Кто нашел украденную статуэтку золотая богиня. Золотая богиня

Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове - золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами. Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.

У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Множество легенд и преданий в России даже в XXI веке рассказывают о таинственной Золотой бабе. Поговаривают, что якобы кто-то ходил поклониться ей, спрятанной в тайном месте не то уральскими, не то сибирскими шаманами. Языческая богиня, которой подносились богатые дары, будоражила умы путешественников и кладоискателей, начиная с эпохи Средневековья. Даже в научных трудах западноевропейских ученых того времени содержатся описания статуи Золотой бабы, находящейся во владениях русского царя.

Могущественная богиня-мать

Большинство историков и этнографов считают, что в многочисленных легендах речь идет о некоем образе богини-матери, которой люди поклонялись еще с древнейших времен. Не случайно Золотая баба напоминает женские персонажи из многих мифологий.

Известный писатель, специалист по истории славянских народов Александр Асов, в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что истоки поклонения этой статуе следует искать в преданиях народов Урала и Сибири.

«Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую Медную статую (медь всегда заменитель золота), и, например, золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» – значит «золотой»). В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы», – написал А.И. Асов.

Различные авторы связывали Золотую бабу и с обско-угорской богиней Калтащ, и с египетской Изидой, и с индоарийской Ситой, и с шумерской Сидурой. А доктор исторических наук Владимир Петрухин в монографии «Мифы финно-угров» (Москва, 2005 г.) сравнил ее с иранской богиней Ардвисурой Анахитой, образ которой во многом перекликается и со славянской Матерью-Сырой-Землей – прародительницей жизни.

Интересно, что английский дипломат и исследователь Джайлс Флетчер (Giles Fletcher) в своем сочинении «О государстве Русском», которое впервые было опубликовано в 1591 году, провел параллель между таинственной Золотой бабой и хорошо всем известной Ягой-Костяной ногой. Ряд специалистов по русскому фольклору разделяют его мнение: сказочный персонаж изначально представлял собой могущественную богиню, одновременно существующую и в мире живых, и в мире мертвых.

Что о ней известно

Специалист по сравнительно-историческому языкознанию, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин, написал статью «Золотая баба: идол или топоним?», которая была опубликована в электронном журнале «Сибирская заимка» 27 февраля 2012 года. Автор отметил, что легендарному языческому идолу с давних пор поклонялись не только представители коренных народов Урала и Сибири, но и русские старожилы тех мест. Так что Золотую бабу можно считать славянской богиней.

В «Трактате о двух Сарматиях» польский географ и историк Матвей Меховский (1457-1523 гг.) указал: «Знай, в пятых, что за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.) в научном труде «Записки о Московии» сообщил, что на правом берегу устья Оби находится статуя старухи, «... которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». К тому же, рядом со святилищем языческого идола якобы находятся инструменты, издающие трубные звуки под порывами ветра.

Голландский картограф Николаас Витсен (1641-1717 гг.) в главном труде своей жизни «Северная и Восточная Тартария» поместил статую Золотой бабы в Обдории (исторической области, расположенной в бассейне реки Обь). Правда, в его работе богиня не выглядела старухой – она была женщиной в расцвете красоты и с двумя детьми. А на ее теле якобы размещались звенящие колокольчики.

Многие отечественные и иностранные авторы вплетали в описание Золотой бабы собственные фантазии. У кого-то идол был сравнительно небольшим, у кого-то человеческого роста, а кто-то говорил, что это огромная статуя из чистого золота. Такие легенды привлекали кладоискателей и авантюристов.

Доктор философских наук Валерий Демин в книге «Уральская Гиперборея» (Москва, 2010 г.) рассказал, как во второй половине XVI века Золотую бабу искали сподвижники легендарного завоевателя Сибири, Ермака Тимофеевича. Ремезовская летопись сообщает, что атаман Богдан Брязга видел статую богини в Самарском остроге, который был построен в месте слияния Иртыша и Оби. Согласно рассказам казаков, это была женщина «... нага с сыном на стуле седящая».

От кого скрывали статую

Христианские проповедники и миссионеры, охваченные стремлением спасти души представителей коренных народов Урала и Сибири, увидели в Золотой бабе своего идеологического врага. Поэтому одно из объяснений, почему местонахождение языческого идола долгое время оставалось тайной, заключается в том, что шаманы прятали статую от ревнителей веры православной.

Первый епископ Пермский Стефан (около 1345-1396 гг.), крестивший народ коми, активно боролся с идолопоклонством. И культ древней богини показался ему опасным пережитком прошлого.

«Пермяцкая Златая Баба была по возрасту старуха, а два младенца рядом считались ее внуками. В честь Златой Бабы устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные... После крещения пермяков их святыня исчезла. Надо полагать, кумир был надежно спрятан от посторонних глаз, и ему по-прежнему продолжали воздавать подобающие почести», – считает В.Н. Демин.

Православный миссионер Григорий Новицкий, живший в Петровскую эпоху, известен не только своим этнографическим трудом «Краткое описание о народе остяцком» (1715 год), но и тщательными поисками Золотой бабы. Этот человек намеревался лично уничтожить кумира идолопоклонников. Как предположил автор книги «Уральская Гиперборея», именно за данное намерение миссионер был убит хантами-язычниками приблизительно в 1725 году.

Многие исследователи полагают, что шаманы могли перевозить статую с запада на восток по мере колонизации русскими Урала и Сибири, повлекшей за собой распространение христианства.

Где прятали идола

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (Москва, 2008 г.) указал, что первоначально статуя находилась к западу от Уральского хребта. Но в результате деятельности Стефана Пермского и прихода русских войск на земли народа коми, шаманы или некие лесные волхвы перевезли идола и спрятали сначала в пещере у реки Сосьвы, а затем – на побережье Конды. Дальнейший путь Золотой бабы лежал на восток – в Сибирь.

«Она не здесь, но мы ее знаем. Она через наши леса была перенесена верными людьми на Обь. Где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазе, я точно не знаю», – такие слова некого старика-манси привел в своих записях этнограф Константин Носилов, посетивший район Конды и Северной Сосьвы в 1883-1884 годах.

«После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской Губе, а оттуда – на горное плато Путорана на Таймыре», – предположил Н.Н. Непомнящий.

Исследователь Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь» отметил, что последнее известное пристанище Золотой бабы, согласно казачьим легендам, находилось в Белогорье. И хотя в народе такое название имели разные хребты и скалы, наиболее вероятным в данном случае представляется Белогорье, расположенное у истоков Иртыша. То есть, это Калбинский хребет на юго-западе Алтая.

Впрочем, А.И. Асов считает, что искать великую богиню следует в пространстве духовном, поскольку священные Белые горы в славянской мифологии находятся за пределами реального мира – в Нави. А восхождение по ним – это путь души к Матери Мира.

Искали по всей Сибири

В.Н. Демин, как и Н.Н. Непомнящий, сослался в своей книге на воспоминания некого старика-манси, зафиксированные этнографом и писателем К.Д. Носиловым. Почтенный местный житель утверждал, что статуя Золотой бабы представляет собой обычную голую женщину в натуральную величину, которая якобы сидит на собольей подстилке. И спрятана она так, чтобы чужаки никогда не смогли ее найти.

В 90-е годы ХХ века в рассекреченных архивах КГБ СССР обнаружились документы, рассказывающие о поисках Золотой бабы, предпринятых в 1933 году сотрудниками НКВД. У них имелись сведения, добытые на допросах, что шаман казымских хантов в тайном святилище прячет заветную статую. Известно, что один из спецотрядов добрался до указанного места, у чекистов завязался бой с местными жителями, все ханты были перебиты. Но о самой Золотой бабе никаких сведений не осталось. То ли ее нашли чекисты и перепрятали, то ли идола не оказалось на предполагаемом месте.

Время от времени в печати появляются свидетельства очевидцев, которым якобы удалось лицезреть статую, организовываются экспедиции в глухую тайгу, но поиски пока не увенчались успехом. Высказываются самые разные предположения.

Исследователь Алексей Бурыкин, например, предположил, что Золотая баба – это не идол, а название священного для язычников места. Тем более что на Урале и в Сибири топонимов и гидронимов, в названии которых содержится тюркское слово «алтын» (золото), достаточно много.

Вышеупомянутый английский дипломат Джайлс Флетчер в конце XVI века высказал предположение, что Золотая баба – это скала, расположенная в устье Оби, чьи причудливые очертания напоминают женщину с ребенком. Ей вполне могли поклоняться местные язычники, принимая за окаменевшую богиню-великаншу.

Амбассадор встретил в интернете информацию о Золотой Богине страны Шуби, с великолепным золотым изображением Золотой Богини, которую никто не может найти. Но на фотографии китайская Золотая Богиня Гуань Инь с жемчужиной в руке, подобную скульптуру Амбассадор видел в китайском монастыре в Паттайе в Таиланде. Остальная информация, часто встречается в интернете, так что это крупица, но золота или песка сложно сказать. Золотая Богиня страны Шуби подтверждение способа мышления людей в древности, создание золотой прародительницы, само собой меняло представление людей о самих себе. Подобная легенда была и у древних славян.
Достоверных сведений о том, где стояла Золотая Богиня, не сохранилось, но все исследователи сходятся во мнении, что искать ее нужно в Южном Приморье вблизи самой высокой горы. Золотая Богиня была наследием страны Шуби. О Шуби сейчас не известно практически ничего, а вот о бохайцах и чжурдженях, к которым перешел Золотая Богиня, известно достаточно много. Очевидно, поэтому легенда говорит о Золотой Богине чжурдженей. По некоторым источникам Золотую Богиню называли Гуфэй. Отлитая из золота статуя в виде женской фигуры была заветной мечтой многих кладоискателей еще сотни лет назад. Священная статуя бесследно исчезла, так же, как и поклоняющийся ему народ. Это побуждает заполнить недостающие знания фантазиями, фантазии сами по себе имеют ценность, они развивают образное восприятие мира.
Согласно преданиям, на Пидане находится несколько пещер, в которых спрятаны бохайские и чжурдженьские сокровища. Как правило, такие клады находятся под "бохайской лягушкой". Лягушка была хранительницей кладов и у чжурдженей и они всегда обрабатывали один из близлежащих камней, придавая ему форму лягушки, тем самым и отмечая место хранения и оберегая его. Примечательно, что ни один из бохайских кладов не найден. Фигура женщины в полный рост, отлитая из золота и украшенная драгоценными камнями, до сих пор находится где-то у Пидана. Вероятнее всего она спрятана в пещере под Пиданом. Ее ищут сотни лет, но безрезультатно, хотя лягушка-хранительница этого клада известна всем. Барон Унгерн, один из посвященных, имел доступ к золоту бохаев. Он посвятил много времени тому, чтобы никто другой не сумел отыскать сокровища. Версии об их нахождении указывают на сотню мест, разделенных тысячами километров. Существует легенда, что Унгерн, собрав несколько кладов, спрятал их вместе, провел над ним бохайский магический ритуал. Эти сокровища, как и казна Азиатской дивизии, спрятаны Унгерном у истоков Амура. Но Золотую Богиню Унгерн не нашел и она по сей день находится в Приморье.
Пржевальский в свое время также искал Золотую Бабу - кумира древнего происхождения, которому поклонялись и бохайцы и чжурчжени. Пржевальский считал, что Золотую Бабу могли вывезти в Тибет. Как известно, Пржевальский проводил экспедиции и в Уссурийском крае, и на Тибете, но никаких источников, говорящих о том, что исследователь приблизился к разгадке местонахождения Золотой Богини, нет.
Вообще Золотую Богиню искали многие известные люди. И большинство из них склонялись к версии о сокрытом золотом идоле на Пидане или вблизи Пидана. Арсеньев искал Золотого идола в окрестностях Пидана. По слухам, Золотую Бабу искал и А.П. Окладников - доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, возглавивший в 1953 году Дальневосточную археологическую экспедицию. И, опять-таки по слухам, нашел место, где она могла храниться. О дальнейших событиях легенда умалчивает, поэтому нашел Окладников только место хранения или он видел и саму Золотую Богиню, неизвестно.
Есть сведения, что якобы две статуи, изображавшие богинь, были найдены, и в 90-х годах тайком вывезены в Китай. Во-первых, эти находки не были золотыми, во-вторых, их спрятали сами "счастливчики" для подтверждения легенды. Первая - маленькая мраморная 30-сантиметровая "античная статуя", купленная в магазине Владивостока и спрятанная самим же "нашедшим". Вторая - бронзовая, высотой чуть более 20 сантиметров, купленная там же. Примечательно, что у обеих женщин европейские черты лица. Скульптуры и прятали, и находили для подтверждения версии о том, что Приморье в древности было Атлантидой. Понятно, что к Золотой Богине эти находки никакого отношения не имели и что уж было совсем несерьезно, придумали, что золотыми на них были многочисленные украшения. На мраморной скульптуре, как утверждают, было больше 8 килограммов золота и 31 драгоценный камень. На второй - украшение из монет Месопотамии, Греции, Ближней Азии, Европы. Конечно, эта шутка не имела никакого успеха и была быстро разоблачена, так как прятавшие скульптуры не обратили внимания, что на статуэтках были клейма с датой изготовления.
Так что достоверно известно лишь то, что Золотая Богиня по сей день находится где-то вблизи Пидана и что она до сих пор не найдена.

Рецензии

Вы будете еще 1000 лет искать просто потому что страна Шуби (так же как и маньчжуры) никогда не была на севере Китая (так же как манчжуры никогда не приходили с севера, как убеждают историки).

Маньчжуры пришли и завоевали Китай и в Юго-восточную Азию с запада - из Тибета (Шуби надо искать в том же направлении). Именно поэтому Далай-ламы были самыми почетными гостями в Китае - потому что они были ПОВЕЛИТЕЛЯМИ родины маньчжурских императоров (т.е. Тибета). Так было до императрицы Цыси (она устроила китайский переворот, отстранив тибетцев). Все гробницы "китайских" императоров-маньчжуров расписаны в ТИБЕТСКОМ стиле на ТИБЕТСКОМ языке - НИ ОДНОГО китайского иероглифа в гробницах (наземные храмы не в счет - их "отреставрировали" в эпоху Цыси под китайские)

Читайте книгу Фоменко "Последний путь святого семейства" - многое поймете о Китае. Может быть даже найдете свою статую.

До начала чемпионата мира в Бразилии осталось 35 дней. Sportbox.ru ведет до старта турнира и рассказывает о легендарном кубке, которым с 1930 по 1970 год награждали его победителей.

Первый Кубок мира ФИФА являл собой скульптуру древнегреческой богини победы Ники высотой 35 сантиметров и весом 3,8 килограмма, изготовленную из позолоченного серебра и установленную на подставку — первоначально мраморную, а затем лазуритовую. Автором приза, заказанного к ЧМ-1930 в Уругвае, стал известный французский скульптор Абель Ляфлер.

Кубок привез в Монтевидео первый президент ФИФА Жюль Римэ (в 1946-м трофею будет официально присвоено его имя). Там награда и осталась на четыре года: первый чемпионат мира выиграла сборная Уругвая.

Потом Ника надолго загостилась в Италии: в 1934-м «Скуадра адзурра» ее выиграла, а в 1938-м завоевала вторично. Годы Второй мировой войны Золотая Богиня, как именовали награду, частично провела в не слишком подобающем ей по статусу, зато надежном месте. А именно — в обувной коробке под кроватью в доме вице-президента ФИФА итальянца Отторино Барасси: когда на Апеннины пришли гитлеровцы, он забрал кубок из римского банка, где тот хранился, и спрятал от греха подальше.

На этом приключения приза не закончились. В 1966-м, незадолго до чемпионата мира в Англии, его украли с филателистической выставки в Лондоне, посвященной турниру. Но неделю спустя кубок был найден — его случайно обнаружил закопанным под изгородью в загородном саду пес по кличке Пиклз, гулявший там с хозяином. Обоих позже пригласят на банкет по случаю чемпионства сборной Англии, а похитителя так и не найдут.

И свой путь Золотая Богиня закончила историей криминальной и загадочной. После того как в 1970 году сборная Бразилии, завоевав трофей в третий раз, получила его на вечное хранение, кубок содержался в штаб-квартире Бразильской конфедерации футбола в Рио-де-Жанейро. Стоял он в шкафу за пуленепробиваемым стеклом, только вот задняя стенка того шкафа сделана была из обыкновенного дерева. Ее-то и взломали неизвестные злоумышленники 20 декабря 1983 года, после чего Ника бесследно исчезла. Полагают, что ее попросту расплавили и продали как обыкновенный лом из драгметаллов.

Чемпионат мира без главного приза из-за этого конечно, не остался: отдав Золотую Богиню бразильцам, ФИФА уже к ЧМ-1974 в ФРГ заказала новый кубок, который будет вручен и победителям турнира в Бразилии. Его автором стал итальянец Сильвио Гаццанига, высотой он на 1,8 сантиметра больше Кубка Жюля Римэ, весит 6 с лишним килограммов и сделан из золота. В отличие от предыдущего, этот трофей — вечная собственность ФИФА: победителям дозволяется забрать домой только копию.

Полную статистику всех финальных турниров чемпионатов мира по футболу можно найти

35 лет назад, в ночь с 19 на 20 декабря 1983 года, в Рио-де-Жанейро злоумышленники похитили Приз Жюля Риме, который до 1970 года вручался в качестве кубка победителю на чемпионатах мира по футболу. Судьба знаменитого трофея остается по сей день неизвестной, напоминает телеканал "360" .

Кубок был выполнен из 3,8 кг позолоченного серебра в виде древнегреческой богини победы Ники, поэтому он получил название "Золотая богиня", хотя изначально он назывался "Победа".

На протяжении своей полувековой истории кубок несколько раз подвергался похищениям. Первое случилось во время Второй мировой войны, когда статуэтка находилась в Италии. Президент Итальянской федерации футбола Отторино Барасси, чтобы сохранить кубок, тайно забрал его к себе домой и спрятал в сапоге под кроватью. Так "Золотая богиня" пережила всю войну.

Второе, уже настоящее похищение, случилось в 1966 году в Великобритании за несколько месяцев до чемпионата мира. Кубок был выставлен для публичной демонстрации в лондонском выставочном зале Westminster Central Hall и оттуда был украден вором, который потребовал за него выкуп в 15 тысяч фунтов стерлингов. Через несколько дней собака нашла статуэтку, завернутую в газету, под скамейкой в одном из лондонских парков.

Третье, роковое похищение случилось в 1970 году в Бразилии. Главный футбольный трофей переехал в южноамериканскую страну, потому что она уже третий раз выигрывала чемпионат мира. Четверо преступников проникли в здание Бразильской конфедерации футбола и украли кубок. Несмотря на то что всех преступников поймали, они так и не рассказали, что случилось с футбольным трофеем.

За тридцать лет появилось множество версий дальнейшей судьбы кубка. Были предположения, что его переплавили или продали в частную коллекцию. Но одна из версий поистине считается интересной задачей для Шерлока Холмса.

По некоторым данным, еще в 1966 году английским ювелиром Джорджем Бердом была сделана бронзовая копия кубка. На чемпионате мира, проходившем в этом году в Великобритании, после победы англичан капитан команды Бобби Мур поднял оригинальный кубок, а затем его сразу заменили на копию, которая и отправилась в ФИФА. Соответственно, бразильцы, победившие на следующем чемпионате мира в 1970 году, забрали себе не оригинальную статуэтку, а дубликат, который потом и был украден.

А проданная на аукционе в 1997 году "копия" кубка, которую англичане изготовили в 1966 году, была, по некоторым версиям, оригинальным трофеем. Главным "козырем" в этом сценарии событий является смерть английского ювелира Джорджа Берда. Именно после его кончины в 1996 году был обнаружен "дубликат", который был выставлен на аукцион и его обладателем стала сама ФИФА, отдав за него более 250 тысяч фунтов стерлингов. Таким образом, согласно этой версии судьбы кубка, ФИФА несколько лет вручала победителям подделку вместо кубка, а затем сама стала обладателем настоящей "Золотой богини", которая хранится там по сей день.

Поделиться