История физической культуры: от силовой атлетики до бодибилдинга. Реальные богатыри былых времён Самые сильные люди 19 века

Среди учебных изданий, посвященных европейскому Средневековью, книга Г.Г.Кенигсбергера стоит особняком. Автор анализирует события, происходившие в странах как Западной, так и Восточной Европы, тесно увязывая их с теми процессами в социальной и культурной жизни, которые развивались в Византии, исламском мире и Центральной Азии Европа в 400-1500 гг. у Г.Кенигсбергера – это отнюдь не «темные века», а весьма динамичный период, в конце которого сформировалась система ценностей, оказавшая огромное влияние на все страны мира. Книга «Средневековая Европа,…

Аргонавты Средневековья Владислав Даркевич

Книга рассказывает о путешествиях в VII–XIII вв., о трудностях дальних странствий и их преодолении, о стремлении людей той эпохи раздвинуть границы известного им мира. Средневековые землепроходцы переносили из страны в страну верования, моды, ремесленные традиции, произведения искусства и памятники письменности. Их деятельность способствовала взаимообогащению культур, созданию определенного единства средневековой культуры Евразии. Автор привлекает обширный материал из области литературы, археологии, истории искусства, который свидетельствует…

Цивилизация средневекового Запада Жак ле Гофф

Это издание осуществлено при участии Министерства иностранных дел Франции и французского посольства в Москве Автор книги, один из ведущих представителей Школы «Анналов», предпринимает попытку сжато, но предельно ярко и убедительно охарактеризовать основные особенности средневековой цивилизации. В центре внимания автора - Пространство и Время в жизни и восприятии тогдашнего населения Европы, его материальная жизнь, характеристика их социальной системы и, главное, анализ их менталитета, коллективной психологии, способов чувствовать и…

Повседневная жизнь средневековых монахов… Лео Мулен

Мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Что же известно нашим современникам о повседневной жизни монашества, о том, как они молились, как готовились к смерти, что читали, чем питались, как спали? Лео Мулен – признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. Автор убедительно и живо показывает, как,…

Многоликое средневековье А. Иванов

«Времена не выбирают...» Средние века представляются нам сейчас «темной эпохой», далекой и непонятной. Но перенесемся воображением на семь столетий назад, пройдемся по шумным улицам и площадям средневекового города, окинем взором окрестные луга и пашни, заглянем под своды древних, величественных замков - и мы увидим, что и в это непростое время под тяжелой дланью инквизиции бурлила яа!знь, что за этой завесой скрывается целый пласт культуры, так много давший нам, далеким потомкам. В книгу входят работы директора Императорской Николаевской Царскосельской…

Поклонение волхвов как отражение реальных… Ярослав Кеслер

Феномен «Поклонение Волхвов» (иначе называемых тремя восточными царями) имеет прямое отношение к истории возникновения христианства. Обширный, хорошо иллюстрированный обзор по этому вопросу представлен в книге Г. Носовского и А. Фоменко «Реконструкция Всеобщей истории». Однако, в этот обзор не включена книга, содержащая уникальные сведения о «Поклонении волхвов» как об отражении реальных средневековых событий и изданная на русском языке в 1998 г.: Иоанн Хильдесхаймский «Легенда о трех святых царях».

Другая история Средневековья. От древности… Дмитрий Калюжный

Поразительные факты и неожиданные выводы: «простые схемы» традиционной истории рассыпаются, открывая новое, неведомое прошлое человечества. Авторы, используя огромный объем фактического материала, предлагают новые версии истории Средневековья, будоража мысль читателя, и сердце замирает в ожидании новых прозрений. Книга продолжает проект «Хронотрон», вызвавший повышенный интерес у читателей.

Осень средневековья Йохан Хейзинга

Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. -- 5-е изд.; просмотрено переводчиком. -- (Библиотека истории культуры). ISBN 5-8112-0728-X Книга нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги, впервые вышедшая в свет в 1919 г., выдержала на родине уже более двух десятков изданий, была переведена на многие языки и стала выдающимся культурным явлением ХХ века. В России выходит третьим, исправленным изданием с подробным научным аппаратом. "Осень Средневековья" рассматривает социокультурный феномен позднего Средневековья с подробной…

Очерки истории средневекового Новгорода Владимир Янин

Средневековый Новгород всегда привлекал внимание исследователей. Для одних он почитался как родина российской монархии. Для других стал символом республиканских устремлений и колыбелью вечевой демократии. Масштабные археологические исследования Новгорода в последние десятилетия многократно умножили сумму источников по истории этого города и государства. Открытие берестяных грамот, число которых сегодня приближается к 1000, позволило услышать голоса новгородцев, живших в XI–XV столетиях, и решить многие проблемы, считавшиеся раньше спорными.…

Денежно-весовые системы домонгольской Руси… Владимир Янин

Книга посвящена исследованию денежного обращения Древней Руси в средневековую эпоху. Первую часть издания составляет монография «Денежно-весовые системы русского средневековья», опубликованная в 1956 г. и давно ставшая библиографической редкостью. Во второй части собраны статьи, отражающие историю и процессы формирования и развития денежной системы Новгорода в X–XIV вв., а также организацию новгородского монетного чекана в XV–XVII вв. Книга предназначена для нумизматов, историков, археологов и всех интересующихся нумизматикой. В оформлении…

Влияние ислама на средневековую Европу Уильям Уотт

Популярный очерк средневекового ислама, его контактов с культурой средневековой Европы написан известным английским исламоведом на основе анализа источников и с привлечением новейших исследований. Когда арабские исследования, арабская мысль, арабские сочинения предстают в полном объеме, становится ясно, что без арабов европейская наука и философия не смогли бы развиваться такими темпами. Они не только сохранили живыми науки, которые постигли, но и расширили их диапазон. Когда около 1100-го годов европейцы стали серьезно интересоваться наукой…

История философии. Античная и средневековая… Владислав Татаркевич

«История философии» Вл. Татаркевича (1886–1980), академика ПАН, известного польского историка философии, специалиста по этике и эстетике, выдержала в своей стране более десяти изданий и является популярным учебником по истории европейской философской мысли. Книга отличается энциклопедичностью, ясностью и простотой языка, содержит оригинальную концепцию развития историко-философского знания. Она переведена на многие европейские языки, издана в США и Китае. На русском языке публикуется впервые. Рекомендуется преподавателям и студентам высших…

Средневековый роман и повесть Кристьен де Труа

В нашем представлении о Средневековье фигура рыцаря - неизменно на первом плане. Крестовые походы и рыцарские турниры, поклонение прекрасным дамам и верность рыцарскому долгу и слову - все это можно почерпнуть из средневековых романов XI и в XII столетий.

Зарождение средневековой цивилизации Западной… Наталия Басовская

Запись программы из цикла "ACADEMIA". Крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская рассказывает о зарождении Средневековья, о том, как могли появиться общество, культура, цивилизация, которую никто не планировал, никто не прогнозировал.

Чань-буддизм и культура психической деятельности… Н. Абаев

В монографии на материале широкого круга оригинальных китайских источников исследуется малоизученный пласт средневековой китайской культуры, впервые выделяемый автором как самостоятельный объект изучения, показана роль чань-буддизма в ее формировании. Анализируются характерные особенности культуры психической деятельности в чань-буддизме, исследуется ее вклад в развитие традиционной психокультуры в средневековом Китае, показано ее прикладное значение в психофизической подготовке человека к экстремальным условиям деятельности, рассматривается…

«Русский - значит сильный!». Культ физической силы в России был всегда. Неслучайно главными героями народных сказаний были дюжие богатыри. Силачей в нашей истории с излишком.

Цари и воеводы

Евпатий Коловрат

Евпатия Коловрата можно назвать самым сильным русским воеводой. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, как Евпатий со своей дружиной вступил в неравный бой с полчищами монголо-татар «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими».

Батый послал разобраться с Евлампием своего лучшего богатыря Хостоврула. Коловрат разрубил его пополам до седла. Только стенобитными орудиями монголо-татары смогли одолеть дружину Коловрата, а тело воеводы Батый отдал остаткам дружины для почетных похорон - случай уникальный для древнерусской истории.

Скопин Шуйский

Михаил Скопин-Шуйский был непобедимым полководцем Смутного времени. Он подавил восстание Болотникова, вел переговоры со шведами, начал реформировать русскую армию, но был отравлен дочерью Малюты Скуратова из-за политических интриг Дмитрия Шуйского.

По описаниям современников, Михаил Васильевич отличался богатырским сложением. В историческом музее хранится палаш Скопина-Шуйского. Тяжелое оружие, для очень сильного человека.

Петр Первый

Петра Первого можно смело назвать самым сильным русским царем. Его рост был 204 сантиметра, а физическая сила поражала видваших виды современников.
Петр скручивал пальцами монеты, сворачивал «в бараний рог» чугунные сковородки, а пригодность подковы для своей лошади Лизетты проверял лично, ломая одну за другой. О силе Петра Первого сложена не одна народная сказка.

Александр III

Российский император Александр III обладал выдающейся физической силой. Он с юности не любил светские развлечения, предпочитая балам и раутам уроки верховой езды и занятия физкультурой. Братья говорили про него: «Сашка-наш Геркулес».
Применить свою силу императору пришлось в нееординарной ситуации.17 октября 1888 года, во время возвращения с Крыма, произошло знаменитое крушение императорского поезда. Крыша вагона, в котором находилась семья Александра III, начала проваливаться.

Император принял на свои плечи падающую крышу и держал ее до тех пор, пока его жена и дети не выбрались живыми и невредимыми из-под обломков. После вызволения семьи, Александр III не мешкал и бросился помогать другим пострадавшим.

Борцы и силачи

Григорий Русаков

Курянин Григорий Русаков стал всемирно-известным борцом после своего дебюта на Донбассе, где он работал на шахте. После покорения России, Русаков выиграл мировые чемпионаты в Аргентине (1913) и Париже (1915).
Как и другие именитые борцы, он был лично освобожден Николаем II от воинской службы.

Но не все было гладко в жизни Русакова. Он трижды привлекался к уголовной ответственности в 1929, 1938, 1944 годах.

Русаков был ещё известен тем, что неоднократно вступал в показательные схватки с медведями, гнул подковы и рельсы, а однажды в Лондоне победил в бою быка.

Иван Поддубный

Кто такой Иван Поддубный знают все. Это самый известный русский силач, гиревик, борец. Интересно, что свой первый поединок Поддубный проиграл. Это его очень сильно замотивировало: он установил себе жесткий режим тренировок, упражнялся с двухпудовыми гирями, 112-килограммовой штангой, отказался от табака и спиртного, обливался холодной водой. До конца жизни носил с собой чугунную трость. Больше он не проигрывал.

Покорил Поддубный и Америку. Там он собирал полные залы, соревнуясь по правилам американской борьбы. Из США он фактически сбежал, расторгнув грабительский контракт и оставив американцам причитавшиеся ему гонорары.

Под конец жизни Поддубный признавался, что единственная сила, которая могла его одолеть – бабы: «Всю жизнь меня, дурака, с пути-дорожки сбивали».

Иван Заикин

Иван Заикин - один из самых прославленных русских силачей. Чемпион мира по борьбе, Чемпион по поднятию тяжестей, цирковой артист, один из первых русских авиаторов.

Зарубежные газеты назвали Заикина «Шаляпиным русских мускулов». Его атлетические номера вызывали сенсацию и в России, и за рубежом. В 1908 году во время гастролей в Париже Заикин шокировал публику тем, что рвал любые цепи, браслеты и галстуки, гнул металлические балки.

Заикин носил на плечах 25–пудовый якорь, поднимал на плечи длинную штангу, на которую усаживалось десять человек, и начинал ее вращать («живая карусель»).

Георг Гаккеншмидт

Георга Гаккеншмидт называли «русским львом» и «самым сильным селовеком рубежа веков». Он был Чемпион мира по борьбе и мировым рекордсменом мира тяжелой атлетике.

Георг с детства занимался спортом, для укрепления ног практиковал подъемы по винтовой лестнице к шпилю церкви с двухпудовыми гирями. Заслуга того, что Гакк стал борцом принадлежит «отцу русский атлетики» доктору Краевскому - он убедил Георга, что он может стать самым сильным в мире.

И Краевский не ошибся - Гакк покорил и Россию, и Европу, и Америку.

Гакк одной рукой выжимал штангу весом 122 кг, выжимал на борцовском мосту штангу весом 145 кг.

Скрещенными на спине руками Гаак поднимал из глубокого приседа 86 кг. С 50-киллограмовой штангой атлет приседал 50 раз. Сегодня это упражение так и называется «гакк-присед».

Петр Крылов

Петр Крылов был силачем и бессменным призером конкурсов на лучшую атлетическую фигуру. Ещё в детстве он выбрал себе кумира - атлета Эмиля Фосса, который выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре.

Крылов установил несколько мировых рекордов. В положении «борцовский мост» он выжимал двумя руками 134 кг, левой рукой– 114,6 кг. Жим в «солдатской стойке»: левой рукой 86 раз подряд поднимал двухпудовую гирю.

Крылова называли «королем гирь». Он был родоначальник зрелищных трюков, которые тогда повторяли другие атлеты, а сегодня десантники: сгибание рельса на плечах, проезд автомобиля по телу, поднятие платформы с лошадью и всадником.

Григорий Кащеев

На этом фото с видными и далеко не маленькими борцами Григорий Кащеев выделяется ростом - 218 см и своей формой одежды - простая косоворотка.

В 1906 году Григорий Кащеев впервые встретился с борцами мирового класса и подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену.

Вскоре Кащеев клал на лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным покорил Париж на Всемирном чемпионате.

Так блестяще начавшаяся, карьера Кащеева не сложилась - борец стал дауншифтером, отказался от самых выгодных предложений, все бросил и уехал к себе в деревню пахать землю.

Александр Засс

Александра Засса называли «железным Самсоном». Он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90–килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами.

В знаменитом аттракционе Человек–снаряд Александр Засс ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12–метровую траекторию.

В 1938 году в Шеффилде на глазах собравшейся толпы его переехал груженный углем грузовик. Самсон встал и, улыбаясь, раскланялся перед зрителями.

Засс был одним из первых, кто ввел в свою ситсему тренировок изометрические упражнения. Это позволило ему так укрепить сухожилия, что при своем небольшом весе он умудрялся ставить рекорды, которые не побиты до сих пор.

Иван Шемякин

Двухметровый гигант, Иван Шемякин на своем первом занятии в атлетической школе смог толкнуть двумя руками штангу всего в 72 килограмма, но это не смутило его. Он стал упорно тренироваться.

Тренировки принесли результаты: Шемякин победил в состязаниях Велосипедно-атлетического общества по гирям и взял третий приз на чемпионате России.

В 1908 году в Петербурге Шемякин показал уникальный силовой номер - на его плече согнули металлическую балку.

В 1913 году, участвуя во всемирном чемпионате, проходившем в Петербургском цирке «Модерн», Иван Шемякин победил знаменитого Ивана Заикина, и мощного, злого на ковре, Николая Вахтурова и занял первое место. Шемякин одолевал и других борцов с мировым именем, но его встречи с Иваном Поддубным всегда оканчивались вничью.

Иван Лебедев

В 1916 году, Иван Лебедев (силачи называли его «дядя Ваня») издал книгу «Руководство, как развивать свою силу, упражняясь тяжелыми гирями». Лебедев не только развивал в России атлетику и борьбу, но и сам был знатным силачем. Занимался он у все того же корифея «русской силы» Владислава Краевского.

Лебедев издавал журнал «Геркулес» и был первым в России промоутером. Его заметки интересны и сегодня.

Относительно режима жизни он писал: «Организм человеческий не терпит стеснений, но излишество каждое вредно. Что касается пищи, то решительно не советую есть мясо: оно вносит в ваш организм продукты гнилостного разложения и образует мочевую кислоту, отравляющую организм. Основное правило для еды: жевать как можно медленнее. Пить спиртные напитки и курить – совсем не советую. Спать – 7–8 часов. Одеваться, не кутаясь и не нося теплого белья. Свежий воздух и вода (души или обмывания) – необходимы для каждого человека, желающего быть сильным и здоровым ».

Василий Алексеев

Василий Алексеев - последний богатырь советской эпохи. «Русский медведь» (так его прозвали зарубежные фанаты) дважды становился Чемпионом Олимпийских игр, шесть раз - Чемпионом мира, шесть раз - Чемпионом Европы, семь лет держал первое место на чемпионатах СССР.

За время своей спортивной карьеры Василий Алексеев установил 80 мировых рекордов и 81 рекорд СССР. Также он является «вечным» обладателем действующего мирового рекорда по сумме трёх упражнений - 645 кг (сейчас в этой дисциплине соревнования не проводятся).

Василий Алексеев соревновался сам с собой, раз от раза ставя все новые рекорды на чемпионатах. Именно он открыл эру «шестисотников», первым покорив шестисоткилограммовый пик. С 1989 по 1992 год Алексеев тренировал сборную страны и Объединенную команду по тяжелой атлетике. За время его тренерской работы ни один из членов сборной не получил травм. Один из его преданных фанатов - Арнольд Шварценеггер.

Юрий Власов

Ещё один гениальный советский штангист - "железный человек" Юрий Власов. Олимпийский чемпион (1960), серебряный призёр Игр (1964), 4-кратный чемпион мира (1959, 1961-1963), 6-кратный чемпион Европы (1959-1964; в неолимпийские годы чемпионаты проводились в рамках чемпионатов мира), 5-кратный чемпион СССР (1959-1963). Юрий Власов установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (1957-1967).
Юрий Власов дважды был знаменосцем делегации СССР на открытии Олимпийских игр 1960 и 1964 годов.

Иван Денисов

Перейдем к современным силачам. Традиции гиревого спорта в России сильны и сегодня. Одним из сильнейших гиревиков в мире является представитель челябинской гиревой школы Иван Денисов - мастер спорта международного класса. Иван Денисов - многократный Чемпион России, Европы и Мира, многократный рекордсмен России, Европы и Мира.

В 2005 году на Чемпионате Мира в Москве Денисов установил абсолютные мировые рекорды в толчке равный 175 подъемов и сумме двоеборья 281 очко. Ранее рекорды принадлежали Сергею Мишину и были неизменными более десяти лет.

Александр Карелин

«Сан Саныч» Карелин при рождении весил 6,5 килограмм, в 13 лет у него был рост 178 см и вес 78 килограмм. Уже через 4 года после прихода в секцию, Карелин стал чемпионом мира среди молодежи.

За свою спортивную карьеру борец собрал всевозможные титулы, победил в 887 схватках, уступил всего два раза. Трижды брал Олимпийское золото, 9 раз становился чемпионом мира, 12 раз - чемпионом Европы, 13 раз брал золото на чемпионатах СССР, СНГ и России. Александр Карелин четырежды награждался «Золотым поясом» как лучший борец планеты.

20 февраля 1999 года Карелин провел поединок с японским бойцом Акирой Маедой. «Русский медведь» использовал в ринге только арсенал родной греко-римской борьбы. Маеде в начале боя удалось провести несколько ударов ногами, но не прошло и минуты, как он превратился в тренировочный манекен для отработки бросков.

Фёдор Емельяненко

Фёдор Емельяненко, «последний император», на протяжении почти десяти лет оставался непобеждённым, что беспрецедентно в истории MMA.

Емельяненко - четырёхкратный чемпион мира по ММА в тяжёлом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA», четырёхкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Заслуженный мастер спорта по самбо и мастер спорта международного класса по дзюдо.

Владимир Гиляровский

Ещё один русский силач от литературы - Владимир Гиляровский.

В шестнадцать лет он сбежал из дома. Пройдя двести километров пешком от Вологды до Ярославля, нанялся в бурлацкую артель. Сначала бурлаки сомневались, брать ли паренька, но Гиляй обладал потрясающей физической силой, вытащил из кармана пятак и легко свернул его в трубочку.

Михаил Чехов так вспоминал о первом визите «дяди Гиляя» в чеховский дом: «Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку».

ЕГИПЕТ .

Самой яркой иллюстрацией борьбы в Египте являются рисунки на могилах в Бенн-Рассане, относящиеся к 3000 году до нашей эры. На них изображены три положения борцов: два в стойке, напоминающие задний и обратный пояса, и одно в лежачем на земле положении, На рисунке, изображающем схватку лежа на земле, верхний противник старается дожать нижнего на спину, а тот, сопротивляясь, делает подобие полумоста, причем держится за ногу верхнего.
Отсюда вытекает, что в Египте борцам разрешалось применять в схватках захваты всего тела, т.е. борьба была вольной, и, кроме того, требовалось дожать противника на лопатки. Характерным является для спортивных состязаний древности то, что на борцах, изображенных на этих рисунках, одеты пояса-бандажи. Из надписей, относящихся к царствованию Псаменнита, видно, что при дворе фараонов были особые борцы, на обязанности которых лежало выступать в состязаниях во время празднеств.

ЭТРУРИЯ.

На вазах, обычных свидетелях жизни этрусков, мы не видим изображения борьбы, но зато на одной гробнице есть два рисунка моментов схваток борцов. На одном из них борец применяет прием, несколько похожий на нынешнее "тур-де-бра", причем сам, как это требуется и в теперешней греко-римской борьбе, идет на одно колено. На другом за схваткой борцов, из которых один делает определенное "тур-де-бра", следит судья или учитель. Противники без костюмов и бандажей, совершенно голые. На учителе определенно профессиональный костюм, не похожий на обычные этрусские одеяния: венок на голове, оригинального фасона плащ и прямая палка в руке, служившая, наверно, для ударов в случае применения борцами неправильных приемов.

ЯПОНИЯ.

Легенды Японии говорят о том, что 2000 лет тому назад знаменитый силач Нони-но-Сукуне победил в борьбе геркулеса Тейему, взявшись за ноги противника и перекинув его через голову. Колоссальный Тейема с такой силой ударился, падая на землю, что не мог встать, и победитель, по обычаю, затоптал его ногами насмерть. Впоследствии - продолжает легенда - Нони- но-Сукуне составил список правил и приемов, пользуясь которыми <слабый мог бросить сильнейшего>. Обычай затаптывать противника до смерти был отменен тем же самым Нони-но-Сукуне, сделавшимся или человеколюбивее к старости, или из чувства предосторожности, чтобы его самого не постигла такая же судьба, в случае поражения более молодыми. Нони-но-Сукуне считается патроном японских борцов до сих пор.

О таких же состязаниях и борьбе с рядом выработанных приемов и правил говорят нам предания всех времен и народов: и памятники мексиканских инков, и древнерусские былины, и сказания Кавказа о Рустаме-богатыре, и скандинавские саги о викингах, и эпос Индии о Наде и Дамаяити. Минуя все это, мы остановимся на борьбе в древней Греции и Риме, где сложилась целая система борьбы, перешедшая через средние века в наше время, - сначала под именем греко- римской, потом под названием французской, потом классической и снова - греко-римской.

ГРЕЦИЯ.

Говоря о борьбе в Греции, нужно принять в расчет два периода: 1) героический, гомеровский и 2) исторический.

В гомеровском периоде борьба называется <изнурительной силам>. Песнь XXIII <Илиады> говорит о том, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы: победитель получал <медный огненный треножник, ценою в двенадцать волов>; побежденный - <юную рукодельницу>. Боролись Одиссей и Аякс. Сначала противники схватываются крест-накрест, и Аякс бросает Одиссея на землю. Тот поднимается и сваливает своего более сильного противника подножкой, при этом падая ему на грудь. Ахиллес, в качестве судьи, признает схватку кончившейся в ничью и награждает обоих равными призами. Вывод - борьба была вольной и надо было для признания победы или бросить противника на землю несколько раз, или перевернуть на лопатки. Схватка не ограничивалась сроком, почему и название ее: <изнурительная силам>. Перед борьбой гомеровские противники одевают специальные пояса-бандажи.

Насколько состязания в борьбе были популярны, видно из того, что <Илиада>, повествуя о схватке между Ахиллесом и Агамемноном, в качестве судей схватки выставляет богов, которые, заинтересовавшись ходом борьбы и желая добиться какого-либо результата, увеличивают силу, рост и выносливость противников. Предание о походе аргонавтов под предводительством Ясона в Колхиду на корабле Арго за золотым руном, говорит о том, что Ясон во время остановки на острове Лемносе первый ввел пятиборье (пентакль). Благодаря введению в эти состязания борьбы, победителем среди аргонавтов вышел сильнейший из них борец Палей. О любимейшем силаче греческого эпоса героического периода - Геркулесе - мы видим указание на то, как он боролся, в описании двух его подвигов: с Антеем, которому всякий раз, когда он касался земли, прибавлялось силы, и которого поэтому Геркулес мог победить только задушив, при подъеме высоко от земли, а также с египетским разбойником Каком. Будучи обожествлен, в качестве самого популярного силача героического периода, как греками, так и римлянами, - Геркулес по наследству от них перешел к галлам под именем Пантофага. Галльские легенды о подвигах и приключениях Геркулеса-Пантофага пересказаны французским сатириком Рабле в 1532 г. в книге, вошедшей в классическую литературу под заглавием. Эта книга, получившая мировую известность, подписана псевдонимом <Алкофрибас Нозье>.


В историческом периоде жизни Греции состязания в борьбе являются настолько излюбленным спортом, что победителей осыпали целым рядом почестей. Они освобождались от всяких налогов, имели право занимать везде почетные места, в сражении бились рядом с царем (что было очень выгодно для последнего), входили в родной город через особый, специально сделанный для этой цели в городской стене пролом. Награждая победителя триумфальным входом или въездом в родной город через этот пролом, сограждане силача показывали, что им не страшны никакие стены. На спортивных состязаниях в древней Греции, имевших большое общественное значение в древнем мире, борьба как спорт появляется с XVIII Олимпиады. С XXXIII Олимпиады она соединяется с кулачным боем. Подобно тому, как бег, тоже излюбленный спорт греков, требовал победы в состязании на один, на два и на множество кругов, а также при полном вооружении - так и борец для признания победителем должен был выйти первым в ряде состязаний. От него требовалось побороть сначала одного противника, затем пятерых поочередно и выйти победителем в борьбе, соединенной с кулачным боем. Сначала характер борьбы был чисто любительский, боролись из-за почестей. Но профессионализм был уже не за горами: этому способствовали слишком крупные денежные премии победителям, достигавшие в Афинах баснословной по тому времени суммы в 500 драхм. Эти премии создали разделение борцов на любителей и профессионалов. Как те, так и другие изучали приемы и правила борьбы в особых помещениях (гимназиум) под руководством опытных учителей из старых борцов. В гимназиумах были особые снаряды для тренировки - гири (гальтеры) и тяжелые подвесные мешки с песком. И при тренировке, и в состязаниях борцы натирали свое тело маслом, а потом посыпали песком, причем боролись совершенно голыми. После схваток масло и грязь приходилось отскребывать специальными ручными лопаточками, затем борцы шли в горячую или холодную ванну. Для признания победы так же, как в гомеровском периоде, требовалось или бросить противника на землю три раза, или опрокинуть его на лопатки, причем в последнем случае допускалась борьба лежа на земле (партерная). Сначала применялись захваты всего тела, но со временем кодекс правил борьбы стал требовать нанесения захватов только до талии противника.

Историки Павзаний и Диоген Лаерций говорят о том, что борцы исторического периода Греции придерживались известного режима: после борьбы ложились отдыхать, ели молочный сыр, пшеницу, мясо молодого козленка и избегали пить вино.
РИМ.

Суровые нравы начального <железного> Рима заставляли каждого гражданина стремиться к развитию силы. Поэтому борьба - <состязание сильных>, как называет ее Овидий, - имела в качестве спорта широкое распространение среди всех слоев римлян. <Энеида> Виргилия говорит о схватках в борьбе Энея и его спутника, называя борьбу <показывающей превосходство перед всеми>. Но с течением веков железный Рим уступил место изнеженному Риму цесаризма, и вместе с тем состязания в борьбе начали носить исключительно профессиональный характер, и в них выступают одни пленные рабы-гладиаторы. Из самого слова <гладиатор> видно, что побежденному в любом виде состязаний могла грозить смерть (gladius - меч), а потому состязание в борьбе, как и в прочих боях гладиаторов, носили ожесточенный характер. Впервые упоминаются состязания в борьбе при описании праздника, устроенного императором Марком Фульвием в 186 г. до нашей эры. Особенно пышного расцвета достигли состязания в борьбе при Нероне Агенобарбе, который и сам иногда выходил на борьбу, причем по обычаю всех владык всех эпох и народов должен был выходить победителем. Насколько вообще была велика страсть у римских императоров выступать в качестве профессиональных силачей на аренах цирка, видно из истории царствования Коммода. Этот необычайного сложения колосс, борясь с гладиаторами, после победы закалывал своего противника, если тот казался ему очень сильным (поражения Коммода не допускались в виду его императорского звания). Историческим фактом является и то, что победы в борьбе доставили императорский трон гиганту-пастуху, - варвару Максимилиану. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание последнего своим необычайным ростом и телосложением. Север, решив приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, произвел испытание его силы и выносливости: Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке 7 легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов, находившихся в лагере Севера. Начало карьеры было сделано, и через несколько лет Рим привет- ствовал императора Максимилиана. Не уступая в аппетите Гаргантюа Рабле, Максимилиан, по рассказам историков, выпивал в день ведро вина и съедал 60 фунтов мяса.

В эпоху цесаризма гладиаторы подвергались не меньшей тренировке, нежели древние греки. В их <палестрах> тренировка сопровождалась и ваннами и специальным массажем. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов и угрожавший существованию Рима, - он также обладал колоссальной силой и был одним из лучших борцов <палестр>. У гладиаторов сложился целый кодекс правил и приемов борьбы, отчасти заимствованных у греков, отчасти выработанных самими условиями состязаний в цирке, где побежденному могла грозить смерть. Ввиду последнего обстоятельства, стиль борьбы римлян был вольный, схватки носили грубый, ожесточенный характер, причем побежденным, естественно, считался опрокинутый на спину, как находящийся в безвыходном положении.

БОРЬБА В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЙ ИСТОРИИ ДО XIX ВЕКА.

В средние века человеческая сила имела колоссальное значение, но в большинстве случаев состязания сводились к вооруженному бою. Поэтому в средневековых хрониках борьбе, как состязанию противников без оружия, отводится не так много места. Тем более, что борьба являлась спортом исключительно народных масс, которым было воспрещено заниматься вооруженным и конным спортом, являвшимся исключительно привилегией высшего класса. Большинство рассказов о феноменальных силачах средневековья говорят нам или о поднимании ими баснословных тяжестей, или о смер- тоносных ударах их кулаков и мечей. Правда, в этих рассказах фигурируют исключительно коронованные особы или рыцари. Таковы рассказы об Иоанне Цимисхии, Пипине Коротком, Карле Мартелле, сбивавшем кулаком любого силача с ног, Карле Великом, подымавшем на ладони вооруженного рыцаря, великане Экофере, Роланде, рассекшем пополам скалу в Россенвале, Бетране Дюгесклене и т.д. Достоверно известно из хроник и летописей только то, что на всех ярмарках среди массы увеселений были и состязания в борьбе, в которых выступали особые профессиональные, силачи, обыкновенно отличавшиеся колоссальным ростом и размерами тела, вызывавшие желающих из населения помериться с ними Силами. Известно также и то, что в Западной Европе тогда существовало два стиля борьбы: один - с подножками, бросанием через голову и ударами головой; другой - чисто силовой, напоминающий русскую борьбу в обхват и отчасти современную греко-римскую, но только в ее силовых приемах. Побежденным считался брошенный на землю. Профессионализм при переходе из средних веков в новую историю находит себе применение не только на ярмарках - при целом ряде дворов королей и вельмож среди остальных приближенных находятся особые борцы, выступающие на состязаниях.

Безусловно, большое влияние на развитие борьбы в Европе как спорта оказало нашествие татар, у которых борьба была любимейшим развлечением. Заслуживает интереса следующий отрывок из дневника польского рыцаря, попавшего в плен к татарам:

<...Пары борцов, точно обезумевшие, схватывались около костров. Иногда падая в костер, они, не замечая ожогов, снова бросались друг на друга. Наградой победителю были две красивые полонянки и прекрасная лошадь с богатым седлом. Мурзы сидели неподвижно на коврах, наблюдая за борьбой. Награду получил тот, кто поборол всех остальных - <сильнейший между сильными>.

Встречи с татарскими борцами, у которых, как у всех народов Востока, допускались захваты всего тела и подножки, сделали в Западной Европе особенно популярной <вольную> борьбу. К ней присоединился еще один очень характерный стиль: <единоборство ногой к ноге>, т.е. сдвигание противника с места. Хроники XVI столетия говорят о том, что никто не мог одолеть в борьбе этого стиля Людовика Буфлера, прозванного <Крепким>. Кто знает, может быть, Людовику Буфлеру в победах помогало его герцогское достоинство, так как, подобно римским Коммодам и Неронам, какая-то непреодолимая сила заставляла стремиться к победам в борьбе и в публичном проявлении своей силы: и Ричарда Львиное Сердце, и султана Саладина, и Скаденберга, и Карла Бургундского, и всех саксонских курфюрстов с Августом Сильным во главе, и Петра I. То же самое наблюдается и в жизни их придворных, - в нашей истории пример не за горами: любовник Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей считали любимейшей забавой борьбу с крепостными своими крестьянами. Призы распределялись в обратном порядке: побежденного ими силача графы Орловы награждали, а имевший несчастье победить какого- нибудь из графов мог вспоминать свою борьбу, сидя в собачьей конуре прикованный на цепь. Борьба в допетровской России, как и потом до XIX века, шла исключительно на силу, причем для победы было достаточно бросить противника на землю. Любимейшим приемом был обхват спереди через верх туловища, который сохранил за собой название <русский обхват накрест>. Отсюда вполне естественно, что решающее значение, помимо силы, имели вес и рост. На ловкость не обращалось ни малейшего внимания, а подножки категорически запрещались и считались почему-то <цыганским> приемом.

В XVI веке мы уже встречаем на Западе руководство по борьбе: это была книга Фабина фон Арерсвальда <Искусство борьбы>, изданная в 1539 году. Затем появилась под таким же заглавием книга, сочиненная Николаем Петерсом и изданная в 1674 г. Кроме того, знаменитый художник той эпохи Альбрехт Дюрер оставил потомству зарисовки не много, не мало, как 119 пар борьбы в самых разнообразных приемах.

Зрители мало вникали в специфику тяжёлой атлетики – формы, техника или точный вес. Их интересовали вопросы более практичные:

А можете унести лошадь на плечах?
А грудью разорвать цепь?
А выдержать автомобиль, проезжающий по шее?
А поднять слонёнка по лестнице?

Каждый силач старался разработать собственную специализацию, чтобы выделиться.

Джон Холтум прославился тем, что ловил 23-килограммовые ядра, выстреливавшие из пушки. (При первой попытке он потерял три пальца.)

Александр Засс («Удивительный Самсон» или «Железный Самсон») был известен тем, что виртуозно сгибал стальные прутья. Этот талант, говорят, помог ему бежать из австрийского плена во время Первой мировой войны. Однажды Александр Засс на своих плечах вынес с поля боя раненого под ним коня.

Зигмунд Брейтбарт голыми руками мог забить железнодорожный костыль через пять дубовых досок толщиной по 2.5 см. В своём заключительном шоу он случайно загнал крепёж себе в ногу, что привело к смертельному заражению крови.

Зрелищные выступления вдохновили многих последователей. Системы тренировок, которые разрабатывали и продавали такие известные силачи, как Евгений Сандов, легли в основу современного бодибилдинга, в котором теперь уже отсутствует захватывающий риск летального исхода или членовредительства.

Истоки культуризма в ретро фотографиях 1890-1940-е годы:

1897. Российский борец Георг Гаккеншмидт тянет канат.

1894. Евгений Сандов в позе греческой статуи, телосложению которой он призывал подражать.

1896. Евгений Сандов позирует на велосипеде.

«Мои упражнения не менее регулярны, чем восход солнца».
Евгений Сандов, 1924 год.

1893. Евгений Сандов демонстрирует своё телосложение в студии.

1900. Силач Евгений Сандов – основоположник современного культуризма.

1920. Гален Гоч под колёсами автомобиля готовится к чемпионату мира среди силачей в Нью-Йорке.

1925. Греческий боксёр и силач Джаст Лессис сгибает железный прут вокруг своей шеи.

1925. Цирковой силач Стефан демонстрирует свою силу, таща зубами автомобиль по улицам Берлина.

1927. Эдвард Рис демонстрирует свою силу. Он поддерживает четырёх актрис, находясь в подвешенном состоянии между двумя стульями.

1927. К. Аттенборроу из Королевской конной гвардии считался самым сильным человеком в британской армии. На фото он держит товарища одной вытянутой рукой.

1935. 21-летний портной Гарри Суонси Пельта завоевал титул сильнейшего человека в Уэльсе.

1927. Эдвард Рис удерживает зубами вес двух женщин.

1 августа 1930. «Сильный мальчик» Льюис Кларк демонстрирует свои мышцы спины.

28 мая 1932. 14-летний «Мальчик Самсон» поддерживает 91-килограммовый мотоцикл и мотоциклиста.

3 июня 1932. Дж Роллеано выдерживает вес автомобиля Citroen, который проезжает по его груди.

3 июня 1932. Дж Роллеано тянет зубами грузовик.

26 февраля 1932. Том Джойс объявил себя самым сильным человеком в Бристоле. Вот как он демонстрирует свой мощь: четверо мужчин тянут верёвку, обмотанную вокруг его шеи.

1 августа 1934. «Самый сильный человек в мире» Самсон Браун позволяет мотоциклу проехаться по своему телу.

14 августа 1934. Джо Прайс прибивает объявление 23-килограммовым молотком.

20 сентября 1941. 60-летний британский солдат поднимает вес 227 кг (два человека плюс штанга).

18 марта 1935. Лондонский силач Джордж Чаллард позволяет напарнику согнуть кусок железа вокруг его шеи.

На арену выходят два атлета. У них могучие торсы и огромные кулаки. Даже по виду можно сказать, что они настоящие богатыри. На голове у каждого из них блестит бронзовый шлем, уши для предохранения от ударов прикрыты толстыми повязками. У бойцов нет кожаных боксерских перчаток, но зато руки до локтей оплетены ремнями из толстой бычьей кожи. На ремнях - твердые узелки и даже свинцовые пластинки. От этого удары становятся особенно опасными.

Бой можно было вести до тех пор, пока один из соперников не упадет замертво или не признает себя побежденным. Обычно бойцы не отступали друг перед другом и не защищались: считалось, что уклоняться от ударов недостойно мужчины. Поражение в бою считалось позором. Поэтому спартанцы, участвовавшие во всех других состязаниях, никогда не выступали в кулачных боях. На победу не всегда можно было рассчитывать, а долг чести не позволял спартанцу признать себя побежденным.

Много часов подряд стояли бойцы под палящим солнцем, обмениваясь ударами. Каждый такой удар мог бы свалить быка. Но атлеты словно окаменели, они и виду не показывают, что им больно, что сознание вот-вот готово покинуть их. Часто победа зависела от хладнокровия и стойкости бойца.

Почти ни один кулачный бой в Олимпии «е кончался благополучно. Победители и побежденные покидали арену в синяках и кровоподтеках, со свернутыми челюстями и сломанными ребрами.

Вот эпиграмма, посвященная знаменитому кулачному бойцу того времени Стратофону:
«Одиссей, когда вернулся после двадцатилетнего отсутствия в отечество, был узнан своей собакой Аргосом. Ты же, Стратофон, после четырех часов кулачного боя становишься неузнаваемым не только для собак, но и для всего города. И, если бы ты вздумал взглянуть в зеркало, ты бы вскричал: «Нет, я не Стратофон!»

Самыми знаменитыми кулачными бойцами в древности были силачи из города Кротона. Из этого города, расположенного в Южной Италии, вышло тринадцать победителей Олимпийских игр. Недаром говорили, что последний из кротонцев равен первому среди других греков.

Особенно славился своей силой Милон Кротонский - шестикратный Олимпийский победитель. Он мог, например, взять в ладонь яблоко, и «и один силач не мог разомкнуть его пальцы, несмотря на то что он держал яблоко так нежно, что оно оставалось неповрежденным. Когда Милон становился на каменный диск, то не было человека, который мог бы сдвинуть его с места, хотя диск был смазан маслом.

В то время существовал обычай: победителям Олимпийских игр ставили статую. Рассказывают, что, когда была отлита из бронзы статуя Мило-на Кротонского, атлет сам взвалил ее на плечи, принес в Альтис и установил на постаменте.

С Милоном мог поспорить силой лишь один человек. Это был фессалиец Полидам. Ему также была поставлена в Олимпии статуя, а на барельефах запечатлены его подвиги.

О необыкновенной силе Полидама услышал как-то персидский царь Дарий. Он прислал в Грецию посольство, которому приказал привезти силача к себе во дворец. Полидам приехал в Азию и там на глазах царя одного за другим победил в кулачном бою трех самых сильных гигантов из армии Дария.

В состязаниях по борьбе и в кулачных боях принимали участие и знаменитые люди древнего мира - ученые, писатели. Не раз одерживал победу в борьбе известный философ Платон. Великий математик древности Пифагор, прежде чем прославиться своей знаменитой теоремой, получил признание соотечественников за мужество и стойкость в кулачных боях.

Зрители, заполнявшие стадион в Олимпии, не; раз бывали свидетелями интересных зрелищ. Борьба и кулачные бои сменялись панкратионом. Так назывался поединок, в котором применялись приемы борьбы и кулачного боя. По своей жестокости панкратион даже превосходил кулачные бои. Победа в панкратионе считалась трудной, зато самой почетной. Но особенно большими почестями пользовались атлеты, сумевшие одержать сразу две победы: в кулачном бою и в панкратионе. Таких за историю Олимпийских игр было всего лишь несколько человек. Их имена заносились в особые списки и прославлялись по всей Греции.

Одним из самых знаменитых кулачных бойцов был силач Диагор из Родоса. В 464 году до новой эры его увенчали оливковым венком победителя. Трое сыновей и двое внуков Диагора также не раз одерживали победы на Олимпийских играх.

Когда Диагор был глубоким стариком, его сыновья вновь прославились победами в кулачных боях и панкратионе. В разгар чествования они подошли к отцу, увенчали его седую голову пальмовыми ветвями и, подняв на плечи, понесли через расступившуюся толпу.

Люди восторженно кричали:
- Умри, Диагор, умри! Ибо тебе больше нечего желать, разве только при жизни вознестись к богам на Олимп.

И сердце старого атлета не выдержало: Диагор умер от счастья.

Поделиться