Ход занятия. Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности

Раздел 1. Основные способы передвижения, перемещения на поле боя, эвакуации раненого с поля боя

Расхожая фраза «Движение – это жизнь» в военном деле приобретает совершенно конкретный смысл, поскольку слишком часто ценой движения является жизнь военнослужащего. Соответственно, одним из планируемых результатов обучения должно быть формирование у старшеклассников устойчивых навыков передвижения различными способами. Каждое занятие по передвижению и преодолению препятствий должно начинаться с проверки подгонки обмундирования, оружия и снаряжения. При этом:

  • одежда должна позволять обучаемому свободно поднимать вверх руки и в положении стоя доставать коленом плеча;
  • обувь должна соответствовать размеру ноги обучаемого, погоде и надежно защищать стопу и голень от возможных повреждений и травм;
  • снаряжение должно быть подогнано так, чтобы не стеснять движений и минимально смещаться при совершении резких поворотов, кувырков и т.д.;
  • оружие подгоняется в соответствии с отрабатываемым упражнением.

Важно, чтобы оружие и снаряжение не издавало посторонних звуков при совершении обучаемыми резких движений. Проверка подгонки осуществляется подачей инструктором команды «Попрыгали!». При этом обучаемые совершают несколько простых вертикальных прыжков и несколько вертикальных прыжков со скручиванием корпуса. Инструктор внимательно наблюдает за тем, насколько сместилось в ходе прыжков снаряжение и слушает, не создает ли оружие и снаряжение посторонних звуков. При необходимости дает указание к устранению обнаружившихся недостатков.

§ 7.1.1. Способы передвижения: ходьба, бег, на четвереньках, на боку, ничком (по-пластунски)

Ходьба. Отрабатывая это упражнение важно выработать у обучаемого такой способ ходьбы, который потребует от него минимума усилий, для этого:

  • шаг не должен быть широким, позволяющим плавно переносить вес тела с ноги на ногу с максимальным использованием инерции движения;
  • стопы ног должны ставиться параллельно оси движения, максимально приближаясь к ней, колени держать кнутри, нагрузку распределять на четыре пальца стоп (большие пальцы нагружать весом тела при длительной ходьбе не рекомендуется);
  • перенос веса тела осуществляется плавным перекатом на внешней стороне стопы с пятки на носок;
  • при ходьбе все мышцы тела должны быть максимально расслаблены;
  • дыхание ровное и не слишком глубокое (в период между 15-20 шагом необходимо произвести один глубокий вдох для усиления вентиляции легких).

Бег. Отрабатывая это упражнение важно выработать у обучаемого такой способ бега, который потребует от него минимума усилий, для чего необходимо выполнять все рекомендации, которые даны по ходьбе. Отметим, что бег отличается от ходьбы наличием фазы полета и большим наклоном корпуса вперед.

Перемещение на четвереньках (фото 1.1).

Фото 1.1 Перемещение на четвереньках

Исходное положение: упор с опорой на ладони (ладони на одном уровне), левая нога согнута в колене, опирается на переднюю часть подошвы стопы, правая нога вытянута назад с опорой на колено и носок стопы, локти слегка согнуты, лопатки сведены, спина ровная. Одновременно, разноименные рука и нога совершают движение вперед, при этом туловище должно двигаться параллельно земле, нога, выносимая вперед, сначала касается земли носком, нагружая его частью веса тела, затем начинает опираться на колено, также перенося на него часть веса, носок стопы при этом остается нагружен.

Перемещение на боку (фоторяд 1.2)

Исходное положение: лежа на боку, ноги согнуты в коленях. Отталкиваясь левой ногой и опираясь на предплечье правой руки и внешнюю часть правой ноги тело рывком передвигается вперед, ноги в конце движения почти прямые. Опираясь на левую руку, правое предплечье выносится вперед, а левая нога сгибается в колене. Отталкиваясь левой ногой и опираясь на предплечье правой руки, тело переносится вперед с одновременным подтягиванием правой ноги и сгибанием ее в колене. Следующее положение – исходное.

Перемещение на боку

Перемещение на боку отрабатывается для того, чтобы разведчик мог передвигаться на боку, если передвижение ничком невозможно (перетаскивание чего-либо, ранение и т.п.).

Перемещение ничком (по-пластунски) (фоторяд 1.3)

Перемещение ничком (по-пластунски)

Исходное положение: упор лежа, ладони на одном уровне, левая нога согнута в колене, правая нога вытянута назад, смотреть перед собой. Не отрывая тело от земли, опираясь на правую руку и отталкиваясь левой ногой перенести тело вперед, вынося левую руку перед собой одновременно сгибая правую ногу в колене. Далее, не отрывая тело от земли, опираясь на левую руку и отталкиваясь правой ногой перенести тело вперед, вынося правую руку перед собой одновременно сгибая левую ногу в колене и т.д.

§ 7.1.2. Основы перемещения на поле боя

Передвижение перебежками на поле боя – очень важный элемент специальной двигательной подготовки военнослужащего, применяемый для быстрого сближения с противником на открытой местности. Перебежки выполняются, по возможности, от укрытия к укрытию, причем время перебежки не должно превышать 4 секунд: как показывает практика, 4 секунды – это минимальное время, необходимое для того, чтобы противник увидел возникшую цель (например, бегущего солдата) и произвел в нее прицельный выстрел. Длина перебежки может быть от нескольких до 40 шагов: чем более открыта местность, тем быстрее и короче она должна быть. Перед началом перебежки необходимо внимательно осмотреть местность и оценить варианты последующих действий (в частности, необходимо выбрать конечную позицию, которая должна обеспечить защиту от огня противника).

Перебежка начинается из положения лежа по команде (сигналу) командира отделения (старшего боевой группы) или самостоятельно. Осуществляется стремительно, в направлении места остановки, находящегося в 1-2 м от выбранной позиции. Достигнув места остановки, необходимо с разбегу лечь на землю, переместиться на выбранную позицию и изготовиться для ведения огня. Положение оружия при перебежке - по выбору перебегающего.

Базовая техника перебежки включает в себя вскакивание, рывок и падение с последующей изготовкой к бою (фоторяд 1.4), и выполняется следующим образом:

  • обучаемый находится в положении изготовки для стрельбы лежа;
  • по команде «ВПЕРЕД», он кладет оружие на землю, одновременно подтягивает, сгибая в колене, толчковую ногу и ладонями рук опирается о землю;
  • вскакивает, оттолкнувшись одновременно руками и ногой (правая рука кладется сверху на оружие), и, удерживая оружие стволом в направлении противника, пригнувшись, энергично перебегает вперед, ведя про себя отсчет с момента вскакивания: « Раз - поднялся, два, три - бегу, четыре - падаю, пять, шесть - веду огонь ». Падение осуществляется на одно из колен и руку, свободную от оружия, кувырки нежелательны. При наличии высокой травы целесообразно, слегка приподнявшись на ладонях и носках, сместиться на полтора-два метра в сторону от места падения.

Взвод может совершать перебежки по одному или по отделениям, а отделение - по одному, по боевым группам или одновременно всем составом. Перебежки взвода (отделения) производятся по командам:

  • по одному - «Взвод (отделение, группа), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, справа (слева, справа и слева) по одному - ВПЕРЕД»;
  • по отделениям (боевым группам) - «Взвод (отделение), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, такое-то (такое-то и такое-то) отделение (группа) - ВПЕРЕД»;
  • всем составом - «Отделение, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой - ВПЕРЕД».

При перебежке по одному по исполнительной команде «ВПЕРЕД» правофланговый (левофланговый или одновременно левофланговый и правофланговый) вскакивает и, стремительно пробежав намеченную дистанцию, занимает заранее выбранную позицию (место для стрельбы), изготавливается к открытию огня и прикрывает перемещение второго (вторых).

Одновременно с остановкой первого (первых) начинает перебежку второй (вторые); выдвинувшись на линию первого (первых) перебегающего, он занимает заранее выбранную позицию (место для стрельбы), изготавливается к открытию огня и прикрывает перемещение первого (первых). Первый (первые), перебегающий при остановке второго (вторых), перебегает тем же способом до выхода на указанный рубеж.

В ходе занятий по специальной двигательной подготовке следует постоянно напоминать обучаемым, что от умения грамотно выполнять перебежку и прикрывать огнем перебегающих товарищей зависит жизнь солдата.

Перебежка на поле боя

Передвижение переползанием на поле боя – также важный элемент специальной двигательной подготовки военнослужащего, поскольку, передвигаясь ползком, военнослужащий наименее уязвим.

На поле боя переползание выполняется на локтях и предплечьях с поочередным отталкиванием ногами, оружие - на изготовку. При этом грудь и таз не отрываются от земли, военнослужащий смотрит прямо перед собой, ни на секунду не выпуская поле боя из виду (фоторяд 1.5).

Передвижение переползанием

Видео 1.4 Передвижение переползанием

§ 7.1.3. Основные способы эвакуации раненого с поля боя

Практика показывает, что неумение правильно вынести раненого из-под огня стоило жизни многим военнослужащим. Рассмотрим два основных способа эвакуации раненого: перетаскивание в положении лежа (под огнем) и переноска на плече (спокойная обстановка или невысокая плотность огня).

Перетаскивание в положении лежа начинается с того, что оружие раненого перебрасывается через плечо так, чтобы оно находилось у перетаскивающего справа. Раненый укладывается спиной на согнутую левую ногу перетаскивающего головой в направлении движения. Если ранение позволяет, то перетаскивающий кладет свое оружие рукоятью затворной рамы вверх на грудь раненого. Удерживая оружие правой рукой, ухватив раненого за ремень левой рукой, отталкиваясь правой и частично левой ногами, перетаскивающий делает рывок всем корпусом в направлении эвакуации, увлекая за собой раненого. При этом перетаскивающий должен оставаться лицом к противнику, держа заряженное оружие правой рукой, готовым к применению. Затем, согнув обе ноги, повторяет вышеописанные движения (фоторяд 1.6). Перетаскивание в положении лежа осуществляется до того момента, пока не представится возможность осуществлять переноску раненого на плече.

Перетаскивание раненого в положении лежа

Переноска раненого на плече начинается с подъема раненого и постановки его на колени. При этом эвакуирующий находится лицом к раненому в приседе или с упором на одно колено. Раненый, поставленный на колени, удерживается в вертикальном положении, за счет прижатия эвакуирующим его к себе. Затем эвакуирующий ухватившись за ремень, рывком забрасывает раненого на свое левое плечо и встает, удерживая раненого левой рукой за ноги. При этом правая рука – на оружии, готовом к применению (фоторяд 1.7).

Переноска раненого на плече

При наличии плащ-палатки более удобным для эвакуации раненого под огнем является способ, представленный ниже (фоторяд 1.8).

Угол плащ-палатки, образующий капюшон, завязывается простым полуузлом. Раненый укладывается на спину головой возле узла, ногами к противоположному углу. Углы, находящиеся справа и слева от раненого, затягиваются на его груди прямым узлом. Далее, перетаскивающий ложится возле раненого головой в направлении эвакуации. Оружие раненого находится за спиной перетаскивающего. Свое оружие, готовое к бою, он укладывает на раненого (если позволяет ранение), либо справа от себя, при этом ремень оружия перекинут через шею перетаскивающего. Полусогнутая нога заводится под ноги раненого, вторая нога, согнутая в колене, упирается пяткой в землю. Взявшись двумя руками за угол плащ-палатки, перетаскивающий движением полусогнутой ноги приподнимает раненого и одновременно с этим, оттолкнувшись согнутой в колене ногой от земли, делает рывок всем корпусом, увлекая за собой раненого. Затем описанные движения повторяются.

Эвакуация раненого с помощью плащ-палатки

ПЛАН

проведения занятия по тактической подготовке.

Тема: Действия солдата в бою.

Занятие: Способы передвижения солдата в бою.

Цель:

Научить учащихся правильному и безопасному передвижению на поле боя

Воспитывать стремление преодолевать трудности.

Время: 2 часа.

Место: тактическое поле.

Метод: показ, тренировка.

Материальное обеспечение: учебные автоматы, МСЛ, противогазы на каждого, средства имитации, сигнальные и иммитационые флажки.

Организация и ход занятия.

На территории учебного городка производится построение учащихся и проверяется готовность их к занятию, объявляется тема и цели занятия. Командиром взвода учащимся ставится боевая задача на выдвижение к месту отработки учебных вопросов. В ходе передвижения на тактическое поле отрабатываются вопросы по действиям учащихся по вводным при применении противником ОМП.

На тактическом поле размечается участок, на котором отрабатываются способы передвижения в боевых условиях. Вначале производится показ одного из способов передвижения на поле боя и производится его тренировка. В конце производится тренировка в передвижении на поле боя в целом различными способами.

Организационно-методические указания.

(выписка из БУСВ часть 3)

Передвижение солдат в бою при действиях в пешем порядке. Существуют следующие способы и приемы передвижения солдата в бою при действи ях в пешем порядке:

- ускоренным шагом, бегом в полный рост или пригнувшись;

Перебежками;

Переползанием.

При действии в пешем порядке участки местно сти, скрытые от наблюдения противника и не про стреливаемые огнем, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. Этим же способом солдат передви гается в ходе атаки. При этом оружие он держит в положении для немедленного открытия огня, навс кидку, или прижатым к боку прикладом.

Для скрытого сближения с противником на от крытой местности применяются перебежки. Перед началом передвижения оружие, ставится на предо хранитель. Перебежка производится по команде «Такому-то перебежать туда-то — ВПЕРЕД!».

Для перебежки из положения лежа по предвари тельной команде солдату необходимо сначала наме тить путь движения и укрытие, места остановок для передышки, а по исполнительной команде быстро подняться, как при выполнении команды «ВСТАТЬ!», и стремительно перебежать в намечен ное место, с разбегу лечь на землю и быстро отполз ти (перекатиться) в сторону. Длина перебежки мо жет быть от 20 до 40 шагов. Достигнув намеченного или указанного командиром рубежа, солдат зани мает место для наблюдения и, изготовившись к стрельбе, прикрывает огнем перебежки других сол дат. Положение оружия при перебежке — по выбо ру перебегающего.

На поле боя, если противник ведет сильный при цельный огонь, или, например, в разведке, когда необходимо приблизиться к противнику незамечен ным и внезапно напасть на него, передвигаются пе реползанием. В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски на получетвереньках или на боку по коман де «Такому-то переползти туда-то — ВПЕРЕД!». По предварительной команде солдату необходимо сначала наметить путь движения и укрытие, места остановок или передышки, а по исполнительной ко манде переползать одним из указанных способов.

Для переползания по-пластунски надо лечь плотно на землю, правой рукой взять оружие за ре мень у верхней антабки и положить его на предпле чье правой руки. Поднять правую (левую) ногу и од новременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше, затем, отталкиваясь согнутой но гой, передвинуть тело вперед и поднять другую но гу, вытянуть другую руку и таким образом продол жать движение. При переползании голову высоко не поднимать.

Для переползания на получетвереньках солдат должен встать на колени и опереться на предплечья (на кисти рук), затем поднять согнутую правую (ле вую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед, передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одно временно подбивая под себя другую согнутую ногу, и, вытягивая вперед другую руку, продолжать дви жение. При этом оружие следует держать так же, как при переползании по-пластунски (при опоре на кисти рук — в правой руке).

Для переползания на боку надо лечь на левый бок, затем, вытянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, пра вой ногой опереться каблуком в землю как можно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, по сле чего продолжать движение таким же способом. При переползании на боку оружие следует держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги. Этот способ чаще всего применяется для переноски боеприпасов и грузов на поле боя.

При переползании солдат должен непрерывно наблюдать за полем боя и быть постоянным к открытию огня из оружия.

2. Основная часть.

а)передвижение ускоренным шагом и бегом.

Руководитель на местности указывает учащимся условное нахождение противника и объясняет порядок передвижения к рубежу перехода в атаку. Учащимся доводится, что участки местности, скрытые от наблюдения противника, и не простреливаемые огнем противника, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. В зависимости от глубины укрытия солдат может передвигаться в полный рост или пригнувшись. После показа порядка отработки данного учебного вопроса, руководителем подается команда, например: «Учащийся Петров на рубеж…такой-то ускоренным шагом(бегом) марш». Отработка учебного вопроса производится поточным методом. В ходе данного занятия руководитель следит за ходом тренировки, правильностью действий учащихся, обращая внимание на положение оружия.

б) передвижение перебежками.

После объяснения и показа порядка отработки учебного вопроса, руководитель подает команду учащимся, например: «Учащийся..Петров на рубеж такой-то перебежками, вперед». Данный уч.вопрос отрабатывается поточным методом. Руководитель следит за правильность действий учащихся, при необходимости указывает на ошибки и дает рекомендации на их устранение. Особое внимание обращается на длину перебежек, необходимость перекатывания в конце каждой перебежки и положение оружия.

в) передвижение переползанием.

Руководитель объясняет различные способы передвижения переползанием и показывает, как правильно их выполнять на намеченном заранее участки с использованием защитных свойств местности. Затем руководитель ставит задачу учащимся на начало тренировки. Тренировка осуществляется поточным методом. В ходе отработки учебного вопроса особое внимание обращается на технику выполнения передвижения, использование защитных свойств местности, положение оружия в ходе передвижения.

г) передвижение солдата в бою различными способами.

Руководитель на заранее намеченном участке ставит учащимся задачу на передвижение к рубежу перехода в атаку, используя различные способы передвижения на определенных участках. В ходе данного уч.вопроса отрабатываются все способы передвижения, умение правильно использовать защитные свойства местности для маскировки передвижения, отрабатываются временные нормативы по данному учебному вопросу в целом.

3.Заключительная часть.

Разбор действий учащихся руководителем (указать недостатки, выявленные при отработке учебных вопросов и способы их устранения), сообщаются оценки учащимся, полученные ими в ходе занятия.

Постановка задачи на выдвижение в уч.лагерь

Передвижение к месторасположению лагеря.

Проверка материального обеспечения и обслуживание его.

Руководитель занятия ________________________


Тема: Действие солдата в бою. Приёмы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя

08.06.2013 10834 0

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: _______________

«__» _____________ 200_ г

План - конспект

проведения урока по начальной военной подготовке по разделу:

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса

Тема: Действие солдата в бою. Приёмы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя

Учебная цель: Дать понятие общевойскового боя. Рассказать учащимся о том, что представляет собой современный общевойсковой бой.

Воспитательная цель: Воспитать у учащихся желание изучать науку о ведение боя.

Время. ______

Метод. Лекция.

Место проведения занятий. Кабинет НВП.

Руководство и пособия. Учебник по НВП.

Учебные вопросы. 1. Действие солдата в бою.

Ход занятия

Вводная часть 15 мин.

А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.

Б) Проверка домашнего задания 10 мин.

Основная часть 30 мин.

Вступление 5 мин.

1. В бою солдат должен действовать смело и уверенно. Умело использовать своё оружие.

Знать обязанности солдата в бою.

Знать боевую задачу своего отделения, и свою личную задачу.

Уметь быстро оборудовать окоп.

Постоянно вести наблюдение за противником.

Уметь опознавать воздушного противника и уничтожать его.

Знать слабые и уязвимые места танков и БМП противника.

Докладывать командиру об израсходованных боеприпасах.

Не покидать своего места в бою без разрешения командира.

Изложение основного материала 20 мин.

2. Передвижение на поле боя следует совершать стремительно в высоком темпе и при максимальном соблюдением всех мер маскировки.

Ускоренным шагом или бегом солдат передвигается в ходе атаки, при этом оружие держит для немедленного открытия огня.

Перебежки выполняются от укрытия к укрытию с короткими остановками через 20-40 метров для отдыха.

На месте остановки следует залечь и отползти в сторону, это исключает точность попадания по перебегающему.

Переползание – это скрытный вид передвижения.

Виды переползания: На боку, по-пластунски.

По-пластунски применяется под воздействием ружейно-пулемётного огня противника.

При переползании оружие заряжено и поставлено на предохранитель, держать его надо в правой руке, затвором верх.

Заключительная часть 5 мин.

1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.

2. Объявить раздел и тему следующего занятия, а также форму одежды.

3. Задание на дом. 1. Действие солдата в бою.

2. Способы передвижения солдата в бою.

Преподаватель-организатор НВП: _____________________________________

Военная кафедра ПГУ
им. С.Торайгырова
Цикл
гуманитарных
дисциплин
1

Учебная дисциплина
«Тактическая подготовка»
Тема 5: «Действия солдата в бою»
Занятие 5: «Способы передвижения на поле боя»
2

Общая тактика
Учебные вопросы:
1. Способы передвижения на поле боя.
2. Выбор укрытия, путей движения и способов
передвижения.
3. Использование местности и местных
предметов для защиты от огня и наблюдения за
противником.
4. Выбор места для стрельбы.
3

Общая тактика
Вопрос 1.
Способы передвижения на поле боя.
4

Общая тактика
Приемы и способы передвижения
на поле боя (ускоренным шагом,
бегом,
перебежками
и
переползанием), их применение в
зависимости от интенсивности огня
противника и рельефа местности
5

Общая тактика
Перебежки
участки
Открытие
местности,
обстреливаемые
противником,
преодолеваются перебежками пригнувшись.
Перебежка начинается из положения лежа
по команде (сигналу) командира отделения
(старшего
боевой
группы)
или
самостоятельно.
6

Общая тактика
Перед началом перебежки необходимо заранее
выбрать позицию, которая должна обеспечить защиту
от огня противника. Длина каждой перебежки в
среднем должна быть 20-40 шагов. Чем более открыта
местность, тем быстрее и короче должна быть
перебежка. Она осуществляется стремительно, в
направлении места остановки, находящегося в 1-2 м от
выбранной позиции. Перед началом перебежки
необходимо внимательно осмотреть местность и
оценить варианты последующих действий.
7

Общая тактика
Достигнув места остановки, необходимо с разбегу лечь
на землю и перекатиться (переползти) на выбранную
позицию и изготовиться для ведения огня. Положение
оружия при перебежке - по выбору перебегающего.
Выждав 5-10 с, необходимо в таком же порядке
перебежать к следующему месту остановки и так до
тех пор, пока не будет достигнут указанный
командиром рубеж.
8

Общая тактика
Переползания
Переползания применяются для
незаметного сближения с противником и
скрытого преодоления открытых участков
местности, находящихся под наблюдением
или обстрелом противника. Как и перед
перебежкой перед переползанием
необходимо наметить путь перемещения и
укрытые места для остановки.
9

Общая тактика
В условиях применения противником «мин-растяжек»
необходимо перед переползанием применять кошку на
шнуре, которая из положения лежа выбрасывается вперед по
пути переползания и подтягивается к себе, приводя в
действие взрыватели установленных мин. При применении
кошки в зоне поражения мины не должны находиться
солдаты своего подразделения.
В зависимости от обстановки, высоты растительного покрова
и наличия укрытий переползание может осуществляться попластунски, на получетвереньках и на боку в следующем
порядке.
10

Общая тактика
По предварительной команде переползающий должен
наметить путь движения и укрытые места остановок
для передышки, а по исполнительной команде
переползти одним из указанных способов.
Для переползания взвода и отделения подаются такие
же команды, как и при передвижении перебежками,
например: «Взвод, в направлении такого-то предмета
(на такой-то рубеж), ползком справа (слева), по
отделениям - ВПЕРЕД» или «Отделение (боевая
группа), в направлении такого-то предмета (на такойто рубеж), ползком справа (слева, справа и слева) по
одному - ВПЕРЕД».
11
.

Общая тактика
Переползание
по-пластунски
применяется
на
местности, простреливаемой огнем стрелкового
оружия противника и не имеющей достаточных
укрытий.
Для переползания по-пластунски нужно лечь плотно на
землю, правой рукой взять оружие за ремень у верхней
антабки и положить его на предплечье правой руки.
Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно
вытянуть левую (правую) руку как можно дальше;
отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед,
продолжить движение в том же порядке. При
переползании голову высоко не поднимать.
.
12

Общая тактика
Переползание
на
получетвереньках
применяется на местности, простреливаемой
огнем противника, имеющей небольшие маски
(низкие кусты, высокую траву, посевы и т.д.), а
также по канавам, неглубоким лощинам, по
траншеям и ходам сообщения, по которым
движение в рост и пригнувшись невозможно.
Для переползания на получетвереньках нужно
встать на колени и опереться на предплечья или
кисти
рук.
13

Общая тактика
Подтянуть согнутую правую (левую) ногу под
грудь, одновременно левую (правую) руку
вытянуть вперед.
Передвинуть тело вперед до полного
выпрямления
правой
(левой)
ноги,
одновременно подтягивая под себя другую,
согнутую ногу и вытягивая другую руку,
продолжать движение в том же порядке.
Оружие держать: при опоре на предплечья - так
же, как и при переползании по-пластунски; при
14
опоре на кисти рук - в правой руке.

Общая тактика
Переползание на боку применяется обычно при
передвижении по снегу или на песчаной местности, при
переползании с пулеметами, при подносе боеприпасов,
доставке пищи и при выносе раненых с поля боя.
Для переползания на боку нужно лечь на левый бок;
подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене,
опереться на предплечье левой руки, правой ногой
упереться каблуком в землю как можно ближе к себе;
разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не
изменяя положения левой ноги, после чего продолжить
движение в том же порядке. Оружие держать правой
рукой, положив его на бедро левой ноги.
15

Общая тактика
Для остановки взвода (отделения) подается команда «Взвод
(отделение, группа) - СТОЙ», а для возобновления движения
- «Взвод (отделение, группа) - ВПЕРЕД».
При ведении действий ночью и необходимости скрыть от
противника свое перемещение (для достижения внезапности
атаки, при ведении разведки), если во время перемещения
местность вдруг освещается противником, необходимо
немедленно прекратить движение и лежать неподвижно до
конца освещения.
Движение взвода (отделения) назад производится теми же
способами, что и вперед, по команде «Взвод (отделение),
отойти на такой-то предмет (на такой-то рубеж), справа
(слева или справа и слева) по одному (по группам,
16
отделениям) - НАЗАД».

Переползание по-пластунски
Переползание на
получетвереньках
Переползание на боку
17

Общая тактика
Вопрос 2.
Выбор укрытия,
путей движения и способов
передвижения
18

Общая тактика
Перебежка осуществляется в следующем порядке. По
предварительной команде перебегающий намечает путь
движения и укрытые места остановок для передышки, и по
исполнительной команде быстро вскакивает и стремительно
перебегает. Длина перебежки между остановками для
передышки зависит от местности и огня противника и в
среднем должен быть 20-40 шагов. На месте остановки для
передышки перебегающий с разбегу ложится в 2-3 м от
намеченного укрытия, а затем скрытно отползает в это укрытие,
а достигнув указанного места, кроме того, изготавливается для
ведения огня. Выждав 5-10 с, необходимо в таком же порядке
перебежать к следующему месту остановки и т.д. до тех пор
пока не будет достигнут указанный командиром рубеж.
Положение оружия при перебежке – по выбору перебегающего.
19

Общая тактика
Перебежки отделения (солдата) производится по
командам: «Рядовой Алиев, в направлении
разрушенного дома на рубеж справа кусты, слева
сарай, перебежкой –ВПЕРЕД»; «Отделение, в
направлении развалины на рубеж отдельное дерево,
башня, перебежкой, справа (слева, справа и слева) по
одному – ВПЕРЕД»; «Отделение, в направлении
развалины на рубеж отдельное дерево, башня,
перебежкой по группам: первая группа- рядовые
Айтиев и Иванов, вторая группа – рядовые Сабитов,
Беркин. Первая группа – ВПЕРЕД».
20

Общая тактика
Для перебежки взвода по отделениям подается
команда: «Взвод, в направлении развалины на
рубеж курган, перекресток дорог, перебежкой,
справа (слева) по отделениям – ВПЕРЕД».
При перебежке по одному по исполнительной
команде
«Вперед»
правофланговый
(левофланговый
или
одновременно
левофланговый и правофланговый) вскакивает
и, стремительно пробежав 20-40 шагов, делает
передышку.
21

Общая тактика
Одновременно с остановкой первого начинает
перебежку второй; выдвинувшись на линию первого
перебегающего, он делает передышку. Первый
перебегающий при остановке второго перебегает тем
же способом до выхода на указанный рубеж.
Остальные солдаты отделения последовательно
выдвигаются таким же способом.
При перебежке по группам перебегают одновременно
несколько солдат таким же способом, как и по
одному.
22

Общая тактика
При перебежке взвода по отделениям каждое
отделение начинает движение по команде своего
командира отделения «Отделение, в направлении
мельницы с рубежа угол рощи, мельница, перебежкой
, за мной – ВПЕРЕД». Личный состав отделения
одновременно вскакивает и, пробежав 20-40 шагов,
делает передышку. Для возобновления движения
подается команда «Отделение –ВПЕРЕД».
23

Общая тактика
Вопрос 3.
Использование местности и местных
предметов для защиты от огня и
наблюдения за противником
24

Общая тактика
Изучение местности следует проводить с большой
осмотрительностью, иначе можно прийти не столько
к положительным, сколько к отрицательным
результатам. Офицер или сержант, проводящий
занятия по этому вопросу, должен прежде всего
учитывать, какое подразделение он обучает и на
каком участке местности придется действовать этому
подразделению в боевых условиях. Слишком часто
перед боем солдат донимают изучением общих
положений, касающихся батальона или более
крупных воинских формирований.
25

Общая тактика
Между тем отдельного солдата касается только тот
участок поля боя, на котором продвигается его
отделение.
Совершенно ясно, что обучение солдат умению
сражаться без приказов или сигналов должно
охватывать их действия только на относительно
небольшом участке местности. Если руководитель
ограничит район занятий пределами, необходимыми
для развертывания взвода, любой солдат быстро
поймет тактическое значение каждого участка поля
боя.
26

Общая тактика
Использование преимуществ местности
С самого начала необходимо разъяснить
солдатам
сущность
термина
«оценка
местности». Слово «оценка» применено вполне
правильно.
27

Общая тактика
Каждый солдат, который стремится уцелеть в бою,
должен быстро разобраться в тех преимуществах,
которые может предоставить ему данный участок
местности: как укрыться в кустарнике, как могут
защитить его от пули камень или бревно, как даже
небольшая канава позволяет с относительной
безопасностью продвигаться вперед, как пригорок
предоставляет
возможность
вести
точный
прицельный огонь. Усвоение всех этих положений не
представит трудностей, если в ходе занятий
отводится время, необходимое для тщательного
28
изучения небольшого участка местности.

Общая тактика
Проведение занятий в различных условиях
местности
Во время занятий по этой теме следует неоднократно
подчеркивать, что бой завязывается там, где
происходит встреча с противником. Обычно
атакуемая позиция располагается на гребне холма
или на возвышенности, если такие имеются в данном
районе, однако бой может происходить на огородах,
возделанных полях и даже в непроходимых лесах.
Таким образом, целесообразно проводить занятия в
самых различных условиях местности, не выбирая
29
для упражнений теоретически «типичный» участок.

Общая тактика
Что надо изучать
Занятия по изучению местности можно сделать
простыми, интересными и целеустремленными. Для
обеспечения этого следует еще в классе неоднократно
напоминать солдатам те вопросы, которые должны быть
особенно хорошо усвоены:
1) возможное расположение противника и его секторы
обстрела;
2) подступы к позициям противника;
3) слабые места в расположении противника;
4) позиции, удобные для группы огневой поддержки;
5) направление движения группы маневра;
30
6) запасные позиции.

Общая тактика
Вопрос 4.
Выбор места для стрельбы
31

Общая тактика
Главная цель боя - уничтожение противника. Основное
средство его уничтожения - огонь. Воин мотострелкового
подразделения может быть вооружен автоматом, пулеметом,
снайперской
винтовкой,
ручным
противотанковым
гранатометом.
Огонь в бою ему придется вести из любого положения: из
бронетехники; в пешем порядке - на ходу и на месте, стоя, с
колена и лежа; из окопа, из-за укрытия; из огневого
сооружения (через амбразуру).
В ходе наступления при отражении контратак или при
переходе к обороне каждый солдат прежде всего выбирает
выгодное место для стрельбы и оборудует его.
32

Общая тактика
Это место выбирается с таким расчетом, чтобы можно было
наблюдать за противником и вести огонь и чтобы солдат
оставался скрытым от наблюдения противника и был
защищен от его огня.
На открытой ровной местности важно быстро выбрать или
занять указанное командиром место, отрыть окоп и сразу же
замаскировать его.
В лесу и кустарнике имеются хорошие условия для
маскировки, но чтобы полнее их использовать, располагаться
надо не на опушке, так как она может служить противнику
ориентиром для управления огнем. Позицию целесообразно
выбирать в глубине, на некотором удалении от опушки.
33

Общая тактика
В этом случае для улучшения наблюдения может
понадобиться вырубить часть кустов (разредить их),
при этом важно не нарушить естественную маскировку.
На пересеченной местности, в горах нельзя занимать
место для стрельбы на вершине или на
топографическом гребне высоты. Лучше всего
располагаться на скате, обращенном к противнику (на
переднем скате), между вершиной и подошвой высоты.
Противоположный (обратный) скат целесообразно
использовать для укрытия. Выгодно также располагать
на нем огневые средства для ведения флангового и
особенно кинжального огня.

Способы передвижения солдата на поле боя

Умение сноровисто и быстро передвигаться на поле боя в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием по-пластунски, на получетвереньках и на боку имеет большое значение для обеспечения скрытности и внезапности действий в наступлении.

Первоначально о способах передвижения на поле боя солдаты узнают на занятиях по строевой подготовке, которые проводятся, как правило, на ровной местности или на строевом плацу. Главное внимание на этих занятиях уделяется технике выполнения приемов. Солдат учат передвигаться тем или иным способом без оружия, а затем с оружием.

Методика проведения занятий по изучению способов передвижения на поле боя заключается в том, что командир отделения последовательно показывает и разъясняет каждый из этих способов и поочередно отрабатывает их с обучаемыми. Вначале рекомендуется изучить способ передвижения пригнувшись, затем перебежками и, наконец, переползанием на получетвереньках, по-пластунски и на боку. После показа и рассказа следует разъяснить, по какой команде выполняется передвижение тем или иным способом.

Добиваясь правильного выполнения приемов, не следует ограничиваться одним лишь образцовым показом приема и указаниями на ошибки, допущенные солдатами при его выполнении. Необходимо доходчиво объяснить, а если потребуется, то и показать, к чему может привести ошибка в выполнении приема в боевой обстановке. Это будет способствовать развитию у солдат сознательного отношения к изучению приема, старательности и стремления добиться четкости в действиях. Сержант не должен допускать ни малейших послаблений или отклонений от уставных требований. Нельзя забывать, что легче сразу научить правильным действиям, чем переучивать.

Занятие по изучению способа передвижения перебежками можно провести так.

Выйдя с отделением на место, указанное командиром взвода, сержант строит отделение в одну шеренгу, объявляет тему и цель занятия. Приказав обучаемым положить оружие, рассказывает о назначении перебежек и о том, в каких условиях они применяются. В частности, он разъясняет, что перебежка - один из способов передвижения на открытой местности под ружейно-пулеметным огнем противника. На ровной и открытой местности при сильном ружейно-пулеметном огне противника перебежки должны быть короткими и особенно стремительными. Перебежка дает возможность быстро подойти к вражеской позиции с наименьшими потерями.

Из краткого пояснения сержанта каждый обучаемый должен понять необходимость научиться правильно делать перебежки и осознать, что труд, затраченный на овладение техникой перебежек, окупится сторицею в бою.

После рассказа командир отделения показывает, как правильно делать перебежки.

Возможен и другой метод: командир вначале показывает, как выполняется перебежка, а потом разъясняет прием. Для показа действий сержант становится перед фронтом отделения и выполняет команду «Ложись» без оружия. Затем по команде (примерно) «Сержанту Иванову, перебежать к двойному бугру - вперед» (команду подает либо сам командир отделения, либо его заместитель) опирается ладонями рук о землю, резко отрывает туловище от земли, ставит правую (левую) ногу между рук и с левой (правой) ноги начинает стремительный бег. Пробежав 20–40 шагов, он быстро ложится («падает камнем»), отползает вправо или влево на 3–5 м, а через 3–5 секунд снова вскакивает и перебегает.

Возвратившись к обучаемым, сержант рассказывает о том, по какой команде солдат начинает перебежку, какой должна быть длина перебежки, как быстро и без ушибов падать с бега и отползать в сторону. Он может рекомендовать солдатам такой способ: останавливаясь, упереться в землю каблуком выставленной ноги (например, правой) и упасть на бок, противоположный этой ноге (в нашем примере- левый). Отползти в сторону можно по-разному. В практике обучения известны два способа: перекатывание через спину и отползание с одновременной опорой на локти и носки. Последний способ более приемлем, так как не требует много сил и не демаскирует солдата.

После рассказа рекомендуется еще раз показать отдельно приемы вскакивания, перебежки, падения и отползания в сторону, а затем приступить к тренировке. Для этого командир отделения сначала вызывает из строя одного- двух солдат и приказывает повторить прием. Если обучаемый действует правильно, командир отделения размыкает отделение на 6–8 м (8-12 шагов) и командует: «Ложись». Заметив неточное выполнение приема «ложись», он приказывает солдатам встать, обращает их внимание на допущенные ошибки и повторяет команду. Добившись быстроты и четкости выполнения приема «ложись», поочередно подает команду всем обучаемым на выполнение одной - двух перебежек. Остальные солдаты, оставаясь на месте, внимательно следят за действиями товарищей в готовности доложить свои замечания.

Когда все обучаемые сделают по одной - две перебежки, командир отделения выстраивает их и указывает на допущенные ошибки. Наиболее типичные ошибки, допускаемые солдатами в начале обучения: недостаточно быстрое вскакивание, большая длина перебежки, медленность бега. Если одну и ту же ошибку допускает большинство солдат, сержант еще раз показывает выполнение приема сам. После этого полезно потренировать солдат в правильном выполнении приемов по разделениям, затем повторить перебежки в целом. На этом занятии целесообразно разъяснить обучаемым, что при ведении боя в составе подразделения для перебежки назначается рубеж, достигнув которого солдат, не ожидая команды, должен примениться к местности, окопаться и изготовиться к стрельбе.

Приступая к обучению солдат перебежкам с оружием, командир отделения, так же как и на предыдущем занятии, вначале показывает положение оружия при исполнении команды «Ложись», при вскакивании, перебежке, падении и отползании в сторону. Поскольку к данному занятию солдаты уже будут уметь выполнять с оружием приемы «ложись» и «встать», командир отделения может ограничиться только проверкой выполнения этих приемов, обращая внимание на то, чтобы солдаты безотрывно смотрели вперед, ведя наблюдение за предполагаемым местом расположения противника.

Показывая перебежку с оружием, командир отделения разъясняет, что солдат начинает перебежку по той же команде, что и без оружия. При этом по предварительной команде (например) «Рядовому Петрову, перебежать к кочке» солдат должен установить постоянный прицел (если перед этим велась стрельба), поставить оружие на предохранитель, затем наметить путь движения и укрытые пункты остановок для передышки; по исполнительной команде «Вперед» быстро вскочить и стремительно перебежать в указанном направлении.

Пояснив и показав изучаемое действие, командир отделения приступает к тренировке обучаемых. При этом он упоминает, что, поскольку данное занятие проводится на открытой местности (на ровной местности, на плацу), выбор пути движения и укрытых пунктов остановки для передышки будет повторен и более подробно отработан на последующих тактико-строевых занятиях.

Тренировка проводится примерно в таком же порядке, как и при обучении перебежкам без оружия. Командир отделения добивается четких и быстрых действий, обращая внимание на положение оружия. Обнаружив те или иные ошибки, он останавливает солдат и приказывает повторить прием.

Не исключено, что, слушая объяснения командира отделения, обучаемые могут поинтересоваться, почему не рекомендуется делать перебежку более 20–40 шагов или почему на укрытых пунктах остановок для передышки необходимо отползать в сторону. Обстоятельный ответ командира на этот вопрос должен убедить солдат в необходимости выполнять приемы перебежки так, как того требует устав. Объяснения командира отделения должны свестись к следующему.

Чтобы поймать цель на мушку и сделать прицельный выстрел, требуется около 5–6 секунд. 20–40 шагов можно пробежать за 4–5 секунд. В это время за солдатом может наблюдать и целиться в него стрелок противника. В тот момент, когда стрелок противника начинает нажимать на спусковой крючок, чтобы произвести выстрел, перебегающий падает ка землю, быстро отползает в сторону от того места, где лег, и уже в другом месте вскакивает для перебежки, так что вражеский стрелок вынужден снова начать прицеливание.

Объяснив это, командир отделения делает вывод, что быстрота вскакивания, стремительность бега, приземления и отползания в сторону необходимы для быстрейшего сближения с противником и для предохранения себя от пуль врага.

Примерно в таком же порядке отрабатываются и другие способы передвижения на поле боя.

На тактико-строевом занятии по обучению солдат действиям в наступлении основное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы научить солдат правильно выбирать способ передвижения в зависимости от условий местности и огня противника, т. е. подготовить их к самостоятельным действиям на поле боя. Поэтому занятие проводится на учебном поле, имеющем такие местные предметы, как небольшие кустарники, пни, бугры, ямы, и позволяющем провести занятие поучительно, отработать все приемы без условностей.

Подготовка к занятию по обучению солдат способам передвижения на поле боя проводится в таком же порядке, как и подготовка к занятию по обучению действиям в атаке. Сержант на основе указаний командира взвода изучает статьи Строевого и Боевого уставов, касающиеся техники выполнения способов передвижения и применения их в различной обстановке; намечает последовательность отработки учебных вопросов, порядок обозначения противника; составляет план-конспект проведения занятия и проводит с солдатами беседу.

В беседе сержант должен разъяснить солдатам, как важно уметь правильно использовать местные предметы и умело выбирать наиболее подходящий способ передвижения. Беседу можно начать рассказом, например, о таком боевом эпизоде.

В июле 1943 г. на одном из участков Центрального фронта наши части, прорвав вражеские оборонительные позиции, успешно продвигались вперед. Противник, оказывая упорное сопротивление, предпринимал частые контратаки.

Подразделение под командованием капитана Сизова овладело одной важной в тактическом отношении высотой и закрепилось на ней. Соседи справа и слева несколько отстали, и фланги подразделения оказались открытыми.

Все попытки противника вернуть утраченные позиции разбивались о мужество и стойкость воинов подразделения капитана Сизова. Однако обстановка осложнялась. Боеприпасы были на исходе. Нужно было срочно доложить старшему начальнику о создавшемся положении. Капитан Сизов решил послать с боевым донесением ефрейтора Григорьева.

Под огнем противника Григорьеву предстояло преодолеть около 800 м по местности, изрытой снарядами, минами и авиационными бомбами. Первые 200 м надо было двигаться по открытой местности, затем начинался редкий кустарник, спускавшийся в лощину, за которой на высоте находился командный пункт старшего начальника.

Приступая к выполнению боевой задачи, ефрейтор внимательно осмотрел местность и наметил укрытые пункты остановок для передышки. Затем, воспользовавшись временным ослаблением огня противника, он скрытно выбрался из траншеи и по-пластунски добрался до первой воронки от снаряда. Здесь он осмотрелся и, убедившись, что не замечен противником, пополз дальше. Но в этот момент сзади и правее взметнулись фонтанчики пыли. Над головой Григорьева просвистели пули. Противник заметил советского воина и открыл по нему огонь из пулеметов. Нужно было поскорее выходить из-под обстрела.

Ефрейтор Григорьев быстро вскочил на ноги, стремительно перебежал несколько метров вперед и упал «камнем» в находившуюся неподалеку воронку от авиационной бомбы. Над его головой со свистом пролетали пули. Воронка оказалась большой, и Григорьев отполз от места своего падения к другому ее краю. Отдохнув и немного переждав, он быстро вскочил и перебежал к следующему укрытию. Таким образом Григорьев достиг кустарника; несколько метров он прошел пригнувшись и, укрываясь от глаз вражеских наблюдателей, ускорил шаг. Умело используя местность и местные предметы, он достиг указанного ему пункта и доставил старшему начальнику донесение о создавшейся обстановке. Благодаря этому старший начальник смог своевременно принять необходимые меры, а подразделение капитана Сизова удержало высоту, после чего совместно с другими подразделениями возобновило наступление и уничтожило противостоящего противника.

Основываясь на рассказанном примере, нужно разъяснить обучаемым, что в бою местность и имеющиеся на ней местные предметы приобретают большое значение. Они предоставляют укрытия от огня противника, влияют на условия маскировки, ведения огня и скрытность действий не только отдельных воинов, но и целых подразделений, частей и соединений.

Правильно использовать местность в бою - значит примениться к местности и оборудовать ее так, чтобы она способствовала выполнению поставленной перед воином, подразделением или частью боевой задачи и в то же время затрудняла или воспрещала действия противника. Одна и та же местность дает больше преимуществ тому, кто лучше ее изучит и более умело использует.

Исключительно важное значение приобретает правильное использование местных предметов в наступательном бою, когда приходится действовать под артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем противника. Прежде всего воин должен понять, что каждый местный предмет при правильном применении к нему поможет сохранить жизнь воину и нанести поражение противнику.

Представим себе, что воин наступает в составе своего подразделения. Впереди на высоте находится противник и ведет ружейно-пулеметный огонь, а из-за высоты стреляют вражеские минометы и орудия. В направлении наступления подразделения, перед обороняемой противником высотой, имеются кусты, пни, кочки, бугры, ямы и воронки.

Как же лучше использовать эти местные предметы, чтобы быстрее и с меньшими потерями добраться до вражеских позиций? Если до противника еще далеко и его ружейно-пулеметный огонь не достигает наступающего подразделения, солдаты и сержанты могут двигаться в рост, тщательно маскируясь за кустами.

Но вот наступающие приблизились к противнику и попали в зону его ружейно-пулеметного огня. Здесь каждое открытое и неосторожное движение опасно для жизни воинов. Нужны исключительная сноровка, расторопность и умение правильно использовать впереди лежащие местные предметы в зависимости от силы и направления огня противника.

Если противник открыл огонь, то воин быстро падает у воронки, за бугром, кочкой или другим укрытием. Если укрытие широкое - отползает от места своего падения в сторону (от одного края укрытия к другому) и, наметив следующую остановку для передышки у другого укрытия, быстро перебегает к нему. Если укрытие небольшое - приземляется в стороне от него, а затем подползает и укрывается за ним.

Необходимость действовать так, как описано, объясняется следующим. Солдаты противника внимательно наблюдают за передвижением воинов наступающего подразделения. Они выбирают в качестве цели одного из наступающих воинов и направляют оружие в место его падения. Прицелившись, вражеский стрелок выжидает и, как только воин возобновит движение с того же места, метким выстрелом поражает его. А если наступающий воин вскочит с другого места, вражескому стрелку приходится наводить оружие уже в другом, новом направлении. На это потребуется время, в течение которого воин опять успеет сделать перебежку и лечь в другом месте. В этом поединке победителем выходит только тот наступающий воин, который умело применяется к местности.

Однако, используя местные предметы, нужно помнить, что некоторые из них могут резко выделяться на фоне других и служить ориентирами для противника. Приближаться к этим местным предметам, а тем более использовать их в качестве укрытия не рекомендуется, так как противник тщательно наблюдает за ними и заранее пристреливает по ним свое оружие.

Беседу целесообразно закончить указанием о том, кому из солдат и что необходимо взять на занятие.

Тактико-строевое занятие по данной теме не должно превращаться в одну лишь тренировку солдат в технике передвижения различными способами. Важно, чтобы на этом занятии солдаты научились самостоятельно решать тактические задачи. Нецелесообразно начинать занятие с объяснения, в каких условиях и на какой местности применяется тот или иной способ передвижения. Не рекомендуется также сразу ставить обучаемым задачу на передвижение, например, в таком виде: «Местность впереди закрытая, и до противника далеко, поэтому двигаться будем в рост до такого-то предмета». При таком методе обучаемые не принимают активного участия в занятии, им ничего не остается делать, как только выполнять команду сержанта.

Целесообразнее начинать занятие с краткого инструктажа одного из солдат, назначенного для обозначения действий противника (если инструктаж этого солдата не был проведен накануне) Этому солдату нужно предоставить возможность самостоятельно открыть огонь, если он заметит неправильное использование местности обучаемыми. Затем построить отделение фронтом в сторону, противоположную направлению наступления, объявить тему и цель занятия и спросить нескольких обучаемых, какие они знают способы передвижения и в какой обстановке каждый из них применяется. За это время солдат, назначенный для обозначения противника, достигнет указанного ему места. После этого, повернув отделение кругом, объявить создавшуюся тактическую обстановку.

Для данного занятия, учитывая, что различные способы передвижения применяются при ведении боя в глубине обороны, обстановку можно создать следующую: «Отделение в ходе наступления вышло на северную опушку рощи и имеет задачу уничтожить ручной пулемет противника, расположенный на южных скатах высоты «Безымянная» (рис. 6).

После этого приказать обучаемым осмотреть впереди лежащую местность и каждому самостоятельно наметить способы передвижения к высоте. Из приведенной схемы района проведения занятия видно, что местность на фронте наступления отделения на протяжении 70–80 м открытая, затем начинаются небольшие кусты; за кустами в 200 м от обучаемых проходит насыпь высотой 2 м, а за ней лощина и бугры с воронками, далее, на высоте, расположен «противник». Таким образом, до «противника» всего около 700 м; он может наблюдать за действиями наступающих и обстреливать их пулеметным огнем.

Через 2–3 минуты следует потребовать от солдат доклада о том, кто какой способ передвижения избрал. Вполне понятно, что ответы могут быть самые различные. Одни солдаты наметят двигаться вначале по-пластунски, затем пригнувшись, а по мере приближения к насыпи - в рост. Другие решат начать движение перебежками.

Выслушав решения, сержант должен разъяснить достоинства и недостатки каждого из них. В заключение указать, что в данном случае до кустов целесообразно передвигаться перебежками, затем по-пластунски и на получетвереньках, при подходе к насыпи - пригнувшись и в рост, насыпь преодолеть броском, а дальше двигаться опять перебежками. После этого можно начать практическую отработку указанных способов передвижения.

При таком методе обучения у солдат с первых же дней развивается тактическое мышление, им прививается самостоятельность в действиях и сознательное отношение к тому, что они выполняют. Обдумывая, как решать задачу, солдаты вынуждены проявлять инициативу и находчивость - качества, которые надо непрерывно совершенствовать.

Рис. 6. Район занятия по обучению способам передвижения

Приступая к отработке способов передвижения перебежками и переползанием по-пластунски, сержант требует, чтобы каждый солдат наметил себе путь движения, места остановок для передышки, а на огневом рубеже - позиции для ведения огня. После того как обучаемые осмотрят местность, опрашивает каждого из них. Если ответы будут обоснованными, подает команду на передвижение.

При отработке перебежек обучаемые вначале делают поочередно по две - три перебежки. Командир отделения наблюдает за действиями солдат. Обнаружив ошибки, он останавливает обучаемых, указывает на недочеты, если надо, показывает, как правильно действовать, и приказывает повторить перебежку.

В рассматриваемом примере при обучении передвижению перебежками после преодоления насыпи сержант, вызвав сигналом обозначение ружейно-пулеметного огня противника, приказывает отделению выдвинуться на определенный рубеж. Солдаты намечают себе путь движения, укрытые пункты остановок для передышки, позиции для стрельбы по достижении указанного рубежа и поочередно делают стремительные перебежки. Командир отделения, подав команду на перебежку, обязан проверить, поставлено ли оружие на предохранитель и как солдаты обращаются с оружием. Нельзя упускать из виду также выработку у солдат навыков в постоянном наблюдении за полем боя.

В конце занятия командир отделения производит разбор, отмечая положительные моменты и недостатки в действиях солдат.

Из книги Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.) автора Нефедкин Александр Константинович

ВООРУЖЕНИЕ, СНАРЯЖЕНИЕ, CPЕДCTВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Чукчи не имели ремесленников, производивших военное снаряжение. В конце XIX в. «кузнецы» оседлых чукчей и эскимосов умели изготовлять лишь простые изделия из полос железа методом холодной ковки (Богораз 1991: 76; Тан-Богораз 1934: 11).

Из книги BEPTOЛЕТ 2001 01 автора Автор неизвестен

Не роскошь – средство передвижения Русский Север без авиации немыслим. Здесь самолет и вертолет действительно не роскошь, а средство и передвижения, и спасения, и выживания. Ведь на территории в почти 600 тыс. кв. км практически нет дорог с твердым покрытием и больших

Из книги Забытые битвы империи автора Музафаров Александр Азизович

ПУТЬ СОЛДАТА Вернемся к образу генерала Стесселя. В романе он выглядит трусливым, лицемерным, недалеким и к тому же во всем слушается свою супругу, которая порой гораздо лучше его ориентируется в обстановке. Да и других желающих манипулировать слабовольным генералом

Из книги Крах конного блицкрига. Кавалерия в Первой мировой войне автора Оськин Максим Викторович

Глава 3 ЛОШАДЬ - РОСКОШЬ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ? Как говорит известная воинская мудрость, лошадь есть первейшее оружие одного из родов войск в триаде военной машины начала двадцатого века - кавалерии: «Главное оружие конницы - ее конский состав». Следовательно,

Из книги Как выжить и победить в Афгане [Боевой опыт Спецназа ГРУ] автора Баленко Сергей Викторович

Патриотизм – идеология солдата Приходится читать и слышать суждения об афганской войне 1979-1989 годов (указываю годы, потому что в этой несчастной стране войны не кончаются) как о войне «ошибочной», «непродуманной», «странной», «ненужной» и т. д. Исходя из этих предпосылок,

Из книги Обучение действиям в наступательном бою автора Гавриков Федор Кузьмич

Действия солдата в атаке ночью Обучение солдат действиям в атаке ночью организуется и проводится примерно в таком же порядке и такой же последовательности, как и в дневных условиях, но с учетом особенностей ночных действий. В частности, учитывается трудность

Из книги На изломе автора Мигулин Андрей

Обучение солдат способам передвижения ночью В беседе, проводимой с солдатами накануне дня занятия, сообщить, что способы передвижения воинов ночью зависят от рельефа местности и удаления противника. Затем разъяснить, как выполняются приемы бесшумной ходьбы при

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Смерть Железного солдата У каждого человека есть Дом. Но не тот, в котором он живёт на данный момент, а который из детства. Тот милый, родной дом, в котором проходит всё: детство, отрочество, юность. Где делаются первые шаги, познаётся мир. Где знакомо всё до мельчайших

Из книги От Пекина до Берлина. 1927–1945 автора Чуйков Василий Иванович

ВОСПИТАНИЕ СОЛДАТА «Помилуй Бог, мы русские! Благодарю, спасибо! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством будет! Победа! С Богом!» Непринятие на вооружение винтовок, эксперименты с которыми проводились с XVI в. по всей Европе (включая Турцию), не было связано

Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц Дитрих

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

Счастье солдата 1 час 25 минут 2 мая. Хотя не везде, но бой идет, слышны автоматные очереди и взрывы гранат. Пытаюсь заснуть, накрываюсь с головой буркой. Но опять телефонный звонок – и трубка в руках.Докладывают из штаба 28?го корпуса. В 0 часов 40 минут радиостанции 79?й

Из книги Как СМЕРШ спас Москву. Герои тайной войны автора

Место солдата в государстве Параллельно с эволюцией государства происходила и трансформация немецкого воина из средневекового вольного ландскнехта в современного солдата, осознающего свою ответственность перед родиной. Если посмотрим историю как немецкого, так и

Из книги «Снег», укротивший «Тайфун» автора Терещенко Анатолий Степанович

2.2. Способы передвижения разведчиков Несмотря на то что высокая техника имеет самое широкое применение на полях сражений, конечный успех боя решает человек-боец… за техникой всегда находится живой человек, без которого техника мертва. М. В. Фрунзе Бойцы, натренированные

Из книги автора

Основные приемы и способы передвижения в горах Передвижение в горах пешим порядком в основном состоит из восхождений и спусков, что требует больших физических усилий и затрат времени. Личный состав в горах быстрее устает, резко снижается скорость движения. Рассчитывая

Из книги автора

Исповедь солдата О событиях битвы под Москвой, как правило, читатели осведомлены из мемуаров, написанных полководцами. Так уж заведено, подобные мемуары нередко повествовали о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. Как отмечал польский поэт и автор коротких

Поделиться