Театрализованная игра "город правил дорожных знаков". Театрализованная постановка по ПДД в подготовительной группе

Игровая деятельность, являясь ведущим видом активности у дошкольников, представляет собой наиболее подходящую платформу для получения знаний, практической отработки умений и навыков. Поэтому в образовательной программе детского сада игровым приёмам работы уделяется особое внимание. Особенно актуально их использование в контексте тем, касающихся вопросов безопасности жизни малышей, таких, как освоение правил дорожного движения (ПДД).

ПДД в игровой деятельности

С методической точки зрения, игра:

  • формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
  • определяет направление физического, умственного и духовного развития;
  • помогает раскрыть творческие задатки малышей.

Другими словами, игровая деятельность - это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ведётся через понятные ребятами конкретного возраста игровые взаимодействия.

В игровой форме дети легче усваивают правила дорожного движения

Игровая деятельность и ПДД: цели, задачи

Раскрытие темы безопасности участников дорожного движения посредством игры позволяет реализовывать следующие образовательные цели:

  • обучать малышей давать оценку дорожной ситуации, опираясь на знание значений сигналов светофора;
  • тренировать у детей внимательность и наблюдательность;
  • формировать понимание безопасности на дорогах (к примеру, не перебегать дорогу на зелёный свет, если подойдя к переходу, сигнал уже горел, иначе возникает большой риск не успеть завершить манёвр до возобновления движения транспорта);
  • развивать речь (игры по ПДД дают возможность малышам младших групп обогатить словарный запас, уяснить закономерности составления предложений, детям среднего дошкольного возраста - освоить грамматические особенности языка, воспитанникам старшей и подготовительной групп - отработать навыки составления монологических и диалогических высказываний);
  • воспитывать потребность избегать ситуаций, потенциально угрожающих здоровью и жизни (к примеру, в игре «Зайка спешит в гости», в которой персонаж перебегает дорогу, ориентируясь на отсутствие транспорта на проезжей части, игнорируя при этом работающий светофор, малыши второй младшей группы убеждаются, что без внимания на дорожные указатели предсказать появление машин невозможно);
  • знакомить и участвовать в разных видах игровой деятельности.

Дети учатся работать с разным игровым материалом, в том числе и с интерактивными приложениями

Среди задач, решение которых позволяет добиться поставленных целей, можно назвать:


Требования к организации игр

Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к их организации.

  1. Поощрение инициативы. В реализации этого принципа как раз таки и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели (!) проявить интеллектуальную и физическую активность.
  2. Доступность. Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам. То есть, например, в подвижной игре для младшей группы не должно быть больше 2 игровых действий, иначе детям будет сложно сосредоточиться и они быстро потеряют интерес к этому виду активности.
  3. Динамичность. Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту подопечных (более детально этот вопрос рассмотрим ниже).
  4. Наглядность. Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, видео - основа любого вида деятельности, в том числе и игр.
  5. Положительный эмоциональный настрой. Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.
  6. Общая цель. Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре (пассажир, водитель или контролёр в автобусе), усваивают правила дорожного движения.
  7. Самостоятельность. На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.
  8. Индивидуализация игровой деятельности. Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.

    Один из способов индивидуализации - распределение обязанностей при подготовке игры, например, назначение ответственного за реквизит

  9. Положительная оценка. Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу - это закон.
  10. Повторение - мать учения. Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время от времени нужно повторять.

Классификации игр по правилам дорожного движения

Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах, каждый из которых соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Обучающие или дидактические игры

Игры этого вида используются при:

  • ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп - предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
  • практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть - знак, а вторая - картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

Для дидактических игр важны:

  • условия, то есть правила;
  • обозначенный конечный результат;
  • выверенные игровые действия.

Тема по ПДД может быть представлена в двух видах дидактических игр: ориентированных на суть действий и нацеленных на материал, который имеет непосредственное отношение к выстраиванию сюжета игры.

В дидактических играх дети не только знакомятся с новым материалом, но и закрепляют полученные знания, умения и навыки

Таблица: обучающие игры разных видов по теме ПДД

Вид Название (группа) Цели Материал, ход игры
Игры, в которых ключевым является содержательный компонент
Логическая «Четвёртый лишний» (вторая младшая)
  • закреплять умение классифицировать виды транспорта;
  • развивать речь, логику, умение аргументировать свой выбор.
Карточки с картинками.
Кто не является участником дорожного движения: грузовик, дом, «Скорая помощь», снегоуборочная машина.
Какой «глаз» светофора лишний: зелёный, синий, красный, жёлтый.
Словесная «Закончи предложение» (средняя)
  • развивать речевой слух;
  • тренировать навык составления сложных предложений с противительным союзом а.
Мяч.
Ребёнок ловит брошенный педагогом мячик и заканчивает начатое предложение, присоединяя его к первой части фразой «а потом»:
«Переходя дорогу на зелёный свет, сначала нужно посмотреть налево… - «…а потом направо».
Сенсорная «Почини машинку» (первая младшая группа)
  • учить малышей сравнивать предметы по цвету, размеру;
  • воспитывать заинтересованность игровой деятельностью.
Картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера.
Дети по заданию пришедшего на занятие Гостя (кролика, медведя и т.п.) собирают машинки, подбирая колёса по размеру и цвету.
Музыкальная «ПДД» (подготовительная группа)
  • отрабатывать навык изменения характера движения под определённую музыку;
  • тренировать реакцию на условный сигнал;
  • воспитывать уважение к жизни и здоровью человека.
Ребята делятся на группы «пешеходов» и «машинок». Под определённую мелодию «машины» двигаются из одной части комнаты в другую. К моменту завершения звучания музыкального отрывка манёвр должен быть выполнен. Если «машинка» не успела, она пропускает «пешеходов», также двигающихся под свою музыку.
Игры, в которых сюжет опирается на материал
Настольно-печатная «Собери знак» (старшая группа)
  • закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД;
  • развивать логическое мышление, внимательность;
  • воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Дорожные знаки в конвертах, фишки.
Малыши делятся на экипажи-команды. Каждая получает конверт с пазлами дорожных знаков. За 3–5 минут детям нужно собрать свои знаки, за каждый получают по фишке. Дополнительные очки приносит рассказ о значении знака.
Игровая деятельность с предметами Особенно востребованы такие игры в старших группах, когда дети с удовольствием режиссируют игровые действия. Обычно сопутствующие вещи, в частности, природный материал (шишки, ракушки пр.), играют роль транспорта или фишек для совершения хода в настольно-печатных играх.
Интерактивная Материалом для игр этого вида выступают тренажёры, предназначенные для интерактивной доски.

Видео: интерактивные игры по ПДД

Сюжетно-ролевые игры

Особенностью игр этого вида является то, что в них ребёнок действует больше не из игровых, а из личных социальных навыков взаимодействия с окружающим миром, копируя модели поведения на игрушках или сверстниках-участниках. Так, в игре «Автобус» в старшей группе малыши-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, просят водителя сделать остановку в том или ином месте и т.д.

Работа с темой ПДД в сюжетно-ролевых играх проводится не только на основе проигрывания бытовых ситуаций, но и по сюжетам сказок или мультипликационных фильмов. Одной из таких основ для игр может быть анимационная серия про Смешариков, рассказывающих о безопасности на дорогах.

В сюжетно-ролевых играх дети опираются на свой социальный опыт

Видео: азбука безопасности со Смешариками

Игры по ПДД подвижного вида

Назначение подвижных игр состоит в укреплении здоровья, развитии внимания, быстроты реакции, памяти. Этот вид деятельности используется и на занятиях, и на прогулках, при организации развлекательны мероприятий.

Таблица: разновидности подвижных игр по безопасности на дорогах

Вид Название (группа) Цель Содержание
Игры на подражание «Безопасность на дороге» (старшая группа)
  • повторить правила поведения на дорогах;
  • отрабатывать навык ходьбы с разной скоростью;
  • воспитывать интерес к ПДД.
Каждый участник получает круг определённого цвета – «машинку». На специальном коврике с имитацией проезжей части или нарисованному макету «машинки» начинают движение, соблюдая все дорожные правила.
Игры на тренировку внимания «Весёлые светофорчики» (средняя группа)
  • повторить значение и порядок сигналов светофора;
  • отрабатывать умение оперативно реагировать на ситуацию.
Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку малыши начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный - красный».
Игровая деятельность, требующая малой подвижности «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» (подготовительная группа)
  • закрепить знания ПДД;
  • развивать логику;
  • тренировать быстроту реакции.
Ребята становятся в круг, в центре - водящий-регулировщик. Он бросает игроку мяч и говорит одно слово: дорога, транспорт, пешеход или пассажир. Поймавший мяч должен сказать слово, относящееся к названной категории. Тот, кто замешкался, выбывает.

Это интересно. Обычно подвижные игры проводятся на улице, но по теме ПДД в большинстве своём они организуются в помещении: в группе или в зале.

Видео: подвижная игра по ПДД в старшей группе

ПДД и театрализованные игры

Театрализованная игра в ДОУ реализуется двумя формами:


Таблица: виды театрализованных игр по ПДД

Форма Вид Название (группа) Цели Суть игры
Драматизация Инсценировка «Как грибы ходили в школу дорожных наук» (старшая группа)
  • повторить ПДД;
  • развивать артистические способности;
  • воспитывать навык создания атмосферы радости своими действиями.
Два брата-грибочка отправились к друзьям в соседний лес. На их пути проезжая часть. Один брат знает ПДД, делает всё верно, второй - торопится и игнорирует правила. Остальные дети в роли мудрых лесных жителей объясняют непослушному грибу, как нужно себя вести на дороге.
Имитация «Слушай мою команду» (вторая младшая группа)
  • повторить виды транспортных средств;
  • тренировать навык выполнения действия по сигналу;
  • развивать внимательность.
Дети выступают в образах машинок, автобусов, троллейбусов, трамваев. По условному сигналу воспитателя они жестами и мимикой заводят мотор, поворачивают руль, запускают дворники, опускают и поднимают стёкла и т.д.
Режиссёрские Кукольный театр Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые, баночные и др.).
Например, в подготовительной группе малыши с персонажами-куклами бибабо идут по макету проезжей части, комментируя все обозначения на дороге.
Стендовый театр (театр на фланелеграфе или на магнитной доске) Принцип этого вида театрализованных игр аналогичен кукольному театру. Только персонажами выступают плоские фигурки на липучках для передвижения по фланелеграфу или на магните для работы с магнитной доской.

Пальчиковые игры по ПДД

Цель проведения пальчиковых игр состоит в:

  • отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших - для подготовки руки к письму);
  • развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей.

Обычно пальчиковые игры (гимнастика) проводятся при переходе от одного вида работы к другому.

Это интересно. Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.

Пальчиковые игры могут проводиться с реквизитом для пальчикового театра

Таблица: картотека пальчиковых упражнений по правилам дорожного движения

Название Возрастная группа Содержание
«Транспорт» Младшие, средняя группы. Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях - корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).
«Постовой» Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите, (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Гонки» Младшие, средняя, старшая группы. Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперёд и
назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперёд и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.(катают машинку по пальцам, которые
слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щёлочку в
кулаке).
«Машины» Средняя, старшая и подготовительная группы. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются
параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)

Какие приёмы используются в играх по ПДД

Для реализации целей и задач работы по ПДД в играх используется три вида приёмов.

Словесные способы взаимодействия с детьми

Поскольку цель речевого развития детей сопровождает образовательный процесс в ДОУ на всех возрастных этапах, звучащая речь педагога, диалоги и монологи детей играют важную роль в любой деятельности воспитанников, а тем более в играх как ведущем виде активности малышей.

Объяснение

Воспитатель должен давать чёткие, последовательные описания каждого этапа игры. Важно также повторять порядок игровых действий перед началом уже известного сюжета - так дети усваивают не только правила, но и алгоритм составления логичных высказываний. Для младшей и средней групп речь взрослого - это языковая модель, копируя которую дети «выговариваются», то есть начинают разговаривать, строить предложения, вступать в диалог. Для старшей и подготовительной объяснение - это образец составления цельного высказывания, этап освоения правил подготовки монологического высказывания.

Объяснение в младших группах сопровождается демонстрацией

Загадки и стихотворения

Традиционно эти словесные приёмы считаются наиболее удобным способом мотивировать малышей: с одной стороны, дети очень азартно отгадывают загадки или повторяют рифмовки, а с другой - для того чтобы включить ребят в работу (даже самых маленьких) не требуется много времени.

В младших группах я отдаю предпочтение загадкам с договорками:

  • Что за «зебра» на дороге? Все стоят разинув рот, Ждут, когда мигнёт зелёный. Значит, это - … (Переход);
  • На дороге я стою, За порядком я слежу. Нужно слушаться без спора Указаний … (светофора).

В средней группе предлагаю загадки уже без рифмованного ответа, но с вопросом в конце, чтобы малышам было проще сориентироваться по поводу ответа.

  • Днём и ночью я горю, Всем сигналы подаю. Есть три сигнала у меня. Как зовут меня друзья? (Светофор);
  • Вот дорожная загадка: Как зовётся та лошадка, Что легла на переходы, Где шагают пешеходы? (Зебра).

Для ребят старшего дошкольного возраста я стараюсь выбирать загадки более сложные, длинные. Так малыши учатся улавливать суть в длинных высказываниях.

  • На дорожном знаке том Человек идёт пешком. Полосатые дорожки Постелили нам под ножки. Чтобы мы забот не знали И по ним вперёд шагали. («Пешеходный переход»);
  • Что за тёмная дыра? Здесь, наверное, нора? В той норе живёт лиса. Вот какие чудеса! Не овраг здесь и не лес, Здесь дорога наперерез! У дороги знак стоит, Но о чём он говорит? (Тоннель).

Это интересно. Некоторые словесные дидактические игры построены по принципу отгадывания загадок.

Игры с загадками - удобная форма работы на прогулке

В своей практике к мотивации с помощью стихотворений я прибегаю достаточно часто: с их помощью легче вводить новую информацию, да и облечённые в рифму факты дети запоминают лучше. Вот несколько примеров подбора стихотворений по теме «Светофор», отличающиеся не только содержанием, но и объёмом.

Например:

  • Младшая группа: Цвет зелёный - Проходи! Жёлтый - Малость погоди. Ну а если красный - Стой! Проход опасный!
  • Средняя группа: Три глаза есть у светофора. А ну, запомни их, дружок, Ходить по улицам, чтоб скоро Самостоятельно ты смог.
    Вот красный глаз… Его ты бойся! Когда горит он - нет пути. Моргает жёлтый - приготовься! Зелёный светится - иди!
  • Старшая группа: У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор: Cвет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди! Если свет зажжётся красный - Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.
  • Подготовительная группа: А у нас с недавних пор Возле дома светофор. Он горит и день, и ночь, Всем старается помочь. Если красный загорится, Ты не вздумай торопиться. Знают все, что красный Для пути опасный. И на жёлтый не ходи, А спокойно стой и жди. Маму за руку - и ждём. Вместе с нами весь народ Терпеливо ждёт зелёный, Чтобы двинуться вперёд. Вот - зелёный вспыхнул! Скоро! Подмигнул: - Нельзя стоять! Скоро цвет у светофора Красным сменится опять.

Короткие истории

Чтобы дети настроились на игру, нужно привлечь их внимание новым видом деятельности. И связующим звеном для этого могут выступать придуманные на ходу сказки.

Этим приёмом я активно пользуюсь в средней, старшей и подготовительной группах, где дети уже могут не только слушать истории, но и отвечать на вопросы по содержанию, в том числе и проблемного характера. Например, в старшей группе, обсуждая важность светофора, я рассказывают малышам сказку о том, как поссорились сигналы светофора. «Жил-был Светофор. Стоял на дороге, регулировал движение. Но как-то раз его огоньки поссорились, потому что не могли разобраться, кто же из них самый главный. «Я - самый важный, потому что, когда зажигаюсь, все стоят», - говорил Красный. «Нет, я! - возражал Жёлтый. - Когда я зажигаюсь, все готовятся двигаться: и машины, и пешеходы». Тогда Зелёный рассмеялся и сказал: «О чём вы спорите? Только я разрешаю двигаться и людям, и транспорту. Так что я главный». Но пока сигналы доказывали каждый свою правоту, на дороге начался настоящий хаос: машины не уступали друг другу, пешеходы не могли перейти дорогу. Тогда поняли сигналы, что зря они спорят, нужно просто, чтобы каждый выполнял свою работу. Стали они загораться по очереди, как обычно, и на дороге снова наступил порядок». После прослушивания сказки я задаю детям 1–2 вопроса: «Что произошло на дороге, когда сигналы начали спорить?», «Зачем нужны три сигнала светофора?» и т.п.

Чтение

Этот приём применяется обычно в старшей и подготовительной группах, но также к нему можно обращаться и в средней. Главное, чтобы в группе были дети, умеющие читать. Конечно, слишком объёмные тексты дошкольникам не осилить, а вот короткие описания знаков, подписи к рисункам или картинкам по теме - вполне по силам. В младших группах, где малыши ещё читать не умеют, актуальный для изучения темы материал педагог выбирает и зачитывает сам.

Отрывки для чтения не должны быть большими, иначе и читающие, и слушающие потеряют интерес к дальнейшей работе

Группа наглядных приёмов

Наглядно-образное восприятие мира детьми ставит наглядность в авангард методических приёмов в любом виде деятельности. В играх малыши должны видеть:

  • картинки-иллюстрации игровых движений, действий, а также сюжета игры;
  • видео, презентации по теме (например, для старшей группы это может быть зарисовка из истории создания светофора);
  • демонстрацию игровых условий педагогом (иными словами, воспитатель показывает все действия любого вида игр).

Атрибуты для игр по ПДД

Информация, представленная в игре, запоминается прочнее и легче, если действия подкреплены подходящим реквизитом. Исходя из темы, актуальными будут:

  • фуражка (костюм или/и жезл) регулировщика движения;
  • макет проезжей части (на коврике на полу или изображённый на ватманах);
  • образцы дорожных знаков, водительских прав (можно распечатать на цветном принтере и заламинировать).

Реквизит может быть элементом дидактической, театральной зон предметно-развивающей обстановки, а может входить в один, единый уголок, посвящённый ПДД.

Атрибуты для игр удобно хранить в специально организованной для этого зоне предметно-развивающей среды

Материалы для игр своими руками

Возможности компьютерных технологий и творческий подход дают возможность создавать целые серии настольно-печатных дидактических игр, изготовленных своими руками. Вот некоторые образцы.

Игра «Что сначала, что потом» (старшая группа)

Материалы:

  • листы плотной бумаги или картона формата половины А4, разрезанного вдоль;
  • тонкие полоски картона красного цвета;
  • электронный вариант картинок с дорожными ситуациями, иллюстрирующими выполнение того или иного знака.

Инструкция:

Игровая задача - объяснить дорожную ситуацию и предложить её решение, наложив картинки в правильной последовательности.

Кроме повторения ПДД, игра развивает логическое мышление

Игра «Каждый знак на своё место» (подготовительная группа)

Материалы:

  • электронный вариант картинок с иллюстрациями дорожных ситуаций и знаками на дороге;
  • иллюстрации с дорожными знаками.

Инструкция:


Игровая задача - рассмотреть ситуацию и поставить на пустое место нужный дорожный знак.

Игру можно проводить на скорость

Практические приёмы

Игра по своей сути является практической реализацией полученных знаний, умений и навыков. Однако, кроме этого, к практическим приёмам относятся творческие задания, позволяющие передать и результаты освоения учебного материала, и впечатления от процесса игры. К ним относятся:

  • рисунки (например, дорожных знаков);
  • аппликации (например, в средней группе, осваивая навык работы с ножницами, дети вырезают круги-сигналы светофора и наклеивают их на заготовку-основу);
  • лепка (знакомство с принципом работы светофора в первой младшей группе может завершиться выкладыванием пластилиновых «блинчиков» красного, жёлтого и зелёного цвета на соответствующее поле заготовки-светофора).

Поделки из подручного материала могут быть заданием для совместного с родителями проекта по ПДД

Составление картотеки игр по ПДД

Главное условие создания картотеки игр по дорожным правилам - включение разных видов игровой деятельности. Принципиально важно, чтобы игры соотносились с конкретной темой - так педагогу будет удобнее составлять конспекты занятий, прогулок и развлечений.

Это интересно. Обычно составляется соответствующая возрастной категории единая картотека игр, то есть для младшего дошкольного возраста, для среднего и для старшего. Это связано с тем, что круг тем в этих группах похож, отличается только форма подачи материала (в первой младшей по сравнению со второй она значительно упрощена), а также насыщенность материала (в подготовительной группе дети углубляют знания по теме, рассмотренной в старшей группе).

Таблица: пример составления картотеки игр по ПДД для старшего дошкольного возраста

Название игры (вид) Цели Материал Ход игры
Тема: Дорожные знаки
«Играй да смекай!» (дидактическая, настольно-печатная)
  • учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;
  • развивать умственные способности и зрительное восприятие;
  • воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
  • таблицы с изображением дорожных знаков;
  • пустые карточки.
В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
«Вопросы и ответы» (дидактическая, словесная)
  • закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
  • развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Фишки Воспитатель делит детей на две команды, задаёт вопросы, дети
отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,
набравшая наибольшее количество фишек.
  • Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход);
  • С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми);
  • Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
  • Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,
  • знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки).
«Пешеходы и водители» (сюжетно-ролевая)
  • обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах;
  • закрепить представления детей о назначении светофора, дорожных знаков;
  • прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.
  • макет проезжей части;
  • водительские удостоверения (зелёные кружочки);
  • эскизы дорожных знаков.
Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофёра и получить автомобиль. Ребята-водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек. Затем с куклами, колясками идут к перекрёстку. Комиссия задаёт вопросы водителям:
  • - На какой свет могут двигаться машины?
  • - На какой свет двигаться нельзя?
  • - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.).

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зелёный кружочек). Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрёстку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрёстку. По пути они комментируют знаки, встречающиеся на пути.

«Повороты» (подвижная)
  • развивать координацию движений рук (вправо, влево);
  • внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знаку в руках воспитателя.
  • знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»;
  • рули.
Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети
делают один шаг вперёд, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети,
имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Временной план игр по ПДД

Продолжительность игры зависит от двух факторов:

  • вида игры (здесь следует учесть, что некоторые виды, например, театрализованные, часть дидактических игр, требуют больше времени);
  • возраста воспитанников.

При этом в хронометраж вписывается четыре этапа.

Работа над игрой идёт в четыре этапа

Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр

Вид игры Вводный этап Этап ознакомления с правилами Этап игры + усложнение Заключительный этап
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета. Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. Если игра была слишком насыщена действиями, то можно устроить релаксацию: под приятную музыку 1–1,5 минуты дети молча лежат или сидят.
Первая, вторая младшие группы
Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 2,5–3 минуты полминуты
Сюжетно-ролевая полминуты 3–4 минуты 2 минуты
Подвижная 1 минута 3 минуты 1 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты
Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты
Средняя группа
Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 3–4 минуты полминуты
Сюжетно-ролевая полминуты 4–6 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты
Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты
Старшая и подготовительная группы
Дидактическая до 2 минут до 1 минуты 3–5 минут 2 минуты
Сюжетно-ролевая полминуты 6–8 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута
Театрализованная 2 минуты 2 минуты 8–10 минут 2–3 минуты
Пальчиковая полминуты 2 минуты полминуты

Это интересно. В ряде игр этапы объяснения и собственно выполнения игровых действий совмещаются.

Таблица: пример конспекта дидактической (словесной) игры «Угадай транспорт» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный - Ребята, на последних прогулках мы с вами выходили за территорию детского сада и наблюдали за ситуацией на дорогах, рассматривали особенности автобусов, троллейбусов, автомобилей. И сегодня мы поиграем в игру «Угадай транспорт».
Объяснение правил - Я буду зачитывать загадки о разном транспорте, а вы, подумав, отгадывать, что это. Тот, кто первым ответит верно, получит картинку. В конце мы подсчитаем, у кого картинок получилось больше. Он и станет победителем нашего соревнования.
Игра Дети отгадывают загадки, отвечают, подняв руку:
  • Дом - чудесный бегунок На своей восьмёрке ног Бегает аллейкой По стальным двум рельсам. (Трамвай);
  • Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нём Носит обувь из резины И питается бензином? (Автобус);
  • Что такое - отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колёса на резине. (Троллейбус)…>
Заключительный этап - Какие молодцы! Отлично справились с заданием! И, конечно, давайте поздравим нашего победителя. Дети хлопают.

Видео: дидактическая игра с элементами театрализации «Теремок» по ПДД в старшей группе

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Татьяна Хадыка

И вновь возвращаемся к самой главной теме - Правилам дорожного движения.

Работа по изучению правил дорожного движения должна вестись не от случая к случаю, а систематически. Ведь адекватное поведение ребенка на дороге является на сегодняшний день жизненной необходимостью. И научить ребенка правильному, безопасному поведению можно, если привлекать к этой работе родителей. Потому что очень часто родители нарушают общепринятые правила, дети видят это и им бывает трудно определиться, как себя вести в той или иной ситуации.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по ПДД (театрализованная игра ) с участием родителей. Это стихотворение собственного сочинения. В данной инсценировке стихотворения в роли МАМЫ и ПАПЫ выступают взрослые.

В зале построен фрагмент дороги с "зеброй", светофором, проезжей частью, тротуаром. Дети на автобусах, машинах находятся на дороге. По тротуару идут пешеходы. Папа - полицейский стоит недалеко от светофора. Мама и дети - напротив.

Самый главный урок .

МАМА : В нашем городе любимом

Много улиц и дорог.

Значит, нам необходимо

Выучить один урок . (Мама открывает книгу по ПДД) .

ПАПА : Тот урок серьезный самый

Каждый должен знать его.

Для детишек и для мамы

Нет важнее ничего! (Папа в полицейской фуражке поднимает вверх жезл) .

ДЕВОЧКА : Если ты идешь из сада

Вдоль по улице большой.

При движенье тебе надо

Ладить с правой стороной. (Девочка идет по тротуару с правой стороны) .

МАЛЬЧИК : Если перейти дорогу

Тебе надо по пути,

То по «зебре» - переходу

Можешь смело ты идти. (Девочка с коляской и мальчик идут по переходу) .

МАМА : Ну, а, если «зебры» нет?

МАЛЬЧИК : Посмотри вокруг себя,

Светофор, меняя свет,

Подмигнет тебе, любя. (Мальчик указывает рукой на стоящий светофор) .

ДЕВОЧКА : Если красный свет мигает, -

Не спеши и подожди!

Желтый – нас предупреждает!

А зеленый - проходи! (Девочка меняет цвета светофора) .

ПАПА : А еще мы на уроке

Вспомним правило одно,

Что играть возле дороги

Вовсе не разрешено! (Показ знака «ВНИМАНИЕ ОПАСНОСТЬ» ).

МАЛЬЧИК : Потому что быстрый мячик

Иль машина, самокат

Может прямо на дорогу

Выкатиться у ребят. (Мальчик толкает мяч на дорогу) .

ДЕВОЧКА : Для игры ведь существуют

Специальные места. (Показ знака) .

Там и бегать, там и прыгать

Разрешается всегда. (Выбегает группа детей и играет в мяч ) .

МАМА : Если взрослые и дети

Будут правила учить. (Мама берет мальчика и девочку за руку) .

ХОРОМ ВСЕ : В нашем городе АЗОВЕ

Безопасно будет жить! (Все переходят дорогу по переходу) .

А это фото нашей игры.

Вот такая игра с участием родителей у нас получилась.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель урока: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.

Задачи урока:

Воспитательная задача.

Воспитывать чувство ответственности, желание помочь друзьям.

Развивающая задача.

Развитие зрительной памяти, логического мышления, связной речи, мелкой моторики рук.

Обучающая задача.

Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице, систематизировать знания детей о дорожных знаках.

Активизация словаря: пешеход, тротуар, светофор, пешеходный переход, водитель, проезжая часть, подземный переход, осторожно дети, дорожные знаки.

Методические приемы: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

Проблемная ситуация: “Как избежать опасностей на улице”

Демонстрационный материал: Слева – домик ДПС. Справа – домик козы. Между ними пешеходный переход (зебра). Над ним – светофор. На стенах нужные дорожные знаки.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Волк и семеро козлят”, рисование дорожных знаков.

Ход игры

Действующие лица:

ВЕДУЩИЙ
КОЗЛЯТА
ВОЛК
ВОРОН
КОЗА
МЕДВЕДЬ

Очень важная наука –
Правила движения,
И должны их соблюдать
Все без исключения.

Вы на знаки посмотрите
И спасибо им скажите,
Изучайте, уважайте,
На дороге не зевайте.

Тем, кто правила не знает,
Тем, кто их не соблюдает,
Мы расскажем и покажем
Сказку "Волк и семеро козлят"
Старая сказка на новый лад.

Непростая сказка эта –
В ней и шутка, и намёк:
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.

Коза сидит на стульчике около домика – перематывает клубок ниток. Звучит музыка. Дети играют на ложках, под р.н.п. “Ах, утушка, моя луговая”

Семь козляток у меня,
Вот она – моя семья.
Как зовут их, я скажу,
По порядку расскажу.
Вот Главная дорога
Вот Велосипедная дорожка
Вот Поворот налево,
Вот Поворот направо,
А это пешеходный переход,
Это вот запрет,
И железнодорожный переезд.

Коза обращается к козлятам, они играют возле домика.

На базар иду я снова,
Чтоб купить вам всем обновы.
Не случилось чтобы лиха,
Посидите вы тут тихо.

Берёт корзинку, уходит из дома. Козлята сразу вскакивают, уходят от домика, начинают танцевать на пешеходном переходе.

Нам не нужен светофор,
Обойдёмся без него,
Мы идём, куда хотим,
На него мы не глядим,
Пусть горит зелёный,
Жёлтый или красный,
До него нам дела нет,
Он горит напрасно.
Мы не станем ожидать,
Правила эти соблюдать.

Козлята продолжают танцевать на проезжей части дороги. На дороге появляется медведь за рулём машины и врезается в козлят. Козлята падают на дорогу.

Что несётесь под колёса,
Козлята мокроносые?
Ведь могла беда случиться!
Надо вам, друзья, учиться,
Как по улицам ходить,
Чтоб к врачам не угодить.

Выбегает Волк (свистит в свисток)

Вы не в цирке,
Здесь – дорога!
Ну, кого вы удивите?
Повернётся руль немного –
Под машину угодите!
Неужели вам не ясно?
На дороге быть опасно!
Нарушители за мной!

Уводит козлят к себе в домик ДПС.

Появляется Коза с полной корзиной, подходит к домику.

Всем обновки я купила,
Никого я не забыла.
Вы к окошку подойдите,
На корзину поглядите.
Быстро время не теряйте,
Все обновки примеряйте.

Замечает, что козлят нет.

КОЗА (плачет):

Ой, беда, козлята где?
Не видать козлят нигде!

Недалеко я летал,
Всё видал, всё видал,
А козлята твои все
У волка в полиции.

Коза хватается за голову и идёт к Волку.

Волк-Волчонок, отдай мне моих деток
Ненаглядных малолеток.
Очень прошу тебя,
Съешь тогда уж и меня.
Не могу я жить без них,
Моих деток дорогих.

Ты газеты не читаешь,
Новостей совсем не знаешь:
За порядком я слежу,
Полицейским я служу.
Чтоб мамой доброй зваться,
С детьми нужно заниматься.

КОЗА (возмущённо):

Это я не занимаюсь?
Это мало я стараюсь?
Порядок в доме навожу,
Целый день варю, стираю,
Подметаю, прибираю.
Минутки нет, чтоб отдохнуть,
Ночью некогда вздремнуть.
Я кормлю их очень вкусно,
Что попросят – всё куплю.
Обуваю, одеваю,
Только ими и живу!
С базара я иду опять,
Вот корзина – не поднять!
Все обновки для ребят
Дорогих моих козлят

В этом вся твоя печаль?
Мне твоих козляток жаль.
Слёзы чтоб потом не лить,
Нужно разуму учить.
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.

На первый раз прощаю твоих козлят, а во второй раз пусть не попадаются! И дарю я Вам книгу и пазлы, чтоб изучали правила движения.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся - стой!
Желтый вспыхнул - подожди!
А зеленый свет - иди!
Что это такое?
Правильно, это Светофор.

ВЕДУЩИЙ: Давайте поиграем в игру “Светофор”! Если я покажу красный цвет - вы стоите на месте; желтый цвет - присели на корточки, а зеленый - маршируем на месте. (Проводится игра с детьми)

А теперь ребята скажите, знаете ли вы дорожные знаки, и что они обозначают.

Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем! (знак “Уступи дорогу”)
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге,
Говорит он нам: “Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя! (Знак “Движение запрещено”)
Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает. (Знак “Подземный переход”)
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно-
Здесь ходить запрещено! (Знак “Движение пешеходов запрещено!”)
Посреди дороги - дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель! (знак “Осторожно, дети”)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте сыграем в игру “Запомни свой знак”. Мальчики будут собираться возле знака “Подземный переход”, а девочки - возле знака “Осторожно дети”. (Ведущий и коза держат знаки, дети под музыку разбегаются. Как только музыка замолкает, дети находят свой знак. Ведущий и коза меняются сначала местами, потом знаками)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Чтобы правила движения
Взрослым, детям твёрдо знать,
Нужно правила движения
Постоянно повторять!

Изучайте, изучайте правила движения
И всегда их соблюдайте
Все без исключения.

Ведь не зря на светофоре
Зажигаются огни –
Красный, жёлтый и зелёный –
Нам хотят помочь они!

Звучит “Песня Незнайки”.

Движеньем полон город
Бегут машины в ряд
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Под солнышком веселым
Стоит на мостовой,
Ребята, посмотрите –
Ведь это постовой.
Один он только может
Движением руки
Остановить прохожих
Пропустить грузовики.
Мы ехали, мы пели
И с песенкой такой
Без нарушения правил
Приехали домой!

Конспект театрализованно – игрового развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные всем знать положено»

Цель: формирование представлений о правилах дорожного движения.
Задачи:
Уточнить знания детей о светофоре, его назначении.
Развивать умение воспитанников применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках и повседневной жизни.
Способствовать развитию осторожности, осмотрительности, внимательности на дорогах.
Расширять и активизировать словарный запас по данной теме.
Воспитывать культуру поведения на улицах, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитофон, аудиозаписи с музыкой, костюмы для персонажей сценки: халат, шапочка, инструменты для доктора Айболита, костюмы для ёжика, лисы, волка; набор дорожных знаков; оборудование для подвижных игр: контейнер с кубиками трёх цветов, штендеры - цветные ладошки (красная, жёлтая, зелёная); сундучок со светоотражающими наклейками.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под детскую песню «Про правила дорожного движения» и садятся на стульчики.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Сегодня очень важный день! Мы будем играть и правила дорожные запоминать!
На дороге целый день
Сильное движение,
Не остановить поток даже на мгновение.
Чтобы не случилось
Опасных столкновений
Существуют Правила Дорожного Движения!

Девочка: А я слышала, что даже лесные звери изучают правила дорожного движения, потому что однажды им понадобилась помощь доброго доктора Айболита. Вот какая беда с ними приключилась.
(На сцену выходят персонажи: доктор Айболит (взрослый), лиса, волк, ёжик (дети в костюмах)).
В это время слышится волшебная музыка и на сцену, кружась, вылетает Емеля: «Ой, ой, и куда это я попал? Ну-ка, ну-ка, посижу и посмотрю!» (присаживается на пенёк)

Воспитатель: добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, а в очереди лечиться к нему лисичка, ёжик и волк.
И приходит к нему полечиться лисичка.
Лисичка: Прокатилась на скейтборде,
Прицепившись к задней шине,
Удержаться не сумела –
Под колёса полетела.
Доктор, милый, помоги!
Хвост и ножки полечи!
Айболит: Сделаю сейчас уколы,
Хвост пришью тебе я новый,
Ты катайся по дорожке –
Будут целы твои ножки!
Лисичка: Спасибо, доктор Айболит!

Подходит, хромая ёжик.
Ёжик: очень, очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Отдавили мне вот лапу. (Показывает доктору лапку)
Айболит. Твоей беде я помогу-
Лапку вновь тебе пришью.
Будет больно, потерпи.
Где машины – не ходи!
Ёжик: Спасибо, доктор!

Подходит волк с перевязанной головой.
Волк: Здравствуй, доктор Айболит!
Голова моя болит…
Я катался без заботы,
Не смотрел на красный свет –
Налетел на бегемота,
Поломал велосипед.
Айболит: Тебе, волчок, я помогу:
Голову я полечу.
Должен думать, где кататься.
Да и правила движения
Ты не должен забывать!
Волк: Спасибо, доктор Айболит!

Айболит: Правила знаешь – ходи себе смело,
Будут и лапки, и хвостики целы.
А вам, ребята, хочу я сказать:
Дорожные правила нужно всем знать!

На середину зала выходит Емеля: «Подумаешь, правила… Вот я, например, никаких правил, никогда не соблюдаю, еду себе на печи куда хочу. И ничего…. Всё у меня на месте»
Девочка: И где твоя печка?

Емеля: Ну, в ремонт сдал, пострадала она немножко. Подкрасят её, починят мотор и будет ещё быстрее ездить.
Девочка : А что случилось?
Емеля: Да дорогу ремонтировали, а я не увидел и в яму вместе с печкой свалился. Люди в оранжевых одеждах сказали: «Смотрите внимательно на знаки!» А что это такое и зачем они мне?
Девочка: Емеля, а ты знаешь что такое СВЕТОФОР?
Емеля: Цветофор, цветофор... Это, наверное, дерево такое? А-а-а, нет. Я вспомнил. Это такой столбик с разноцветными фонариками, они ещё моргают по очереди. Красиво!
Воспитатель: Да, красиво, только правильно будет - СВЕТОФОР и его не для красоты ставят.
Емеля: (обращается к детям). А для чего же тогда? И куда это я попал? Щука что-то перепутала, я желание загадал: «Попасть на развлечение, пока печку ремонтируют».
Воспитатель: это детский сад, здесь дети играют и полезные знания получают. Вот послушай, ребята расскажут стихотворение:

1 ребёнок: Самый главный с давних пор
На дороге светофор.
Всем дорогу он укажет,
Где и как пройти покажет.
Гордо он стоит, мигает.
Смотрит, кто и как шагает.
Всем поможет верный друг –
Все, кто рядом и вокруг.
2 ребёнок: Вот, моргнул он жёлтым глазом,
Пешеходы встали разом.
Все стоят, молчат и ждут.
На какой же свет пойдут?
Но моргнул тут красный свет –
Значит всё – дороги нет.
Стой ты смело тут без спору, улыбайся светофору
Вместе: Всем приходится стоять
И зелёный свет тут ждать.
Что ж ещё мы подождём,
А на зелёный свет пойдём!

Девочка: А давайте сейчас поиграем в игру «Собери светофор», а ты, Емеля, запоминай расположение цветов светофора.
Выносится контейнер с кубиками трёх цветов. Каждый ребёнок выбирает себе один кубик. Пока звучит музыка, дети свободно передвигаются по залу. Как только музыка остановилась, участники должны встать тройками – собрать светофор, правильно расположить кубики.

Воспитатель: Да, на дороге встречаются не только светофоры, а еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать.
Емеля: Да зачем же мне нужны знаки, у меня есть волшебная щука, она выполняет все мои желания, поэтому я делаю что захочу.
Девочка: Знаешь, Емеля, щука ведь живёт в воде, а там нет правил дорожного движения, поэтому она не сможет тебе помочь в этом желании просто потому, что она их не знает.
Воспитатель: Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми дорожными знаками, которые нужно знать пешеходу.
Звучит фонограмма «Песни дорожных знаков». Под музыку выходят дети, в руках у каждого крупная картинка с изображением дорожного знака и по очереди дети озвучивают знак.

«ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО»
И в дождь, и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»
По полоскам чёрно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идёт, -
Пешеходный переход!

«ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА»
По пешеходной дорожке
Шагают только ножки.
Лишь в коляске ездить тут разрешено.

«ДЕТИ»
Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимателен, шофёр!
Рядом садик, школьный двор.

«ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА»
На жёлтой дорожке
Обгоняй, Илья, Серёжку.
Вам никто не помешает -
Этот знак все дети знают.

«ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ»
Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!

«ПУНКТ ПИТАНИЯ»
Если вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофёр, внимание!
Скоро пункт питания!

«АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ»
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
«Рядышком бензоколонка»

«БОЛЬНИЦА»
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьёзных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»

«СТОЯНКА ЗАПРЕЩЕНА»
Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай и скорее уезжай!
Здесь стоять запрещено любой машине.
ВСЕ:
Мы - важные знаки,
Дорожные знаки.
На страже порядка стоим.
Вы правила знайте
И их соблюдайте,
А мы вам помочь поспешим.

Воспитатель: Спасибо вам, говорящие знаки. А сейчас, ребята, чтобы их лучше запомнить давайте споём песню «Дорожный знак» (слова И.Шевчук, музыка И.Зарицкого)
Емеля: А-а-а, вот теперь я всё понял. Значит, чтобы на печи ездить и по улицам ходить нужно обязательно знаки дорожные учить!
Воспитатель: Не только знаки, но ещё и правила дорожные нужно знать.
Девочка: По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: Как называются люди, которые идут по улице? (Пешеходы)
- Где должны ходить пешеходы? (По тротуарам)
- Как называется часть улицы, по которой ездит транспорт? (Проезжая часть)
Ребята, вы обратили внимание на то, что проезжая часть разделена белой линией?
Когда машины движутся в обе стороны, какое это движение? (Двустороннее движение)
При двустороннем движении люди, прежде чем перейти дорогу, смотрят налево, а дойдя до середины улицы, смотрят направо.
Ребята, давайте покажем Емеле, как надо переходить улицу с двусторонним движением.
Проблемно – игровая ситуация «Переходим улицу».

Воспитатель: Емеля, скажи, пожалуйста, где надо переходить дорогу?
Емеля: Где захочется.
Воспитатель: Ребята, правильно он ответил? А как надо?
Ребёнок: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный и наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
Воспитатель: Правильно! Можно ли играть на проезжей части?
Емеля: Да, вот в мячик можно, когда машин нет, места много, дорога широкая!
Воспитатель: А вы, ребята, согласны с Емелей?
Ребёнок: Чтобы не было, дружок,
У тебя несчастий,
Не играй ты никогда
На проезжей части!
Воспитатель: Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать определённые правила:
(показ соответствующих слайдов на экране)
* Идти спокойным шагом, не бежать;
* Придерживаться правой стороны;
* Проезжую часть улицы можно переходить только в специальных местах, там, где есть светофор или пешеходный переход и только на зелёный сигнал светофора;
* Маленькие дети переходят дорогу только со взрослыми.
Девочка: На улице много опасностей. Надо быть очень внимательными. Я предлагаю тебе, Емеля, поиграть в игру «Цветные ладошки»
- Если подниму красную ладошку – нужно стоять и хлопать в ладоши.
- Если жёлтую – шагать на месте.
- Если зелёную – нужно двигаться, идти вперёд.
Емеля выполняет упражнение, иногда ошибается, дети его поправляют.
Девочка: Молодец, Емеля, я надеюсь, что ты будешь грамотным пешеходом.
Воспитатель: Подытожим мы в игре правила дорожного движения.

Игра «Ответь правильно!»
Если положительный ответ, то поднимают руки вверх, если нет – руки на коленях .
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет – это значит «Хода нет»?
Кто из вас в вагоне тесном уступал старушке место?
Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?

Емеля: Эти правила движенья,
Как таблицу умножения,
Наизусть я заучу.
И, конечно, их я буду,
Соблюдать везде и всюду.
Ой, ребята, я так рад, что попал к вам в детский сад. Много полезных знаний получил.
- По щучьему велению, по моему хотению появись здесь сундучок с сувенирами для ребят!
Емеля дарит детям светоотражающие наклейки.
Ну а я пойду в автосервис забирать своё транспортное средство. До свидания!

Воспитатель: Тем, кто правила все знает легче ехать и идти
На прощанье пожелаем
Всем счастливого пути!
Поднимают руки вверх, машут ладошками «счастливого пути».

СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Приключения Телепузика»

Сцена 1 В лесу.

Жили были в одном лесу семья ежей с сынишкой, Семья лис с лисенком, семья медведей с медвежонком. Жили они дружно, так все были огромными друзьями.

Мишутка: Эй, Лисенок, ежонок, выходите в мяч играть?

Ежонок: Ефстефственно бегу, так быстро, как могу!

Лисенок : А я уже здесь! Ну вот это да! Где взял такое чудо?

Мишутка: Мама в лесной магазин ходила и мне купила!

Все кидают друг другу воздушный шар, смеются, шар попадает на колючки ежонку и лопается….

Все вместе ох,ах, оёёй…!

Сцена 2 Встреча.

После взрыва появляется Телепузик.

Телепузик: Вы чего ревете, мня испугались?..

Все вместе: А ты, что за зверь такой? И с какого ты леса, скажи нам для интереса?

Телепузик : Да нет, я не зверь, и совсем не из лесу. Я летел на летающей тарелке, тут вдруг БУМ! Я свалился и у вас очутился… Был в полёте, теперь тут вы ревёте.

Мишутка: Так, так, так. Я кажется понимаю.

Лисёнок: Что понимаешь?

Ежонок: Ну, конечно, тут и ежу понятно.

Лисенок: Нечего не понятно!

Мишутка: Ну, как же мы играли, мяч кидали, он лопнул вверх подлетел и его летательный аппарат задел.

Все вместе: Да ну?!

Телепузик: Да ! Как же мне теперь домой вернуться. Есть ли у вас в лесу какой -нибудь транспорт?

Все: Какой такой транспорт? Ребята, что такое транспорт?

Дети: Это то, на чем люди передвигаются. Бывает грузовой ит.д.

Звери: Так надо идти к Люде.

Телепузик: Ну так пойдем те же уже быстрее. А куда идти знаете?

Лисенок: Ну конечно, вот ёжик свернётся клубочком и покатится, а мы за ним…

(ежонок нюхает воздух, сворачивается клубочком и катится, все бегут за ним)

Сцена 4. В пути.

Идут поют: Через мост перейти надо нам ребята.

В гости к Люде идём, помощи нам надо…

Встречаются с козликом:

Козлик: Меее, я бегу, бегу, бегу

Чем могу, тем помогу!

Все: Мы к Люде идем. Вот ему помочь хотим.

Козлик: А знаки вы, знаете?

Все: какие?

Козлик: Есть важные знаки,

Дорожные знаки

На страже порядка они стоят!

Вы правила знайте и их соблюдайте

А знаки на помощь пусть вам поспешат!

На земле их очень много

И без них мертва дорога,

Собираясь в дальний путь,

Кот: Мяу, мяу, вы куда, толпою прямо?

Стойте, вы, лесной народ, видели знак?

Все: какой?

С двух сторон дороги, Где машины движутся

Стройный и красивый, Так, что не пройти,

Вырос треугольник Людям помогает он

С зеброй в середине. Дорогу перейти. (пешеходный переход)

Все: Ребята, вы знаете такой дорожный знак? Ну мы побежали?

Пешеход, пешеход,

Помни, ты про переход.

«Зеброй» назван переход,

Чтобы двигаться вперед!

Запомни! Правило: Чтобы перейти, сначала направо посмотри,

затем налево посмотри, а потом переходи!

(Все вместе повторяют вместе с детьми).

Щенок: Гав, гав, гав!

Я был прав, вы к нам в гости?

Все: Нет, да, мы к Люде!

Щенок: Ну зачем вам эти люди? Давайте прямо вот здесь поиграем?

Все: а во, что? А какие правила?

Щенок: А посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения.

1.Игра «Думаем, вспоминаем, быстро отвечаем»

Идти толпой по тротуару… Запрещается!

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом… Запрещается!

Переходить улицу на красный свет светофора… Запрещается!

Помогать старикам и старушкам переходить улицу… Разрешается!

Обходить стоящий транспорт спереди… Запрещается!

Уважать правила движения… Разрешается!

Петушок: Кукареку! На проезжей части дети,

Не играйте в игры эти!

Бегать можно без оглядки

Во дворе и на площадке!

А не на улице! Это знают все воспитанные петухи и даже курицы!

Все: Да мы, уже торопимся. Мы больше не будем…

Петушок: Ну будет, вам, будет!

Телепузик: Всё, я устал, где же эти люди? Ау люди?

Ребята помогайте, ау, люди?

(Дети вместе с героями кричат)

Сцена 5 Встреча с Людой

Появляется девочка-Люда!

Люда: Чего вы так раскричались?

От чего вы так запыхались?

Все рассказывают наперебой… Вообщем нужен транспорт!

Люда: Понятно, но чтобы управлять транспортом нужно знать правила дорожного движения, нужно знать дорожные знаки

Все: Мы знаем!

Люда: Ну это мы сейчас проверим

«Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас идет вперед, только там где переход? Это я, это я, это все мои друзья!

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? ……..

Знает кто, что красный свет- это значит-хода нет? Это я, это я, это все мои друзья!

Люда: Ребята, а вы знаете все сигналы светофора?

Дети озвучивают сигналы светофора.

Люда: Ну молодцы! Будет вашему другу транспорт если отгадаете загадку.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём! (велосипед)

Отгадывают дети и звери.

Телепузик: Вот спасибо, ну теперь меня никто не остановит!

Люда: Может остановить постовой полицейский

Он у нас, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. Ну если ты знаешь все знаки и правила, счастливого пути!

Все прощаются.

Все: Ну и нам домой пора! До свидания, детвора!

Название: Театрализованная постановка по ПДД «Приключения Телепузика»

Должность: методист
Место работы: КГКП «Центр эстетического развития ясли сад №15 «Бобек»»
Месторасположение: Республика Казахстан Павлодарская область г.Экибастуз

Поделиться