Образовательный портал. Учебный проект по истории Древнего мира «Постижение ремесла Темы проектов по истории 5 кл

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.
Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта: «Театр Древней Греции».
  2. Руководитель: .учитель истории
  3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл
  4. Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.
  5. Цель проекта: изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
  6. Задачи проекта:
    • Формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;
    • Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;
    • Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;
    • Развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;
    • Стимулирование творческой активности.
  7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
    • Какова история возникновения театра в Древней Греции?
    • Из каких частей состоял театр?
    • Кто играл в древнегреческом театре?
    • Какие пьесы исполнялись?
  8. В результате проекта учащиеся смогут:

Рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

  1. Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • этап. Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как актеры играли, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Его влияние на современный театр?»
В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

  1. узнать про театр Древней Греции как можно больше.
  2. по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т.п.).
  • этап. Организация работы в рамках проекта.
  • Сбор, анализ и систематизация информации об истории, его драматургии, архитектуры и устройства театра Древней Греции.
  • Беседы и презентации об истории театра.
  • Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.
  • Практически применить знания:
    • Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.
    • Создание театральной маски.
    • Участие в состязании.
  • Выставка масок изготовленных обучающимися.
  • этап. Презентация результатов творческой работы.
  • Открытый урок - состязание.
  • Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся умение инсценировать драматические произведения, культуру речи; умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

№ П\П Тема урока: Цели урока:
«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
«Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
«Жанры древнегреческого театра»
Обучающие:
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
«Театр Древней Греции» Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности.

ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСЫ:

  • Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?
  • Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?
  • Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?
  • Можете назвать драматургов Древней Греции?
  • Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа - изготовление маски; кому-то работа с текстами - эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене. Это говорит о том, что проект - это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание - подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции не вызвали возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта они и работали над ней с энтузиазмом.

  • Урок «Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Цели:
Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

  1. Организационный момент.

Преп.: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять у каждого из вас будет заведен словарик.
Запишите первое слово в ваши словарики:
ТЕАТР - место для зрелищ.
Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия  сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса - бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.
Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации: Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров - это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы - хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.
Преп.: давайте запишем значения новых слов в словарик.
ДИОНИС - бог виноделия.
ДИФИРАМБЫ - хвалебные песни.
КОРИФЕЙ - предводитель сатиров, (позже главный в хоре).
САТИРЫ - лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Преп.: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Преп.: Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до Н.Э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра».

Преп.: Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе - 44000 человек.
Театр был без крыши и состоялиз трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).

(Демонстрируется схема театра и учащиеся работают с макетом).
Древнейшей из этих частей является орхестра - круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение - скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене - ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями - параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина - эккиклема - представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены - дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.
Другая машина - эорема или механэ - служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.
Третья машина - дистегия - внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах - на балконе, в окне и т.д.
В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства - колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон.

Преп.: Продолжаем заполнять наш словарик.
ОРХЕСТРА - круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.
ТЕАТРОН - места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).
СКЕНА - пристройка около сцены (от греч. «палатка»).
ТЕОРИКОН - «зрелищные деньги».
Преп.: Вам эти слова кажутся знакомыми?
На какие слова они похожи?

  1. Закрепление нового материала.

Презентация «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ»

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:
- Какова история возникновения театра в Древней Греции?
- Из каких частей он состоял?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что особенно понравилось на уроке?
2 Урок. «Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.
Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Первоначально главным действующим лицом был хориз 12 человек, при Софокле - из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом , двое других - девтерагонистом и тритагонистом .
Преп.: Начналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалойво главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.
Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты - лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов - сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов - пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон ) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида ).
Преп.: Давайте запишем новые слова в словарики.
ХИТОН - верхняя одежда греков.
ХЛАМИДА - плащ.
КОТУРНЫ - сапоги с высокими подставками под подошвами.
ПРОТАГОНИСТ - актер на первые роли.
Преп.: Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом. Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.
Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными. Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов - подражателей, скоморохов, - болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов - шутовство.
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских - белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость - рыжим, болезненность - желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Презентация «МАСКИ»

  1. Творческое задание.

Преп.: Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:
МАСКА - специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.
Преп.: Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…
Преп.: А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.
Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.
Преп.: Теперь мы можем оформить выставку «Масок Древней Греции».

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие маски бывают?
- Кто играл в древнегреческом театре?

3 Урок «Жанры древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
Оборудование: школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

  1. Изучение нового материала.

В Афинах Великие Дионисииначинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен - комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.
Трагедия по-гречески  песнь козлов (трагос и оде). Аналогичнокомедия производится откосмос и оде песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей  появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии  тетралогии.
Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора - пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, - парод(проход), дальнейшие диалоги - эписодии(привходящие), заключительная часть драмы - эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора - вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы - deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.
Преп.: Давайте запишем новые слова.
КОМЕДИЯ - (от греч. - веселая толпа и - песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
ТРАГЕДИЯ - (от греч. - козел и - песнь - буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
ДРАМА - это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.
Преп.: Все театральные постановки проводились в виде состязаний - агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил - отец древнегреческой трагедии в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.
(показываются фотографии, иллюстрации).

  1. Закрепление пройденного материала.

Преп.: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам туда и отправимся, чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.
(Работа со словариками).
Преп.: А теперь возьмите ТЕОРИКОН - «зрелищные деньги» и скорее в театр.

  1. Постановки учащимися трагедии и комедии.

(просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки »)

  1. Итог урока.

Вопросы учащимся:
- что нового вы узнали на уроке?
- какой отрывок вам больше понравился?
- есть ли общее у древнегреческого театра с современным?

4 Урок «Театр Древней Греции»
Цели:
Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.
Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона - состязания команд, состоящего из трех туров - по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

  1. Интеллектуальная игра.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.
2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).
3 тур. Составление таблицы: «Общее и различное в театре Древней Греции и современном».
Преп.: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

  • Играют комедии и трагедии;
  • Играют только в масках;
  • Есть билеты;
  • Представления 3 раза в год;
  • Играют только мужчины;
  • Играют женщины и мужчины;
  • Представления только днем;
  • Представления длятся 3 дня;
  • Много разных жанров;
  • Играют без масок;
  • Представление в любое время года;
  • Места для зрителей;
  • Отдельное здание;
  • Представление в любое время суток.

Учащимися составляется схема, в которую заносятся отличия на их взгляд и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяется и обсуждается.
Общее:

  • Отдельное здание;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Есть билеты;
  • Места для зрителей;
  • Играют комедии и трагедии;

Различия:

  1. Подведение итогов.

(Слово предоставляется жюри).

История Древнего мира. 5 класс. Тетрадь проектов и творческих работ. Вигасин А.А. и др.

3-е изд. - М. : 2018 . - 8 0 с.

Тетрадь создана к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Пособие адресовано учащимся. К каждому из предусмотренных в учебнике информационно-творческих проектов в пособии предложены пошаговые алгоритмы их выполнения. Учащиеся смогут понять цель и смысл выполнения каждого из проектов, найдут необходимую информацию в учебнике, Интернете, дополнительной литературе для их реализации. В тетради предусмотрена возможность зафиксировать собранную из разных источников информацию и подготовить на её основе проект. В тетрадь также включены задания для творческих работ по истории Древнего мира (работа с лентой времени, контурными картами, иллюстрациями, шифрограммами; выполнение заданий в рубрике «Историческая викторина «Знатоки истории»). Работа с тетрадью окажет помощь в реализации требований ФГОС основного общего образования по формированию у учащихся умений исследовательской и проектной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса пятиклассников к предмету.

Формат: pdf

Размер: 9,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Уважаемый пятиклассник!
Ты держишь в руках тетрадь, которая предназначена для выполнения учебных проектов и творческих заданий. Слово «проект» означает «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного». Осуществление проекта называют проектной деятельностью. Для каждого современного человека чрезвычайно важно планировать свою деятельность и добиваться выполнения своих планов. Работая над учебными проектами, ты сможешь приобрести навыки, которые пригодятся в будущем. История - одна из самых интересных наук - открывает широкие возможности для подготовки исследовательских и творческих проектов.
В учебнике на с. 300 авторы поместили темы информационно-творческих проектов, с которыми ты будешь работать в течение учебного года. Выполнить их ты сможешь с помощью учителя. По некоторым проектам предусмотрена работа в группе.
Тетрадь поможет тебе правильно организовать свою работу. У всех проектов разное содержание и должен быть разный результат, но схема работы, как правило, одна. Прежде всего свою деятельность ты начнёшь с постановки вопроса «Что я хочу узнать и выяснить?»
В тетради записаны и обозначены значком гч главные вопросы, которые ты можешь дополнить. Далее указана цель, реализация которой и будет означать выполнение проекта.

МОУ Творишинская СОШ

Проект по всеобщей истории на тему:

«Семь чудес света».

Проект выполнил:
ученик 5 класса
Кудрин Константин

Руководитель: учитель истории
Мелешенко Е.И.

с. Творишино
2015-2016 уч. год
Cодержание:
Введение.
1.Семь чудес света:
1.2.Египетские пирамиды
1.3.Висячие сады Семирамиды
1.4. Статуя Зевса
1.5. Мавзолей в Галикарнасе
1.6. Фаросский маяк (Александрийский маяк)
1.7.Колосс Родосский
2.Заключение
Литература

Введение
Не иссякло желание современных людей узнавать как можно больше об истории, культуре, традициях, как своих предков, так и всего человечества. Одни реально путешествуют по свету, знакомятся с природой, памятниками, архитектурой, особенностями и достижениями других народов. Другие делают то же самое с помощью школы, литературы, интернета. Современные технологии позволяют людям быстро и в больших объёмах получать информацию об интересующих вопросах, делиться своими знаниями с друзьями и со всем миром.Человечество за минувшие тысячелетия создало множество прекрасных произведений искусства и архитектуры. О них писали учёные и поэты. Ими восхищались. О них спорили. Насколько один храм затмевает другой, следует его считать чудом света или есть красивее Постепенно сформировался список наиболее выдающихся, удивляющих своей необычностью чудес света. Первоначально список состоял из трёх чудес, потом их стало семь.
В древности число «7» было окружено ореолом тайны. У древних греков «семёрка» считалась волшебным, счастливым и совершенным числом. Семь ярких звёзд на небе, семь цветов радуги, семь дней недели, семь муз, семь мудрецов. В сказках можно встретить слова: «за семью печатями, за семью вратами, за семью холмами»
Руководствуясь представлениями о законченности и совершенстве числа «7», древнегреческий учёный Филон Византийский 2200 лет назад впервые описал и классифицировал семь прославленных творений древнего мира, семь памятников, СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА.
Так возникло понятие «семь чудес света». Так возник список неоспоримых (не вызывающих ни у кого сомнений) семи чудес света.
Цель:
1. Изучить информацию о древних Чудесах Света, истории их возникновения и причинах исчезновения.
2. Показать уникальность и неповторимость памятников древнего мира.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу по данной теме.
2. Получить целостное представление о Чудесах Света как о великих творениях античной культуры.
3. Понять, почему каждое из Чудес Света уникально и неповторимо.
Актуальность темы моей работы заключается в необходимости для современного человека культурного наследия и знакомства с мировыми памятниками искусства. Семь чудес света как памятники античной культуры.
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего мира египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родоский.
Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства Акрополь в Афинах с творением Фидия статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. Первое упоминание о всех Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656-1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

Египетские пирамиды.

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.Пирамиды выстроены на левом западном берегу Нила (Запад царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.Самая большая из трех пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена.Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии.Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды.Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения.Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

Висячие сады Семирамиды.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении Семирамида). Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии.После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

Статуя Зевса Олимпийского.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища храме Зевса, в священной роще Альтисе. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»: Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:Быстро власы благовонные вверх поднялись у КронидаОкрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.

Мавзолей в Галикарнасе.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света.Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.

Храм Артемиды Эфесской.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм точную копию эфесского в городке Скиллунте в Элиде.21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света.Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас база египетского флота).
Колосс Родосский.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.
Заключение.
Итак, в своей работе я рассказал о Семи чудесах света.

Шесть чудес света давно исчезли с лица Земли, и только египетские пирамиды выдержали испытание временем.
Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Дома, храмы, города, целые страны и империи полностью исчезли с лица земли за прошедшие века. От них ничего не осталось. Время безжалостно ко всему. К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, нарисовать – как-то выразить себя. Появляются новые архитектурные шедевры и тогда говорят: «Это восьмое чудо света». Глядя на необыкновенные постройки минувших веков и современности, можно с уверенностью сказать, что великих мастеров и чудес, ими сотворённых, на Земле много. Их не семь и не восемь, и даже не сорок, а гораздо больше. И пока наша планета продолжает полёт во вселенной, пока на ней кипит жизнь - будут создаваться всё новые и новые чудеса!

1.В список Семи Чудес Света входят самые великие творения античной культуры.
2. Каждый из памятников древности уникален.
3.Ни одно из исчезнувших Чудес Света нельзя восстановить в его первоначальном виде.

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. история. История древнего мира.- М. «Просвещение», 2016.

2. Электронная энциклопедия «Кругосвет». 7 чудес.

4. “Краткая энциклопедия школьника”. Семь чудес света. «Стрекоза», 2000 г.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

Var begun_auto_pad = 57612888;
var begun_block_id = 118995061;

Тема проекта: «Мудрецы древности о правилах поведения»

ученица 5 класса ОБОУ «Суджанская школа-интернат»

Руководитель: учитель истории Шустикова А.В.

Цель проекта: познакомиться с учениями древних мудрецов о правилах поведения.

Задачи проекта: выяснить, что общего в правилах, чем ценны для людей нашего времени наставления древних мудрецов.

Введение.

Испокон веков люди стремились выработать правила хорошего тона, поведения. Хорошо воспитанный человек всегда приятен для окружающих. Он правильно говорит, имеет хорошие манеры, уважает и почитает своих родителей и окружающих его людей. Мне стало интересно узнать, чем ценны для нас, людей 21 века наставления мудрецов древности. Чему они учили своих современников. Мудрецы Древней Греции и Древнего Востока были основными творцами сокровищницы мировой мудрости, и именно в их изречениях мы до сих пор находим непреходящие ценности вечных истин нашей жизни.

Чему учил Будда?

Бросил он свой прекрасный дворец и богатую, беззаботную жизнь. Долго странствовал Гаутама, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь размышлениям, он обрёл мудрость. С тех пор его стали называть Будда, что в переводе означает «просветлённый», «пробуждённый». И стал он великим духовным наставником и основателем Буддизма в древней Индии.

Будда говорил, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, и ни к чему не чувствовать злобы и зависти. Он призывал не убивать живые существа, быть милосердными, почитать родителей.

Будда учил: « Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей". Чтобы добиться успеха, необходимо начать с малого и усердно трудится. Мудрец учил прощать: « Сдерживать гнев в себе, все равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь еще; сгорите именно вы".

Будда говорил: "Сколько бы заповедей вы ни прочли, сколько бы вы не говорили о них, они не будут ничего значить, если вы не будете им следовать".

Чему учил Конфуций?

Конфуций (ок. 551 до н. э. - 479 до н. э.) - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

    Правда, справедливость. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.

    Верность обычаям, соблюдение традиций предков.

    Здравый смысл, благоразумие, рассудительность

    Искренность, доброе намерение, добросовестность.

Воспитанного человека, по мнению Конфуция, легко узнать по его поведению:

    Перед входом в дом снимать туфли.

    Не ходить с распущенными волосами.

    Должен быть вежливым, не грубить. Со старшими – почтительно, а с младшими благосклонно.

Человек должен понять и простить провинившегося, наставить его на путь истинный.

Чему учил Сократ?

Сократ (469 – 399 г. до н.э.) – прославленный учитель и философ древней Греции. Призывал людей думать о том, как вести добропорядочную жизнь.

«Платон мне друг, но истина дороже» своим рождением обязано опять-таки Сократу. Основное занятие человека «по жизни» – это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.
Сократ считал, что между людьми должны быть дружелюбные отношения: “Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.”

Чему учил Иисус Христос?

богатом и Лазаре, о неправедном домоправителе, Господь Иисус Христос наставляет нас, как нам следует проявлять любовь к людям.

Из этих притч следует, что дела милосердия, по своим внешним проявлениям, могут быть очень разными. К делам милосердия относится все то доброе, что мы делаем для других: прощение обид, оказание помощи страждущим, утешение скорбящих, добрый совет, молитва за ближних и многое, многое другое. Притча о блудном сыне, вернувшемуся к отцу, промотав все деньги, учит нас прощению и состраданию, вере в то, что человек может оступится и его нужно понять и простить, наставить на путь истинный. В притче о талантах порицается лень и небрежность.

И библейский закон - золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Вывод

Нормы и правила поведения существовали с глубокой древности. Многие мудрецы и философы создавали их в разных странах и в разное время. Но все они учат одному: милосердию, почитанию родителей, великодушию, прощению, всегда говорить правду, не обижать слабых, любить ближнего, быть вежливым. Эти правила актуальны всегда.

Но, к сожалению сегодня, многие люди забывают об этих ценностях, сквернословят, грубят друг другу, лгут, не уважают родителей, убивают, совершают плохие поступки и не раскаиваются в этом.

И поэтому хочется обратиться к людям: «Будьте добрее, милосерднее! И всем будет хорошо!»

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.
Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта: «Театр Древней Греции».
  2. Руководитель: .учитель истории
  3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл
  4. Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.
  5. Цель проекта: изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
  6. Задачи проекта:
    • Формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;
    • Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;
    • Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;
    • Развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;
    • Стимулирование творческой активности.
  7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
    • Какова история возникновения театра в Древней Греции?
    • Из каких частей состоял театр?
    • Кто играл в древнегреческом театре?
    • Какие пьесы исполнялись?
  8. В результате проекта учащиеся смогут:

Рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

  1. Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • этап. Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как актеры играли, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Его влияние на современный театр?»
В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

  1. узнать про театр Древней Греции как можно больше.
  2. по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т.п.).
  • этап. Организация работы в рамках проекта.
  • Сбор, анализ и систематизация информации об истории, его драматургии, архитектуры и устройства театра Древней Греции.
  • Беседы и презентации об истории театра.
  • Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.
  • Практически применить знания:
    • Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.
    • Создание театральной маски.
    • Участие в состязании.
  • Выставка масок изготовленных обучающимися.
  • этап. Презентация результатов творческой работы.
  • Открытый урок - состязание.
  • Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся умение инсценировать драматические произведения, культуру речи; умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

№ П\П Тема урока: Цели урока:
«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
«Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
«Жанры древнегреческого театра»
Обучающие:
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
«Театр Древней Греции» Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности.

ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСЫ:

  • Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?
  • Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?
  • Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?
  • Можете назвать драматургов Древней Греции?
  • Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа - изготовление маски; кому-то работа с текстами - эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене. Это говорит о том, что проект - это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание - подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции не вызвали возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта они и работали над ней с энтузиазмом.

  • Урок «Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Цели:
Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

  1. Организационный момент.

Преп.: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять у каждого из вас будет заведен словарик.
Запишите первое слово в ваши словарики:
ТЕАТР - место для зрелищ.
Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия  сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса - бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.
Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации: Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров - это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы - хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.
Преп.: давайте запишем значения новых слов в словарик.
ДИОНИС - бог виноделия.
ДИФИРАМБЫ - хвалебные песни.
КОРИФЕЙ - предводитель сатиров, (позже главный в хоре).
САТИРЫ - лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Преп.: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Преп.: Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до Н.Э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра».

Преп.: Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе - 44000 человек.
Театр был без крыши и состоялиз трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).

(Демонстрируется схема театра и учащиеся работают с макетом).
Древнейшей из этих частей является орхестра - круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение - скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене - ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями - параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина - эккиклема - представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены - дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.
Другая машина - эорема или механэ - служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.
Третья машина - дистегия - внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах - на балконе, в окне и т.д.
В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства - колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон.

Преп.: Продолжаем заполнять наш словарик.
ОРХЕСТРА - круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.
ТЕАТРОН - места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).
СКЕНА - пристройка около сцены (от греч. «палатка»).
ТЕОРИКОН - «зрелищные деньги».
Преп.: Вам эти слова кажутся знакомыми?
На какие слова они похожи?

  1. Закрепление нового материала.

Презентация «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ»

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:
- Какова история возникновения театра в Древней Греции?
- Из каких частей он состоял?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что особенно понравилось на уроке?
2 Урок. «Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.
Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Первоначально главным действующим лицом был хориз 12 человек, при Софокле - из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом , двое других - девтерагонистом и тритагонистом .
Преп.: Начналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалойво главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.
Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты - лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов - сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов - пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон ) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида ).
Преп.: Давайте запишем новые слова в словарики.
ХИТОН - верхняя одежда греков.
ХЛАМИДА - плащ.
КОТУРНЫ - сапоги с высокими подставками под подошвами.
ПРОТАГОНИСТ - актер на первые роли.
Преп.: Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом. Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.
Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными. Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов - подражателей, скоморохов, - болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов - шутовство.
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских - белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость - рыжим, болезненность - желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Презентация «МАСКИ»

  1. Творческое задание.

Преп.: Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:
МАСКА - специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.
Преп.: Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…
Преп.: А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.
Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.
Преп.: Теперь мы можем оформить выставку «Масок Древней Греции».

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие маски бывают?
- Кто играл в древнегреческом театре?

3 Урок «Жанры древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
Оборудование: школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

  1. Изучение нового материала.

В Афинах Великие Дионисииначинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен - комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.
Трагедия по-гречески  песнь козлов (трагос и оде). Аналогичнокомедия производится откосмос и оде песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей  появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии  тетралогии.
Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора - пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, - парод(проход), дальнейшие диалоги - эписодии(привходящие), заключительная часть драмы - эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора - вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы - deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.
Преп.: Давайте запишем новые слова.
КОМЕДИЯ - (от греч. - веселая толпа и - песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
ТРАГЕДИЯ - (от греч. - козел и - песнь - буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
ДРАМА - это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.
Преп.: Все театральные постановки проводились в виде состязаний - агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил - отец древнегреческой трагедии в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.
(показываются фотографии, иллюстрации).

  1. Закрепление пройденного материала.

Преп.: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам туда и отправимся, чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.
(Работа со словариками).
Преп.: А теперь возьмите ТЕОРИКОН - «зрелищные деньги» и скорее в театр.

  1. Постановки учащимися трагедии и комедии.

(просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки »)

  1. Итог урока.

Вопросы учащимся:
- что нового вы узнали на уроке?
- какой отрывок вам больше понравился?
- есть ли общее у древнегреческого театра с современным?

4 Урок «Театр Древней Греции»
Цели:
Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.
Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона - состязания команд, состоящего из трех туров - по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

  1. Интеллектуальная игра.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.
2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).
3 тур. Составление таблицы: «Общее и различное в театре Древней Греции и современном».
Преп.: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

  • Играют комедии и трагедии;
  • Играют только в масках;
  • Есть билеты;
  • Представления 3 раза в год;
  • Играют только мужчины;
  • Играют женщины и мужчины;
  • Представления только днем;
  • Представления длятся 3 дня;
  • Много разных жанров;
  • Играют без масок;
  • Представление в любое время года;
  • Места для зрителей;
  • Отдельное здание;
  • Представление в любое время суток.

Учащимися составляется схема, в которую заносятся отличия на их взгляд и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяется и обсуждается.
Общее:

  • Отдельное здание;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Есть билеты;
  • Места для зрителей;
  • Играют комедии и трагедии;

Различия:

  1. Подведение итогов.

(Слово предоставляется жюри).

Поделиться