Смазки скольжения для беговых лыж. Секреты лыжной подготовки

Смазка

Подготовка лыж для конькового и классического ходов значительно отличается, это обуславливается рядом особенностей и спецификой как самих лыж, так и различиями в фазах толчок-скольжение при этих ходах.

Немаловажным при подготовке лыж, является то что их поверхность должна быть сухой, чистой и иметь комнатную температуру!

Так же существует разница в подготовке пластиковых и деревянных лыж (к пластиковым относятся и полу пластиковые лыжи). Всё что связанно с использованием парафинов (смазок скольжения), порошков, ускорителей и других специальных средств для подготовки, применимо лишь к пластиковым лыжам и лыжам имеющим пластиковую скользящую основу. Что касаемо мази, то она применяется в равной степени как на деревянных, так и на пластиковых лыжах.

Подбор смазки – очень сложная процедура, почти искусство. Тренера и смазчики команд, тратят месяцы, а то и годы на приобретение опыта обращения и работы с материалами и аксессуарами различных фирм производителей. К сожалению, их знания и опыт, как правило, держатся в секрете и передаются только коллегам по команде. Но во многих городах уже появляются (на конец-то) сервисные центры, при лыжных базах и прокатах, где подготовку лыж, за чисто символическую плату, осуществляют специалисты. Конечно, стоимость такой услуги в большей степени будет зависеть от стоимости материалов, которыми производилась подготовка, но зато человек получит огромное удовольствие от самого катания, получит грамотную консультацию, квалифицированный уход за лыжами и снимет саму проблему подбора смазки и подготовки.

Для желающих самостоятельно готовить лыжи есть некоторые правила и рекомендации изложенные ниже. В основном при подборе смазки руководствуются своими финансовыми возможностями, поскольку зачастую качество материалов, определяется их ценой (хотя возможны исключения).

Рынок смазочных и сервисных материалов с каждым годом становиться всё насыщеннее и задача продавца-консультанта помочь покупателю выбрать оптимальный вариант. Обще принято считать мировым лидером по производству смазок фирму “Swix”(хотя очень условно и спорно). Так же есть такие зарубежные марки как: “START”, “Briko” и многие другие, но все их отличает высокая цена материалов, при не гарантируемом лучшем результате. Это связано с разными климатическими условиями “у них” и в России. Ведь смазка одной и той же марки, в разных климатических поясах, в разных регионах, при одной и той же температуре и влажности работает совершенно по-разному, а иногда не работает вовсе. Хотя могла показывать великолепный результат. Всё это в равной степени относится и к отечественным смазкам. Их выбор не так велик как выбор импортных, но их цена ниже на несколько порядков, а качество иногда не уступает, а иногда и превосходит импортные аналоги.

Из их числа можно привести: “ЛУЧ” Екатеринбург, “М ВИС” Москва, “ANCOR” Киров. Конечно же именитые “Висти” Н.Новгород, которые уже много лет являются лидерами продаж в России и пользуются популярностью не столько из-за качества, сколько из-за цены.

Коньковый ход.

Ввиду того что в коньковом ходе “работает” вся скользящая поверхность лыжи, что связанно с особенностью толчка, следовательно обслуживанию и обработке подлежит вся поверхность. Подготовка лыж к коньковому ходу выглядит следующим образом: парафин наносится на сухие, чистые лыжи, на всю скользящую поверхность натиранием, либо, если парафин тугоплавкий, его лучше наносить струйно-капельно с горячего утюга, когда брусок наносимого парафина прижимается к подошве разогретого сервисного утюга. Не допускать сильного перегрева парафина! После остывания парафин удаляется пластиковым скребком. Остатки мелких частиц парафина “выдираются” из пор пластика жёсткой медной или синтетической щётками. Затем производиться полировка поверхности мягкой щёткой из натуральной щетины. Эта процедура необходима для придания частицам заплавленного парафина, направленной структуры.

Классический ход.

Сложность подготовки лыж к классическому ходу, заключается в необходимости использования мази держания. Перед её нанесением на скользящие концы лыж (сухие и чистые), наносят смазку скольжения (парафин), в вышеизложенном порядке, при этом колодку или как её ещё называют, грузовую площадку, оставляют чистой. Это связанно с тем, что мазь нанесённая на парафин в процессе скольжения значительно теряет в своих первоначальны качествах и плюсом ко всему на порядок снижается продолжительность её действия. Проще говоря, она просто “не держит” и очень быстро сходит с поверхности лыжи.

Мазь, как и парафин подбирается по температуре и влажности, указанной на упаковке фирмой производителем. Наноситься она натиранием, не слишком толстым слоем, “под колодку”, как говорят некоторые лыжники. Затем нанесённая мазь растирается натуральной или синтетической пробкой, до появления на поверхности лыжи блестящей однородной плёнки. Не следует сильно “растаскивать” мазь по поверхности лыж ни ввверх, ни вниз.

Возможно разравнивание мази сервисным утюгом, при этом он должен быть чистым (от остатков парафина), и не слишком горячим что бы не перегреть мазь! Вообще при подборе инвентаря в первую очередь нужно основываться на пожеланиях каждого клиента и его индивидуальных особенностях, таких как длинна рук и ног, рост и вес, и их пропорциональное соотношение. Нельзя не отметить решающую роль финансовых возможностей клиента, при подборе инвентаря, смазок и аксессуаров, потому как “ограниченный размер кошелька” ощутимо сузит выбор возможных вариантов и моделей, из предлагаемого ассортимента. По сему подбор экипировки, инвентаря, смазки и аксессуаров, процесс творческий, но сложный и трудоёмкий. Хотя он может быть увлекательным как для продавца-консультанта (при его хорошей подготовленности) так и для самого покупателя.

Шишкин Павел Павлович
г.Киров ООО “Анкор.Спорт”.

Производители рекомендуют накладывать парафины слоями, например, SWIX: CH-LF-HF (START: SG-LF-HF). Бесфтористый – легкофтористый – высокофтористый. Почему? Очень важно, чтобы скользящая поверхность (СП) была покрыта парафином без микропропусков. А парафины с высоким содержанием фтора хорошо отталкивают не только воду, но и не самым лучшим образом смачивают пластик, прилипают. Бесфтористые парафины лучше прилипают к СП. Поэтому правильно СП новых лыж сначала смачивать CH (SG) парафином (делать базу, основу для следующих слоёв), затем менее липкими парафинами. Этот слой парафина выполняет функцию первоначального смачивания, в дальнейшем применение именно бесфтористого парафина для базы необязательно.

Понятие «слой» служит лишь для того, чтобы легче объяснить пользователю суть процесса. На самом деле все слои переплавляются и получившаяся смесь имеет очень малый процент парафина, с которого начинали. Вспомним процесс нанесения: наплавил на СП большое количество парафина, скребком и щётками вычистил его до тончайшего слоя, затем снова заливаем СП большим количеством более фтористого парафина. Малое количество CH переплавляется с большим количеством LF. Аналогично с HF-парафином. Несмотря на малое количество, влияние базового парафина на свойства конечного сплава всё же есть. Поэтому под морозные парафины накладывают слой более легкоплавкого, более пластичного парафина, что предотвращает перегрев и скалывание, а под тёплые парафины при абразивном снеге накладывают жёсткие морозные.

На какой парафин накладывать порошок?

Фторуглеродные порошки обеспечивают наилучшее водоотталкивание и хорошее скольжение. Проблемой является нанесение плёнки фторуглерода на лыжу. Мало того, что расплавленный порошок плохо смачивает пластик на основе полиэтилена, ещё и легко подплавить СП. Для того чтобы порошки могли долго и эффективно работать, необходим промежуточный слой синтетического фтористого парафина. START рекомендует накладывать SFR(порошки) на HF парафин. А по рекомендациям SWIX возможна не только связка HF-FC (разные порошки), но и связки LF7-FC, LF8-FC и LF10-FC. На практике не замечено снижение устойчивости слоя порошка, положенного не на HF, а на LF SWIX. Это не значит, что скользить будет одинаково или с LF всегда хуже. Приходится пробовать. И только во избежание лишней неопределённости любители под порошки чаще накладывают HF.

Парафины какой фирмы лучше катят?

Задачка решается перебором, т.е., откаткой множества вариантов. Производителей смазок великое множество, никаких денег не хватит попробовать их всех. Что же покупать любителю? В магазинах наиболее распространены SWIX и START. Их и берите. Рекомендуемый мной набор смазок для Подмосковья банально прост: HF80 START, LF6 SWIX, HF7 SWIX, HF8 SWIX. Морозные парафины катят без добавок, более тёплые пригодны для одного из вариантов смазки на вымороженный, трансформированный снег. Другие варианты требуют покрытия парафинов порошками. Применение порошков, кроме их отличной работы при большой влажности, оправдано также тем, что у тёплых парафинов есть проблема износостойкости. Порошки повышают устойчивость смазки. Рекомендую порошок F9-20(±4°) от «9-го элемента». Для создания сплошного покрытия СП фторуглеродом комбинируют суспензии (активатор F9-01, в частности) и порошки, таблетки и порошки. Например, сначала натирают лыжу таблеткой, затем наплавляют порошок. Нет опасности касания СП горячим утюгом, всегда есть прослойка. Поскольку нужна лишь тонкая плёнка фторуглерода, порошка уходит меньше. Это более экономично (в сумме таблетка + порошок) и безопасно для СП, чем работа с одним порошком. Таблетку SFR99(±9°) START часто применяю самостоятельно на не свежий, лежалый снег и на температуры холоднее, чем рекомендованы для порошка F9-20. Таблетка и порошок – это не одно и то же. По крайней мере, часто разделяют условия применения таблеток и порошков по влажности. START рекомендует применять порошки как верхний слой при большей влажности, чем таблетки.

Для Питера , на мой взгляд, подбирать смазку легче. Влажность всегда высокая, много свежего снега. Вариантов меньше. Хороша вся линейка парафинов PHF от START. В пользу полимерных парафинов также выступают их высокие грязеотталкивающие свойства, что немаловажно, когда лыжню готовят чадящим «Бураном». Полимерные парафины позволяют использовать одинаковую смазку для тренировок и соревнований. Просто дешевле, чем обычные фторуглеродные порошки, а уж тем более полимерные. (Также можно обойтись более дешёвым смазочным утюгом.) И в большинстве случаев без потери качества скольжения. Только на марафонах может быть заметна принципиальная разница. Сейчас парафины серии PHF не производятся, однако их ещё можно купить. Ещё что-нибудь на мороз, тот же HF80.

Иметь обе линейки смазок и для Питера, и для Москвы весьма полезно. Легче решаются проблемы со сложным снегом, особенно вблизи 0°. Кстати, полимерные парафины могут быть хорошей базой для порошков. Можно составить минимально допустимый набор для любителя всего из трёх парафинов: HF80(-7°-25°), PHF600(-1°-6°) от START и HF7(-2°-8°) от SWIX. Здесь PHF600 на большую влажность, HF7 на снег, подсушенный ночным морозцем, неабразивный. Парафины при необходимости можно смешивать, накладывая в шахматном порядке и переплавляя. В большинстве случаев на холод скользить будете неплохо. Даже без порошков. А смазка на воду вам не нужна, поскольку не поможет, если у вас нет плюсовых лыж.

По Дену Брауну скользит/не скользит – понятие относительное, а не абсолютное. Не надо надеяться, что на каждое состояние снега есть смазка, позволяющая катить идеально. Удачная смазка позволит катить лучше других лыжников. Ещё Браун пишет: будьте проще.


Парафины PHF от компании START – полимерные высокофтористые парафины. Хороши при большой (>85% строго!) влажности. Могут служить заменой традиционным фторуглеродным порошкам. (Не на марафонах.) Сам START пишет это в инструкции-вкладыше к парафинам PHF200 и PHF400! Рекомендуют применять на старый и грязный снег. По моему опыту, PHF хороши именно на свежий снег, не успевший потерять влажность. Ниже описываются свойства разных парафинов, приведены характерные эпизоды тестирования. Качество скольжения определялось в сравнении со скольжением лыж, обработанных другими смазками и относительно других лыжников.

Парафины PHF

PHF200 (+1°+10°) очень хорош. Максимальное водогрязеотталкивание. Мягкий, пластичный. Вычищается щёткой до тонкой плёнки, которая прочна, долго не рыхлится, не седеет. Пробовал в Питере на «Прибое» при +5°, после дождя. Весенний крупнозернистый грязный снег. Хвоя, веточки. После прохождения 25 км парафин на месте, под колодкой еле заметная белесость. Протёр белой бумагой, бумага осталась чистой. Грязи не набрал.

Если весеннее солнце светит на лыжню, то 200-й отлично катит до -6°. База важна! Использовал CH7(-2°-8°)SWIX. CH7 даёт прочную базу, без пропусков, о чём свидетельствует сплошной жирный блеск.

PHF400 (-1°+1°) разочаровал. Седеет быстрее 200-го. Старый снег – на минус, свежий – на плюс. Слишком похож на PHF600. При температуре теплее -1° среднеморозные лыжи не катят ни на какой смазке. На плюсовых лыжах 200-й работал лучше 400-го.

PHF600 (-1°-6°) очень хорош от -2° до -6°. На свежий пушистый снег великолепен. Однако бывает свежий снег, выпадающий в виде крупы, на котором PHF600 подтормаживает. Попадал на такой снег при температуре -2° и -6°.

PHF800 (-6°-12°) жёсткий, для удобства нанесения надо молоть в порошок. Пробовал в подмосковном Чулкове после сильного снегопада, при температуре -10°. Редкая погода с ночного тепла (-8°) на дневной мороз. Отлично катил. Лучше всех стартовавших. В Питере в своём температурном диапазоне катит всегда.

Снег в Москве и Питере

Есть разница в свойствах снега под Питером и в Подмосковье. Подмосковье более сухое, снег чаще старый. Полимерные парафины, едущие в Питере практически всегда, в Подмосковье могут не быть лучшими. В Подмосковье популярен парафин START BM6 с молибденом, что невозможно представить на свежем питерском снегу. Любительские старты в Подмосковье более массовые, снег перемешивают сильнее. Так что от свежего не остаётся и следов. А часто и глину наружу выворачивают.

Профи иногда накладывают разную смазку на носок и пятку лыжи. Это понятно, ведь носок формирует водяную плёнку, а пятка катит по готовой.

Для базы при температурах теплее -10° рекомендую CH7 от SWIX (423 REX BLUE тоже хорош, SG4 от START нравится меньше.), для температур холоднее – SG6 от START или LF6 от SWIX. Несмотря на твёрдость, их наносить удобно. Пользоваться ещё более тугоплавкими SG8 или LF8 в качестве базового на абразивный снег рекомендует производитель START, однако эти похожие на стекло парафины неудобны в работе, можно перегреть голый пластик. В теории перед наложением HF, PHF или нано-парафина надо положить ещё легкофтористый BWLF от START. Считаю это излишним. Нет проблем при наложении парафина на парафин.

Чистого снега не бывает

Лыжи вытапливают из снега копоть и много чего ещё. Грязь оседает на СП, скапливается в бороздах структуры. Лыжи необходимо промывать от грязи. Если вы будете смазывать грязные лыжи, то просто испортите новый парафин, он потеряет свои скользящие свойства. Проще всего промывать базовым парафином, тем, который будете использовать сегодня. Просто нанесите новый парафин и вычистите его латунной щёткой. Ещё лучше прочистить структуру ультратонкой стальной щёткой, протереть салфеткой от пыли, а уж затем промывать. Не храните долго грязные лыжи! При больших перерывах в катании лыжи надо покрывать чистым парафином. Иначе сильно пострадает смачиваемость пластика парафином, что обязательно скажется на износостойкости смазки.

Сервисный парафин

Удобно промывать СП легкоплавким сервисным парафином. Например, BP99 SWIX или SOFT SKI-GO. Сервисным парафином грязь хорошо смывается (главное – безопасно для СП) и оказывается на утюге. Её надо стирать с утюга, иначе пригорит. Сервисный парафин также накладывают на новые лыжи на начальном этапе подготовки. Потом, растворяясь в более тугоплавком базовом парафине, сервисный послужит его проводником в мелкие борозды структуры.

Тонкая материя

Износостоек только тончайший слой парафина! Толстый слой быстро разрыхляется, седеет. Для создания тонкого слоя использую ручную латунную щётку. Для мягких парафинов предпочитаю комбинированную роторную щётку из конского волоса и белого нейлона и оборотистую дрель. Чищу половиной щётки из конского волоса до тех пор, пока с лыж не перестанет лететь белый порошок. Далее легонько 2-3 прохода ультратонкой ручной стальной щёткой для проработки структуры. Потом полирую белым нейлоном. Точное соблюдение рекомендаций SKI-GO. Цитата из методички: «Остаться должна лишь очень тонкая плёнка последней нанесённой смазки на поверхности бороздок структуры. Лыжи, плохо обработанные щётками, не дают оптимального скольжения».

Нанесение жёсткого морозного парафина из бруска затруднительно, приводит к большому расходу парафина. Порошковые версии морозных парафинов VAUHTI, SKI-GO, SWIX удобны, экономичны.

Как самому молоть парафины в порошок?


Плавим брусок на утюге, льём капли расплавленного парафина в таз с водой. Полученные парафиновые хлопья собираем, сушим на бумаге. Затем малыми порциями мелем на чистой электрокофемолке. Кофемолку потом выбрасывать необязательно – остатки парафина легко удалить. Мелкие крупицы парафина требуют для расплавления гораздо меньшее количество теплоты, чем брусок. Их легко распределить по скользячке равномерно. Плавим утюгом, прижимая порошок сверху. Сокращается расход парафина, меньше работы скребком и щёткой. Пользоваться морозным парафином становится удобно.

Важные подробности

При выборе варианта смазки надо, прежде всего, учитывать состояние снега, его структуру. Как давно он выпал, какой был суточный ход температур? Большой суточный ход температур быстро старит снег. Важен способ подготовки лыжни. Если лыжню готовят ратраком, то нижний старый снег перемешивают со свежим верхним. Да ещё и подплавляют его, расходуя немаленькую мощность машины. Если лыжню укатывают ногами, то свежего снега сверху остаётся больше. Состояний снега множество, например, свежий снег для смазки не одно и тоже, что свежий падающий. А падающий снег бывает в виде пушистых крупных хлопьев и в виде мелкой крупы…

Проверять скольжение лыж, смазок желательно на снегу именно той структуры и степени прикатанности, какая предполагается на соревнованиях.

Одно правило выбора парафинов

Рекомендации производителей смазки выглядит примерно так: на новый и старый снег в диапазоне температур от … до … И диапазоны температур нескольких парафинов одной линейки пересекаются. Это позволяет точнее приспосабливать смазку к структуре снега.

У большинства парафинов холодная граница температурного диапазона применения соответствует свежему снегу, а тёплая – старому. (Не всегда, есть парафины, назначение которых – снег только определённой структуры, о чём обязательно написано в методичке изготовителя.)

И при свежем снеге надо пробовать парафин более холодного диапазона, а при старом – более тёплого.
Сказанное не относится к леденистому, агрессивному снегу. Для него парафин нужен жёсткий, морозный, содержание фтора часто неважно. А молибденовая добавка желательна.

С парафинами, структурами, эпюрами лыж в самом общем смысле всё подчиняется единому правилу: новый, пушистый снег неплотно прилегает к СП, как «промокашка» отбирает воду из водяной плёнки, требует для скольжения более жёсткого парафина, более гладкой структуры, более плавной эпюры, чем следует из показаний термометра.


Парафин для лыж необходим для улучшения скользящего момента. На каких бы лыжах мы не катались – классических или для конькового хода – без дополнительного смазывания лыжи будут давать слишком хорошее сцепление со снегом. Но хорошее сцепление нужно только при движении колес по асфальту. Для того чтобы развивать скорость на снежном склоне, лучше иметь минимальное сцепление с поверхностью. В случае равнинного катания уменьшение трения способствует снижению усилий, прилагаемых человеком при движении.

Что такое парафины

Парафины – это углеводородные смеси, образуемые в качестве побочного продукта нефтяной переработки. Парафиновые составы имеют разную степень вязкости. Бывают:

  • мягкие (жидкие) парафины, которые плавятся при комнатной температуре;
  • твердые – плавятся при нагревании в пределах 70° C;
  • кристаллические – переходят в жидкое состояние при температуре выше 70° C.

Функционально парафины – это в большинстве случаев смазывающие водоотталкивающие вещества. Их добавляют в различные смеси для придания соответствующей консистенции и свойств. Например, на основе нефтяных углеводородов делается вазелин.

Парафины используются в технических смазках. Эти вещества нашли свое применение и в лыжном спорте как средства, улучшающие скольжение лыж и сноубордов.

Лыжные парафины

Лыжные парафины традиционно делятся на:

  • смазки для холодного катания при температуре снега ниже -12° C;
  • смазки для катания при температуре снега -12° C…-2° C;
  • теплые смазки для снега температурой выше -2° C.

Ключевым веществом, обеспечивающим лучшее скольжения при высоких температурах, является фтор. Чем меньше фтора, тем на более сильный мороз (и низкую влажность) рассчитан парафин. И наоборот, высокофтористые смазки рассчитаны на мягкую и влажную погоду.

Существуют универсальные смазки, состав которых обеспечивает хорошее скольжение на любом снеге. Например, спрей TOKO Irox Fluoro, хотя и является низкофтористым, рассчитан на использование в широком температурном режиме 0° C…-30° C. Помимо фтора в состав лыжных смазок входят: силикон, различные соли, окисленные металлы.

Использование парафинов на пластиковых лыжах

Казалось бы, пластик – хорошо скользящий материал и без смазок. В отличие, например, от традиционных деревянных лыж, которые за счет низкой плотности материала обеспечивали лучшее сцепление с поверхностью и, соответственно, хуже ехали.

Новые лыжи, действительно, отлично скользят. Но по мере катания на скользящей поверхности и кантах появляются микротрещинки. Частицы льда и снега портят пластик. И хотя человеческому глазу эти изменения не заметны, под микроскопом поверхность такой лыжи напоминает горный ландшафт. Скользящие свойства из-за такого ландшафта ухудшаются.

Для того чтобы все эти микроповреждения заполнить, восстановить идеально скользкую поверхность лыжи и используют углеводородные смазки.

Почему выбирают жидкие парафины

Сразу следует отметить, что парафины в жидкой форме по своей функциональности не имеют каких-либо преимуществ перед твердыми восками. Назначение всех парафиновых восков – пропитывание скользящей поверхности лыжи. Для обеспечения наиболее эффективного катания все воски, включая жидкие, требуют термической обработки после нанесения.

Жидкие парафины выпускаются в 2 видах:

  1. жидкая мазь;
  2. аэрозоль.

Парафин в форме крема-мази, в целом, с точки зрения пользователя не имеет каких-либо отличий от твердых видов.

Аэрозольная форма представляет дополнительное удобство в плане нанесения. Правда, часть средства разбрызгивается мимо, из-за чего расход парафинов-аэрозолей всегда больший.

Применение жидких парафинов

Для нанесения жидкого парафина лыжа должна быть чистой и сухой. Частицы грязи, воды, льда, которые забиваются в микропоры скользящего слоя, не позволят нанести парафин правильно.

С термообработкой

Парафинирование лыж с термообработкой, как правило, производится в периоды между катаниями в домашне-гаражных условиях. Это изначально предполагает, что лыжи очищены и высушены.

  1. Нагреваем утюг до 150° С.
  2. Распыляем жидкий парафин на скользящий слой лыжи. Имеем в виду, что разные виды лыж, предполагают различную модель нанесения смазки. У лыж для конькового хода смазывают всю скользящую поверхность. Классические лыжи парафинят, минуя центральную часть.
  3. Утюжим лыжу по направлению от носка к пятке.
  4. Даем лыже остыть и просохнуть при температуре не ниже 0° C не менее 10 мин.
  5. Проходим слой с нанесенной смазкой щеткой.

В результате этих манипуляций разогретый парафин проникает в поры пластика, заполняет их, микроскопический «ландшафт» скользящей поверхности выравнивается. Воск, оставшийся на поверхности – лишний. Его мы удаляем щеткой.

В идеале этот цикл нужно повторить до 10 раз. Дело в том, что вычищение щеткой, помимо удаления поверхностного слоя, извлекает и часть «полезного» парафин, который заполнил микротрещины. Когда мы повторяем парафинирование несколько раз подряд, мы лучше «утрамбовываем» парафином неровности лыжи, заполняем неровности и микротрещины более качественно.

Без термообработки

Часто мы не имеем возможности воспользоваться утюгом, ограничены во времени, а смазать лыжи надо, потому что скользят они плохо. Производители жидких парафинов предлагают теоретическую возможность использования их смазок без термообработки.

  1. Сушим лыжу.
  2. Чистим скользящий слой щеткой для устранения пыли и грязи из пор пластика.
  3. Протираем, даем немного просохнуть.
  4. Наносим НЕБОЛЬШОЙ слой смазки.
  5. Даем выстояться 3-5 мин.
  6. Растираем пробкой, подушечкой или тем, чем мы привыкли пользоваться.
  7. Даем выстояться 10 мин.

Если вы все же положили слишком много смазки, то следует воспользоваться щеткой и убрать лишний слой. Однако производители смазок предупреждают, что при холодном способе нанесения парафина зачистка щеткой на финальной стадии не имеет существенного значения.

А если и будет, то продержится он не более 5 минут. Для правильного холодного смазывания нужно около 1 часа времени. Желательно наличие солнца или какого-нибудь помещения для просушки.

Следует отдавать себе отчет в том, что, даже если соблюсти все вышеперечисленные условия, холодное парафинирование – это всегда экстренная мера, которая по своей эффективности никогда не сравнится с классическим вариантом термообработки.

Стоимость жидких парафинов

Парафины в форме мазей стоят около $5 за 25 г. Спреи, особенно высокофтористые, по стоимости могут доходить до $40 за баллон объемом 50 мл.

Виды лыж не оказывают влияние на выбор того или иного парафина. Однако следует помнить, что в отличие от конькового хода, скользящая поверхность классических лыж требует смазывания дополнительной держащей мазью. Так как традиционное катание предполагает необходимость отталкивания и, соответственно, требует лучшего сцепления лыжи со снегом в месте приложения силы, то держащая мазь наносится по центру лыжи.

Приобретая лыжи, вы должны понимать, что периодически их придётся смазывать. Соответственно, выбор смазки зависит от того – насколько часто вы будете Если ваша цель – несколько часов зимнего спорта в выходной день, то время и расходы на поддержание лыж в надлежащей форме весьма невелики. Но если вы намерены заниматься лыжным спортом профессионально, готовьтесь потратить немало времени. Ускорители, эмульсии, пасты и парафин для лыж – готовьтесь потратиться.

Какая смазка для лыж нужна именно нам?

На сегодняшний день смазки можно разделить на два вида:

  1. Смазки скольжения
  2. Смазки держания

При классическом ходе носовая и пяточная часть лыжи поддерживаются в надлежащем состоянии с помощью смазки скольжения – парафинами. А вот колодку (центральную часть лыжи) обрабатывают держащей мазью – это позволит минимизировать отдачу во время хода. Условно центральная часть лыжи – это расстояние в 50 см от пятки ботинка к носку лыжи.

А вот лыжи, используемые для конькового хода нужно обрабатывать только смазками скольжения по всей длине.

Условно подготовка одной пары лыж у профессионалов разделяется на следующие этапы:

  • очистка мягким парафином (нанесение, снятие пластиковым скребком, чистка щёткой)
  • наложение одного или двух слоёв погодного парафина для лыж (после нанесения лыжи должны отстояться при комнатной температуре минимум 10 минут)
  • снятие пластиковым скребком
  • вычистка щеткой
  • полировка

Лыжные смазки скольжения

Большинство спортсменов и любителей чаще всего останавливают свой выбор на парафине для лыж, однако, маститые профи прибегают ещё к дополнительным ускорителям – порошкам, эмульсиям и пастам. Расходуются они стремительно и стоят, мягко говоря, не дёшево. Если вы не намерены связать с лыжами вашу жизнь, не стоит тратиться на дорогостоящие импортные смазки. В большинстве случаев отечественные — не хуже, а порой и на порядок лучше. Единственный минус некоторых отечественных парафинов в том, что они сходят быстрее импортных.

Срок годности у смазок скольжения практически неограничен. Однако не приобретайте их слишком много «на будущее».

Спуск на горных лыжах в местности с влажным климатом (Москва или Сочи) потребует приобретения фторированного парафина. Если же влажность климата ниже 50%, смело приобретайте парафины без фтора.

Лыжные смазки держания

В продаже встречаются твердые смазки в баночках и жидкие мази в тубах. Качество мази определяется тем, что она позволяет лыжнику оттолкнуться с места без проблем. Когда лыжник делает толчок, под колодкой возникает давление на снег, кристаллы снега входят в слой лыжной смазки держания и лыжа, прижимаясь к снежному слою, позволяет тронуться с места. Но непосредственно после толчка кристаллы снега должны выйти из слоя мази, что позволит лыжнику скользить.

Профессиональные лыжники тратят немало времени, экспериментируя с лыжными смазками держания. Применяется даже особое чередование слоёв мазей, наложение их в шахматном порядке. Чтобы спуск на горных лыжах получился плавным и лёгким, некоторое время следует обращать особое внимание на ход и отмечать трудности во время движения. Кроме того, ботинки для лыж – не тот аксессуар, на котором следует экономить. Только качественная обувь позволит почувствовать ход должным образом.

Что нам понадобится помимо парафина для лыж?

В продаже есть множество дополнительных аксессуаров, приобретение которых зависит только от того – любитель вы или новичок.

Пластиковый скребок понадобится непременно – он необходим для снятия излишков парафина. Обломок прозрачной школьной линейки, кстати, не особо хуже профессионального, который обойдётся вам в несколько сот рублей.

Нейлоновая щётка тоже обязательна к приобретению. Она используется для снятия остатков парафина, когда вы уже убрали основной слой с помощью скребка. Если вы будете использовать горячее нанесение парафина, то без жёсткой щёточки вообще никак.

Грубый фибертекс (Fibertex) – используется для снятия ворса с пластика на новых лыжах. Но поверьте – остаточный ворс полностью исчезнет спустя пару месяцев катания на лыжах. Стоит фибертекс не слишком дорого. Необязателен к покупке.

Фиберлен (Fiberlene) – нетканый материал, который используют для финальной полировки лыж. Если вы найдёте дома кусок войлока, капроновой чулок или же простой шерстяной носок, то фиберлен вам не пригодится.

Наждачная бумага – чтобы мазь держалась лучше, нужно зашкурить колодку лыж. Подойдёт практически любая бытовая шкурка с соответствующей зернистостью. Поэтому приобретать что-то особенное нет никакой необходимости. Запомните, что под колодкой нужно шкурить каждые 30 км или после хода по льду.

Цикля металлическая – лучше воздержаться от самостоятельной обработки лыж циклей. Здесь важен профессионализм и опыт. Лучше отдать для такой цели ваши лыжи в руки опытного мастера. Кроме того, большинство современных лыж производятся уже с такой структурой, которая не требует циклёвки. А прибегнуть к этой процедуре можно разве что при появлении пережжённого пластика.

Накатка, используется для нанесения структуры на скользящую поверхность – не нужна. Универсальной структуры современных лыж хватит с лихвой.

Медная щётка, нужна для снятия морозных парафинов – нужна только при нанесении твёрдого морозного парафина. При использовании жидких мазей необходимость в шётке отпадает. Совет бывалых — применяйте гель или морозный ускоритель, это также избавит от необходимости использовать медную щётку.

Смывка – нужна, чтобы удалить держащую мазь под колодкой. Незаменима при удалении скользящего парафина при условии, что у вас нет возможности использовать горячую очистку лыж.

Растирка (пробка) понадобится обязательно! Она используется для разравнивания держащих мазей (пластиковая) и для нанесения ускорителей (пробковая).

Теперь вы вооружены самыми необходимыми знаниями касаемо использования парафинов и мазей. Чтобы спуск на горных лыжах или прогулки в лесу приносили максимум удовольствия, за спортивным инвентарём нужно следить. Это залог вашего беззаботного отдыха.

Поделиться