Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства. Правовое регулирование охоты как вида использования объектов животного мира Правовое регулирование права на охоту в рф

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

Виды охоты:

активная – с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи;

пассивная – с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи;

промысловая – для получения продукции (пушнины, мяса и др.);

спортивная (любительская) .

Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке.

Правовой основой регулирования охоты является Федеральный закон «О животном мире», ряд постановлений Правительства РФ, ведомственные нормативные акты МПР России и Минсельхоза РФ, иных ведомств, а также нормативные материалы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данным нормативным материалом регулируются сроки охоты, выделяются территории для нее, устанавливается плата, решаются другие вопросы организации и контроля, в том числе информируется население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

В соответствии с действующим законодательством право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Право на спортивно-любительскую охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты (охотничьим билетом). Лицензия выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму. Указанный вид охоты может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по охотничьему минимуму, уплатившими государственную пошлину в установленном размере, имеющими разрешение на хранение и ношение оружия.

Промысловая охота осуществляется при заключении договоров с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Право на этот вид охоты могут получить граждане с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины. Членство в охотничьем обществе не обязательно.

Российским законодательством установлена уголовная ответственность для лиц , осуществляющих незаконную охоту (браконьерство), – не имеющих разрешения на охоту, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добычу животных с нарушением условий лицензии и др.

Для граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединениям, чье существование и доходы основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, устанавливаются специальные правила в отношении прав на охоту.

Охота с древнейших времен служила одним из основных способов добывания объектов животного мира. В настоящее время охота утратила былую роль в жизни человека и ведется, в основном, в спортивных целях, хотя существует охота и как промысел, в ходе которой добываются дикие животные и птицы в порядке осуществления предпринимательской деятельности.

Охотничьи угодья России занимают площадь 15 000 тыс.км2. Россия является одной из ведущих охотничьих держав. На ее территории обитает около 245 видов млекопитающих и 700 видов птиц, из которых, соответственно, 60 и 70 видов отнесенных к объектам охоты. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их промысел дает мясо, кожевенное и пушное сырье, другие продукты животного происхождения. В последние годы численность охотничьих животных в России сократилась незначительно и не вышла за рамки естественных колебаний. Об этом свидетельствует и то, что аналогичные колебания поголовья видов охотничьих животных происходили в ряде скандинавских стран. Численность основных видов охотничьих животных в Российской Федерации составила в 1996 – 1997 гг.:

Вид животного

Численность, тысяч особей:

Изменения численности в %

Олень благородный

Олень пятнистый

Олень северный

Заяц-беляк

Заяц-русак

Медведь бурый

Куропатка серая

Всего копытных

Всего пушных

Птиц (куриные)

Одна из основных групп млекопитающих, отнесенных к объектам охоты и являющихся объектом охоты – дикие копытные животные. В 1996 – 1997 гг. в Российской Федерации добыча лося составила 22,0 тыс. голов, дикого северного оленя – 27,3 тыс., косули – 21,4 тыс., сайгака – 14,5 тыс., кабана – 9,3 тыс. голов. В ближайшие годы в связи с начавшимся ростом численности диких копытных возможно увеличение их добычи.

Наиболее многочисленной группой птиц, отнесенных к объектам охоты, как в видовом отношении, так и по численности, являются водоплавающие птицы. Их общая численность в России остается стабильной и в 1997 г. составляла от 80,0 до 95,0 млн. особей, в том числе: речных уток – 42,0 млн., нырковых уток – 35,0 млн., гусей – 3,3 млн. Общий объем их легальной добычи составил порядка 5,7 млн. особей. В отдельных регионах России добыча водоплавающих птиц оценивается на уровне 10 – 40 процентов, что для речных уток является близкой к предельной величине. Основное количество водоплавающих птиц добывается в Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Дальневосточном районах России.

В предпринимательских целях ведется отлов певчих птиц (в массовом количестве около 19 видов) и дневных хищных птиц (около 6 видов изымаются на уровне нескольких десятков особей) для их использования в качестве ловчих. Изъятие из природной среды остальных видов проводится в культурных, научных, просветительских целях и для иных потребностей.

Норма ФЗ РФ “О животном мире” (ст.41), посвященная правовому регулированию охоты, носит отсылочный характер и указывает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Охота есть выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, либо с добытой продукцией охоты. Охота, как юридически обусловленная деятельность, влекущая установление прав и обязанностей охотников, предполагает, во-первых, добычу (включая выслеживание и преследование) не любых объектов животного мира, а только тех, которые отнесены к объектам охоты в порядке, установленном в нормативном порядке.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ. При этом учитывается их статус, численность, традиции в использовании, виды и качество получаемой продукции.

Во-вторых, охота может проводиться только в пределах охотничьих угодий, которыми признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий по законодательству о животном мире эквивалентно пользованию участками лесного фонда в качестве охотничьих угодий, которое рассматривается лесным законодательством как один из видов лесопользования. Охотничьи угодья могут находиться в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ) – угодья общего пользования, охота в которых осуществляется в порядке, установленном Правилами охоты. Охотничьи угодья могут быть переданы лицам в пользование на основе договоров аренды или безвозмездного пользования участками лесного фонда. В таких угодьях охота производится по разрешениям, выдаваемым этими лицами. В угодьях, закрытых для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны) любая охота запрещена.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все достигшие 18-летнего возраста граждане РФ, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. В субъектах Российской Федерации, где законодательными (представительными) органами власти снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может проводиться всеми гражданами РФ, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях – с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия).

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

На территории России правила охоты устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации. Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты. Основными задачами правил охоты является сохранение видового многообразия охотничьих животных и обеспечение рационального использования их ресурсов путем промысловой и любительской охоты.

Во время охоты на территории России запрещается:

применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской охоты, а также для добычи бурого медведя и диких копытных животных;

добыча диких копытных животных и бурого медведя в целях любительской охоты при их переправе через водоемы или с применением самоловных орудий;

применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, крючьев, а также ловчих ям и настороженных ружей;

применение охотничьего огнестрельного оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел;

использование при любительской охоте сетей, вентерей, петель, шатров, применение любых видов химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц;

применение световых устройств для добычи птиц;

применение автомототранспортных устройств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором;

сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей.

Во время охоты разрешается частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавички, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсуков в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть восстановлены и закопаны грунтом.

При проведении охоты для отыскания, преследования и ловли диких зверей и птиц разрешается использование охотничьих собак. Все собаки, находящиеся с охотником в охотничьих угодьях, должны быть вписаны в охотничий билет или иметь свидетельство о регистрации в органах ветеринарного надзора. Сроки применения охотничьих собак различных пород и порядок их натаски и нагонки устанавливаются местными правилами охоты. Если на охоте собака угнала зверя за пределы охотничьего хозяйства, в котором охотнику предоставлено право охоты, при поиске и отзыве собаки на другой территории он обязан находиться с разряженным и разобранным ружьем.

Охота на диких копытных животных подлежит обязательному лицензированию и может проводиться как отдельными охотниками, так и в ходе коллективной охоты.

При коллективной охоте лицензия должна находиться у ответственного за отстрел лица (старшего команды, бригадира). Он обязан:

при получении лицензии проверить правильность и полноту ее заполнения;

оформить путевку на отстрел животного;

перед охотой проверить у всех членов команды наличие и действительность охотничьих билетов и разрешения на ношение оружия;

составить список участников охоты с указанием даты проведения охоты, номеров лицензий и путевки, вида животного, фамилии, имен и отчеств охотников, номера первичной организации и названия окружного общества охотников, где охотники состоят на учете;

провести инструктаж по технике безопасности и порядку проведения охоты;

в случае ранения зверя до начала дальнейшего преследования сделать отметку о ранении в лицензии и организовать добор раненого животного, на который отводится один день, не считая дня ранения;

в случае перестрела (добычи животных сверх установленного лицензией) или отстрела животного другого пола, или отстрела взрослого животного по лицензии, выданной для отстрела молодняка до одного года, сделать в лицензии отметку об отстреле. При этом составляется акт о случившемся и передается в органы госохотнадзора или администрацию охотничьего хозяйства. Продукция от добытых в этих случаях животных сдается в заготовительные организации.

При преследовании раненого животного охотнику разрешается пересекать границы охотничьего хозяйства и заходить в соседние с местом отстрела охотничьи угодья, предварительно сделав отметку о ранении зверя в лицензии.

Добыча бурого медведя в Российской Федерации допускается только по лицензии. Порядок охоты такой же, как на диких копытных животных. На добор раненого животного отводится два дня, не считая дня отстрела. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания их в берлогу. При охоте на берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей с последующим оформлением лицензий. Сроки охоты на бурых медведей устанавливаются местными правилами охоты.

Охота на пушных зверей охотниками-любителями осуществляется на основании путевки. При охоте на лицензионные виды (соболь, речного бобр, выдра), кроме того, необходим договор с заготовительной организацией на сдачу их шкурок. В договоре указывается предельное количество лицензионных видов пушных зверей, которое охотник имеет право добыть в сезон охоты. Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется по количеству и не регламентируется числом охотничьих дней в неделю. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать при охоте на зайца и барсука дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи этих зверей на одного охотника за день охоты.

В случае непреднамеренной добычи пушного зверя, на добывание которого у охотника не было разрешения, или в случае непреднамеренной добычи лицензионных видов пушных зверей в количестве, сверх указанного в договоре, охотник обязан сделать в договоре запись о непреднамеренной добыче или перелове. После выхода с участка охоты незамедлительно известить об этом государственную службу охотничьего надзора и сдать в заготовительную организацию шкурки животных, относящихся к видам, подлежащим обязательной сдаче государству. Шкурки белки, бобра, выдры, горностая, колонка, куницы (лесной и каменной), лисицы, норки (европейской и американской), ондатры, песца, росомахи, рыси, соболя, добытых на охоте, сдаются государству в течении 30 дней по окончании сезона охоты на данные виды пушных зверей.

Добывание крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), хомяка разрешается производить без членского охотничьего билета и путевки.

Всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов, в хозяйственных постройках и на приусадебных участках.

Весенняя охота на пернатую дичь разрешается продолжительностью не более 10 календарных дней на конкретный вид дичи. В России разрешаются следующие виды охот: на самцов глухарей на току; на токующих самцов тетерева (из укрытия); на вальдшнепов на вечерней и утренней тяге; селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия. Перечень видов охот и конкретные сроки весенней, летне-осенней и осенне-зимней охоты на пернатую дичь определяются местными правилами охоты. Летне-осенняя охота на пернатую дичь с породными легавыми и спаниелями может открываться на три недели раньше установленных общих сроков охоты. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать закрытые для охоты дни, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. С 15 сентября все нормы добычи пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

Правом охоты с ловчими птицами на территории Российской Федерации пользуются все граждане, достигшие 16-летнего возраста и являющиеся членами общества охотников. Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий или членский билет с отметкой об уплате государственной пошлины и путевка. Охота с ловчими птицами на территории России разрешается в период с 20 июля по 1 марта каждого года. При этой охоте нормы добычи и закрытые для охоты дни не устанавливаются. Разрешение на отлов и содержание ловчих птиц охотники могут получить в местных органах.

Отлов певчих птиц в России разрешен для всех граждан. Удостоверением на право отлова и торговли певчими птицами служит разрешение, выдаваемое органами государственного охотничьего надзора. В сезон разрешается отловить не более 10 экземпляров певчих птиц определенных видов. Перечень видов птиц, разрешенных к отлову, и сроки отлова определяются местными правилами охоты. При любительском отлове певчих птиц запрещается применение больших стационарных ловушек, паутинных сетей, птичьего клея, снотворных веществ, электронных устройств, воспроизводящих звук птиц, мелких хищников и сов для ловли “на тревогу”, а также любых способов отлова у гнезд.

В течение всего года на территории Российской Федерации подлежит регулированию численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек. Добыча этих животных без применения огнестрельного оружия, специальных препаратов, а также петель и капканов разрешается всем гражданам. Охотник-любитель имеет право отстреливать этих животных при любом законном нахождении в угодьях с оружием. По специальным разрешениям органов государственного охотничьего надзора охотникам разрешается производить отстрел указанных животных в течении всего года, применять для их добычи автомототранспортные средства, малокалиберное оружие, капканы, петли, сетевые самоловы, магнитофоны, а также специальные препараты в строгом соответствии с инструкциями по их применению. Беспородные собаки, а также кошки, находящиеся в охотничьих угодьях долее 200 метров от населенных пунктов без владельцев, считаются бродячими. Охотничьи собаки, а также другие собаки, находящиеся в охотничьих угодьях с владельцами, отстрелу не подлежат.

Продукция охоты – вся продукция, получаемая от добывания диких зверей и птиц. Охотник обязан обеспечить сохранность добытого мяса дичи. Добытую продукцию охотник имеет право сдать в соответствующие организации. Основанием для приема мяса, шкур диких животных, бурого медведя и кабарговой струи являются отрывные талоны на бланках лицензий и членский охотничий билет. Шкурки пушных зверей сдаются в заготовительные организации по предъявлению членского охотничьего билета, а лицензионных видов, кроме того, – по предъявлению договора, на основе которого производилась добыча этих животных. Шкуры волка, шакала, лисицы, хорей, крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), водяной крысы, хомяка принимаются заготовительными организациями без предъявления членского охотничьего билета.

Незаконно добытая продукция отстрела диких копытных животных и бурого медведя должна сдаваться в торгово-заготовительные организации. В случае, если эта продукция использована самим нарушителем охоты или по его вине пришла в негодность, нарушитель возмещает ее стоимость. Незаконно добытые шкурки пушных зверей также подлежат сдаче в заготовительные организации.

Ответственность за нарушение правил охоты. Лица, допустившие нарушение правил охоты, привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности.

Грубыми нарушениями правил охоты считаются:

охота без членского охотничье-рыболовного билета, с недействительным билетом;

охота вне сроков охоты на данный вид животного;

охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);

охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;

охота без договора на лицензионные виды пушных зверей.

Нормативные акты, регулирующие отношения по пользованию объектами животного мира, устанавливают таксовый метод определения вреда, причиненного незаконной охотой. В случае нанесения ущерба государственному охотничьему фонду с нарушителя взыскиваются денежные суммы в следующих размерах (в минимальных размерах заработной платы по видам объектов охоты): лось, олень благородный (европейский, кавказский, марал, изюбрь), овцебык – 20; пятнистый олень, лань – 10; косуля, дикий кабан, дикий северный олень, снежный баран, сибирский горный козел, тур (кавказский, дагестанский), сайгак, муфлон, серна – 5; кабарга – 4; соболь – 10; бобр, выдра, песец, рысь, росомаха – 6; куница (лесная, каменная), норка (европейская, американская), кидус – 5; харза, лисица, енотовидная собака, енот-полоскун, корсак – 4; хорь (лесной, степной), колонок, солонгой, горностай, кот дикий (лесной, камышовый), сурок – 2; ондатра – 1; белка, летяга, ласка, суслик-песчаник – 0,5; крот, бурундук – 0,1; медведь бурый – 10; барсук – 4; зайцы, дикий кролик – 1; охотничьи птицы – 0,6.

При причинении ущерба государственному охотничьему фонду на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере. За раскопку выводковых нор барсуков, лисицы, корсака, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также разрушение жилищ ондатры и бобра или плотин бобра ущерб взыскивается в трехкратном размере. Ущерб, причиненный незаконной добычей видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, исчисляется по специальным таксам.

Помимо приведенных мер ответственности, виновные лица несут административную ответственность за нарушения правил использования оружия при охоте, в частности за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Особые ограничения на пользование объектами животного мира установлены в отношении тех из них, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации ведется специально уполномоченным органом управления использованием и охраной природных ресурсов на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга России является официальным документом, содержащим свод сведений о перечисленных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном российским законодательством. Решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, определение порядка и мер их охраны принимаются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной природных ресурсов по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по рыболовству, федеральным органом управления лесным фондом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук. Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Пользование объектами животного мира, занесенными к Красную книгу РФ осуществляется на основании распорядительных лицензий.

Форма и порядок выдачи распорядительных лицензий установлены Постановлением Правительства РФ “О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации”. Для получения разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, заинтересованные лица подают в специально уполномоченный орган государственный орган управления использованием и охраной природных ресурсов заявление, в котором указывают: сведения о заявителе; заявляемый вид пользования животным миром; перечень заявляемых видов диких животных; предполагаемый срок пользования дикими животными; сведения об условиях содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных. К заявлению прикладываются: копия устава (для юридических лиц); документы, обосновывающие целесообразность осуществления указанного в заявлении вида пользования; заключения Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов и при необходимости иных компетентных организаций о допустимости осуществления пользования заявляемыми видами диких животных. В распорядительной лицензии могут быть определены условия содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, порядок их выпуска в естественную природную среду и иные условия в соответствии с требованиями по охране животных. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения могут служить: неполный состав сведений в заявлении и представленных документах; неудовлетворительное обоснование целесообразности осуществления указанного в заявлении вида пользования; отрицательное заключение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов или иной компетентной организации; обнаружение недостоверных данных в представленных документах.

Статья 41 Закона РФ «О животном мире» определяет перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Такой перечень составляется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ. Ранее были изданы такие нормативные документы как: Положение об охоте и охотничьим хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. (послед, с изм. и доп.) , Типовые правила охоты в РСФСР (1974 г.) , в Положении, утвержденном Министерством сельского хозяйства от 4 января 2001 г., определен порядок выдачи именных разовых лицензий на использование объектов охоты, изъятие которых из среды их обитания разрешается без лицензии .

Понятие охоты не дается в законодательстве о животном мире, хотя охота - это старейший вид пользования животным миром. В системе законодательства ему отводится довольно значительное место. Значительный объем нормативного материала в этой области принимается субъектами РФ и органами местного самоуправления. Как правило, они регулирует сроки охоты на определенной территории, устанавливают плату, решают другие вопросы организации и контроля в области ведения охоты.

В Законе РФ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 23.06.2016) в п. 5 ст. 1 охота определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой .

Охотой признается также изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отстрел, вылов, загон и т.д.), живыми или умерщвленными, для целей употребления (питания, использования шкур, жира и т.д.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях. Право на охоту разрешается в особом административном порядке.

В соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты: 1) промысловая охота; 2) любительская и спортивная охота; 3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; 5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

  • 6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
  • 7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 12 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.

Можно говорить об активной и пассивной охоте. Когда используются охотничьи ружья либо идет выслеживание добычи - это активная охота. Пассивная охота осуществляется с помощью капканов, сетей, иных спе-циально устроенных средств добычи. Промысловая направлена на добычу продукции (пушнины, мяса и т.п.). При промысловой охоте животных убивают для получения прибыли от продажи их шкур, мяса и т.д. Промысловая охота - это средство существования, и она также подразумевает отлов животных для обеспечения достаточного количества пищи, необходимой для выживания населения традиционно проживающих на территориях добычи животных.

Спортивная охота осуществляется с целью удовлетворения эстетических потребностей граждан. Любительская охота создается для удовлетворения интересов граждан, занимающихся охотой. Оба вида охоты - это свое-образный отдых человека. Несмотря на урегулирование промысловой и спортивной охоты, оба вида представляют определенную опасность для отдельных видов животных.

В наши дни спортивная и промысловая охота, распространенная по всему миру, представляет угрозу для многих видов крупных животных (изюбрь, уссурийский тигр, снежный барс и др.). Неудивительно, что бенгальский тигр (Индия, Непал) стал исчезать с тех пор, как шубы из его шкуры стали продаваться в Токио за 100 тыс. долларов. На носорогов охотятся из - за рога, а на слонов - из-за бивней.

Африканский слон может быть уничтожен всего за 10 лет, если не остановить браконьерство . В будущем промысловая охота в России будет ограничена либо вообще запрещена. Этому свидетельство - исчезновение многообразных видов животных, которые ранее обитали в больших количествах. Тем не менее, право на промысловую охоту не отменено, поэтому следует дать характеристику этому виду деятельности человека.

Само определение охотника дается в ст. 20 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, в котором охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержаться в государственном охот хозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно прибывающий в Российской Федерации заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Охотник должен иметь: 1) охотничий билет; 2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев осуществление охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с настоящим законом к охотничьему оружию.

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (охотминимум). Важно отметить, что охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территорий его действия, имеет учетную серию и номер.

Охотничий билет подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственном охотхо- зяйственном реестре в течение месяца со дня выдачи охотничьего билета. Более подробно виды охоты определяются в статьях Закона: охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 15); охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (ст. 16); охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (ст. 17); охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (ст. 18); охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (ст. 19). Как вытекает из содержания нового закона виды охоты довольно широко представлены. Новое законодательство закрепило новые правила охоты (ст. 23), которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти (Минсельхоз РФ).

Таким образом, правом на охоту с огнестрельным оружием имеют все граждане России, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членом общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользованием животным миром. В тех районах, где такими правилами наделены охотники, заключившие договоры с заготовительными организациями на добычу и сдачу охотничьей продукции, штатные охотники заготконторы, охотники северных хозяйств, охотники, выделенные колхозами, а также штатные охотники промыслово-охотничьих хозяйств, им разрешается добыча диких животных с 14-летнего возраста, независимо от вступления в общество охотников. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира, в определенном месте и на конкретный срок, либо охотничьим билетом. Охотой без надлежащего разрешения признается охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; безлицензионная охота на птиц и зверей, (охота на некоторые виды животных разрешена только по лицензиям); охота без договора с заготовительными охотничье-промысловыми организациями на сдачу мяса и пушнины.

Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющиеся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке. Так, охота на лося, оленя, марала, косулю, кабана и разрешается лишь при наличии лицензии, выдаваемой по форме, установленной специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а охота на лицензионные виды пушных зверей (соболь, горностай, куница и т.д.) разрешается только на основании договора охотников с заготовительной организацией или при наличии наряда - задания (для штатных охотников заготконторы и специальных хозяйствующих субъектов).

Охота в охотничьих угодьях, закрепленных за государственными, кооперативными, общественными организациями (объединениями), индивидуальными предпринимателями и иными хозяйствующими субъектами разрешается только при наличии путевки или письменного разрешения администрации охотхозяйства. Следует отметить, что охота сверх установленной правилами договора или лицензии нормы, либо охота на те породы, на добычу которых не выдано разрешение, также считается охотой без разрешения.

Для правильного понимания браконьерства нужно обратиться к ст. 258 УК РФ, в которой характеризуется предмет преступления, признающийся в качестве диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенных на свободу в целях разведения, независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся. Поскольку браконьеры не всегда несут юридическую ответственность за свои деяния, то естественно, браконьерство ведется в запрещенных для охоты местах, как заповедники, заказники, зеленые зоны на территориях промышленных предприятий, транспортных путей, а также других местах, запрещенных соответствующими актами.

Перечень запрещенных орудий и способов охоты также указывается в правилах охоты, к ним относятся следующие: оружие военного и спортивного образца, применение сетей, добывание животных, находящихся в бедственном состоянии и т.д.

Методика исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания утверждается Мин- пророды России.

Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод утверждены Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» .

Судам следует иметь в виду, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция составляет не основательное обогащение добывшего их лица (ст. 1102 ГК РФ). Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания (п. 45 Постановление Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21).

Возможно и полное запрещение охоты. Это связано с тем, что животные представляют определенную ценность. В этих случаях все виды охоты в любое время года запрещены. Перечень таких редких и исчезающих животных приводится в Правилах охоты.

В заповедниках как эталон природы охраняется весь природный комплекс, а именно уникальные звери, птицы и растения, поэтому незаконная охота в них может привести к уничтожению ценных видов животного мира, утрате человечеством бесценного генофонда. Иначе говоря, все виды хозяйственной деятельности и любая охота в заповедниках запрещены.

Характеризуя вопросы рыболовства и охраны рыбных запасов и морепродуктов, следует сказать, что под рыболовством и добычей водных животных понимается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из водной среды животных. Рыболовство - это отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром .

Обычно различают следующие виды рыболовства: для нужд населения и хозяйственных нужд, спортивное рыболовство, любительская рыбная ловля. Осуществляется рыболовство различными способами: с помощью судов, стационарных орудий, удочек-спиннингов, сетями и другими способами.

В соответствии со ст. 42 Закона «О животном мире» отношения в области регулирования рыболовства и охраны беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации. Важными правовыми документами в регулировании рыболовства и охране рыбных ресурсов являются постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», которым устанавливается порядок ежегодного утверждения общих объемов квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Приказ Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. № 660 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, порядка и срока их рассмотрения», которые являются документом, и разрешается осуществлять рыболовство в указанных местах. Следует отметить, что определенные Правила рыболовства содержатся также в актах международного права, в том числе заключенных Россией на основе двусторонних и многосторонних соглашений. Всякое рыболовство осуществляется на основе лицензии.

Лицензия является тем документом, на основе которого разрешается осуществление видов деятельности в течение определенного срока. Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству (квоты), ранее утверждался Минприроды РФ. В настоящее время вопросы о предоставлении квот рыбохозяйственным организациям определены Федеральным законом РФ от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ (ред. 03.07.2016) «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов». В законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» даются основные понятия терминологии отношений по рыболовству и сохранении биологических ресурсов, определены права на водные биоресурсы, объекты рыболовства, сохранение водных биоресурсов и среды обитания водных ресурсов, разрешение споров в области рыболовства и ответственность за совершение правонарушений в этой области отношений. Представляется, что этот закон будет способствовать развитию рыбопромысловой промышленности и сохранению водных биоресурсов страны.

Право на добывание водных биоресурсов осуществляется как юридическими лицами, так и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом исполнительной власти субъектов РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Лицензия на промышленное (промысловое) рыболовство обязательна для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, дающих право на промысел водных био-ресурсов. Право на бесплатный любительский лов рыбы и добычу водных ресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования. Граждане имеют право по лицензиям осуществлять добычу рыбных ресурсов. В лицензии указывается количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки и иные условия.

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Норма, 2001.С. 198.

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

К таким актам прежде всего относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», содержащий общие положения; постановление Правительства РФ от 26.07.93 N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»; приказ Минсельхоза России от 24.12.93 N 315 «О предоставлении права на охоту» (в ред. от 16.09.98); Приказ Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты», Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Правительства от 10.10.60 N 1548 (в ред. от 03.05.94); Правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1289.

Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу РФ (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируются постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (в ред. от 24.04.03). Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 N 569 утверждены Перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ (в ред. от 05.11.99).

Правовое регулирование охоты также осуществляется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г., Приказом Минсельхоза РФ от 28 апреля 2005 г. N 70 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении», Приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», а также Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты».

Уголовный кодекс РФ в ст. 258 устанавливает ответственность за незаконную охоту.

В соответствии со ст. 34 Закона «О животном мире» охота представляет собой один из видов пользования животным миром. Такое пользование животным миром осуществляется гражданами, имеющими право на охоту на основе имеющихся разовых на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок.

Охотой, как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. К ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Охотничьи угодья - это земельные, лесные и водопокрытые площади, где обитают дикие звери и птицы и которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 1960 г.).

Однако, по мнению ряда авторов, данная дефиниция нуждается в корректировке. Так, возникает необходимость в уточнении смысла понятия «нахождение в охотничьих угодьях с орудием охоты». О.С. Колбасов пишет, что к охоте «приравнивается не только пребывание лица с орудиями охоты в угодьях, но и нахождение в угодьях одних орудий охоты (капканов, ловушек и т.д.) без самого их владельца». Для того, чтобы избежать всех неудобств перечисления случаев, которые подразумеваются под понятием нахождения в угодьях и т.д. представляется правильным говорить о любой деятельности по добыче диких животных, включая сюда не только физическое, но и юридическое присутствие охотника в местах, где действует «охотничий режим», т.е. официальное регулирование порядка, времени, способа и других элементов охоты. С этой точки зрения охотой будет не только выслеживание и преследование дичи с целью добычи, либо сама добыча, но охотой будет установление капканов и других орудий лова.

В словаре русского языка охота определяется как «поиск, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли».

Г.Г. Булатов определяет охоту как «выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы».

Б.Н. Звонков считает, что «охота это любая деятельность, имеющая цель - добычу диких животных и птиц, представляющих научную или хозяйственную, или культурную, или просветительскую ценность, а также ценность, с точки зрения обеспечения сложившихся в природе экологических ассоциаций и равновесия».

Ю.И. Ляпунов под охотой «понимает не только добычу (убой, улов) диких зверей и птиц, но и установку капканов, сетей, силков, самострелов, выслеживание и преследование животных, а также сам факт нахождения с ружьем и с охотничьей собакой в охотничьих угодьях».

По мнению Колбасова О.С., «охотой является определенный вид деятельности людей связанный с использованием природных богатств животного мира. Охотой называется отыскивание и добывание разнообразными способами диких животных, обитающих в естественных условиях в лесах, горах, степях, на полях, лугах, водоемах и других угодьях».

Ю.Н. Ерофеев считает, что «охотой признается добывание диких животных и птиц, т.е. извлечение их из естественной среды, как путем умерщвления, так живьем. Преследование и выслеживание диких зверей и птиц с целью последующего добывания должны рассматриваться как приготовление к охоте». Таки образом, большинство авторов признают, что охота - это действие, которое сожжет выражаться в следующих стадиях:

1) выслеживание - поиск диких животных, мест их обитания, следов;

2) преследование - перемещение за обнаруженными дикими животными с целью их добычи;

3) добыча - извлечение из состояния естественной свободы умерщвленного или живого зверя либо птицы.

Выделяются следующие виды охоты:

а) промысловая охота - добывание животных охотниками промысловиками с целью выполнения планов заготовки мяса, шкур, мехов и другой продукции.

б) спортивная (любительская) охота - добывание охотничьих животных членами обществ охотников с целью удовлетворения потребностей в активном отдыхе на природе, а также в использовании продукции охоты в личных целях.

в) научная охота - извлечение из естественной среды диких животных для последующего проведения научных исследований.

Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др. Исключение составляют граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, которые пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14 летнего возраста.

Удостоверением на право спортивной (любительской) охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращением с охотничьим огнестрельным оружием, об оплате государственной пошлине, и разовая лицензия на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Для промыслового добывания охотничьих животных дополнительно требуется договор, заключенный с заготовительными организациями, которым установлен государственный план закупок продукции охотничьего промысла или путевка, выданная в установленном порядке, а для штатных охотников наряд-задание.

Что касается разрешения (лицензии) на добычу диких животных, то в соответствии с приказом Минсельхоза России «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», от 4 января 2001 г. № 3, лицензия необходима для добычи следующих видов животных: а) диких копытных и медведей (по лицензиям, выдаваемым на изъятия одного животного в определенном месте в сезон охоты), б) соболя, бобра, выдры, росомахи, рыси, барсука, сурков, куниц и т.д. (по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания конкретного количества особей в сезон охоты), в) харзы, норок, лисицы, песца, белок, зайцев, гусей, глухарей, уток, голубей и т.д. (по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания особей определенного вида в определенном месте в конкретный срок с соблюдением лимитов изъятия этих животных).

При этом в нормативных актах выделяются некоторые виды птиц и зверей, добыча которых не требует специального разрешения и не ограничивается какими-либо сроками. Так, без лицензии разрешается добыча сусликов, хомяков, кротов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте), «охота» определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. «Сохранение охотничьих ресурсов» - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. В свою очередь «охотничьи ресурсы» - объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Необходимо показать терминологическую связь и преемственность в части понятий и принципов правового регулирования между Федеральным законом «О животном мире» (далее - Закон о животном мире) и Законом об охоте.

Среди основных понятий, сформулированных в ст. 1 Закона о животном мире, насчитывается пять определений, имеющих отношение к пользованию животным миром: «использование объектов животного мира», «устойчивое использование объектов животного мира», «охрана животного мира», «пользование животным миром», «пользователи животным миром». Все они имеют и самостоятельное значение, и связь с правом пользования животным миром - одним из видов природных ресурсов, относящегося к биологическому компоненту окружающей среды.

Отчетливо видно, что наряду с понятием «пользование животным миром» в ст. 1 Закона о животном мире определено понятие «исполь-

зование объектов животного мира», причем в определении первого термина использован второй.

Так, «пользование животным миром» - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. В свою очередь, «использование объектов животного мира» - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Сопоставление приведенных определений наглядно показывает, что в терминологии Закона о животном мире присутствует тавтология, которую можно было бы избежать, объединив их в одно определение - «пользование животным миром (его объектами)». По нашему мнению, такое терминологическое решение позволило бы уйти от имеющейся проблемы некорректности и неопределенности понятий и нашло бы соответствие с гражданско-правовой терминологией, а именно, с правом пользования.

Такой подход обеспечил бы и реализацию права государственной собственности на объекты животного мира (ст. 4 Закона о животном мире), когда государство - собственник предоставляет право пользования таковыми другим субъектам - гражданам и юридическим лицам, а также реализацию права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками (ст. 33 Закона о животном мире).

В приведенных определениях: 1) под пользованием понимается деятельность, разрешенная законодательством; 2) называются субъекты этой деятельности; 3) обобщенно представлены виды и способы пользования животным миром.

Понятие «право пользования животным миром» в ст. 1 Закона о животном мире не дано, его содержание раскрыто в гл. V этого Закона, которая называется «Пользование животным миром».

Специально оговорено, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и Законом об охоте (ст. 33). Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром , как: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Что касается способов пользования животным миром, то, исходя из толкования ст. 34, пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации 1 .

Одним из самых распространенных видов пользования животным миром является охота.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется упомянутым выше Законом об охоте, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом об охоте регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (они же - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов). Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством. Действие Закона об охоте не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

В статье 1 Закона об охоте определены понятия, которые тесно связаны с понятием «охота»: так, «способы охоты» - это методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц, а «орудия охоты» - огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.

См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 30 апреля 2010 г. № 138 (ред. от 17 июня 2014 г. № 267) «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» // Российская газета. 25.06.2010.

Основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закрепленные в ст. 2 Закона об охоте, соответствуют основным принципам в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Это принципы: обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия; установления дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов; использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, и другие.

Установленные в фаунистических законах принципы демонстрируют характерную особенность правовой охраны животного мира, включая охотничьи ресурсы, согласно которой их охрана осуществляется, прежде всего, посредством законодательно установленных требований по их рациональному использованию.

Следует отметить, что в Законе о животном мире (ст. 39), как и в Законе об охоте (ст. 10) установлены антимонопольные требования относительно приобретения и реализации права на пользование животным миром, и соответственно - в области охоты и сохранения природных ресурсов. Несмотря на то обстоятельство, что такие требования отсутствуют в статьях законов, непосредственно посвященных принципам правового регулирования, по нашему мнению, защита конкуренции, в частности, в отношениях, возникающих в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеет важное, причем принципиальное, значение. Таким образом, установлен принцип защиты конкуренции, согласно которому не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц 1 .

Государственный контроль за экономической концентрацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  • СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735..
Поделиться