Упражнение: представьте пятерых из тех, кем вы восхищаетесь. Запишите то, что, по вашему мнению, они бы предложили для решения вашей проблемы.

5. Изучение

Изучите проблему как можно глубже. Рассмотрите ее со всех сторон.

Упражнение: подумайте над последним использованным аргументом. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон:

А) с вашей точки зрения,
б) с точки зрения вашего оппонента,
в) с нейтральной точки зрения.

Делая это, удерживайтесь на позиции другого человека. Не пытайтесь «отстоять» те или иные аргументы. Постарайтесь понять, как увидеть проблему иначе.

6. Сделайте перерыв

После того, как вы определили ситуацию и тщательно ее исследовали, сделайте перерыв и займитесь чем-нибудь совершенно отвлеченным. Общеизвестно, что идеи часто приходят в голову во время принятия душа или выполнения физических упражнений.

7. Не останавливайтесь

Если это возможно, проведите сессию мозгового штурма во время прогулки. Заставьте кровь двигаться! Аристотель был известен как «Перипатетический философ» за свою привычку преподавать и устраивать мозговые штурмы во время ходьбы. Хватайтесь за каждую идею, независимо от их непосредственной полезности. Носите с собой цифровой диктофон, набор карточек, стикеры, программы для заметок на своем смартфоне, бумагу для записей - все что угодно, что может позволить зафиксировать пришедшую в голову мысль.

8. Глупые идеи

Вы просто обязаны генерировать «глупые» идеи. Дайте себе команду, что как минимум каждая десятая ваша идея будет немножечко сумасшедшей, а может - даже совершено безумной. Разрешение быть диким и безумным открывает дорогу для творчества. Чем больше вы смущены этим предложением, тем больше вам это нужно. К сожалению, услышав про этот шаг, все люди кивают: «Конечно-конечно», о чем старательно забывают, когда нужно действовать.

9. Игнорируйте голоса в голове

Игнорируйте голоса в своей голове, которые критикуют: «Вот это нехорошо, это не сработает». Это тот же голос, который мешает писателям делать их работу. Он никогда не замолкает, но вы должны научиться прислушиваться к другому - молодому, дикому, безумному, гораздо более творческому голосу в вашем сознании.

10. Поиграйте с существующими идеями

Каждый просмотренный вами фильм, каждая прочитанная вами книга может быть переосмыслена - какими тремя другими способами она могла бы начинаться (начаться раньше или позже, в другом месте, с другим героем, быть написана другим тоном)? А затем можно придумать три альтернативных окончания для нее (на хорошей ноте или плохой, внезапно меняя жанр, сгущая краски)? Это даст разминку для мозга, который непременно «отблагодарит» вас за нее потоком новых идей.

Поделиться