Савельев александр анатольевич финансовый университет. В рыбной отрасли - чс

Александр Савельев руководитель Информационного агентства по рыболовству

Промысел рыбы с 1 января следующего года, до которого осталось 90 дней, будет приостановлен.

На днях в ходе всероссийского селекторного совещания Управление науки и образования Федерального агентства по рыболовству проинформировало общественность о том, что сроки проведения государственной экологической экспертизы общих допустимых уловов и их корректировок не соблюдены. Это и означает, что возникла чрезвычайная ситуация.

Общий допустимый улов или ОДУ – это фундаментальный показатель для отрасли. Каждый рыбак, каждая рыбопромысловая компания в России, владеющая квотами на промысел рыбы либо иных водных биологических ресурсов, ожидает этот показатель, чтобы видеть, какую долю из этого ОДУ допускается выловить в следующем году, чтобы строить свои планы, чтобы, в конце концов, начать собственно промысел с 1 января. Это принципиальная вещь для отрасли. Без ОДУ никакой рыбалки не начнётся.

В этом году рыбаки остались без ОДУ!

В связи с большим, точнее сказать небывалым количеством замечаний со стороны Росприроднадзора к материалам, подготовленным Росрыболовством, приказы о проведении государственной экологической экспертизы были выпущены соответствующим Департаментом Росприроднадзора с неприемлемым опозданием. Например, по Дальневосточному федеральному округу - 17, 18, 19 сентября. При этом срок проведения экспертизы для ОДУ следующего, 2019 года установлен два месяца, и ещё месяц - для корректировок ОДУ. То есть к Новому году не поспеваем.

На сухом чиновничьем языке это выглядит следующим образом. Государственная экологическая экспертиза ОДУ на 2019 год не может быть выполнена в сроки, установленные постановлением правительства Российской Федерации от 25 июля 2009 года № 531 «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» - до 1 октября текущего года. Это приведет к отсутствию у Росрыболовства возможностей для своевременного распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и выдачи разрешений в регламентные сроки и, соответственно, к остановке рыболовства в отношении большинства видов водных биологических ресурсов с 1 января 2019 года.

Надо ли говорить, что срыв сроков проведения экспертизы влечёт за собой существенные убытки предприятий рыбохозяйственного комплекса, прежде всего на промысле минтая и целого рыбного ряда в прибрежном рыболовстве? Причем эти потери не смогут быть восполнены даже в течение последующей работы из-за ограниченного срока промысла в зимний период. Надо ли говорить, что такой новогодний подарок от Росрыболовства не добавит к празднику гастрономической радости и разнообразия на и без того скудные рыбные прилавки?

Единственное, что хоть как-то оправдывает чиновников, так это их чрезвычайная загруженность. Росрыболовство за истекший год настолько увлеклось организацией аукционов в отрасли, что, как говорится, руки не доходят до выполнения непосредственного функционала.

Теперь прогноз.

Проведение государственной экологической экспертизы и корректировки ОДУ целого ряда промысловых объектов закончится не ранее 16 октября. Выпуск приказов Минсельхоза России и Росрыболовства о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между пользователями состоится в течении трех - четырех недель. А их ещё надо опубликовать!

Конечно, в условиях возникшей чрезвычайщины, чиновники сейчас зашевелятся, но простой на промысле наступит гарантированно.

Кто понесёт ответственность за миллионные потери, за недополученные налоговые поступления, за невыплаченные зарплаты? Кто вообще ответит за этот бардак?

Сейчас в правительство, к президенту полетят, как водится, обращения из всех приморских регионов, возмущения, негодования, требования… (В скобках заметим, надо это, например, Олегу Кожемяко накануне выборов?!) Вопросов на самом деле много возникает. А вот вопрос о том, когда и какие чиновники полетят из своих комфортных кресел, - такой же принципиальный для отрасли, как и формирование ОДУ согласно правительственному регламенту.

На самом деле, таких обращений, возмущений, негодований и требований за последний год скопилось немало. Назову лишь недавнее. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников обратилась в Счетную палату РФ с просьбой оценить эффективность государственного управления в рыбохозяйственной сфере. Президент ВАРПЭ Герман Зверев направил в адрес председателя СП РФ Алексея Кудрина обращение с просьбой открыто проанализировать методики оценки эффективности госуправления в рыбохозяйственной сфере, которые используют федеральные ведомства, и финансово-экономические риски законодательной нестабильности. "В последние 3-4 месяца действия правительства Российской Федерации в части регулирования рыбохозяйственного комплекса носят все признаки "регуляторного хаоса" - цитирует письмо Германа Зверева пресс-служба ВАРПЭ на своём сайте.

Любопытно будет узнать реакцию главы ведомства Алексея Кудрина, который и ввёл этот термин в Стратегии развития Российской Федерации на 2018-2024 годы, будучи руководителем "Центр стратегических разработок", равно как и реакцию иных ответственных лиц на сложившуюся чрезвычайную ситуацию в рыбной отрасли.

Рыбоперерабатывающие предприятия, которые входят в Рыбный союз, выступили с предложением снять запрет на поставки рыбы из некоторых стран мира, введенный в августе 2014 года. Инициатива обусловлена тем, что не произошло. О том, почему российский рыбный экспортный рынок «популярнее» внутреннего и какова цена добычи морепродуктов для внутреннего пользования, рассуждает руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев:

Я понимаю Рыбный союз, поскольку они извлекали сверхдоходы из той дряни, которую они везли из-за границы, в том числе эту норвежскую аквакультурную семгу и форель. По признанию норвежских ученых, это самая токсичная еда в мире. Сейчас беспокойство Рыбного союза связано с тем, что большая часть российской рыбы, порядка 60%, выловленной в России, отправляется прямиком на экспорт. Более того, правительство и Росрыболовство предлагает еще триллион рублей потратить на стимулирование экспорта.

Возникает совершенно абсурдная ситуация: с одной стороны, мы всячески мотивируем и стимулируем экспорт, вывозим собственную рыбу, а с другой — недоумеваем, что на рыбоперерабатывающих предприятиях не хватает сырья. Тут, что называется, «либо трусы наденьте, либо крест снимите», поэтому нужно включить все имеющиеся в руках регулятора рычаги, чтобы насытить внутренний рынок собственной рыбой. В том числе необходимо обеспечить сырьем . Самым эффективным способом для этого является дифференциация ставок сбора за пользование водными биоресурсами.

Это значит, что если рыба поставляется на экспорт, то необходимо выполнить план на 100%, а если на внутренний рынок, на предприятия своей страны, то, соответственно, 0%. Нужно отменить возврат НДС экспортерам, убрать все поборы в родных портах, которые строят на пути рыбаков какие-то непреодолимые административные барьеры, рычагов-то много. Нужно создать все условия для насыщения внутреннего рынка, мотивировать его. Пока вся экономическая ситуация складывается таким образом, что везти рыбу на экспорт попросту выгоднее. Во-первых, курс доллара возрос, во-вторых, мы, при вступлении в ВТО, взяли на себя обязательства обнулить ввозные и вывозные пошлины.

Механизм-то понятен: каждый таможенник, пограничник и «ошкурить». Только ветеринарные документы стоят российским рыбакам порядка 9 млрд рублей в год. Кто при такой ситуации в здравом уме повезет рыбу в родной порт? Поэтому эти недоумения и эти стоны по поводу того, что нет сырья, вполне понятны, с одной стороны, а с другой стороны, все в руках регулятора — надо включать голову, прежде всего. Рыбный бизнес из-за «регуляторного хаоса» несет убытки в 17 млрд рублей ежегодно.

  1. Дата: 27.12.2012
    ГРНИП: 312774636200749
    Налоговый орган:
    Причина внесения изменений: (Р21001) Регистрация ФЛ в качестве ИП
    Документы:
    - Р21001 Заявление о регистрации ФЛ в качестве ИП
    - Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ
    - Заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения
  2. Дата: 27.12.2012
    ГРНИП: 412774636209902
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений:
  3. Дата: 29.12.2012
    ГРНИП: 412774636408063
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений:
  4. Дата: 20.02.2013
    ГРНИП: 413774605100676
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: (Р26001) Прекращение деятельности ИП
    Документы:
    - Р26001 Заявление о прекращении деятельности ИП
    - Документ, подтверждающий представление сведений в ПФР
    - Документ об оплате государственной пошлины
  5. Дата: 20.02.2013
    ГРНИП: 413774605100687
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Внесение сведений об учете в налоговом органе
  6. Дата: 11.12.2013
    ГРНИП: 413774634507553
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Внесение сведений о регистрации в ПФ РФ
Поделиться