На какой номер вертушки лучше ловить щуку. Ловля окуня на вертушки

Ловля окуня на вертушки отличное развлечение при отдыхе на реках. Окунь и щука наиболее вероятные трофеи при непрофессиональной рыбалке. Можно взять спиннинг и попробовать поймать несколько окуней, которых тут же можно без труда пожарить. Для рыбалки надо знать первичную технику ловли окуня на вертушки. Посмотрев статью Вы поймёте – какая хорошая вертушка на окуня.

Окунь спиннингом ловится на небольшие приманки: небольшие колебалки, вертушки, небольшие воблеры, твистеры, поперы, балду, мормышинг. Смотри например записи:

Рыбалка на вертушки не то что самая уловистая, но вот размер окуня как правило больше, чем при ловле на другие приманки.

ЛОВЛЯ ОКУНЯ НА ВЕРТУШКИ

Точка прицеливания у вертушек

  • на вертушках типа “мепс” это красная бусинка
  • на вертушках с оперением (мушкой) на тройнике – эта мушка

Замечено что на отличные вертушки перестаёт ловиться рыба после того как мушка будет обгрызена рыбой. Окунь и жерех начинают атаковать и промахиваются мимо блесны, иногда зацепляясь за хребет, глаз, жабры …, и тут значительную роль уже играет острота тройника.

Наличие мушки существенно увеличивает уловистость блесны.

Подделки вертушек Mepps

Каждый элемент вертушки Mepps строго рассчитан, так чтобы блесна в сборе максимально имитировала приманку и привлекала хищника.

Места стоянки окуня на реках

Схема наиболее вероятных мест стоянки окуня на большой и малой реке.

На больших реках наиболее вероятная стоянка окуня возле крутого берега, на небольших реках окунь стоит на бровках, возле мест перепада глубин. В озёрах мелкий окунь держится на мели и укрывается в прибрежной растительности, на дне прячется возле кочек и различных небольших укрытий, крупный предпочитает глубины.

Активную охоту окуня летом выдают веером разлетающиеся мальки на поверхности воды.

Окунь стайная рыба, поэтому поймав одного окунька, сделайте ещё несколько забросов в этом месте,бывает стоя на одном месте можно вытянуть до полсотни окуней. Стая из крупных окуней меньше.


Не стоит сразу стараться делать дальние забросы, для начала можно ловить возле берега делая проводки в толще воды на мелководье и среди кувшинок. При забросах на глубину проводка осуществляется ближе ко дну.

На реке с берега забросы делают вдоль берега заглубляя вертушку потом начиная проводку. Ловить надо возле берега где есть растительность (трава в воде), в районе суводи, в местах с необычным рельефом. Можно зайти в воду и проводить вертушку вдоль берега. Лучше окунь берет у крутого берега. На мелководье озера ловят “сеточкой” делая забросы то в одну то в другую стороны так чтобы получилась “сеточка” проводок.

После заброса вертушки надо запустить вращение лепестка, начав быструю проводку, после запуска лепестка скорость проводки снижают.

Вертушки на окуня : какая хорошая вертушка на окуня

МЕПС, ОСКО, ДЖЕКСОН в общем одинаково уловистые блесны . Цвет может быль любым – желтый, бронзовый, белый. Универсальным и популярным является желтый цвет и вытянутый лепесток.
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ДОБАВЬ В ЛЕНТУ ОДНОКЛ АССНИКОВ , НА СТЕНУ В КОНТАКТЕ …

Хорошо окунь ловится на вертушки с красным оперением на тройнике.

Так как вертушки имеют легкий вес, новичкам делать дальний заброс проблематично, поэтому применяются утяжеляющие головы, при этом следует учитывать, что голова увеличивает размер приманки и мелкий окунь на такую приманку будет брать намного хуже. Для заброса мелких вертушек применяют бомбарду, при этом для ловли окуня у дна нужна быстро-тонущая бомбарда.


блесны вертушки

Техника ловли на вертушки на окуня

  • скорость проводки – средняя и медленная
  • глубина проводки – в толще воды и возле дна
  • величина вертушки – маленькая

При ловле на вертушку окунь часто не хватая приманку идет за ней и при входе вертушки из воды либо пытается её атаковать (как правило неудачно) либо резко отворачивает. Целесообразно пред выходом вертушки из воды провоцировать окуня на поклёвку увеличивая скорость проводки либо изменяя направление движения блесны.

Размер блесны маленький, для вертушек Мепс, Оско это размеры “1” “1,5”, размеры “0” “00” не для начинающих, “2” тоже берет мелкий окунь но реже, это уже вертушки больше на крупного окуня и щуку.


Для какой цели служит красная бусинка возле тройника на вертушке Mepps – это точка прицеливания для хищника

На вертушку хорошо берет и щука и в качестве универсальной вертушки можно рекомендовать Мепс 1,5 жёлтый (лучший выбор на окуня и щуку Mepps Aglia Long 1+) с вытянутым лепестком – уловистая вертушка на щуку и окуня.

Если цель только небольшой окунь подойдут недорогие ОСКО “1” или МЕПС “1”.

Существуют вертушки размера “0” и “00”, мелкий окунь на них конечно ловится лучше.

Поводок на окуня

Для ловли только окуня можно применять леску 0.2 без поводка. Но так как на вертушку ловится и щука поводок желателен, надо знать что поводок увеличивает кажущийся хищнику размер приманки. Ловля окуня на вертушки будет более результативной если использовать флюрокарбоновый поводок , который не видим в воде.

Первый практический совет проводки вертушек – Ловля окуня на вертушки на озере при очень медленной проводке


ловля окуня на вертушки – схема отклонения тюльпана, техника ловли на вертушки на окуня

Отклонение тюльпана спиннинга при проводке вертушки на разных скоростях

Часто хорошо берет вертушку при очень медленной проводке. Чем выше скорость проводки тем с большой скоростью вертится лепесток вертушки и тем большее сопротивление оказывает вертушка и тем сильнее отклоняется тюльпан (вершинка)спиннинга. Ели лепесток не крутится (залип, либо тройник зацепился за леску) тюльпан не отклоняется.

Ловля медленной проводки (техника ловли на вертушки на окуня)

  • после заброса вертушки запускается лепесток, быстрым подкручиванием ручки катушки
  • после запуска вращения лепестка постепенно уменьшается скорость проводки, доводя скорость до той при которой тюльпан будет иметь практически незаметное отклонение
  • перед выходом вертушки из воды ускоряют скорость проводки и изменяют направление движения блесны

Второй практический совет проводки блесен вертушек – тотальный облов места

Лучше не делая беспорядочные забросы пройти предполагаемое место стоянки окуня “сеточкой”. Сеткой можно обловить место где окунь проявил себя гоняясь за мальком (веером убегающий малёк или чваканье окуня возле поверхности воды).


схема ловли на спиннинг

Как ловить окуня на канаве не делая дальние забросы?

  • забросы делаются вдоль канавы – хоть не большая но проводка вертушки нужна!

Лучше для канавы ловить на удочку или мормышинг.

Третий практический совет проводки вертушек ловля окуня на вертушки со дна

Окуня можно ловить:

  1. Во время его активной охоты. Мы уже говорили что место такой охоты можно определить по вееру брызг от убегающей мелкой рыбы. Тут более эффективная проводка в толще воды.
  2. Во время его стоянки в засаде.

Окунь часто стоит возле дна прячась за различными укрытиями (подводные кочки, камни). Соответственно чтобы поймать окуня стоящего возле дна надо и вертушку провести возле дна. Техника ловли в этом случае следующая:

  • заброс вертушки
  • после заброса удилище ставят в такое положение чтобы леска (плетёнка) натянулась
  • в момент опускания вертушки на дно леска провисает
  • слегка подтягивают вертушку, быстрой подмоткой запускают вертушку чтобы вертелся лепесток (при этом тюльпан сильно сгибается) и начинают медленную проводку на грани срыва лепестка (тюльпан слегка согнут), при этом вертушка идёт возле дна
  • так как глубина к берегу уменьшается – по мере приближения вертушки к берегу постепенно выше подумают кончик спиннинга (тюльпан) и вертушка постепенно начинает идти ближе к поверхности воды

Как провести вертушку над травой на дне

Так как при опускании на дно часто может быть зацеп или вертушка подхватывает пучки травы и не работает, чтобы вертушка не ложилась на дно но всё таки была возле дна используют следующую технику:

  • при первом забросе считают через сколько времени вертушка ляжет на дно (от падения вертушки в воду до провисания лески) например счёт – 7
  • при последующих забросах считают после падения вертушки в воду и на один счёт меньше начинают проводку, – 6
  • при приближении вертушки к берегу постепенно подымают тюльпан

Можно использовать плавающую бомбарду, установив длину поводка с вертушкой в зависимости от глубины лова.

Можно использовать специальное (согнутая под прямым углом проволока длиной 10-15 см, на одном конце закрепляется груз, к другому на небольшом поводке привязывается вертушка). Также для проводки вертушки применяют бомбарду.

А вот если окуня ловят между кувшинками по нашему мнению проводка должна быть в толще воды.

Техника ловли на вертушки на окуня у каждого потом формируется своя после полученной практики.

Фото перспективных мест для ловли окуня

На реке окунь стоит под крутыми берегами, также перспективно облавливать район тростника (травы) растущего в воде на отмелях и на краю берега, районы неровностей берега.



На озере в старичах перспективно ловить в районе редких кувшинок бросая проводя вертушку среди кувшинок и вдоль края зарослей кувшинки. Если район кувшинок забит травой и водорослями то вертушку проводят вдоль и под углом к зелью, в противном случае блесна постоянно будет цеплять зелье.


Мужик ловит в забитом травой месте – бесперспективно.

Наша вертушечка… та самая, с грузилом и сердечником. Это именно та приманка, с которой начинали свой путь многие спиннингисты. Долгое время вертушка была самой универсальной приманкой, на нее ловил каждый, и особой нужды в воблерах и твистерах не испытывал. Ловили на вертушку практически любую хищную рыбу - от окунька до глубинного великана (сома), а слово «спиннинг» у каждого непременно ассоциировалось с вращающейся блесной .

А затем из-за океана к нам пришли силиконовые приманки, а вместе с ними стали обретать популярность у рыболовов и воблеры. И многие рыболовы начали приобщаться к нашим заокеанским гостям. Для многих вертушка была хорошей приманкой только в самом начале своего рыболовного стажа, а затем эти рыболовы стали больше увлекаться ловлей на другие приманки. И возвращаются они теперь к вертушке все реже и реже. Подхватывают их пыл и рыболовные издания, в которых предпочитают описывать способы ловли на новые приманки.

Вертушка там и рядом не стоит по количеству написанного материала. И теперь о твистере или воблере рыболову известно гораздо больше, чем о какой-то железке.

Для меня же вертушка всегда оставалась одной из любимых приманок.

Нет, конечно, я также увлекаюсь и другими приманками, особенно люблю джиггинг, но вертушку реже использовать не стал. И даже не могу точно сказать, какая из приманок самая лучшая. Многие рыболовы свято уверены в превосходстве какой-то одной, но это их мнение очень далеко от правды. Как правило, такие рыбачки толком и не знакомы с другими приманками, просто «к этой» у них душа лежит.

На самом же деле все приманки полезны, и время от времени каждой из них может болезненно не хватать на рыбалке. Например, при выезде на незнакомый щучий водоем придется тащить с собой весь арсенал воблеров, но так и не найти подходящего. А можно взять обыкновенную вертушку, и наловить без проблем щучек 1-2 кг, к тому же, зацепов меньше будет. Хочу сказать, что вертушку незаслуженно обделили вниманием, в хороших руках это отличная приманка, пригодная для самых разнообразных условий. Вот сейчас мы и поговорим о возможностях обыкновенной вертушки, и как она вас выручит на рыбалке.

При ловле вертушкой, как и при ловле любой другой приманкой, со временем рыболову открываются ее новые свойства, порой даже весьма неожиданные. С каждой рыбалкой узнаешь ее новую особенность, открываешь для себя новый вариант проводки, новую тип заброса и т.д. И так любая приманка, на первый взгляд простая и примитивная, превращается в надежного друга и помощника. Вот о ее реальной помощи и будем говорить. Никакой вам лирики, только факты - кого ловить, где и кого. Расскажу о реальных ситуациях, которые со мной происходили. Ну а для начала о самих вертушках .

Самая популярная фирма, производящая вертушки - это Mepps . Мы не будем вникать в тонкости их производства, просто констатируем тот факт, что большинство рыболовов покупает вертушки именно этой фирмы. Наверное, не последнюю роль здесь играет и цена приманки.

Кроме того, эти приманки очень удобны тем, что отличаются высокой повторяемостью от образца к образцу. Купив одну такую вертушку и освоив ловлю ей на рыбалке, знайте, вы освоили не одну блесну, а целую модель. О других вертушках, а тем более о воблерах такое не всегда получается сказать. Теперь после обрыва вам не нужно подстраиваться под новый образец.

Теперь немного критики в адрес вертушек. Например, многие не любят воблеры, так как два тройника очень способствуют частым зацепам. Но, кажется, все было бы ничего, если бы цена воблеров была пониже. Вертушки тоже цепляются, и долго в своих коробках не живут. В тех же озерах при ловле щуки рыболову нужно привыкать к их частым потерям. Точно так же, как и воблеры, вертушки очень боятся травяных зарослей, и ловля щуки порой может принести рыболову такие убытки, что он позавидует карпятникам. Хотя, карпятникам и без этого есть чему завидовать, а вот если сравнивать вертушки с воблерами, то разница в количестве обрывов будет незначительна. В пользу вертушек, естественно. Расстраиваться не нужно, так как частые потери - это обыкновенное дело для новичка. С опытом вы будете уверенно проводить вертушку в самых труднодоступных местах, а каждая потерянная будет возмещаться вам рыбой.

Ну а на первых порах лучше приобрести для вертушек хороший отцеп. Неплохо зарекомендовали себя отцепы фирмы «тритон» . Такие отцепы позволяют рыболову доставать приманку из самых разнообразных мест. Ведь вертушку поджидают не только «естественные» опасности - коряги, заросли, камни, но и старания некоторых рыбачков, больших любителей быстрой ухи - сети и другие плетеные снасти. Вот последние - это настоящая проблема. Если при зацепе за куст мощность лески еще позволит выдернуть из него жмут водорослей, то при столкновении с сеткой у вас два варианта - или обрыв, или вы вытаскиваете сетку из воды. Если, конечно, эта сетка по дороге еще за что-нибудь не зацепится.

Чтобы читатели случайно не запутались, немного остановлюсь на конструкции и характеристиках блесен с грузилом-сердечником. Заодно не будем дальше мучаться с аргументацией. Итак, характеристика блесен зависит от таких вещей, как форма лепестка, вес сердечника, и способ крепления этого лепеска к арматуре. По способу крепления лепестка различают два типа блесен. Первый - лепесток крепится к арматуре посредством дужки. И второй - лепесток имеет специальное отверстие, через которое проходит арматура. Такие блёсна более популярны, как in-line, то есть, «в одну линию».

Блесна первого типа, в свою очередь, делятся на три основных вида. По крайней мере, если смотреть на модели фирмы Mepps.
Это Aglia Long, Comet и Aglia . Все они относятся к тем блеснам, у которых лепесток вращается на дужке. А все эти названия означают определенный угол отклонения лепестка от оси при вращении. То есть, отклонение сердечника блесны. Так, самый большой угол отклонения имеют блесны Aglia. Промежуточное значение имеют блесны Comet, а Aglia Long - наименьший угол отклонения.

Благодаря разному углу отклонения каждая блесна при проводке ведет себя неодинаково. Чем больше угол отклонения лепестка, тем больше его сопротивление при проводке. Особенно интересную форму имеют лепестки блесен типа in-line. Верхняя часть лепестка таких блесен выгнута в противоположную сторону, относительно основной части лепестка. Этот выгиб служит своеобразным антикрылом, который стабилизирует вращение. Ведь наклон основной части слишком велик для равномерного хода блесны, а благодаря верхнему выгибу достигается равномерность при проводке.


Эти три вида блесен - Comet, Aglia и Aglia Long, имеют также и разную форму сердечника. Так, у блесен с лепестками Aglia (№4, №5) или Aglia Long (от №3 до №5) сердечник внешне похож на личинку насекомого. Кроме того, он довольно тяжел, у остальных блесен сердечник весит меньше. У блесен меньшего размера - Comet, или тех же Aglia и Aglia Long, только меньших номеров, сердечник выполнен из латуни, имеет, как правило, цилиндрическую форму. Блесны же типа in-line имеют свой вид сердечника. Он выполнен из того же материала, что и у блесен меньших размеров - латуни, но только уже в виде капли.

Такое разнообразие форм лепестков, а также их сердечников, делает вертушки очень универсальными приманками. Нужную приманку можно подобрать практически для любых условий, будь это водоем с глубиной 5м, или полметра, будь это озеро, или горная речка с бурным течением, в дождь или зной, идеальная приманка найдется всегда. Ну а теперь поговорим о самой ловле на вертушки.

Итак, описываю первую жизненную ситуацию. Предстояло нам однажды рыбачить на маленькой узенькой речушке, которых предостаточно в любой области любой страны. Ширина такой речки не превышала 15 метров. Такие речки встречаются везде, вот только в разном состоянии. Часто рука человека такие небольшие симпатичные речки превращает в сточные канавы, где не то что рыбу ловить, руки споласкивать не хочется. Средняя глубина речки равнялась полтора метра, хотя имелись в достаточном количестве ямки поглубже - 2-3 метра. Берега этой речушки поросли кустарником, камышом, крапива встречается. По поверхности воды плавают кувшинки. Так как за речкой все же люди старались следить, она превратилась в отличное место для небольших щук. Щучки здесь небольшие - 1-2кг, при большой доле везения можно выудить и здешнего крокодила - 3-3.5кг, некоторым удавалось. Самая лучшая рыбалка получается тогда, когда вода в речке прозрачна, и отчетливее видна игра приманок. То есть, весной и осенью. В эти времена года щука наиболее активна, и при хорошем вооружении и стабильном клеве запросто можно наловить до 20 щучек за день. Словом, на место прибыли, теперь к ловле.

Снасть собрана, перед глазами уже открытая коробка с блеснами. Нужно выбрать подходящую блесну, и рука произвольно тянется к наименьшим - вертушкам №2, №3. Кажется, на такой мелкой и узкой речушке логично выбирать что-то полегче и поменьше. Это действительно так, но не при осенней (или весенней) ловле щуки.

Вот теперь мы переходим к особенностям ловли щуки на вертушки, и я вам расскажу, почему мелкие вертушки в данном случае лучше не использовать.

Особенности ловли щуки на вертушки

Во-первых, давайте вспомним характер щуки. Рыба очень жадная, если у нее перед носом проплывет какая-то живность, она ее обязательно схватит. А мы ловим сейчас не просто щуку, а активную щуку. И в это время даже 300-граммовый щуренок готов разорвать в клочья на первый взгляд огромную блесну. Например, Aglia Long №5. Мне часто случайно попадались щучки на воблер, который не намного меньше их самих. Этот аппетит щуки нам поможет, главное понимать, что такая ее жадность - обыкновенное дело.

Второе. Хорошей рыбалке могут помешать условия ловли. Часто приходится мириться с тем, что стоянка щуки находится на солидном расстоянии от рыболова. И провести приманку в том месте, где мы увидели ее бросок, не всегда возможно. Больше скажу, так в большинстве случаев и происходит. Даже в этой речушке мне часто приходилось наблюдать броски щуки у противоположного берега, а вот забросить туда приманку мешали прибрежние заросли камыша и тростника, наверняка зацеп случился бы. Нам придется вести приманку на значительном расстоянии от щуки. И именно поэтому нам нужны хорошо видимые и хорошо слышимые приманки, чтобы привлечь хищника на расстоянии 10 метров.

В третьих. Крупная вращающаяся блесна - это увесистая и компактная приманка. Благодаря этим свойствам мы можем ее забросить далеко и точно. Мы не имеем проблем с ветром, который снесет легкую вертушку, и она плюхнется на воду в метре-двух от нужного места. Это очень важно, когда рыбачить приходится в прибрежни зарослях, когда как раз и нужна хорошая меткость заброса. А прибрежние заросли - самое привлекательное щучье место. Пользуясь своим опытом, скажу, что щука там есть всегда. Если щука вообще есть в водоеме, то в первую очередь она сидит в прибрежних зарослях и ждет проплывающих мальков. И очень часто так случается, что самым уловистым оказывается как раз то место, к которому вплотную не подберешься.

И четвертое, большая вращающаяся блесна - это хорошо управляемая приманка. Ее лепесток при вращении создает очень мощное сопротивление. И благодаря этому сопротивлению рыболов отлично чувствует приманку, ощущает, где она находится. Это позволяет проводить приманку в самых трудных местах, минуя лабиринты препятствий и легко выводя ее при необходимости то к поверхности воды, то опуская к самому дну. Рыбалка становится интереснее, а пик выброса адреналина рыболов испытает во время щучьего удара. Это надо ощутить. Легкой приманкой управлять сложнее, здесь нужно подбирать сверхлегкое удилище, чтобы так же чувствовать приманку.

Многие рыболовы не мыслят рыбалки без поляризационных очков. И при ловле в такой речушке при прозрачно воде можно собственными глазами наблюдать ход приманки, подход к ней щуки и момент удара. А также своевременно вносить коррективы.

Мелкие вертушки пригодны больше для других способов ловли. Хотя ту же щуку на них можно ловить вполне успешно. Просто, пользуясь ее природной жадностью, проще применить вертушки покрупнее. Мелкие вертушки будут более полезны на руках покрупнее, там, где нашей добычей может стать не толькощука, но иокунь,судак, и дажеязьсжерехом. Ловля на вертушки очень увлекательна, эта приманка имеет ничуть не меньше интересных свойств, чем воблеры или силикон.

В этой статье мы остановились на применении вертушек в водоеме с небольшой глубиной и рассмотрели особенности вертушек только в этих условиях. В дальнейшем мы еще вернемся к вертушкам, и я расскажу вам, как вам помогут вертушки на более крупных реках, как привлечь с их помощью крупного окуня или судака, как спровоцировать на атаку голавля и многие другие особенности этой приманки. Ни в коем случае не убеждаю вас отказываться от любимых воблеров, виброхвостов и прочих приманок. Но не забывайте, что вертушки тоже много чего могут.

Как говорится, кто о чем, а я хотел бы поговорить о моих любимых блеснах - о вертушках. Правильнее их называть вращающимися блеснами, или вращалками, ведь лепесток такого типа спиннинговых приманок все-таки не вертится вокруг проволочной оси, а вращается. Впрочем, рыбаки прекрасно понимают, о чем идет речь.

На вертушку могут попадаться не только известные хищники, но даже неповоротливые бычки. Фото: Евгений Константинов.

В восьмидесятых, когда я начал спиннинговую карьеру, вертушки не имели особой популярности.

Можно добавить, что они не столь популярны и сейчас по сравнению с довлеющими на рыболовном рынке воблерами различных типов, модной «съедобной» резиной и джиговой оснасткой.

Но был такой период, когда лично я на вертушки, можно сказать, молился.

Ловить на них начал не сразу; первые два сезона в приоритетах были колебалки, затем воблеры, которых в продаже было всего ничего — по пальцам одной руки пересчитать.

Но как-то под Звенигородом, когда я безуспешно гонял по Москве-реке колебалки, местный рыболов на моих глазах выловил пару щучек на вращающуюся блесну.

«Окуневая», «Универсальная», «Трофимовская», «Байкал» — вот, пожалуй, и весь перечень вертушек, которые продавались в наших магазинах тридцать лет тому назад. Стоили они в два раза дешевле колебалок, не говоря уже о воблерах.

Но дело даже не в цене, а в их эффективности на некоторых специфических водоемах. Речь идет о так называемых «плотинах», образованных после возведения дамб на подмосковных речушках.

Получался водоем с глубинами в районе дамбы и с меляком в верховьях, где обычно все было очень закоряжено: мало того, что дно захламлено поваленными деревьями, так еще и из воды торчали коряги. Именно верховья очень нравились окуню и щуке.

И мне они нравились хотя бы потому, что другие спиннингисты их не жаловали из-за неизбежных зацепов и обрывов, и рыбачил я там, как правило, в одиночестве. Но одно дело лишиться любимой колебалки или дорогущего воблера, которыми-то и проводку в таких крепких местах сделать сложно, и совсем другое — бросать между корягами легкие «Трофимовские» или «Универсальные» (а стоили они в те годы 17 копеек).

Конечно же, и они находили тройниками подводные коряги и в итоге обрывались, но как же на рыбалке без потерь!


Зато какое это удовольствие -— сделать точный заброс между частоколом, сразу после приводнения вертушки начать проводку с совсем небольшим заглублением и лавировать спиннингом так, чтобы она, словно слаломистка, обходила препятствия!

И видеть, как наперерез ей вдруг метнется чья-то тень, а в следующее мгновение почувствовать рывок, подсечь, успешно подвести зубастую к берегу и взять ее не подсачеком (в подобных местах он не помощник), а именно рукой. Согласитесь, в такой визуальной, хотя и рискованной рыбалке есть своя неповторимая прелесть.

СПОРТ ДИКТУЕТ МОДУ

Вскоре я, что называется, созрел для участия в соревнованиях по спиннингу, которые проводились исключительно с лодок. И на первых же соревнованиях занял третье место, поймав щучку весом 340 граммов на «Универсальную», утяжеленную грузиком «Фильда».

Согласен, трофей маловат, но три десятка спортсменов в тот раз вообще ничего не поймали. Большинство из них были ветеранами рыбалки и предпочитали ловить либо на тяжелые колебалки, либо на подгруженные поролоновые рыбки.

Да, ступенчатая проводка поролонки зачастую приносила достойные трофеи в виде щук и судаков. Но одно дело просто рыбалка, другое — соревнования в командном зачете. А в то время произошло изменение в правилах, и командный зачет стал проводиться не по общему весу улова, а по сумме мест членов команды.

То есть с уловом должен был быть каждый, что, конечно же, спортивней. Но ветераны не спешили перестраиваться и продолжали упираться в ступенчатую проводку самодельных поролонок, в то время как молодежь прогрессировала.

Вспоминаю свое первое участие в чемпионате Москвы в 1989 году, в котором встретились 10 команд по 4 спортсмена в каждой. Более половины из них принесли на финиш нули. В нашей команде один спиннингист, «мучавший поролонку», тоже не смог обрыбиться, зато трое, предпочитавшие вертушки, поймали, и в итоге наша команда стала чемпионом.

Затем были призы и победы на других чемпионатах Москвы. И новые вертушки стали появляться на птичьем рынке (самодельные) и в магазинах (импортные).

На одну из них — единичку mepps — мне удалось поймать на Пестовском водохранилище жереха на 3400 г, который принес победу на чемпионате МСО РиО. Для продвинутых спортсменов наступил период, когда востребованными стали именно вертушки.

С окунем все понятно: порой за пять соревновательных часов я вылавливал на вертушки более сотни полосатиков. Но вертушки соблазняли и щуку с судаком, и белых хищников — жереха, голавля, язя, красноперку…

ПОЧТИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МИКРО

На рыболовном рынке стали появляться твистеры и виброхвосты, а на витринах — импортные воблеры. И в правилах «Российской спиннинговой лиги» было озвучено решение, что на соревнованиях в зачет пойдет любая рыба любого размера.

Тут-то вертушки, особенно микроскопические, и оказались весьма кстати. Нулевки? Нет, они слишком крупные, лучше бы два, а еще лучше три нуля.

Московские умельцы (И. Пименов, А. Сухов, А. Андарало) изготавливали своими руками даже четыре нуля, но это уж можно только под микроскопом разглядывать. Главное — эти микрушечки приносили результат на соревнованиях.

Вспоминаю чемпионат России в Саратовской области на Волге. Стояла жара, и во время тренировки рыба отказывалась клевать совсем. Необходимо было поймать хоть что-то, и я нашел выход.

Попробовал бросать самую мелкую вертушку под берег, на глубину 10-15 см, и вести ее со скоростью, позволяющей «заводить» лепесток. Приемчик оказался эффективным.

Соблазняла моя микрушка рыбку: сначала попались две уклейки, затем голавлик под сто граммов, еще один, чуть покрупнее. Мелочь, но прикольно, а самое главное — уход от нуля.

Многие же спортсмены во время тренировки так ничего и не поймали. Я поразмыслил, что если стану применять тактику ловли на микронулевку, то за весь тур поймаю десяток голавликов, а это на общем фоне результат.

Поэтому не стал мудрствовать и начал охотиться с вертушкой за мелочевкой на откровенном меляке. Как оказалось, не напрасно.

Сначала, как я и рассчитывал, попадались голавлики, затем вышел окунь, а уже подальше от берега вдруг «вскипел котел». Я поспешил к нему подобраться, но, чтобы добросить, взял второй спиннинг с вертушкой-полуторкой и… На крючке чехонь граммов на двести!

Достойный результат принесли мне на тех соревнованиях вертушечки…

ПЕРВАЯ ФОРЕЛЬ

Россия спиннинговая вышла на международный уровень в 2002-м, когда наша сборная приехала на Первый кубок мира по ловле рыбы с берега. Подразумевалось, что организаторы предварительно в речушку Челлина выпустят некоторое количество форели, которую я к тому времени видел только на картинках.

Но на тренировке при втором же забросе вертушки мне удалось подцепить и завести в подсачек строптивую пеструшку. Блесна была самодельной, типа лонг-единичка золотистого цвета. Подобные же вертушки хорошо зарекомендовали себя во время соревнований.

Но блесна блесной, а сам не плошай. Необходим был точный заброс под противоположный берег. Чуть дальше — и блесна запутывалась в ветках деревьев; если не долетала до участка со сравнительно спокойным течением, ее мгновенно сносило на мель, где форели не было. Мне в технике забросов очень помогло увлечение кастингом...

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ

Не знаю, чем в действительности руководствовались организаторы второго чемпионата мира в Италии, но помимо правила ловить с крючками «без бородок» (чтобы не травмировать рыбу), накануне старта прозвучал запрет, исключающий на блеснах «все лишнее».

Необходимо было убрать с блесен пластмассовые шарики, лепестки и шерстинки с тройников. Но как же так — калечить фирменные мепсы?!

Однако спортсменам деваться некуда, поэтому значительную часть блесен пришлось переделывать. Впрочем, россияне в любом случае подрабатывали свои приманки: меняли тройники и заводные колечки, трудились над лепестками…

Их труд принес свои плоды: повторное командное серебро на Втором чемпионате мира!

«ЗОЛОТЫЕ» ВЕРТУШКИ

Третий береговой чемпионат мира проходил в Португалии на реке Вальдевез. Запрет на «пластмассу» канул в Лету, разрешили ловить и на воблеры. Я же оставался верен любимым вертушкам. И не напрасно!

По жребию стартовый участок мне достался в ничем не примечательном секторе. Начал ловить на проверенный трехграммовый золотистый «мюран» и, не сходя с места, не забрасывая дальше середины реки, в течение первых десяти минут поймал семь форелек. Мой судья только успевал их фиксировать и отпускать.

По правилам я уже имел право покинуть свой сектор и занять любой свободный. Но зачем куда-то бежать, если продолжает клевать здесь и сейчас? Было очевидно, что пеструшке нравится приманка.

Поэтому когда поклевок стало меньше в пределах заброса «трешечки», я поменял блесну на более тяжелую пятиграммовку, начал добрасывать до противоположного берега и таскать пеструшку с дальнего расстояния.

Признаться, когда в активе было уже 15 рыбок, я расслабился, но когда узнал, что у соседа на две форели больше, стал бегать по секторам и до финиша поймал еще шесть.

В итоге первое место в туре, а у всей команды сумма мест 6,5! Это был уже недосягаемый результат, сборная России по спиннингу завоевала свои первые золотые медали…


ЛУЧШЕ НЕ МЕЛЬЧИТЬ

На Камчатке мне довелось принять участие в фестивале «Сохраним лососей вместе!». Я скептически отнесся к советам бывалых брать с собой яркие вертушки не меньше № 4, лучше крупнее. У меня таких и в арсенале-то не было.

Приобрел все-таки трех «гигантов» и, как потом выяснилось, напрасно скромничал и с количеством, и с размером. Даже вертушки третьего номера не интересовали кижуча весом под 5 кг, так еще и забрасывать надо было на середину реки, где у него был ход. А туда «легкие» приманки не долетали.

В итоге я со своей «трешкой-мелочевкой» все-таки поймал двух кижучей (один из них стал самой мелкой рыбой турнира), зато два моих товарища по команде, у которых вертушки были в два раза крупнее, отличились, и мы стали чемпионами…

ЦВЕТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Однажды в сентябре знакомый спиннингист предложил поохотиться на хариуса на Ладоге. Всем другим приманкам на самом крупном озере Европы он предпочитал вертушки Blue Fox. Я к тому времени с хариусом знаком не был, поэтому решил поэкспериментировать не столько с размером и формой лепестка, сколько с его цветом.

Ладожский хариус предпочитает держаться на неровных каменистых местах, поэтому дно приманкой лучше не искать, иначе при ловле с берега неминуемы зацепы и обрывы.

Хариус — рыба осторожная и капризная: когда у каждого в активе было по три рыбки, поклевки прекратились. К хариусу необходимо было подобрать ключик, и им стала вертушка Mosca Longet Fluo (лепесток лимонного цвета с черными точками).

По технике мы с приятелем ловили абсолютно одинаково, никаких хитростей в проводке, но у того не было в арсенале приманки такой расцветки, у меня же лимонный лепесток был в одном экземпляре.

В итоге совсем за короткое время я поймал 18 хариусов весом до 800 граммов, приятель же в два раза меньше. Поднявшийся ветер раздул нешуточную волну, и при очередном вываживании на свою деликатную снасть я слегка поторопился, и удачливая блесна осталась в пасти рыбы. На этом поклевки прекратились…

Как-то в Норвегии мы ловили на быстрой речушке вблизи знаменитого своими рыболовными крючками завода «Мустад». Изначально все настроились на форель, но дело не заладилось, пока я не увидел местного нахлыстовика, поймавшего хариуса. Вспомнил про хариуса ладожского, поменял блесну на лимонную, и тут, как говорится, понеслось.

Примечательно, что рядом со мной ловили два опытных московских нахлыстовика, но у меня хариус клевал, а их мушки игнорировал. Цвет приманки имеет большое значение!

ЧТО С ПРОВОДКОЙ?

Экспериментировать с проводкой нужно всегда. Вроде бы с вертушкой в этом плане не так много вариантов. Ведь главное, чтобы у нее исправно вращался лепесток, причем заводился сразу же после приводнения.

С твичингом все ясно, а что с проводкой в отношении горизонта? Однажды при тотальном отсутствии клева на Истринском водохранилище я успел заметить выход окуня за моей вертушкой, когда уже вынимал ее из воды. Попробовал после заброса опускать приманку на дно, после чего начинать неспешную проводку, одновременно поднимая кончик спиннинга. Такая почти вертикальная проводка принесла положительный результат — полтора десятка полосатых.

Однажды мы рыбачили на высокогорном озере в Норвегии, где свал на приличную глубину начинался почти от самого берега. Поклевки капризной форели начались, когда после заброса вертушки мы просто ждали ее заглубления, при этом лепесток у нее не заводился. Но форель почему-то привлекал падающий предмет, и нам оставалось внимательно следить за леской, чтобы вовремя подсекать, когда она слегка вздрагивала.

ЕЩЕ ОДНО ПРЕИМУЩЕСТВО ВЕРТУШКИ

В Норвегии мне понравилось ловить форель в неглубоких, извилистых, заросших речушках. Нормально провести воблер там невозможно, колебалки и резину форель игнорировала. Зато вертушки были в самый раз, причем в некоторых ситуациях эффективны были только двухнулевые.

Представьте: глубина речки — полметра и меньше, среди водорослей — окно чистой воды два метра в длину и сантиметров сорок в ширину. При точном забросе микроблесны полезной проводки получалось совсем немного, но этого хватало, чтобы пеструшка выскакивала из-под берега и садилась на тройник…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто-то скажет, что сейчас, когда пришла мода на платные водоемы с озерной форелью, ловить на вертушки — это только время терять, мол, гораздо актуальней резина, воблеры и микроколебалки. Не буду спорить.

На платниках я ловил всего пару раз, причем именно на вертушки, и довольно-таки успешно. Аквариумные платники — не мое. Мне больше по душе сравнительно дикие места: закоряженные плотины, старицы, труднодоступные речушки…

Но и ловить спиннингом с лодки тоже прекрасно: щука, жерех, язь, голавль, окунь, красноперка — все они частенько предпочитают прочим приманкам именно вертушки.

Вертушка жила, вертушка живет, вертушка будет жить!

Применительно к щуке, даже в те времена, когда кроме двух типов блесен (колеблющиеся и вращающиеся) ничего толком не было, вертушки выходили как бы на второй план, уступая первенство . Тем не менее, в определенных условиях вертушки могут серьезно конкурировать с современными воблерами, а в некоторых случаях даже переигрывать их.

Есть мнение, что вертушки очень просты в освоении и потому их стоит рекомендовать начинающим спиннингистам как первоочередную приманку. В основу такого аргумента заложена мысль о том, что вертушка вполне неплохо ловит на и не требует каких-то изысков в анимации: забросил – тяни. Но это верно лишь отчасти. Понятно, что вертушка, как и любая другая приманка, не ловит сама по себе, а ловит, прежде всего, рыболов. Вот как раз здесь и начинают вырисовываться определенные тонкости использования такой «примитивной» приманки.

В первую очередь на себя обращает внимание разница в геометрии лепестка и уже это подстегивает к тому, чтобы задуматься о том, как они будут себя вести в одинаковых условиях. Если коротко, то чем уже лепесток, тем меньше он отклоняется от оси при вращении и тем меньшее лобовое сопротивление создает. Стало быть, такая вертушка при прочих равных условиях будет идти на большей глубине, нежели вертушка с круглым лепестком. И порой разница в глубинах существенная. Именно по этой причине и появились лепестки разных геометрий – чтобы быть готовым к меняющимся условиям. Так, на данный момент мы имеем три основных формы лепестка: Long, самый длинный, Aglia (иногда Colorado) как самый широкий и переходное звено – Comet. Данные названия закрепились благодаря вертушкам фирмы Mepps, в модельной линейке которых присутствуют вертушки этих трех типов. Помимо этой тройки есть еще и переходные формы, отличающиеся соотношением длины к ширине. Но на практике в повальном большинстве случаев нам будет достаточно трех основных форм, чтобы перекрыть возможные условия и запросы щуки.

Вертушки с лепестком типа Long применяются в основном для проводки против течения или на снос с забросом поперек течению. Относительно слабое лобовое сопротивление позволяет вертушке идти на достаточной глубине и не выходить на поверхность. Это как основное. Второй вариант – ловля на глубинах в два-три метра в водоемах со стоячей водой. Или такие условия, где щука реагирует на падение играющей приманки. Этот вариант предполагает в основном использование , но с вертушками в теплой воде все-таки результаты выше. Ко всему прочему, джиговая приманка выдает слабые колебания и двигается почти по прямой. В то время как вертушка падает по параболе и даже при медленном вращении колебания у нее более выражены.

Вертушки с круглым лепестком используются прежде всего в стоячих водоемах и на небольших глубинах. Но если ловля происходит на течении, а проводка делается вниз, то здесь вертушки с круглым лепестком на порядок переигрывают лонги. Правда, в этом случае стоит взять вертушку чуть большего веса.

Еще один момент, который зачастую невозможно определить без «купания» вертушки – это скорость вращения лепестка и плавность его «включения». Несмотря на то что эти два параметра идут в одной связке, они чаще всего не взаимозависимы. То есть не всегда высокая скорость вращения свидетельствует о быстром включении и наоборот. Если говорить о щуке, то для нее в девяти случаях из десяти имеет наибольшее значение именно плавность включения. Смысл в том, что щука по своей природе не отличается большой скоростью мышления и, соответственно, редко когда хватает приманки, идущие быстро.

Безусловно, есть такое понятие как reaction strike (рефлекторная или молниеносная поклевка), но для щуки оно больше актуально в те моменты, когда приманка появляется у нее перед носом буквально из ниоткуда. То есть в какой-то степени можно говорить о том, что щука клюнула от испуга. Таким образом, плавная проводка вертушки для щуки в приоритете. И основной момент, на который стоит обратить внимание – это возможность провести вертушку с такой скоростью, когда вращение лепестка находится буквально на грани остановки, и он периодически сбивается, но тут же снова включается в работу.

Проводка – не только равномерная

Вертушки относятся к категории приманок с активной собственной игрой и потому вроде бы не предполагают каких-то изощренных техник проводок. Но вести вертушку только равномерно – это сознательное сокращение результативности. Впрочем, даже у равномерной проводки есть много нюансов. Основным из них видится необходимость четкого контроля вертушки и особенно того момента, когда она включается-выключается. Все вертушки разные и к каждой нужно подстраиваться индивидуально. Умение четко контролировать вертушку позволит более точно определять скрытные поклевки, отличая их от повисшей травинки.

Волнообразная проводка вертушки очень эффективна в местах с донными неровностями. Например, такой акваторией может быть пруд, где донная трава образует некоторое подобие рельефа. Джиг в таких местах не особенно эффективен, а вот вертушка сработает хорошо. Но проводка не должна быть похожа на строгую синусоиду, но быть более индивидуальной – подстроенной под особенности конкретного участка. Проводка эта выполняется как удилищем, так и катушкой. Но лучше всего комбинировать оба варианта. Дело в том, что проводка удилищем лучше передает происходящее с вертушкой, а работа с катушкой здесь своего рода подстраховка бесперебойного вращения лепестка.

Как уже было указано выше, щука не проявляет особой благосклонности к быстродвижущимся объектам, поэтому вертушку стоит вести с максимально медленной скоростью для данных условий. Потому очень важно использовать вертушки с легким ходом. В настоящее время трудно дать какие-то рекомендации по конкретным моделям, чтобы была стопроцентная гарантия в их работоспособности на малых скоростях. Это связано с тем, что вертушки давно отошли на третий план в популярности и производители не особо заботятся о качестве. И речь необязательно о безымянных поделках из Азии – даже фирму Mepps эта проблема не обошла.

Восприятие вертушки рыбой

Почти все хищные рыбы ориентируются в поисках жертвы с помощью боковой линии. Вообще, если выстроить последовательность включения чувств, то получается примерно следующее: сначала рыба слышит, потом видит и после хватает. То, что в первую очередь воспринимает рыба – это инфразвуковые колебания, издаваемые любым объектом. Динамика колебаний у вертушки очень высока и поэтому о такой приманке можно говорить, как о полноценном поисковике, собирающем рыбу с достаточно больших площадей. Частично по этой причине некоторые производители начали выпускать вертушки с погремушкой. От обычных они отличаются тем, что их сердечник представляет немонолитное отягощение, но капсулу, где свободно перемещаются шарики. Мотивация таких вертушек в том, что они «слышимы» с большего расстояния и в мутной воде лучше них нет ничего. Но это далеко не так. Во-первых, рыба слышит не звук объекта, а инфразвук – это очень разные вещи. Во-вторых, в повальном большинстве случаев эти погремушки влияют на рыбу очень негативно. На пресноводную уж точно. И в-третьих, единственные колебания, которые нужны рыбе – издает лепесток. Потому, чтобы увеличить «шум» в мутной воде достаточно просто увеличить размер вертушки.

Здесь может последовать вопрос о тандемах и его восприятии щукой. Преимущества перед обычной однолепестковой вертушкой у них нет никакого. В отличие от спиннербейтов, где два лепестка – это классика проверенная годами позитивного опыта, в случае тандема речь идет скорее о маркетинговом ходе. То есть, если есть конструкция тандема – ее включают в модельную линейку, что в определенной степени увеличивает процент продаж, не более того.

Еще раз о размере

Щука – это та рыба, с размером приманок для которой мельчить не стоит.

Для любого водоема подойдут номера 3 – 5 вертушек Comet и Aglia, 2 – 4 для блесен с лепестком Long. Это та золотая середина, которая ловит абсолютно все размеры щук. Но бываю ситуации, когда щука ловится исключительно на мелкие вертушки первого номера. Тем не менее, такое явление нужно рассматривать, прежде всего, как случайность, а не закономерность.

Это для окуня разница в пару миллиметров между длинами лепестка бывает критична, но для щуки – нет. В то же время не стоит упираться в макроблесны, вроде Musky Killer и чего-то подобного. Да, они ловят щуку, но с ними уже речь идет исключительно о трофейной рыбалке. То есть на вертушку весом в 50 грамм поймать что-то менее трех-четырех килограммов невероятно сложно. И при этом они практически не увеличивают размеры добычи. Так, если на них ловятся только трехкилограммовые «шнурки», то упираться дальше нет смысла – ставим аглию №№3-4 и продолжаем ловить такие же размеры. Причем что характерно, поклевок часто становится больше.Вертушка хоть и обладает определенной универсальностью применения, но ее нельзя использовать всегда. Период использования вращающихся блесен применительно к щуке ограничивается периодом теплой воды. В какой-то степени, это те приманки, которые включаются в работу позже всех и раньше всех выключаются. Если ориентироваться на цифры, то основная вилка температуры воды для вертушки начинается и заканчивается примерно на 7 – 10 градусов. Причиной этому служит то, что с какой бы скоростью вертушка не вращалась, ее колебания все равно слишком интенсивные для холодной воды. В принципе, есть случаи поимки щуки на вертушку в то время, когда на водоеме уже есть закраины, но это опять же редкое исключение. Ко всему прочему, в холодной воде рыба (любая) двигается меньше, а добиться работы от вертушки на «нулевой» скорости невозможно.

Водоемом номер один для вертушек можно назвать торфяные карьеры и вообще любые пруды, где максимальная глубина редко превышает трех метров. На подобных акваториях вертушка сильно конкурирует с воблерами-минноу, но в случае со щукой эти два типа приманок стоит рассматривать как взаимодополняющие. К тому же, если ловля происходит с расчетом на быстрый результат, то тактика может быть такой: ищем щуку «быстрой» вертушкой, а долавливаем – воблером. Скорость здесь нужно рассматривать не как быструю проводку, а как динамику. В случае, когда динамика должна быть высокой, вертушка сильно переигрывает воблер-минноу.

Виниловые проигрыватели Technics на протяжении трех десятков лет были общепризнанным диджейским стандартом. Их производство в какой-то момент было прекращено, однако, под давлением общественности было возобновлено снова.

Продолжая небольшую серию материалов о диджейских технологиях Mixmag Russia разобрался в чем секрет успеха этих проигрывателей, а также попросил рассказать первых российских диджеев о том, каких трудов им стоило обзавестись первыми «Техниксами».

Любой человек, который хоть раз покупал какую-нибудь бытовую технику знает какие первые слова идут в начале технического паспорта. «Благодарим вас за то, что вы выбрали наш продукт. Мы надеемся, что использование нашего продукта доставит вам массу удовольствия». Модели виниловых проигрывателей Technics SL-1200/ 1210 Mk2 могут смело вычеркивать эти вступительные любезности из своего руководства просто потому, что те, кто покупает их точно знает, зачем и почему он это делает. Если продолжить рассматривать руководство, то можно вспомнить как руководства различных электронных устройств, вроде DVD-проигрывателей, факсов и цифровых камер просто-таки пестрят описаниями решений всевозможных проблем, которые могут возникнуть во время их эксплуатации. Руководство, идущее в комплекте с проигрывателей моделей 1200 (серебристые) и 1210 (черные) указывает всего 4 возможных неисправности: нет тока, нет звука, перепутаны каналы или фоновое гудение. Все идеальное - просто, иначе и сказать нельзя.

Какой-то человек окрестил эти вертушки как «идеальная конструкция получившая признание по всему миру». Книга рекордов Гиннеса это только подтвердила, назвав эти вертушки самым долго выпускающимся продуктом в сфере потребительской электроники. В то время как некоторые компьютеры, МР3-плееры или какие-то бытовые приборы устаревают уже в момент их покупки, виниловый проигрыватель, который выпускала японская корпорация Matsushita Electric Industrial Co. Ltd., под маркой Technics казалась застывшей классикой. Практически без всяких изменений эти вертушки производились 30 лет. Эти звуковоспроизводящие устройства последние десятилетия ушедшего века оказали довольно значительное влияние на современную музыку. На это указывают и многочисленные культурологические исследования, и громадный труд «Last Night A DJ Saved My Life» Билла Брюстера и Фрэнка Броутона посвященный становлению и развитию диджейства и танцевальной музыки.

Вертушки Technics можно рассматривать как своеобразную машину времени. Когда первые вертушки сошли с конвейера японского завода Matshusita в Иране Айятола Хомейни провозгласил Исламскую республику, Маргарет Тэтчер стала новым премьер-министром Великобритании и прозвище «железной леди» ей только предстояло получить, СССР ввел в Афганистан войска, Тарковский снял «Сталкера» а Pink Floyd записали свой знаменитый альбом «Wall», который советские цензоры запретят через некоторое время. Что звучало на советских дискотеках? Где-то уже были диск-жокеи (ну или ведущие диско-вечеров), где-то играли самодеятельные ВИА - вся музыка звучала с «бобин» - все-таки пластинки с адекватной танцевальной, как правило, западной, танцевальной музыкой шли на вес золота. Хотя где-то там, в далеком и непонятном Нью-Йорке уже выходили за узкие рамки нью-йоркского андеграунда первые треки, в которых использовались сэмплы и драм-машины, породившие, благодаря диджеям вроде Кул Хёрка (Kool Herc) или Грандмастера Флэша новые стилистические формы. Тогда диджеи сами модифицировали вертушки различных производителей и никто и не знал, что новая модель Technics 1200 станет главным диджейским инструментом на протяжении последующих 20 лет. Именно эта модель позволила с легкостью осуществлять еще робкие скрэйтчи и рэвайнды, запиливая «двенадцатидюймовки» до дыр.

В том же 1979 году вышел сингл смешавший в себе диско и хип-хоп: группа Sugarhill Gang записала «Rapper’s Delight», полностью выстроив его из басовой партии знаменитейшего диско-хита группы Chic «Good Times» и брейков группы Positive Force, а Fab 5 Freddy и Sugarhill Gang поверх этого начитывали рэп. Трек, длившийся целых пятнадцать минут, положил собой начало целого поколения треков, которые идеально подходили под новый тип проигрывателей. Обладающая кварцевой стабилизацией, за доли секунды набирающая нужные обороты модель SL имела солидное преимущество на рынке. Добавьте сюда солидный вес в 12 килограмм и хитро спроектированную форму, которая защищала вертушку от сотрясений. За это в диджейских кругах данные проигрыватели прозвали «wheels of steel» («стальные колеса») и к началу восьмидесятых вертушки Technics чуть ли не повсеместно в диджействе стали негласным стандартом. Если быть точным, то первую вертушку из модельного ряда 1200, компания выпустила в 1972 году, но только обзаведясь питчем, который позволял регулировать скорость вращения пластинки, плюс некоторые, поистине гениальные решения японских инженеров, в классику воплотились лишь в лице моделей SL-1200/1210 Mk2.

То, что эта вертушка проектировалась с учетом клубных особенностей намекает присутствие 4-полосного пунктирного рефлектора, расположенного на ободе диска, и дающего возможность на глаз подгонять скорость пластинки, когда затруднено освещение: если кажется, что полоска с самыми большими пунктирами при свете небольшого фонарика установленного на вертушке стоит, то это означает что пластинка проигрывается на нормальной скорости. Однако разработчики Technics пошли еще дальше. Явно воспринимая своего потенциального покупателя как человека серьезного: в официальном руководстве пользователя они сами указывали и предлагали различные модификации проигрывателя. К примеру, скорость «старт-стоп» механизма могла быть изменена чуть ли не одним движением отвертки. А пытливые обладатели вертушек впоследствии узнали, как увеличить питч, изначально позволявший изменять скорость в диапазоне +/- 8 процентов в два раза. В начале девяностых, во времена повсеместного разгула хардкора, брейкбита и джангла этим модификациям вертушки подвергались повсеместно.

Бог его знает, как долго бы просуществовали Technics на правах стандарта, если бы не цифровые технологии, позволяющие играть с чего угодно, хоть с пары айподов. Technics, конечно же, пыталась отвечать веяниям времени - в 2004 году компания запустила серию CD-вертушек, но на этом рынке тон уже задавала компания Pioneer, да и потом, вряд ли CD-вертушки смогут протянуть столько же, сколько их аналоговые собратья.

В 2010 году компания, как тогда казалось, положила конец легенде и стандарту, прекратив производство всего модельного ряда SL-1200. Долгое время фанаты по всякому пытались достучаться до директоров японской компании, и казалось что все усилия тщетны. Но в начале 2016 года Technics неожиданно восстала из пепла и анонсировала новую, улучшенную модель, которая должна продолжить классический модельный ряд. Конечно, винил уже давно не является единственным или главенствующим форматом среди диджеев, да и цена на новые модели выше среднего. Однако, вряд ли кто-то сможет сомневаться в том, что это своего рода классика, повлиявшая на музыкальную историю последних трех десятилетий, то, что это «одни из самых успешных музыкальных инструментов», как считает не только диджей Спайдер, но и многие поколения диджеев - здесь не остается никаких сомнений.

В конце восьмидесятых, когда все мы еще играли на «бобинах», благодаря редким видеоклипам с Запада, мы уже знали, что большинство тамошних диджеев играют на пластинках, так как существовали какие-то вертушки, которые позволяли, посредством питча, менять скорость. Как правило, этими вертушками являлись Technics модели 1200. В СССР тоже были виниловые проигрыватели, предназначенные для нужд дискотек - распространены были два комплекса - польские Unitra и чехословацкие Tesla. Такой комплекс включал в себя две вертушки, два бобинных магнитофона, два кассетных магнитофона и встроенный микшерный пульт. Скорость на вертушках изменять было нельзя, поэтому пользы от вертушек не было никакой. Ну и потом, доставать новые пластинки всегда было большой проблемой и вся новая музыка у нас появлялась как правило на бобинах, а несколько позднее на кассетах. Подгонять скорость мы учились на кассетных магнитофонах «Яуза», уже тогда пытаясь подгонять по скорости. Когда мы, уже в начале девяностых, работали в дискотеке «Jump», уже тогда была мысль обзавестись настоящими вертушками. Как раз тогда же в Москве появились первые музыкальные магазины, которые запустили американцы, не помню, к сожалению как они назывались, в которых можно было заказывать пластинки из-за рубежа. Как правило, это были испанские перепечатки разного рода техно-хитов, вроде Quadrophenia «Paradise» или Interactive «Who Is Elvis».

Более близкое знакомство с вертушками Technics у меня состоялось после знакомство с Олегом Оджо. Тогда же с ними познакомились и Женя Фиш и Боря Спайдер, которые на тот момент работали в дискотеке «Класс», куда я их привел, но к моменту знакомства с Оджо мы уже работали в новом молодежном клубе Игоря Силиверстова, который назывался Jump. Оджо, заинтересовавшийся тем, как мы пытались сводить музыку на бобинах, пригласил нас к себе в гости, сказав, что дома у него стоят вертушки. И он был первым человеком, который показал нам, как нужно сводить треки играя на пластинках. Хотя технический принцип мы уже понимали, так как до этого много и часто сводили на бобинах. Помимо Оджо, еще одна пара вертушек стояла на радиостанции Maximum. Но там они стояли мертвым грузом, так как пластинок на радио приходило ничтожное количество, а всю музыку радиоведущие ставили с компакт-дисков. Туда меня привел Артемий Троицкий, со словами «Давай ты будешь делать программу о танцевальной музыке» и регулярно снабжая андеграундной музыкой. Именно тогда я понял, что дальнейшего моего роста мне просто необходимо иметь собственные вертушки. К тому же, работая на американской, по сути, радиостанции, я имел возможность на регулярной основе заказывать свежий музыкальный материал на пластинках. Для того, чтобы заказать свои «техниксы» я обратился в компанию, которая занималась поставкой различного радио-оборудования в Россию. Они мне объявили цену - в долларовом эквиваленте это примерно столько же, сколько и сейчас стоит пара новых вертушек. Но по тем временам это были очень большие деньги. В итоге я решился на отчаянный шаг - в течении нескольких месяцев я сдавал свою квартиру и отчаянно экономя на всем в итоге смог заработать себе и на проигрыватели и на микшерный пульт компании Numark. Это пульт, кстати говоря, сейчас находится в «Аудио-школе». Через два месяца после заказа, компания, занимавшаяся доставкой, почему-то отправила их не ко мне домой, а на какое-то закрытое предприятие, и я потратил целых две недели на то, чтобы их потом оттуда вытащить, доказывая, что это ни какое не секретное оборудование. В итоге я их оттуда вытащил и, если не ошибаюсь, это были первые вертушки, которые стояли в клубе «Jump».

Глазеть на эти вертушки, конечно же, ходило много всякого народа. Помню, что приходил с друзьями Володя Трапезников. Пластинки привозил и Женя Жмакин, и я помню, году в 92-м или 93-м вместе с ним впервые в жизни съездил за пластинками в Лондон. Так что музыкальный материал постепенно набирался.

Моя первая пара простояла у меня дома довольно долго - восемь лет. Когда появилась новая модель - 1210 - эти вертушки я продал в музыкальный магазин Роме Диггеру, а себе приобрел новую пару, уже черного цвета, которые до сих пор со мной и сейчас находятся у меня в студии.

Первые «Техниксы» я увидел собственными глазами и потрогал собственными руками на вечеринке «Праздник» с участием Марка Каминса в Доме кинематографа и на выступлении MC Solaar в клубе Jump. И именно на этих вечеринках мы, в общем-то и посмотрели как можно управлять музыкой с пластинок. Лично я с «Техниксами» впервые поработал на радио Maximum и в клубе Jump. На них же я и научился. Когда Jump закрылся на летние каникулы я просто забрал эти вертушки себе домой и по нескольку часов в день, никуда не отходя, тренировался сводить. Однако первыми моими вертушками были не Technics а вертушки компании Gemini, так как на тот момент надо мной шефствовала эта компания. Впоследствии эти вертушки я их поменял на одну вертушку Technics, а вторую вертушку мне подарили уже друзья из El Cosmo Group. С этими вертушками была связана забавная история. Делая с Олегом Цодиковым в ресторане «Пекин» китайский Новый Год получилось так, что для того чтобы подключить обе вертушки нужно было отгрызть у новой совершенно вертушки провод. И впоследствии эта пара вертушек долгое время была прикреплена к одной вилке. Эпопея с покупкой вертушек длилась очень долго, так как тысяча долларов на начало девяностых это были ну очень серьезные деньги. Одна вертушка была серебристого цвета, другая черного. Прослужила мне эта пара очень долго, и сейчас они находятся на одном из островов в Хорватии, где их оставили после одной из вечеринок в 2005 году. Считаю, что вертушки Technics являются одним из самых лучших музыкальных инструментов, изобретенных в последнее время.

Впервые вертушки Technics я увидел на чемпионате DMC в Лондоне в 1983 году. Хотя на вертушках я начал играть и до этого - в 1979 году, когда мне было 12 лет я уже пытался что-то сводить. Причем это были самодельные вертушки, собранные из коробки и обычной вертушки с ременным приводом, под которые подкладывали ластики, которые служили своего рода амортизатором. Первым микшером, который я увидел в своей жизни был роторный Citronics. Но сильно диджейством я заинтересовался только после того, что увидел в Лондоне. Больше всего в Technics меня тогда поразило то, как на самой «тарелке» бегают дорожки, по которым можно определить скорость вращения. Еще меня зацепила скорость старта. Как правило, вертушки с ременным приводом очень долго разгоняются, а здесь раз - и поехало. Ну и, конечно же, подкупает её надежность и то, как она держит скорость, которая, если кто не знает, зависит от напряжения в сети. Мои первые Technics появились у меня дома, только когда я приехал в Россию, в 1991 году. До этого у меня не было нужды держать дома вертушки, потому что я не диджеил на регулярной основе. Когда я впервые приехал в Россию, в 1989 году - здесь вообще ничего не происходило. Ну и чтобы хоть как-то развлечься, некоторые экспаты, включая и меня, начали делать собственные вечеринки в ДК «Сокольники». И как-то раз, возвращаясь из Нигерии решил привезти с собой в Москву вертушки и пульт. Пускай, думаю, стоят. Причем за перевес я тогда сильно переплатил. А в самом начале девяностых я открыл клуб Palace, где тоже стояли вертушки и где начали работать два первых моих ученика - Нуждин и Змей. А ту первую пару своих вертушек, вместе с пластинками, которые я держал в ящике из под «Пепси», я безвозмездно привозил в клуб Jump где тогда уже работали Фонарь, Спайдер и Фиш. Правда играть на них они не умели, и поэтому на вертушках играл только я. Как играть на вертушках я показывал им у себя дома, куда они регулярно приезжали.

Первое мое знакомство с Technics произошло в Бельгии в 1992 году, на дискотеке, где мы тогда с Артемом жили. Правда, на тот момент мы этому факту особо не придавали внимания. Вернувшись в Москву и отработав в качестве диджея все лето 1993 года на CD-вертушках в «Эрмитаже» мы с ним донесли до владельцев мысль, что виниловые вертушки нам просто-таки необходимы. Убедив их в этом, мы уехали за ними в Бельгию. Вместе с вертушками мы привезли еще и кипу пластинок, которые приобрели у бельгийского дистрибьютера. И вот на этих вертушках и с этими пластинками мы с Артемом и учились. Потом, правда, пришлось эти вертушки оставить в «Эрмитаже». Правда именно на этих вертушках я научился играть - забрал их на время летних каникул и дома учился держать скорость, сводить и все то, что должен уметь диджей. Фонарь, я помню, научил меня вертушки настраивать, что тоже в этом деле играет очень важную роль. А те вертушки, которые стоят у меня в офисе, им уже под двадцать лет, наверное. Их мы как-то купили с Сергеем Тепляковым для своих мероприятий, и на которых я по-прежнему записываю все свои миксы и подкасты.

Первые свои вертушки (а всего у меня было где-то три комплекта) Technics, естественно бэушные, мне достались от Дэна. Дэну в свою очередь они достались тоже от кого-то, я думаю от Грува. Это были серебряные 1210 и они у меня пробыли года три, и потом, когда грянул в 1998 году кризис, мне их пришлось продать. Тогда у меня была критическая ситуация - нужно было платить за квартиру, а денег нет и не предвидится. А я тогда знал о том, что Шушукин тогда только начинал крутить пластинки и искал у кого бы купить вертушки. В итоге я ему звоню и говорю, мол, не нужны ли тебе Андрей вертушки? Он сначала недоверчиво переспросил, ну а потом купил. И хотя для меня это была драма, он меня тогда спас конечно. Интересно узнать куда он их дел, потому что они все-таки уже довольно старенькие были. Я помню, как в диджей-баре «Бублики», в мое отсутствие умудрились вывернуть тонарм так, что он встал вертикально.

А вообще я учился играть на проигрывателях «Вега». Там был уже какой-то свой питч с сильно плавающей скоростью, но он был какой-то настолько плавающий, что все мои первые миксы, которые попросил записать Зорькин, я записывал на адской скорости, и пластинки играли раза в полтора быстрее, чем им было положено. И когда я пришел впервые играть в «Relax», то на тамошних Technics у меня не свелась ни одна пластинка, потому что скорость там была абсолютно другая, и музыка звучала совершенно по другому. И я следующие две, наверное, вечеринки фактически учился сводить заново, на нормальной скорости. Это было в январе 1995 года. А уже чуть попозже я начал работать на «Станции», и там мне уже Дэн как-то походя, предложил купить у него вертушки.

О том, что диджеи играют на виниловых проигрывателях, я тогда не знал что это должны быть обязательно Technics, мне говорили мои друзья, что-то я слышал в программах Фонаря. При этом были еще видеоклипы, в которых мы всегда старались высмотреть то, что там диджеи делают с винилом, какие у него иглы, как он наушники держит. А вертушки в клипах обычно выглядели как небольшой космический корабль, где все крутится и мигает. Причем это ощущение у меня продержалось довольно долго. А сейчас они мне уже стали старым добрым другом. Хотя собственные вертушки у меня появились довольно поздно, где-то в 2004 году. До этого у меня стоял один проигрыватель Gemini, на котором я и прослушивал пластинки. Мне этого хватало. А так, я учился играть на ременном проигрывателе «Вега 109», который был соединен с пультом Gemini и вертушкой Gemini. Вот на этом комплекте я и тренировался. Первые Technics я увидел у своего друга, диджея Паши Кэша, который как-то купил себе красивые серебристые вертушки. Это было в 1994 или 1995 году. Очень часто я у него брал эти вертушки в аренду на вечеринки, за что до сих пор ему благодарен.

Поделиться