Славяно горицкая борьба. Борьба славяно-горицкая: история, техника, отзывы

Андрей Геращенко

СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Сейчас, когда повсеместно широко распространены всевозможные школы и стили восточных единоборств - каратэ, вьет во дао, джиу-джитсу, таэквондо, ушу и другие, менее известные направления, до широкой общественности, по сути, остаётся неизвестным такой самобытный и уникальный вид единоборств, как славяно-горицкая борьба, которая является единым техническим сплавом различных элементов русской состязательной культуры. В дохристианской Руси поединки были составной частью языческого обряда "Тризна". Погребальный курган назывался "горицей", отсюда и современное название борьбы. Известна и давняя традиция русских кулачных боёв, когда сходились стенка на стенку и начинали разговаривать друг с другом, предлагая померяться силой на кулаках.

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

В 1986 году Александр Белов основал современную школу славяно-горицкой борьбы, придав организационную и техническую завершённость русскому объединённому стилю. Основу славяно-горицкой борьбы, помимо обрядового славяно-этногроафического направления "Тризна" составили штурмовой, классический, тотальный и военно-прикладной бои. Последний включает в себя преодоление полосы препятствий, схватку на ножах. Самым главным и, пожалуй, знаковым отличием славяно-горицкой борьбы является её идеология - особый менталитет, опирающийся на традиции родной земли. Восточные единоборства построены на оборонительной тактике, на работе вторым номером. Славяно-горицкая школа, наоборот, учит работать на опережение, бить первым номером. В реальных столкновениях способность опередить противника, умение нанести удар первым зачастую является залогом успеха и победы. В восточных единоборствах большое внимание уделяется отработке боевых стоек, действиях босыми или облачёнными в лёгкую обувь ногами. Это связано как с тёплым климатом стран Востока, где носят лишь лёгкую обувь, так и с условиями гор, где жёсткая стойка является неотъемлемым элементом единоборства, обеспечивая равновесие и спасая бойца от падения со скалы. У нас совсем другие условия - холодный климат, мягкая, часто болотистая почва. Всё это неизбежно накладывает свой отпечаток и на технику борьбы. Удар в славяно-горицкой борьбе рассчитан на ногу в обуви. Соответственно, такие удары требуют не столько растяжек, столь популярных в восточных единоборствах, сколько подвижности и динамичности суставов. Большую часть техники славяно-горицкой борьбы представляет спланированная атака, построенная на взрыве эмоций, выбросе адреналина. Подобные психологические условия присутствуют на реальной войне, в горячих точках. Не случайно многие подразделения спецназа и ОМОНа изучают славяно-горицкую борьбу - некоторые техники в самом прямом смысле спасают бойцам жизнь. Славяно-горицкая борьба берёт за основу высоко-подвижный стиль, движения и техника которого максимально приближены к человеческому и природному естеству. Сама энергетика борьбы черпается из ведических вещей, будучи во многом родственной энергетике пожара, селя, землетрясения. Не случайно помимо чисто технической стороны боя школа славяно-горицкой борьбы уделяет большое внимание морально-волевой подготовке, формирования воина не только на поле брани, но и в духовной сфере жизни, культивируя лучшие человеческие качества - способность к борьбе, самопожертвование, стойкость и мужество. Славяно-горицкая борьба получила основное распространение на территории трёх славянорусских государств - в России, Белоруссии и на Украине. Но, несмотря на её организационную молодость, большой интерес к нашей национальной школе единоборств уже проявили в Италии, во Франции и даже в Японии.

ЮРИЙ ХАРКЕВИЧ

В Белоруссии этот уникальный вид единоборств напрямую связан с именем Юрия Анатольевича Харкевича, создавшего в Витебске в 1991 году клуб древнеславянских ратоборств "Берсек". Но о клубе чуть позже - вначале поговорим о его создателе. Юрий Харкевич родился в 1961 году в Витебске. Учился в СШN16 в живописном зелёном районе Лучоса, через который протекает одноимённая река. С детства Юрий серьёзно увлекался спортом, особенно акробатикой, поэтому неудивительно, что уже в 1977 году он стал мастером спорта СССР по спортивной акробатике. В 1982 году он в составе первого выпуска факультета физического воспитания закончил витебский педагогический институт. Спортивная выучка и отменное здоровье пригодились сразу же - после окончания института Юрий был призван на срочную службу и направлен в разведроту полка охраны штаба Группы Советских войск в Германии. Здесь произошло его первое по-настоящему серьёзное знакомство с единоборствами и рукопашным боем. В 1984 году после демобилизации Харкевич устроился на работу в автошколу ДОСАФ. Затем был ФОК, СДЮШОРN2 и, наконец, новое возвращение в армию - пять лет сверхсрочной службы в звании прапорщика. Довелось побывать и в радиоактивной зоне в качестве ликвидатора на Чернобыльской АЭС. Наверное, всё это и выработало такие личные качества, как смелость, мужество, находчивость. Харкевич прыгал с парашютом, летал на дельтоплане, очень любит подводную охоту, купается зимой в ледяной проруби. Как-то за "один присест" проехал 400 километров на мотоцикле. В общем, налицо стремление реализовать свою внутреннюю потребность быть воином и настоящим мужчиной. Ко всему прочему Юрий - хороший семьянин. Его жена, Татьяна Васильевна, работает в научно-исследовательском секторе ВГУ, старшая дочь - Алёна, студентка ВГУ, младшая Марина - школьница.

"БЕРСЕК"

Теперь пришло время поговорить и о самом клубе "Берсек". Вначале о названии. "Берсек" - это опытный воин, рубака, которому абсолютно неведом страх смерти. Слово весьма древнее и по своему происхождению, поэтому существует и несколько вариантов его произношения: "берсек", "берсерк", "берсеркер", "борьсек". Русская земля хранит немало преданий о легендарных русских богатырях-берсеках: Ольбеге Ратибориче, Рагдае, Демьяне Куделевиче, воеводе Владимира Святославовича по прозвищу "Волчий Хвост", кулачном бойце Василие Буслаеве, Евпатие Коловрате. Согласно преданию Евпатий Коловрат так отчаянно бился с монголо-татарами, что вокруг него образовалась целая гора вражеских трупов. Захватчики не смогли взять его в открытой сече и забросали камнями из камнеметательных машин. Батый, не склонный к излишнему благородству, был так поражён таинственной неуязвимостью и силой русского богатыря, что приказал откопать его из-под камней, отвезти тело домой к Евпатию и похоронить его с почестями. Вообще же ощущение неуязвимости берсерков часто возникало у врагов при встрече лицом к лицу в бою. Берсерки снимали кольчуги и шли в самую гущу битвы, наводя ужас на противника одним своим видом. Несомненно, что все эти удивительные, эпические примеры нашей истории стали хорошим примером для тех, кто начал возрождать исконные русские традиции единоборств, которые легли в основу возрождаемой славяно-горицкой борьбы. В самом клубе существует совершенно особая атмосфера - Харкевич и его соратники работают в "энергии рассеяния", основной смысл которой в том, что от учителя, подобно лучам солнца, должна исходить энергетика, впитываемая учениками. Во взаимоотношениях ученика и учителя есть серьёзное отличие от соответствующих взаимоотношений на Востоке. Там существует традиция, согласно которой ученик может быть лишь подобием учителя и редко достигает уровня его мастерства. В славяно-горицкой борьбе, наоборот, скверно, если ученик не превзошёл своего учителя. Чем больше тренер тратит сил и энергии, тем больше ему вернётся и воздастся. В клубе не задерживаются злые, недоброжелательные люди. Все члены клуба независимо от возраста и мастерства считаются "братьями". Конечно же, опытные, известные бойцы имеют некоторые привилегии, но в любом случае они остаются "братьями" - в крайнем случае кто-то "старший", кто-то - "младший". В славяно-горицкой борьбе есть один важный, знаковый принцип - в поединке "не жалей, но береги", то есть в бою каждый работает всерьёз, но нужно беречь проигравшего от серьёзных травм, нельзя добивать упавшего. Случайный человек здесь не приживётся. Если он не вписывается в традиции клуба, с ним просто никто не захочет работать в спарринге. Его никто не станет выгонять - он просто уйдёт сам. Сейчас в Витебске славяно-горицкой борьбой занимается около 100 человек, а всего за несколько лет школу мужества прошли не менее 1000 спортсменов. К сожалению, пока нет нормальных залов и помещений - в основном приходится ютиться в небольших тренировочных зальчиках. Заниматься славяно-горицкой борьбой можно начинать лет с пяти. Дочь Харкевича начала это делать даже с трёх. Верхнего предела возраста, как такового, просто нет. Но для работы с людьми старше 40-45 лет просто нет возможности, так как небольшие зальчики, используемые клубом "Берсек", рассчитаны на методики занятий с более молодыми спортсменами. Жизнь доказала особую ценность приёмов и философии славяно-горицкой борьбы именно в современном мире сплошных локальных войн. Ведь славяно-горицкий стиль - это оперативное мышление и борьба (и не только физическая, но и духовная). Не случайно славяно-горицкой борьбой стали заниматься десантники Рязанского воздушно-десантного училища, бойцы московского транспортного ОМОНа, одинцовского спецназа, охраняющего ракетные войска, чирчикского спецназа.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как и у каждого вида единоборств, есть в славяно-горицкой борьбе и свои титулы и звания. Если на Востоке степень мастерства определяется поясом, то здесь - вышивкой. 1 разряд - "птицы клевучие" (примерно соответствует 1 разряду в других видах спорта), 2 разряд - "турица" (мастер, мастер спорта международного класса), з разряд - "всадник" (обладатель этой вышивки - профессионал), 4 разряд - "князь" (заслуженный мастер спорта, тренер). Само определение разрядов проводится по итогам турниров и рейтинговых боёв и на данном этапе развития славяно-горицкой борьбы всё это только-только выходит на официальный уровень. Здесь есть и ещё одна проблема - славяно-горицкая борьба не внесена в официальный классификатор видов спорта ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, что не способствует нормальному развитию этого вида единоборств. Пока не зарегистрирована и федерация славяно-горицкой борьбы. Больше повезло отдельным направлениям - приверженцам боя на клинковом оружии и боя на мечах удалось зарегистрировать федерацию исторического фехтования. Несмотря на это Харкевич и клуб "Берсек" уже пять лет подряд проводят межгосударственные турниры по славяно-горицкой борьбе на призы витебской областной газеты "Народнае слова", многочисленные показательные выступления на Международном фестивале искусств "Славянский базар", на республиканском "Фестивале авторской песни", выполняют сложные элементы каскадёрских трюков, снимаются в исторических кинофильмах, участвовали в праздновании 850-летия российской столицы.

В МОСКВЕ

О Москве хочется сказать особо. Сразу же по приезду к крепко сложенным ребятам из "Берсека" прямо на вокзале подошли стражи порядка и поинтересовались содержанием тяжёлых сумок. Ребята честно ответили, что там - копии древнерусского оружия, шлемы и кольчуги, но разрешения на них пока нет. Разрешение пришлось ожидать двое суток и всё это время оружие и кольчуги находились под охраной милиции. Но это не испортило впечатлений гостям из Белоруссии. Им было доверено представить своё мастерство прямо на Красной площади в рамках финала интеллектуальной игры для школьников "Моя Москва", а затем было участие в карнавале на Театральной площади. Выступление прошло на ура, а на память спортсмены сфотографировались с известным российским телеведущим Вальдисом Пельшем.

ЛУЧШИЕ СПОРСМЕНЫ

Московская поездка имела и чисто спортивную сторону - четверо спортсменов клуба "Берсек" - Максим Григорович, Игорь Холод, Вадим Волчик и Сергей Коваль приняли участие в соревнованиях по славяно-горицкой борьбе и сдали экзамен на первую техническую ступень, что даёт право участвовать в соревнованиях международного ранга. Здесь самое время сказать несколько слов и о лучших спортсменах-славяногорцах, подготовленных Харкевичем. Это Игорь Холод (Ружан), занявший второе место по штурмовому бою на чемпионате россии в 1998 году, второе место на кубке Беларуси по ушу (саньда), неоднократный победитель турниров по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Максим Григорович (Ивко) - занял второе место на известном международном турнире вьет во дао в Витебске (2000 год), был призёром турниров по славяно-горицкой борьбе в Белоруссии. Алексей Янишин - победитель международного турнира по вьет во дао и восточным единоборствам в Витебске (2000 год) среди юниоров. Захар Казаков - чемпион Беларуси 2000 года по ушу среди юниоров, в 2003 году - серебряный призёр чемпионата Беларуси по ушу среди взрозлых в 2003 году, чемпион Беларуси 2001 года по рукопашному бою, неоднократный победитель различных соревнований внутри Республики по славяно-горицкой борьбе, ушу и рукопашному бою. Сергей Коваль (Бреслав) занял третье место на Кубке Престижа по славяно-горицкой борьбе в 1998 году, чемпион Витебской области 2001 года по рукопашному бою среди спецподразделений, призёр различных соревнований по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Вячеслав Быковский (Вуслав) занял второе место на молодильных боях в 1993 году, третье место на Кубке Волги в 1994 году, является неоднократным победителем турнира по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Список вполне впечатляет и впереди воспитанников Харкевича ожидают новые успехи и победы. Есть у Харкевича одна мечта - построить коттедж с залом для спорстменов,с игровой площадкой для детей, местом для занятий с пенсионерами и обязательно баню, где можно было бы заняться фитотерапией, делать травяные чаи и настои, привлечь медиков, использовать систему славянского оздоровления. Но не так всё просто - на всё нужны немалые деньги. Я не знаю, построит ли Юрий Харкевич коттедж и баней, но уверен в другом - именно благодаря таким людям, настоящим пассионариям пока держится и стоит Русский мир. А славяно-горицкую (очень хочется в это верить) ожидает достойное и славное будущее.

кл. слова: борьба, сгб, Белов

Следующим элементом системы, которую в 1986 г. я назвал славяно-горицкой борьбой, является инструментарий боя - удары. Нужно сказать, что еще в самом начале восьмидесятых годов, практикуя безымянную по тому времени систему, я смирился с идеей кардинального переосмысления сложившихся стереотипов. Вызвано это было не стихийным нигилизмом самостоятельного творчества, а просто объективным анализом уже популярных систем. Спорить с академическими системами, например, боксом, на который работает не только двухсотлетняя ринговая практика, но и спортивная наука - дело нелегкое. И все-таки...

Все-таки, например, предварительная концентрация мешает атаке. Концентрация - это сжатие. Точнее, вжимание в самого себя при уплотнении межклеточного пространства. Нельзя гнать коня и при этом тянуть на себя поводья. Любое действие истинно только тогда, когда оно гармонично. Гармония же отслеживает три состояния: концентрацию, рассеивание и естество. Так, если сеча строится только на рассеивании, а сжатие кулака здесь заменяется искусственным утяжелением конечности в виде относительно тяжелого наруча, если стеношный бой строится исключительно на концентрации, поскольку ведом идеей пробивания конкретной и малоподвижной мишени в "стенке", то созданная мной Радогора соединила в себе и то, и другое. Соединила как в конструкции самого удара, так и в общей модели боя. Высокая рефлекторная подвижность тела связана как с предварительным рассеиванием (расслаблением в состоянии готовности), так и со скоростью реакций, в данном случае - мобилизацией. Сама по себе концентрация мало что дает. Ее нужно нести, трансформировать, а, кроме того, еще и правильно организовать. Концентрация должна развиваться по нарастающей, то есть иметь четко выраженную степень прогрессии. Вместе с тем, концентрация - это стресс, спазм, и она опасна, в первую очередь, для самого излишне "зажатого" бойца, проводящего удар. В славяно-горицкой борьбе, в частности в Радогоре, концентрация предварительно не создается и выносится вместе с ударом и усиливается в процессе его развития. Боец начинает действие расслабленной рукой и по нарастающей стискивает кулак. Пик сжатия приходится не на момент соприкосновения с противником, а одним мгновением позже. Это позволяет передать противнику структуру стресса или навь, как мы ее называем в соответствии с языческой традицией. Такой принцип мною был назван клинообразной концентрацией. Последнее его звено - сброс концентрации, то есть выведение из удара ухе расслабленной руки. Это делается тоже с целью полной передачи нави противнику и, кроме того, в соответствии с идеей гармонии, имеющей третичную структуру. Надо сказать, после жесточайшего сжатия кулака в точке пространства и времени никогда не удается достичь полного расслабления руки. Но этого и не должно быть, ибо структура, создаваемая здесь третьей, отражает естественное мышечное состояние ладони. То есть находится между рассеиванием начала атаки и концентрацией в ее процессе (Рис. 1). Если рассмотреть схему, получается: [ расширение - сжатие - нейтрализация ]. А теперь, для примера, посмотрим как выглядит естественный дыхательный акт человека: [ вдох - выдох - задержка дыхания ]. Гармония достигнута.

Удары клинообразной концентрации не только не уступают по скорости обычным "зажатым" типа тзуки, но и превосходят их.

Важнейшим условием организации ударов является их механическое удобство. Это правило возникло тогда, когда арсенал славяно-горицкой борьбы ухе позволял заниматься отбором. Правда, тяга к базовой широте долгое время была для нас чем-то вроде навязчивой идеи. Так, количество технических элементов Свили достигло семидесяти шести, Радогоры -семидесяти двух, охотницкого боя - перевалило за пятьдесят и примерно столько же заняла доля Влесовой боротьбы. Однако с годами рационализм взял верх и на смену накопительству пришел ориентир на оптимальную содержательность. Система должна быть ценна не только по идейной продуманности, но и по универсальности компоновочной схемы. А это означает, что из нее ничего нельзя забрать, то есть сократить, и в то же время нецелесообразно и дополнять, расширять. Главным звеном содержательной стороны системы является контроль пространства. То есть удары построены таким образом, чтобы сосредоточить атакующую мощь из разных точек пространства с учетом физиологических особенностей реакции противника. Безусловно, что поражающий эффект играет здесь важнейшую роль. И вот на этом я остановлюсь более подробно. Нужно сказать, что я не являюсь сторонником идеи атаковать противника по жизненно важным центрам с дистанции. Считаю, что с расстояния, например, в полтора шага легко уклониться от удара в голову даже в том случае, если вы этого удара не ждете. Для этого всего-то и нужно иметь разработанные рефлексы и минимальный двигательный навык. Что же говорить тогда о ситуации, в которой вы готовы отразить удар противника? Здесь вас может подвести только тактическая ошибка. Так стоит ли полагаться на чьи-то ошибки, если вы атакуете сами? Везде, кроме славяно-горицкой борбы принято сразу устремляться к поражению противника. Исключение может составлять разве что бокс, да и то исключение чисто тактическое, но никак не стратегическое. Везде забывают, что у противника существуют руки и ноги, и они будут строить более или менее результативную модель противодействия. В славяно-горицкой же борьбе предварительная атака рассчитана не на поражение противника, а на сокрушение его реакции. И цель атаки в том и заключена, чтобы вызвать реакцию и ее сломить. При всей жесткости этих атак они редко заканчиваются полным ниспровержением соперника. Однако этап пройден, и уже следующая атака часто заканчивается для противника падением на землю. Все вместе занимает каких-нибудь 4-6 секунд. Итак, вспомогательная атака имеет следующие задачи (относительно противника):

Минимум:

вызвать оборонителные действия;

занять малопригодную для собственной атаки позицию;

Максимум:

вызвать потерю ориентации;

вызвать короткий болевой шок;

вызвать тактические ошибки в контратаке.

Вспомогательная атака в Радогоре, как правило, состоит из трех элементов: вспомогательного удара, который бьется исключительно по рукам или по ногам противника; сдерживающего удара, который у нас называется "мерцанием" и призванного удержать, задавить развитие сильного контратакующего действия; и, наконец, основного удара, направленного уже в голову или корпус. За вспомогательной атакой обычно следует основная. Я пишу "обычно" потому, что иногда атакующий может перейти и на бросок. Основная атака не менее рациональна, чем ее предшественница. Особенность построения ударов здесь следующая. Боец не наносит повторный удар в одно и то же место. Это связано с тем, что, пропустив основной удар во вспомогательной атаке, противник может защитить себя уже рефлексом. У противника возникает оборонительный рефлекс при незначительной степени поражения. Таким образом, наиболее поражающий, направленный удар может встретить большее оборонительное сопротивление. Основная атака потому тоже имеет второстепенный по значению удар. Он наносится в иное место от предыдущего, поражение которого вызывает болевой шок. Следом за ним идет завершающий удар, способный принести максимальное поражение. Часто им атакуется уже плохо защищенная голова. Иногда - горло или позвоночник. Куда реже грудь. Это вызвано тем, что эффект от пробивания корпуса значительно ниже и, таким образом, мы начинаем затягивать бой. Случалось также, что, упуская возможность поразить завершающим ударом голову, боец давал шанс противнику стабилизироваться, придти в себя и контратаковать. Следует помнить, что основная атака уже не должна встречать сопротивления. Бывает, что опыт противника позволяет ему сорвать вашу изначальную, вспомогательную атаку. В этом случае переход к действиям на поражение будет являться тактической ошибкой. Нужно искать способ выдержать всю схему.

Поражающий эффект атаки, о котором шла речь, имеет самое прямое отношение к механическому удобству базовых элементов. Это и понятно. По какой дороге проще ехать: по гладкой или по ухабистой? Только естественные движения можно подключить к бессознательным реакциям, имеющим очень высокие скорости. И здесь вступает в действие основной принцип славяно-горицкой борьбы - бой вне осмысления, понимания, сознательного контроля. Мы полностью отдаем себя во власть рефлексов и инстинкта. Вызвано это тем, что в профессиональной драке скорости столь высоки, а ситуации настолько непредсказуемы, что строить осознанное противодействие здесь означает приближать поражение. Давайте разберемся. Что вы можете противопоставить? Клановое ушу? Нет, в нем огромную роль играет ритуал, а стало быть, присутствует элемент конструктивной условности - раз и типичности действия - два. Карате? Нет, поскольку в нем существуют правила. Как вы понимаете, действия противника тоже обусловлены, схематизированы, что, в свою очередь, упрощает реакции. Может быть, бокс? Нет, здесь все еще более схематично, ортодоксально. В таком случае остается поединок без правил на тотализаторе. И все-равно нет. Почему? Потому, что при всей широте возможностей этого боя он выражен в схеме единоборства (стало быть нападения со стороны вы не ожидаете), вы можете отказаться от боя и вас не тронут, наконец, условия проведения поединка гарантируют ваше полное удобство действий, а главное, вы готовы к бою. На улице же не существует ни одного, ни другого, ни третьего. Драка, например, далеко не всегда является единоборством. А видеть разом всех нападающих бывает просто физически невозможно. В отличие от тотализатора здесь вы не можете отказаться от боя, пряча за этим отказом свою жизнь. Часто трусов и неумех избивают с большей жестокостью. Ну и, кроме того, в отличие от всех единоборств драка вовсе не предусматривает обоюдную готовность сторон к бою. Куда типичнее, когда на вас нападают в подъезде, в момент выхода из автомобиля или лифта, из-за угла дома и т.д. Вывод очень прост. Осознанная схема действий здесь не подходит. Единоборства и драка - разные вещи. У них разные цели, разные способы организации действия, а стало быть, и технической базы. Единственное, что их объединяет - культ удара. Правда, в драке можно с равным успехом использовать как навык карате, так и навык тенниса (при наличие с собой ракетки). В том случае, если голова противника может сойти за теннисный мяч. У меня тренировался мастер спорта по футболу. Он поведал о таком случае. Как-то на автобусной остановке его зацепил молодой и самоуверенный хам. Дело дошло до драки. Хамоватый противник нанес футболисту техничный и сильный удар ногой в живот. Драчун, видимо, очень уверенно чувствовал себя в технике восточных единоборств. Футболист выдержал, хотя и с трудом. Потом ударил он. Ногой. Его никогда не учили бить по людям, но каратист уже не поднялся.

Бессознательные реакции с высоким уровнем точности действия - основа славяно-горицкой борьбы. Предвижу упрек в непоследовательности. Действительно, я объявил славяно-горицкую борьбу штурмовым, атакующим способом ведения боя и вдруг разговор об отражении агрессии. Это один из парадоксов и не только нашего дела. Смею утверждать, что природы вообще. Физика, например, дала ему свои объяснения. "Сила действия равна силе противодействия" или "Выталкивающая сила равна весу жидкости (газа) в объеме тела". То есть можно сказать, что противодействие - закон Природы, способ достижения порядка и гармонии. Воздействие на ту или иную среду предусматривает в Природе силу пропорционального противодействия. Весь вопрос только в том, что считать агрессией - уже нанесенный по вам удар или еще только занесенный над вами. А что об этом говорит Природа? Агрессией является уже само нападение на территорию обитания особи. Ступивший на нее осмысленно идет на конфликт. В человеческом обществе у разных народов Древности существовал обычай - даже в случае званного визита отдавать хозяевам свое оружие. На время посещения их территории, конечно. Видите, какую роль в определении агрессии играет территория. Вы можете напасть на своего гостя, но это уже не будет являться агрессией. Это деяние характеризуется совершенно иной формой обычая - нарушением гостеприимства. Всегда и у разных народов оно считалось преступлением. Почему? Потому, что, не имея агрессивных намерений и выражая это традиционными способами, ваш гость находится в менее выгодном для боя положении. Соблюдая статус гостя, он осознанно идет на это. Территория. Она одних делает агрессорами, других -праведниками, третьих - гостями. Что же такое территория? Территория - это зона жизненного пространства. Такая зона есть у народа, у племени, у каждой семьи и, естественно, у каждой отдельной особи. Чему она равна для человека? Нет, не пяти соцбытовским квадратным метрам жилья, а диаметру горизонтального пространства, в котором величина радиуса пропорциональна росту самого человека. То есть пространство во все стороны, дающее возможность человеку лежать не сгибаясь. Это же пространство можно измерить длинной вытянутой с мечом руки. Досягаемость оружия до человека - есть уже дистанция поползновения в зону инстинкта территории. Таким образом, раздражительность у стадного животного возникает при неосторожном приближении к нему посторонней особи. В природе защита себя и защита своей территории, по существу, одно и то же. Отсюда нормы славяно-горицкой борьбы рассматривают агрессию как сближение с бойцом на дистанцию досягаемости ударом. А как же намерения? - Спросите вы. Ведь мы постоянно на улице с кем-то сближаемся. Да, действительно, мы постоянно обманываем свой инстинкт, доведя его до притупления. И все-таки намерения тоже должны оцениваться инстинктом, а не сознанием. Есть масса признаков агрессии, которые в совокупности с нарушением дистанции могут вызвать у вас вполне оправданную реакцию ответного нападения. В первую очередь, это порывистая активность нарушающего дистанцию. Второе - осевая линия его движения проходит через вас, не мимо. И третье - попытка создать дополнительное, ничем, кроме агрессии, не оправданное движение при сближении с вами. Например, какое-то движение рукой. Все, для улицы этого достаточно, особенно, если еще действует фактор времени (ночь), фактор места (безлюдный пустырь) и т.п. Таким образом, идейная схема славяно-горицкой борьбы предусматривает следующие пропорции:

(* В спортивном бою она обоюдна, ибо бойцы, находясь в дистанции досягаемости друг друга перед началом схватки, начинают атаку в клинч.)

В профессиональной драке, как вы понимаете, эффект от технического действия имеет прямое отношение к вашей боеспособности вообще. В отличие от единоборств, где такой эффект условен, а действие в большей степени демонстрируется, чем проводится. Потому конструкция ударов в славяно-горицкой борьбе рассчитана не только на поражение, но и на необходимый в драке пространственный маневр, а также и на возможность быстрых и легких серийных взаимодействий. Есть у этих ударов и еще одна особенность. Почти все они взяты мной в двигательную схему как имитация движений бойца с традиционным оружием. И это тоже одна из наших отличительных особенностей. К примеру, распалила имитирует удар кистенем по противнику через щит, турга - колющий удар копьем вперед, соколик -рубящий удар топором, растяжной "вокруг" - срывающаяся с кибита стрела, оба засечных - чистая сабля, ратовище - поперечный удар копьем, а запах или греко-римская защита - отталкивание щитом. Прямой с подола - срывающийся с пращи камень, кий - боевой молоток, а крученая затрещина - аркан. Арсенал солидный. Эйфория боя, вовлекающая бойца в типичность движения, поведения и внутреннего состояния - наиболее благодатная среда для развития индивидуальных способностей. Это вызвано, вероятно, тем, что отголосок памяти подобного боя сохраняется в природе большинства мужчин. Беря в руки красиво и реалистично сделанный меч-муляж, мужчина испытывает смутные душевные колебания, похожие на ностальгию. Смею утверждать, что природное мужское начало выражено тем сильнее и убедительнее, чем сильнее и убедительнее тяга мужчины к единоборству или противоборству, оружию и баталии вообще.

Еще одна особенность ударов славяно-горицкой борьбы -руки и ноги имеют четкое конструктивное сходство. Можно даже сказать, что технические стандарты плечевого пояса и нижних конечностей копируют один двигательный стереотип. Это сделано с целью подчинения единому двигательному порядку, единой закономерности.

Славяно-горицкая борьба избегает не только трудоемких конструкций ударов, но и попросту мало физиологичных. Готов спорить с апологетами восточных единоборств, что растягивание ног в "шпагат" - есть не естественная для человека процедура. И потому удары, построенные на "шпагате", несут оттенок эстетического варварства, подобного физическому "совершенству" мутанта. (Рис. 2).

В русской боевой традиции подобные формы полностью отсутствуют. Вероятно, это происходит ввиду их нецелесообразности в условиях реального бытия и окружающей среды. Однако это обстоятельство вовсе не отрицает способности русских бойцов проводить высокие удары ногами. Должен признаться, что вопрос традиции нанесения таких ударов в древности нельзя считать бесспорным. Достоверно известно, что значительные изменения в сторону расширения возможностей русской состязательной практики произошли в XVI в., во времена правления Ивана IV. Именно в это время развивается идея свободного боя, пришедшая на смену ортодоксальным запретам, имевшим еще ритуальное происхождение. В XVI в. и позже ногами дерутся не только чрезвычайно активно, но и также и в полном объеме атак, искусно атакуя голову. Об этом свидетельствует, например, барон Герберштейн, на записки которого я ссылался в книге "Изначалие". Подтверждение тому дает и вятская традиция пляшущих мужиков, когда они в пляске сбивают друг у друга с головы колпаки, используя при этом подобие высокого удара ногой. Соседствующие с Русью тюркские и татарские общины не только не поддерживают общую тенденцию освобождения рукопашного боя от традиционных ограничений и запретов, но вообще не допускают целесообразности ударов ногами. Это происходит ввиду сложившегося представления татар об этих ударах как о совершенно неэффективной технике. С татарами здесь трудно спорить, ибо у их ближайшего родственника Тамерлана был богатейший опыт покорения Китая со всеми его Шаолинями и боевыми искусствами.

Таким образом, техника ударов ногами Северо-Восточной Руси является эндемичной и независимой. Особенности этой техники отражены славяно-горицкой борьбой, которая не только копирует историческую традицию, но и конструктивно ее развивает. Развитие это не выходит за рамки традиционного менталитета русского рукопашного боя, его антропометрической схемы и эстетических стереотипов.

В чем же особенность ударов реконструированных, используемых или модифицированных славяно-горицкой борьбой? Начнем с ног. Условия, влияющие на конструкцию удара, отражают:

Постоянное ношение обуви;

Постоянное ношение не менее семи месяцев в году одежды довольно плотной и объемной;

Состояние грунта, влияющее на устойчивость бойца во время выполнения ударов, не менее пяти месяцев в году - скользкого грунта;

Боевая целесообразность* и обусловленность;

Тип телосложения;

Традиционные стандарты движения и другое.

(* Это к вопросу об уличной драке. В отличие от единоборств, из самого названия которых выходит бой один на один, уличная драка - это бой одного со всеми. Стало быть здесь весьма актуальна проблема динамической и конструктивной целесообразности ударов.)

К примеру, если рассмотреть такой фактор как зимняя одежда, то вполне очевидно, что она может служить прекрасным амортизатором удара, предохраняя тело даже от проникающего ударного воздействия. В уличной драке, а стало быть, и в славяно-горицкой борьбе нецелесообразны жесткие, сконцентрированные стойки ввиду того, что они резко сокращают динамическую подвижность тела бойца на площадке. Это влияет и на удары, развиваемые не из эталонно устойчивой и стабильной позиции, а из постоянно перемещающегося тела, которое, помимо того, еще и беспрерывно атакуется со всех сторон. Сам удар должен представлять из себя элемент перемещения в пространстве. То есть нога после удара не возвращается в исходную позицию, а увлекает тело в гармонично вытекающее из удара смещение по площадке. Этот способ ценен еще и тем, что позволяет использовать инерцию движения, вовлекая ее в последовательное развитие ударов уже плечевого пояса. Такие удары, кроме того, значительно экономичнее ударов из устойчивой позиции, поскольку последние по закону физики растрачивают огромное количество энергии в момент создания сдерживающей устойчивости. Ведь для того, чтобы устоять на опорной ноге при мощном, например, еко-гери нужно приложить силу, создающую эту устойчивость в противовес самому удару. В славяно-горицкой же борьбе масса тела направляется в удар, максимально усиливая его и не препятствуя устойчивости, а создавая ее ходом самого удара.

В последней фазе в бой активно вступают руки. Следует помнить, что фаза доведенной концентрации соответствует горизонтальной позиции ноги (рис. 3 б). Удары подобного типа выставляются на уровень нижней части груди - диафрагме, если принимать за расчет свой собственный рост. Именно этот уровень является для них оптимальным.

Подол часто путают с Козой. Внешне эти удары похожи, но у них совершенно разные способы воздействия на противника. Если навь Подола вкатывается в грудь противника горизонтально, после чего "пустая" нога опускается в шаговую стабилизацию, то в Козе удар наносится самим шагом и рассчитан он на пробивание внутренних органов сверху вниз (рис. 4). Удары этого класса в славяно-горицкой борьбе называются "затаптывающими" или "шагающими". К их числу относится и Уговица. Особенность Уговицы заключена в том, что этот тип затаптывания пробивается с вращением корпуса на 180 градусов, что, с одной стороны, создает вращательный момент, усиливая ударное воздействие, а с другой - уводит корпус в позицию с сильно измененным углом последующей атаки

Арсенал ударов ногами в славяно-горицкой борьбе составляет 25 базовых единиц. Для того, чтобы вести спортивный бой, естественно, совершенно необязательно использовать и практиковать их все. Однако уличный бой предусматривает все-таки охват пространства, объемные пространственные комбинации, которые вкупе со скоростными качествами дают шанс на успех. Потому правильный подход к освоению славяно-горицкой борьбы предусматривает не традиционное поэтапное разучивание приемов, а вживление в пространство. Оно начинается уже с первой тренировки и охватывает 100-120 рефлекторных движений, включая удары и перемещения. И потому вопрос, "какой прием лучше?", здесь не стоит. Речь идет о том, какой целесообразнее в конкретике ситуации. А стало быть боец обязан владеть всей базой. Это примерно то же самое, что использование в практике письма всех букв алфавита, а не выборочных по принципу "нравится - не нравится".

Еще один удар, на котором мы остановим внимание, называется Турга. Это наш чемпион скорости. Его тестовый показатель равен 0,5-0,8 секунды. В контексте моих рассуждении он не показателен, поскольку Турга не решает проблемы кардинальной смены угла атаки проникающих ударов. Однако это идеальный способ упреждения агрессии. Как правило, Турга поставлена на перебивание удара ноги противника в первой фазе его развития. В случае, если вы ошиблись и никакого удара не должно было быть, чуть изменяя угол выхода ноги атакуется живот противника. Как правило, Турга выше живота уже не поднимается. Разница всего в несколько сантиметров по уровню выведения дает здесь ощутимую потерю скорости. А вообще, "персональная ниша" Турги - печень. Именно этот угол выхода удара (с правой конечности) и уровень развития по высоте составляют идеальную модель Турги

Последним в нашей системе ударов ногами является Сбиток. Этот удар выполняется в плотном бою и прекрасно взаимодействует с атаками рук. Еще одна особенность Сбитка в том, что он легко развивается во все стороны, в том числе и с поворотом за спину. В отличие от предыдущих ударов основное силовое воздействие в Сбитке осуществляется снизу вверх и под достаточно острым углом. Это относит Сбиток к группе ударов "подсады". На рисунке 8 показан угол выведения и наиболее боеспособная дистанция удара. Место Сбитка - грудь противника, этот уровень наиболее конструктивно целесообразен.

Модели ударов Глезня, Коза, Подсека, Классический Подсад, Подвяз, Подкрут с подола и Брык представлены в первой книге по славяно-горицкой борьбе, изданной Центром "Здоровье народа" - "Изначалие".

По обилию и боеспособности технической базы рук славяно-горицкая борьба, пожалуй, может быть сравнима с ушу. Да и не с одним стилем, а с целым направлением. Такой потенциал возник благодаря слиянию стеношного боя и сечи, реконструированной мной в целях создания наиболее боеспособной и адаптированной к двигательному задатку европейца системы. Если ударные конструкции стеношного боя мало чем отличаются от иных видов единоборств, то сеча - дело особое. Именно она и создает неповторимый колорит и особую эстетику русского рукопашного боя. Обучиться сече по рукопашному наставлению невозможно. Она слишком для этого сложна. По-моему опыту, из 100 новичков, примерно, трое-пятеро могут правильно повторить за мной движение в течение 10 минут после первого знакомства с ним; десять человек - в течение одной-двух тренировок; пятидесяти процентам новичков необходимо для этой цели две недели; еще пятнадцать человек подтягиваются через месяц-два-три; единицам нужны годы, чтобы справиться со своими проблемами координации движения; и, наконец, пятнадцать человек из ста никогда не смогут овладеть сечей. Сеча, а вместе с ней и Радогора - сплошной двигательный импульс. Она отрицает любые формы двигательного застоя: выжидательную стойку, захват противника за одежду, опущенные вниз руки и т.п. Радогора непрерывно атакует и ее атаки также служат трем целям: поразить противника, отразить уже начатую им атаку и просто заставить противника воздержаться от любых действий, связанных с агрессией. Радогора - это демонстрация боеспособности. Она значительно гуманнее таких систем организации удара, как, например, японского "атэми" (удары по жизненно важным центрам). Это подтверждается тем, что первый натиск Радогоры, как правило, преследует цель уничтожить сопротивление противника и только после этого уже уничтожить его самого. В случае отказа от агрессии противника могут оставить в покое, что, кстати, довольно часто и случается в уличных столкновениях. Это вызвано осознанным контролем последствий, которые может повлечь за собой следующая атака - атака чистого поражения противника. Радогора дает шанс не только победить, но и не попасть под длительный срок заключения. Думаю, что горячие головы наших ночных улиц всегда слишком мало думают об этом обстоятельстве. Случай неоднократно спасал меня от очень крупных неприятностей, связанных с убийством человека. И однажды я сказал себе "Стоп!". Следующего раза уже может и не быть. Не рискуйте, играя со своей судьбой.

Большинство из тех ударов, что представляются вниманию читателей, отражают идею выведения прямого из любой позиции. Техничный и хорошо координированный боец выводит прямой всегда неожиданно и часто из позиции, на первый взгляд, не приспособленной для подобной атаки. Безусловно, что такие удары могут уступать по силе одиночным, имеющим под собой предварительно сформированную позицию. Однако не стоит забывать, что нагрузкой всего в 16 кг можно загнать в нокаут кого угодно. При этом сила удара мастеров карате, например, достигает 400 кг. Возникает вполне законный вопрос: "Зачем?" Особенно, если учесть износ тела, создающего такую мощь. Поиск рационализма вывел некую единую закономерность для всех прямых ударов. Она гласит, что прямой необходимо "усадить" на устойчивую позицию ног. Начинать удар вы можете хоть в падении, но его Правь должна обязательно стыковаться со сбалансированной устойчивостью и фундаментальной стабильностью позы. Для этих целей славяно-горицкой борьбе служит Отставной Устав. Рис. 9. Отставной Устав - позиция вынужденная, и задача бойца состоит в том, чтобы как можно меньше времени в ней находиться. Другой элемент общей закономерности - положение корпуса бойца в момент выполнения удара. Корпус нельзя по инерции заваливать вперед. Это очень грубая ошибка. И последнее. Прямой дар очень открыт. Представьте себе на минуту, что двигательные рефлексы противника быстрее ваших, и ваша атака прямым не достигает цели. Камень преткновения - прямая рука, "отданная" противнику. Каждый атакующий прямым в той или иной степени рискует. Уклоняющийся противник без особого труда достает вас боковым по корпусу или всклинивает вам руку, что само по себе равноценно поражению. В Радогоре существует обязательный порядок стабилизации позиции.

Идея его в том, чтобы не делать прямой, излишне очевидным для противника, и тут же атаковать возможные действия противника, реагирующего на ваш прямой.

Радогора заставляет думать, что бой - это совокупность действия, не допускающая стихийные, взаимонесвязанные самопроявления. Радогора идеально использует конструктивные особенности руки, в частности, взаимосвязь трех ее крупных суставов. Каждый из суставов последовательно трансформирует силовой импульс, сосредотачивая его в атакуемой зоне. Стихийная Радогора, не связанная с базисным явлением - сечей, может наблюдаться на рефлекторном уровне бойцов других видов единоборства. Например, самый молодой чемпион мира по профессиональному боксу Майкл Тайсон почти идеально атаковал русской распалиной. Безусловно, в его представлении этот удар имеет иное название и происхождение

Способы нанесения прямого удара в русском кулачном бою.

Прямой "со свечи".

- "растяжной".

Особенность ударов в том, ко они сформированы с телом, развивающим атаку.

Прямой "со свечи" использует только силу плечевого пояса. Удар набрасывается сверху.

В "растяжном" корпус скручивается, и прямой использует инерцию этого движения.

# Символ показывает объем силового потенциала удара. Количество символов пропорционально силовой характеристике удара.

Легендарный Полидевк в традиционной позиции (греческое изображение). Выведение буздыгана.

На кинограммах:

Прямой "с косача", "косец".

Особенность этого удара заключена в том, что его "выбрасывают" вперед оба плеча. Удар поставлен в строго горизонтальную плоскость, оттого наносится главным образом в корпус противника. Относится к категории наиболее сильных ударов.

-- "накидуха с подола".

Малая подвижность корпуса при развитии этого удара делает его ограниченно сильным, но, вместе с тем, прекрасным связующим элементом в сложной по технике атаке.

Один из самых сильных прямых ударов - "раскачной". Подробный его разбор приводится в книге "Изначалие".

Прямой "в стяжку". Эго удар маневра. Его силовой потенциал невелик, однако, "в стяжку" прекрасно справляется с функцией блока, когда, например, необходимо сбить руку противника, сразу атакуя того в голову.

Типовая атака Радогора с использованием доминирующего буздыгана. Кинограмма запечатлевает фрагменты ударов и переходов рук в атакующие позиции. Здесь прекрасно демонстрируется идея "расслабление-концентрация", активно работает "мерцающее" сдерживание и показано действие вертикальной локтевой петли.

Идея прямого удара отводит предплечью и кулаку роль единого стержня. Таким образом, плечо, воздействуя на локтевой сустав выбрасывает вперед всю конструкцию, а не каждую ее часть в отдельности, как это выглядит в сече, о чем я уже упоминал. Носитель-толкатель-ударная часть, соединенная с толкателем ].

Способы специальной тренировки руки в славяно-горицкой борьбе.

Ломание спичек прижатием пальцами Количество увеличивается пропорционально навыку.

Вращение тяжелого железного прута. Упражнение прекрасно усиливает и развивает связки локтевого сустав.

Упражнение на цепкость кисти. Шишка ломается с лету.

Огневой бой. Проводятся по двум версиям: одиночный выстрел и тройной выстрел.

После команды полевого судьи «Koн!» соперники должны войти в площадку и с любого расстояния (но не выходя за ее пределы) поразить противника, используя соответствующее число выстрелов. В ходе поединка допускаются любые способы передвижения по площадке (включая шаг, бег, прыжки, кувырки, перекаты и акробатические трюки), защита техникой Свили и огневое подавление действий противника.

В Огневом бою принята следующая система оценок:

- входящее попадание в любую часть головы, в горло или в шею, в середину или левую часть груди (спины), в правую часть живота или низа спины - высший балл ;

- входящее попадание в живот, правую часть груди или спины, в ключицу, в плечо, в бедро, в колено - средний балл ;

- входящее попадание в голень или в предплечье, или скользящее попадание по ноге (по руке, по голове, по корпусу) - низший балл .

Результаты произведенных выстрелов суммируются, и на их основе определяется победитель - стрелок, первым набравший необходимое число баллов.

Чистая победа (досрочная остановка боя) засчитывается при получении высшего балла. Победой с явным преимуществом (досрочная остановка боя) признается получение 2 средних баллов. Технической победой признается получение 1 среднего балла или 3 низших баллов. При равенстве высших или средних баллов признается обоюдное поражение противников. Ничьей признается взаимный промах противников или наличие у них 1 - 2 низших баллов.

Из истории славяно-горицкой борьбы. Зарождение славянских школ боевого единоборства относится приблизительно в 3-2 вв. до н. э. На Руси бойцовские традиции имеют многовековую историю. Параллельно развивались и развлекательная, игровая народная традиция и боевые виды единоборств. При всем их различии между этими направлениями существовала очевидная связь: народная забава была своего рода школой по начальной подготовке будущего бойца.

Самый древний вид борьбы на Руси - медвежья борьба - уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. (Проводившиеся на поле ритуальные схватки были призваны отогнать от посевов злых духов.) Считается, что от медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест, на вороток и т.д.

Большое распространение получила также заимствованная у тюркских народов борьба на поясах (в настоящее время признана официальным видом спорта).

Наряду с борьбой у нас в стране развивались различные виды кулачного боя с акцентированной ударной техникой: сам на сам, толпа на толпу, стенка на стенку, сцеплялка - свалка и т.д.

На Руси практиковались судные поединки и бои на заклад («призовые» бои). Значительный пласт национальной боевой культуры сформировался благодаря навыкам воинского сословия - дружинников, бояр, воевод. В систему профессиональной подготовки русских воинов входили среди прочего стрельба, метание ножей, фехтование на всех видах холодного оружия, борьба в доспехах и т.д.

Берсерки (бирсерки) или ярыги (ярые воины) занимают особое место в истории русских боевых искусств. Подобные воины-одиночки (существовавшие у многих индоевропейских народов) благодаря своим особым навыкам могли противостоять целому неприятельскому отряду. В состоянии аффекта ярый воин был нечувствителен к боли и мог преодолевать препятствия, неприступные для человека в обычном эмоциональном состоянии.

Со временем, когда на первое место вышло огнестрельное оружие, рукопашный бой как область профессиональных навыков начал терять былое значение, но народная состязательная культура - несмотря на многочисленные запреты, - продолжала развиваться.

Славяно-горицкая борьба как таковая - авторский стиль Александра Константиновича Белова, зародившийся в начале 1980-х. Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов - горицах. А.К.Белов (воинское имя - Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).

Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба - доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации.

В 1991 в Кинешме прошел первый Всесоюзный семинар по славяно-горицкой борьбе. С 1994 регулярно проводятся чемпионаты России, а также соревнования областей, городов и т.д. В 1996 основана Федерация славяно-горицкой борьбы России (президент - А.Белов), объединяющая сеть спортивно-методических школ, клубов и региональных союзов. Центральная школа Федерации СГБ - клуб «Сварог». Федерация проводит различные соревнования, организует авторские семинары и школы спортивного мастерства, готовит мастеров, тренеров и инструкторов по славяно-горицкой борьбе. Ежегодно составляется рейтинг сильнейших борцов России.

В настоящее время славяно-горицкая борьба изучается и развивается не только в России, но и в странах СНГ, а также дальнего зарубежья: к примеру, проводятся чемпионаты Болгарии, регулярно проходят семинары в Италии, японские специалисты боевых искусств отсняли учебный фильм.

Игорь Рязанцев

Славяно-горицкая борьба (СГБ)- возрожденное А. Беловым национальное боевое искусство. СГБ соединяет самые разноплановые традиции отечественной состязательной культуры, и хотя как система она ранее не существовала, ее составные части - засечный, стеношный, охотницкий бой и Влесова боротьба - реальные элементы состязательной традиции.

Славяно-горица вобрала в себя все те крупицы древнерусских ратоборств, которые удалось собрать в многочисленных этнографических экспедициях энтузиастам возрождения национальной состязательной культуры.

На западе СГБ известна как gorits fighting.

Виды боя в СГБ

Классический бой - комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный бой в стойке. Имеет специальную задачу - достижение победы над противником за счёт использования тактического искусства и комбинационного превосходства. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба лёжа ограничена или запрещена.

Штурмовой бой - комплекс организованных атакующих действий, в задачу которых входит активное наступательное подавление любых форм сопротивления противника, независимо от его физических данных и степени боевой подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку. Базируется на изучении и управлении моделями поведения человека и стандартами механики его действий. Штурмовой бой наиболее применим в условиях уличной драки, а также в ситуациях, требующих принятия единственно правильных решений.

В основе уличного Штурма - оперативная оценка боевого поведения противника и использование этой оценки для выбора наиболее точной формы атаки. Звучит ёмко, а выполняется вся процедура рефлекторно, в объёме одной секунды. Данный вариант Штурма можно считать реакцией на поведение противника.

Спортивный Штурм имеет массу условностей, характерных только для данного жанра. Он обязывает соревнующихся атаковать на протяжении всего времени поединка, иначе действия сторон вряд ли можно назвать Штурмом. Обоюдное наступление выглядит обычно жестоким взаимным избиением на "заклинившей" дистанции. В этом сложность спорта. Уходить с дистанции с целью обороны нельзя, по правилам, это означает отказ от боя. Побеждает тот, кто способен прорваться в клинч, сбить противника на землю и, не теряя инициативы, завершить начатую атаку на земле. Первыми в бой вступают ноги, это тоже обязательное условие.

Схема спортивного Штурма:

  • с дальней дистанции - удары ногами;
  • на средней дистанции - серийные удары руками;
  • после сближения - сбивание на землю;
  • безостановочное продолжение атаки на земле.

На всё про всё - 10 секунд, данный отрезок времени называется "сходом". Всего в одном спортивном бою 10 сходов. По правилам, время пауз между ними не должно превышать времени самого схода (т.е. 10 секунд).

Тотальный бой - комплекс специально организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенностью Тотального боя является специальная техническая подготовка, ориентированная на ведение боя с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга и каратэ, а также русская стилистическая организация приёмов этого боя. Тотальный бой наиболее применим для поединков с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу лёжа.

Военно-прикладной бой - специализированный армейский комплекс, отвечающий целям и задачам подготовки воина для ведения боевых действий на коротких огневых дистанциях и в условиях рукопашного соприкосновения с противником. Включает в себя: огневую подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку специальным способом; особые приёмы перемещения и контроля пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным оружием.

Базовые стили

РАДОГОРА - стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические наработки школ: славяно-горицкой борьбы, советского бокса и русских этнографических стилей.

ПОДОЛ - стиль боя ногами, где руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов, из исторических школ русского рукопашного боя.

КОРОМЫСЛО (пропорциональный стиль) - система боя, в котором высокий темп движений достигается поочерёдными ударами рук и ног за счёт инерции и пластики, что экономит усилия.

УКЛАД (сплав нескольких видов борьбы) - способ борьбы, объединивший технико-тактические наработки русской исторической школы и арсенал специальных приёмов для ведения Тотального боя.

ПОЗЁМ (комплексный бой на земле) - стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, любые удары лёжа.

СВИЛЯ (боевая гимнастика) - система действий, позволяющих уклониться от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику движений: позволяет избежать атаки без чрезмерных усилий.

Стили применения

ПЯТА (стиль неплановых ситуаций) - вырабатывает навыки ведения боя в темноте и тесноте, на скользком покрытии и при численном превосходстве противников.

ГРУДОК - способ организации боя с противником, превосходящим физически (по росту, весу и силе).

ГИБКИЕ ПЕРЕСТРОЕНИЯ (противосистема) - маневрирование и тактические хитрости с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства.

"С-42" - славяно-горицкая борьба, адаптированная к применению в реальных боевых условиях. Включает в себя наиболее результативные технические действия, систему выживания и специальные навыки.

ОГНЕВОЙ БОЙ - бой с использованием огнестрельного оружия. Система строится на основе: а) пистолетного троеборья: встречный бой (дуэльная стрельба в движении), прицельная стрельба, демонстрация техники боевого перемещения; б) общих принципов боя с автоматом.

КЛИНКОВЫЙ БОЙ - система боя на основе ножевого троеборья (свободный бой, метание ножа и демонстрация боевой техники в перемещении).

Атака клоунов. Славяно-горицкая борьба
В последнее время в мире боевых искусств появилось очень много систем рукопашного боя, которые можно охарактеризовать одним словом – фэйк. Собственно и боем эти системы назвать тяжело, скорее занятия, проводимые по этим системам похожи на сборища какой-то секты. Где есть наставник, вливающий в уши своих учеников абсолютную чушь и сами ученики, с открытыми ртами слушающие своего «сэнсея». Сегодня мы хотим с вами поговорить о таком фэйке в мире единоборств, как славяно-горицкая борьба.
Создателем этого «древнего» стиля рукопашного боя славян является Белов А.К., взявший себе боевое имя «Селидор», звучит очень круто, но толку это не добавляет носителю этого страшного имени. По словам самого создателя борьбы, стиль этот корнями уходит в далекое прошлое, еще в дохристианскую Русь именно там она зародилась и культивировалась. Потом приемы боя были забыты и в 1986 году были подняты из тьмы веков господином Беловым. Собственно с этого все и началось.
Видеозаписями с приемами этой страшной и смертоносной борьбы пестрит весь интернет. Все желающие могут посмотреть на тренировки настоящих славянских воинов, а особо заинтересовавшиеся могут даже принять в них участие, естественно, не бесплатно. Если вы вдруг в лесу увидите людей в камуфляже, непонятно зачем размахивающих руками и ногами, не пугайтесь – это не террористы. Скорее всего, вы стали свидетелем тренировки адептов какого-то древнего боевого искусства. Однако мы отвлеклись.
Итак, борьба эта включает в себя три основных комплекса – это классический бой. Эта ветвь подготовки бойца подразумевает, что его будут готовить к выступлениям на различных спортивных соревнованиях. Далее, у нас идет штурмовой бой – это уже серьезнее. Такой бой рассчитан на нападение и молниеносное подавление сопротивления противника. И последний, тотальный бой тут все совсем страшно. Человек, овладевший секретами этого стиля боя просто, не оставляет своего противника в живых.
Такой боец может легко вести поединок с представителями всех известных школ единоборств, кроме адептов боевого самбо. Почему с ними не могут сражаться славяне? Да, потому, что подготовка у них гораздо лучше – это, кстати сказал сам господин Белов в одном из своих учебных видео. Правда, перед этим он говорил о том, что настоящему бойцу не нужны залы и татами, для подготовки бойца хватит и лесной поляны, а потом буквально через несколько минут опроверг собственные слова. Оказалось, что у самбистов подготовка гораздо лучше именно по причине тренировок в зале. Хочется спросить, а остальные единобрцы не в зале тренируются? Почему их славяне могут бить, а самбистов нет?
Дальше еще интереснее, как мы говорили ранее, все три ветви развития бойца направлены на его подготовку, как к спортивным соревнованиям, так и к настоящему, смертельному бою. Вся беда в том, что представители славяно-горицкой борьбы в соревнованиях не участвуют. Видимо, это все обусловлено уровнем подготовки бойцов и теми смертоносными знаниями, которые они в себе носят. А еще для бойца славяно-горицкой борьбы совершенно ненужна физическая подготовка и заучивание приемов борьбы. Мастер дает только первые азы, а потом ученик сам придумывает движения, которые ему удобны и подходят по строению тела. Да, вы не ошиблись, как таковой системы приемов в борьбе нет. Зачем себя утруждать заучиванием ката или тау? Это никому не нужно.
В заключение хотелось бы сказать, что если вы вдруг в своем городе увидите объявление о наборе групп по изучению славяно-горицкой борьбы. Где вам будут обещать в короткий срок научить эффективно, защищаться от любого нападения, не верьте. Лучше посмотрите дома несколько роликов об этой борьбе, и вы сразу все поймете. Самое страшное в таких мастерах, что они дают людям веру в то, что они что-то умеют и при встрече с хулиганом или грабителем. Такой человек, веря в свои силы вместо того, чтоб убежать или попытаться позвать на помощь, вступит в бой, который для него может стать последним.
Не верьте мошенникам, для защиты заведите себе собаку или купите оружие. А если вы не ищите простых путей, то отправьтесь в секцию старого и проверенного бокса или карате.

Поделиться