Понятие охоты и ее правовое регулирование. Правовое регулирование охоты и рыболовства Учебники и учебные пособия

Охота является одним из видов пользования животным миром. Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О животном мире", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Согласно положению "Об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" от 10.10.1960г. №1548 (с изменениями от 19.12.1994г), охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. То есть охота это выслеживание и добыча зверей и птиц, для каких либо целей. Для охоты возможно применение собак. Но, пожалуй, одним из основных элементов охоты является оружие. Оно кстати наиболее часто является объектом правонарушения.

Также охотой признаётся безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов. Она производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

Охота разрешается только в охотничьих угодьях. Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья разделяются на:

угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны). 1

При охоте возможно использование технических средств, таких как автомобили, вертолеты и самолеты. Если они являются средствами передвижения и доставки охотников до точек охоты. Выслеживание, преследование и добыча животных (стрельба на ходу, наезд) влечет уголовную ответственность.

Лес среда обитания животных. Животный мир - составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства - один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и Лесным Кодексом.

В силу Федерального закона "О животном мире" были определены права на объекты животного мира, виды и способы пользования животным миром, условия пользования животным миром, порядок выдачи лицензий, права и обязанности пользователей животным миром и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства - создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы, кроме видов, под видов и популяций, занесённых в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ2.

Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Правовое регулирование охоты - совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты - Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно - правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае. Так же, правила охоты регулируются актами местного самоуправления и актами субъектов федерации.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных - лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Постановление правительства от 10.01.2009г. №18 (ред. от 25.02.2009 г.) "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" содержит:

Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению;

перечень способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению.

Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Правилах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст.258 УК РФ.

Под незаконной охотой понимается охота с нарушением каких либо правовых норм в сфере регулирования охоты. Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.). 3

При задержании лиц, производящих незаконную охоту, в случае невозможности установления их личности, оружие или орудия лова могут быть временно, до выяснения личности, отобраны органами или лицами государственной охраны, на которых возложен надзор за соблюдением правил охоты.

Так же законодательство устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты. И влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой (п.1 ст.8.37 КоАП РФ). 4

Лес среда обитания животных. Животный мир – составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства – один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства – создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы. Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Охота – один из видов пользования животным миром и средой его обитания – лесом. Она определяется как преследование с целью добычи: добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных угодьях, отведённых для охоты.

Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются объектами охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать как охоту пальбу их охотничьих ружей в общественных и иных местах, не отнесённых к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических садов, дендрариев), так как это – хулиганство.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно – оздоровительную. Экономическое значение охоты – в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение – в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно – оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

Правовое регулирование охоты – совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты – постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты – Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно – правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных – лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 258 УК РСФСР.

Охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных.

Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.).

Статья 41 Закона РФ «О животном мире» определяет перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Такой перечень составляется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ. Ранее были изданы такие нормативные документы как: Положение об охоте и охотничьим хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. (послед, с изм. и доп.) , Типовые правила охоты в РСФСР (1974 г.) , в Положении, утвержденном Министерством сельского хозяйства от 4 января 2001 г., определен порядок выдачи именных разовых лицензий на использование объектов охоты, изъятие которых из среды их обитания разрешается без лицензии .

Понятие охоты не дается в законодательстве о животном мире, хотя охота - это старейший вид пользования животным миром. В системе законодательства ему отводится довольно значительное место. Значительный объем нормативного материала в этой области принимается субъектами РФ и органами местного самоуправления. Как правило, они регулирует сроки охоты на определенной территории, устанавливают плату, решают другие вопросы организации и контроля в области ведения охоты.

В Законе РФ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 23.06.2016) в п. 5 ст. 1 охота определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой .

Охотой признается также изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отстрел, вылов, загон и т.д.), живыми или умерщвленными, для целей употребления (питания, использования шкур, жира и т.д.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях. Право на охоту разрешается в особом административном порядке.

В соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты: 1) промысловая охота; 2) любительская и спортивная охота; 3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; 5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

  • 6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
  • 7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 12 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.

Можно говорить об активной и пассивной охоте. Когда используются охотничьи ружья либо идет выслеживание добычи - это активная охота. Пассивная охота осуществляется с помощью капканов, сетей, иных спе-циально устроенных средств добычи. Промысловая направлена на добычу продукции (пушнины, мяса и т.п.). При промысловой охоте животных убивают для получения прибыли от продажи их шкур, мяса и т.д. Промысловая охота - это средство существования, и она также подразумевает отлов животных для обеспечения достаточного количества пищи, необходимой для выживания населения традиционно проживающих на территориях добычи животных.

Спортивная охота осуществляется с целью удовлетворения эстетических потребностей граждан. Любительская охота создается для удовлетворения интересов граждан, занимающихся охотой. Оба вида охоты - это свое-образный отдых человека. Несмотря на урегулирование промысловой и спортивной охоты, оба вида представляют определенную опасность для отдельных видов животных.

В наши дни спортивная и промысловая охота, распространенная по всему миру, представляет угрозу для многих видов крупных животных (изюбрь, уссурийский тигр, снежный барс и др.). Неудивительно, что бенгальский тигр (Индия, Непал) стал исчезать с тех пор, как шубы из его шкуры стали продаваться в Токио за 100 тыс. долларов. На носорогов охотятся из - за рога, а на слонов - из-за бивней.

Африканский слон может быть уничтожен всего за 10 лет, если не остановить браконьерство . В будущем промысловая охота в России будет ограничена либо вообще запрещена. Этому свидетельство - исчезновение многообразных видов животных, которые ранее обитали в больших количествах. Тем не менее, право на промысловую охоту не отменено, поэтому следует дать характеристику этому виду деятельности человека.

Само определение охотника дается в ст. 20 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, в котором охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержаться в государственном охот хозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно прибывающий в Российской Федерации заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Охотник должен иметь: 1) охотничий билет; 2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев осуществление охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с настоящим законом к охотничьему оружию.

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (охотминимум). Важно отметить, что охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территорий его действия, имеет учетную серию и номер.

Охотничий билет подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственном охотхо- зяйственном реестре в течение месяца со дня выдачи охотничьего билета. Более подробно виды охоты определяются в статьях Закона: охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 15); охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (ст. 16); охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (ст. 17); охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (ст. 18); охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (ст. 19). Как вытекает из содержания нового закона виды охоты довольно широко представлены. Новое законодательство закрепило новые правила охоты (ст. 23), которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти (Минсельхоз РФ).

Таким образом, правом на охоту с огнестрельным оружием имеют все граждане России, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членом общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользованием животным миром. В тех районах, где такими правилами наделены охотники, заключившие договоры с заготовительными организациями на добычу и сдачу охотничьей продукции, штатные охотники заготконторы, охотники северных хозяйств, охотники, выделенные колхозами, а также штатные охотники промыслово-охотничьих хозяйств, им разрешается добыча диких животных с 14-летнего возраста, независимо от вступления в общество охотников. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира, в определенном месте и на конкретный срок, либо охотничьим билетом. Охотой без надлежащего разрешения признается охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; безлицензионная охота на птиц и зверей, (охота на некоторые виды животных разрешена только по лицензиям); охота без договора с заготовительными охотничье-промысловыми организациями на сдачу мяса и пушнины.

Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющиеся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке. Так, охота на лося, оленя, марала, косулю, кабана и разрешается лишь при наличии лицензии, выдаваемой по форме, установленной специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а охота на лицензионные виды пушных зверей (соболь, горностай, куница и т.д.) разрешается только на основании договора охотников с заготовительной организацией или при наличии наряда - задания (для штатных охотников заготконторы и специальных хозяйствующих субъектов).

Охота в охотничьих угодьях, закрепленных за государственными, кооперативными, общественными организациями (объединениями), индивидуальными предпринимателями и иными хозяйствующими субъектами разрешается только при наличии путевки или письменного разрешения администрации охотхозяйства. Следует отметить, что охота сверх установленной правилами договора или лицензии нормы, либо охота на те породы, на добычу которых не выдано разрешение, также считается охотой без разрешения.

Для правильного понимания браконьерства нужно обратиться к ст. 258 УК РФ, в которой характеризуется предмет преступления, признающийся в качестве диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенных на свободу в целях разведения, независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся. Поскольку браконьеры не всегда несут юридическую ответственность за свои деяния, то естественно, браконьерство ведется в запрещенных для охоты местах, как заповедники, заказники, зеленые зоны на территориях промышленных предприятий, транспортных путей, а также других местах, запрещенных соответствующими актами.

Перечень запрещенных орудий и способов охоты также указывается в правилах охоты, к ним относятся следующие: оружие военного и спортивного образца, применение сетей, добывание животных, находящихся в бедственном состоянии и т.д.

Методика исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания утверждается Мин- пророды России.

Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод утверждены Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» .

Судам следует иметь в виду, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция составляет не основательное обогащение добывшего их лица (ст. 1102 ГК РФ). Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания (п. 45 Постановление Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21).

Возможно и полное запрещение охоты. Это связано с тем, что животные представляют определенную ценность. В этих случаях все виды охоты в любое время года запрещены. Перечень таких редких и исчезающих животных приводится в Правилах охоты.

В заповедниках как эталон природы охраняется весь природный комплекс, а именно уникальные звери, птицы и растения, поэтому незаконная охота в них может привести к уничтожению ценных видов животного мира, утрате человечеством бесценного генофонда. Иначе говоря, все виды хозяйственной деятельности и любая охота в заповедниках запрещены.

Характеризуя вопросы рыболовства и охраны рыбных запасов и морепродуктов, следует сказать, что под рыболовством и добычей водных животных понимается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из водной среды животных. Рыболовство - это отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром .

Обычно различают следующие виды рыболовства: для нужд населения и хозяйственных нужд, спортивное рыболовство, любительская рыбная ловля. Осуществляется рыболовство различными способами: с помощью судов, стационарных орудий, удочек-спиннингов, сетями и другими способами.

В соответствии со ст. 42 Закона «О животном мире» отношения в области регулирования рыболовства и охраны беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации. Важными правовыми документами в регулировании рыболовства и охране рыбных ресурсов являются постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», которым устанавливается порядок ежегодного утверждения общих объемов квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Приказ Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. № 660 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, порядка и срока их рассмотрения», которые являются документом, и разрешается осуществлять рыболовство в указанных местах. Следует отметить, что определенные Правила рыболовства содержатся также в актах международного права, в том числе заключенных Россией на основе двусторонних и многосторонних соглашений. Всякое рыболовство осуществляется на основе лицензии.

Лицензия является тем документом, на основе которого разрешается осуществление видов деятельности в течение определенного срока. Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству (квоты), ранее утверждался Минприроды РФ. В настоящее время вопросы о предоставлении квот рыбохозяйственным организациям определены Федеральным законом РФ от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ (ред. 03.07.2016) «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов». В законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» даются основные понятия терминологии отношений по рыболовству и сохранении биологических ресурсов, определены права на водные биоресурсы, объекты рыболовства, сохранение водных биоресурсов и среды обитания водных ресурсов, разрешение споров в области рыболовства и ответственность за совершение правонарушений в этой области отношений. Представляется, что этот закон будет способствовать развитию рыбопромысловой промышленности и сохранению водных биоресурсов страны.

Право на добывание водных биоресурсов осуществляется как юридическими лицами, так и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом исполнительной власти субъектов РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Лицензия на промышленное (промысловое) рыболовство обязательна для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, дающих право на промысел водных био-ресурсов. Право на бесплатный любительский лов рыбы и добычу водных ресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования. Граждане имеют право по лицензиям осуществлять добычу рыбных ресурсов. В лицензии указывается количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки и иные условия.

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Норма, 2001.С. 198.


Охота - один из основных видов специального использования животного мира, который удовлетворяет материальные, рекреаци­онные и прочие потребности граждан и хозяйств. Правовая регла­ментация складывающихся в этой области общественных отноше­ний основывается на Законе Украины от 22 февраля 2000 года «Об охотничьем хозяйстве и охоте» , х соответствующих Постановлениях Кабинета Министров, нормативных актах Министерства охраны окружающей природной среды (Минприроды) и Государственного комитета лесного хозяйства (Госкомлесхоза) Украины. Госкомлес-хоз законодательно определен специально уполномоченным госу­дарственным органом в области ведения охотничьего хозяйства.

Охотой считается добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к объектам охоты и находятся в состоянии естественной свободы или полувольных условиях в границах охотничьих угодий. Охотничьи угодья - это участки земной поверхности (территории и акватории), которые являются средой пребывания диких живот­ных и где возможно их добывание. Особенность охотничьих угодий как правовой категории состоит в том, что они не образовывают самостоятельного природного объекта, как земля, недра, воды, леса. Охотничьи угодья отображают лишь особые функциональные свойства естественных объектов - быть средой пребывания диких животных. Если на определенных площадях находятся звери и птицы, но устанавливается постоянный запрет на их добывание, то это исключает эти площади из состава охотничьих угодий, по­скольку не достигается основная цель ведения охотничьего хозяй­ства - получение определенных материальных ценностей, продук­ции охотничьего хозяйства. Поэтому не считаются охотничьими угодьями территории и акватории, функциональное назначение которых несовместимо с таким видом специального использования животного мира как охота 2 . К ним относятся:

1 СП Украины.- 1996.- №16.- Ст.397.

2 В.С. Шахов. Право пользования охотничьими угодьями.- К., 1993.

С целью охраны животного мира и его воспроизводства местные государственные администрации или охотничьи хозяйства могут временно ограничивать или прекращать осуществление охоты на определенной площади угодий. Однако, учитывая временность запрета охоты, такие угодья не теряют статуса охотничьих.

В Украине площадь охотничьих угодий составляет около 50 млн гектаров. Основной организационно-правовой формой их исполь­зования является предоставление угодий в платное пользование охотничьим обществам и хозяйствам, юридическим лицам, устав­ной правоспособностью которых предусмотрено ведение охотничь­его хозяйства. Преимущественное право на пользование угодьями имеют собственники и постоянные пользователи земельными уча­стками (при условии соблюдения вышеприведенного условия), а также предыдущие пользователи охотничьих угодий.

Угодья предоставляются областными советами по представлению органов управления лесным и охотничьим хозяйством, согласован­ным с соответствующими органами, на срок не меньше 15 лет. Предоставление угодий оформляется путем заключения между пользователем и местными органами лесного хозяйства договора, который должен соответствовать его Типовой форме, утвержденной Госкомлесхозом 12 декабря 1996 года. В договоре определяются границы закрепленных угодий, сроки пользования ими, перечень обязательных мероприятий, направленных на рациональное ис­пользование и охрану охотничьего фонда животных, права и обя­занности сторон, их ответственность.

Правовое значение распределения охотничьих угодий состоит в том, что ведение охотничьего хозяйства осуществляется только их пользователями. Поэтому осуществление права охоты в охотничьих угодьях, по общему правилу, невозможно без получения на это со­гласия или согласования пользователя, который имеет законодатель­но закрепленноэ и соответственно оформленное право на использо­вание охотничьих животных в границах своих охотничьих угодий.

Объектом охоты выступает государственный охотничий фонд, то есть дикие звери и птицы, которые находятся в охотничьих уго­дьях в состоянии естественной свободы или полувольных условиях. В соответствии с национальным законодательством животный мир составляет самостоятельный природный объект и не является эле­ментом среды его пребывания, как считается в некоторых странах. Поэтому не имеет правового значения, в чьей собственности или пользовании находится территория или акватория, на которой на­ходятся животные. Собственники или пользователи земельными, лесными участками или водными площадями должны получать право на специальное использование объектов животного мира на общих основаниях.

Охотой считаются непосредственные действия охотника, направ­ленные на добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к госу­дарственному охотничьему фонду и находятся в охотничьих угодьях. К действиям, которые создают процесс добывания животных, отно­сятся их отыскивание (выслеживание, выявление), преследование или подманивание и собственно добывание (отстрел, отлов). К охоте приравнивается пребывание лиц в охотничьих угодьях с охотничь­ими собаками, стрелковым оружием и другими орудиями добывания животных или с добытой охотничьей продукцией.

Право охоты в охотничьих угодьях имеют граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и получили соответствующие документы, удостоверяющие это право.

Право на охоту удостоверяется следующими документами, на­личие которых для охотника является обязательным:


  • удостоверение охотника, которое выдается органами Госком-лесхоза Украины после проверки у гражданина необходимого ми­нимума знаний по охотничьему делу;

  • ежегодная контрольная карточка учета добытой дичи и на­рушений правил охоты.

(Эти документы выдаются после уплаты в установленном поряд­ке и размере государственной пошлины и соответствующего сбора за их выдачу);


  • при наличии огнестрельного охотничьего оружия - разреше­ние органов внутренних дел на право пользования им;

  • при использовании охотничьих собак, ловчих зверей и птиц - соответствующий паспорт на них;

  • охотники-члены общественных охотничьих организаций (Ук­раинского общества охотников и рыболовов, Общества охотников и рыболовов Вооруженных Сил Украины, Общества «Динамо») - членские билеты;

  • специальное разрешение на добывание охотничьих животных. Формы таких разрешений и органы, которые их выдают, существен­но отличаются в зависимости от того, к какой категории охотничье­го фонда отнесены те или другие дикие звери и птицы.

С учетом тождества правового режима охраны и использования объектов государственного охотничьего фонда возможно выделение нескольких таких категорий:

1.
Звери и птицы, отнесенные к охотничьим видам, но добывание которых, по общему правилу, запрещается. Это, в первую очередь, животные, которые занесены в Красную книгу Украины или те, которые находятся в границах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также мало распростра­ненные и ценные звери - выдра, барсук и др. Добывание их осу­ществляется в исключительных случаях для научных и селекцион­ных целей по специальным разрешениям Минприроды Украины.

2.
Парнокопытные животные (лоси, олени, лани, кабаны, муф­лоны, косули) и медведи, использование которых осуществляется в особом лицензионном порядке их добывания на основании лими­тов, утвержденных Минприроды для каждой области. Областные органы лесного хозяйства распределяют лицензии среди пользова­телей охотничьих угодий в соответствии с их планами добывания, на основании которых и утверждались лимиты. Пользователи, в свою очередь, предоставляют лицензии одному или нескольким охотникам за плату, размер которой определяется Госкомлесхозом Украины и составляет от 0,6 (косуля) до 2,5 (лось) не облагаемых налогами минимумов доходов граждан.

Лицензия - это именной официальный документ, который удо­стоверяет право охотника на добывание одной особи животного и где отмечается период ее действия (как правило, световой день), место и способ охоты. После охоты лицензия возвращается органу, который ее выдал. Если зверь не был добыт или охота не проводилась не по вине пользователя угодьями, лицензия утрачивает силу и ее стоимость не возмещается ".

3. Охота на наиболее ценных видов пушных зверей (бобра, сурка,
белку, куниц, норку и др.) проводится по индивидуальным разреше­
ниям-лицензиям, которые выдаются областными органами лесного
хозяйства.

Охота на менее ценных пушных зверей (енотовидную собаку, лисицу, зайца-русака и др.) осуществляется на основании разреше­ния пользователя охотничьих угодий, документальной формой которого является отстрелочная карточка.

4. Добывание пернатой дичи (дикие утки, гуси, кулики, фазаны,
перепела и др.) осуществляется по разрешениям пользователя охот­
ничьих угодий с получением отстрелочной карточки, как и в пред­
шествующем случае, но другой формы. С целью уменьшения потерь

1 1нструквдя про порядок видач1 лщензш на добування мисливських тварин та порядок здшснення полювання на цих тварин затверджена на­казом Держкомл1сгоспу Украши В1д 14.03.2001 р. // Офщшний В1сник Украши.- 2001.- № 4711. - Ст. 476.

дичи разрешения выдаются преимущественно охотникам, которые имеют собак охотничьих пород.

5. Вредные звери и птицы (волки, лисицы, серые вороны, сороки, одичавшие собаки и коты и др.) служат причиной значительного вреда охотничьему хозяйству. Поэтому охотникам разрешается их истреблять во время охоты на других охотничьих животных, а в неразрешенное для охоты время или в запрещенных местах отстрел и отлов волков и лисиц осуществляется охотниками по разрешени­ям областных органов лесного хозяйства.

С целью рационального использования, охраны и обеспечения воспроизводства ресурсов охотничьего хозяйства законодательством устанавливается ряд ограничений и запретов относительно времени, средств охоты, количества добытой продукции и т.п. Так охота на охотничьих зверей и птиц может вестись преимущественно осенью и зимой в предельные сроки, определенные Законом Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте». Ежегодно Госкомлесхоз Украины по согласованию с Минприроды определяет начало и окончание охот­ничьего сезона по областям и категориям охотничьего фонда в за­висимости от климатических условий года и наличия дичи. Охота на протяжении охотничьего сезона может проводиться во все дни не­дели, в определенных случаях - только в субботу и воскресенье.

Госкомлесхозом Украины и областными органами лесного хо­зяйства устанавливаются нормы отстрела зверей и птиц на одного охотника задень охоты. Охотник, который добыл зверя или птицу, обязан на месте добывания внести в контрольную карточку добытой дичи соответствующую отметку, отсутствие которой означает грубое нарушение правил охоты.

Законодательство запрещает применение общеопасных или ис­требительных орудий и средств охоты, например, взрывчатки, не­охотничьего огнестрельного оружия, использование автомотран-спортных средств, яда, ловушек и т.п.

Охота без надлежащих охотничьих документов в запрещенных местах, в ненадлежащее время запрещенными средствами и ору­диями и нарушение других установленных правил добывания охотничьих зверей и птиц квалифицируется как незаконная охота (браконьерство), которое влечет юридическую ответственность ви­новных лиц.

Охота с древнейших времен служила одним из основных способов добывания объектов животного мира. В настоящее время охота утратила былую роль в жизни человека и ведется, в основном, в спортивных целях, хотя существует охота и как промысел, в ходе которой добываются дикие животные и птицы в порядке осуществления предпринимательской деятельности.

Охотничьи угодья России занимают площадь 15 000 тыс.км2. Россия является одной из ведущих охотничьих держав. На ее территории обитает около 245 видов млекопитающих и 700 видов птиц, из которых, соответственно, 60 и 70 видов отнесенных к объектам охоты. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их промысел дает мясо, кожевенное и пушное сырье, другие продукты животного происхождения. В последние годы численность охотничьих животных в России сократилась незначительно и не вышла за рамки естественных колебаний. Об этом свидетельствует и то, что аналогичные колебания поголовья видов охотничьих животных происходили в ряде скандинавских стран. Численность основных видов охотничьих животных в Российской Федерации составила в 1996 – 1997 гг.:

Вид животного

Численность, тысяч особей:

Изменения численности в %

Олень благородный

Олень пятнистый

Олень северный

Заяц-беляк

Заяц-русак

Медведь бурый

Куропатка серая

Всего копытных

Всего пушных

Птиц (куриные)

Одна из основных групп млекопитающих, отнесенных к объектам охоты и являющихся объектом охоты – дикие копытные животные. В 1996 – 1997 гг. в Российской Федерации добыча лося составила 22,0 тыс. голов, дикого северного оленя – 27,3 тыс., косули – 21,4 тыс., сайгака – 14,5 тыс., кабана – 9,3 тыс. голов. В ближайшие годы в связи с начавшимся ростом численности диких копытных возможно увеличение их добычи.

Наиболее многочисленной группой птиц, отнесенных к объектам охоты, как в видовом отношении, так и по численности, являются водоплавающие птицы. Их общая численность в России остается стабильной и в 1997 г. составляла от 80,0 до 95,0 млн. особей, в том числе: речных уток – 42,0 млн., нырковых уток – 35,0 млн., гусей – 3,3 млн. Общий объем их легальной добычи составил порядка 5,7 млн. особей. В отдельных регионах России добыча водоплавающих птиц оценивается на уровне 10 – 40 процентов, что для речных уток является близкой к предельной величине. Основное количество водоплавающих птиц добывается в Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Дальневосточном районах России.

В предпринимательских целях ведется отлов певчих птиц (в массовом количестве около 19 видов) и дневных хищных птиц (около 6 видов изымаются на уровне нескольких десятков особей) для их использования в качестве ловчих. Изъятие из природной среды остальных видов проводится в культурных, научных, просветительских целях и для иных потребностей.

Норма ФЗ РФ “О животном мире” (ст.41), посвященная правовому регулированию охоты, носит отсылочный характер и указывает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Охота есть выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, либо с добытой продукцией охоты. Охота, как юридически обусловленная деятельность, влекущая установление прав и обязанностей охотников, предполагает, во-первых, добычу (включая выслеживание и преследование) не любых объектов животного мира, а только тех, которые отнесены к объектам охоты в порядке, установленном в нормативном порядке.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ. При этом учитывается их статус, численность, традиции в использовании, виды и качество получаемой продукции.

Во-вторых, охота может проводиться только в пределах охотничьих угодий, которыми признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий по законодательству о животном мире эквивалентно пользованию участками лесного фонда в качестве охотничьих угодий, которое рассматривается лесным законодательством как один из видов лесопользования. Охотничьи угодья могут находиться в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ) – угодья общего пользования, охота в которых осуществляется в порядке, установленном Правилами охоты. Охотничьи угодья могут быть переданы лицам в пользование на основе договоров аренды или безвозмездного пользования участками лесного фонда. В таких угодьях охота производится по разрешениям, выдаваемым этими лицами. В угодьях, закрытых для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны) любая охота запрещена.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все достигшие 18-летнего возраста граждане РФ, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. В субъектах Российской Федерации, где законодательными (представительными) органами власти снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может проводиться всеми гражданами РФ, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях – с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия).

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

На территории России правила охоты устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации. Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты. Основными задачами правил охоты является сохранение видового многообразия охотничьих животных и обеспечение рационального использования их ресурсов путем промысловой и любительской охоты.

Во время охоты на территории России запрещается:

применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской охоты, а также для добычи бурого медведя и диких копытных животных;

добыча диких копытных животных и бурого медведя в целях любительской охоты при их переправе через водоемы или с применением самоловных орудий;

применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, крючьев, а также ловчих ям и настороженных ружей;

применение охотничьего огнестрельного оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел;

использование при любительской охоте сетей, вентерей, петель, шатров, применение любых видов химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц;

применение световых устройств для добычи птиц;

применение автомототранспортных устройств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором;

сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей.

Во время охоты разрешается частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавички, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсуков в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть восстановлены и закопаны грунтом.

При проведении охоты для отыскания, преследования и ловли диких зверей и птиц разрешается использование охотничьих собак. Все собаки, находящиеся с охотником в охотничьих угодьях, должны быть вписаны в охотничий билет или иметь свидетельство о регистрации в органах ветеринарного надзора. Сроки применения охотничьих собак различных пород и порядок их натаски и нагонки устанавливаются местными правилами охоты. Если на охоте собака угнала зверя за пределы охотничьего хозяйства, в котором охотнику предоставлено право охоты, при поиске и отзыве собаки на другой территории он обязан находиться с разряженным и разобранным ружьем.

Охота на диких копытных животных подлежит обязательному лицензированию и может проводиться как отдельными охотниками, так и в ходе коллективной охоты.

При коллективной охоте лицензия должна находиться у ответственного за отстрел лица (старшего команды, бригадира). Он обязан:

при получении лицензии проверить правильность и полноту ее заполнения;

оформить путевку на отстрел животного;

перед охотой проверить у всех членов команды наличие и действительность охотничьих билетов и разрешения на ношение оружия;

составить список участников охоты с указанием даты проведения охоты, номеров лицензий и путевки, вида животного, фамилии, имен и отчеств охотников, номера первичной организации и названия окружного общества охотников, где охотники состоят на учете;

провести инструктаж по технике безопасности и порядку проведения охоты;

в случае ранения зверя до начала дальнейшего преследования сделать отметку о ранении в лицензии и организовать добор раненого животного, на который отводится один день, не считая дня ранения;

в случае перестрела (добычи животных сверх установленного лицензией) или отстрела животного другого пола, или отстрела взрослого животного по лицензии, выданной для отстрела молодняка до одного года, сделать в лицензии отметку об отстреле. При этом составляется акт о случившемся и передается в органы госохотнадзора или администрацию охотничьего хозяйства. Продукция от добытых в этих случаях животных сдается в заготовительные организации.

При преследовании раненого животного охотнику разрешается пересекать границы охотничьего хозяйства и заходить в соседние с местом отстрела охотничьи угодья, предварительно сделав отметку о ранении зверя в лицензии.

Добыча бурого медведя в Российской Федерации допускается только по лицензии. Порядок охоты такой же, как на диких копытных животных. На добор раненого животного отводится два дня, не считая дня отстрела. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания их в берлогу. При охоте на берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей с последующим оформлением лицензий. Сроки охоты на бурых медведей устанавливаются местными правилами охоты.

Охота на пушных зверей охотниками-любителями осуществляется на основании путевки. При охоте на лицензионные виды (соболь, речного бобр, выдра), кроме того, необходим договор с заготовительной организацией на сдачу их шкурок. В договоре указывается предельное количество лицензионных видов пушных зверей, которое охотник имеет право добыть в сезон охоты. Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется по количеству и не регламентируется числом охотничьих дней в неделю. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать при охоте на зайца и барсука дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи этих зверей на одного охотника за день охоты.

В случае непреднамеренной добычи пушного зверя, на добывание которого у охотника не было разрешения, или в случае непреднамеренной добычи лицензионных видов пушных зверей в количестве, сверх указанного в договоре, охотник обязан сделать в договоре запись о непреднамеренной добыче или перелове. После выхода с участка охоты незамедлительно известить об этом государственную службу охотничьего надзора и сдать в заготовительную организацию шкурки животных, относящихся к видам, подлежащим обязательной сдаче государству. Шкурки белки, бобра, выдры, горностая, колонка, куницы (лесной и каменной), лисицы, норки (европейской и американской), ондатры, песца, росомахи, рыси, соболя, добытых на охоте, сдаются государству в течении 30 дней по окончании сезона охоты на данные виды пушных зверей.

Добывание крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), хомяка разрешается производить без членского охотничьего билета и путевки.

Всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов, в хозяйственных постройках и на приусадебных участках.

Весенняя охота на пернатую дичь разрешается продолжительностью не более 10 календарных дней на конкретный вид дичи. В России разрешаются следующие виды охот: на самцов глухарей на току; на токующих самцов тетерева (из укрытия); на вальдшнепов на вечерней и утренней тяге; селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия. Перечень видов охот и конкретные сроки весенней, летне-осенней и осенне-зимней охоты на пернатую дичь определяются местными правилами охоты. Летне-осенняя охота на пернатую дичь с породными легавыми и спаниелями может открываться на три недели раньше установленных общих сроков охоты. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать закрытые для охоты дни, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. С 15 сентября все нормы добычи пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

Правом охоты с ловчими птицами на территории Российской Федерации пользуются все граждане, достигшие 16-летнего возраста и являющиеся членами общества охотников. Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий или членский билет с отметкой об уплате государственной пошлины и путевка. Охота с ловчими птицами на территории России разрешается в период с 20 июля по 1 марта каждого года. При этой охоте нормы добычи и закрытые для охоты дни не устанавливаются. Разрешение на отлов и содержание ловчих птиц охотники могут получить в местных органах.

Отлов певчих птиц в России разрешен для всех граждан. Удостоверением на право отлова и торговли певчими птицами служит разрешение, выдаваемое органами государственного охотничьего надзора. В сезон разрешается отловить не более 10 экземпляров певчих птиц определенных видов. Перечень видов птиц, разрешенных к отлову, и сроки отлова определяются местными правилами охоты. При любительском отлове певчих птиц запрещается применение больших стационарных ловушек, паутинных сетей, птичьего клея, снотворных веществ, электронных устройств, воспроизводящих звук птиц, мелких хищников и сов для ловли “на тревогу”, а также любых способов отлова у гнезд.

В течение всего года на территории Российской Федерации подлежит регулированию численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек. Добыча этих животных без применения огнестрельного оружия, специальных препаратов, а также петель и капканов разрешается всем гражданам. Охотник-любитель имеет право отстреливать этих животных при любом законном нахождении в угодьях с оружием. По специальным разрешениям органов государственного охотничьего надзора охотникам разрешается производить отстрел указанных животных в течении всего года, применять для их добычи автомототранспортные средства, малокалиберное оружие, капканы, петли, сетевые самоловы, магнитофоны, а также специальные препараты в строгом соответствии с инструкциями по их применению. Беспородные собаки, а также кошки, находящиеся в охотничьих угодьях долее 200 метров от населенных пунктов без владельцев, считаются бродячими. Охотничьи собаки, а также другие собаки, находящиеся в охотничьих угодьях с владельцами, отстрелу не подлежат.

Продукция охоты – вся продукция, получаемая от добывания диких зверей и птиц. Охотник обязан обеспечить сохранность добытого мяса дичи. Добытую продукцию охотник имеет право сдать в соответствующие организации. Основанием для приема мяса, шкур диких животных, бурого медведя и кабарговой струи являются отрывные талоны на бланках лицензий и членский охотничий билет. Шкурки пушных зверей сдаются в заготовительные организации по предъявлению членского охотничьего билета, а лицензионных видов, кроме того, – по предъявлению договора, на основе которого производилась добыча этих животных. Шкуры волка, шакала, лисицы, хорей, крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), водяной крысы, хомяка принимаются заготовительными организациями без предъявления членского охотничьего билета.

Незаконно добытая продукция отстрела диких копытных животных и бурого медведя должна сдаваться в торгово-заготовительные организации. В случае, если эта продукция использована самим нарушителем охоты или по его вине пришла в негодность, нарушитель возмещает ее стоимость. Незаконно добытые шкурки пушных зверей также подлежат сдаче в заготовительные организации.

Ответственность за нарушение правил охоты. Лица, допустившие нарушение правил охоты, привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности.

Грубыми нарушениями правил охоты считаются:

охота без членского охотничье-рыболовного билета, с недействительным билетом;

охота вне сроков охоты на данный вид животного;

охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);

охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;

охота без договора на лицензионные виды пушных зверей.

Нормативные акты, регулирующие отношения по пользованию объектами животного мира, устанавливают таксовый метод определения вреда, причиненного незаконной охотой. В случае нанесения ущерба государственному охотничьему фонду с нарушителя взыскиваются денежные суммы в следующих размерах (в минимальных размерах заработной платы по видам объектов охоты): лось, олень благородный (европейский, кавказский, марал, изюбрь), овцебык – 20; пятнистый олень, лань – 10; косуля, дикий кабан, дикий северный олень, снежный баран, сибирский горный козел, тур (кавказский, дагестанский), сайгак, муфлон, серна – 5; кабарга – 4; соболь – 10; бобр, выдра, песец, рысь, росомаха – 6; куница (лесная, каменная), норка (европейская, американская), кидус – 5; харза, лисица, енотовидная собака, енот-полоскун, корсак – 4; хорь (лесной, степной), колонок, солонгой, горностай, кот дикий (лесной, камышовый), сурок – 2; ондатра – 1; белка, летяга, ласка, суслик-песчаник – 0,5; крот, бурундук – 0,1; медведь бурый – 10; барсук – 4; зайцы, дикий кролик – 1; охотничьи птицы – 0,6.

При причинении ущерба государственному охотничьему фонду на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере. За раскопку выводковых нор барсуков, лисицы, корсака, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также разрушение жилищ ондатры и бобра или плотин бобра ущерб взыскивается в трехкратном размере. Ущерб, причиненный незаконной добычей видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, исчисляется по специальным таксам.

Помимо приведенных мер ответственности, виновные лица несут административную ответственность за нарушения правил использования оружия при охоте, в частности за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Особые ограничения на пользование объектами животного мира установлены в отношении тех из них, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации ведется специально уполномоченным органом управления использованием и охраной природных ресурсов на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга России является официальным документом, содержащим свод сведений о перечисленных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном российским законодательством. Решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, определение порядка и мер их охраны принимаются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной природных ресурсов по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по рыболовству, федеральным органом управления лесным фондом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук. Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Пользование объектами животного мира, занесенными к Красную книгу РФ осуществляется на основании распорядительных лицензий.

Форма и порядок выдачи распорядительных лицензий установлены Постановлением Правительства РФ “О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации”. Для получения разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, заинтересованные лица подают в специально уполномоченный орган государственный орган управления использованием и охраной природных ресурсов заявление, в котором указывают: сведения о заявителе; заявляемый вид пользования животным миром; перечень заявляемых видов диких животных; предполагаемый срок пользования дикими животными; сведения об условиях содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных. К заявлению прикладываются: копия устава (для юридических лиц); документы, обосновывающие целесообразность осуществления указанного в заявлении вида пользования; заключения Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов и при необходимости иных компетентных организаций о допустимости осуществления пользования заявляемыми видами диких животных. В распорядительной лицензии могут быть определены условия содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, порядок их выпуска в естественную природную среду и иные условия в соответствии с требованиями по охране животных. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения могут служить: неполный состав сведений в заявлении и представленных документах; неудовлетворительное обоснование целесообразности осуществления указанного в заявлении вида пользования; отрицательное заключение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов или иной компетентной организации; обнаружение недостоверных данных в представленных документах.

Поделиться