Русский тяжеловоз характеристика. Русский тяжеловоз – превосходная мускулистая лошадка

В России породы тяжеловозных лошадей относительно молодые и не могут похвастаться многовековой историей. В мировой истории тяжеловозы известны с давних времен и использовались для полевых работ, доставки грузов, расчистке леса, как транспортные животные и верховые. По сей день тяжеловозы выполняют часть работ, активно используются в сельской местности и являются национальным достоянием в некоторых странах.

Любая порода лошадей тяжеловозов отличается крупный и мускулистым телосложением, высоким ростом (до двух метров) и большой силой и выносливостью. Эти гиганты конного мира обладают глубокой грудной клеткой, коренастыми, сильными ногами с широкими копытами, мощным плечевым поясом, крепкой спиной и крупом. При своих размерах лошади обладают спокойным и добродушным нравом, живым темпераментом и любознательность. Они неприхотливы и хорошо приспосабливаются к самым разным кормам и условиям содержания.

Использование лошадей тяжеловозных пород сегодня не ограничивается только сельскохозяйственными работами.

Тяжики принимают участие во многих дисциплинах конного спорта, в том числе и детских, различных шоу, национальных монопородных выставках, соревнованиях среди тяжеловозов, парадах.

Российские породы тяжеловозов

Владимирский тяжеловоз

История породы

История владимирского тяжеловоза начинается в 1886 году, когда для Гаврило-Посадского конного завода закупили несколько десятком шотландских клейдесдалей для выведения новой упряжной тяжеловозной породы. Шотландских жеребцов скрещивали с местными сильными, коренастыми и не крупными кобылами. Перед селекционерами стояла задача закрепления силы и экстерьера, высокой адаптивности и выносливости. Первые результаты были получены в начале 20 столетия — лошадей новой породы начали приобретать для работы в местных хозяйствах. Еще через десять лет было сформировано племенное ядро конного завода. А официальное признание владимирцы получили в 1946 году.

Экстерьер

Средние промеры лошадей составляют:

  • в холке от 162 см до 171 см,
  • обхват груди до 200 см,
  • пясть — до 24 см.

Голова крупная, с немного горбоносым профилем, шея длинная, с выраженным затылком, сильная, косая лопатка. Плечи хорошо обмускулены. Спина длинная, круп слегка опущен. Постав ног правильный, копыта широкие, с прочным и твердым рогом. Масть — чаще гнедая, вороная, рыжая. Густо обросшие хвост с гривой.

Особенности породы

Владимирцы — активные и энергичные, умные и дружелюбные лошади, с уравновешенной психикой и живым темпераментом. Движения свободные, с хорошим захватом пространства. Сегодня разведением владимирских тяжеловозов занимаются Гаврилово-Посадский конный завод, Монастырское подворье и несколько частных племенных хозяйств. Поголовье насчитывает около 200 маток. Владимирские тяжеловозы обладают хорошим здоровьем, выносливы и неприхотливы к условиям содержания. Используется порода не только в национальных соревнованиях среди тяжей, но и в драйвинге, конном туризме и для дамской езды.

Тяжеловоз владимирской породы Лазурит

Русский тяжеловоз

История породы

Порода начала формироваться на рубеже 19 и 20 веков. Для выведения использовались тяжеловозы арденской породы, першероны, русские упряжные лошади. Официальную регистрацию и национальную племенную книгу они получили только в 1952 году.

Экстерьер

Русские тяжеловозы некрупные, мускулистые, коренастые лошади. Средние промеры:

  • в холке до 154 см,
  • пясть в обхвате — 21 — 23 см,
  • средний вес у кобыл — 620 кг, жеребцов — 655 кг.

Животные обладают длинными линиями туловища, глубокой мускулистой грудной клеткой, спина длинная, отчего часто кажется мягкой. Круп свислый. Шея длинная, с красивым изгибом, хорошо выраженным гребнем. Масть чаще всего рыжая всех подмастков, чалая, встречаются гнедые и вороные особи с примесью чалости или седины.

Особенности породы

Русские тяжеловозы неприхотливы к условиям содержания и могут обходиться только скудными грубыми кормами. Они отлично переносят как сильные морозы, так и жаркие летние температуры. Используются в различных конных шоу, принимают участие в выставках, драйвинге, соревнованиях среди тяжеловозов.

Русский тяжеловоз — чемпион Эталон

Кобылы отличаются высокой молочностью, что позволяет использовать их для производства кумыса. За период лактации кобыла дает до 3500 литров молока. Второе использование молока — изготовление детских смесей, поскольку по своему составу оно очень близко к грудному молоку.

Советские тяжеловозы — результат скрещивания французских брабансонов и местных крупных лошадей. К породе также приливалась кровь суффолков, арденов и першеронов для повышения выносливости и большей приспособленности к условиям российского климата и быта. Официально порода были зарегистрирована в 1952 году.

Экстерьер

Советские тяжеловозы среди российских пород — рекордсмены. Их рост может достигать 175 см при весе в 950 — 1000 кг.

У лошадей сильная, короткая спина, короткая шея с выраженным гребнем, развитая грудь и мощный плечевой пояс. Поясница широкая. Круп слегка обвислый. Ноги крепкие, сухие, средней длины с плоскими широкими копытами. Голова не большая, с хорошо выраженными ганашами, профиль чаще прямой или слегка горбоносый. Крупные размеры и большой вес иногда приводят к недостаткам экстерьера — косолапости, саблистости. Масть чаще рыжая всех подмастков.

Особенности породы

Лошади этой породы отличаются спокойным нравом и добротой. Они довольно сильные и могут перемещать грузы в несколько тонн на большие расстояния. Абсолютный рекорд принадлежит жеребцу Форсу, который протащил за собой груз в 23 тонны несколько десятков метров. Лошадей активно используют в сельском хозяйстве. Можно их встретить и в упряжных видах конного спорта, на всевозможных конных шоу и выставках, а также под седлом.

Иностранные породы

Першеронская

История породы

Среди иппологов нет единого мнения о том, где и когда была создана эта порода. По одним данным порода имеет древние корни и была выведена много веков назад, по другим — порода сформирована в середине прошлого столетия. Одно известно точно — при выведении были использованы не только тяжеловозные и густые по костяку лошади, но и арабские чистокровные.

Экстерьер

Современным французским першеронам досталась в наследство от своих восточных предков нарядная серая масть, красивая форма головы, правильные движения. Высота в холке колеблется между 155 см и 177 см. Обхват груди может достигать 205 см, а пясть — до 25 см. Средний вес около 800 кг. Красивая и изящная голова, длинная и выразительная шея с изгибом и хорошо выраженным гребнем. Грудь очень широкая, спина короткая, достаточно широкая. Ноги крепкие и сухие, широкие копыта.

Особенности породы

Першероны отличаются выносливостью, гармоничным сложением, мягким и удобным ходом и спокойным характером. Именно эти качества сделали першеронов столь распространенными — маточное поголовье насчитывает более 5000 особей. Во Франции государство помогает фермерам, использующим першеронов на своих землях финансовыми дотациями и кормами, стимулируя популяризацию породы. Несколько раз в год организовываются различные монопородные выставки и шоу, где лошади предстают в национальной упряжи и украшениях, принимают участие в различных соревнованиях.

Биг Джейк першенонской породы — самая большая лошадь в мире

Арденские тяжеловозы

История породы

Бельгийская тяжеловозная порода имеет многовековую историю и берет свое начало от сильных местный лошадей — белгов. В начале 18 века в монастырь Святого Губерта, где занимались разведением арденов, привели нескольких арабских жеребцов. Это делалось с целью облегчения типа лошади, улучшения продуктивности движений и придания внешности большей нарядности.

Ардены принимали участие в нескольких войнах не только как транспортные животные, но и в качестве верховых лошадей. Они не отличались резвостью, но выносливость позволяла покрывать большие расстояния.

Экстерьер

Ардены не крупные и в холке достигают 163 см максимум. Средняя масса тела около 700 кг. Масть чаще рыжая и серая, с чалостью. Вороные и темно-гнедые животные не считаются чистопородными. Голова арденской лошади небольшая, с прямым профилем, глаза большие и выразительные, ушки заостренные. Шея с выраженным рельефом мышц, короткая, но с красивым изгибом. Развитый плечевой пояс, короткая и широкая спина с хорошей обмускуленностью, широкий, слегка обвислый круп. Ноги относительно короткие, хорошо обросшие. Копыта широкие, с ровным и прочным рогом.

Особенности породы

Несмотря на свои небольшие размеры, ардены отличаются подвижностью, выносливостью, спокойным нравом, умом и силой. С грузом они способны проходить до 50 км за 4 часа без остановок на отдых, а за день перевозить до двух тонн груза по разбитым и труднопроходимым дорогам на расстояние до 30 км. Эта черта сделала лошадей столь популярными не только в сельском хозяйстве, но и на лесозаготовках. Они не особо требовательны к корму и могут долго обходиться скудными подножными кормами. Ардены принимали участие в создание таких пород, как русская тяжеловозная, комтойс, балтийский арден, сокольская, дю норд, торийская, булонская.

В России арденские лошади очень популярны — их разводят на нескольких конных заводах и многих частных племенных фермах.

Клейдесдаль

История породы

Сегодня клейдесдали являются национальным сокровищем Шотландии, а всего несколько десятилетий назад порода стояла на грани вымирания. Первые лошади были получены более трех столетий назад, путем скрещивания крупных тяжеловозных лошадей, вывезенных из Англии и Бельгии с местными аборигенными породами. Результатом долгой селекционной работы стали высокие, сильные лошади, своим костяком больше напоминающие верховые породы, но отличающиеся большей силой и работоспособностью. В эпоху развития сельского хозяйства лошади широко использовались на полях, однако с приходом техники порода оказалась невостребованной. С 1975 года ведется активное восстановление этих прекрасных и могучих животных и на данный момент поголовье насчитывает несколько тысяч особей.

Экстерьер

Клейдесдали являются настоящими гигантами конного мира — в холке рост часто превышает 180 см, а вес более тонны.

Животные обладают длинными сильными ногами, густыми фризами, а копыта в диаметре превышает в два раза копыто верховой лошади. Голова у тяжеловоза крупная, с горбоносым профилем, выразительными глазами,длинными ушками. Шея также чаще коротка, с выраженным шейным гребнем. Спина короткая с хорошо выраженной холкой. Сильная и мускулистая. Масть чаще всего чалая, вороная, рыжая и гнедая всех подмастков. Отличительная особенность — отметистость головы, живота и ног.

Особенности породы

Эта порода известна каждому, кто хоть раз видел рекламу компании «Будвайзер». Именно эта фирма внесла большой вклад в развитие и популяризацию тяжеловозной породы, сделав гнедых красавцев своей узнаваемой визитной карточкой. Животных разводят не только для работы в поле, шоу и выставках, которые особенно популярны в Англии, Шотландии и США. Многие частные фермы по экотуризму приобретают этих лошадей — они выносливы, обладают удобным ходом и приводят в восторг туристов. Еще одна особенность породы — всепроходимость. Лошади способны преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, хорошо проходят водные преграды, легко ориентируются на горной местности. Они способны покрывать большие расстояния рысью — движения лошади удобные и мягкие, не утомительные для всадника.

Тяжелоупряжные породы лошадей – настоящие гиганты, высотой до 2 метров и весом до 1,5 тонны. Их выведение связано с необходимостью тяжелого физического труда, а также перевозки грузов. Сегодня первоначальная функция тяжеловозов потеряла свою актуальность, но спрос и интерес к исполинским лошадям остается. Они имеют отличительное массивное телосложение, которое сочетается с грациозностью и энергичностью, присущей всем жеребцам. А вот чем можно кормить лошадей и какие корма самые лучшие, подробно изложено

Особенности тяжеловозов

Тяжелоупряжные породы были выведены исключительно для тяжелого физического труда и перевозки грузов. Это мощные и массивные животные, являющиеся настоящими исполинами на фоне верховых пород. Они одинаково хорошо работают поодиночке и группой. В некоторых сельских местностях машины до сих по не заменили труд тяжеловозов, их разводят для производства мяса и молока.

В городах их функция перестала быть актуальной. Сегодня их чаще можно встретить в составе туристических экипажей, на сеансах иппотерапии, выставках и шоу. Во многих странах тяжеловозные лошади являются настоящей гордостью, их оберегают и сохраняют от исчезновения. Они являются таким же символом Старой Европы, как замки или королевская власть.

На видео – описание породы лошадей тяжеловозов:

Для выведения этой породы изначально использовали бельгийских тяжелоупряжных лошадей, но благодаря активному инбридингу, советский тяжеловоз вобрал в себя лучшие качества многих европейских пород.

Скрещенная порода взятая от европейских пород, в результате чего появилась данная порода

Советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Тело широкое и мускулистое, количество жира минимально, но встречаются и рыхлые особи. Имеет незначительно свислый раздвоенный круп. Грудь широкая, средний обхват составляет 2,07 м. Спина ровная и несколько короче, чем у других пород. Голова среднего размера с выраженным прямым профилем. Конечности короткие, но отлично гармонируют с телом.

Рост взрослой особи достигает 1,67 м, вес жеребцов от 750 до 1000 кг, кобылы меньше – до 650 кг. Обычно встречается рыжая или бурая масть, реже имеют вороной, чалый или гнедой окрас. Советские тяжеловозы имеют податливый характер, любят движение и энергичны при правильном уходе.

Владимирский

Одна из первых отечественных пород тяжелоупряжных лошадей. Для ее создания использовали лучших аборигенных кобыл, а также жеребцов европейских тяжеловесов. Породу официально признали только в 1946 году, но до сих пор при разведении рекомендуется инбридинг.

Достаточно эффективная порода, получившаяся в результате скрещивания

Имеют выпуклый и красивый профиль, длинную и крупную голову, которую обрамляет длинная грива. Телосложение сухое и мускулистое. Все формы тела удлиненные, за счет чего жеребец владимирской породы кажется просто исполинским. Широкая грудная клетка обхватом до 2 м необходима для глубокого дыхания во время работы. Круп может быть наклоненным или свислым. На ногах имеются густые щетки – шерсть, оставшаяся им от английских пород. Высота лошади не превышает 1,73 м, а средний вес взрослых особей варьируется от 658 до 758 кг. Обычно имеют гнедой окрас, но повсеместно встречаются рыжая и вороная масть.

Владимирский тяжеловес известен быстрым созреванием, а также сочетанием энергичности и массивного размера. Имеют спокойный нрав, отлично ладят с детьми.

Если хочется больше узнать про владимирский тяжеловоз, стоит перейти

Цена на лошадь варьируется от 100 до 600 тыс. рублей в зависимости от родословной, экстерьера и рабочих характеристик

Русская тяжеловозная лошадь

Считается одной из самых небольших тяжелоупряжных пород лошадей. Выведены преимущественно из першеронов и брабансонов, но для улучшения качеств применяли и другие породы.

В результате многочисленных скрещиваний появилась русская тяжеловозная лошадь

Рост лошади не превышает 1,65 м, обхват груди до 2 м, а пясти – 22,4 см. Кобылы значительно меньше жеребцов, средний вес взрослой особи составляет от 600 до 700 кг. Имеют уравновешенный и энергичный характер. Коренастое телосложение, сухие и крупные мышцы. Неприхотливые в содержании уходу, приживаются в городских условиях. Чаще встречается рыжий окрас, но нередко русские тяжеловозы имеют бурую или вороную масть. На голове имеется густая грива белого или кремового оттенка.

Стоимость на лошадь этой породы начинается от 75 тыс. рублей. Особи с хорошей родословной и красивым экстерьером стоят значительно дороже.

Отечественные тяжеловозные лошади славятся своей универсальностью. Несмотря на массивное телосложение, они могут набирать приличную скорость. Например, владимирский тяжеловоз преодолевает 2 км за 5 минут, что является эталонным результатом.

Зарубежные породы

Выведение зарубежных тяжелоупряжных лошадей имеет многовековую историю. Эти лошади являются частью европейского наследия, благодаря им происходило активное развитие и обустройство современной Европы. Всемирно известные першероны, шайры и бельгийские тяжеловозы стали основой генофонда практически всех поздних тяжелоупряжных лошадей.

Крупный конь Першерон для перевозки тяжелых грузов

Эталонная порода французских тяжеловозных лошадей. Выведены путем скрещивания булонских местных кобыл с арабскими скакунами. Благодаря необычному сочетанию генов, першерон получился на удивление красивым. В нем сочетаются огромные размеры с изящностью и аристократичностью экстерьера.

Очень красивая лошадь, с очень красивой гривой и копытами

Рост в холке может достигать более 2 метров. Телосложение массивное, сухое и крайне атлетичное. Имеют сильные ноги и крепкие суставы, благодаря чему редко возникают проблемы со здоровьем. Обхват груди от 197 до 202 см. Голова небольшая и выразительная. На ней расположена густая грива. Средний вес тела – 700-1000 кг, но встречаются и более крупные особи. Несмотря на огромные размеры, имеют низкий ход и легкие движения. Обладают невероятным умом и покладистым характером. В последние годы наблюдается активный интерес к этой породе, во многих европейских странах их используют для катания туристов в экипажах. Обычно имеют вороную или гнедую масть, щетки на ногах отсутствуют.

Вплоть до 1996 года лошадям этой породы купировали хвост, чтобы он не мешал во время работы в поле. Запрет на процедуру вступил в силу благодаря защитникам животных, считавших, что это доставляет боль и не позволяет животному отмахиваться от насекомых.

А вот как выглядит лошадь породы першерон, можно увидеть здесь на

Цена на лошадь начинается от 200 тыс. рублей. Чистокровных першеронов можно купить только у европейских заводчиков, сохранивших чистоту линии.

Рабочий жеребец Шайр

Порода была выведена в ходе планомерной племенной работы английских селекционеров в XVI. Своим габаритам они обязаны королю Генриху VIII, который запретил выведение жеребцов, меньше 1,5 м ростом.

Очень большой и мощный конь, достигающий в холке практически 2 метров

Современный конь породы Шайр имеет вес 1-1,2 тонны. У некоторых особей пясть достигает 32 см, высота в холке доходит до 1,8 м. Грудь мощная и массивна, средний обхват – 2,3 м. Обычно имеют белую, вороную или гнедую масть, допустимы крупные отметины на ногах. Грива и высокие щетки – одна из характерных особенностей породы, которую они передали многим своим сородичам в процессе скрещивания.

Тяжеловесный конь Брабансон (бельгийская тяжелоупряжная лошадь)

Считается одной из первых тяжеловозных пород лошадей. Свою историю ведет с I-II веков нашей эры. В Европе она была известна под названием старая фламандская лошадь, которая активно использовалась для выведения новых пород.

Достигает огромных размеров, вплоть до 2 метров в холке, и имеет масть рыжего и тёмного оттенка

Современный вид брабансона практически отличается от своих предков, они сохранили аутентичный экстерьер и телосложение. Взрослые жеребцы весят до 1,2 т, достигают высоты до 1,72 м. Имеют пропорциональную конституцию, тело массивное с отлично развитой мускулатурой.

Быстро достигают половой зрелости, а также адаптируются к любым условиям жизни. Неприхотливы к корму, имеют исключительную работоспособность. Преобладает рыжая и гнедая масть

Возможно вас также сможет заинтересовать информация о том, как выглядит и где именно применяется такая порода.

Племенные конные заводы сохранились в некоторых европейских городах. Купить чистокровного брабансона можно только за границей. Стоимость начинается от 300 тыс. рублей.

Суффольский тягач

Первые упоминания об этой породе датируются XV веком. Они считаются гордостью английского коннозаводства и до сих пор активно используются для выставок. Именно этих лошадей использовала английская королевская семья для своих экипажей. Выведены с помощью скрещивания бельгийских тяжеловозов с местными лошадьми. Характерная особенность суффолька – заплетенные гривы и хвосты с рафией.

Очень красивая порода которая до сих пор применяется королевской семьёй Англии

Это очень выносливые животные, известные своим здоровьем и долголетием. Имеют только рыжий однотонный окрас. Характер спокойный, хорошо ладят с другими животными и людьми. Вес взрослой лошади – 700-1000 кг, а высота в холке достигает 1,7 м. Имеют мускулистое тело с довольно длинной шерстью.

Купить лошадь этой породы можно только у английских заводчиков и в некоторых странах западной Европы. Средняя стоимость – от 400 тыс. рублей.

Суффольского тяжеловоза до сих пор можно встретить на улицах Англии в составе туристических экипажей. В этой стране гордятся своей породой, активно сохраняют ее аутентичный внешний вид.

Также вас сможет заинтересовать информация о том, как выглядит и где именно используется

Тяжеловозы – особенная порода лошадей. Они выводились специально для тяжелого физического труда, поэтому это исключительно сильные, выносливые и послушные животные. Учитывая, что для выведения пород активно занимались инбридингом, многие тяжелоупряжные породы схожи между собой, но все же отличимые по экстерьеру и характеру. Отечественные тяжеловозы отличаются хорошей адаптацией к неблагоприятным факторам, а упор в выведении зарубежных жеребцов ставился на массивность и внешние данные.

Кони-тяжеловозы сыграли огромную роль в жизни человека до того, как большинство процессов стали осуществлять машины. К тяжеловозным относятся породы крупных и обладающих недюжинной силой лошадей. Главное их назначение - перевозка тяжёлых грузов. В статье мы представим обзор 10 лучших тяжеловозных пород и узнаем, сколько весит каждая из них, их достоинства и недостатки.

Топ-10 тяжеловозов

До прочного укоренения механизации в жизни человека тяжеловозные породы были очень популярны. Их использовали для перевозки тяжестей, применяли для работы в сельском хозяйстве, транспортировки поваленных деревьев, других грузов массой 500–600 кг, армейских потребностей.

Сегодня в силе этих коней потребность практически отпала. Некоторые породы находятся на грани исчезновения. Однако во многих странах их пытаются сохранить, принимая программы на государственном уровне.

Эти животные неприхотливы в уходе и обладают добродушным характером, поэтому для них находятся новые сферы использования, например, работа с детьми, туризм, получение молочной и сырной продукции. Предлагаем познакомиться с 10 наилучшими породистыми тяжеловозными лошадьми.

Порода произведена в период с 1930 по 1935 годы усилиями работников племенных заводов Владимирской и Ивановской областей России. В селекции принимали участие Клейдесдали, гнедые, тёмно-гнедые, Шайры. Официальная регистрация коня-тяжеловоза произошла в 1946 году.

Владимирская порода имеет следующие характеристики:

  • высота в холке - 1,65 м;
  • масса - 0,9–1,2 т;
  • голова - массивная, с выпуклым профилем;
  • шея - широкая, высоко посаженная, дугообразная, с хорошо заметной мускулатурой;
  • грудной отдел - широкий, в обхвате достигает около 2 м;
  • спина - сильная, с хорошими мускулами, удлинённая;
  • конечности - длинные, развитые, отличаются сухостью, правильно поставлены, хорошо обросшие шерстью;
  • хвост - длинный, волнистый, касается земли;
  • грива - волнистая, ниспадающая;
  • масть - гнедая (основная), вороная, бурая, со светлыми пятнами в районе головы и ног;
  • характер - миролюбивый, спокойный, послушный, активный.

Достоинства:

  • отличная работоспособность;
  • выносливость;
  • непритязательность в уходе;
  • красивый внешний вид;
  • миролюбивый и послушный характер.

Недостатки:

  • крупные размеры;
  • низкие верховые качества.

Знаете ли вы? Владимирский жеребец способен преодолеть за 5 минут расстояние в 2 км с грузом весом 1,5 т. Это является абсолютным рекордом для тяжеловозных пород.

Процесс создания породы длился довольно долго - с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году.
Кони имеют следующие характеристики:

  • высота в холке - 1,5–1,53 м;
  • масса - 0,6–0,7 т;
  • голова - лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
  • шея - широкая, короткая, массивная, мускулистая;
  • грудной отдел - характеризуется глубиной, бочковидной формы;
  • спина - удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
  • конечности - средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
  • хвост - мощный, густой, длинный;
  • грива - отличается густотой ворса;
  • масть - рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;

Достоинства:

  • повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
  • непритязательность в содержании и корме;
  • хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
  • устойчивая нервная система.

Недостатки:

  • дисгармоничное телосложение;
  • мягкая спина.

Советский тяжеловоз официально задокументирован в 1952 году. Его вывели сотрудники Починковского конного завода № 23 (Россия). Для получения породы использовались Битюги, Ардены, Першероны, Брабансоны, Английские суффольки.
В итоге советские селекционеры получили рабочую лошадь с такими характеристиками:

  • высота в холке - 1,6–1,7 м;
  • масса - 0,7–1 т;
  • голова - средней величины;
  • шея - недлинная, с хорошо просматриваемыми мускулами;
  • грудной отдел - широкий, с округлыми рёбрами, с отчётливо видимыми мускулами;
  • спина - широкая, в меру мягкая, с прямой широкой поясницей;
  • конечности - средние по длине, отличаются крепостью и сухостью;
  • хвост - несильно обросший;
  • грива - отличается густотой;
  • масть - рыжая, рыже-чалая (основные), гнедая, гнедо-чалая;
  • характер - выдержанный.

Достоинства:

  • высокая скороспелость;
  • способность употреблять дешёвые корма;
  • высокая молочность у кобыл.

Недостаток лишь один - нередко встречаются аномалии развития конечностей в виде косолапости. На рабочих способностях непарнокопытных это не сказывается.

Эта порода - дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов.
Описание экстерьера породы:

  • высота в холке - 1,48–1,49 м;
  • масса - 0,56–0,59 т;
  • голова - облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
  • шея - укороченная, широкая, массивная;
  • спина - массивная;
  • конечности - недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
  • хвост - пышный, волнистый;
  • грива - кудрявая;
  • масть - саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
  • характер - уравновешенный, энергичный.

Достоинства:

  • тяговая мощность;
  • крепкая иммунная система;
  • отличная плодовитость;
  • отличные молочные показатели.

Недостаток - разборчивость в кормах.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием.
Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:

  • высота в холке - 1,6–1,7 м;
  • масса - 0,8–1 т;
  • голова - маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея - укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел - характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина - укороченная, сильная;
  • конечности - недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост - негустой, длинный;
  • грива - короткая;
  • масть - рыжая, золотисто-рыжая, редко - гнедая, белая;
  • характер - выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Недостаток - тяжёлое дыхание.

Першероны - уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами. Главная цель такого скрещивания - получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы.
Основные экстерьерные характеристики Першеронов:

  • высота в холке - 1,75 м;
  • масса - 0,8–0,9 т;
  • голова - широкая с прямым профилем;
  • шея - длинная;
  • грудной отдел - широкий, в обхвате достигает 2 м;
  • спина - удлинённая;
  • конечности - сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
  • грива - пышная, красивая;
  • масть - серая, изредка вороная;
  • характер - энергичный, добродушный, послушный, некапризный.

Достоинства:

  • отличная адаптация к любым условиям проживания;
  • крепкая иммунная система;
  • способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
  • способность выпасаться на пастбище круглый год.

Недостатки отсутствуют.

Английский тяжеловоз (Шайр)

Шайры - прямые потомки коней рыцарей. Сформировались в XVIII столетии как итог спаривания местных пород с фламандцами и голландцами. Это самые крупные кони в мире. Изначально их применяли на поле военных действий.
Затем взяли на вооружение в сельском хозяйстве, промышленном производстве, на железных дорогах, в доках.

Особенности Шайров:

  • высота в холке - до 1,9 м;
  • масса - до 1,3 т;
  • голова - массивная, тяжёлая с большой, широкой лобной долей;
  • шея - короткая, ровная;
  • спина - короткого формата, отлично развитая;
  • круп - длинный, с хорошо выраженными мускулами;
  • конечности - выносливые, мощные, с пушистыми фризами;
  • хвост - высоко поставленный, пышный;
  • масть - гнедая, краковая, серая, рыжая, с белыми чулками чаще на задних конечностях;
  • характер - послушный, спокойный, уравновешенный, миролюбивый.

Достоинства:

  • красивый экстерьер;
  • выносливость;
  • послушный нрав.

Недостатки относятся к экстерьеру:

  • сырость ног;
  • сильная фризистость;
  • недостаточная приземистость;
  • требовательность к кормам.

Знаете ли вы? Самой большой лошадью считается мерин по кличке По, достигший роста в холке почти 3 м и веса около 1,5 т. Достигнув таких размеров, По подвинул в рейтинге самых больших лошадей Шайра Сампсона с ростом 2,2 м и весом 1,5 т.

Порода древняя, признана в XVII веке. Выведена во французской провинции Булонь. Существует 2 типа: большой тяжёлый и малый.
Булонским тяжеловесам присущи следующие особенности:

  • высота в холке - 1,50–1,65 м;
  • масса - 0,7–0,9 т;
  • голова - изящная, с правильным профилем и высоким лбом;
  • шея - с хорошо выраженными мускулами;
  • грудной отдел - глубокий, с округлыми рёбрами;
  • спина - широкая, ровная;
  • конечности - крепкие, короткие, мускулистые;
  • хвост - высоко поставлен, густой;
  • грива - волнистая, короткая;
  • масть - серая (основная), редко гнедая, рыжая;
  • нрав - добрый.

Достоинства:

  • повышенная работоспособность;
  • неприхотливость;
  • хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
  • способность развивать большую скорость движения;
  • выносливость.

К недостаткам можно отнести то, что порода практически исчезла.

Клейдесдаль (шотландская хладнокровная лошадь)

Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её - Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях.
Характерные признаки:

  • высота в холке - 1,67–1,84 м;
  • масса - 0,82–0,91 т;
  • голова - мощная, с широкими лобной долей и мордой;
  • шея - удлинённая, с хорошим изгибом;
  • грудной отдел - глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
  • спина - укороченная;
  • конечности - прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
  • хвост - прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
  • грива - прямоспадающая, пышная;
  • масть - гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
  • характер - добродушный, уравновешенный.

Достоинства:

  • выносливость;
  • высокая грузоподъёмность;
  • хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
  • элегантный экстерьер.

Недостатки:

  • сырость ног;
  • необходимость в высококачественном уходе и кормлении.

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины.
Особенности экстерьера:

  • высота в холке - 1,6–1,62 м;
  • масса - 0,7–1 т;
  • голова - тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея - отличается средней длиной;
  • грудной отдел - характеризуется глубиной;
  • спина - укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности - сильные, с крепкими суставами;
  • грива - пышная;
  • масть - рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер - покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Недостатки у породы не выявлены.

Важно! Тяжеловозные лошади должны работать не дольше 6–8 часов в день с часовым перерывом на отдых.

Правила ухода и кормления

Тяжеловозы славятся своей неприхотливостью.

Главное для них - соблюдение таких условий:

  • питание;
  • гигиена;
  • отдых.

  1. Содержать коней нужно в денниках размерами 3,5 на 3,5 м из расчёта на 1 особь и высотой потолка 3 м.
  2. Нужно следить за тем, чтобы в денниках не было сквозняков, но обязательно работала хорошая вентиляция.
  3. На полу денника должна быть подстилка слоем 15 см.
  4. На стенах, на уровне 60 см, нужно оборудовать кормушки и поилку из природных материалов.
  5. Зимой в деннике должно поддерживаться 16-часовое освещение.
  6. Подстилка, кормушки и поилки должны очищаться ежедневно.
  7. Большую часть времени кони должны проводить на прогулке, на пастбище. Так они будут поддерживать на должном уровне свою мускулатуру.
  8. После работы обязателен тёплый душ, кроме зимнего периода. Зимой достаточно будет лишь чистить и расчёсывать шерсть, копыта.
  9. Необходимы регулярные осмотры ветеринара - 3–4 раза в год.
  10. Крупное телосложение накладывает отпечаток на особенности кормления. Основу меню должны составлять свежая трава летом и сено зимой. Также в нём обязательно должны присутствовать зерновые культуры, корнеплоды, овощи, витаминно-минеральные добавки.
  11. Вода в поилках должна быть тёплой - температурой не ниже 20 градусов.

Итак, мы рассмотрели лучшие тяжеловозные породы лошадей. У всех из них есть несколько схожих черт: крупное, массивное тело, выносливость, крепкий иммунитет, высокая работоспособность, добрый, покладистый характер, уравновешенная нервная система, неприхотливость в уходе.

Важно! Концентрированные корма в питании тяжеловозных коней должны составлять 25% от всего корма, сочные - 35%, грубые - 40%.

Сегодня их уже не так часто применяют для транспортировки грузов, а больше используют в фермерском хозяйстве, туризме, конном спорте, для организации досуга, при селекции других пород, для получения мяса и молока, в иппотерапии.

Эта порода имеет отношение к отдельной группе не крупных тяжеловозов. Русский тяжеловоз является предназначенной специальным образом для применения ее в сфере сельского хозяйства. И использование идет, в качестве племенной и рабочей лошадки. Невероятно отличные мясные качества, как и высокий уровень молочной продуктивности, открывает прекрасную перспективу к применению зверьков данной породы в коневодстве продуктивного плана.

Началось выведение породы в России приблизительно сотню лет назад. В то время, когда начали завоз мелких лошадок тяжеловозного типа, прямо из Бельгии. То есть, арденов. Строгий отбор в итоге помог сделать так, чтобы была приобретена гармоничность сложения и отличный лошади. Ну а в 1900 году в столице Франции в процессе Всемирной выставки, арденам довелось обратить на себя всеобщее внимание. И русские ардены, таким образом, произвели впечатление, как отдельная и своеобразная порода рабочих лошадок.

Русский тяжеловоз во всей красе

Ну, а один из лучших в тот момент был прелестный бурый жеребец Хреновского конного завода. Этот конь еще в 1887 году получал золотую медаль, так о чем же здесь можно говорить! Ну а в Бельгии к тому времени, уже перестала существовать былая арденская порода. Там ее поглотила крупнейшая лошадка. Ну а русская тяжеловозная порода лошади обладала огромными отличиями от настоящих арденов из Бельгии, так что, и назвать ее иначе, решили в Советском союзе, в далеком 1952 году.

Характеристика

Это лошадки с сухими и легкими, широколобыми головами.


Русский тяжеловоз в упряжке

Живые глазки и крепкая, мускулистая , что красиво изогнута. Причем шея их, имеет достаточную длину. Что касаемо холки, она очень широка. У лошадок этих прекрасный темперамент. Они энергичны и уравновешенны. А об их добром нраве, можно слагать легенды. Порода лошади русский тяжеловоз обладают сухой и очень крепкой при этом, конституцией. В особенности, одним из ценнейших их качеств, является то, что они совершенно неприхотливы к получаемому корму.

Им все равно, в каких условиях они содержатся. К тому же, это невероятно долговечная лошадиная порода. И притом, животные эти редкостно плодовиты. Столь высокие показатели, что и представить сложно. А срок службы племенного плана (), у множества жеребцов с кобылами, может продолжаться до двадцати-двадцати пяти лет. А это, отличные показатели.

Русских тяяжеловозов частенько используют на хозяйственных работах конный завод. И это способствует тому, что вырабатываются лучшие рабочие качества, а также отбору самых способных к работе, лошадок.

Порода относится к известной группе небольших тяжеловозов. Русский тяжеловоз отлично зарекомендовал себя на сельскохозяйственных работах. Крестьяне охотно разводили эту породу, как помощников, кормильцев. Обладает отличными мясными свойствами и отменной молочной продуктивностью. Значит, тяжеловозов с успехом можно использовать в продуктивном коневодстве.

История

Селекцией породы на Руси-матушке занялись примерно век назад. Предками были ардены, которые водились в горах Бельгии. Они выглядели разнотипными, а в экстерьерах были заметны значительные для лошадей недостатки. Нужно отметить, что ардены быстро двигались. Сухая, красивая конституция облагораживала облик лошадей. Их легко было содержать, так как кушали всё подряд, жили в простых условиях.

Россиянам лошади понравились. К 1904 г. 376 ферм уже разводили арденов. Среди них Деркульский и Хреновский конные гос. заводы. Можно отметить ферму от сельскохозяйственной академии (Петровской). Заводчики содержали небольшие поголовья на мелких фермах с заводами. Владельцы стремились, как можно быстрее увеличить поголовье. Для этого скрещивали чистокровных арденов с различными упряжными кобылами иных пород, чаще всего с брабансонами.

Благодаря тщательному отбору лучших производителей из года в год, ардены стали выглядеть гармоничней. В 1900 г. в Париже проходила очередная серьёзная выставка всемирного масштаба. Там отметили арденов, как своеобразную, самобытную рабочую породу. Всем понравился, вызвал восхищение Каравай - жеребец бурой масти. Ему преподнесли золотую медаль. Он был лучшим выпускником Хреновского конезавода.


Так сложилось к тому времени, что на исторической родине - в Бельгии, породу поглотила более крупная - бельгийская рабочая. Когда закончилась революция, заводчики начали племенную работу с остатком выживших лошадей - арденов. Задача была создать некрупную породу, гармонично сложенную, охотно работающую в сельском хозяйстве. Чтобы она была неприхотливой, требовала минимум ухода, кушала то, что предложат, мало болела, долго жила.

Племенных производителей было много. Среди них особенно выделялись заводские линии:

  1. Караула;
  2. Поденщика;
  3. Ларчика;
  4. Рубикона.

Поголовье значительно отличалось от старотипных арденов. В 1952 г. в СССР от Министерства сельского хозяйства поступило постановление, назвать породу русский тяжеловоз.

Экстерьер

У поголовья линий: Караула с Рубиконом, Ларчика и Поденщика было гармоничное сложение, отличный экстерьер. Они выделяются прекрасным телосложением среди соплеменников, но вот рост в холке от 135 до 143 см - маловат.

Отбирали более крупных племенных жеребцов с кобылами. Русский тяжеловоз - единственная русская порода, где поголовье не такое крупное, как у других тяжеловозов. Селекционная работа активно продолжается. С годами племенной работы в среднем, в холке они выросли от 146 до 148 см. Пясть стала меньше, чем у арденов от 20 до 21 см.

Промеры у жеребцов такие: 153,4 (высота), 166,8-205,2 (длина), 22,4 (обхват пясти). Жеребцы весили от 600 до 700 кг.У кобыл немного другие промеры: 150,9 (высота), от 161,6 до 193,5 (длина), 21,2 - обхват пясти. Кобылы имели вес от 580 до 650 кг.

Порода лошадей русский тяжеловоз получила и закрепила туловище несколько удлинённое. У лошадей глубокая, бочкообразная грудная клетка. Ноги красивые сухие, очень крепкие, но несколько коротковаты. Голова широкая, небольшая с красивым мощным лбом. Шея мускулистая, довольно длинная, с красивым изгибом. Холка у особей широкая. Спина у некоторых жеребцов и кобыл мягковата с небольшим прогибом, но длинная. Круп с поясницей у животных - широкие.


Иногда круп встречается несколько раздвоенный, свислый. Хвосты с гривами у лошадей русских тяжеловозов красиво струятся на ветру и довольно длинные, что можно рассмотреть на фото. Конь у заводчиков вышел некрупным, но очень живым, энергичным. Особенно импонировал он людям добронравием, спокойствием. Его легко содержать, так как неприхотлив в пище. За ним, даже начинающему коневоду, просто ухаживать. На широкой спине может прокатиться, как начинающий всадник, так старик или ребёнок. Такой добряк никого не обидит, всех прокатит с ветерком.

Русский тяжеловоз чаще всего по масти: рыже-чалый или рыжий, реже можно увидеть гнедого, вороного либо гнедого с чалым или серого. Все представители породы очень работоспособные, долго живут, дают крепких жеребят, приспосабливаются к любым условиям содержания. Русскую тяжеловозную породу лошадей содержат, как в регионах, где жарко, так и в холодной местности. Главное, отлично заботиться о питомце, он ответит вам добротой, преданностью.

В конных заводах на 100 кобыл выход жеребят составляет от 80 до 85%. В лучшие годы он бывает от 90 до 95%. Многие племенные кобылы с жеребцами участвуют в разведении 20, а то и 25 лет.

Жеребцы с кобылами конных заводов работают на фермах в деревнях. Благодаря этому, животные тренируются, показывают свои рабочие качества. Заводчику легче отбирать для племенного дела самых перспективных. В тяжеловозе этой породы ценится доброезжесть, выносливость, резвость и подвижность.

Производители скороспелые. Начиная с 1,5 лет они достигают в холке 96 или 97%, как взрослые особи. Примерно 75% набирают живой массы, как старшие взрослые производители. К 3 г., практически по всем показателям, они достигают максимума развития и прекращают рост.

Использование

В последнее десятилетие фермеры купили много русских тяжеловозов для племенного разведения. В пригородах крупных городов создали хозяйства по производству кумыса. Больше всего там содержат кобыл-тяжеловозов. Из их молока делают не только полезный, но и питательный кумыс, разнообразные детские смеси. Такое молоко намного полезнее коровьего. По составу лучше заменяет материнское.

Также некоторые конезаводы выращивают русских тяжеловозов ради мяса, молока. Кобылы скороспелые, при отличном питании очень плодовитые, заботливые матери. Дают много молока. Лучшие до 3000 кг за один сезон, когда идёт активная лактация. Но, следует заметить, что стабильно большие удои у всех кобыл тяжеловозов.


Для туристического бизнеса порода лошадей русский тяжеловоз очень подходящая. Они добронравные, крепкие, выносливые. Могут катать малышей, взрослых полдня. Только не забывайте поощрять вашего коня вкусностями: сочной морковкой, свеклой, яблоком, вовремя подавайте сбалансированное питание по расписанию.

Производительность современного тяжеловоза, практически, как у маленького трактора. То, что он невысокий, только плюс, животному требуется меньше корма. Конечно, он не такой выносливый, не так много груза может перевозить, как более крупный тяжеловоз, но для домашних работ этого достаточно. Он может быстро перевозить груз быстрым шагом, галопом или рысью. Однозначно, русская порода тяжеловозов - рабочая, трудоспособная, в чем-то опережающая более крупных сородичей.

Эти лошади, если нет хорошего корма, могут какое-то время питаться соломой. При этом также хорошо выполняют свои обязанности. Племенные жеребцы русского тяжеловоза долгие годы улучшают местное поголовье на фермах России с Белоруссией.

Состояние породы сегодня

Последние 10 лет большинство конезаводов переживают трудные времена. В стране тяжёлая, не стабильная экономическая ситуация. Тяжеловоз всегда считался не дорогой, доступной человеку со средним достатком, лошадью. Во времена СССР этому бизнесу помогало государственное планирование. Были налажены каналы сбыта мяса с молочной продукцией, заводы обменивались племенным материалом. Сейчас все частники находятся на самообеспечении. Решают свои проблемы самостоятельно.

Материальная с технической базы из-за недостатка средств, становятся у фермеров всё слабее. Владельцы сокращают численность поголовья. Из-за недостаточного рациона питания, молодняк выращивается более мелкокостным, слабым. У кобыл рождается меньше жеребят, чем при обильном питании с кормовыми добавками.

Раньше лошадей успешно разводили на 5 конезаводах, дополнительно в 22 филиалах. Там содержали больше, чем 1000 голов первоклассных маток. А сейчас племенных производителей меньше раза в 3,5. Владельцы не имеют возможности платить высокую зарплату обслуживающему персоналу. Мало кто соглашается работать за двоих в таких условиях. Не хватает кадров. Владельцы, любящие питомцев, когда не хватает рук, ухаживают за ними наряду с обслуживающим персоналом.

Но энтузиасты продолжают племенную деятельность, стараются сохранить, передать потомкам эту самобытную породу тяжеловозов. Руководство заводов находит спонсоров, желающих помочь, ведёт параллельно другой бизнес, который помогает заводам держаться на плаву. За счёт этого, есть возможность давать лошадям лучшие корма. Руководствуясь стандартами, обеспечивать всем необходимым.

К группе небольших тяжеловозов относится русская тяжеловозная порода. Её успешно используют в фермерских, частных хозяйствах, как рабочую и племенную. Выращивают, как помощника, так и на мясо, для производства кумыса, сыра, детского питания и т. п.

Поделиться