Лошадиные головы приветствуют мореходов в Шотландии: гигантская скульптурная группа Энди Скоттa (Andy Scott). Лошади породы клейдесдаль (шотландский тяжеловоз): фото, описание, история происхождения Шотландские тяжеловозы

Лошади породы клейдесдаль родом из Шотландии. Они относятся к тяжелоупряжным разновидностям, это настоящие гиганты конного мира. Основное направление использования животных – тяжёлая работа в поле и транспортировка грузов.

История породы

Шотландия издавна славилась своими рабочими крепкими лошадками, которые ещё в Средние века обитали на территории небольшого местечка Апперворд, где протекает речушка Клейд. В начале 18 столетия герцог Гамильтон IV решил улучшить местных скакунов, скрестив кобылиц с фламандскими жеребцами, доставленными из Голландии.

Потомки этих лошадей обладали хорошими признаками – были более крупными и сильными, отличались крепким здоровьем. 18 столетие – период наивысшего расцвета породы лошадей клейдесдаль. Обновлённый тип настолько пришёлся по нраву местным жителям, что они готовы были платить владельцам породистых жеребцов за возможность случать с ними кобыл.

Со временем порода стала популярной не только в Шотландии, но и в соседних европейских странах. В 1878 году завели племенную книгу. На развитие породы повлияли английские тяжеловозы шайры. Их кровь приливали с целью сделать местных лошадей ещё более крупными и мощными.

В период с конца 18 по начало 19 века из страны вывезли около 20000 голов клейдесдалей, настолько возрос спрос на этих неутомимых и сильных скакунов. Лучшие жеребцы и кобылы отправлялись не только в Европу, но и в Австралию и Америку. Там шотландских тяжеловозов использовали для улучшения других породных линий.

Первая мировая война нанесла серьёзный урон популяции клейдесдалей. Массивные и сильные животные служили для нужд армии. Сразу после её окончания стремительно развивался технический прогресс. Теперь тяжёлую работу могли выполнять машины, а интерес к лошадям-трудягам пропал.

Значительная часть популяции была истреблена во время войны, а оставшихся скакунов использовали на мясо или просто отпускали на волю, так как содержать их было накладно. Поголовье резко сократилось, тогда клейдесдальскую породу причислили к исчезающим видам .

Благодаря совместным усилиям заводчиков-энтузиастов и государственным программам, породу удалось сохранить. В настоящее время она представляет историческую ценность для шотландцев.

Справка. Сегодня в мире насчитывается более 5000 представителей породы, из которых значительная часть сосредоточена за пределами Шотландии – в Канаде и Соединённых штатах Америки.

Экстерьер

Клейдесдали отличаются крупными габаритами, но при этом сложены гармонично. Жеребцы достигают в высоту 1,65–1,83 м, а весят около тонны. Шотландские тяжеловозы обладают:

  1. Большой широколобой головой с вытянутой мордой и расширенными ноздрями. Профиль может быть прямым или слегка выпуклым. Глаза очень выразительные.
  2. Крупным укороченным туловищем с широкой спиной и мускулистым крупом.
  3. Массивными прямыми ногами с пышными фризами и копытами правильной формы.

Представители клейдесдальской породы зачастую имеют белые разлитые пятна на морде, животе и конечностях. Им свойственна чалая, гнедая, рыжая или бурая масть, очень редко встречается серый окрас шерсти.

Характер

Несмотря на гигантские размеры тела, клейдесдаль отличается добронравным характером. Эти массивные и сильные животные с готовностью выполняют свою работу, не проявляя норова. Одно из их преимуществ – скороспелость. Она присуща не всем тяжелоупряжным породам.

Флегматичные и добрые клейдесдали привязываются к своим владельцам и проявляют преданность. Они легко переносят суровый климат, быстро приспосабливаются к новому режиму, в работе выкладываются на всю мощь, но взамен требуют хорошего ухода и качественного питания.

Как применяются шотландские тяжеловозы сегодня?

С 18 по начало 20 столетия эти могучие скакуны использовались для транспортировки грузов – леса и угля, их запрягали в тяжёлые повозки. Сегодня клейдесдали по-прежнему служат на благо сельских жителей в разных странах. Их сила нужна там, где не пройдёт техника, например в лесах Канады и в гористой местности.

Некоторые представители породы демонстрируют свою мощь и красоту на всевозможных выставках и фестивалях. Шотландский тяжеловоз непригоден для спорта – животные слишком тяжёлые и медлительные.

Особенности содержания и питание

Клейдесдалей содержат в просторных денниках, оборудованных окнами. На пол укладывают слой опилок или соломы. Животные нуждаются в выгуле каждый день по несколько часов. Важно осматривать копыта после тяжёлой нагрузки и при необходимости чистить их.

Летом лошадей купают дважды в неделю, поливая из шланга. После процедуры шерсть насухо вытирают чистой тканью. Гриву и хвост моют шампунем и расчёсывают гребнем.

За питанием тяжеловоза нужно тщательно следить. В рационе должны присутствовать:

  • злаки – овёс, ячмень, отруби;
  • овощи и фрукты – морковь, кормовая свёкла, яблоки;
  • сено;
  • свежая трава;
  • минералы и витаминные добавки.

Внимание! В кормушку скакуна кладут соль-лизунец. Испытывая потребность в минеральных веществах, животное будет лизать брикет.

Важно правильно поить лошадь. В сутки ей необходимо употреблять 40–60 л воды. В жаркую погоду и при интенсивных нагрузках – больше. Главное правило – нельзя поить разгорячённого скакуна, нужно дать ему отдохнуть. Предложить воду можно только спустя час после тяжёлой работы .

Клейдесдальская порода лошадей имеет интересную историю. Несколько раз она оказывалась на грани исчезновения, но, благодаря шотландским и английским энтузиастам, сохранилась до наших дней. Тяжеловозы до сих пор высоко ценятся у себя на родине, их помощью не пренебрегают сельские жители. Клейдесдали применяются и как улучшители других породных линий.

Страна происхождения: Шотландия (Великобритания)
Масть: чалая, вороная, гнедая, серая
Высота в холке: 1, 63 - 1, 73 м
Использование: сельскохозяйственные работы
Экстерьер: При оценивании стандарта породы исследуют ноги лошади. Не допускаются плоские и тонкие. Копыта по стандарту должны быть достаточно широкими и эластичными, без какого-либо подозрения на твердость.

У клейдесдальской лошади не должен быть широкий лоб, у нее довольно большие ноздри, ясные и умные глаза, большие, подвижные уши, длинная, хорошо поставленная шея. Спина - короткая. Лошади этой породы производят впечатление самой выносливости и силы.
При столь большом росте и очень мощном развитии мускулатуры и костяка, клейдесдали обладают широким шагом и свободной рысью.
Масть в основном гнедая, различных оттенков, на голове зачастую белая отметина, на ногах четыре белых больших "носка", которые доходят до колен.
Представители этой породы очень работоспособны, скороспелы, но так же требуют хороших условий содержания и качественного кормления.


История:
Свое название порода получила от долины Клейд, небольшой шотландской речки, впадающей в Северное море.
Ещё в Средние века местность Апперворд, которую пересекает небольшая речка, прославилась могучими и сильными лошадьми. Фиксироваться порода начала примерно в 1715 - 1720 годах. В те времена IV герцог Гамильтон закупал лошадей фламандской породы для того, чтобы скрестить их с местными кобылами шотландского типа.


Позже В Шотландию были завезены лошади из Англии, которые также внесли свою лепту в формирование клейдесдальской породы. Окончательное формирование клейдесдаля как породы произошло примерно в середине XIX века, когда из Центральной Англии, местечка Мидленда была завезена старинная английская порода лошадей блэк хорс.


Среди всех британских тяжелоупряжных лошадей клейдесдали стали первыми, у кого появилась посвященная только их породе организация. Она называлась «Общество лошадей клейдесдаль», и была основана в 1877 году, именно ему принадлежит заслуга селекции. Жеребец – основатель этой замечательной породы - Глансер 355.


В 1878 году была создана племенная книга, что поспособствовало популяризации породы по всему миру. Клейдесдальская лошадь экспортировалась в Южную и Северную Америки, в Россию и Австралию.
На сегодняшний день клейдесдальская порода практически единственная аборигенная лошадь Новой Зеландии и Шотландии.
Использование: Лошади этой породы играют важную роль в сельском хозяйстве Шотландии


Если вы устали от всего (особенно людей), и отчаянно нуждаетесь хоть немножечко в волшебстве, то мы предлагаем вам отправиться на небольшой остров Фула, что расположен в Шотландии (Великобритания), на котором проживают маленькие сказочные создания — миниатюрные лошадки. Здесь их даже больше, чем людей. Звучит как рай, не так ли? Но это реальное место, и оно находится у берегов Шотландии! Людей же здесь всего-навсего 30 человек, при этом много крошечных пони, которые только и ждут, чтобы вы к ним наведались…

Шетландский пони — один из самых маленьких представителей пони, но даже имея такой небольшой размер, эти лошадки очень и очень сильны и выносливы. В размерах они бывают от минимально зафиксированного размера 71 см до официально допустимого максимума — 11 ладоней (107 см). Эта порода отличается от остальных своими сильными и короткими ногами, немного выгнутой спиной и отвисающим животом. У них очень элегантная маленькая голова и очень густая грива. Хвост и грива у пони густые и длинные; но это более выражено у самок, нежели самцов. Обычно у этих животных рождается всего один детёныш, которых появляется на свет с пятнами. В одно время этих малюсеньких лошадок даже использовали в качестве поводырей для людей с ограниченными зрительными способностями.

Перед тем, как начать упаковывать свои вещи, знайте, что, для того чтобы добраться до Фула, вам нужно сесть на паром или самолет, рейсы же туда отправляются только несколько раз в неделю.

По прибытии на остров, вы можете арендовать там небольшой домик или комнату в местном бунгало. Здесь вы откроете для себя потрясающую древнескандинавскую культуру, вдохновитесь прекрасной природой этих мест, повстречаете на своем пути массу животных и найдете много чего другого в этом удивительном крае шикарных скалистых вершин и зеленых лугов. А еще тут вы можете прогуляться по набережной, понаблюдать за касатками и разнообразными местными птицами, и, в редких случаях, пообщаться с одним или несколькими людьми, которых здесь проживает всего 30.

Добро пожаловать на прекрасный остров Фула! Это место имеет одну очень необычную особенность…

Но зато присутствует более 1500 «волшебных» пони, которые только и делают, что ждут вашего приезда!

Эта порода называется шотландские пони, и она известна во всем мире. Они маленькие, умные и невероятно милые!

Миниатюрные лошадки даже когда-то выполняли функцию поводырей для людей с ограниченным зрением или абсолютно незрячих.

Уже пакуете вещи? Знайте, что вам нужно сесть на паром или самолет, чтобы добраться до этого достаточно удаленного острова…

Но все это того стоит, ведь где вы еще будете окружены более чем 1500 пони?

Уникальные лошадки родом из Шотландии, их считают одними из самых популярных тяжеловозов на Земле. Речь идет о лошадях породы Клейдесдаль.

Название породы происходит от реки Клайд, протекающей на юге Шотландии. Клейдесдаль – сравнительно молодая порода, первые лошадки стали известны в 18-м столетии.

На территорию Англии привезли несколько фламандских жеребцов, их скрестили с лошадьми рабочей породы, которых шотландцы использовали в подсобном хозяйстве. Результат скрещивания превзошел все ожидания: потомство обладало всеми лучшими качествами, полученными от своих родителей.

Но на этом селекция не закончилась: в конце 19-го века Клейдесдалям прилили кровь еще одних известных тяжеловозов – шайр, видимо, селекционерам показалось мало имеющихся качеств породы (Клейдесдалей решили слегка укрупнить). В это же время, благодаря колониальным завоеванием Англии, Клейдесдали распространились по всему миру: их повезли за океан (в Северную и Южную Америку), а потом и в Австралию. Размножились Клейдесдали и в Европе.


Но недолго продолжался расцвет породы английских тяжеловозов: Вторая Мировая война внесла свои коррективы и подкосила поголовье этих лошадок, почему? Все просто – наступила механизация, в перевозке грузов стали использовать автомобили, необходимость в тяжеловозах частично отпадала… но Великобритания, благодаря своему умению поддерживать древние традиции, сумела сохранить эту породу лошадей.



Клейдесдали — обладатели густой длинной шерсти.

Отличает Клейдесдалей внешний вид и отменные рабочие качества. Эти лошади вырастают до 183 сантиметров в холке, а вес их может составлять… от 820 до 1000 килограммов! Для сравнения – столько же весит самка . Эти лошади обладают большой головой, профиль у них прямой (иногда может быть горбоносым). Уши у Клейдесдалей большие, шея отличается мускулистостью. Глаза выразительные и большие. У этих шотландских тяжеловозов высокие ноги, они выглядят очень прочными и сильными, кроме того, нижняя их часть украшена кисточками. Шерсть у представителей породы короткая, зато хвост и грива обладают значительной густотой и приличной длиной.


Клейдесдаль — порода из Шотландии.

Разновидностей мастей у этой породы немного: серая, бурая, гнедая, вороная и рыжая. Часто морда и конечности у Клейдесдалей имеют белые отметины, которые могут доходить до нижней области туловища. По характеру эти лошадки с Туманного Альбиона отличаются добродушием, они весьма уравновешены. Им присущи такие положительные качества, как: послушность, понятливость, выносливость, неприхотливость, умение приспособиться к любому, даже очень суровому климату. Такие черты делают Клейдесдалей незаменимой рабочей лошадью для людей, занятых в сельском хозяйстве.


Но уникальная работоспособность – не единственный конек этих лошадей: помимо всех навыков и прекрасного характера, Клейдесдали еще и обладают отменным экстерьером. Их внешность даже считается аристократической, и это позволило Клейдесдалям стать служителями Британского королевского двора. Этих лошадок используют для выездов монарших особ и королевских гвардейцев.

Как и в случае со многими другими породами, о происхождении клейдесдалей ходит несколько историй. Многие шотландцы верят, что эти лошади появились в результате долгой селекционной работы на основе исключительно местных пород. Существование такой «патриотической» версии вполне понятно, ведь клейдесдали - национальная гордость Шотландии. Впрочем, действительность, по всей видимости, была несколько сложнее.

Традиционно считается, что история породы насчитывает около 300 лет, и появилась она в результате скрещивания местных упряжных пород с тяжеловозными лошадьми, завезенными из ненавистной Англии. Причем у ее истоков стоят два совершенно непохожих человека: герцог и фермер, которые не могли пересечься при жизни, но зато оставили общий след в истории. Шестой герцог Гамильтонский был истинным английским аристократом и, соответственно, горячим поклонником лошадей. Именно он привез в графство Клейдесдаль - современный Ланкашир - несколько бельгийских тяжеловозов. Впрочем, создавать новую породу тогда никто не планировал, а фламандцев герцог использовал просто в качестве поощрения для своих крестьян: заполучить жеребенка от сильного и красивого бельгийского тяжеловоза было настоящей мечтой для любого человека, работающего на земле. Именно так началось смешивание фламандских и местных шотландских кровей.

Вторым основателем породы стал Джон Паттерсон, фермер из Лохлиоха. Он привез в Клейдесдаль всего одного бельгийского тяжеловоза, но зато распорядился им настолько удачно, что смог создать устойчивую популяцию лошадей, походивших по сохранившимся описаниям на современных клейдесдалей. Это были чалые животные с белыми отметинами на ногах и животе, которые позднее, кстати, стали считаться чуть ли ни признаком чистоты породы.

Неудивительно, что новые лошади - сильные, мощные и очень красивые - стали быстро набирать популярность среди фермеров и горняков Ланкашира. К концу XVIII века о шотландских тяжеловозах узнали в северной Англии, где к формирующейся породе отнеслись с большим интересом.

Победным маршем по империи

XIX век стал важнейшим этапом в истории молодой породы. Британия находилась в зените своего могущества, и к концу столетия клейдесдалей можно было встретить даже в самых медвежьих уголках империи. А возможным это стало благодаря самоотверженной деятельности Лоуренса Дрю и Дэвида Риддела, положившим жизнь на совершенствование породы и ее официальное признание.

Первым клейдесдалем сегодня считается Глансер 335, рожденный в 1806 году. Именно его потомков: великолепного Принца Уэльского 673 и Дарнлея 222, а также шайров использовали в своей работе Лоурэнс и Дэвид. В 1877 году их усилиями было основано Общество клейдесдальских лошадей (CHS), а спустя год появилась первая породная книга. К этому времени шотландские тяжеловозы уже экспортировались за пределы Британских островов в доминионы викторианской империи, причем особую любовь клейдесдали снискали в Австралии и Новой Зеландии, где их использовали в сельском хозяйстве и на рудных разработках. Интересно, что австралийцы, хорошо знающие, с какими трудностями приходилось сталкиваться первым переселенцам, никогда не упускают возможности воздать должное трудолюбивым животным и до сих пор любят повторять: «Эти лошади создали нашу страну!»

Только по официальным данным CHS с 1884 по 1945 гг. из Британии было вывезено более 20 тыс. клейдесдалей. Многие из них направлялись не только в британские владения, Европу или Россию, но и в Америку, где в это время шло быстрое освоение новых территорий. И хотя первые на континенте шотландские тяжеловозы появились в Канаде, именно США было суждено стать для них второй родиной. В 1879 г. была основана Американская ассоциация клейдесдалей (АСА), и к началу 90-х гг. XIX в. поголовье клейдесдалей в США насчитывало уже тысячи лошадей.

Начало XX века не принесло каких-то существенных изменений, разве что прилитие шайрской крови стало более активным, в результате чего клейдесдали немного увеличились в размерах. Популярность шотландских тяжеловозов росла по всему миру. В основном это было связано с интенсивным развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности, которая еще не могла обойтись без гужевого транспорта. В 1911 году за пределы Британских островов было вывезено 1617 жеребцов - абсолютный рекорд!

На грани исчезновения

Тогда никто не мог предположить, что спустя всего несколько десятилетий клейдесдалей будет не сыскать днем с огнем, а сама порода окажется на грани вымирания. Началось все с Первой Мировой войны. Клейдесдали, будучи отличными упряжными лошадьми, быстро привлекли внимание военных и в большом количестве мобилизовывались для нужд фронта. Четыре кровавых года сильно ударили по поголовью шотландских тяжеловозов, но и окончание бойни в Европе не принесло спасения, так как начавшаяся с 20-х гг. быстрая механизация сельского хозяйства выбила из под истерзанной породы последнюю опору. Лошади, даже такие сильные и выносливые, не могли тягаться с тракторами, а красота клейдесдалей волновала в ту пору очень немногих... Где-то тяжеловозов отправляли под нож, а где-то - например, в Австралии - просто отпускали на волю. Но результат обычно всегда был один - смерть. С 1921 по 1941 гг. только в одних США численность шотландских тяжеловозов сократилась более чем на 4000 голов. Грянувшая на этом фоне Вторая Мировая лишь по счастливой случайности не поставила окончательную точку в истории клейдесдалей. В 1946 году в Англии оставалось еще около двухсот лицензированных жеребцов, но в 1949 году их число сократилось до 80, а процесс не прекращался…

Надежда на возрождение

В 1975 году было официально признано, что уникальная порода находится на грани исчезновения, и с этих пор началась активная работа по восстановлению поголовья шотландских тяжеловозов. Сегодня порода еще не вышла из зоны риска, но возросшая популярность деревенского экотуризма и появляющийся в последнее время интерес к традиционным способам ведения хозяйства позволяют с оптимизмом взглянуть на будущее тяжеловозов вообще и клейдесдалей в частности. Об этом свидетельствует и успех многочисленных шоу клейдесдалей, проводящихся сейчас как на их родине в Шотландии, так и в Америке.

Особенно большой восторг огромные шотландцы вызывают у детей. Неудивительно, что за последние годы эти красавцы появились во многих туристических центрах на семейных фермах. Остается надеяться, что сегодняшнее робкое возрождение не будет прервано каким-нибудь очередным ударом судьбы, и у этих великолепных лошадей появится предсказуемое будущее. В том числе и в России, где, как известно, они распространены еще с дореволюционных времен и внесли большой вклад во многие советские породы.

Экстерьер

Клейдесдали славятся своей красотой, силой и универсальностью. Эти спокойные гиганты - шотландские тяжело- возы - могут достигать 180 см в холке и весить более тонны - отличаются крупной головой с несколько горбатым носом, небольшими ушами, тяжелой челкой и выразительными глазами. Шея у клейдесдалей короткая, сильная и немного изогнута. Грудь и плечи - мощные и заметно обмускулены, спина короткая, холка хорошо обозначена. Ноги очень сильные, с хо- рошо оформленными суставами, большими фризами и крупными копытами, которые в диаметре обычно раза в два больше копыт хорошо знакомых нам легких верховых лошадей.

Двигательные качества клейдесдалей оцениваются в основном на рыси, которая для таких гигантов очень энергична и создает незабываемое впечатление. На галопе шотландские тяжеловозы быстро устают, да он им и не нужен.

Традиционные для этих лошадей масти - чалая (особенно в самой Шотландии), рыжая, вороная и, конечно, различные оттенки гнедой. Характерной особенностью клейдесдалей являются большие белые отметины на голове, ногах и животе. Шикарные фризы на ногах обычно также белого цвета, хотя бывают окрашены и в основную масть. Изредка одна или сразу несколько ног могут оставаться темными. Генетически белые пятна на теле клейдесладей связаны с геном оверо, поэтому изредка среди шотландцев встречаются также лошади с подмасткой сабино. Особенно они популярны в Америке. Кроме того, как у всех пегих лошадей, копыта у клейдесдалей бывают полосатыми.

Поделиться