Понятие о врачебно- педагогическом контроле за физической подготовкой. Контроль в лёгкой атлетике

Врачебно-педагогический контроль является одним из главных условий эффективной организации занятий с подростками и юношами в секции тяжелой атлетики. Им предусматриваются наблюдения врача непосредственно в процессе тренировочных занятий, во время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

  • - оценку организации и методики проведения учебно-треииро- вочных занятий с учетом возраста, состояния здоровья, обшей физической подготовленности и тренированности занимающихся;
  • - оценку воздействия спортивных тренировок и соревнований на организм занимающихся;
  • - проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнения правил безопасности;
  • - консультацию по вопросам возрастных особенностей юных штангистов и влияния на организм занятий тяжелой атлетикой.

Подростки, занимающиеся по программе годичной начальной подготовки, проходят врачебное обследование в диспансере не реже 2 раз в год (в сентябре и марте). Кроме того, они проходят частичное обследование в условиях тренировки не реже 1 раза в 2 месяца.

Большое значение имеют наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале. Результаты его наблюдений во время тренировки могут помочь выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

Один из факторов, находящихся под наблюдением врача, - плотность занятий.

Установив наблюдения над 1-3 спортсменами на протяжении всего урока, врач при помощи секундомера отмечает время, затраченное на выполнение различных упражнений. Отдельно отмечает время, затраченное на отдых, объяснение тренера, ожидание подхода к штанге и т. д.

Моторную плотность занятий вычисляют по формуле:

где tm - время, потраченное на выполнение упражнения, Ot - общая длительность всей тренировки, Мр - моторная плотность в процентах.

Например, если тренировочное занятие продолжалось 90 мин, а выполнение различных упражнений заняло 54 мин, то моторная плотность тренировки составит

Для тяжелоатлетов 12-16 лет считается хорошей плотность занятий, равная 50-60%, для атлетов более старшего возраста - 60- 70%.

Полезно участие врача в планировании тренировочной нагрузки (как для всей группы юных спортсменов, так и для отдельных лиц) с учетом результатов врачебно-педагогического контроля.

Анализируя и обобщая свои наблюдения за юными спортсменами, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности спортсменов, подсказать наиболее верные пути и средства для их повышения. Для этого спортивному врачу необходимо:

  • - проводить тщательный анализ данных медицинского обследования в условиях врачебно-физкультурного диспансера и данных врачебно-педагогических наблюдений на тренировке и соревнованиях;
  • - ежемесячно вместе с тренером анализировать правильность избранных методов и средств тренировок;
  • - вместе с тренером обсуждать результаты выступлений юных штангистов на соревнованиях;
  • - вместе с тренером обсуждать и уточнять индивидуальные планы тренировки юных спортсменов;
  • - изучать условия, в которых проводится спортивная тренировка, добиваться при необходимости ее оздоровления в соответствии с задачами учебно-тренировочных занятий;
  • - вести пропагандистскую работу среди тренеров по повышению специальных знаний в области медицины, анатомии, физиологии и гигиены.

Только при условии постоянного контроля со стороны врача и тренера занятия с юными спортсменами в секции тяжелой атлетики дают положительные результаты. Очень важно, чтобы работа с подростками проводилась квалифицированными тренерами, знакомыми с возрастными особенностями развития человека и хорошо знающими методику тренировки юных тяжелоатлетов.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий различные упражнения в беге, спортивной ходьбе, прыжках и метании. В спортивной классификации насчитывается св. 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе Олимпийских игр - 24 вида легкоатлетических упражнений для мужчин и 16 - для женщин.

Бег - основное упражнение в Л. а., оказывающее наиболее разностороннее воздействие на организм, поскольку в работу вовлекаются почти все мышцы тела и активизируется деятельность физиол. систем. Интенсивность и продолжительность воздействия упражнений в беге на организм определяется длиной дистанции. Чем она короче, тем интенсивнее работа. Бег на короткие дистанции (от 60 до 400 ж) и бег с барьерами выполняется с максимальной интенсивностью, это типичное упражнение на быстроту. Бег на средние дистанции (800- 1500 м) представляет собой работу субмаксимальной интенсивности. Бег на длинные (3-10 тыс. м) и сверхдлинные дистанции (до 42 км 195 м) и бег с препятствиями выполняется с большой и умеренной интенсивностью и по характеру воздействия на организм представляет собой упражнение на выносливость. Чем длиннее дистанция бега, тем физиол, сдвиги в организме (учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение систолического и минутного объема крови, повышение АД и др.) выражены больше и восстановительный период длительнее (см. Бег).

Спортивная ходьба - упражнение, в к-ром движения носят циклический характер; отличается от бега отсутствием так наз. фазы полета, а от обычной ходьбы - более энергичными движениями с большей амплитудой. Основные дистанции в соревнованиях мужчин - 20 и 50 км, юношей - 3-10 км. Занятия спортивной ходьбой развивают выносливость. При напряженных тренировках и соревнованиях отмечаются большие функциональные сдвиги в организме: потребление кислорода достигает 1,5-2,5 л/мин, легочная вентиляция - - 15-25 л/мин, частота сердечных сокращений-180-200 ударов в 1 мин., систолическое АД - до 180-200 мм рт. ст. и более, потеря веса - до 3-4 кг. Восстановительный период после тренировок и соревнований - иногда до 1 - 2 сут. и более; длительность его зависит от степени тренированности спортсмена.

Прыжки (в длину, высоту, тройной и с шестом) - упражнения скоростно-силового характера с ациклическими движениями, сочетающие в себе элементы бега на короткие дистанции (разбег) и включающие сложный координационный акт, связанный с отталкиванием, полетом и приземлением. Предъявляют большие требования к нервной и мышечной системе, вестибулярному, зрительному, тактильному анализаторам. Сдвиги в кровообращении и дыхании сравнительно невелики в связи с кратковременностью нагрузки: частота сердечных сокращений не превышает обычно 140-160 ударов в 1 мин., систолическое АД - 150- 160 мм рт. ст., систолический объем крови 80-100 мл, потеря веса - 0,2-0,5 кг. Восстановительный период в пределах 20-30 мин., но поскольку в тренировке и соревнованиях упражнения повторяются многократно, сдвиги могут достигать значительно больших величин и восстановительный период затягивается иногда до нескольких часов.

Метания - упражнения в бросании различных снарядов на дальность. Подразделяются на несколько видов: метание диска, молота, копья, гранаты, мяча, толкание ядра и др. Метания представляют собой упражнения с ациклическим типом движения скоростно-силового характера, требующим высокого уровня развития мышечной силы, быстроты и координации движений. Наибольшие физиол, сдвиги при метаниях наблюдаются со стороны мышечной, нервной системы и вестибулярного анализатора. Сдвиги в функциях кровообращения и дыхания сравнительно невелики. Но поскольку соревнования (как и в прыжках) продолжаются длительное время (до нескольких часов), в целом затрата энергии велика и восстановительный период может удлиниться до 2-3 час.

Многоборье - комплексный вид Л. а.- сочетание различных видов бега, прыжков и метаний. Классические виды многоборья для взрослых - десятиборье для мужчин (бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами, прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья и диска, толкание ядра) и пятиборье для женщин (бег на 200 м и 80 м с барьерами, прыжки в длину и высоту, толкание ядра). Занятия многоборьем предъявляют наибольшие требования к организму и способствуют разностороннему физ. развитию, поскольку условия тренировки и соревнования требуют смены различных физ. упражнений. Физиол, сдвиги после каждого упражнения обусловлены его характером, суммарный расход энергии и сдвиги в деятельности различных систем достигают значительных величин. Соревнования проводятся на протяжении двух дней. Период восстановления затягивается до 24 час. и более.

Влияние занятий легкой атлетикой на организм

Регулярные, систематические занятия Л. а. способствуют гармоничному физ. развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных жизненно важных двигательных навыков, развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости, расширению функц, возможностей организма, повышению его сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным метеорол, воздействиям. Степень воздействия отдельных видов легкоатлетических упражнений на организм обусловлена их характером, интенсивностью и продолжительностью. У спортсменов-легкоатлетов увеличивается мышечная масса, способность к максимальному напряжению и расслаблению, возрастает мышечная сила (особенно у спринтеров, метателей и прыгунов), совершенствуется координация движений, увеличивается быстрота и точность двигательных реакций. Наиболее быстрой реакцией отличаются спринтеры, прыгуны и метатели. Функция анализаторов (особенно зрительного и вестибулярного) в наибольшей степени совершенствуется у прыгунов и метателей. У регулярно тренирующихся легкоатлетов совершенствуются функции дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких (до 5-6 тыс. мл и более) и максимальная легочная вентиляция (до 150- 200 л/мин), а также повышается диффузионная способность легких и тканевое дыхание. Возрастает устойчивость К гипоксии. Значительно расширяются функц, возможности сердечно-сосудистой системы. Объем сердца увеличивается до 800-1000 см3 и более, развивается умеренная гипертрофия миокарда, работа сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс урежается до 40-64 ударов в 1 мин., систолическое АД снижается до 100 -115 мм рт. ст., увеличивается систолический объем, несколько замедляется кровоток, удлиняется диастола, повышается сократительная способность миокарда, снижается периферическое сопротивление крови. Повышение функц, возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы в процессе регулярных занятий Л. а. тем больше, чем выше в ней удельный вес упражнений, способствующих развитию выносливости, т. е. при занятиях бегом, спортивной ходьбой, многоборьем. Изменения нервной, мышечной систем и анализаторов наиболее выражены у спортсменов, занимающихся бегом с барьерами, метанием и многоборьем.

Легкоатлеты обладают, как правило, пропорциональным телосложением. Спортсмены, специализирующиеся в разных видах Л. а., имеют некоторые характерные морфофункциональные особенности, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Так, бегуны на длинные дистанции чаще бывают среднего роста с относительно небольшим весом тела, большим дыхательным объемом легких. Спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, и прыгуны, как правило, отличаются высоким ростом, относительно небольшим весом тела, длинными ногами с хорошо развитой мускулатурой; метатели - высоким ростом, большим весом тела, широкими плечами, мощной мускулатурой, большой физ. силой.

Врачебный контроль

В процессе отбора спортсменов для занятии Л. а. и в процессе занятий весьма важен квалифицированный врачебный контроль. Его задача - содействовать максимальному оздоровительному эффекту занятий, предупреждению заболеваний и травм и др. Противопоказания для занятий Л. а. совпадают с общими противопоказаниями для занятий спортом (см. Врачебный контроль). Спортивную тренировку в беге на короткие дистанции, в прыжках в длину и высоту можно начинать у детей с 10-12 лет, в барьерном беге и метаниях - с 13-14, в прыжках с шестом - с 15 - 16 лет. К соревнованиям спортсмены допускаются после 1 - 1,5 лет систематических занятий. Соревнования и тренировки проводятся по следующим возрастным группам: подростковая (11 - 12 лет), младшая юношеская (13-16 лет), старшая юношеская (16 - 17 лет), юношеская (18-19 лет), молодежная (20 лет - 21 год). Длина дистанции, вес снарядов, высота барьеров определяются с учетом возрастных и половых особенностей спортсменов. Так, для детей и женщин исключаются соревнования в беге на длинные и сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе, в метании молота, прыжках с шестом, тройном прыжке (для женщин), десятиборье.

Из наиболее часто встречающихся у легкоатлетов травм следует отметить миозиты и повреждения мышечных волокон двух -, четырехглавой мыщцы бедра, растяжения связок голеностопных суставов у бегунов на короткие дистанции и прыгунов (у последних, кроме того, ушибы области пятки и повреждения пяточной кости); воспаления и повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия, периоститы большеберцовой кости, повреждения сумочно-связочных образований голеностопных суставов у бегунов на средние и длинные дистанции; повреждения сумочно-связочных образований плечевого, локтевого суставов и кисти, а также мышц плечевого пояса у метателей. При нерациональной тренировке и физ. перенапряжении могут наблюдаться дистрофические изменения миокарда (преимущественно у спортсменов, занимающихся видами Л. а., развивающими выносливость), остеохондроз позвоночника и радикулиты (гл. обр. у метателей).

Библиография: Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки, под ред. Н. Д. Граевской и С. П. Летунова, М., 1966; ГраевскаяН. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1 975, библиогр.; Легкая атлетика, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, М., 1972; Основы легкой атлетики, сост. А. Ф. Бойко, М., 1976; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

Н. Д. Граевская, Н. Г. Озолин.

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

Кафедра физического воспитания

«Врачебный контроль и самоконтроль легкоатлетов»

Выполнил:

Лукьяненко Д.И., ОА-09-Сб

Проверил:

Старичков Г.А.

Донецк, 2010

Введение………………………………………………………………………...........3

1. Врачебный контроль легкоатлетов…………………………………………….4-5

2. Функциональные пробы, тесты………………………………………………6-14

3. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спорта ……………15-18

Заключение ……………………………………………………………………........19

Список использованной литературы ………………………………………..........20

Введение

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, уме-ние подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самооблада-ние, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисцип-линированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобре-тенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организ-ма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, по-вышается уровень устойчивости умственной работоспособно-сти.

Исследования показывают, что занятия физическими упражне-ниями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового вос-приятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематиче-ском и планомерном развитии качеств и свойств личности, опреде-ляющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимаю-щиеся для достижения максимального результата, преодолевая ус-талость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое воспитание . В физической культуре и спорте за-ключены огромные возможности для эстетического воспитания че-ловека, развития способности воспринимать, чувствовать и пра-вильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства дви-жениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполне-ние упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигур-ном катании способствует развитию музыкальной культуры. Заня-тия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетиче-ским воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновре-менно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

1. Врачебный контроль легкоатлетов

Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

Врачебные обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, делятся на первичные, повторные и дополнительные.

При первичном врачебном обследовании врач решает вопрос о допуске к занятиям физической культурой и спортом. Без разрешения врача тренер или преподаватель физического воспитания не имеет права допускать новичка к занятиям. При врачебном обследовании определяют состояние здоровья, физическое развитие и приспособляемость организма к дозированным физическим нагрузкам. Такое обследование имеет большое значение и в массовой физической культуре, т.к. наличие ряда заболеваний является абсолютным или относительным противопоказанием к занятиям.

При повторных врачебных обследованиях определяется влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на состояние здоровья. Физическое развитие и функциональное состояние организма спортсмена. Такие обследования обязательны для всех спортсменов не реже одного раза в год.

Дополнительные врачебные обследования организуются для решения вопроса о допуске спортсменов к соревнованиям, а также для решения вопроса о возможности приступить к тренировкам после перенесённых заболеваний или травм, после длительных перерывов в занятиях, при явлениях переутомления (по рекомендации тренеров или по просьбе спортсменов).

Учение о физическом развитии. Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом предусматривает, как было сказано выше, изучение физического развития.

Под физическим развитием понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет физическую дееспособность организма. Таким образом, в понятие «физическое развитие» входят не только морфологические особенности строения и размеров тела, но и функциональные возможности организма.

Физическое развитие определяется эндогенными (внутренними), экзогенными (внешними), и социально-экономическими факторами. Изучение индивидуального физического развития ведётся путём расчёта различных морфологических показателей, таких, например, как рост, вес тела, окружность груди, удельный вес тела, его жировая, мышечная и костная массы и т.д. при исследовании взрослых людей эти морфологические признаки служат критерием физических кондиций организма, а для детей, помимо того, критериями правильности их роста и развития.

Показатели физического развития взрослого человека не остаются неизменными. Особенно отчётливо они изменяются при старении человека. Поэтому необходимо учитывать соответствие физического развития этапу биологического развития.

Критериями физического развития являются и особенности телосложения. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции (соотношение одних размеров тела с другими) и особенности взаимного расположения частей тела.

Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере определяются его конституцией. Конституция человека, проявляющаяся, в частности, в особенностях телосложения, зависит как от наследственных факторов, перенесённых болезней, условий труда, занятий физическими упражнениями и спортом. Из внешних факторов, под влиянием которых изменяется конституция, особое значение имеют физические упражнения и систематические занятия спортом, особенно в детском возрасте.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия. Наряду с ними применяются: фотографический метод, рентгенография, измерение форм человеческого тела при помощи специальных приборов, измерение углов на теле с помощью угломеров.

Соматоскопия . Наружный осмотр начинают с оценки осанки. Осанка - это привычная поза человека, манера держаться стоя и сидя. Осанка обычно оценивается в положении стоя. Осанку исследуют с головы до ног. Положение головы оценивается по отношению к положению туловища. Затем приступают к описанию плечевого пояса. Большое значение уделяется описанию позвоночника. Определяется выраженность физиологических изгибов позвоночника, определяется форма спины. Оценивают также форму ног, форму стопы. Степень развития мускулатуры оценивается как хорошая, удовлетворительная, слабая. Определяется равномерность её развития и рельефность, т.е. насколько выражен рисунок мышц.

При соматоскопии определяются тип телосложения и пропорции тела.

Антропометрия. Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные наружного осмотра, дают возможность точнее определить уровень физического развития исследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития детей и учитывать его изменения при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

При антропометрических исследованиях спортсменов обычно определяют следующие показатели: рост стоя и сидя, вес тела; диаметры - ширину плеч, переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, ширину таза; окружность - шеи, грудной клетки, плеча. Бедра и голени; длину конечностей и отдельных сегментов. Основными показателями физического развития является рост, вес и окружность груди.

2. Функциональные пробы, тесты

Комплексный анализ данных врачебного обследования, результатов применения инструментальных методов исследования и материалов, полученных при проведении функциональных проб, позволяют объективно оценить готовность организма спортсмена к соревновательной деятельности.

С помощью функциональных проб, которые выполняются как в лабораторных условиях (в кабинете функциональной диагностики), так и непосредственно во время тренировок в спортивных залах и на стадионах, проверяются общие и специфические адаптационные возможности организма спортсмена. По результатам тестирования можно определить функциональное состояние организма в целом, его адаптационные возможности в данный момент.

Тестирование позволяет выявлять функциональные резервы организма, его общую физическую работоспособность. Все материалы медицинского тестирования рассматриваются не изолированно, а комплексно со всеми другими медицинскими критериями. Только комплексная оценка медицинских критериев тренированности позволяет надежно судить об эффективности тренировочного процесса у данного спортсмена.

Функциональные пробы начали применяться в спортивной медицине в начале ХХ века. Постепенно арсенал проб расширялся за счет новых тестов. Основными задачами функциональной диагностики в спортивной медицине являются изучение адаптации организма к тем или иным воздействиям и изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия. Из этого следует, что тестирование в общем виде идентично исследованию «черного ящика», применяемому в кибернетике для изучения функциональных свойств систем регулирования. Этим термином условно обозначают любой объект, функциональные свойства которого неизвестны или известны недостаточно. «Черный ящик» имеет ряд входов и ряд выходов. Для изучения функциональных свойств такого «черного ящика» на вход его подается воздействие, характер которого известен. Под влиянием входного воздействия на выходе «черного ящика» возникают ответные сигналы. Сопоставление входных сигналов с выходными позволяет оценить функциональное состояние изучаемой системы, условно обозначенной «черный ящик». При идеальной адаптации характер входных и выходных сигналов идентичен. Однако в действительности, и особенно при исследовании биологических систем, сигналы, передаваемые через «черный ящик», искажаются. По степени искажения сигнала в процессе прохождения его через «черный ящик» можно судить о функциональном состоянии изучаемой системы или комплекса систем. Чем большими будут эти искажения, тем хуже функциональное состояние системы, и наоборот.Реферат >> Физкультура и спорт

Характер реакции организма спортсменки путем врачебного контроля и самоконтроля , при помощи наблюдений тренера и показаний... точная наука. - М., 1979. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета . - Киев, 1986. Верхошансшй Ю.В. Программирование и организация...

  • Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовки студентов

    Реферат >> Культура и искусство

    Понятия 99 7.2. Врачебный контроль 100 7. 3. Педагогический контроль 101 7.4. Самоконтроль 102 7.4.1. Субъективные показатели самоконтроля 103 7.4.2. Объективные... спортсмены, среди которых было 47 легкоатлетов , выступили на V Олимпийских играх в Стокгольме...

  • Использование запрещённых лекарственных средств и методов допинг в современном спорте.

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Требует тщательного лабораторного и врачебного контроля , так как чревато возможными... может понижать давление, ослаблять самоконтроль и вызывать чувство эйфории. При... проблемы были, пожалуй, только у легкоатлетов . В пробах американцев Джуда Логана и...

  • Шпаргалка по Физкультуре

    Шпаргалка >> Культура и искусство

    Улучшении самочувствии и настроения, самоконтроля и самооценки, возрастании чувства... оборудования 5) нарушение правил врачебного контроля 6) неблагоприятные санитарно-гигиенические... спортивного плавания в равной мере, легкоатлет - в троеборье, пятиборье и...

  • Поскольку главным в педагогическом контроле целесообразно считать оценку функционального состояния, выдвигается положение о выделении трех типов состояния спортсменов:

    1) перманентное состояние, являющееся следствием кумулятивного тренировочного эффекта, охватывающее длительный период времени при становлении и поддержании спортивной формы на том или ином этапе подготовки, при изменении функционального уровня спортсмена по мере роста спортивного мастерства от разряда к разряду, из года в год и т.д.;

    2) текущее состояние, изменяющееся день ото дня под влиянием различных по объему, интенсивности, направленности тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха и других причин;

    3) оперативное состояние, изменяющееся в процессе тренировочного занятия под влиянием однократных тренировочных нагрузок различного объема, интенсивности, направленности, входящих в его структуру.

    этапный - включает оценку перманентного состояния;

    текущий - предполагает определение повседневных колебаний состояния двигательной функции занимающихся;

    оперативный - реализует экспресс-оценку состояния спортсменов в данный момент.

    Требования при отборе показателей в целях этапного, текущего и оперативного педагогического контроля неоднозначны. Каждый из видов педагогического контроля выдвигает специ- ические требования, в частности оценки надежности показа­телей.

    Этапный контроль. Построение данной формы педагогического контроля должно быть соответствующим образом обосновано. Главным является выбор контрольных показателей. Существуют два подхода, на основании которых осуществляется этот выбор. Первый из них предполагает знание физиологических механизмов явлений и выбор контрольных показателей, которые наиболее объективно характеризуют те или иные компоненты двигательной функции спортсменов. Второй подход основан лишь на констатации внешней картины явлений. Он назван феноменологическим. В данном случае логика подхода к отбору показателей предполагает установление взаимосвязи между соответствующим контрольным упражнением и другими показателями, взятыми в качестве критериев (спортивные результаты, показатели контрольных упражнений).

    Предлагается использовать два основных критерия. Данные обследования конкретного спортсмена сопоставляю­ся с таковыми, зарегистрированными у большой группы спортсменов. В этом случае объективность выводов о состоянии обсле­дованного спортсмена может быть существенно повышена путем сопоставления его данных с модельными характеристиками, разработанными с учетом пола, возраста, спортивной квалификации и профиля специализации спортсменов. Это дает возможность тренеру сделать вывод о «высоком», «среднем» или «низком» уровне развития своего ученика.

    В качестве критерия берутся результаты измерений, зафиксированные раньше у того же самого спортсмена, и сравниваются с теми, которые наблюдаются у него в настоящий момент. При отборе информативных тестов для этапного контроля обычно руководствуются следующим.

    1. Наиболее информативными целесообразно считать те показатели, этапные изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Это означает, что величины коэффициентов корреляции или факторной валидности показателей имеют определяющее значение для выбора одного из них.

    2. Наиболее информативными следует считать те показатели, динамика этапных изменений которых согласуется с динамикой спортивных результатов конкретного спортсмена или спортсменов. Реализация этого подхода легко осуществима путем регистрации у спортсменов в день старта или накануне (главное, чтобы эта процедура была строго стандартизирована) группы контрольных показателей и сопоставления полученных данных со спортивными результатами.

    3. Динамика перманентного состояния спортсменов, фиксируемая с помощью комплекса показателей, сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. Наиболее информативными в этом случае оказываются показатели, которые в наибольшей степени изменяются под воздействием тренировочных нагрузок.

    Статистическая надежность тестов в условиях этапного педагогического контроля определяется соотношением дисперсий между повторными измерениями в процессе обследования и между повторными обследованиями в процессе тренировки.

    Текущий контроль. При разработке этой формы педагогического контроля за состоянием двигательной функции спортсмена целесообразно использовать три основных критерия.

    1. Наиболее информативными следует считать те показатели, текущие изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Практически это положение реализуется путем ежедневной регистрации у спортсменов широкого комплекса показателей и выявления однонаправленности изменений ото дня ко дню. Параллелизм в изменениях отдельных тестов позволяет использовать один из данной группы и с его помощью косвенно судить об изменениях основных показателей.

    2. В качестве критерия выбирается уровень специальной работоспособности спортсменов, выражающийся в спортивных результатах. Это означает, что информативными предлагается считать те показатели, повседневные изменения которых однонаправлены с повседневными изменениям спортивного результата.

    3. Динамика состояния двигательной функции спортсменов сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. В этом случае наиболее информативными оказываются те показатели, которые явно изменяются под воздействием тех или иных тренировочных нагрузок.

    Надежность показателей, используемых в целях текущего педагогического контроля, обусловливается специфическими требованиями. Надежность определяется непосредственным соотношением двух дисперсий: между повторными измерениями, проведенными в один и тот же день в тех же самых условиях; между измерениями, проведенными ото дня ко дню.

    Оперативный контроль. Целью этой формы педагогического контроля является экспресс-оценка, или срочная оценка, сиюминутных реакций спортсмена на ту или иную тренировочную нагрузку. Для этого могут быть использованы такие показатели, которые достаточно убедительно характеризуют срочные изменения состояния двигательной системы спортсменов. Разработка системы оперативного педагогического контроля осуществляется путем сопоставления изменений двигательной функции занимающихся до и после соответствующей нагрузки.

    Важным обстоятельством, определяющим надежность показателей в целях оперативного педагогического контроля, является соотношение дисперсий изменений: во-первых, между повторными измерениями, Проведенными в серии измерений (допустим, до нагрузки); во-вторых, между измерениями, проведенными до и после нагрузки. Надежность того или иного показателя в условиях оперативного педагогического контроля будет тем выше, чем больше вариация этого показателя, зарегистрированного до и после тренировочной нагрузки, и ниже - при повторных измерениях в серии.

    Контроль за развитием физических качеств

    Контроль за развитием силы проводится с применением следующих групп методов.

    Первая группа основана на определении максимальной статической силы основных мышечных групп с помощью динамометра. Эту методику называют полидинамометрией. Данные измерений позволяют характеризовать силовую «топографию» мышц легкоатлетов, выявляют сильные и слабые мышечные группы.

    Вторая группа методов заключается в измерении динамической силы мышц. Здесь можно с помощью прыжковых упражнений определить способность к многократному проявлению динамической силы. Измеряется длина или высота прыжка в линейных единицах или время выполнения прыжков.

    Контроль за развитием быстроты . Контроль должен включать тестирование всех четырех форм проявления быстроты:

    1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное (скрытое) время реакции (в миллисекундах). 2. Максимальная частота движений во время выполнения упражнений избранного вида легкой атлетики. Например, время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции. 3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега, прыжках и метании определяется путем анализа кинограмм, записи усилий, времени опорных и полетных фаз (метод подометрии) с помощью тензометрической и динамометрической аппаратуры. 4. Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).

    Контроль за развитием выносливости . Контроль осуществляется с помощью медико-биологических и педагогических тестов. Большое разнообразие методов контроля вызвано тем, что выносливость многофакторна. Медико-биологические тесты оценивают уровень развития различных функций организма, их предельные значения и экономичность. Педагогическое тестирование необходимо для комплексной оценки выносливости. Все упражнения выполняются в условиях соревнований.

    Контроль за развитием ловкости . При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике определения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степе­ни совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.

    Контроль за развитием гибкости . Мерой гибкости является максимальная амплитуда движений в суставах. Измеряется гибкость в градусах или в линейных единицах. Для измерений степени подвижности в градусах пользуются прибором гониометром. Измерение гибкости в линейных мерах основано на определении пути дистальной части перемещаемого в пространстве звена тела от исходного положения (или определенной плоскости) до высшей точки амплитуды движения. Измеряется расстояние, на которое перемещается определенная точка движущегося звена тела.

    Поделиться