Конспект для занятия по логоритмике. "Логоритмическое занятие"

Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика) «Лесные звери»

1. Упражнять в координации рук и ног и чередовании музыкальных фигур;

2. Развитие физиологического дыхания;

3. Выделение начального согласного звука в слове, словарная работа;

4. Развитие интонационной выразительности речи, выработка четкой артикуляции;

5. Закреплять навык звукового анализа слова;

6. Продолжать развивать фонематический слух;

7. Закреплять лексико-грамматические категории мн.ч. И.п. существительных;

8. Закреплять навык чтения;

9. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации;

10. Упражнять в координации речи с движением.

11. Воспитание умения вести себя в среде сверстников, побуждать к совместным действиям в созданных ситуациях.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура».
Оборудование и материалы: телеграмма, следы животных, елочки, буквы М, Н, П, картинки на звуки М, Н, П, мячик – снежок, 4 обруча, предметные картинки, снежинки на ниточках, схемы слов, музыкальные инструменты.

Предварительная работа с детьми и подготовка воспитателя: разучивание танца на вход в музыкальный зал.

Ход занятия

Мотивационно-побудительный блок.


Вход под музыку и исполнение танца.

Действия учителя-логопеда:

Ребята, кто-то нам прислал телеграмму, давайте, прочитаем, что в ней написано.

Телеграмма. «Ребята, нам нужна ваша помощь. Баба Яга забрала наши приглашения на Новый год, и мы теперь не сможем попасть на праздник. «Лесные звери».

Действия учителя-логопеда:
- Поможем найти приглашения для лесных зверей?

Деятельность детей:
- Да!

    Организационно-поисковый блок.

Действия учителя-логопеда:

Чтобы их найти, нам нужно будет выполнить правильно все задания. Лесные звери живут в волшебной стране, а чтобы мы в ней очутиться, давайте пойдем по их следам.

Деятельность детей: построились в ряд друг за другом.

Действия учителя-логопеда и музыкального руководителя:

Игра на развитие интонационной выразительности речи.

Ранним утром на рассвете

Шур-шур-шур

То ли аист, то ли ветер,

Шур-шур-шур

Пролетел среди берез

Новость свежую принес

И по лесу слухи, слухи

Полетели, словно мухи

Покатился лесом гул

Гу–гу-гу

И спросонок лес вздохнул

И посыпалась роса

Деятельность детей:

Проговаривают вслед за учителем-логопедом, одновременно играя на музыкальных инстру-ментах.

Действия учителя-логопеда:

Вот мы и очутились в волшебной стране. Посмотрите, как много елочек стоит. А на каждой елочке висит буква. Ребята, возьмите каждый картинку, и положите под ту елочку, с какого звука начинается ваша картинка.

Деятельность детей:

Дети берут картинки и кладут под ту елочка, с какого звука начинается картинка.

Действия учителя-логопеда:

Расступились наши елочки.

Действия учителя-логопеда:

Ой, снежный ком к нам катиться, наверно он хочет с нами поиграть. Вставайте в кружок, и мы поиграем в игру «Один-много». Я буду кидать вам снежок и называть один предмет, а вы будете возвращать и называть много предметов (дерево – деревья, ветка – ветки, елка – елки и т.д.).

Деятельность детей:

Дети ловят мяч и называют слова во множественном числе.

Действия учителя-логопеда:

А теперь давайте, из снега слепим снеговика.

Раз - рука, два - рука.

(Вытянуть вперед одну руку, потом - другую)

Лепим мы снеговика.

(Имитировать лепку снежков)

Три-четыре, три-четыре,

(Погладить ладонями шею)

Нарисуем рот пошире.

Пять - найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

(Кулачками растереть крылья носа)

Шесть - наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб)

Семь и восемь, семь и восемь -

Мы плясать его попросим.

Деятельность детей:

Дети повторяют движения за учителем-логопедом.

Действия учителя-логопеда:

Посмотрите, перед вами 4 обруча. Возьмите каждый картинку и объединитесь по группам, каждая группа в свой домик (обобщающие слова).

Деятельность детей:

Дети берут картинку, и объединяются друг с другом по группам в обручи.

Действия учителя-логопеда:

Как подул Дед Мороз -

В воздухе морозном,

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Деятельность детей:

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, на-блюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Действия учителя-логопеда:

Посмотрите, на снегу лежат замороженные картинки. Чтобы их разморозить, нужно к каждой картинке подобрать правильную схему слова.

Деятельность детей:

Дети берут картинки и подбирают к ней соответствующую схему слова.

Действия учителя-логопеда:

Вот и разморозились наши картинки. А под снежным покрывалом лежат приглашения для зверей. Давайте прочитаем для кого (чтение слов).

Деятельность детей:

Дети читают приглашения.

Действия учителя-логопеда:

Мы с вами выполнили правильно все задания, и лесные звери теперь попадут на праздник. Молодцы!

Действия учителя-логопеда и музыкального руководителя:

Танец «Если нравиться тебе, то делай так» (координация речи с движением).

Деятельность детей:

Дети повторяют движения за учителем-логопедом и поют.

Действия учителя-логопеда:

Ребята, теперь нам нужно вернуться из волшебной страны в детский сад. А для этого мы сейчас закроем глазки, вдохнем через носик и медленно выдохнем через ротик.

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации.

Деятельность детей:

Дети ложатся на коврик, вытянув руки вдоль туловища.

Действия учителя-логопеда:

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

Рефлексивно-корригирующий блок.

Действия учителя-логопеда:

Вот мы и вернулись с вами в наш родной детский сад. Понравилось вам, ребята, наше волшебное путешествие? Какое задание вам показалось самым сложным?

Деятельность детей:

Дети отвечают на вопросы.

Разработала учитель-логопед

Стрюкова Елена Васильевна

МБДОУ № 69 "Детский сад общеразвивающего вида" город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цели:

  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.
  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.

Ход занятия.

Педагог:

Тра-та-та, тра-та-та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Всех ребят к себе зовёт!

Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

Представим, что мы лесной полянке…

Психогимнастика.

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают: «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик

Бум-бум, бум-бум!

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

Целый день играет Ёжик:

Бум-бум, бум-бум!

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы - попробуй - ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки - прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Педагог:

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай

(Дети маршируют)

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

(Поскоки)

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал

(Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

(1 - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка - прыг-скок,

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

(Звук бубна.)

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог одевает маску мишки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Педагог: Вылез мишка из берлоги

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Разминает мишка ноги

На носочках он пошёл

(Ходьба на носочках)

И на пяточках потом

(Ходьба на пятках)

Топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором - сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Дети (хором) : Как на праздник на весёлый

Взявшись за руки, дети идут по кругу.

Испекли мы каравай:

Вот такой узенький,

Сужают круг.

Вот такой низенький,

Приседают на корточки.

Вот такой широкий,

Расширяют круг.

Вот такой высокий,

Поднимают руки вверх.

Вот такой вкусненький!

Логоритмическое занятие
«На поиски сокровищ»

Оборудование: мягкая игрушка жираф, пальма, сундук, фрукты, трафареты животных жарких стран, следы маленького и большого слона, вырезанные из линолеума или картона, мультимедийный проектор, экран.
Цель: развитие речедвигательных способностей в сочетании с музыкой.
Задачи:
Развивать слуховое внимание, память
Развивать речевые навыки, учить детей чётко произносить слова чистоговорки, совершенствуя умения удерживать дыхание до конца фразы.
Развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой.
Учить выполнять движения под музыку в заданном темпе
Развивать мимику, мышечный тонус, воображение, фантазию
Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук
Развивать общую моторику, пластику
Закреплять представления о животных жарких стран

1. Вводная часть
Логопед:Дети, сегодня утром на наш компьютер пришло странное сообщение. В строке получатель указано: «искателям сокровищ» Мы с вами любим приключения? Будем искать сокровища? Тогда это письмо для нас. Давайте посмотрим, что содержит письмо.
(На экране появляется элемент старинной карты.)
-Что это?
-Как вы думаете, по такому кусочку карты можно определить, где находятся сокровища?
-Давайте прочитаем, о чём говорится в сообщении (читает)
«Это карта сокровищ. Она откроется полностью для тех, кто сможет отгадать все загадки, и преодолеть трудности, которые повстречаются вам на пути»
Мы не боимся трудностей и отправляемся в путь!

Основная часть.
Логопед: А вот вам задание для разминки. Послушайте, и отгадайте, на чём мы с вами отправимся в путь.
(Дети слышат гудок парохода то далеко, то близко. Если дети называют правильно, то на экране появляется пароход.)

Дети идут друг за другом под музыку по залу змейкой и вместе с логопедом пропевают слова:
Машет с пристани народ
Пароход сигнал дает
(Затем останавливаются и громко произносят у-у-у)
Параход уж отплывает
И сигнал наш затихает.
(Останавливаются и тихо произносят у-у-у)

Логопед: вот мы и отправились в далекое путешествие, а веселый ветерок поможет нам быстрее добраться до берега.

*Логоритмическое упражнение Железновых «Ветер» на развитие силы голоса, мелкой и общей моторики, согласованности движения рук и речи.

Логопед: а вот и первое задание
(На экране появляется изображение морского дна с морскими животными.
Задание «Назовите и покажите морских жителей»)

*Пальчиковая гимнастика «Морские жители» (дети при помощи пальцев рук изображают рыбку, медузу, краба, морскую звезду)


Логопед: Посмотрите ребята, на нашу карту. На ней появился ещё один элемент. Значит, мы всё выполнили правильно.
Звучит мелодия к песне «Моряки» (сл. и муз.М.Шохина)
Логопед: ребята, а это музыка к следующему заданию.
(Читает надпись на экране «Отгадайте, что это за песня»)

Ребята отгадывают и исполняют песню «Моряки» (сл. и муз.М.Шохина)

(На экране появляется ещё один элемент карты)

Звучит шум моря (приложение №3)

Логопед: А вот и виден берег, а какие волны! Волны накатываются на берег, шуршат камушками:
Ш-ш-ш (дети длительно произносят)
А теперь волны накатываются на песок ш-ш-ш (дети тише и короче произносят)
Логопед: Вот мы и приехали в Африку.

*Упражнение на развитие мимических мышц

Логопед: А какое в Африке жаркое яркое солнце. Яркий солнечный зайчик попал в правый глаз (зажмурить правый глаз), попал в левый глаз (зажмурить левый глаз), попал в оба глаза (зажмурить оба глаза).Опустили голову.
Мы снова хотим посмотреть на яркое солнышко. Снова поднимем голову, сощуримся, потом зажмуримся, снова опустим голову.
Логопед: а вот и следующее задание (читает надпись на экране «Отгадайте загадки. За каждый правильный ответ вам откроется ещё один кусочек карты»)

Логопед: Загадка про слона:
У него большие уши
Самый длинный в мире нос
Самый крупный он на суше
Кто такой? Вот вам вопрос?
Дети отгадывают, и на экране появляется картинка слона)

*Упражнение на развитие слухового внимания, чувства ритма

Логопед: а теперь слон со своим слоненком тоже хочет с вами поиграть
Дети садятся в круг. Музыкальный руководитель отстукивает определенный ритм, а дети выкладывают следы большого слона и маленького слоненка.

Логопед: Следующая загадка:

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая
(За правильную отгадку на экране появляется картинка попугая)

*Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания, речевых навыков, силы голоса.

Логопед: Попугай любит попугайничать, то есть повторять за кем-то и он с удовольствием с нами поиграет.
Повторяйте за мной
(громко, вполголоса, тихо)
Му-му-му – быстро парус подниму
(хлопки в ладоши над головой)
Ны-ны-ны в Африке живут слоны
(повороты туловища вправо-влево)
Ил-ил-ил и зубастый крокодил
(наклоны головы вправо-влево)
Ай-ай-ай – вот веселый попугай
(пальцы скрещены в замок, ритмично поднимаем и опускаем пальцы.)
От-от-от и огромный бегемот
(пальцы растопырены, ладони навстречу друг другу- изображают раскрывающуюся и закрывающуюся пасть бегемота)
Лю-лю-лю – путешествовать люблю
(хлопки в ладоши перед собой)
Ти-ти-ти – дальше нам пора идти
(ходьба на месте)

(На экране появляется ещё один кусочек карты.)

Логопед: Загадка следующая:

Это что за озорница
На лиане веселится
На хвосте качается
Скачет и кривляется.

(За правильную отгадку на экране появляется картинка обезьянки)
Логопед: обезьянки хотят с нами поиграть.

*Упражнение на согласование движений рук и речи, развитие общей и мелкой моторики.

Две проказницы мартышки
(Оттопыривают уши)
Полистать любили книжки
(цепляться и отцепляться пальцами об руки)
Потрясти их
(Стряхиваем» кончики пальцев)
Полистать
(Упражнение вкусное варенье)
И как будто почитать
(водим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
Ловко принялись за день
(соединять указательный палец с большим пальцем)
И очки они надели
(Показ очки пальчиками)
К носу книжку поднесли
(Поднести ладошки к носу)
Вдруг подальше отвели
(Отвести ладошки от лица)
Ничего в очках не видно
(Закрыть ладошками глаза, лицо)
И мартышкам так обидно!
(«Собирать слезы» в чашечку из ладошки)!

(На экране появляется последний элемент карты.)

3. Заключительная часть
Логопед: Ребята, посмотрите, карта готова!
Посмотрите на карту, где нам искать сокровища?
(Дети находят по карте местонахождение сундука под пальмой и подходят к нему)

Логопед: Посмотрите, сундук охраняет жираф. Давайте мы его развеселим, может быть, тогда он отдаст нам ключ от сундука.

*Логоритмичское упражнение Железновых «У жирафа пятна-пятна» на координацию слова и движения с музыкальным сопровождением.

Дети открывают сундук и находят в нём фрукты и трафареты животных Африки (для обводки и штриховки)
Логопед: Фрукты можно назвать сокровищем, потому что они содержат много различных витаминов, и поднимают настроение. А трафареты вы возьмёте домой, обведёте их, раскрасите и вспомните о нашем удивительном путешествии.

-
Ребята, что вам показалось особенно интересным? Сложным? Смешным? А что лучше всего получалось? Давайте вернёмся домой кто на чём хочет, а я постараюсь отгадать, на чём вы добирались. (Дети изображают разные виды транспорта)

Фото проведённого мероприятия:

Список литературы.

1. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы, Ярославль, Академия развития, 2006
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, Москва, Творческий центр, 2006

Введение.

Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. И лечебная физкультура, и кинезитерапия (лечение движением) – предполагают использование разных форм и видов движения, естественных моторных функций человека. В эту же стихию попадает и лечебная ритмика, одним из более узких разделов которой, является логоритмика; она, в свою очередь, состоит из трёх основных компонентов: музыка, движение, речь.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Пособие содержит несколько видов сюжетно-игровых занятий, которые у большинства детей вызовут положительные эмоции, а педагогу помогут направить энергию детей в нужное русло. Творческий подход к занятию побуждает детей к выполнению разных форм работы на занятиях логоритмикой (и не только), и тем самым позволяет наиболее эффективно развивать: речь детей, корректировать речевые дефекты, развивать моторику, чувство ритма, темпа и др. Объединение занятий едиными сюжетами способствует большей организованности детей, проведению ассоциативных связей, и вызывает у них интерес к предмету.

Время проведения одного занятия 20-30 минут, и сложно уместить в его рамки множество видов работ на логоритмике. В связи с этим, был разработан особый план проведения занятия, где равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка, сконцентрированы все необходимые формы работы, выстроена удобная динамика хода занятия и осуществлено логическое обрамление.

Примерный план группового занятия.

Марш-разминка.

Пальчиковая гимнастика и игры.

Упражнения для развития АР аппарата, мимики, комплекс дыхательной гимнастики.

Общая моторика, музицирование на инструментах, подвижные игры.

Комплекс движений на расслабление, итоги занятия.

Марш-заключение.

Урок №1. «Поможем Снеговику».

Цель: знакомство с основными видами деятельности игровой логоритмики для детей .

Реквизит: 1вместительнаякоробка, игрушка – снеговик или картинка с изображением снеговика, 7 картонных навесных замков, 7 ключей к ним, карточки с изображением кошки или котят, жука, медведя и зайцев. Записка.

Музыкальные инструменты : Бубны по количеству участников.

Сюжет : «Ребята, сегодня к нам на занятие придёт гость – Снеговик! Вот только он почему-то задерживается. Сейчас я посмотрю, может, он уже здесь? Никого нет, вот только коробка какая-то. Что это? Какая-то записка… (читает). Да…. Боюсь, что с нашим Снеговиком случилась беда. Вот записка, а в ней написано, что его заколдовала Колдунья. Она разозлилась, потому что мы её не пригласили, и заколдовала нашего Снеговика! Теперь он здесь, в коробке, под семью замками. Но мы сможем спасти Снеговика, если найдём 7 ключей к этим замкам; а мы это сможем сделать, только - когда выполним 7 заданий. Здесь они все перечислены. Ребята, давайте спасём Снеговика!»

План – схема занятия.

Вид задания

Задачи

Время

Марш-разминка.

Слушание музыки.

Песенка с движениями.

Формировать навык координации между словом (пением), движением и музыкой (ритмом). Развивать активность и подвижность пальчиков, кистей рук.

Пальчиковая сказка.

Развивать активность, подвижность пальчиков. Развивать воображение.

Коррекционная песенка.

Автоматизация произношения звука «Ж» в слогах, словах (в пении).

Музыкально-ритмическая групповая игра.

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; выразительно передавать образ.

Дыхательная гимнастика.

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением гласных «А», «О», «Э», «И», «У» и выполнением гимнастических элементов.

Марш-заключение.

Придать целостность занятию.

«Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов, (либо «Детская полька», М.Глинка);

Мелодия народной песни «Ах вы, сени»;

«Котятки», О.Салдина;

«Жук», Е.Макшанцева;

«Заинька, поскачи», русская народная песня; «Медведь», В.Ребиков;

«Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: «Вот и выполнили мы все задания. Какие молодцы! Что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы детей.) А теперь давайте откроем замки! (Открываем; достаём Снеговика, но он молчит). Наверное, он так испугался, что растает в тепле; устал сидеть взаперти - так, что не может говорить. Давайте с ним попрощаемся, и он пойдёт на улицу, на мороз. До свиданья!»

Урок №2. «Путешествие в страну весёлых музыкальных инструментов».

Цель: закрепление названий музыкальных инструментов и способов звукоизвлечения на них; в игровой форме провести основные виды деятельности логоритмики для детей младшего возраста .

Реквизит: Карточки с изображением музыкальных инструментов – бубна, барабана, гудка. Эти же музыкальные инструменты - по количеству детей в группе.

Сюжет: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, куда? В одну волшебную страну – Страну Весёлых Музыкальных инструментов. Пойдёмте скорее, нас давно уже ждут в гости…» Далее дети подходят к «домикам» инструментов, рассматривают картинки, слушают рассказы об этих инструментах; затем предлагается показать «хозяевам»- инструментам «сюрприз»: выполнить музыкально-ритмическое задание с использованием на практике этих инструментов. Например, подойдя к «домику бубнов», дети поют песенку и играют на бубнах, и т.д.

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в волшебную страну, чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание музыки .

(дети приходят в домик к бубнам; отражают ритм музыки – «помогают».)

Учиться определять характер музыкального фрагмента, его жанровую основу; выделять сильную долю такта хлопками в ладоши, ударами в бубен.

Танец с бубнами .

(предложить детям показать сюрприз для жителей дома бубнов)

Отражать ритм музыки в движении.

Песенка-показ .

(эта песенка - сюрприз для барабанов.)

Отражать ритм музыки в движении, подпевать мелодию педагогу.

Музыкально-ритмическая групповая игра с гудочками.

(придя в дом к гудочкам, - предлагается с ними поиграть, используя игру на них же. )

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и молчанием.

Дыхательная гимнастика .

(всем пора отправляться назад, нужно присесть, отдохнуть на дорожку.)

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать целостность занятию.

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов или «Полька» М.Глинки;

2. «Марш» As-dur, Ф.Шуберт;

3. «Полька» D-dur, Л.Кёлер;

4. «Барабанщик», О.Салдина;

5. «Заинька, поскачи», русская народная песня;

6. «Медведь», В.Ребиков;

7. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: « Ребята, вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего? Какие инструменты нам встретились сегодня? А на каких инструментах вам понравилось играть больше всего?»

(Выслушать ответы, высказать и своё мнение; попрощаться.)

Урок №3. «Мама для Мамонтёнка».

Цель: провести основные виды работ по логоритмике; совершенствовать пространственное представление о собственном теле, координацию движений под музыку.

Реквизит: карточки-картинки с изображением героев мультфильма «Мама для Мамонтёнка»; акулы (с пастью) из картона; картонные или пластмассовые съедобные и несъедобные предметы. (Например: колбаски, сосиски, рыбки, бублики, яблоки, кубики, машинки, мячики и т.д. Всё - небольшого размера.)

Сюжет: «Дети, вы смотрели мультфильм про то, как Мамонтёнок искал свою маму? Помните, как долго он плыл на льдине? И как ему было грустно одному справляться с трудностями? Смотрите, у меня в руках волшебная палочка. И сейчас с её помощью мы отправимся к Мамонтёнку и поможем ему побыстрее найти свою маму!»

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в сказку, и чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(дети «пришли», присели, но Мамонтёнка не видно. Вдруг они слышат музыку…)

Узнать мелодию знакомой песенки, сопоставить её с сюжетом; выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Речевая игра с движениями.

(дети попали на Льдину Ветров)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться.

Музыкально-ритмическая игра.

(дети попали на ЛьдинуМорозов)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться под музыку, чувствовать смены фрагментов. Развивать творческую активность.

Подвижная игра.

(на пути детям попадаются акулы…)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, внимательность.

Дыхательная гимнастика.

(«а теперь нужно отдохнуть перед дорогой назад»)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Предлагаемый музыкальный материал:

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Детская полька», М.Глинка;

2. «Песенка Мамонтёнка» из м/ф. «Мама для Мамонтёнка» - аудиозапись;

3. «Дождик», Г.Свиридов;

4. Мелодия русской народной песни «Яблочко»;

Сюжет: Ну, вот и встретились Мама и Мамонтёнок! И вы этому очень помогли; давайте вспомним, что же мы сегодня делали? И что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы, попрощаться )

Урок №4 « Соберём картинки, сбежавшие из книжки».

Цель: провести основные виды работ на логоритмике в игровой форме;

Реквизит: «книга без картинок» - пустые листы бумаги, сложенные в форме книги; карточки - картинки (малыш, дерево, бубен, пенёк). Музыкальные инструменты: бубны по количеству детей в группе.

Сюжет: « Дети, сегодня со мной случилась странная история. Я решил(а) показать вам картинки, открыл(а) книгу – смотрю, а из неё куда-то исчезли картинки. Это какое-то волшебство! Смотрите, и книжка стала такой печальной, ей скучно без своих картинок. Далеко они убежать не могли, и я думаю, что все картинки где-то здесь, в кабинете. Поможете мне найти их?» Далее – обращаем внимание детей на заранее приготовленные и спрятанные по залу картинки. Предлагаем выполнить задание, связанное с изображениями на этих картинках. Например, картинке «дерево» будет соответствовать задание, в сюжете которого есть деревья, и т.д.

План-схема занятия:

Вид работы – (сюжет)

Марш-разминка .

(дети отправляются на поиски, а чтобы им было веселее идти, - маршируют под музыку)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(картинка-« малыш танцует»; мелодия «петушок»)

Узнать мелодию знакомой песенки, выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Песенка с движениями.

(картинка – «малыш»; песенка «у меня есть ножки»)

Развивать моторику, закреплять пространственные представления о своём теле; формировать навык ритмичного движения и ансамблирования.

Речевая игра-представление.

(картинка – «дерево»; игра «ветер дует»)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, синхронно двигаться в группе.

Песенка с игрой на музыкальном инструменте

(картинка- «бубен»; песенка «мы идём, идём, идём»)

Учиться отражать жанровые особенности музыки посредством игры на бубнах; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и пением.

Дыхательная гимнастика.

(«пенёк»; сели на пенёк, отдохнули)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать занятию логическую завершённость.

Сюжет: После того, как все картинки собраны, подводим итоги занятия. Узнаём, что детям больше всего понравилось, вспоминаем - что делали, какие картинки видели; прощаемся.

Предлагаемый музыкальный материал :

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов;

2. Мелодия народной песни «Два весёлых гуся»;

3. Песенка с элементами музицирования на бубнах «Мы идём, идём, идём», Тиличеева;

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

Закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

Развитие длительного речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие просодической стороны речи.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

Воспитательные:

Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Оборудование: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам ребята не найти

Ходьба по залу под марш

с хлопками

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Ходьба на носочках

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

топотушками

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

нагнув голову

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Аккуратненько пройдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

Бег на носочках

Покружились, присели.

II . Основная часть .

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. - Повороты влево - вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят - присели руки над головой

Только шапочки блестят, - сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: - гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. (показ логопедом позы)

Если услышите команду: - дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (показ логопедом позы)

А когда услышите команду: - кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они?..

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Грозят пальчиком

Разводят руки в стороны, удивляясь.

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

Вот какой боровик порадуемся ему.

Интонация радости.

И.П. - Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы - окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет - А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

2. Карточка звук [О]

Ой, сколько опят на пеньке сидят.

Интонация удивления.

И.П. -- Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет - О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

3. Карточка звук [ У ]

А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: - мухомор, он ядовитый.

Интонация угрозы.

И.П. - Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет - У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Дети: - лисичка.

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет - И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» - 3-4 раза.

Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Игра – «Эхо».

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

6. Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

7. Ритмический танец: « У меня - у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

Красные, желтые, зеленые.

А с каких деревьев они упали?

Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Собираем пальчики

Хлопаем в ладошки, кулачками

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя

листья осины

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок - лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

10. Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

Список литературы^

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

Поделиться