История создания породы русская тяжеловозная лошадь. Рабочие лошадки — Советский и Русский тяжеловозы

Русский тяжеловоз является небольшим животным, которое имеет хорошую работоспособность и часто используются для обработки сельскохозяйственных земель. Крестьяне, чей труд был связан с работой на земле использовали их для помощи. К тому же лошади имели прекрасные мясные и молочные качества. Таким образом, породу лошадей русский тяжеловоз можно отнести не только к рабочим, но и к продуктивным животным.

История возникновения

100 лет назад данная порода начала свое создание. Их прародителями стали кони родом из гор Бельгии. Эти животные имели разный тип строения тела и отличались внешним видом, который являлся недостатком по сравнению с другими лошадьми. Ордены славились своей скоростью, имели сухую конституцию тела и красивый внешний вид. Они не привередливы к рациону предпочитали большие пространства для своей жизни. Поэтому русскому народу данная лошадь приглянулась. На период 1904 года насчитывалось больше 370 ферм, которые разводили данную породу.

Отмечается, что на конеферме от Сельхоз академии «Петровской» имелось небольшое поголовье. Содержали их на небольших фермерских территориях, на которых стояли заводы. Коневоды хотели как можно скорее повысить количество голов и для этого производили скрещивания орденов с разными упряжными матками других пород, а именно с брабансонами. После отбирали только лучших производителей, каждый год и в результате потомство имело лучший внешний вид. В 1900 году на территории Парижа состоялась выставка, имеющая всемирное значение. На ней ордены отмечались, как обычная порода для крестьянских работ. Жеребец по кличке Каравай победил на данной выставке и имел бурую масть. Его наградили золотой медалью.

После завершения Революции, настала племенная работа с теми животными, которые выжили. Главным условием было получить небольшую лошадь, имеющую хорошо сложенное туловище, чтобы работать на сельской земле. К тому же, животное должно быть неприхотливым, и за ним был необходим минимальный уход, не привередливо. Животных на племя было достаточное количество, среди которых выбрали заводскую линию. Поголовье имело отличия от старых представителей орденов. В 52 году 20 века в Министерстве сельского хозяйства России решили назвать породу Русский тяжеловоз.

Экстерьер

Поголовье имело хорошо развитое телосложение и красивые внешние данные. Их вид имел значительное отличие среди всех, но высота в холке составляла 135-143 сантиметров. Стали отбирать более высоких жеребцов и кобыл. Из всех тяжеловозов русский был самым мелким. Селекционерам через время удалось достичь высоты в холке 146- 148 см. Высота в холке у жеребцов 153,4, косая длина 166,8, 205,2 см в обхвате. Средняя масса жеребцов составляла 600 -700 кг. Самки имели другие показатели, высота в холке 150,9 см. Длина туловища от 161,6 до 193,5. Обхват пясти 21,2. Вес кобыл составлял 580-650 кг. В результате русский тяжеловоз закрепил туловища более удлиненного типа, лошади имеют углубленную грудь в форме бочки, конечности суховатые, крепкие, но небольшие.

Голова широкая и имеется сильный лоб. В области шеи отмечаются хорошо развитые мышцы. Шейная часть длинная, изгибается. Холка шероховатая. Спина может иметь небольшой прогиб, длинная. Круп широкий. Область хвоста и гривы у лошадей русский тяжеловоз длинная. Самец имеет небольшие размеры тела, но отличается своей активностью и энергичностью. Также люди отмечают, что животное спокойное, дружелюбное. Они неприхотливы в условиях содержания и кормления. Просты в обслуживании даже для начинающих коневодов. Так как область спины широкая их можно использовать для передвижения людей с небольшим ростом и массой. Животное доброе, с ним отлично ладят дети.

Русский тяжеловоз имеет следующие масти: рыжий, чалый, гнедой, вороной, серый. Животные данной породы активно работают, имеют хорошую продолжительность жизни, приносят сильный молодняк, отлично адаптируются к различным погодным условиям. Русская тяжеловозная порода отлично выращивается на территории с жарким и холодным климатом. Вывод молодняка составляет 85% и может доходить до 95%. Многие племенные животные принимают участие в воспроизводстве стада до 25 лет.

Жеребцы и кобылы используется для помощи фермерам в сельской местности. Благодаря такой физической нагрузке, животное держит свою форму и сохраняет работоспособность. Самые лучшие и перспективные животные отбираются для дальнейшего воспроизводства. Учитывают выносливость, силу, активность. Отмечают скороспелость производителей. В полтора года они имеют высоту в холке, составляющую 97% от высоты взрослых животных. И 75% живой массы. В 3 года все показатели достигают максимального уровня, и животные прекращают свой рост. На территории России насчитывается достаточное количество русских тяжеловозов, которые используются в племенном разведении.

Создаются фирмы по производству кумыса, поэтому на них содержат кобыл тяжеловозов. Молоко используют не только для кумыса, но и применяют в изготовлении детских смесей. Считается, что это молочная продукция имеет более полезное качество, а по составу является лучшим заменителем материнского. Также на конезаводах используют русских тяжеловозов для получения мяса и молока. Кобылы вырастают быстро и при наличии хорошего рациона имеют высокую плодовитость, а также развитый материнский инстинкт. Очень молочные. За один сезон можно получить до 3 тонн молока во время лактации. Тяжеловозы в принципе славятся большими удоями.

К тому же их используют для туристических развлечений, так как эта порода отлично подходит для этих целей. Они крепкие, сильные, выносливые, не агрессивные. Их можно подпускать к детям, которых они смогут катать в течение всего дня. Лакомством для данного животного является сочная морковь, яблоки, свекла. Также важно наличие сбалансированного корма. Тяжеловоз может сравниться по работоспособности с трактором небольшого размера. Несмотря на свои невысокие показатели для этих животных, это только достоинство. Так как необходимо меньше количества корма. Конечно выносливость этой небольшой породы не такая большая, поэтому на ней получится увезти малое количество грузов для использования в домашнем хозяйстве, но этого достаточно. Животное может перевозить грузы, увеличив свою скорость шага, а также галопом и рысью.

Безусловно, русская порода тяжеловозов трудоспособная, имеет много достоинств в сравнении с другими породами. Племенные овцы используется для повышения качества местных лошадей на фермах России и Белоруссии. Если проанализировать предыдущие 10 лет многие конезаводы испытывали непростое время. Экономическая ситуация была стабильной, а тяжеловозы всегда были недорогой породой, которая доступна человеку с минимальным достатком. Во время СССР конезаводам помогали с помощью государственных средств. Организовали способы сбыта молочной продукции. К тому же между хозяйствами обменивались генетическим материалом.

А сегодня порода распространена среди обычных людей, которые решают вопрос по развитию самостоятельного. К сожалению, владельцы тяжеловозов уменьшают численность поголовья, так как требуется достаточно большое количество корма, а жеребята вырастают небольшого размера и слабыми. Кобылы приносят меньше жеребят, они приучены к питанию с использованием кормовых добавок. В прошлом русской тяжеловозные породы выращивалось свыше 1000 голов хороших маток. А сейчас производителей племенных животных меньше в три с половиной раза. Владельцы не могут платить зарплату и расплачиваться по своим счетам. Поэтому наравне с отсутствие финансов заводчики имеют и дефицит персонала.

Но всё же остались люди, которые привлекают спонсорские деньги, тем самым помогая заводом держаться. Благодаря этому можно использовать для кормления животных более лучший корм. Группы тяжеловозов прекрасно применяется для частных хозяйств, в качестве рабочей силы, в племенном животноводстве. К тому же их прекрасно выращивают на мясо и молоко, для получения кумыса, сыра, детского питания и других продуктов.

Лошади и сегодня в мире техники являются одними из наиболее необходимых помощников в фермерском хозяйстве. Многие люди знают, как бывает нужно в любое время года перевозить с одного места на другое достаточное количество груза. И при этом не каждый раз есть возможность использовать технику. Советский – наилучший помощник, однако, у него есть отличный собрат – Русский тяжеловоз. В чем особенности этих пород лошадей, узнаем давайте вместе.

[ Скрыть ]

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались - Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы. Также неоднократно приливались крови , Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов. Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже - чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Особенности содержания

Русский тяжеловоз абсолютно не прихотлив к условиям содержания. Лошадки легко адаптируются к условиям жизни и к погоде, условиям климата. Зимой они могут проводить днем время в работах на воздухе до самых лютых морозов. Эти скакуны отлично переносят холод, дождь и жару. Однако, в жару рекомендуется давать питомцу больше жидкости.

Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.

Можно даже смело называть Советского тяжеловоза абсолютно уникальным питомцем. Помимо своей силы, этот скакун обладает многими ценными качествами. Это также тяжелоупряжной конь и на сегодняшний день является наиболее крупным и самым выносливым среди других видов.

Происхождение

Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны. Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна. В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.

Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.

Внешний вид

В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг. Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью. А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом. Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой. Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.

Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.

Характер

Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.

Особенности содержания

Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом. Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства. Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.

Фотогалерея

Видео «Как выглядит благородный скакун в реальности»

В данном видео можно увидеть Советского тяжеловоза и его манеры.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Несмотря на тотальную автомобилизацию и механизацию, лошади до сих пор не утратили своё экономическое значение. Именно такой является порода лошадей, представителей которой обычно называют русскими тяжеловозами. Хотя области хозяйственного применения этих лошадей значительно сузились, они до сих пор остаются востребованными, порой даже в новом качестве.

Историческая справка

Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены - одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.

В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке.

Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.

Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой - чуть более 140 см в холке.

Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).

Знаете ли вы? Известно, что в США существует немало так называемых сумасшедших законов. Некоторые из них касаются и лошадей. Так, в штате Юта есть закон, по которому незамужняя женщина за езду на лошади в воскресенье может быть подвергнута заключению в тюрьму. В ряде других штатов мужчина при вступлении в брак не имеет права ездить на кобыле в одиночку до тех пор, пока не будет женат более года.

Общая характеристика

Данная порода относится к группе невысоких тяжеловозов, что и определяет её экстерьер и характер, сформированные в процессе селекции. Рассмотрим подробнее внешние признаки и особенности поведения представителей этой породы.

Экстерьер

У русских тяжеловозов превалируют рыжая и бурая масти, реже встречаются гнедые, рыже-чалые и вороные лошади. Их рост в холке в среднем составляет 150 см. Эти животные обладают мускулистым и несколько удлинённым туловищем.

Их внешние характеристики таковы:

  • длина туловища - 162-205 см;
  • охват пясти - 21-22 см;
  • масса достигает 700 кг у жеребцов и 500 кг у кобыл;
  • голова широколобая, сухая;
  • уши маленькие, стоячие;
  • шея мощная, с плавным изгибом;
  • холка широкая;
  • спина широкая, прямая или с небольшим прогибом;
  • круп раздвоенный, немного обвислый;
  • грудь широкая, бочкообразная;
  • конечности коротковатые, обросшие, крепкие и костистые;
  • грива и хвост густые.

Характер

Эти лошади уравновешенны и покладисты, довольно подвижны, быстро привыкают к смене хозяев, мест и условий содержания (конечно же, в разумных пределах). Работают как в упряжке, так и под седлом. Взбрыкивают редко, обычно в ответ на явную грубость.

Достоинства и недостатки

Из достоинств русских тяжеловозов отмечают следующие:

  • высокая адаптивность к различным условиям содержания и климату (эту породу используют как в тёплых, так и в северных регионах);
  • уравновешенный характер;
  • нетребовательность к кормам (способны длительное время питаться исключительно подножными кормами; некоторое время могут употреблять одну солому; способны неплохо набирать массу в отсутствии концентрированных кормов);
  • быстрое развитие жеребят (в полуторалетнем возрасте набирают три четверти массы взрослой лошади, а к трём годам достигают максимума развития и перестают расти);
  • универсализм использования;
  • продуктивное долголетие (производящих жеребят кобыл и жеребцов-производителей используют до 25 лет);
  • высокая молочная продуктивность кобыл;
  • отличная работоспособность, которая сохраняется на протяжении длительного времени (до 25 лет).

Выраженных недостатков русские тяжеловозы не имеют, однако совершенствование породы ведётся до сих пор. В настоящее время в племенной работе акцент делается на выведении укрупнённой линии ростом выше 155 см в холке.

Сфера применения

Этих лошадей, прежде всего, используют для перевозки грузов и выполнения сельскохозяйственных работ (например, в процессе скашивания травы конной косилкой), но этим их применение не исчерпывается. Русских тяжеловозов запрягают в экипажи, используют в качестве ездовых - всё это очень востребовано в туристическом бизнесе.

Под седлом эти животные ведут себя спокойно, что позволяет ездить на них неопытным наездникам.

Помимо этого, данную породу часто используют для улучшения качества местного непородистого лошадиного поголовья. В некоторых регионах практикуют скрещивание «тяжей» с местными лошадьми для получения высокопродуктивных мясных гибридов. Ещё одно направление использования русских тяжеловозов - производство молока.

Кобылы этой породы в среднем дают 2700 л молока за год. Имеются и кобылы-рекордсменки, которые производят свыше 4 000 л молока на протяжении года.

Знаете ли вы? Самую первую лошадь, останки которой нашли археологи, назвали поэтическим именем Эогиппус, что в переводе с греческого языка означает «лошадь рассвета». Данный вид лошадей появился на Земле примерно 60 миллионов лет назад. Рост представителей этого вида составлял около 35 см. Весила же такая лошадка примерно 5 кг. У неё было по четыре пальца на передних ногах и по три - на задних.

Как отмечалось выше, одним из положительных качеств русских тяжеловозов является их неприхотливость. Но, как и другим породам лошадей, им необходимы комфортные условия содержания в конюшнях, полноценный уход и рацион. Рассмотрим подробнее особенности содержания данной породы.

Конюшня

Русских тяжеловозов содержат в оборудованных конюшнях.

При этом должны обеспечиваться следующие условия содержания:

  • размер денника - 3,5 х 3,5 м при высоте потолка в 3 м;
  • сквозняки недопустимы, но в обязательном порядке необходимо оборудовать вентиляцию (наиболее распространена приточно-вытяжная);
  • в качестве поилки можно использовать питьевое ведро или автопоилку (она предпочтительней), но эти устройства должны быть выполнены из нетоксичных материалов (качественного пластика, алюминия, нержавейки);
  • к материалу кормушек предъявляются те же требования, что и к поилкам;
  • автопоилки и кормушки монтируются на определённой высоте (обычно 70-80 см от уровня пола), ведро устанавливают на полу денника;
  • пол обычно обустраивают глинобитный, керамзитобетонный или цементный с деревянным настилом (используется доска 50 мм толщины);
  • в качестве подстилки в денниках используют слой опилок, соломы или смесь опилок и торфа;
  • освещение должно быть 16-часовым интенсивностью 160-200 люкс;
  • зимние морозы лошади переносят без проблем, они могут находиться и в неотапливаемой конюшне, навредить им могут только сквозняки и повышенная влажность. Сильную жару переносят хуже. Поэтому в эту пору необходимы регулярное обмывание или обливание из шланга слегка подогретой водой, практикуется также купание.Чрезмерно длительное пребывание животного под прямыми солнечными лучами в жару может привести к перегреву и тепловому удару.

Уборка и гигиена

В целях профилактики заболеваний необходимо проводить визуальные осмотры лошади и выполнять следующие действия:

  • ежедневно чистить денник, кормушку, поилку;
  • каждый день проводить чистку шерсти лошади, а также расчёсывание её гривы, причём если лошадей несколько, то каждая должна быть обеспечена индивидуальным скребком, расчёской и щёткой;
  • после прогулок или рабочего дня необходимо осматривать лошадиные копыта на предмет застрявших там камушков, сучков и т.п.;
  • нужно регулярно осматривать зубы животного, а при наличии механических повреждений зубов или неприятного запаха обратиться к ветеринару.

Кормление и поение

Как указывалось выше, данная порода отличается неприхотливостью к кормам. Она может длительное время обходиться грубыми (сено и солома) или подножными кормами. Однако рекомендуется регулярно подкармливать русских тяжеловозов и концентрированными кормами.

Лучшими такими кормами считаются овёс и ячмень. Также их можно дополнять зерном кукурузы, но не более трети объёма концентрированных кормов.

Зерновой корм можно заменить отрубями, увлажнёнными до состояния каши. Помимо этого, очень полезными являются корнеплоды, а именно морковь и свекла, которые до засыпания в кормушку необходимо тщательно очистить от грязи и мелко порубить.
Их суточная норма в рационе не должна превышать 10 кг. Наилучшим вариантом кормления русских тяжеловозов в летний период является их выгул на пастбище в сочетании с подкормкой концентрированными кормами. Кроме того, в рацион должна входить соль.

Регламент кормёжки обычно подстраивают в соответствии с хозяйственным использованием лошади. Кормят их до 5 раз в день.

Важно! Русских тяжеловозов нельзя перекармливать - это может привести к ревматическому воспалению копыт и сделает коня неработоспособным. Даже излечившееся животное может в дальнейшем испытывать неприятные ощущения во время движения.

Поят лошадей обычно дважды в день. Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными.

Питомцы очень быстро привыкают к наличию постоянного источника воды в конюшне и пьют воду по мере необходимости малыми порциями. Температура воды в поилке должна составлять примерно +20 °С.
Подытоживая, можно отметить, что русские тяжеловозы очень хороши в качестве неприхотливого и выносливого тяглового животного. Но этим их использование не ограничивается: они могут ходить под седлом, улучшать другие породы, быть производителями молока.

Все эти качества заслуженно обеспечили популярность данной породы среди фермеров, в туристическом бизнесе и в других отраслях.

В России породы тяжеловозных лошадей относительно молодые и не могут похвастаться многовековой историей. В мировой истории тяжеловозы известны с давних времен и использовались для полевых работ, доставки грузов, расчистке леса, как транспортные животные и верховые. По сей день тяжеловозы выполняют часть работ, активно используются в сельской местности и являются национальным достоянием в некоторых странах.

Любая порода лошадей тяжеловозов отличается крупный и мускулистым телосложением, высоким ростом (до двух метров) и большой силой и выносливостью. Эти гиганты конного мира обладают глубокой грудной клеткой, коренастыми, сильными ногами с широкими копытами, мощным плечевым поясом, крепкой спиной и крупом. При своих размерах лошади обладают спокойным и добродушным нравом, живым темпераментом и любознательность. Они неприхотливы и хорошо приспосабливаются к самым разным кормам и условиям содержания.

Использование лошадей тяжеловозных пород сегодня не ограничивается только сельскохозяйственными работами.

Тяжики принимают участие во многих дисциплинах конного спорта, в том числе и детских, различных шоу, национальных монопородных выставках, соревнованиях среди тяжеловозов, парадах.

Российские породы тяжеловозов

Владимирский тяжеловоз

История породы

История владимирского тяжеловоза начинается в 1886 году, когда для Гаврило-Посадского конного завода закупили несколько десятком шотландских клейдесдалей для выведения новой упряжной тяжеловозной породы. Шотландских жеребцов скрещивали с местными сильными, коренастыми и не крупными кобылами. Перед селекционерами стояла задача закрепления силы и экстерьера, высокой адаптивности и выносливости. Первые результаты были получены в начале 20 столетия — лошадей новой породы начали приобретать для работы в местных хозяйствах. Еще через десять лет было сформировано племенное ядро конного завода. А официальное признание владимирцы получили в 1946 году.

Экстерьер

Средние промеры лошадей составляют:

  • в холке от 162 см до 171 см,
  • обхват груди до 200 см,
  • пясть — до 24 см.

Голова крупная, с немного горбоносым профилем, шея длинная, с выраженным затылком, сильная, косая лопатка. Плечи хорошо обмускулены. Спина длинная, круп слегка опущен. Постав ног правильный, копыта широкие, с прочным и твердым рогом. Масть — чаще гнедая, вороная, рыжая. Густо обросшие хвост с гривой.

Особенности породы

Владимирцы — активные и энергичные, умные и дружелюбные лошади, с уравновешенной психикой и живым темпераментом. Движения свободные, с хорошим захватом пространства. Сегодня разведением владимирских тяжеловозов занимаются Гаврилово-Посадский конный завод, Монастырское подворье и несколько частных племенных хозяйств. Поголовье насчитывает около 200 маток. Владимирские тяжеловозы обладают хорошим здоровьем, выносливы и неприхотливы к условиям содержания. Используется порода не только в национальных соревнованиях среди тяжей, но и в драйвинге, конном туризме и для дамской езды.

Тяжеловоз владимирской породы Лазурит

Русский тяжеловоз

История породы

Порода начала формироваться на рубеже 19 и 20 веков. Для выведения использовались тяжеловозы арденской породы, першероны, русские упряжные лошади. Официальную регистрацию и национальную племенную книгу они получили только в 1952 году.

Экстерьер

Русские тяжеловозы некрупные, мускулистые, коренастые лошади. Средние промеры:

  • в холке до 154 см,
  • пясть в обхвате — 21 — 23 см,
  • средний вес у кобыл — 620 кг, жеребцов — 655 кг.

Животные обладают длинными линиями туловища, глубокой мускулистой грудной клеткой, спина длинная, отчего часто кажется мягкой. Круп свислый. Шея длинная, с красивым изгибом, хорошо выраженным гребнем. Масть чаще всего рыжая всех подмастков, чалая, встречаются гнедые и вороные особи с примесью чалости или седины.

Особенности породы

Русские тяжеловозы неприхотливы к условиям содержания и могут обходиться только скудными грубыми кормами. Они отлично переносят как сильные морозы, так и жаркие летние температуры. Используются в различных конных шоу, принимают участие в выставках, драйвинге, соревнованиях среди тяжеловозов.

Русский тяжеловоз — чемпион Эталон

Кобылы отличаются высокой молочностью, что позволяет использовать их для производства кумыса. За период лактации кобыла дает до 3500 литров молока. Второе использование молока — изготовление детских смесей, поскольку по своему составу оно очень близко к грудному молоку.

Советские тяжеловозы — результат скрещивания французских брабансонов и местных крупных лошадей. К породе также приливалась кровь суффолков, арденов и першеронов для повышения выносливости и большей приспособленности к условиям российского климата и быта. Официально порода были зарегистрирована в 1952 году.

Экстерьер

Советские тяжеловозы среди российских пород — рекордсмены. Их рост может достигать 175 см при весе в 950 — 1000 кг.

У лошадей сильная, короткая спина, короткая шея с выраженным гребнем, развитая грудь и мощный плечевой пояс. Поясница широкая. Круп слегка обвислый. Ноги крепкие, сухие, средней длины с плоскими широкими копытами. Голова не большая, с хорошо выраженными ганашами, профиль чаще прямой или слегка горбоносый. Крупные размеры и большой вес иногда приводят к недостаткам экстерьера — косолапости, саблистости. Масть чаще рыжая всех подмастков.

Особенности породы

Лошади этой породы отличаются спокойным нравом и добротой. Они довольно сильные и могут перемещать грузы в несколько тонн на большие расстояния. Абсолютный рекорд принадлежит жеребцу Форсу, который протащил за собой груз в 23 тонны несколько десятков метров. Лошадей активно используют в сельском хозяйстве. Можно их встретить и в упряжных видах конного спорта, на всевозможных конных шоу и выставках, а также под седлом.

Иностранные породы

Першеронская

История породы

Среди иппологов нет единого мнения о том, где и когда была создана эта порода. По одним данным порода имеет древние корни и была выведена много веков назад, по другим — порода сформирована в середине прошлого столетия. Одно известно точно — при выведении были использованы не только тяжеловозные и густые по костяку лошади, но и арабские чистокровные.

Экстерьер

Современным французским першеронам досталась в наследство от своих восточных предков нарядная серая масть, красивая форма головы, правильные движения. Высота в холке колеблется между 155 см и 177 см. Обхват груди может достигать 205 см, а пясть — до 25 см. Средний вес около 800 кг. Красивая и изящная голова, длинная и выразительная шея с изгибом и хорошо выраженным гребнем. Грудь очень широкая, спина короткая, достаточно широкая. Ноги крепкие и сухие, широкие копыта.

Особенности породы

Першероны отличаются выносливостью, гармоничным сложением, мягким и удобным ходом и спокойным характером. Именно эти качества сделали першеронов столь распространенными — маточное поголовье насчитывает более 5000 особей. Во Франции государство помогает фермерам, использующим першеронов на своих землях финансовыми дотациями и кормами, стимулируя популяризацию породы. Несколько раз в год организовываются различные монопородные выставки и шоу, где лошади предстают в национальной упряжи и украшениях, принимают участие в различных соревнованиях.

Биг Джейк першенонской породы — самая большая лошадь в мире

Арденские тяжеловозы

История породы

Бельгийская тяжеловозная порода имеет многовековую историю и берет свое начало от сильных местный лошадей — белгов. В начале 18 века в монастырь Святого Губерта, где занимались разведением арденов, привели нескольких арабских жеребцов. Это делалось с целью облегчения типа лошади, улучшения продуктивности движений и придания внешности большей нарядности.

Ардены принимали участие в нескольких войнах не только как транспортные животные, но и в качестве верховых лошадей. Они не отличались резвостью, но выносливость позволяла покрывать большие расстояния.

Экстерьер

Ардены не крупные и в холке достигают 163 см максимум. Средняя масса тела около 700 кг. Масть чаще рыжая и серая, с чалостью. Вороные и темно-гнедые животные не считаются чистопородными. Голова арденской лошади небольшая, с прямым профилем, глаза большие и выразительные, ушки заостренные. Шея с выраженным рельефом мышц, короткая, но с красивым изгибом. Развитый плечевой пояс, короткая и широкая спина с хорошей обмускуленностью, широкий, слегка обвислый круп. Ноги относительно короткие, хорошо обросшие. Копыта широкие, с ровным и прочным рогом.

Особенности породы

Несмотря на свои небольшие размеры, ардены отличаются подвижностью, выносливостью, спокойным нравом, умом и силой. С грузом они способны проходить до 50 км за 4 часа без остановок на отдых, а за день перевозить до двух тонн груза по разбитым и труднопроходимым дорогам на расстояние до 30 км. Эта черта сделала лошадей столь популярными не только в сельском хозяйстве, но и на лесозаготовках. Они не особо требовательны к корму и могут долго обходиться скудными подножными кормами. Ардены принимали участие в создание таких пород, как русская тяжеловозная, комтойс, балтийский арден, сокольская, дю норд, торийская, булонская.

В России арденские лошади очень популярны — их разводят на нескольких конных заводах и многих частных племенных фермах.

Клейдесдаль

История породы

Сегодня клейдесдали являются национальным сокровищем Шотландии, а всего несколько десятилетий назад порода стояла на грани вымирания. Первые лошади были получены более трех столетий назад, путем скрещивания крупных тяжеловозных лошадей, вывезенных из Англии и Бельгии с местными аборигенными породами. Результатом долгой селекционной работы стали высокие, сильные лошади, своим костяком больше напоминающие верховые породы, но отличающиеся большей силой и работоспособностью. В эпоху развития сельского хозяйства лошади широко использовались на полях, однако с приходом техники порода оказалась невостребованной. С 1975 года ведется активное восстановление этих прекрасных и могучих животных и на данный момент поголовье насчитывает несколько тысяч особей.

Экстерьер

Клейдесдали являются настоящими гигантами конного мира — в холке рост часто превышает 180 см, а вес более тонны.

Животные обладают длинными сильными ногами, густыми фризами, а копыта в диаметре превышает в два раза копыто верховой лошади. Голова у тяжеловоза крупная, с горбоносым профилем, выразительными глазами,длинными ушками. Шея также чаще коротка, с выраженным шейным гребнем. Спина короткая с хорошо выраженной холкой. Сильная и мускулистая. Масть чаще всего чалая, вороная, рыжая и гнедая всех подмастков. Отличительная особенность — отметистость головы, живота и ног.

Особенности породы

Эта порода известна каждому, кто хоть раз видел рекламу компании «Будвайзер». Именно эта фирма внесла большой вклад в развитие и популяризацию тяжеловозной породы, сделав гнедых красавцев своей узнаваемой визитной карточкой. Животных разводят не только для работы в поле, шоу и выставках, которые особенно популярны в Англии, Шотландии и США. Многие частные фермы по экотуризму приобретают этих лошадей — они выносливы, обладают удобным ходом и приводят в восторг туристов. Еще одна особенность породы — всепроходимость. Лошади способны преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, хорошо проходят водные преграды, легко ориентируются на горной местности. Они способны покрывать большие расстояния рысью — движения лошади удобные и мягкие, не утомительные для всадника.

Выведение русской тяжеловозной породы было начато в России около 100 лет назад, когда из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных лошадей - арденов. В большинстве своем они были дисгармоничного сложения и со многими экстерьерными недостатками. Вместе с тем, ардены обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Они стали быстро распространяться в России, и к 1904 г. арденов разводили уже 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и много мелких частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали чистопородных арденов с кобылами упряжного типа разных других пород, преимущественно брабансонов.


Ардены под действием отбора приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай, 1887 г., получивший золотую медаль.


К этому времени старая арденская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать, поглощенная крупной бельгийской рабочей лошадью.
После революции сохранилась лишь часть лошадей арденской породы, с которыми и началась планомерная племенная работа по созданию некрупной, но "экономичной" сельскохозяйственной лошади, сочетающей хорошую работоспособность и гармоничность сложения с неприхотливостью к условиям содержания и кормления. Был создан большой массив племенных лошадей такого типа и выведены заводские линии - Караула, Ларчика, Поденщика, Рубикона.


В связи со значительными отличиями от старых арденов, возникло предложение назвать эту вновь созданную группу лошадей русской тяжеловозной породой, что и было официально принято Министерством сельского хозяйства СССР в 1952 году.
Промеры жеребцов: 153,4 - 166,8 - 205,2 - 22,4;
промеры кобыл:
живая масса жеребцов 600-700 кг., кобыл - 580-650кг

Голова у русских тяжеловозов сухая, легкая, широколобая, с живым глазом; шея мускулистая, красиво изогнутая и достаточно длинная; холка широкая; спина широкая, длинная, иногда мягковатая; поясница ровная, широкая и мускулистая, пах короткий; круп широкий, раздвоенный, нормального наклона; грудная клетка бочкообразного строения; ноги недлинные, сухие, крепкие, задние нередко немного саблисты; оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые, длинные. Масть преобладает рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и гнедо-чалая, бурая, иногда встречаются вороные лошади.


Темперамент русских тяжеловозов энергичный, уравновешенный, характер добронравный, конституция крепкая, сухая. Особенно ценное качество их - неприхотливость к корму, условиям содержания и способность хорошо "держать тело".
Русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на 100 кобыл составляет в конных заводах 80-85 %, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90-95 %. Срок племенной службы многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.
Кобылы и жеребцы конных заводов широко используются на хозяйственных работах, что способствует выработке лучших рабочих качеств и отбору наиболее работоспособных лошадей. В русском тяжеловозе ценится доброезжесть, подвижность, выносливость. Русские тяжеловозы достаточно скороспелы. Они уже к 1,5 годам по высоте в холке достигают 96-97 %, по живой массе - 75 % взрослой лошади и к 3 годам по всем промерам и живой массе почти полностью заканчивают свой рост.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами и значительной живой массой. Обладая перечисленными выше качествами, русские тяжеловозы служат не только хорошей сельскохозяйственной лошадью, но и ценными улучшателями поголовья мелких местных лошадей северного лесного типа.


Русская тяжеловозная порода также перспективна и для развивающегося продуктивного коневодства. Хорошие результаты дал опыт использования русских тяжеловозов в степях Бурятии и Казахстана в скрещиваниях с местными степными лошадьми для получения более крупной мясной лошади. Помеси 1-го поколения нормально развиваются в обычных табунных условиях и по своей живой массе превосходят местных лошадей на 60-70 кг. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства их молочная продуктивность составляла за полную лактацию (236 дней)2782 л молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки - 4870 л за 305 дней лактации.
Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой - чистопородное разведение по линиям.
Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий - Караула, рыж.,1909 г. и Ларчика, рыж. в седине, 1918 г., причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.

Генеалогический комплекс Караул х Ларчик являлся "золотым кроссом" и лег в основу формирования новых наиболее прогрессивных и многочисленных линий - Лазутчика, выведенной из линии Караула, Градуса, выведенной из линии Лазутчика, и Коварного, выведенной из линии Ларчика.
С появлением повышенного спроса на укрупненного русского тяжеловоза, в породе выведена в настоящее время новая линия Свиста (из линии Капитэна). Ее представители выделяются крупным ростом, массивным телосложением и высокой грузоподъемностью. В русской тяжеловозной породе культивируются также линии Поденщика, Рубина, Рубикона.
Кроме мужских линий, в русской тяжеловозной породе выведен целый ряд маточных семейств.
Распространены русские тяжеловозы довольно широко: Урал, Север и Северо-Запад европейской части России, а также некоторые районы Сибири и Кавказа, Белоруссия и Украина.

Промеры жеребцов: 153,4 - 166,8 - 205,2 - 22,4;
промеры кобыл: 150,9 - 161,6 - 193,5 - 21,2,
живая масса жеребцов 600-700 кг., кобыл - 580-650кг
Русская тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов и предназначена для использования в сельском хозяйстве в качестве рабочей и племенной лошади. Обладает также хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью, что открывает перспективу использования животных этой породы в продуктивном коневодстве.

Поделиться