Контроль в подготовке спортсменов. Технические средства контроля эффективности обучения и тренировки Виды контроля подготовки спортсменов во время соревнований

Показатели для проверки физического развития футболистов.

Рассмотрим, теперь на конкретных примерах методы контроля, применяемые в спортивной тренировке.

Контроль в спорте — это прежде всего контроль за физическим состоянием человека, его технико-тактическим мастерством и нагрузками на тренировочных занятиях.

Известно, что физическое состояние человека характеризуется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития двигательных функций. Поэтому контроль за физическим состоянием, по существу, сводится к контролю этих трех показателей.

Оценить уровень телосложения можно с помощью различных антропометрических приборов. Подробная методика таких измерений достаточно полно описана в руководствах по врачебному контролю. Отметим здесь лишь то, что показатели телосложения особенно информативны у юных (до 16—17 лет) и мало подготовленных футболистов. На этих группах спортсменов можно проследить, как изменяется уровень телосложения под влиянием разной по величине и характеру физической нагрузки. У взрослых квалифицированных спортсменов показатели уровня телосложения могут косвенно указывать на степень развития двигательных качеств человека. Так, например, абсолютные показатели силы и силовой выносливости оказываются большими у футболистов большого веса и роста. В то же время такие спортсмены обладают меньшими возможностями в работе, выполняемой в чисто аэробных условиях и т. п.

Тесты, оценивающие уровень телосложения, используются только при периодическом (поэтапном) контроле. Применять их в качестве тестов текущего или оперативного контроля нецелесообразно, так как большинство из них практически не изменяется под влиянием одного или серии тренировочных занятий.

В настоящее время для проверки физического развития футболистов используются такие показатели:

1) длина тела, 2) вес тела, 3) длина ног, 4) размер стопы, 5) жировая масса, 6) мышечная масса, 7) соотношение между жировой и мышечной массой.

Измерение этих показателей несложно, и при хорошей подготовленности исследователя может быть проведено в течение 5—7 мин.

Информация о размерах тела футболиста, и особенно о соотношении его жирового и мышечного компонентов, может достаточно точно указывать на преимущественное преобладание энергопроизводства во время работы, на динамику адаптации к тренировочным нагрузкам и т. п.

Состояние здоровья может оценить только врач. Его информация чрезвычайно важна, и тренер должен всегда учитывать медицинские рекомендации.

Степень развития двигательных функций внешне проявляется в уровне развития двигательных качеств, которые могут быть измерены по результату в соревновательном упражнении. Однако учитывая, что на этот результат влияют и другие виды подготовки спортсмена (техническая, волевая и т. п.), а также то, что результат в футболе точно измерить вообще невозможно, следует признать такой способ оценки весьма приблизительным. Оценка может производиться и по результату выполнения какого-либо элемента соревновательного упражнения. Так, для измерения уровня силовых качеств футболиста можно измерить силу (или градиент силы) в момент отталкивания. Наконец, третий способ оценки уровня физической подготовленности связан с использованием контрольных упражнений, т. е. тестов. Главное требование при этом заключается в том, чтобы тесты были технически очень простыми. Только тогда результат в контрольных упражнениях будет обусловлен уровнем развития двигательных качеств.

Уровень развития двигательных качеств футболиста целесообразно измерять при помощи следующих тестов:

1. Бег на 15 м со старта — для оценки способности быстро стартовать («стартовая» скорость).

2. Бег на 15 м с ходу — для оценки уровня развития максимальных скоростных возможностей («дистанционная» скорость).

Известно, что соотношение между стартовой и дистанционной скоростями может быть самым разным, но в целом зависимости между ними нет. Это означает, что футболист, имеющий лучшие показатели в беге на 15 м со старта, может оказаться последним в беге на 15 м с ходу. Другими словами, одна сторона скоростных способностей у футболиста развита хорошо (способность к быстрому старту), а другая — плохо. Поэтому в тренировочных занятиях, контролируя скоростные возможности подопечных, тренер сможет четко определить, в каком направлении надо продолжать работу по совершенствованию столь важного компонента подготовленности футболиста, как быстрота бега.

3. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами,— для оценки прыгучести.

4.Степ-тест — для оценки выносливости.

Для оценки этого же качества применяются такие тесты, как максимальное потребление кислорода (МПК) и максимальная анаэробная мощность (МАМ).

Оценивать ловкость футболистов с помощью специальных тестов довольно трудно. Прежде всего потому, что трудно подобрать тест, который бы реально воспроизводил действительные игровые ситуации.

Для весьма приближенной оценки того, что мы условно называем ловкостью (или координационными способностями), можно использовать тесты, в которых футболисты должны по заданию воспроизвести определенные величины силовых, пространственных и временных характеристик движения (например, прыгнуть вверх на высоту, равную 26—50% от максимальной, послать мяч на 10, 15, 20 м и т. п.).

Техническое мастерство спортсмена можно оценить несколькими путями. Наиболее простой из них — это визуальная оценка техники движений (на глаз). В некоторых видах спорта такой способ остается до сего времени единственным. Так измеряют техническое мастерство в футболе, гимнастике, акробатике, фигурном катании и некоторых других видах спорта. Однако о техническом мастерстве футболиста лучше всего говорят следующие показатели (по В.М. Зациорскому):

1. Объем техники, или количество действий (приемов), которые может выполнить спортсмен.

2. Разносторонность действия, т. е. то, насколько используемые игроком движения (приемы) разнообразны.

3. Эффективность техники движений.

Показатели объема техники важны по двум причинам. Во-первых, они тесно связаны с уровнем развития двигательных качеств. Это значит, что чем большим количеством движений владеет спортсмен, тем он сильнее, быстрее и выносливее. Во-вторых, большой объем техники дает спортсмену, владеющему им, определенные преимущества перед соперником. Он может выиграть поединок, применив прием, на который у соперника нет соответствующего контрприема.

По предложению Ю. А. Морозова в футболе объем техники оценивают по следующим показателям: короткие и средние передачи назад и поперек поля, короткие передачи вперед, длинные передачи, отбор, перехват, игра головой, удары в ворота, штрафные и угловые удары. Все эти приемы выполняются футболистами в игре, и количество их колеблется от 600 до 1000. Предполагают, что если команда за игру выполнила 800—900 приемов, то активность ее была на высоком уровне. Заметим, правда, что в каждом конкретном случае нужно тщательно анализировать слагаемые этой суммы. Может оказаться так, что прирост в объеме был достигнут за счет бесцельного и длительного розыгрыша. Поэтому во всех случаях стенографический анализ игры должен дополняться качественным анализом тренера.

То же самое можно сказать и о таком показателе технического мастерства, как разносторонность техники. Этот показатель характеризует разнообразие двигательных навыков. Предположим, что у спортсмена большой объем техники, но почти все упражнения, которыми он владеет, однообразны. Например, используются только приемы защиты или только приемы нападения. В этом случае выиграть поединок с соперником с разносторонней техникой очень трудно. Спортсмен, о котором можно сказать, что он разносторонне технически подготовлен, обладает, как правило, не просто высоким уровнем двигательных качеств, но гармоничным их развитием. Кроме того, во время соревнований такой спортсмен практически всегда «навязывает» свою тактику сопернику, контролируя его действия разнообразными ответами.

Один из способов оценки эффективности — это сопоставление спортивного результата с потенциальными возможностями спортсмена. В данном случае они определяются уровнем развития двигательных качеств. Обычно сопоставляются результаты в двух упражнениях: в технически сложном и технически простом, которые требуют проявления одних и тех же двигательных качеств. Например, оценивается разница между результатами в беге на 20 м и при выполнении того же бега, но с ведением мяча.

Наиболее распространенный способ оценки эффективности техники в футболе — вычисление коэффициента эффективности (КЭ), который рассчитывается как отношение правильно (безошибочно) выполненных приемов ко всем приемам. При этом в зависимости от целей расчета КЭ он может быть обобщенным или частным. Обобщенный КЭ рассчитывается сразу для всех приемов, которые выполнял футболист в игре. Например, Ф. Беккенбауэр в матче чемпионата мира 1974 г. выполнил за игру 117 приемов и только в 7 допустил ошибку. Его обобщенный КЭ = 0,93. В этой же игре спортсмен сделал 33 ведения и ни разу здесь не ошибся; 6 перехватов, из которых два — с ошибкой. Частные КЭ: для ведений = 1,0, для перехватов = 0,66.

Коэффициенты эффективности для игроков различных амплуа различны. У защитников хорошим КЭ считается 0,85, у полузащитников — 0,75—0,80, у нападающих — 0,65—0,70.

После того как оценены физическое состояние спортсмена и его технико-тактическое мастерство, можно приступать к планированию тренировочной работы.

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях .

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Говоря о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным понятием понимают функциональную прибавочную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта .

Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах .

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения -- хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два -- качественную сторону технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил -- не выполнил, умеет -- не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах -- это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях .

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении -- различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники .

При определении эффективности техники применяют три вида оценок -- интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные -- оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально -- суммарные -- определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.

  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке

    1.Характеристика комплексного контроля в спорте.

    2.Виды контроля.

    3.Требования к показателям контроля.

    1. Характеристика комплексного контроля в спорте

    В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

    Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

    Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

      показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

      показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

      показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

    Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

    Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

    Разновидности комплексного контроля

    Направления контроля

    Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

    Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

    Контроль за состоянием внешней среды

    Контроль соревновательной деятельности (СД)

    Контроль тренировочной деятельности (ТД)

    а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

    а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

    Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

    За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

    Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

    а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

    Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

    Оперативный

    Измерение и оценка показателей на любом соревновании

    Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

    Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

    Реферат

    по дисциплине: Теория спорта

    тема:

    контроль в спортивной подготовке


    План

    1. Характеристика комплексного контроля в спорте.

    2. Виды контроля.

    3. Требования к показателям контроля.


    1. Характеристика комплексного контроля в спорте

    В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

    Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

    Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

    1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

    2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

    3) показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

    Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

    Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

    Разновидности комплексного контроля Направления контроля
    Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
    Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
    Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
    Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
    Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

    2. Виды контроля

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ

    В процессе комплексного контроля в спорте, специалистами разного профиля (педагоги, врачи, биомеханики, физиологи, биохимики, психологи и др.) собирается множество информации о состоянии спортсмена, что в значительной степени позволяет объективно управлять учебно-тренировочной деятельностью. Цель комплексного контроля – всесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена (физкультурника), проводимая во время этапных или углубленных комплексных обследований, регистрация показателей физического и психического состояния, уровня технико-тактического мастерства, особенностей соревновательной деятельности.

    Выбор показателей комплексного контроля зависит от цели тестирования; она же определяет критерии, с помощью которых проверяется надежность и информативность батареи тестов. Программы комплексного контроля в разных видах спорта неодинаковы. В батарею тестов комплексного контроля подготовленности спортсменов должны входить информативные показатели состояния здоровья, телосложения, степени развития волевых и двигательных качеств, технико-тактического мастерства.

    Примерные показатели комплексного контроля

    Состояние спортсмена

    Возможные показатели

    Здоровье

    Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниям, самочувствие и др

    Телосложение

    Длина и масса тела; относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхваты и массы сегментов тела

    Двигательные качества

    Время реакции; быстрота стартового разгона; время достижения максимальных значений силы и скорости; предельное время работы заданной мощности; подвижность в суставах

    Техническое мастерство

    Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость техники

    Тактическое мастерство

    Объем, разносторонность и рациональность тактических действий

    Волевые качества

    Различия в спортивных результатах, показанных на соревнованиях с большой и малой ответственностью или в опасных и неопасных условиях

    Результаты комплексного контроля оцениваются с помощью выведения итоговой оценки (простой или взвешенной) или на основе метода профилей.

    1 Возможные показатели контроля за здоровьем …

    2 Возможные показатели контроля за телосложением …

    Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

    3 Возможные показатели контроля за волевыми качествами …

    4 Возможные показатели контроля за двигательными качествами …

    Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

    5 Возможные показатели контроля за техническим мастерством …

    Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

    6 Возможные показатели контроля за тактическим мастерством …

    Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахРазличия в спортивных результатах, показанных в разной сложности соревнованиях

    7 Цель комплексного контроля

    Регистрация показателей физической подготовленности Изучение особенностей соревновательной деятельностиИзучение особенностей тренировочной деятельностиВсесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена (физкультурника)

    ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗРЯДНЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ

    На основании Единой всероссийской спортивной квалификации определяются разрядные нормы и разрядные требования . Разрядные нормы существуют в видах спорта, где результат измеряется в шкалах интервалов или отношений, а основные условия проведения соревнований строго стандартизированы (легкая атлетика, плавание и.т.п.).

    Разрядные требования устанавливаются в тех видах спорта, где результат определяется числом побед, занятым местом либо измеряется шкалой отношений, но сильно зависит от условий проведения соревнований: профиля дистанции или трассы, скольжения и т.п. (например, в играх, единоборствах, лыжном спорте, парусном спорте и др.). Результаты, показанные на разных соревнованиях, непосредственно сопоставлять в этих видах спорте нельзя.

    Метрологическая обоснованность разрядных норм и требований гарантирует справедливость оценок достижений в разных видах спорта.

    Действующий ранее в стране физкультурный комплекс физических упражнений ГТО и ныне действующий комплекс - “Президентские состязания” характеризуют:

      уровень развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.);

      владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками.

    Эти комплексы составлены с учетом следующих требований:

    результаты тестирования должны быть легко измеряемы; на результат тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения; тесты должны быть простыми, не требовать специального дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массовых обследований в полевых условиях.

    1 Разрядные нормы существуют в видах спорта, где результат объективно измеряется в …

    Шкале наименований (номинальная шкала) Шкале интерваловШкале порядкаШкале отношений

    2 Контрольные упражнения физкультурных комплексов характеризуют …

    Уровень спортивной подготовленности Владение некоторыми жизненно важными прикладными навыкамиУровень здоровьяУровень развития основных двигательных качествУровень всех двигательных качеств

    3 Контрольные упражнения физкультурных комплексов должны удовлетворять следующим требованиям: …

    Должны быть пригодными для массовых обследований Должны быть комплекснымиДолжны быть многоконтурнымиРезультаты контрольных нормативов должны быть легко измеряемымиНа результат измерения не должны чрезмерно сказываться особенности телослож

    КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИКОЙ И ТАКТИКОЙ СПОРТСМЕНА

    Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения. Различают два основных метода контроля за техническим мастерством: визуальный и инструментальный . С помощью этих методов определяются такие важные особенности технического мастерства как: объем техники, разносторонность техники, эффективность техники .

    Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и в соревнованиях. Тренировочный объем техники спортсмена свидетельствует о его потенциальных возможностях. Соревновательный объем техники вариативен и зависит от квалификации соперника, тактики поединка и т.п. Например, со слабым соперником удается показать больший объем техники, а с сильным – меньший. Отношение соревновательного объема к тренировочному свидетельствует о реализации потенциальных возможностей технического мастерства.

    Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Тренировочная разносторонность, как правило, выше соревновательной. Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону.

    Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Различают три группы показателей эффективности техники: абсолютную, сравнительную, реализационную. В принципе наиболее эффективной должна быть признана такая техника движения, которая обеспечивает достижение наивысшего результата.

    Контроль за спортивной тактикой. Тактикой называется совокупность способов ведения спортивной борьбы. Элементами тактики являются тактические ходы: технико-тактические действия, а также приемы психологического воздействия на соперника, выбора позиции и маскировки намерений. Комбинации тактических ходов называются тактическими вариантами . Тактическим мышлением называется способность быстро оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение.

    Выделяют пять групп количественных показателей тактического мастерства: общий объем, разносторонность, рациональность, эффективность и освоенность тактики.

    Общим объемом тактики называется перечень тактических ходов и вариантов, которыми владеет спортсмен или команда.

    Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды.

    Рациональность характеризует тактический ход (вариант) безотносительно к конкретному спортсмену. В видах спорта с объективно измеряемыми результатами существует две разновидности тактики, в зависимости от того, какую цель ставит спортсмен перед собой: показать наилучший для себя результат или выиграть данные соревнования у вполне конкретных соперников.

    Эффективность тактики характеризует тактическое мастерство конкретного спортсмена. Тактика тем эффективнее, чем ближе она к индивидуально оптимальному варианту. Способ контроля за эффективностью тактики совпадает с контролем за результативностью отдельных технико-тактических действий. В идеале каждый тактический прием должен выполняться успешно.

    1 Общее число действий, которые выполняются на тренировочных занятиях и в соревнованиях, определяет…

    2 Степень разнообразия двигательных действий определяет …

    Эффективность техники Объем техникиРазносторонность технической подготовленности

    3 Степень близости техники к индивидуально - оптимальному варианту определяет…

    Эффективность техники Объем техникиРазносторонность технической подготовленности

    4 Наблюдения за действиями спортсмена непосредственно называется …

    5 Наблюдения за действиями спортсмена с помощью видеомагнитофонной техники называется …

    Визуальным контролем Инструментальным контролем

    6 Использование кинофототехники для регистрации техники движения называется …

    Визуальным контролем Инструментальным контролем

    7 Тактический ход (вариант), имеющий установку “на результат” или “на выигрыш”, определяет …

    8 Количество тактических ходов (вариантов), которыми владеет спортсмен или команда, определяет …

    Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

    9 Разнообразие тактических ходов (вариантов) спортсмена или команды определяет …

    Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

    10 Соответствие тактического мастерства конкретного спортсмена рациональному (оптимальному) варианту определяет …

    Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

    Поделиться