Александр Куприн «Листригоны. Осенью в балаклаве Ночь в балаклаве куприн

От Гость >>

(В) конце октября когда последние курортные гости уже пот..нулись на станц..ю а дни еще теплы и (по)осе(н,нн)..му ласковы, в Балаклаве становит(?)ся (по)домашнему уютно. Кругом тиш..на (не)нарушаемая (н..)чем. Вода так густа и т..жела что звезды отр..жаются в ней (не) р..бясь и (не)мигая. Медле(н,нн)о р..здаются л..нивые шаги ноч(?)ног о ст..рожа и я разл..чаю (не)только каждый удар его кова(н,нн)ых рыбач(?)их сапог о камни тр..туара но слышу так(же), как между двумя шагами он чирка..ет к..блуками. Но вот он зав..рнул куда(то) (в)бок в мощё(н,нн)ый переулок и шаги его смолкли. На всём побереж(..)е рыбаки готовят(?)ся к ловле белуги. Штопают(?)ся огромные паруса красятся (не)промокаемые плащи. (На)утро рыбач(?)и баркасы (до)верху наполне(н,нн)ые серебря(н,нн)ой рыбой влетают в залив. Рыбаки в большинстве своём мес(?)ные жители (не)брежно, (на)ходу, соскакивают на деревя(н,нн)ую пристань. (В)скоре подтягивают(?)ся и те, кто отстал. Пр..сев на корточ(?)ки в лодке рыбаки быстро хв..тают рыбу и выбрасывают на берег уже покрытый серебристым слоем выловле(н,нн)ой рыбы. Крепкий её зап..х стоит в воздухе (в)течени.. многих дней. Л..нивые об(?)евшиеся рыбой коты в..ляются (по)перёк тр..туаров (не)хотя пр..открывая глаза. Домашние гуси то(же) со(н,нн)ые к..чаются (по)середине залива, а из клювов у них торчат хвосты (не)доеде(н,нн)ой рыбы.
Задание:
1.Озаглавьте текст.
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
3. Каково отношение автора к рыбакам и их труду?
4. Почему ловля белуги оказывается для города важным событием?
5. Выпишите выделенное предложение и сделайте синтаксический разбор.
6. Найдите предложение с обособленным распространенным приложением, выпишите его, выделите приложение.
7. Из последнего абзаца выпишите предложение, осложненное причастным и деепричастным оборотами, подчеркните графически обороты.

Ответ оставил Гость

Заглавие рассказа: "Белужий праздник в Балаклаве" или "Лов белуги в октябре" или "Балаклава после курортного сезона" или "Что не видят курортники в Балаклаве" или "Когда появляется запах рыбы в Балаклаве" или "Когда Балаклава становится уютной" или " Когда в Балаклаве все сыты"
Пропущенные буквы и другое:
потя нулись, на станцию, по-осеннему,становится, по домашнему,чиркает каблуками, завернул, куда-то в бок, в мощёный различаю, не только, тишина,тяжела, отражаются, не нарушаемая ничем, не рябясь и не мигая, медленно раздаются ленивые, ночного сторожа, удар кованых рыбачьих, тротуара, так же, побережье, готовятся, штопаются, непромокаемые, наутро, рыбачьи, доверху наполненные, серебряной, местные, небрежно, находу, деревянную, вскоре, подтягиваются, присев, корточки, хватают, выловленной, запах, в течение,ленивые, валяются, тротуаров, нехотя, приоткрывая, то же сонные, качаются, посередине, недоеденной.
Отношение автора к рыбакам - он наблюдает подготовку к ловле и результат ловли, это вызывает у него интерес и удивление тем, что они выполняют свою работу ловко, получают хороший результат и добывают пищу для всех жителей побережья - людей и животных.

В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни еще теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, то звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул куда-то в мощеный переулок и шаги его смолкли.

На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.

И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, поднимается парус, как острое, торчащее концом вверх птичье перо. Под кормовой решеткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на боту сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак.

Это не кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек. Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солеными людьми.

Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань. Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет.

Крепкий запах свежепойманной и чадный запах вареной рыбы стоит в воздухе в течение многих дней.

Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас засыпают опять. Домашние гуси, тоже сонные, качаются на середине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы. (293 слова)

(А. Куприн)

Помогите выделить подлежащее и сказуемое в предложениях.

1) Небо потускнело, ветер начал пылить по
дороге, и в степи стало скучно. (Бунин И.)
2) Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы,
но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит
под ногами. (Куприн А.)
3) Сумку отобрал городовой, а письма, так
как они размокли и уже никуда не годились,
взяла себе тётя Даша. (Каверин В.)
4) А на озере прозрачный лёд прогибался
под ногами, и видно было, как белые пузыри
воздуха сплющивались там, над водой.
(Гранин Д.)

помогите пожалуйста! отмечу как лучшее!

Одинаково очаровывают и доставляют наслаждение, развивающиеся на ветру летом густые кроны деревьев, и обнажившиеся по осени, ветки с последними висящими на них листьями. Найти причастие в предложение и сделать морфологический разбор их. должно быть 2 слова! Буду очень благодарна, Заранее спасибо!!

Взгляни в окно: ты видишь, одинокий лист кружится на ветру? Последний лист… Сейчас он желт, а когда-то был зелен. И тогда он не кружился по

свету, а сидел на своей ветке рядом с молодой, румяной вишенкой, которую любил всем сердцем. Старый гуляка Ветер часто говорил ему:

Пойдем, побродим по свету! Повсюду столько румяных вишенок!

Но Листик не соглашался. Зачем ему много вишенок, когда у него есть одна, его Вишенка, самая лучшая в мире!

И вот счастье его оборвалось. Вишенка вдруг исчезла, и никто не мог сказать, куда она девалась.

Стояла холодная пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка.

Что ты здесь высидишь? - убеждал его Ветер. - Пойдем поищем, - может быть, и найдем…

Ветер дунул посильней, и они полетели.

…Взгляни в окно: ты видишь, темные деревья зябко ежатся от холода. Еще бы: все одеваются к зиме, а они, наоборот, раздеваются. А вон там, видишь, кружится на ветру последний желтый лист. Это наш Листик, наш однолюб. Он все еще ищет свою Вишенку.

Помогите пожалуйста...Как

2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

5. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на - з, - с; 3) с приставкой с-.

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Изложение с творческим заданием

В позорном отречении от близких не участвовали одни только женщины. Никто, кроме них, не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, друзьях, которым ещё вчера жали руку

Жены сосланных на каторгу лишались всех гражданских прав, бросали богатство и ехали на целую жизнь в страшный климат Восточной Сибири, под ещё страшнейший гнёт тамошней полиции.

Об одной из этих историй я хочу сказать подробнее.

В старинном доме Ивашевых жила молодая француженка гувернанткой 1 . Единственный сын Ивашева хотел на ней жениться. Это свело с ума всю родню его: гвалт, слезы, просьбы. Ее уговорили уехать из Петербурга, его – отложить до поры до времени свое намерение.

Ивашев был одним из заговорщиков, его приговорили к вечной каторжной работе. Как только страшная весть дошла до молодой девушки в Париж, она отправилась в Петербург и попросила дозволения ехать в Иркутсткую губернию к своему жениху Ивашеву. Ей было объяснено положение жен, не изменивших мужьям, сосланным в каторжную работу. Но при этом лично она должна была понимать, что если жены, едущие из верности со своими мужьями, заслуживают некоторого снисхождения , то она не имеет на это ни малейшего права, сознательно вступая в брак с преступником.

Но она отправилась в Сибирь. И венчание состоялось. Через несколько лет каторжная работа заменилась поселением. Но силы были потрачены. Жена первая пала под бременем всего испытанного. Она увяла, как должен был увянуть цветок полуденных стран на сибирском снегу. Ивашев не пережил ее, он умер ровно через год, но он, собственно, и не жил после нее, а тихо, торжественно умирал.

У Ивашевых осталось двое детей, без имени, без помощи, без прав. Только спустя несколько лет им было возвращено имя отца.

Задания:

1. Передайте содержание близко к тексту.

2. Какие мысли вызвал у вас данный текст? Напишите небольшое рассуждение (тезис, аргументы, вывод) и озаглавьте это рассуждение.

10 класс

4 Контрольная работа

Задания для проверки знаний. Вариант 1

Восстановите недостающее в определении понятия.

Этот говор вод,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна…

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна.

Задания для проверки умений и навыков.

К приведенному предложению подберите синонимичное сложноподчиненное предложение того же типа, но с другим союзом. Требует ли другой союз перестройки всего предложения? Чем различается параллельная конструкция (значение, стилистическая окраска)

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами.

Продолжите предложения, распространив их сначала второстепенным членом, а затем придаточным предложением. Определите вид придаточного предложения.

А) Мне нравится книга …

Б) Погуляй в саду…

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

Я ц..ню книгу. Без книги (н..) мыслю н… жизн? н… н…работы. Каждая прочит…(н, нн)ая книга (не)пр…менно дает толч…к для работы раздумий ост….вляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р…ждаются новые мысли очень важные про…сняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш? ся и как писатель и как человек. (Ф. Абрамов)

Определите роль союза и в последнем предложении.

Составьте схему последнего предложения.

Из третьего предложения выпишите несколько словосочетаний. Произведите их разбор.

10 класс

Контрольный диктант «Синтаксический уровень языка

Осенью в Балаклаве

В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни еще теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, то звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул куда-то в мощеный переулок и шаги его смолкли.

На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.

И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, поднимается парус, как острое, торчащее концом вверх птичье перо. Под кормовой решеткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на боту сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак.

Это некто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек. Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солеными людьми.

(А. Куприн)

II. Грамматическое задание.

Графически выделить конструкции с обособленными членами предложения.

Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса

Если вы постоянно работаете за своим столом в кабинете, у вас создается свой порядок, к которому вы привыкаете. Вы знаете, где и какая книга лежит у вас на столе и где лежит ручка, карандаш. Протянете руку - и берете то, что нужно. Это ваш порядок, и его менять нельзя.

Вот тут-то и появляется сорока. Кому довелось у себя в доме держать ручную сороку, тот знает, что это такое...

Сорока-белобока очень красивая птица: хвост у нее отливает красноватым и зеленоватым металлическим блеском, голова угольно-черная, на боках белые пятна. Она отличается веселым характером, однако, у нее две примечательные особенности: она прелюбопытна и у нее неодолимая страсть к накоплению богатств.

Всякая вещь, в особенности блестящая, привлекает ее внимание, и она стремится припрятать ее куда-нибудь подальше. Все: чайную ложку, серебряное колечко, пуговицу - она мгновенно хватает и, несмотря на крики, улетает, старательно пряча украденное где-нибудь.

Наша сорока любила припрятывать вещи, чтобы они не попадались на глаза. Она, по-видимому, считала, что хорошо припрятанная вещь проживет дольше, и поэтому в доме время от времени что-нибудь пропадало.

(168 слов) (По А. Комарову)

Грамматическое задание:

1. Из 4-го абзаца выпишите по 2 словосочетания с видами связи:

I вариант – примыкание;

II вариант – управление.

2. Выпишите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения и определите тип подчинения придаточных предложений.

3. Выпишите сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение:

I вариант – определённо-личное;

II вариант – безличное.

Укажите их грамматические основы

1) в сложноподчиненном предложении простые предложе­ния не равноправны по смыслу (одно подчиняется другому);

2) в СПП части связываются при помощи союзов и союз­ных слов;

3) в предложениях с составными союзами место постанов­ки запятой влияет на смысл;

4) союзы и союзные слова не являются членами предложения.

14. Указать СПП:

1) Алексей пополз туда, куда ушел самолет.

2) Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце...

3) Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику.

4) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка поле­тела.

15. Указать СПП, в котором придаточное предло­жение находится внутри главного (знаки препинания не расставлены):

1) Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью по­казались очень высокими и пухлыми.

2) Когда поднимался ветер на поверхности озера вздува­лись и бежали мелкие короткие волны.

3) Постепенно в людях возникло уважение к человеку ко­торый обо всем говорил просто и смело.

4) Вспомни песни что пел соловей.

16. Указать предложение с придаточным места:

1) Я приехал в город, где прошла моя юность.

2) Куда ни взглянешь, всюду холмы. 1

3) Он не сказал, где они встретились.

4) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Шкала оценки:

15-16 ответов – «5»; 14-12 ответов – «4»; 11 – 9 ответов – «3», 8 ответов – «2»

Диктант по теме: «Сложное предложение» .

Ночь в Балаклаве

В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают обременённые чемоданами последние курортники, которые в течение долгого здешнего лета наслаждались солнцем и мо­рем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, как будто уехали нашумевшие непрошеные гости.

Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированной булыжниками мостовой они кажутся нежны­ми и тонкими. Капитаны рыболовецких баркасов точат ис­тупившиеся белужьи крючки, несмотря на то, что в магази­нах большой выбор рыбацких принадлежностей. А у камен­ных колодцев, где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь в свободные минуты, темнолицые женщины, местные жительницы.

Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звёздная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук ещё более подчёркивает ничем не нарушаемую тишину. Чув­ствуешь, как ночь и молчание слились в одном чёрном объя­тии. Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной, та­кой идеальной тишины.

(По А. Куприну) (161 слово)

Грамматические задания.

В конце октября когда дни ещё по-осеннему ласковы Балаклава начинает жить своеобразной жизнью.

Вариант 2.

А у камен­ных колодцев где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода судачат собираясь в свободные минуты темнолицые женщины, местные жительницы.

В4. Выпишите из текста слово, разберите его по составу:

Вариант 1 .

Из первого абзаца: причастие, образованное от глагола совершенного вида с НН в суффиксе.

Вариант 2.

Из второго абзаца: прилагательное с НН, где одна Н является частью корня, а вторая – суффиксом.

3. Из предложений второго абзаца выпишите слова:

Вариант 1 . В2

с чередующейся безударной гласной.

Вариант 2. В3

Правописание которых определяется правилом: В приставках, оканчивающихся на З-(С-), перед глухой согласной, пишется С, перед звонкой - З

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающе-певуче, то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо снежок.

Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль ву разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая, плотно обступившая его тьма.

(По Б. Полевому.)

(126 слов.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы сложного предложения.

2. Составьте схему однородных членов с повторяющимся союзом (на выбор).

3. Подчеркните неоднородные определения в одном из предложений.

4. Подчеркните как член предложения один причастный и один деепричастный оборот.

Контрольное сжатое изложение элементами сочинения

По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью, прежде всего рябинами и калинами. Одну рябинку, на утесе угнездившуюся, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.

Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. И пошла, и пошла в рост. И каждое лето, каждую осень украшалась сверх того одной - двумя розетками и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!

Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте посадил я еще четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь. Едва одну – две розетки вымучат, зато уж зелень пышна на них.

А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла.

И вдруг стая свиристелей на нее сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. И переговариваются – вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили все дерево. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже не присели.

Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. Крепки, терпки, тайгой отдают – не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таежный сохранило. (247 слов) (По В. Астафьеву)

Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе

1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по слу­чаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать. (2)Я, вспомнив

завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, по­подошёл к ней.

(10)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (11)Я же, сбежав по уже опустевшей лестни це и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (12)Однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь не­ подходящем месте расплачется. (13) Мать все так же стояла на площад ке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (14) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале. (15)И это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(16) На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что бе седовал. (17)Я, весело смеясь, ответил: «Это обнищавшая гувернантка пришла с письменными рекомендациями».

(18)Уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам. (19)И я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(20)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгнове­ ние, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву)

*Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли орфографии .

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна орфография?»

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

и найдите необходимые примеры использования орфографических правил, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные орфографические правила.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Контрольное тестирование №1

I вариант

A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочи­ненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с по­мощью интонации и союзов или союзных слов.

B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

A. подчинительным
Б. соединительным

B. разделительным
Г. противительным

3. Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже

Б. или (иль), либо, то ~ то, не то - не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

Из липовой аллеи, вер­тясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочинен­ное.

A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоми­нания, мутные, неясные, как сон.

B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыб­ку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было не­чего.

7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слыш­но птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжи­те его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое;

Б) про­стое предложение.

9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после сою­за и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложе­ние

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответ­ствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния

A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плыву­щие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

а) [двусоставное], и [безличное];

б) [безличное], [однако... двусоставное];

в) [безличное], и [безличное].

2 вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненны­ми и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

A. подчинительного союза
Б. союзного слова

B. сочинительного союза
Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором одно явление противопостав­ляется другому?
A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже

Б. или (иль), либо, то - то, не то - не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом ле­су и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не бы­ло запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая вол­на, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок опустите общий второстепенный член и запи­шите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и.. Продолжите его дважды, добавив: а) одно­родное сказуемое; б) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответст­вует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я ста­рался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал раз­ноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо ка­залось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный обо­рот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдуще­му союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато... двусоставное];

б) [двусоставное], [также... двусоставное];

в) [неопределенно-личное], и [двусоставное]

Контрольное изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»…

Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал.

(По Ю. Нагибину.)

(262 слова)

Контрольное тестирование №2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1-В14.

(1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по слу­чаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать. (2)Я, вспомнив про конверт, подумал, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(3)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бе­гущую мимо ораву гимназистов. (4)Некоторые из них, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу, засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, по­звала меня. (6)Я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(7)- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протя гивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я ду­ маю - испугается, так вот - принесла.

(8)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни. (9)Но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

XVI Общегородской диктант писали 60 человек. Диктант (текст второго уровня сложности) оценивался по 10-балльной системе: 3 человека показали лучший результат (10 и 9 баллов), 8 человек получили положительную оценку (8 баллов), попытались написать правильно — 9 чел. (7 баллов).

Порядковый

номер участника

Количество

орфографи-ческих

ошибок

Количество

пунктуаци-

онных

ошибок

Количество

грамма-тических

ошибок

Количество

баллов (по 10-балльной системе)

1 7 7 5
2 9 5 5
3 4 7 6
4 1 4 8
5 3 6 7
6 2 6 7
7 6 4 6
8 7 6 5
9 4 11 5
10 8 6 5
11
12 6 6 6
13
14 6 4 6
15 6 4 6
16 10 4 5
17 2 2 8
18 3 6 7
19
20 2 3 8
21 5 5 6
22 2 3 8
23 0 0 1 0
24 4 6 6
25 11 6 4
26 13 10 1
27 0 3 9
28 13 8 2
29 15 14 0
30 5 8 5
31 3 4 7
32 0 2 9
33 3 5 7
34 3 6 7
35 1 7 7
36 15 10 1
37 15 14 0
38 7 9 4
39 6 8 5
40 4 6 6
41 14 5 3
42 6 6 6
43 19 14 0
44 3 3 8
45 2 2 8
46 5 3 7
47 7 8 5
48 5 4 7
49 6 12 4
50 6 5 6
51 9 4 5
52 6 6 6
53 10 9 3
54 8 6 5
55 5 5 6
56 2 2 8
57 7 4 6
58 9 10 2 3
59 3 2 8
60 9 4 5

Примечание . Работа оценивается по 10-балльной системе с учетом общего количества ошибок (орф.+пункт.) : от 0 — до 1 – 10 баллов, от 2 — до 3 – 9 баллов, 4-6 – 8 баллов, 7-9 – 7 баллов, 10-12 – 6 баллов, 13-15 – 5 баллов, 16-18 – 4 балла, 19-20 – 3 балла, 21-22 – 2 балла, 23-25 – 1 балл, более 25 ошибок – 0 баллов.

Какие же были типичные ошибки ?

Орфографические :

1) Н и НН в суффиксах прилагательных (серебрян ый) ; Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях (незваный, нежданный, непрошеный; просоленный, просмоленный; крашенный масляной краской )

2) правописание суффиксов прилагательных (рыбац кий )

3) правописание предлогов и союзов (посередине залива, в течение лета, как будто )

4) правописание наречий (по-домашнему, подолгу, тотчас, доверху наполненный )

5) правописание существительных с приствкой пол- (полпуда )

6) частица НЕ с причастиями (ничем не нарушаемая тишина, ни на секунду не прекращающийся счет )

7 ) правописание безударных гласных в корне слова (тро туар, ра внодушный )

8) правописание приставок (ис тупившиеся крючки)

9) правописание гласных после Ц в окончании прилагательных (темнолицые )

10) правописание местоименного выражения (не кто иной, как .. .)

11) правописание падежных окончаний имен существительных (на побережье ) и безударных личных окончаний глаголов (лепечет, точат ).

Пунктуационные :

  1. знаки препинания в сложносочиненном предложении; в сложноподчиненном предложении;
  2. обособление определений, выраженных причастными оборотами;
  3. знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимся союзом; в т.ч. с обобщающим словом;
  4. вводные слова и вставные конструкции;
  5. сравнительные обороты с союзами как, точно;
  6. обособление приложений.

Примечание .

К сожалению, в некоторых работах отмечается большое количество лишних знаков препинания.

КОНСУЛЬТАЦИИ по результатам диктанта состоятся

11 сентября с 15.00 до 17.00 на кафедре филфака (ул. Никитская, д. 1, у Золотых ворот), аудитория №9

ТЕКСТ

Осенью в Балаклаве

В конце октября, когда дни еще теплы и по-осеннему ласковы, Балаклава, (-) рыбацкий городок на юго-западном побережье Крыма, (-) начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают последние курортные гости, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу в Балаклаве становится просторно, свежо, уютно и по-домашнему деловито, точно в комнатах после отъезда незваных, нежданных и непрошеных гостей.

Вскоре на набережной расстилаются для ремонта разорванные рыбачьи сети, атаманы баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывно тонкой струйкой бежит и лепечет вода, подолгу судачат о своих хозяйских делах темнолицые гречанки - (,) местные жительницы. О дачниках и не вспоминают, (-) (:) их как будто и не было. В девять часов город погружается в глубокий сон, и нигде во всей России (,-) (-) (а я изъездил немало мест), (,-) нигде я не слышал такой полной, ничем не нарушаемой тишины, как в Балаклаве.

И уже ранним утром на всем Крымском побережье рыбаки готовятся к лову белуги: чистят огромные сапоги, весом по полпуда каждый, подновляют непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи, штопают паруса, смолят и красят лодки.

Но вот разнесся слух о том, что не кто иной, как Юра Паратино,(-) этот невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек, (-) уже оснастил свой баркас и вышел в море. Нет ни одного человека среди рыбаков сильнее и смелее Юры, никто не сравнится с ним удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солёными людьми.

На другой день, когда приходят с моря баркасы, доверху наполненные серебряной рыбой, на пристани до поздней ночи идет оживленная разгрузка богатого улова. Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по две или по три рыбины и швыряют их в корзины, кстати ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет.

А в это время ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, () и, когда их толкнешь ногой, они нехотя приоткрывают один глаз и тотчас засыпают опять. И домашние гуси, тоже сонные, качаются посередине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы. В воздухе еще много дней чувствуется крепкий запах свежей и жареной рыбы.

Легкой, клейкой рыбьей чешуей осыпаны деревянные пристани, и камни мостовой, и руки и платья счастливых хозяек, и синие воды залива, лениво колышушегося под осенним солнцем.

(По А.И.Куприну. Листригоны.

(297 слов) Тишина. Макрель. Белуга.)

Поделиться