Кто зажег факел. Традиции зажжения олимпийского огня

Являются пять колец разного цвета, гимн, клятва, оливковая ветвь. Самым впечатляющим по своей зрелищности стал олимпийский огонь, который превосходит все предыдущие символы.

Олимпия - рождение олимпийского огня

Рождение символа

Ещё со времён Древней Греции существует эта традиция, которая успешно дошла и до наших дней. По одной древнегреческой мифологии считалось, что Прометей похитил у бога Зевса огонь и унёс его на Землю, где и передал огонь людям. За что был сурово потом наказан. В честь Прометея и был основан этот символ. В начале прошлого века эта традиция была возобновлена. Она сохраняется до настоящего времени. Сейчас перед каждой Олимпиадой проводят эстафеты олимпийского огня. Впервые такая эстафета была проведена в Германии в 1936 году, когда огонь в виде горящего факела был доставлен из самой Олимпии в город Берлин. Олимпийский огонь зажигают в том городе, который выигрывает конкурс на проведение Олимпийских игр. Зажигается он в первый день открытия Олимпиады и продолжает гореть до самого последнего дня.

Как рождается огонь

Зажжение огня происходит задолго до открытия игр - в Олимпии. Одиннадцать актрис задействовано в этом уникальном зрелищном представлении. Они изображают жриц. Затем зажигается огонь. Зажигается, как правило, факел, который потом доставляется в город. По уже давно сложившейся традиции, факел передаётся из рук в руки бегунами. Во избежание затухания Олимпийского огня используются специальные лампы.

После зажжения огня на родине Олимпийских игр, он двигается в сторону города, который будет принимать следующие Олимпийские игры. Апофеозом всего является зажжение олимпийского факела на главном стадионе Олимпиады.

Кому выпадает честь

Олимпийские огонь всегда зажигает один из самых известных спортсменов. Это уже стало традицией. Традиция эта сопровождается театрализованным представлением. В его основе зачастую лежит особо значимая история, которая является характерной для государства. Например, на Олимпиаде в Токио, честь на открытие этого мероприятия выпала на студента, который родился как раз в тот день, когда была бомбардировка Хиросимы. Это стало символом возрождения страны восходящего солнца после Второй Мировой войны. Когда игры проводились в Канаде, то олимпийский огонь зажигали два школьника, говорящих на разных языках. Этим самым было показано единение Канады. А первой женщиной, которой посчастливилось открыть игры зажжением огня, была мексиканка Норма Энрикета Басилио де Сотело на Играх 1968 года в Мехико.

21 апреля в Древней Олимпии (Греция) будет зажжен новый Олимпийский огонь и отправится в Бразилию, в Рио, где с 5 по 21 августа пройдут летние Олимпийские игры.

1. Что собой представляет олимпийский огонь?

Олимпийский огонь и пять колец считаются самыми узнаваемыми символами Игр.

Огонь выступает в роли символического связующего звена между античными и современными Олимпийскими играми. Согласно древнегреческой мифологии, Прометей украл огонь у Зевса, так что огонь - это символ жизни, рационализма, свободы человечества и его стремления к знанию. Ведь огонь горел в древней Олимпии в течение всего празднования античной Олимпиады. Теперь именно здесь зажигают олимпийский огонь, который потом шествует по разным странам и континентам.

2. Всегда ли огонь сопровождал современные Игры?

Нет. На первой современной Олимпиаде, которая состоялась в Афинах в 1896 году, не было огня. Олимпийский огонь появился только в 1928 году в Амстердаме. Но не из Олимпии, его просто зажгли в Нидерландах. А вот нынешняя церемония зажжения огня в Олимпии и эстафета передачи факела впервые придумали к Играм в Берлине 1936 года. Многие историки считают, что Третий Рейх Гитлера ввёл эстафету с пропагандистской целью. На античных олимпиадах не было таких эстафет. Тем не менее, в Афинах и других городах древней Греции были состязания бегунов с горящими факелами (Лампадодромия) в честь античных богов.

3. Как зажигают огонь?

Ритуал стартует у алтаря богини Геры, который находится напротив храма Зевса в Олимпии. Церемония начинается с театрализованной процессии жриц, её возглавляет верховная жрица. Девушки окружают алтарь, облачившись в древнегреческие наряды. Затем верховная жрица призывает бога солнца Аполлона зажечь огонь с помощью сферического зеркала и солнечных лучей. Когда огонь появляется, верховная жрица переносит его в небольшую керамическую посудину и направляется с ним вместе с процессией к античному стадиону. По дороге они останавливаются у оливкового дерева, где мальчик срезает оливковую ветвь как символ мира. Когда процессия достигает стадиона, верховная жрица зажигает факел первого бегуна, тогда и начинается эстафета.

4. А если нет солнца?

На такой случай (редкий для греческого климата) предусмотрен резервный огонь. Так как к этому событию готовятся заранее, то проводят репетиции. На одной из них зажигают огонь в соответствии с традицией и держат его про запас. Если официальная церемония пришлась на пасмурный день, то факел зажигается из резервного огня. Последний случай, когда пришлось использовать запасной огонь, был во время церемонии Олимпиады в Сиднее в 2000 году. Не повезло Австралии и ранее, на Олимпиаде в Мельбурне в 1956 году тоже пришлось прибегнуть к использованию резервного огня.

5. Кто такая верховная жрица и как ею стать?

Выбор верховной жрицы и всех остальных участниц процессии - ответственность национального олимпийского комитета Греции, а именно - комитета олимпийского огня. Жриц выбирают из греческих актрис и танцовщиц, они должны быть красивыми и грациозными. Первой верховной жрицой в истории современных Олимпийских игр стала танцовщица и учительница танцев Кула Працика. Нынешняя верховная жрица - актриса Катерина Леху.

6. А если пламя погаснет?

По традиции, огонь должен гореть в течении всей Олимпиады. Однако бывали случаи, когда олимпийский огонь угасал. Чаще всего факел потухал во время эстафеты, но иногда даже в чаше на стадионе. Поэтому параллельно с эстафетой перевозят резервный олимпийский огонь, который затем хранят в безопасном месте.

Пожалуй, самый курьёзный случай произошёл в 1976 году во время Олимпиады в Монреале. После того, как огонь потух из-за проливного дождя, один из чиновников решил зажечь его простой зажигалкой. Организаторы быстро объяснили ему все правила, потушили огонь от зажигалки и снова зажгли - уже настоящий олимпийский огонь из резервных источников.

7. Где побывал олимпийский огонь?

Самая высокая точка, куда удавалось донести олимпийский огонь - гора Эверест, это было во время Олимпиады в Пекине в 2008 году.

Его также пронесли через Северный полюс и через глубины озера Байкал во время зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

И это было не первое путешествие олимпийского огня под водой - ранее аквалангист перенёс огонь через Большой Барьерный риф во время Олимпиады в Сиднее в 2000 году.

Факел (не огонь) также побывал в космосе вместе с астронавтами. Это было во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, Сиднее в 2000 году и Атланте в 1996 году.

Почему огонь погас? 10 удивительных историй про олимпийский факел

Не успев приехать в Россию, олимпийский огонь погас на пути к Красной площади. Алексей Авдохин рассказывает, почему этому форс-мажору не стоит удивляться.

Гаснул, гаснет и будет гаснуть

Зажженному в Древней Олимпии от солнечных лучей олимпийскому пламени не привыкать гаснуть. В 76-м, например, огонь потух в чаше олимпийского стадиона в Монреале прямо во время Игр – нахулиганил затяжной ливень. Два года назад в Лондоне факел тоже пострадал от воды – капитан юношеской сборной по рафтингу не уберег его во время спуска по трассе, а огонь пекинской Олимпиады на пути к цели и вовсе гас не один десяток раз – но тогда, рассказывают, напортачили китайские производители факелов.

Как герои обретают известность

О 60-летнем Шаварше Карапетяне, если бы в воскресенье факел погас не в его, а в других руках (например, Димы Билана), так, наверное, и знали бы единицы. О том, что без малого сорок лет назад он – юный, но уже выдающийся пловец-подводник – вместе с младшим братом спас из упавшего в Ереванское озеро троллейбуса два десятка человек.

«Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Но я понимал, что в этот момент в этом месте никто не смог бы сделать то, что сделал я. Вся моя спортивная подготовка соответствовала этому мгновению, и ждать было нечего», – в 12-градусной сентябрьской воде Карапетян подхватил пневмонию, осложненную заражением крови после порезов об окна того троолейбуса, но даже после этого смог установить мировой рекорд на 400-метровке с аквалангом.

Но по-настоящему знаменитым Карапетяна не сделали ни десятки спасенных жизней, ни почти дюжина мировых рекордов, ни три десятка побед на чемпионатах мира и Европы – многие обо всем этом узнали только после внезапно погасшего над его головой олимпийского огня.

Знал ли сотрудник ФСО о древней традиции добывать огонь от Солнца?

Кажется, что-то пошло не так. Осознав этот очевидный факт и отреагировав на многозначительные жесты Карапетяна, хладнокровный сотрудник охраны всеми силами поддержал едва начавшуюся эстафету олимпийского огня.

Неизвестно, входит ли зажигалка в комплект базовой экипировки ФСО или это была личная инициатива неизвестного героя, но выглядел процесс восстановления утраченного пламени весьма колоритно. Хотя для пущей аутентичности охраннику, конечно, стоило добыть огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего солнечные лучи. Такова традиция.

Греческий олимпийский огонь по-прежнему в России

Впрочем, уже на следующем этапе эстафеты в факеле горел огонь из Древней Олимпии – успокоил Чернышенко. Везти из Греции запасные лампады с огнем – такая практика действительно принята довольно давно именно для таких форс-мажоров. Более того, именно в такой лампаде олимпийский огонь и попал в Россию из Греции – вы же не допускаете, что три с лишним часа в специальном рейсе Афины – Москва из чаши факела выбивались языки пламени.

Разумеется, выверять – на следующем ли этапе огонь обрел свои корни или позже никто не станет, но традиции требуют зажжения именно олимпийского огня. Ведь даже в Олимпийской хартии есть строгая сноска: «Олимпийским огнем является огонь, зажигаемый в Олимпии под эгидой МОК».

Как видите, все-таки под эгидой МОК, а не ФСО.

Александр Овечкин и его факел. Фото: /Dimitri Messinis/Pool

Инженерное решение «сочинского» факела

На самом деле конструкция олимпийского факела разработана так, чтобы ни сильный дождь, ни порывистый ветер, ни морозы не могли его потушить. «Он сможет погаснуть только по воле человека, – обещал в интервью «Известиям» создатель российской версии факела Андрей Водяник. – В его основе лежит уникальная система двойного горения, по принципу «русской матрешки». Внутри горит огонь, от которого загорается огонь внешний. Если внешний вдруг потухнет от порыва ветра или дождя, то он тут же загорится снова от внутреннего пламени».

Более того, опытные образцы факелов проходили испытания в лаборатории Красноярского машиностроительного завода. Что только там с ними ни делали – заливали водой, охлаждали, имитировали разреженный воздух, мини-ураган и даже падение факелоносца в снежный сугроб. Разве что в вакууме не проверяли. Не поверите – они продолжали гореть при любых обстоятельствах.

На вкус и цвет

Дизайнеры старались исполнить факел в форме пера жар-птицы. Кроме газовой капсулы в его алюминиевый корпус инкрустированы олимпийские эмблемы, а рукоять и центральная декоративная вставка отлиты из прозрачного полимера высокой прочности и прозрачности. Изнутри детали покрыты ультра глянцевыми красителями с прозрачной поверхностью глубоких цветов: красного или небесно-голубого, а снаружи серебристый.

Всего разработчиками создано три модификации факела – горная (продолжает гореть при сильной нехватке кислорода), подводная (для передачи эстафеты на дне Байкала) и стандартная.

Технические характеристики олимпийского факела:

Общий вес – 1,8 кг, высота – 95 сантиметров, ширина в самом широком месте – 0,145 м, толщина – 54 мм.

По 15 тысяч за штуку

Олимпийская эстафета – это вам не легкоатлетическая, тут принято не передавать факел, как палочку, а зажигать один от другого. Поэтому число необходимых факелов должно хотя бы приблизительно совпадать с числом факелоносцев, которых набралось больше 14 тысяч человек.

Примерно столько же закупили и факелов. На это было потрачено 207 миллионов рублей – выходит около 15 тысяч рублей за штуку. Для столь редкого сувенира – цена вроде бы сносная.

Мы хотим всем рекордам…

Эстафета из 14 тысяч человек – такого колоссального размаха не было ни на одной Олимпиаде. Как никогда прежде эстафета огня не охватывала столько населенных пунктов – 2900, не продолжалась так долго – 123 дня и не преодолевала такое гигантское расстояние – более 65000 км.

Трудна доля факелоносца

Правда, не каждый соглашался на столь сложную миссию – пробежать с олимпийским факелом несколько сотен метров.

«Я прочитал договор – кабальный, я был просто поражен, если честно. Там какие-то 6 документов приложены, 15 страниц», – Константин Ремчуков. – Это полное лишение меня прав. Организаторы запрещают мне комментировать это действо, без особых объяснений причин в любой момент меня могут лишить прав нести факел.

Точка, в которой я понесу факел, определяется организаторами – это может быть Камчатка, это может быть еще где-то, да? Но главное – организаторы не несут ответственности за пропавшие у меня личные вещи во время эстафеты. При этом там описано, как я должен быть одет. Ничего другого я не могу иметь, да? Не могу пришпандорить свою сумочку с документами».

Как было в СССР

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты Олимпийского огня Игр-1980. Разработку перепоручили ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив, тем самым, своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6 200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

    «Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего – он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» – последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир – руководитель центра промышленного дизайна и инноваций AstraRossa Design, где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

    Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.

    Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».

    А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.

    «Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – говорит Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

    Внешность и эргономика

    По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.

    Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».



    Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:

    Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).

    Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

    Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

    Итак, олимпийские факелы , давайте подробнее о некоторых их них.

    Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)

    Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.

    Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)

    Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

    Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)

    Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.

    Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)

    Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.

    Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)

    Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.

    Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)

    Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.

    Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)

    Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.

    Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)

    Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.

    Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)

    Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй - современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.

    Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)

    Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.

    Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)

    Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo - известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.

    Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)

    Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.
    Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.

    Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)

    Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы - дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.

    А теперь вернемся к нашему факелу 2014.

    Внутренний огонь

    «Перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.

    Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.

    60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.

    Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано

    держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.



    Ясным пламенем

    При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.

    Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.

    Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным – прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса – тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.

    При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания – раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.

    Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.



    Разбор полетов

    6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.

    (Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.

    Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.

    С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.

    Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.

    Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий – это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.

    Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при –40°С, роняли в сугроб – и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.


    На ошибках учатся

    Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.

    Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.

    Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.

    Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.

    «Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.

    И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».

    А вот например , а вот . Напомню вам и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

    Олимпийское пламя, один из главных символов Игр, служит напоминанием спортсменам о подвиге Прометея, который похитил огонь у Зевса и подарил его людям. Олимпийский факел неизменно зажигается от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии, доставляется на главную арену и не гаснет на протяжении всех соревнований.

    Олимпийский огонь - один из главных символов Игр, неизменно сопровождающий соревнования от начала и до конца ещё со времен Древней Греции. Из года в год организаторы придумывают все более изощренные формы транспортировки огня, церемонии открытия и закрытия. Стабильно лишь одно - освещающее олимпийские кольца пламя.

    Олимпийский огонь стал символом еще античных соревнований в Пелопонессе.

    В Древней Греции огонь символизировал очищение, возрождение.

    Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Прометей принес людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника, и показал, как его сохранять, присыпая золой. Но на этом благородный титан не остановился. Прометей научил людей находить, добывать и использовать земные сокровища — медь и железо, серебро и золото. Он открыл людям целительные травы и вдохнул в них волю, смелость, надежду, самоотверженность. Прометей знал, что делает это против воли Зевса, знал, что ему угрожает гнев всесильного бога. Но он знал теперь и то, какое это счастье — помогать слабым и видеть их просветленные, улыбающиеся лица.

    За похищение огня Зевс приказал Гефесту пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту. Он был обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тыс. лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.

    Поступок Прометея указывал на качества, которыми должен обладать спортсмен, - целеустремленность, храбрость и отвага.

    Ведь не станет же безвольный трус воровать огонь у богов. Так и в спорте - золото Игр как награда за смелость. Огонь горит от начала и до конца Олимпийских игр, напоминая спортсменам о месте подвигу в их жизни.
    В 776 году до нашей эры атлеты начали соревноваться на античных Олимпийских играх. Специально к их открытию огонь зажигался и транспортировался на финишную линию. Процесс доставки олимпийского огня подразумевал поддержание чистоты и силы природной стихии в непрерывном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб, которые выделяли для этого процесса 40 обученных юношей. Эти отроки доставляли факел с алтаря Прометея прямиком к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра.

    Во время возрождения идеи проведения Игр международное олимпийское движение не уделяло символике достаточно внимания.

    Первоначальной задачей Пьера де Кубертена и его соратников было стабильное проведение Олимпийских игр, поэтому МОК решал более прикладные задачи.

    В новейшей истории идея зажжения олимпийского огня от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии (по аналогии с ритуалом на Олимпийских играх Древней Греции) и его доставки факельной эстафетой на олимпийский стадион к церемонии открытия Игр была высказана де Кубертеном в 1912 году.

    Зажечь факел можно только лишь от солнца (правда, с использованием специального зеркала) - никаких искусственных источников огня быть не должно. Мать-природа и боги должны сами дать добро на проведение . Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих Играх) погаснет по какой-либо причине. Например, в 1976 году в Монреале огонь погас из-за ливня.

    Первый олимпийский огонь современности был зажжен на Играх 1928 года в Амстердаме.

    Сотрудник Амстердамской электроэнергетической компании зажег первый олимпийский огонь в чаше Марафонской башни Олимпийского стадиона в Амстердаме, и с тех пор этот ритуал является неотъемлемым атрибутом современных Олимпийских игр.

    В 1952, 1956, 1960 и 1994 годух олимпийский огонь зимних Игр зажигался в норвежской деревне Моргендаль в камине дома, где жил основоположник норвежского лыжного спорта Сондре Нордхейм. Тогда и начались сюрпризы от организаторов, которые пытались не только доставить огонь к себе в целости и сохранности, но сделать это как можно более запоминающимся способом.

    После того как олимпийский огонь благополучно добирается до места проведения Игр, начинается эстафета, в ходе которой факел путешествует по просторам страны-хозяйки.

    Эстафета олимпийского огня впервые была проведена во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Более 3 тыс. бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. 1 августа 1936 года огонь зажег немецкий спортсмен Фриц Шильген. На зимних Олимпиадах эстафета впервые была проведена в 1952 году перед Играми в Осло, хотя олимпийский огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году. Начало первая эстафета брала не в Олимпии, а в Моргендале.

    Прибытие олимпийского огня в своё окончательное пристанище на время всех Игр, где его передают последнему (и самому главному) факелоносцу, и тот уже торжественно открывает Олимпиаду.

    Как правило, честь зажечь огонь доверяют известному человеку, чаще всего спортсмену.

    Сценарий этого последнего этапа, а также имя героя организаторы до последнего пытаются держать в тайне, дабы сделать зрелище как можно более захватывающим.

    7 октября этого года факел сочинской Олимпиады доставят в Москву, и начнется самая масштабная эстафета в истории. Огонь побывает во всех регионах страны, поднимется на Эльбрус, опустится на дно Байкала, достигнет Северного полюса и, как ожидается, даже полетит в космос. За 123 дня олимпийский огонь пройдет через 2900 населенных пунктов страны. По расчетам, в зоне часовой доступности от маршрута эстафеты окажутся 90% населения России, таким образом, около 130 миллионов жителей нашей страны смогут стать непосредственными зрителями и участниками эстафеты. В эстафете примут участие 14 тыс. факелоносцев и 30 тыс. волонтеров.

Поделиться