Краткое содержание рассказа карась идеалист. Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист

Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.

Карась-идеалист на брифли дает нам возможность изучить сказку Салтыкова-Щедрина в . Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.

Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность. Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор. При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды. Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.

Карась-идеалист анализ

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект.
Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году. Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.

Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.

Герои сказки и их характеристика

Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать героев.

Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.

Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладывая дела в долгий ящик, перейдем к произведению «Карась-идеалист», краткое содержание которого представлено в статье. Салтыков-Щедрин написал его в 1824 году.

Особенности сюжета

«Карась-идеалист» сюжета как такового не имеет. Он простроен на диалоге карася и ерша. Карась начитан, умен книжной мудростью, но совершенно не знает жизни, однако это не мешает ему быть опьяненным социалистическими идеями. Он грезит о том, что все будут жить в равенстве и братстве. Щуки перестанут есть карасей, а монахи - уху.

Ерш же слушает все это, только ухмыляется и всячески ругает своего визави. Но при этом их беседы снова и снова случаются. Ерш признает, что хоть карась и олух, но ни с кем в реке, кроме него, на такие возвышенные темы не поговоришь. Поэтому рыбы снова встречаются и снова спорят. Карась взирает на все сквозь оптимизма, а ерш критикует взгляды карася с позиций здравого смысла. И вот так, страница за страницей, они перетягивают канат диспута туда-сюда. Таким образом, ясно, что специфика сказки «Карась-идеалист» в том, что отсутствует какая-либо динамика. Все движение и напряженность упрятаны в диалогах ерша и карася.

И вот наступает ответственный момент: теперь карасю надо убедить в справедливости своих взглядов щуку. Непосредственный корм (карась) пытается убедить своего потребителя (щуку) в том, что ему надо изменить своим привычкам и перейти на другой рацион ради идей равенства и братства. Нетрудно догадаться, что все заканчивается съедением щукой карася. Это происходит словно случайно в процессе беседы, и все присутствующие сразу осведомляются у щуки, хороший ли был карась на вкус.

«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости

В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия. И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря). Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.

Об оторванности идеалистов от жизни

Показательным моментом является и то, что карась совершенно не знает, о чем говорит. Здесь под обстрел критики автора попадают, видимо, знакомые ему мечтатели, которые хотят перестроить жизнь в России. Для карася щука была мифическим персонажем, пока он с ней не повстречался. Он ничего не знал и о том, что делают монахи с пойманными карасями. Рыба-идеалист не знала, как вкусны ее собратья в сметане.

То, что позволено юнцу, не к лицу взрослому человеку. Все люди в юности идеалисты и мечтатели, но когда жизнь берет в руки свой кнут, то людские убеждения подвергаются проверке, и выживают только те, которые наиболее отвечают здравому смыслу. Такова общая мораль, которой наделена сказка Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

Общественно-политическая интерпретация

Диалог между героями строится весьма своеобразно: карась-бедолага надрывается, пытается щуке что-то доказать, и только он заикается о добродетели, сразу же щука «нечаянно» его глотает. Другими словами, с властью можно разговаривать, только если ты стоишь на коленях в просительной позе, на равных общаться с ней чревато.

Возможно, Салтыкова-Щедрина очень впечатлила судьба Напомним, что Петр Яковлевич позволил себе попытку критики социального устройства России 19-го века, а его объявили сумасшедшим и приказали провести медицинское освидетельствование.

Правда, при всем этом карась - все же фигура нелепая, но текст произведения "Карась-идеалист" (краткое содержание не дает возможности подробно осветить все подобные моменты) вольно или невольно наталкивает на такие параллели.

Хорошо ли быть идеалистом?

Вопрос сложный и неоднозначный. Если ставить знак равенства между оптимизмом, мечтательностью и идеализмом, то вера в доброе и светлое необходима, чтобы вырасти нормальным человеком. Но по мере взросления человек должен отказываться от тех устремлений и ценностей, которые морально устарели и тянут его вниз. При этом не следует думать, что из такой позиции вытекает моральное приспособленчество. Базовые так или иначе должны регулировать Правда, если бы спросить у автора сказки, то сам Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист» подтверждает эту мысль) сказал бы читателю, что не одобряет ни идеализма, ни бестолкового оптимизма, оторванного от жизненных реалий.

Для кого написана сказка русского классика?

Произведение не будет понятно школьникам, оно написано уже для взрослых людей. Вообще кажется, что когда создавал свое произведение Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист»), то у него уже максимально кристаллизовались убеждения и взгляды на русскую современную ему реальность. Классик добавлял щедро эти «кристаллы» в свои поздние сочинения, а они приобретали неповторимый притчево-философский привкус.

Таков анализ сказки «Карась идеалист» Салтыкова-Щедрина. Возможно, он неполон, может быть, из этого многомерного и бездонного по значению произведения русского писателя можно было извлечь еще что-то, но, как говорил Н.В. Гоголь, «нашего человека стоит уважать хотя бы за попытку».

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других.

Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй - заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника".

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость.

Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

М. Е. Салтыков-Щедрин
Карась-идеалист
Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: “Поди проспись!” Во второй – заподозрен в “сицилизме” и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий

Раз Щука так удивилась его возгласу: “Знаешь ли ты, что такое добродетель?” – что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.
В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш – тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что “все-таки с ним одним по душе поговорить можно”, и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход “диспута” Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Схожі твори:

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин Дикий помещик В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был...
  2. М. Е. Салтыков-Щедрин Благонамеренные речи В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но у них он ничего не...
  3. М. Е. Салтыков-Щедрин Господа Головлевы Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет границы и без того обширных...
  4. М. Е. Салтыков-Щедрин Пошехонская старина Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет...
  5. М. Е. Салтыков-Щедрин История одного города Данная повесть – “подлинная” летопись города Глупова, “Глуповский Летописец”, обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую “преемственно слагали” четыре глуповских архивариуса. В...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин Дневник провинциала в Петербурге Дневник? Да нет! Скорей, записки, заметки, воспоминания – верней, физиология (забытый жанр, в котором беллетристика сочетается с публицистикой, социологией, психологией, чтобы полней, да...
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин Господа ташкентцы. Картины нравов. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец – и чего она...
  8. Как это ни грустно, но в Господах Головлевых действительно подводятся итоги. Роман не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение финальной черты. Собственно, подобного бесславного конца рода...
  9. Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу...
  10. М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер). Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в...
  11. Н. Г. Помяловский Очерки бурсы Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился “период насильственного образования”, когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный...
  12. Г. Х. Андерсен Волшебный холм Ящерицы обсуждают, что в волшебном холме готовятся к встрече знатных гостей. Когда холм раскрылся, из него вышла старая лесная фея, которая носила на лбу янтарное...
  13. В. Г. Короленко Чудная Морозова – главная героиня, политзаключенная. В центре повествования этого раннего произведения писателя – рассказ конвойного-жандарма Гаврилова о девушке-“политичке” (политзаключенной) Морозовой, которую он сопровождал в ссылку. Рассказчику...
  14. М. А. Булгаков Белая гвардия Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”....
  15. Это сказка о ребенке, но сказка принявшая форму философской притчи. Она имеет адресат, посвящена другу Леону Верту. Фантастичен сюжет этой сказки, встреча потерпевшим аварию летчиком с пришельцем иных миров –...
  16. Мы с Бузэу быстро сходим на гору. За горой бежит речушка, над ней стелется кладка из досок. “Река течет, лягушки квакают, доски шатаются.. … “А дальше начинается рай, начинаются мои...
  17. Максим Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя – 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) – русский писатель, прозаик, драматург. Один из...
  18. Борис Исаакович Балтер (1919-1974) – русский советский прозаик, автор повести “До свидания, мальчики!”. Окончил школу в Евпатории. В 1936 послан в ленинградское, а с 1938 в киевское военное училище; офицером...
  19. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной...
  20. А. Т. Твардовский Теркин на том свете Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол....

.
Краткое изложение Карась-идеалист Салтыков-Щедрин

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй - заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость.

Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Поделиться